Возмещение ФСС проводки

Выпуск от 19 мая 2017 года

(см. также выпуски за другие дни)

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?

СОУТ проведена специализированной организацией, договорная стоимость проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых в производстве продукции, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения проведения оценки, получения отчета о ее результатах и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Организация в установленные сроки обратилась в ФСС РФ с заявлением о возмещении затрат на проведение СОУТ. Приказ территориального органа ФСС РФ на возмещение указанных затрат получен в месяце, следующем за месяцем завершения расчетов с исполнителем.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная и уплаченная организацией за прошлый календарный год, составила 450 000 руб. Выплат обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году не производилось.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование отношений по проведению специальной оценки условий труда

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возложены на работодателя (ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники.

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Результаты СОУТ применяются для целей, перечисленных в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ. Указанные результаты применяются с даты утверждения отчета о проведении СОУТ.

Подробную информацию о проведении СОУТ см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда

Расходы организации по проведению СОУТ подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. «а» п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила)).

В общем случае объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).

Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.

Напомним, что ФСС РФ вправе отказать в возмещении расходов на предупредительные меры в случаях, указанных в п. 10 Правил.

В рассматриваемой ситуации организация получила разрешение на возмещение расходов на проведение СОУТ, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил). Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании (п. 12 Правил). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.

После завершения запланированных мероприятий (в данном случае — СОУТ) страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил).

Подробную информацию о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Исходя из вышеизложенного сумма расходов на проведение СОУТ, которая может быть возмещена организации, в данном случае составляет 90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).

Остальная часть стоимости работ по проведению СОУТ в сумме 264 000 руб. (354 000 руб. — 90 000 руб.) организации не возмещается.

Бухгалтерский учет

Затраты организации на проведение СОУТ на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости работ (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).

Затраты на проведение СОУТ могут включаться производственной организацией в себестоимость продукции (как напрямую, так и путем их распределения) либо в качестве управленческих расходов полностью признаваться в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это следует из п. 9 ПБУ 10/99.

Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В данной консультации исходим из предположения, что расходы на проведение СОУТ себестоимость продукции не формируют, а признаются управленческими расходами, которые в полном объеме списываются на себестоимость продаж в периоде их осуществления.

В данном случае финансирование проведения СОУТ осуществляется частично за счет средств ФСС РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Следовательно, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).

Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, учитывается как целевое финансирование (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).

На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на проведение СОУТ сумма финансового обеспечения, утвержденная приказом территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.

Заметим, п. 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.

В связи с этим средства ФСС РФ, которые предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией на проведение СОУТ, отражаются записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Одновременно производится запись по признанию прочего дохода, что отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумму НДС, предъявленную специализированной организацией, проводящей СОУТ, организация-заказчик вправе принять к вычету на основании надлежаще оформленного счета-фактуры. Вычет производится после принятия на учет выполненных работ, если есть соответствующие первичные документы, при условии, что рабочие места, в отношении которых проведена СОУТ, используются организацией при производстве продукции, реализация которой облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Заметим: для принятия к вычету предъявленного НДС не имеет значения тот факт, что мероприятия по проведению СОУТ частично оплачиваются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-11/18789.

Кроме того, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (не являющихся средствами федерального бюджета РФ). Следовательно, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в данном случае не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.

Налог на прибыль организаций

Вопрос о признании в налоговом учете доходов и расходов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств ФСС РФ, является спорным.

Так, существует мнение Минфина России, согласно которому средства, полученные из бюджета ФСС РФ и израсходованные на проведение указанных мероприятий, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012). Исходя из такой точки зрения затраты на финансирование предупредительных мер, осуществленные за счет средств ФСС РФ, не должны учитываться в составе расходов организации аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений.

Однако, на наш взгляд, исходя из норм гл. 25 НК РФ средства, полученные от ФСС РФ на финансирование предупредительных мер, следует признавать полученным доходом, а произведенные за счет этих средств — расходом в общеустановленном порядке. Это обусловлено тем, что такой вид поступлений, как финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в ст. 251 НК РФ прямо не поименован. Рассматриваемое финансирование не может быть отнесено к целевому финансированию и целевым поступлениям, указанным в пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, действующими положениями ст. 251 НК РФ исключение такого финансирования из состава доходов не предусмотрено. При этом перечень внереализационных доходов, приведенный в ст. 250 НК РФ, является открытым и содержит, в частности, такой вид дохода, как безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на часть стоимости проведения СОУТ, возмещаемую за счет страховых взносов.

При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Заметим: ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные организациями из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).

Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на проведение СОУТ, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.

Расходы учреждения за счет средств ФСС России

01.06.2017 Отраслевые особенности № 6 июнь 2017 Версия для печати

Фонд социального страхования РФ предоставляет возможность возмещать расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов. Таким правом учреждения могут воспользоваться, подав необходимые документы в ФСС до 1 августа 2017 года. Рассмотрим порядок компенсации и отражение операций в бухгалтерском учете.

И. А. БОЛОБАН, главный бухгалтер
С. К. ШТЕЙНЕРТ, заместитель начальника отдела финансового и бюджетного контроля ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России

Вобязанности работодателя входит обеспечение безопасных условий труда, отвечающих государственным требованиям (ст. 212 ТК РФ). В том числе работодатель должен предпринимать меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ст. 17 Закона от 24 июля 1998 г. № 125‑ФЗ).

Возмещение за счет сумм страховых взносов

Финансовому обеспечению в 2017 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на:

проведение специальной оценки условий труда;

реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями;

обучение по охране труда;

приобретение средств индивидуальной защиты;

санаторно-курортное лечение;

проведение обязательных периодических медицинских осмотров;

обеспечение лечебно-профилактическим питанием;

приобретение алкотестеров или алкометров;

приобретение тахографов;

приобретение аптечек для оказания первой помощи;

приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности технологических процессов и (или) контроля за безопасным проведением работ, в том числе подземных горных работ;

приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

Полный перечень мероприятий и условия, при которых они могут быть оплачены за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, приведен в пункте 2-4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н).

Внимание!

С 1 января 2017 года страхователи вправе за счет страховых взносов осуществлять закупку только российских средств индивидуальной защиты:

— с 1 января 2017 года возмещаются расходы на приобретение спецодежды, спецобуви и других СИЗ, изготовленных только на территории России;

— с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение спецодежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная спецодежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов (утеплитель, ветрозащитный/мембранный слой и т. д.), страной происхождения которых является Россия.

Размер финансового обеспечения за счет средств ФСС РФ

Возмещение расходов за счет ФСС РФ происходит путем зачета потраченных средств в счет уплаты страховых взносов. Иными словами, на сумму понесенных затрат корректируются страховые взносы, начисленные за текущий год.

Расчет производится по формуле:

МСВ = (В — Р) × 20 %,

где:

МСВ — максимальная сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, направляемая на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма в текущем году;

В — взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные за предыдущий год;

Р — расходы на выплату обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, произведенные в предыдущем году.

Ограничение в 20 процентов распространяется на всех страхователей, за исключением организаций с численностью работающих до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет не финансировали профилактику травматизма. Объем средств для таких организаций не может превышать:

20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом произведенных за этот период расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;

сумму страховых взносов, подлежащих перечислению ими в ФСС РФ в текущем финансовом году.

Учреждения за счет средств ФСС РФ вправе финансировать мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в размере, не превышающем 20 процентов сумм страховых взносов, которые были начислены за предшествующий календарный год и уменьшены на величину выплат по указанному виду страхования, также произведенных в предшествующем календарном году (п. 2 Правил № 580н).

Алгоритм возмещения затрат по профилактике травматизма за счет ФСС РФ

Для получения финансирования учреждению необходимо до 1 августа 2017 года обратиться с Заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в местное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. Форма заявления утверждена в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда России от 2 сентября 2014 г. № 598н (далее — Административный регламент № 598н).


С заявлением необходимо представить:

план финансового обеспечения предупредительных мер (по форме согласно приложению к Правилам № 580н);

копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Типовой формы бланка нет, ее необходимо разработать самостоятельно с учетом специфики структуры организации, характера деятельности и планируемых мероприятий;

другие документы, необходимые для рассмотрения вопроса о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Указанный перечень документов приведен в пункте 4 Правил № 580н. Для каждого мероприятия предусмотрен свой пакет документов (см. табл. 1).

Таблица 1

Пакеты документов в зависимости от мероприятия

На приобретение оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах

На обучение по охране труда

На проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) сотрудников, занятых на вредных (опасных) работах

На приобретение путевок на лечение сотрудников

— копия отчета о проведении специальной оценки условий труда (копия отчета о проведении аттестации рабочих мест, если срок действия результатов аттестации не истек);

— копия отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий, свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;

— копии документов, подтверждающих приобретение необходимого оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах

— список работников, направляемых на обучение;

— копия договора с обу­чающей организацией;

— копия лицензии обучающей организации на оказание образовательных услуг;

— копия приказа о направлении работников на обу­чение;

— копия программы обучения и др.

Одновременно со списком работников, направляемых на обучение по охране труда, страхователь представляет документы, подтверждающие принадлежность указанных в них работников к той или иной категории работников, имеющих право проходить обучение за счет средств ФСС

— копия списка сотрудников, которые должны пройти обязательные периодические медосмотры (обследования) в текущем календарном году;

— копия договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

— копия лицензии, подтверждающей право медицинской организации на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)

— заключительный акт медкомиссии по результатам периодических медосмотров сотрудников;

— списки сотрудников с указанием рекомендаций акта медицинской комиссии о направлении их на санаторно­курортное лечение;

— копия лицензии организации, в которой сотрудники будут проходить санаторно­курортное лечение;

— копии договоров с организацией, в которой лечатся работники, счетов на путевки;

— калькуляция стоимости путевок

Иные документы, кроме тех, которые указаны в пункте 4 Правил № 580н, ФСС РФ требовать от страхователя не вправе (за исключением документов, указанных в п. 5 Правил № 580н).

Принятие решения ФСС РФ об использовании взносов

Срок принятия решений о финансировании (отказе в финансировании) мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний конкретного страхователя зависит от суммы взносов на травматизм, начисленных в прошлом году.

Если эта сумма не превышает 10 млн рублей, территориальное отделение фонда принимает такое решение самостоятельно в течение 10 рабочих дней с момента подачи всех документов. Если сумма страховых взносов больше 10 млн рублей, территориальное отделение фонда предварительно согласовывает свое решение с ФСС РФ. В этом случае общий срок принятия решения (с учетом времени на согласование) не должен превышать 18 рабочих дней с момента подачи документов.

Также фонду требуется время, чтобы довести до заявителя само принятое решение. На это ФСС РФ дано еще три рабочих дня после принятия (согласования) решения.

Получение решения от ФСС РФ о возмещении затрат (отказе в финансировании)

ФСС РФ может отказать в финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма, если:

у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления;

представленные документы содержат недостоверную информацию;

предусмотренные бюджетом ФСС РФ средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

представлен неполный комплект документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма по иным причинам не допускается (п. 8–10 Правил № 580н).

Если учреждение получило отказ, то оно имеет право повторно обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер при условии соблюдения срока его подачи — до 1 августа текущего года (п. 10 Правил № 580н, п. 28 Административного регламента № 598н).

При получении положительного ответа от ФСС РФ учреждение вправе текущие взносы на травматизм уменьшать на произведенные затраты, осуществленные в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Учреждению придется отдельно вести учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально отчитываться в фонд об их использовании (п. 12 Правил № 580н). Форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников приведена в приложении 1 к письму ФСС РФ от 20 февраля 2017 г. № 02-09-11/16-05-3685. После завершения запланированных мероприятий в ФСС РФ необходимо представить документы, подтверждающие произведенные расходы.

Далее рассмотрим порядок отражения компенсации затрат на мероприятия по сокращению травматизма в бухгалтерском учете.

КВР и КОСГУ

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65), поступление средств, которые получены от ФСС РФ в качестве возмещения расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, следует отражать по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».


В бухучете и отчетности расходы на уплату взносов отражаются по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

Код вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в 2016 году увязывался только со статьями КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» и 262 «Пособия по социальной помощи населению». В связи с изменениями порядка финансирования, в том числе расширения перечня мероприятий, которые страхователь может провести за счет средств ФСС РФ (приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н), Минфин России внес изменения в Указания № 65н. С 2017 года по КВР 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» можно провести расходы в увязке:

с подстатьями 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ — в части обеспечения мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваний, а также на приобретение спецодежды;

со статьей 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ — в части расходов на приобретение имущества.

Корреспонденция счетов бюджетного учреждения

Порядок бухучета операций по приобретению имущества и услуг в рамках предупредительных мер зависит от типа учреждения. Общие требования для отражения бюджетными учреждениями установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н).

Минфин России в письмах от 16 февраля 2017 г. № 02-07-07/8786 и от 29 декабря 2016 г. № 02-07-10/79030 разъяснил порядок отражения в учете операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг за счет средств ФСС РФ.

В соответствии с пунктом 221 Инструкции № 157н, пунктом 110 Инструкции № 174н операции в случае получения разрешения от органа ФСС на возмещение финансового обеспечения предупредительных мер следует отражать с использованием счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». С корреспонденцией счетов по отражению операций по приобретению имущества и услуг за счет средств ФСС РФ на счетах учета бюджетного учреждения можно ознакомиться в таблице 2.

Таблица 2

Корреспонденция счетов

№ п/п

Операция

Дебет

Кредит

Начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

ХХХХ 0000000000 119

0 109 Х0 213

ХХХХ 0000000000 119

0 401 20 213

ХХХХ 0000000000 119

0 303 06 730

Перечислены контрагенту денежные средства в рамках мероприятий по сокращению травматизма:

— за средства индивидуальной защиты, аптечки, приборы (устройства, оборудование) и их комплексы

ХХХХ 0000000000 119

0 302 34 830

ХХХХ 0000000000 119

0 302 31 830

ХХХХ 0000000000 119

0 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 340, 310)

— за мероприятия по улучшению условий труда и охране труда, за услуги по обучению работников

ХХХХ 0000000000 119

0 302 26 830

ХХХХ 0000000000 119

0 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 226)

Отражены расходы на проведение мероприятий по сокращению травматизма:

— приобретены средства индивидуальной защиты, аптечки, приборы (устройства, оборудование) и их комплексы

ХХХХ 0000000000 000

0 105 ХХ 340

ХХХХ 0000000000 000

0 106 ХХ 310

ХХХХ 0000000000 119

0 302 3Х 730

— проведены мероприятия по улучшению условий труда и охране труда, обучение работников

ХХХХ 0000000000 119

0 109 ХХ 226

ХХХХ 0000000000 119

0 401 20 226

ХХХХ 0000000000 119

0 302 26 730

Начислена компенсация затрат учреждения на мероприятия по сокращению травматизма

ХХХХ 0000000000 119

0 209 30 560

ХХХХ 0000000000 130

0 401 10 130

Зачет расходов за счет взносов в ФСС РФ

ХХХХ 0000000000 119

0 303 06 830

ХХХХ 0000000000 119

0 209 30 660

Перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных расходов

ХХХХ 0000000000 119

0 303 06 830

ХХХХ 0000000000 119

0 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 (КВР 119, КОСГУ 213)

В 5–17 разрядах номера счета указываются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой. В 18 разряде указывается номер счета — кода вида финансового обеспечения (деятельности).

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы, а администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ

<Информация> ФСС РФ «Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ»

ФСС РФ подготовлена информация об изменениях в законодательстве по вопросу администрирования страховых взносов.

Так, в частности:

НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей;

за ФСС РФ сохранены отдельные полномочия, в том числе право проводить камеральные проверки правильности и обоснованности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, а также выездные проверки, одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговыми органами по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов;

в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, определены порядок исчисления и уплаты указанных страховых взносов, а также установлен порядок представления отчетности;

за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ, сохраняется обязанность по осуществлению контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *