Закон о микрофинансовой деятельности

Содержание

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ в редакции Федерального закона от 12.11.2018 N 416-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

    Настоящий Федеральный закон:

    • определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;
    • устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и членов их семей

    Законом определяются общие правила совершения действий, направленных на возврат долгов, устанавливаются допустимые способы и ограничения взаимодействия с должником.

    Не допускается привлечение к взаимодействию с должником:

    • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти и общественной безопасности;
    • лиц, находящихся за пределами территории РФ для взаимодействия с должником на территории РФ;
    • иных лиц для осуществления взаимодействия с должником с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории РФ телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений.
    • Не допускается осуществление действий, связанных в том числе с:
    • применением (угрозой применения) физической силы, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
    • уничтожением или повреждением имущества;
    • применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;
    • оказанием психологического давления, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника;
    • введением в заблуждение относительно, в том числе, размера неисполненного обязательства, передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, возможности применения мер уголовного преследования.

    Коллекторы не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Указанное согласие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа. При этом должник в любое время вправе отозвать такое согласие, сообщив об этом лицу, которому оно дано.

    Вне зависимости от наличия согласия должника не допускается раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любых других персональных данных должника для неограниченного круга лиц, в том числе путем размещения в Интернете или посредством сообщения по месту работы должника.

    По инициативе коллектора не допускается непосредственное взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства (пребывания) должника.

    Ограничено взаимодействие посредством личных встреч — более одного раза в неделю, посредством телефонных переговоров — более одного раза в сутки, двух раз в неделю, восьми раз в месяц.

    Законом определяются требования к юридическому лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности: регистрация в форме хозяйственного общества, размер чистых активов — не менее 10 млн. рублей, отсутствие решения о ликвидации или о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве и др.

    Устанавливается порядок осуществления государственного контроля за деятельностью таких юрлиц, а также основания для проведения внеплановых проверок их деятельности, порядок выдачи предписания об устранении нарушений, решения об исключении из государственного реестра.

Микрофинансовые организации в основном занимаются деятельностью по совершению сделок с оказанием финансовых услуг лицам, имеющим малый бизнес или индивидуальным предпринимателям. Для таких учреждений существуют определенные условия и требования по ведению деятельности. Для регулирования экономики в малом бизнесе был принят соответствующий Федеральный закон номер 151.

Общие положения закона о деятельности микрофинансовых организаций

ФЗ о микрофинансовых организациях был принят Государственной Думой 18 июня 2010 года, а одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года. Последние изменения в него были внесены 1 мая 2017 года. Федеральный закон 151 содержит 5 глав и 17 статей. Этот закон контролирует и регулирует процессы и нюансы осуществления микрофинансовой деятельности, как предоставление микрофин. займов, определение статуса организации, права, полномочия и обязанности Центрального Банка России. Закон также регламентирует процессы микрофинансовых учреждений и контроль за ними.

Вам будет интересно: Основные положения ФЗ 311.

Краткое содержание Федерального закона номер 151 о микрофинансовой деятельности и организациях:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Даны цели, задачи и сфера регулирования закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описываемую сферу;
  • Во второй главе оформлены условия и требования, по которым действуют и развивают деятельность микрофин. организации. Описан реестр, учет и регистрация такого вида учреждений. Перечислены требования для органов, осуществляющих надзор и требования для учредителей такого вида компаний. Описаны способы и порядок, по которому компании и учреждения приобретают статус микрофинансовых. Оформлены причины, по которым юридические лица могут получить отказ о внесении их в реестр. Описан процесс и способы осуществления исключения юр. лиц из реестра по микрофин. организациям;
  • В главе номер три прописан порядок, по которому осуществляют свою деятельность описываемые учреждения. Оформлен перечень условий и требований, по которым организация вправе выдать лицу заем. Дан список полномочий, прав и обязанностей микрофинансовых учреждений. Дан список также прав и обязанностей лиц, решивших получить заем в такой организации и подавших заявление. И дан список прав и обязанностей уже непосредственно заемщика. Перечислены ограничения и запреты в деятельности микрофинансовых учреждений. Оформлены особенности и нюансы начисления процентов на займы при просрочках. Описана обязательная страховка, указание рисков и целевой фонд;
  • В г. четыре оформлена информация о контроле над такого вида организациями. Способы регулирования деятельности микрофинансовых учреждений. Обязательное предоставление информации, отчетность, способы предоставления сведений о деятельности гос. органам. Правоотношения между фирмами по микрофинансам и кредитными бюро;
  • В пятой г. оформлены заключительные и дополнительные положения, условия и требования закона.

Настоящая сфера регулируется описываемым Федеральным законом, Конституцией России, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ номер 353 о потребительских кредитах и займах, законодательством России и другими нормативами и актами.

Читайте также об основных положениях ФЗ 86

Последние изменения, внесенные в закон

Последние изменения в ФЗ о микрофинансовых организациях были внесены 1 мая 2017 года, при принятии ФЗ номер 92.

Согласно принятым изменениям была дополнена седьмая статья. В первой части этой статьи был изменен первый пункт.

Согласно изменениям, Центральный Банк России может исключить из реестра сведения о микрофин. организации только в случаях когда:

  • Происходит ликвидация такого вида учреждения, как юридическое лицо;
  • Учреждение получило официальный статус банка или статус кредитной организации;
  • Организация самостоятельно предоставила форму заявления об исключении из реестра. Форма должна соответствовать положению настоящей статьи.

При новой редакции закона статья семь была дополнена пунктом 1.10. Согласно этому дополнению в период, когда микрофинансовое учреждение подало документы в Центральный Банк России для получения определенного статуса (статус банка или кредитной организации), но до принятия Банком решения, компания не имеет права принимать какие-либо средства от физических лиц или ИП. Денежные средства могут быть приняты только от учредителей или акционеров учреждения.

Был также добавлен пункт номер 1.11. В этом пункте написано, что Банк России может позволить организации, получившей статус банка с базовой лицензией, осуществлять операции со средствами физических лиц только по истечению двух лет с момента внесения изменений в государственный реестр.

Согласно принятым изменениям, в седьмую статью был добавлен пункт 1.12. В этом пункте написано, что в случае, если договор об определенных финансовых операциях был заключен до того, как учреждение получило другой статус, операции могут совершаться независимо от их вида и категории. Это означает, что если между микрофинансовой организацией и физическим лицом был принят договор, а затем организация сменила статус, операции, согласно договору могут продолжаться, несмотря на запрет, оформленный в пункте 1.11.

Последним изменением, принятым 1 мая 2017 года, было добавление пункта 1.13 в статью семь. Согласно этому пункту, микрофин. организация имеет право продолжать сделки и операции по договорам, принятым до изменения статуса, до истечения срока, установленного в договорах изначально. Изменения по такого вида договорам не могут быть внесены в изначально установленную цену и срок действия документа.

В статье 12 закона о микрофинансовой деятельности написано, что такого вида организации имеют определенные ограничения в деятельности. Среди этих ограничений есть:

  • Поручительство по сделкам собственных учредителей, либо любой другой способ выполнения обязательств учредителей;
  • Запрещается использование в каких-либо бумагах сокращенного или полного названия организации, схожее или полностью совпадающее с названием другой финансовой компании;
  • Совершение сделок об отчуждении собственного имущества без разрешения вышестоящих органов;
  • Запрещается начисление физ лицам — заемщикам, процентов по договорам займа, если срок возврата займа, оформленный в документах, не превышает года;
  • Выдача любых видов займа в иностранной валюте;
  • Выдача займа ИП или юр. лицу, если сумма всех долгов этого лица перед организацией превышает три миллиона рублей;
  • Изменение условий договоров с юр. лицами или ИП о процентной ставке, комиссионных или сроках действия договоров в одностороннем порядке;
  • Осуществление любой категории деятельности на рынке с ценными бумагами;
  • Применение к физическому лицу или ИП штрафных санкций, если лицо заранее известило организацию (за 10 дней) о досрочном погашении займа.

Условия процентных ставок и другие нюансы деятельности микрофин. организаций дополнены в пункте 12.1.

Текст последней редакции 151 ФЗ

Федеральный закон 151 был принят для установления порядка деятельности микрофинансовых учреждений. В случае, если лицо планирует открыть собственную организацию, рекомендуется изучить описываемый закон. В нем определены способы открытия, процесс, условия и требования к деятельности таких организаций и ограничения.

Скачать Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» можно по ссылке.

Разница между МФО и кредитной организацией

Деятельность, связанную с финансами могут производить разные структуры. Существует разница между МФО и кредитной организацией.

Деятельность обоих финансовых структур различна и регулируются разными законами. МФО и кредитные организации не являются конкурентами, поскольку направленность, цели и круг их клиентов различен.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации под микрофинансовой организацией следует понимать юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по выдаче небольших займов, обычно до 1 миллиона рублей, включая начисленные проценты. Кроме того, следует отметить, что при обращении в МФО не потребуется никаких документов, кроме паспорта. Что касается клиентов МФО, то за предоставлением денежных средств в микрофинансовую организацию обращаются физические лица либо мелкие предприятия, как правило за небольшим займом и на небольшой срок, в то время как банку гораздо выгоднее сотрудничать с крупными компаниями.

Банк представляет собой финансовую структуру, которая одновременно работает как с физическими лицами, так и с юридическими лицами, при этом в банк обращаются, как правило, за крупными потребительскими кредитами на срок от полугода и более. Также следует отметить, что банки могут работать не только к кредитами, но и осуществлять деятельность по вкладам и депозитам.

Банк в отличии от МФО предоставляет такие услуги как ипотека и автокредитование. Что касается процентных ставок, то ставки в МФО гораздо выше, чем в банках. При оформлении микрозайма МФО впоследствии не может увеличить процентную ставку, а вот банк при оформлении потребительского кредита в некоторых случаях может это осуществить.

Погашение микрозайма в целом похоже на погашение кредита. Можно погасить заем с помощью банковской карты, перевода через отделение банка, электронного кошелька, при этом следует отметить, что у МФО есть займы не только с постепенным погашением, но и с единовременным.

Исходя из вышеизложенного, следует, что МФО и кредитные организации являются финансовыми организациями, однако различны по своей структуре, форме работы и клиентской базы. Процедура кредитования в микрофинансовой организации гораздо проще чем в банках, поскольку проверка кредитоспособности заемщика в большинстве случаев не осуществляется, таким образом увеличиваются риски невозврата денежных средств. В микрофинансовой организации займы выдают чаще всего пенсионерам, студентам, людям без кредитной истории, а также тем заемщикам, кто в прошлом испортил свою кредитную историю просрочками и хотел бы исправить свою финансовую репутацию.

МФО — что это такое, расшифровка, принцип работы

Недостаток текущих доходов и сбережений явление не редкое, но трудноразрешимое, особенно если расходы и финансовые проблемы появляются внезапно. Сталкиваясь со срочной нуждой в деньгах, большинство наших сограждан прибегает к одному из двух популярных способов личного финансового спасения:

  • просит взаймы у близких;
  • обращается в банк за кредитом.

Сегодня банковский кредит и займ у частных лиц получили еще одну альтернативу. А именно – МФО (микрофинансовые организации).

МФО — коммерческие предприятия, выдающие небольшие займы под большие проценты.

МФО широко распространились в России за последние полтора десятилетия. Ясного понимания, что такое МФО, у многих пока не сложилось, да и сами эти фирмы, при чрезвычайно активной, даже агрессивной, рекламе, не особенно стремятся раскрывать механизмы своей работы. Потому, даже тем, кто уже сталкивался с МФО, будет полезно узнать о них побольше, выяснить принцип работы МФО, их права и ограничения.

Что такое микрофинансовая организация в РФ?

МФО не российское изобретение. Более 40 лет назад в Бангладеш начали ссужать небольшие суммы людям, которые были слишком бедны, чтоб обратиться в банк за кредитом. Дальнейшее развитие МФО пошло именно по этому пути – выдача небольших займов тем, кому отказывают банки.

Схема работы микорофинансовых организаций в России похожа на банковское кредитование только в двух моментах:

  • займы МФО, как и кредиты, подлежат возврату в заранее назначенный срок;
  • на займы МФО тоже начисляются проценты.

В других отношениях деятельность МФО имеет свою специфику.

МФО не являются банковскими учреждениями и не подчиняются обязательным для банков постановлениям. Для микрофинансовых организаций существуют свои законы и правила.

Банки имеют общие подходы к оценке клиентов, отказ в одном банке из-за плохой кредитной истории часто сопровождается отказом в других по этой же причине. Для МФО такой тенденции нет. Они рассматривают заявки от тех, кто испортил свой имидж неплатежами по кредиту, не имеет официального источники дохода, совершал экономические преступления и пр.

Однако поведение заемщиков микрофинансовых организаций также фиксируется в Бюро кредитных историй. Так у многих появляется шанс восстановить свой имидж добросовестного плательщика.

Обращаться за займом в МФО более чем просто, заявки принимаются через интернет, можно договориться о встрече с представителем фирмы по телефону.

Для получения денег в микрофинансовой организации достаточно паспорта гражданина РФ. Справки с места работы и государственных органов, а также другие документальные подтверждения платежеспособности не требуются.

МФО применяют индивидуальный подход к проверке заемщика. У них не имеют особой важности анкеты и другие формальности. Проверка получателя займа происходит сравнительно быстро. Большую роль играет личное общение, практикуется выезд на дом к заемщику.

МФО обычно выдают частным лицам небольшие суммы, сравнимые со средней зарплатой для региона или категории работников.

Возвращают займы микрофинансовым организациям чаще всего единовременно, без составления графиков платежей. Применять для микрозаймов другой подход было бы сложно, т.к. МФО назначают весьма короткие сроки для погашения.

Занимают у микрофинасовых организаций чаще всего на срок от нескольких дней до месяца.

Проценты по микрозаймам начисляются за дни пользования заемными средствами. Обычно 1-2% в день. В годовом выражении это будет пугающе много, но для «займов до зарплаты» принимается и такой вариант.

За займами в МФО обращаются частные лица. Работа микрофинансовых организаций с бизнесом ограничивается мелкими предпринимателями и стартапами, которые не могут убедить банки предоставить им достаточную сумму кредита.

Еще одно, менее известное, направление деятельности МФО – прием вкладов от физических лиц. Проценты по таким вкладам заметно выше банковских вкладов, но на них не распространяется система государственного страхования вкладов.

Государственное регулирование. Закон о микрофинансовых организациях

До недавнего времени МФО существовали в некотором правовом вакууме. Их работа не противоречила закону прямо, но весьма часто оказывалась на грани закона. Сами МФО также давали немало поводов для обвинений. Микрофинансовые организации часто предоставляли займы гражданам не способным отвечать за свои поступки, продавали их долги коллекторам, что вело к драматическому финалу и потерям имущества. Проценты, которые взимали МФО, тоже не добавляли им любви окружающих.

Со временем положение изменилось. Сегодня деятельность микрофинансовых организаций регулирует 25 нормативных актов, разного типа и уровня.

Среди них 5 федеральных законов:

  1. О противодействии отмыванию преступных доходов (115-ФЗ).
  2. О МФО (151-ФЗ).
  3. О потребительском кредите (займе) (353-ФЗ).
  4. О саморегулируемых организациях на финансовом рынке (223-ФЗ).
  5. О защите прав граждан при возврате просроченных задолженностей («антиколлекторский») (230-ФЗ).

Текущая деятельность МФО находится под контролем Банка России, который дает указания, информационные письма, типовые формы и стандарты документов. Подробные сведения о нормативных актах, их точные названия и содержание можно найти через официальный сайт Банка России.

Внимание государства не искоренило все злоупотребления в сфере микрозаймов, но дало возможность добросовестным МФО действовать по единым правилам, а заемщики получили законную возможность отставать свои права.

Сейчас многие МФО объединяются в ассоциации, строят организационные структуры для регулирования и контроля на рынке микрозаймов.

Отличия МФО от банка

Различий между банковскими учреждениями и микрофинансовыми организациями множество.

  • Банки выдают кредиты, МФО – займы.
  • МФО обычно кредитуют тех, кому отказывают в банках.
  • МФО соглашаются на такие заимствования, которые невыгодны банкам из-за трудоемкости оформления и высоких рисков.
Отличия работы МФО и банков

Особенности

Микрофинансовые организации

Банковские учреждения

Обычная сумма заимствования для физического лица

От 1 тысячи до 30 тысяч рублей, редко до 1 миллиона

Чаще всего суммы от 50 тысяч рублей до нескольких миллионов

Период возврата средств заемщиком

От 5-7 дней до 1-2 месяцев

От полугода до 2 десятков лет и дольше

Способ погашения

Чаще всего всей суммой сразу в назначенный срок

Ежемесячно, согласно календарю платежей

Время одобрения

От получаса

До 3 дней

Пакет необходимых документов

Только паспорт

Паспорт, часто — справки с работы, из налоговых органов и др.

Влияние плохой кредитной истории клиента

Не препятствует получению займа

Мешает получению кредита

Плата за пользование средствами

обычно 1-2 % в день

обычно от 15 до 25% в год

Момент выдачи денег

Практически сразу после одобрения займа

Иногда быстро, иногда — в течение нескольких дней после одобрения кредита

Другие отличия между банками и МФО тоже есть, их не может не быть, т.к. работа тех и других строится на разных юридических и экономических основаниях.

Как выбрать МФО и не стать жертвой мошенников?

Изрядная часть претензий к МФО со стороны клиентов связана с нарушениями займодавцем законов и собственных обещаний. Перечислять все возможные проблемы в сфере микрозаймов выйдет слишком долго. Но к счастью большую часть этих проблем можно предупредить соблюдением нескольких общих правил:

  1. Выяснить законно ли работает МФО, есть ли у него установленная законом регистрация. Это можно сделать через интернет, в реестре Центрального банка (Банк России).
  2. Прочесть условия выдачи займа. Выяснить порядок начисления процентов. Узнать какой будет плата за пользование необходимой суммой.
  3. Уточнить штрафные санкции за просрочку возврата. Обстоятельства могут складываться по-разному, а штрафы иногда становятся для займодавцев выгодным источником дохода.
  4. Внимательно прочесть все пункты договора, прежде чем подписать его.

Последний момент особенно важен. Многие проблемы заемщиков имеют причиной непонимание подписанных договорных условий.

При подозрении в адрес МФО или его сотрудников, лучше отказаться от сделки и найти вариант заслуживающий большего доверия.

Онлайн-заявка на займ | Займы наличными | Займы без проверок

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 10 8 786 просмотров Подпишитесь на Bankiros.ru

Микрофинансовые организации

Сопутствующие услуги:

  • Внесение МФО в госреестр

Микрофинансовые организации (МФО) создаются с целью проведения микрофинансовой деятельности, которая по своей сути аналогична банковской, но осуществляется по другим правилам и регулируется иными нормативами.

МФО обладают правом привлекать денежные средства и выдавать их в виде займов. В большинстве случаев клиентами их становятся юридические или физические лица, которым по каким-либо причинам сложно получить кредиты в банке. Такой причиной может быть отсутствие кредитной истории (или плохая история), наличие в прошлом каких-либо нарушений, недостаточная (на взгляд банка) уверенность в платежеспособности заемщика.

Кто может заниматься микрофинансированием

Создание и деятельность МФО регулируется Федеральным законом о микрофинансовых организациях и микрофинансовой деятельности (закон N151-ФЗ). Согласно его требованиям, такого рода деятельностью могут заниматься юридические лица, имеющие одну из следующих организационно-правовых форм:

  • фонд;
  • автономная некоммерческая организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • хозяйственное общество или товарищество;
  • учреждение (кроме бюджетных).

Для того чтобы получить статус МФО, любое из них должно быть зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций. Реестр ведет Банк России, правила ведения его установлены законом.

Кроме того, к микрофинансовой относят деятельность некоторых юридических лиц по предоставлению микрозаймов, то есть займов, величина которых не превышает один миллион рублей.

Цели создания МФО

Как видно, заниматься микрофинансированием могут как коммерческие, так и некоммерческие организации.

В первом случае МФО создаются с традиционной для бизнеса целью – извлекать прибыль. Во втором случае в учредительных документах должно быть оговорено, что доходы организации направляются на отличные от получения прибыли цели, упомянутые цели должны быть точно указаны.

Это, прежде всего, обеспечение реализации микрофинансовой деятельности (покрытие полученных МФО займов и процентов, содержание управленческого аппарата). Помимо этого доходы могут направляться на научные исследования, культурное развитие, взаимопомощь, благотворительность и прочее.

Порядок создания МФО

Процедура регистрации МФО состоит из двух этапов.

  1. На первом этапе создается юридическое лицо, причем оно должно быть зарегистрировано в одной из точно определенных законом N151-ФЗ форм (перечисленных выше). Если же планируется использовать уже действующую организацию, необходимость в проведении этого этапа отпадает.
  2. Внесение сведений о предприятии в государственный реестр микрофинансовых организаций. Получение лицензии не требуется, ее заменяет свидетельство о включении в реестр, выдаваемое Банком России.

    Механизм регистрации достаточно прост. Требуется лишь представить в Банк копии документов, перечень которых установлен в законе N151-ФЗ.

    На внесение данных в реестр уходит не более четырнадцати рабочих дней, после чего организация получает свидетельство о регистрации, либо отказ. Причины последнего должны быть указаны в письменном виде. Важно, что все формальные основания для отказа четко определены в упомянутом законе.

Действующие МФО обязаны уведомлять Банк России обо всех изменениях, производимых ими в своих учредительных документах. Кроме того, они должны ежеквартально представлять отчеты об осуществляемой деятельности и о составе их управляющих органов. Отчеты предоставляются в порядке и форме, определяемой Банком России.

Если вышеуказанные действия не будут произведены своевременно, МФО исключается из реестра и утрачивает право заниматься микрофинансовой деятельностью.

Согласно данным аналитической службы ОАО «Городская сберегательная касса», 99% среди исключенных из государственного реестра МФО организаций подверглись этой процедуре в результате непредставления в Банк России ежеквартальных данных о своей деятельности и о персональном составе своих управляющих органов (источник).

При создании МФО необходимо учитывать, что она не имеет права осуществлять какие-либо виды деятельности на рынке ценных бумаг. Это ограничение должно быть отражено в учредительных документах организации.

Особенности деятельности МФО

Как уже говорилось, деятельность МФО заключается в привлечении денежных средств и выдаче займов. Рассмотрим ее особенности.

Привлечение средств осуществляется как на возмездной основе (получение кредитов или займов), так и на безвозмездной основе (в виде добровольных взносов и пожертвований).

Денежные средства физических лиц могут быть привлечены в МФО только в следующих случаях:

  • когда физическое лицо является учредителем МФО (размер суммы в этом случае не ограничивается);
  • если средства в сумме не менее полутора миллионов рублей предоставляет один заимодавец в рамках одного договора.

Нередко МФО используют отсутствие ограничений на привлечение средств учредителей для заимствования у физических лиц сумм, существенно меньших, чем полтора миллиона. С этой целью указанные физические лица входят в круг учредителей, приобретая несколько акций (паев, долей) организации.

Выдача займов осуществляется на основании свода правил, которые должны быть четко определены внутренними документами МФО и доступны для всех желающих получить заем. Условия предоставления денег конкретному заемщику оговариваются в договоре займа.

Разработка правил предоставления микрозаймов и их увязка с договорами микрозаймов

Деятельность МФО осуществляется в соответствии с правилами предоставления микрозаймов, которые разрабатываются и утверждаются их органами управления. В них в обязательном порядке должны быть подробно расписаны:

  • алгоритм подачи и рассмотрения заявки на предоставление займа;
  • порядок заключения договора микрозайма;
  • график погашения задолженности.

Правила могут включать в себя дополнительные сведения о механизме осуществления микрофинансирования, реализуемом определенной МФО. Указанные сведения должны соответствовать ее внутренним регламентам.

При разработке правил необходимо позаботиться о том, чтобы включенные в них установки не противоречили условиям используемых организацией договоров микрозайма, особенно в части положений, определяющих права и обязанности сторон. Если же подобное несовпадение будет допущено, в силу вступят уложения договора.

МФО не вправе в одностороннем порядке менять условия договора в части изменения процентных ставок и механизма их начисления, комиссионного вознаграждения или сроков действия договора. МФО также не может предоставлять займы в иностранной валюте.

Договор займа может быть составлен таким образом, чтобы обеспечить микрофинансовой организации возможность контроля за целевым использованием предоставленных средств. В этом случае заемщик обязан создать МФО условия для осуществления этой функции.

Обязательные экономические нормативы МФО и страхование займов

Министерство финансов Российской Федерации устанавливает порядок расчета и минимальные значения двух основных экономических нормативов для МФО:

  • достаточности собственного капитала;
  • ликвидности.

Соответствие установленным показателям подтверждает способность организации привлекать денежные средства физических и юридических лиц в виде займов. Актуальные значения нормативов утверждены приказом Минфина N42н от 30 марта 2012 года.

Законодательство не предусматривает обязательное страхование рисков, сопровождающих деятельность МФО, однако многие организации прибегают к этой форме защиты интересов заемщиков и заимодателей. Выбор страховой компании определяется по решению органа управления МФО, но таковой не может быть страховая организация, в число учредителей которой входит данная МФО.

Преимущества и недостатки МФО

Если сравнивать банки и МФО, то последние выглядят как более гибкие и простые в управлении структуры. С этой точки зрения легко выделить ряд их основных преимуществ.

  • значительно более простая процедура регистрации;
  • отсутствие требований к минимальной величине уставного капитала;
  • существенно более мягкие экономические нормативы;
  • необременительный контроль со стороны государственных органов;
  • отсутствие необходимости отвлекать средства для создания страховых фондов и резервов (обязательных для банков).

Указанные достоинства МФО послужили основанием для динамичного и разностороннего развития этого сектора финансового рынка.

Микрофинансирование

Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Микрозаём и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (см. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{К объединению}} и добавьте соответствующую запись на странице ВП:КОБ.

См. также: Микрокредитование и Микрострахование

Микрофинанси́рование (англ. microfinance) — вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг, как правило, начинающим субъектам малого предпринимательства, предполагающий более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования.

В экономической теории под микрофинансированием понимаются специфические финансово-кредитные отношения между финансовыми организациями и малыми формами хозяйствования в условиях территориальной близости и личного контакта, предполагающие аккумулирование финансовых ресурсов и их упрощённое предоставление на принципах платности, краткосрочности, возвратности, доверия и целевого использования на развитие хозяйства.

Цель микрофинансирования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрофинансирование представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющую беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории, а также способствующую решению как минимум трех задач:

  • 1. увеличения количества предпринимателей;
  • 2. роста налоговых поступлений;
  • 3. создания кредитной истории для дальнейшего финансирования развития субъектов малого предпринимательства через банковский сектор.

Отличительным признаком микрофинансирования является то, что оно дает возможность обслуживания клиентов, невзирая на предыдущие результаты хозяйственной деятельности (начинающие предприниматели), клиентов без кредитной истории и без зарегистрированного залога, что делает займы более доступными. Упрощенные процедуры получения микрозаймов резко увеличивают спрос на них.

Микрофинансовые институты оказывают услуги предпринимателям, дополняющие услуги коммерческих банков, укрепляя тем самым финансовую систему государства. Условия, выставляемые коммерческими банками, нередко оказываются непосильными для предпринимателей (особенно это касается обеспечения кредита). Учреждения микрофинансирования осуществляют с некоторой выгодой и низкой степенью риска небольшие по размеру финансовые операции, которые не являются привлекательными для коммерческих банков.

Программы микрофинансирования осуществляют:

  • специализированные микрофинансовые институты, которые занимаются исключительно предоставлением кредитов и финансируются из внешних источников;
  • кредитные союзы — организации с коллективным членством, которые создаются с целью оказания финансовых услуг своим членам и полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов. Как правило, у них нет выхода на внешние источники финансирования;
  • сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы — организации с коллективным членством, работающие преимущественно с фермерами и предприятиями, связанными с сельскохозяйственным производством;
  • фонды поддержки предпринимательства.

Программы микрофинансирования могут осуществляться через государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые в соответствии с действующими уставами этих организаций предоставляют субъектам малого предпринимательства кредиты, не имея банковской лицензии.

Общие сведения

По сведениям МБРР, средний доход крупной микрофинансовой организации составляет 2,5 % (с учётом инфляции и вычетом полученных субсидий). Микрофинансовая индустрия активно поддерживается ООН и некоммерческими организациями, хотя в основном забота по развитию микрофинансовых услуг должна лежать на правительствах развивающихся стран.

История

Вся отрасль микрофинансирования выросла из микрокредитования. В 1976 году профессор Мухаммед Юнус основал банк «Грамин» (англ. «Grameen Bank», иногда упоминается как Граминский банк), который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. Этот же год следует считать годом рождения микрофинансирования. Значительно позже появились другие финансовые услуги для бедных людей (микрострахование, микровклады и т. п.). По сведениям Международного банка, в 2005 году в мире уже насчитывалось более 7 тысяч микрофинансовых организаций (англ. Microfinance Institutions, MFI), которые обслуживают около 16 миллионов человек в развивающихся странах и странах третьего мира.

Микрофинансовые организации в России, как и во всем мире, представлены многочисленными организационно-правовыми формами. Основными коммерческими представителями микрофинансирования в настоящее время являются кредитные потребительские кооперативы, деятельность которых в России регламентируется Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». На основании Федерального закона микрофинансовые организации (МФО) делятся на МФК и МКК.

3 ноября 2016 года Банк России внес в государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО) первую микрофинансовую компанию, изменив её статус с микрокредитной.

Потребители

В основном потребителями микрофинансовых услуг являются граждане развивающихся стран и стран третьего мира. Так, например, в Нигерии в 2008 г. было зарегистрировано более 750 мелких региональных банков, предоставляющих микрокредиты. Большинство (до 90 %) потребителей — женщины, потому что именно они чаще всего страдают от бедности и несут на себе бо́льшую часть расходов по содержанию семьи, в особенности когда речь идёт о неполных семьях. Очень часто микрофинансовыми услугами пользуются микропредприниматели — это небогатые люди, которые организовали маленький (зачастую личный или семейный) бизнес для обеспечения себя и своих родных. Бизнес микропредпринимателей в сельских условиях — это обычно выращивание, обработка и продажа продуктов питания. В городских условиях микропредприниматели обычно торгуют на улицах хозяйственными безделушками, занимаются доставкой мелких грузов и т. п.

Всемирные премии в области микропредпринимательства (ВПМ)

В ноябре 2004 года Фонд ООН для капитального развития (англ. United Nations Capital Development Fund), Фонд «Ситигруп» (англ. Citigroup Foundation) и группа специалистов из ведущих университетов мира инициировали проведение деловых конкурсов для предпринимателей с низким уровнем доходов — Программы Всемирных премий в области микропредпринимательства (англ. Global Microentrepreneurship Award (GMA) Programme).

Эта инициатива имела целью продемонстрировать вклад микрокредитования в развитие малого предпринимательства в бедных странах, способного обеспечить экономическую стабильность многих семей. Данная инициатива призвана также способствовать росту инвестиций и привлечь к поддержке микрофинансирования спонсоров, национальные правительства и бизнес. Подробнее см. статью ВПМ.

Регулирование микрофинансовых организаций в России

В России микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральный закон № 151-ФЗ) и Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Федеральный закон № 151-ФЗ регулирует деятельность микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов юридическим и физическим лицам. Согласно Федеральному закону № 151-ФЗ, микрофинансовая организация — юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены Центральным банком Российской Федерации в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

С начала 2019 года Центробанк России ввел ряд ограничений в сфере микрофинансирования:

  • с 28 января кредиторы не могут требовать с заемщика больше 2,5 размера займа, а ежедневная процентная ставка ограничена 1,5%.
  • с 1 июля 2019 максимальная ежедневная процентная ставка составляет 1% (365% годовых), а максимальный размер выплат, которые кредиторы могут потребовать с заемщика, ограничивается до двукратного от суммы кредита (включая проценты, штрафы и другие платежи, относящихся к кредиту).
  • с 2020 года нельзя будет потребовать с клиента больше полуторакратного размера займа.

По мнению участников рынка, регулирование привело к сокращению количества игроков на рынке МФО с 4 до 2 тыс. к началу 2019 года и дальше оно продолжит снижаться.

Регулирование, контроль и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляет Банк России. Для того, чтобы убедиться, что сведения о микрофинансовой организации содержатся в государственном реестре микрофинансовых организаций и, следовательно, такая организация вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, необходимо проверить наличие такой организации в указанном реестре на официальном сайте Банка России в сети «Интернет». По состоянию на 12.10.2017 в государственном реестре микрофинансовых организаций содержится информация о 2264 микрофинансовых организациях, при этом прекратили свою работу 6267 компаний (за период с 2011 по 2017 гг). Юридические лица, сведения о которых не содержатся в государственном реестре микрофинансовых организаций не вправе осуществлять микрофинансовую деятельность.

Подать жалобу или обращение в Банк России, связанные с деятельностью микрофинансовых организаций, можно, в том числе через Интернет-приемную Банка России.

Ещё одна специфическая сложность для России заключается в том, что микрофинансовые услуги надо довести до «глубинки». Известно, что львиная доля финансовой индустрии сосредоточена в крупных городах, тогда как на местах подчас нет соответствующей инфраструктуры даже для простейших финансовых операций.

Регулирование микрофинансовых организаций в Украине

В Украине нет специализированного закона об МФО – такой, например, вступил в силу в России в 2017-м году, но рынок серьезно не затронул и не снизил его объемы более чем на 5%. Особого регулирования процентных ставок со стороны государства тоже нет – сейчас МФО находятся в наиболее выгодном положении. Откровенно они снимают сливки и продолжат делать это до тех пор, пока Минфин не возьмется за регулирование их деятельности всерьез.

При этом нельзя говорить о том, что украинские МФО находятся вне закона – их работу регулируют:

  • Закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»;
  • Нормы гражданского законодательства Украины;
  • И другие нормативно-правовые акты.

Де-юре МФО являются небанковскими финансовыми организациями (к их числу, кстати, относятся ломбарды) и их деятельность находится в ведении Национальной комиссии по государственному регулированию в сфере рынков финансовых услуг. Сведения о компаниях обязательно вносятся в госреестр юридических лиц и предпринимателей, а также в реестр финансовых учреждений.

Если говорить об онлайн-сервисах кредитования, которые являются абсолютными лидерами по темпам роста и объемам выданных займов, то их деятельность так же регулирует Закон «Об электронной коммерции». В своей работе они используют электронные договоры, имеющие ту же юридическую силу, что и обычные «бумажные». Потому онлайн-сервисы и работающие оффлайн компании находятся абсолютно в одинаковых условиях с точки зрения законодательства за исключением нюансов.

Цитаты

  • «Горькая правда состоит в том, что большинство бедных людей в мире всё ещё не имеет устойчивого доступа к финансовым услугам, будь то вклады, кредитование или страхование. Наша великая цель — убрать преграды на пути людей в финансовом секторе… Вместе мы можем и должны построить общедоступные финансовые сектора, которые помогут людям улучшить их жизнь.» Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН

Примечания

  1. Гриб Р. Б. Развитие сектора микрофинансирования в Российской Федерации: Автореф. дис… канд. экон. наук: (08.00.10), Волгоград. — 2008. — С. 9. http://vpk34.ru/data/documents/Microfinance-Grib.pdf
  2. Банк России. Микрофинансирование: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_micro/
  3. https://www.cbr.ru/finmarkets/files/comparison_MFK_MKK.pdf
  4. Банк России. На рынке микрофинансирования появилась первая микрофинансовая компания.
  5. МФО меняют статус, АО «Коммерсантъ» (03.11.2016).
  6. В России появилась первая микрофинансовая компания, ООО «Лента.Ру» (03.11.2016).
  7. В России появилась первая микрофинансовая компания, ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (03.11.2016).
  8. Nigeria: Selected Issues // IMF Country Report No. 08/65, February 2008 http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.cfm?sk=21726.0
  9. Левченко. Ракурс. Микрофинансирование:рынок пополам..
  10. В России изменились правила выдачи микрокредитов. Эпоха займов до зарплаты подходит к концу. РБК.
  11. Количество МФО в России по данным ЦБРФ. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

Ссылки

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *