213 трудового кодекса РФ

Содержание

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ в статью 213 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 213 ТК РФ

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

См. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

📌 Реклама Отключить

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 № 34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Отказав организации, суд учел следующее:

  • согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
  • в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;
  • на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

К сведению

Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора.

Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?

Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).

К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.

Категория работников

Нормативные акты

Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей

Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики

Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта

Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)

Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением

Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50

Работники, занятые на подземных работах

Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н

Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.

Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.

Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?

Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).

В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

* * *

Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:

– обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;

– работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;

– если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;

– не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и мед­учреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;

– по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медо­смотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;

– если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;

– за несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).

Федеральный закон от 30.01.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

📌 Реклама Отключить

Статья 213 ТК РФ — Медицинские осмотры некоторых категорий работников

На этой странице представлена статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.

Порядок проведения и источники финансирования обязательных предварительного и периодических медицинских осмотров (обследований) работников образовательных учреждений

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ИСТОЧНИКИ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО И ПЕРИОДИЧЕСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ (ОБСЛЕДОВАНИЙ)

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Порядок проведения медицинских осмотров

Медицинские осмотры (обследования) состояния здоровья работников – важнейшая составляющая в системе профилактических мер, направленных на определение пригодности работников выполнять работу по данной профессии или должности, а также для выявления и предупреждения профессиональных заболеваний в течение трудовой деятельности.

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязательное прохождение медицинских осмотров (обследований) как предварительных, так периодических:

1. Работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта и для лиц в возрасте до 21 года;

2.Работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций, которые проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предварительный медицинский осмотр человек проходит при поступлении на работу перед заключением трудового договора (контракта) с руководителем образовательного учреждения.

Цель данного осмотра является определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, т. е. может ли поступающий на работу по состоянию здоровья работать в условиях данного производства или профессии. Работникам, которым противопоказана работа с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается соответствующее заключение клинико-экспертной комиссии (КЭК) на руки, а копия пересылается в трехдневный срок работодателю, выдавшему направление.

Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью наблюдения за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, своевременного установления начальных признаков профессиональных заболеваний, выявлении общих заболеваний, препятствующих продолжению работы в тех же производственных условиях, а также предупреждении несчастных случаев на производстве.

Основным нормативным документом, регламентирующим организацию и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) является приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Содержание приложения № 2 данного приказа, утвердившего Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры дополнено приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.05 № 000 несколькими пунктами, в частности, п. п. 22,23,24, где конкретно указаны «работы, в образовательных учреждениях всех типов и видов; работы в детских и подростковых

сезонных оздоровительных организациях; в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в том числе санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха».

Таким образом, работники образовательных учреждений, относящихся как к системе общего, профессионального, так и высшего образования обязаны проходить медицинские осмотры, даже если при их выполнении отсутствуют вредные и опасные производственные факторы.

В работе по проведению медицинских осмотров следует использовать приказ Минздравмедпрома России от 01.01.01 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Из данного приказа должны применяться:

Приложения № 1 и № 2, в которых определено участие при проведении медосмотров врачей-специалистов, лабораторные и функциональные исследования, а также медицинские противопоказания в дополнение к общим медицинским противопоказаниям;

Приложение , в котором приведен Перечень общих медицинских противопоказаний;

Приложение (Список профессиональных заболеваний).

Частота проведения медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) совместно с работодателями, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже, чем один раз в два года (приложение № 3 к приказу Минздравсоцразвития от 16.08.04 № 87).

В соответствии с действующим законодательством (ст. 212 Трудового кодекса,

ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 51 Закона РФ «Об образовании») работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).

Работодатель должен обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Контроль за правильным и своевременным проведением обязательных медицинских осмотров осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), куда в случае необходимости профкомы должны обращаться.

Мероприятия по предупреждению заболеваемости должны включаться в коллективные договора, а также в соглашения по охране труда.

В отдельных случаях по решению органов местного самоуправления в некоторых организациях и учреждениях могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).

2.Оплата медицинских осмотров. Источники средств на их финансирование. Налогообложение.

Медицинские осмотры работников образования производятся за счет работодателя на основании законодательства РФ (ст.14 Федерального закона от 01.01.01 г. № 000 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст.213 Трудового кодекса РФ).

Оплата расходов на проведение медицинских осмотров проводится на основании договора, заключенного образовательным учреждением с медицинской организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности.

При проведении периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами могут быть привлечены средства Фонда социального страхования РФ. Фонд может возвратить при определенных условиях предприятию (страхователю) на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников не более 20 % сумм страховых взносов (в том числе на частичное финансирование проведения медосмотров), которые предприятие перечислило в предыдущем году на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Кроме того, финансирование обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) может осуществляться за счет внебюджетных средств.

Расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, относятся к расходам на оплату труда (Налоговый кодекс РФ – п.7 статьи 255).

К сведению, стоимость медицинского осмотра, обязательное проведение которого предусмотрено законодательством РФ, не подлежит обложению Единым социальным налогом (ЕСН) и налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) как установленная законодательством РФ компенсационная выплата (статьи 238 и 217 НК РФ).

Периодические медосмотры по приказу Минздрава № 302н: что изменилось с 2020 года

Что изменилось с 2020 года

Приказом Минздрава от 13.12.2019 № 1032н в приказ 302н внесены изменения в приложения к документу. Как будут проходить медосмотры работников предприятий по новому в 2020 году, отобразили в таблице.

Приложение 1

Исключена позиция, которая ранее устанавливала обязательность ряда процедур:

  • анализ (клинический) крови и мочи;
  • ЭКГ;
  • цифровая флюорография или рентген в 2-х проекциях;
  • ряд обследований для женщин.

Приложение 2

Изменены наименования ряда профессий, которые полагают обязательные проверки.

Приложение 3

Введен п. 6.1, разрешающий учесть итоги ранее проведенного (не позже 1-го года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных осмотров. При выявлении заболеваний врачи обследуют во второй раз. Доктора вправе получить сведения о здоровье по месту проживания работника.

Увеличен перечень документов, которые предоставляет претендент при приеме для предварительного медосмотра.

Ранее:

  • направление;
  • паспорт;
  • заключение психиатра.

Новый формат:

  • направление;
  • документ о регистрации в системе персонифицированного учета;
  • паспорт;
  • решение врачебной комиссии.

Претендент вправе предоставить выписку из медкарты.

Заключение по результатам обследований.

Для предварительных осмотров формируют в 4 (а не в 2) экземплярах не позже 5 рабочих дней и направляются:

  • претенденту;
  • для прикрепления к медкарте;
  • работодателю;
  • в медорганизацию, где обслуживается претендент.

Для периодических осмотров формируют в 5 экземплярах не позже 5 рабочих дней и направляются:

  • работнику;
  • для прикрепления к медкарте;
  • работодателю;
  • в медорганизацию, где обслуживается претендент;
  • по запросу в письменной форме в ФСС при наличии письменного согласия сотрудника.

Ряд изменений вступают в силу с 01.07.2019 и касаются СОУТ. Для работников с вредными и опасными условиями подклассов 3.1-3.4, класса 4 первичный периодический медосмотр проводится центром профпатологии при наличии стажа труда во вредных условиях от 5 лет, следующие периодические — 1 раз в 5 лет.

Те, у кого в наличии стойкие последствия несчастных случаев на работе, проходят медицинский осмотр 1 раз в 5 лет.

При наличии предварительного прогноза по профзаболеванию направляют в центр профпатологии не позже 1 месяца с возникновения предположения о болезни.

Жители Севера при наличии стажа более 5 лет на работах в районе Крайнего Севера вправе пройти осмотр силами мобильных бригад врачей центров профпатологии. В год, когда проводят периодический осмотр, в иной медорганизации процедура не проводится.

Когда и зачем проводят периодические медосмотры

Устанавливает, что входит в периодический медосмотр работников, приказ Минздрава 302н. Перечень зависит от условий труда, предусмотрен осмотр врачами:

  • ЛОР;
  • дерматовенеролог;
  • невролог;
  • хирург;
  • офтальмолог;
  • стоматолог;
  • уролог;
  • онколог;
  • аллерголог.

Цель — проверить на такие риски:

  1. Химические (те, содержание которых в воздушной среде места работы сотрудника и на его кожных покровах измеряются), в том числе элементы биологического характера, выведенные с помощью химического синтеза — антибиотики, витамины.
  2. Биологические (возбудители заболеваний, споры, микроорганизмы, имеющие патогенные свойства).
  3. Физические (излучения ионизирующего и неионизирующего вида, вибрации, шумы, высокая или низкая температура окружающей среды).
  4. Тяжести рабочего процесса (нагрузка статического и динамического вида, поза во время работы, вес грузов).
  5. Напряженность рабочего процесса (степень нагрузки на органы чувств, голос, степень плотности сигналов звука и света).

Сроки процедуры зависят от того, какой вредный фактор влияет и какова степень его опасности. Сроки по приказу 302н определены не реже одного раза в два года, по некоторым воздействующим факторам и видам деятельности — не реже одного раза в год. Работники младше 21 года по приказу 302н проходят периодическое освидетельствование каждый год. Центр профпатологии проводит периодические процедуры не реже 1 раза в 5 лет.

Периодические медосмотры по приказу 302н необходимы для:

  • наблюдения за динамикой состояния здоровья сотрудников, обнаружения на начальной стадии профзаболеваний и степени влияния вредных факторов;
  • обнаружения не только болезней и состояний, препятствующих продолжению трудовой деятельности определенного вида, но и работ, осуществление которых требует контроля состояния здоровья;
  • своевременной разработки списка сохраняющих здоровье мероприятий профилактического и реабилитационного видов;
  • профилактики появления и распространения заболеваний инфекционного и паразитарного видов;
  • недопущения несчастных случаев на предприятии.

Правила оформления медосмотра по приказу 302н

Мероприятия по обеспечению сохранности здоровья проводятся на плановой периодической основе и утверждаются локальным актом работодателя. Определенного на законодательном уровне шаблона медицинского распорядительного документа нет, формируют его произвольно. Ежегодный медицинский осмотр сотрудников организации по приказу 302н проводится на основании распоряжения руководителя, в котором нужно:

  • утвердить дату или график осуществления процедур;
  • определить лицо, ответственное за процесс;
  • дать сведения о медицинском учреждении;
  • разъяснить ответственность за непрохождение периодической медицинской проверки;
  • обязать руководителей подразделений обеспечить явку на периодическое медицинское исследование в соответствии со списками;
  • ознакомить участников процесса под подпись;
  • проинформировать о сотруднике, ответственном за исполнение;
  • приложить перечень работников, которым следует пройти обследование.

Приказ о прохождении медосмотра подписывает руководитель учреждения.

Кто проходит и каких врачей

Для проведения периодических медицинских осмотров работодателем определяется список сотрудников (в зависимости от воздействующего вредного фактора и вида работ, на которых они заняты). Приказом 302н установлена периодичность прохождения медицинских осмотров по профессиям. В список для периодического медосмотра входят работники:

  • на которых влияют вредные факторы производства из утвержденного распорядительным документом Минздрава перечня;
  • чья трудовая деятельность связана с предусмотренным этим же документом списком видов работ и профессий;
  • связанные с транспортом (ст. 213 ТК РФ);
  • трудящиеся в пищевой промышленности, сфере общепита и торговли, медицинских и детских учреждениях, на водопроводных объектах (ст. 213 ТК РФ);
  • спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
  • младше 18 лет (ст. 266 ТК РФ).

Закон о медосмотрах определяет перечень специалистов-медиков и исследований, которые проходят в процессе периодического медицинского осмотра. Они установлены в зависимости от вида работ, включенных приказом 302н Минздрава в перечень, и от влияющих факторов. Медучреждение формирует медицинскую врачебную комиссию под председательством врача-профпатолога, имеющего действующий сертификат, и утверждает состав комиссии.

Перечень медицинских работников, которые должны осмотреть работника во время периодического медицинского осмотра по приказу 302н, приводится в таблице.

Тип воздействия

Врачи

Химическое

  • оториноларинголог;
  • дерматовенеролог;
  • невролог;
  • хирург;
  • офтальмолог;
  • ортопед (по показаниям);
  • стоматолог;
  • уролог;
  • онколог;
  • аллерголог.

Биологическое

  • дерматовенеролог;
  • оториноларинголог;
  • аллерголог;
  • невролог;
  • офтальмолог;
  • стоматолог.

Физическое

  • невролог;
  • хирург;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • дерматовенеролог;
  • аллерголог;
  • стоматолог;
  • уролог;
  • эндокринолог.

Трудовое

  • невролог;
  • хирург;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • аллерголог.

Кто и как направляет на периодический медосмотр

Процедура направления строго определена. Приказ Минздрава 302 н по профосмотрам с изменениями на 2020 год предписывает такую инструкцию. Работодатель:

  1. Составляет перечень сотрудников, включая наименование вида работы и влияющего фактора.
  2. Утверждает список контингента, подлежащего освидетельствованию, и направляет его в терорган Роспотребнадзора по региону нахождения.
  3. Направляет список контингента и пофамильный список сотрудников в медучреждение, которое проведет процедуру, за 2 месяца до ее начала.
  4. Знакомит сотрудников с календарным планом не менее чем за 10 дней до их начала.
  5. Предоставляет направление с указанием наименования нанимателя, формы собственности и вида деятельности по ОКВЭД, наименования медучреждения, вида обследования, Ф.И.О., должности, вида работы сотрудника и влияющих факторов.
  6. По итогам составляет совместный заключительный акт.

Гарантии работникам при прохождении медосмотра

ТК РФ в статье 185 предусмотрел определенные гарантии работникам, участвующим в процедуре медосмотра по приказу 302н. В период обследований за сотрудником должно сохраниться место работы и средний размер оплаты труда.

При обнаружении маркеров профзаболевания работника направляют в центр профпатологии и на время обследования в этом центре за работником сохраняется средняя зарплата.

Последствия непрохождения периодического медицинского осмотра по приказу 302н

ТК РФ вменил в обязанность работодателя проведение осмотров, а для ряда категорий сотрудников — их прохождение. Нарушение этих положений влечет санкции для обеих сторон.

ТК РФ в ст. 214 прямо указывает на обязанность сотрудника пройти медосмотр по приказу 302н. Если ему предоставлено уведомление, а он выразил отказ, наниматель отстраняет работника от исполнения функций до прохождения обследования. Заработная плата за этот период не выплачивается. Предусмотрена и дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора или увольнения.

Если органы контроля выявят на предприятии сотрудников, не прошедших периодический медосмотр, нанимателю грозит штраф в силу ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • от 15 000 до 25 000 рублей — для должностного лица;
  • от 15 000 до 25 000 рублей — для ИП;
  • от 110 000 до 130 000 рублей — для юрлица.

Размер исчисляется от количества не прошедших процедуру сотрудников.

ВАЖНО! Если из-за отсутствия медосмотра по приказу 302н сотруднику причинен тяжелый вред или наступила смерть, должностное лицо несет ответственность уже по ст. 143 УК РФ — с лишением свободы до 5 лет.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *