200 МРОТ это сколько

Содержание

Механизм формирования МРОТ

С помощью точной величины минимальной оплаты труда государство пытается бороться с соцнеравенством в отношении низкоквалифицированных работников. Работодатель не вправе платить зарплату меньше минимально допустимой цены за труд работника.

Показатель МРОТ применяется большинством стран мира (90%), но формируется по-разному, в зависимости от уровня развития экономики государства. В одних странах МРОТ вводится в виде единой национальной величины, которая обязательна для всех работодателей (развивающиеся страны, страны-члены ОЭСР).

Другие, в том числе и Россия, США, предоставляют субъектам право устанавливать МРОТ в зависимости от особенностей регионов. В остальных странах нет единого национального показателя цены за труд, для каждого региона показатель определяется отдельно, например в Японии.

Минимальное значение оплаты труда устанавливается в РФ на федеральном уровне и носит обязательный характер для всех категорий работодателей. Однако регионы вправе формировать собственный размер минимальной оплаты для работающих на территории субъекта РФ, но не ниже общефедерального минимума. Для этого заключается тройственное соглашение. Сторонами соглашения выступают:

  • местные власти региона, края, области, муниципального образования;
  • ассоциации или союзы работодателей;
  • объединения независимых профсоюзов.

После принятия соглашения работодателям предоставляется право сделать выбор: платить «минималку» в соответствии с принятым соглашением, либо по общефедеральному показателю. В течение 30 дней работодатель обязан сообщить о своем выборе.

Противоречия в законодательстве

Согласно ФЗ за №82 от 19 июля 2000 г. минимальная оплата труда привязана к показателю ПМ и не может устанавливаться ниже. Но в тот период невозможно было так резко увеличить «минималку». Этот шаг стал бы причиной ухода в тень только начавшего оправляться от дефолта бизнеса.

Часть 1 ст.133 ТК РФ не работала, и МРОТ не поспевал за растущим ПМ. Так, в период 2001–2006 годов «минималка» составляла 12–23% от ПМ по России. Правительству пришлось дополнить норму оговоркой, что привязка МРОТ к ПМ осуществляется согласно ст. 421 ТК РФ, которая предусматривает порядок и сроки повышения путем принятия федерального закона. Такой закон был принят только 25 декабря 2018 за №481.

Показатель МРОТ с 2010 по 2019 год

Таблица изменений МРОТ за 2010–2019 годы:

Дата установления Величина МРОТ в рублях Законодательный акт Показатель прожиточного минимума в целом на душу населения по РФ
1 января 2019 11 280 ФЗ №481 от 25.12.2018 1 квартал — 10 213
2 квартал — 10 213
май — декабрь 2018
январь — май 2018
11 163
9489
ФЗ №41 от 07.03.2018
ФЗ за №421 от 28.12.2017
1 квартал — 10 038
2 квартал — 10 444
3 квартал — 10 451
4 квартал — 10 213
июль — декабрь 2017
январь — июль 2017
7800
7500
ФЗ №460 от 19.12.2016 1 квартал — 9909
2 квартал — 10 329
3 квартал — 10 328
4 квартал — 9786
январь 2016 6204 ФЗ №376 от 14.12.2015 1 квартал — 9776
2 квартал — 9956
3 квартал — 9889
4 квартал — 9691
МРОТ 2015 с января 5965 ФЗ №408 от 01.12.2014 1 квартал — 9662
2 квартал — 10 017
3 квартал — 9673
4 квартал — 9452
январь 2014 5554 ФЗ №336 от 02.12.2013 1 квартал — 7688
2 квартал — 8192
3 квартал — 8086
4 квартал — 8234
январь 2013 5205 ФЗ №232 от 03.12.2012 1 квартал — 7326
2 квартал — 7372
3 квартал — 7429
4 квартал — 7326
июнь 2011–2012 4611 ФЗ №106 от 01.06.2011 1 квартал 2012 — 6307
2 квартал 2012 — 6385
3 квартал 2012 — 6643
4 квартал 2012 — 6705
1 квартал 2011 — 6473
2 квартал 2011 — 6505
3 квартал 2011 — 6287
4 квартал 2011 — 6209
январь 2009 — июнь 2011 4330 ФЗ №91 от 24.06. 2008 1 квартал 2010 — 5518
2 квартал 2010 — 5625
3 квартал 2010 — 5707
4 квартал 2010 — 5902
1 квартал 2009 — 5083
2 квартал 2009 — 5187
3 квартал 2009 — 5198
4 квартал 2009 — 5144

Из таблицы видно, что резкое повышение МРОТ приходится на период 2018–2019 годов. До этого часть первая ст. 133 ТК РФ в требовании соответствия «минималки» ПМ не соблюдалась и составляла от 11% до 60% величины общефедерального ПМ.

Получалось, что при низкой минимальной зарплате граждане не могли обеспечить даже минимальные жизненно важные потребности, которые включены в ПМ. В частном бизнесе работники оформлялись на минимальную зарплату, а остальная часть заработка выплачивалась в конвертах. Соответственно, в госбюджет не перечислялся НДФЛ, обязательные страховые платежи.

В мировой практике на рынке труда МОТ (Международная организация труда) установлено соотношение между «минималкой» и средней заработной платой в размере 40–50%. В России установленный МОТ показатель в несколько раз меньше, что говорит о проблеме в выполнении социальной функции минимальной оплаты труда — сглаживать неравенство в доходах граждан и служить гарантом достойной жизни работающих категорий населения.

Изменения в расчетах обязательных платежей для бизнеса

Только в 2019 показатели МРОТ и ПМ приравняли, тем самым частично нивелировав неравенство, когда базовая зарплата стала покрывать расходы по ПМ граждан. Но чем выше показатель «минималки», тем больше налогов и взносов приходится платить бизнесу. Также выросли штрафные санкции, привязанные к МРОТ. В связи с этим потребовалось провести изменения в политике начисления обязательных страховых взносов.

С 2018 года с введением поправок в Налоговый кодекс РФ изменили правило расчета обязательных отчислений ИП. Эти платежи «отвязали» от МРОТ. ФЗ за №335 от 27.11.2017 г. закрепил размер фиксированных платежей по страховым отчислениям (ст. 430 НК РФ):

  • при доходе ИП до 300 000 рублей в 2019 году фиксированный платеж составит 29 354 рубля;
  • при доходе ИП свыше 300 000 фиксированный платеж равен 1% с суммы превышения, но не свыше 234 832 рублей.

По обязательному медстрахованию в 2019 году ИП отчисляет 6884 рубля.

Таблица МРОТ в России по годам

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач, для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133. Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты.

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133, МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину, чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя. Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев, при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение, и величины имеют идентичное значение.

За такой исход событий проголосовала государственная дума, мотивируя тем, что именно на базе этого показателя производятся расчеты социальных пособий, заработных плат, компенсаций и прочих выплат.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом.

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий.

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб.

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ. То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон, силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы. Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы.

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной.

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб. В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Документы для скачивания (бесплатно)

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины.

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

Потребительская корзина – примерный расчетный перечень товарных позиций, который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов:

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность.

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная. Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

О доведении размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), а также увеличением количества случаев обращения самих гражданских служащих таких органов с жалобами на получение ежемесячного денежного содержания в размере ниже МРОТ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 июня 2019 года N 18-4/10/В-4438

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими от федеральных органов исполнительной власти запросами в части доведения размера денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие), замещающих отдельные должности федеральной государственной гражданской службы (далее — гражданская служба) в территориальных органах, до уровня не ниже минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), а также увеличением количества случаев обращения самих гражданских служащих таких органов с жалобами на получение ежемесячного денежного содержания в размере ниже МРОТ, сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11280 руб.

Проблема, связанная с недостающим до МРОТ уровнем ежемесячного денежного содержания гражданских служащих, преимущественно замещающих младшие и старшие должности гражданской службы, характерна для всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Основными причинами, повлекшими возникновение рассматриваемой проблемы, является приостановление индексации окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на протяжении 7 лет (в 2009-2011 гг. в связи с мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг., а также в 2014-2017 гг. в связи с экономической ситуацией, сложившейся в этот период), а также изначальное установление в указанных органах ежемесячного денежного поощрения по всем должностям в размере 1 должностного оклада.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» впервые за 4 года с 1 января 2018 г. произведена индексация окладов денежного содержания гражданских служащих на 4%.

Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон N 459-ФЗ) с 1 октября 2019 г. также предусмотрена индексация окладов денежного содержания по должностям гражданской службы на 4,3%.

Вместе с тем в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 г. N 1919-р Министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом финансово-экономических возможностей государства и перспективных планов по его дальнейшему развитию прорабатывается вопрос, связанный с законодательным совершенствованием системы оплаты труда гражданских служащих.

До перехода на новые условия оплаты труда в целях решения задачи по доведению уровня оплаты труда гражданских служащих до конкурентного на рынке труда во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ежегодно (для центральных аппаратов с 2013 г., а для территориальных органов с 2014 г.) в федеральном бюджете предусматриваются средства на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

В соответствии с Федеральным законом N 459-ФЗ в федеральном бюджете на 2019 г. предусмотрены средства на материальное стимулирование гражданских служащих в объеме, превышающем аналогичный показатель 2018 г., в связи с чем в текущем году ожидается рост уровня оплаты труда гражданских служащих, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В целях соблюдения во всех государственных органах требований части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), согласно которой месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ, представитель нанимателя должен обеспечить выплату гражданскому служащему ежемесячного денежного содержания в размере не ниже МРОТ в соответствии с установленной системой и условиями оплаты труда.

При этом с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П и от 11 апреля 2019 г. N 17-П месячное денежное содержание гражданского служащего на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в местностях с особыми климатическими условиями, а также без учета доплат, предусмотренных к выплате в соответствии с положениями трудового законодательства в случае возложения на гражданского служащего дополнительного объема работы или привлечения его к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни.

Следует отметить, что установленные ТК РФ гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не искусственно путем произведения «доплаты до МРОТ», не предусмотренной системой оплаты труда работников, а непосредственно самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав, в связи с чем необходимый уровень ежемесячного денежного содержания гражданских служащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом в случае если достижение данного уровня по отдельным должностям гражданской службы невозможно посредством установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере, то доведение размера ежемесячного денежного содержания гражданских служащих до уровня не ниже МРОТ должно быть обеспечено посредством осуществления стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации подходы, изложенные в настоящем письме, следует применять в работе по организации и выплате гражданским служащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти ежемесячного денежного содержания.

А.А.Черкасов

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Какая зарплата госслужащих с 01.01.2020 и 01.04.2020 года в РФ: размер, индексация, повышение — последние новости

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» прописана необходимость в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок — 1 апреля 2020 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2020 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2020 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.
Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также — спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.
Вместе с тем, повышение зарплат госслужащим в 2020 году связано с их запланированным масштабным сокращением на федеральном, региональном и муниципальном уровне. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.
На 2020 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА «Новости» первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

«Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко.
Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.
Сначала — «автоматически»: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.
На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.
«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности», — пояснила Нестеренко.
Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».
«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.
В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.
По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.
«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.
Кадровый вопрос
Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.
«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.
Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.
«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.
Кто в списках на увольнение?
Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает… В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.
По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.
«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.
По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».
«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.
Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.
Уловка государства?
Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.
«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.
Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.
«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.
Куда пойдут сокращенные госслужащие?
Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».
Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.
«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.
Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО. 09.11.2019 13:59

Минимальный размер оплаты труда ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минздравсоцразвития России Начальник Управления. — презентация

1 Минимальный размер оплаты труда ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минздравсоцразвития России Начальник Управления заработной платы и доходов населения С.Ю. Горбарец Москва 4 апреля 2011 г

2 Правовые основы установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации Статья 7 Конституции Российской Федерации Статьи 2, 130, 133, 421 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 19 июня 2000 года 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с последующими изменениями и дополнениями)

3 Динамика минимального размера оплаты труда в гг г. –с 1 октября– 180 рублей в месяц; –с 1 декабря – 200 рублей в месяц; 1992 г. –с 1 января рублей в месяц; –с 1 апреля рублей в месяц; 1993 г. –с 1 января рублей в месяц; –с 1 апреля рублей в месяц; –с 1 июля – 7740 рублей в месяц; –с 1 декабря– рублей в месяц; 1994 г. –с 1 июля. – рублей в месяц; 1995 г. –с 1 апреля – рублей в месяц; –с 1 мая – рублей в месяц; –с 1 августа рублей в месяц; –с 1 ноября – рублей в месяц; –с 1 декабря – рублей в месяц; 1996 г. –с 1 января – рублей в месяц; –с 1 апреля рублей в месяц; 1997 г. –с 1 января – рублей в месяц; 1998 г. деноминация рублей в месяц; 2000 г. –с 1 июля – 132 рублей в месяц; 2001 г. –с 1 января – 200 рублей в месяц; –с 1 июля – 300 рублей в месяц; 2002 г. –с 1 мая – 450 рублей в месяц; 2003 г. –с 1 октября – 600 рублей в месяц; 2005 г. –с 1 января – 720 рублей в месяц; –с 1 сентября – 800 рублей в месяц; 2006 г. –с 1 мая – 1100 рублей в месяц; 2007 г. –с 1 сентября – 2300 рублей в месяц 2009 г. –с 1 января – 4330 рублей в месяц. Динамика минимального размера оплаты труда в гг.

4 Минимальны размер оплаты труда и прожиточный минимум трудоспособного населения

5 Повышение МРОТ в сентябре 2007 года Заработная плата работника ОКЛАД (ставка) Компенсационные выплаты Стимулирующие выплаты + Социальные выплаты + > МРОТ = 1100 руб. в месяц > МРОТ = 2300 руб. в месяц

6 Соотношение МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения гг.

7 Включение в МРОТ «северных» выплат. Возможные риски и меры меры по их снижению ОКЛАД (ставка) Районный коэффициент % надбавка за северный стаж Х+ руб. Х % > 2300 руб. В ТК РФ прописан Д М О

8 Покупательная способность минимального размера оплаты труда в субъектах Российской Федерации Регионы, где МРОТ составляет менее 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения Камчатский край, Ненецкий авт.округ, Чукотский авт.округ, Ямало-Ненецкий авт.округ, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, г.Москва, Ханты-Мансийский авт.округ – Югра, Сахалинская область, Хабаровский край, Мурманская область. Регионы, где МРОТ составляет % от величины прожиточного минимума трудоспособного населения Удмуртская Республика, Пензенская область, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Брянская область, Орловская область, Кемеровская область, Белгородская область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Тамбовская область

9 Региональные МЗП в 2011 г. Архангельская область5329 рублей в месяц; Хабаровский край5629 рублей в месяц; Республика Саха (Якутия)5130 рублей в месяц; Магаданская область 6500 рублей в месяц; Сахалинская область 9200 рублей в месяц; Ханты-мансийский АО9150 рублей в месяц; Ямало-Ненецкий АО9536 рублей в месяц; Амурская область5357 рублей в месяц; Мурманская область 7903 рублей в месяц; Томская область 4439 рублей в месяц; Новосибирская область5400 рублей в месяц; Алтайский край5503 рублей в месяц; Республика Бурятия5338 рублей в месяц; Красноярский край рублей в месяц; Республика Карелия рублей в месяц; г. Москва рублей в месяц; Калининградская область6000 рублей в месяц; Ленинградская область 5930 рублей в месяц; г. Санкт-Петербург 6600 рублей в месяц; Московская область 6700 рублей в месяц; Калужская область4966 рублей в месяц;

10 Минимальный размер оплаты труда и построение систем оплаты труда работников Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. + Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), включая компенсационные, и стимулирующие выплаты произведенные в соответствующем календарном месяце должна быть не ниже чем МРОТ Норма труда рабочее время – не более 40 часов в неделю по ТК РФ Иные нормы труда – устанавливаются на уровне организации и не имеют законодательных ограничений (нет требования о том, что они должны быть выполнимыми для работников)

11 Подходы к целевой величине МРОТ Установление МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации –+ достижимая цель в ближайшем будущем; –+ повышение гарантий для работников, снижение уровня бедности; –– проблема региональной дифференциации; –– проблема «отстающего» прожиточного минимума. Установление минимального размера оплаты труда, на уровне минимально необходимом для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов –+значительно снижается риск бедности работающего населения, снижение расходов на соцзащиту, увеличение налоговых поступлений; –– проблема региональной дифференциации; Привязка минимального размера оплаты труда к средней заработной плате в целом по Российской Федерации –+ соответствует европейской практике, легко администрируема; –– проблема региональной дифференциации; –– проблема межотраслевой дифференциации; –– проблема высокой дифференциации оплаты труда работников.

12 Благодарю за внимание !

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *