Удельный вес по НДС

Содержание

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение. Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС.

Существует ли «безопасный» размер вычета по НДС?

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой?» сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.08.2019 составляет

86,93%

Размер этого показателя для России ранее, на 1 мая 2019 года, составлял 86,10%

Информацию по безопасной доле вычета по регионам смотрите ниже — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.08.2019 составляет

88,08%

Размер этого показателя для Москвы ранее, на 1 мая 2019 года, составлял 87,62%

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей (раздел 3 строка 118).
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей (раздел 3 строка 190).
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу 1 400 000/1 500 000 получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил 93,33%.
Это больше порогового значения 88,08% для Москвы (на 1 августа 2019 г.), а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш».

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Рассчитать ее можно по формуле от обратного:
НДС начисленный * (100 – НДС безопасный) / 100 =
= 1 500 000 * (100 — 88,52) / 100 = 172 200 р.

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 172 200 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на I, II, III кварталы 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:

Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019 Безопасная доля вычетов на 01.01.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 86,93% 86,10% 88,05% 86,95%
в том числе:
ЦФО 88,76% 88,48% 89,51% 89,02%
Белгородская область 91,68% 92,00% 92,75% 89,46%
Брянская область 88,89% 86,69% 92,97% 87,67%
Владимирская область 85,73% 85,73% 87,45% 85,32%
Воронежская область 92,91% 93,53% 92,41% 93,00%
Ивановская область 92,23% 92,36% 94,08% 92,55%
Калужская область 89,90% 90,03% 89,23% 88,15%
Костромская область 85,73% 87,83% 89,76% 85,20%
Курская область 91,35% 91,74% 91,91% 91,22%
Липецкая область 105,42% 106,71% 109,05% 92,45%
Московская область 88,74% 88,99% 89,85% 90,33%
Орловская область 92,55% 93,47% 94,65% 94,45%
Рязанская область 83,81% 85,76% 85,14% 84,91%
Смоленская область 94,64% 94,07% 95,27% 94,06%
Тамбовская область 97,26% 99,12% 102,84% 95,48%
Тверская область 91,66% 92,80% 94,39% 88,87%
Тульская область 97,55% 96,99% 97,47% 92,65%
Ярославская область 89,80% 87,41% 90,74% 87,09%
город Москва 88,08% 87,62% 88,66% 88,55%
СЗФО 87,02% 86,96% 88,18% 87,90%
Республика Карелия 76,40% 80,56% 84,84% 83,62%
Республика Коми 76,42% 76,04% 79,07% 78,48%
Архангельская область 83,27% 78,50% 92,10% 81,87%
Вологодская область 99,44% 99,78% 96,26% 88,18%
Калининградская область 60,30% 61,33% 63,58% 62,86%
Ленинградская область 86,65% 88,89% 88,67% 81,57%
Мурманская область 103,07% 84,41% 92,32% 81,39%
Новгородская область 94,71% 97,65% 94,57% 89,90%
Псковская область 88,10% 90,66% 94,10% 87,12%
город Санкт-Петербург 87,57% 87,56% 88,73% 90,08%
Ненецкий АО 140,38% 154,60% 126,77% 123,34%
СКФО 89,60% 85,87% 90,57% 89,87%
Республика Дагестан 84,26% 84,24% 84,89% 85,22%
Республика Ингушетия 93,81% 93,30% 99,02% 96,38%
Кабардино-Балкарская Республика 87,95% 90,48% 94,21% 91,04%
Карачаево-Черкесская Республика 91,75% 92,56% 94,31% 91,56%
Республика Северная Осетия-Алания 89,38% 89,15% 87,62% 87,41%
Чеченская Республика 100,11% 66,44% 100,40% 100,99%
Ставропольский край 88,81% 88,72% 89,48% 88,73%
ЮФО 89,76% 90,31% 91,59% 88,78%
Республика Адыгея 86,11% 86,69% 86,78% 85,48%
Республика Калмыкия 82,45% 87,15% 81,10% 82,45%
Республика Крым 86,23% 86,95% 89,73% 87,64%
Краснодарский край 90,76% 91,30% 93,21% 89,99%
Астраханская область 64,39% 60,28% 58,65% 62,64%
Волгоградская область 88,23% 89,15% 90,69% 86,25%
Ростовская область 92,84% 93,70% 94,07% 91,99%
город Севастополь 81,25% 81,10% 82,99% 81,94%
ПФО 85,60% 81,02% 86,79% 85,65%
Республика Башкортостан 89,38% 90,28% 90,53% 88,07%
Республика Марий-Эл 88,19% 89,24% 90,19% 91,37%
Республика Мордовия 92,81% 93,27% 90,54% 89,94%
Республика Татарстан 87,56% 87,38% 88,48% 87,88%
Удмуртская Республика 79,29% 79,71% 81,95% 81,09%
Чувашская Республика 84,24% 85,56% 85,71% 83,48%
Кировская область 87,45% 88,82% 87,36% 86,62%
Нижегородская область 88,96% 63,08% 88,59% 87,93%
Оренбургская область 69,82% 70,75% 73,44% 71,71%
Пензенская область 90,95% 90,54% 91,12% 90,77%
Пермский край 80,64% 80,76% 82,69% 79,11%
Самарская область 83,27% 83,77% 85,13% 84,64%
Саратовская область 83,23% 83,56% 85,61% 84,90%
Ульяновская область 91,09% 91,05% 91,37% 92,06%
УФО 77,35% 76,67% 79,32% 77,12%
Курганская область 84,69% 86,21% 88,07% 87,09%
Свердловская область 91,50% 91,20% 91,40% 88,23%
Тюменская область 84,28% 84,55% 84,61% 83,49%
Челябинская область 90,80% 90,76% 92,32% 88,27%
Ханты-Мансийский АО — Югра 56,89% 57,34% 62,57% 58,58%
Ямало-Hенецкий АО 65,61% 61,99% 63,94% 69,68%
СФО 84,22% 84,50% 85,56% 82,08%
Республика Алтай 91,58% 93,17% 94,00% 89,78%
Республика Тыва 76,66% 82,10% 73,53% 76,04%
Республика Хакасия 89,94% 90,09% 92,13% 89,71%
Алтайский край 89,74% 89,67% 90,15% 90,50%
Красноярский край 79,53% 80,66% 83,04% 76,40%
Иркутская область 77,21% 77,83% 78,88% 77,44%
Кемеровская область — Кузбасс 89,43% 88,67% 88,95% 83,49%
Новосибирская область 89,55% 89,83% 90,25% 89,47%
Омская область 88,51% 89,06% 90,73% 84,07%
Томская область 77,03% 76,51% 77,02% 75,38%
ДФО 95,85% 94,96% 95,86% 94,96%
Республика Бурятия 91,55% 89,74% 89,66% 88,90%
Республика Саха (Якутия) 89,68% 86,76% 87,16% 86,29%
Приморский край 93,25% 93,19% 94,23% 95,70%
Хабаровский край 91,97% 91,61% 94,62% 89,54%
Амурская область 127,83% 131,40% 124,68% 116,17%
Камчатский край 89,69% 82,32% 85,99% 89,71%
Магаданская область 98,80% 95,29% 91,23% 98,53%
Сахалинская область 96,99% 93,92% 89,72% 103,22%
Забайкальский край 87,29% 87,42% 90,06% 89,34%
Еврейская автономная область 90,63% 105,64% 112,00% 96,89%
Чукотский АО 115,38% 111,56% 110,23% 104,87%
БАЙКОНУР 71,83% 74,90% 73,78% 58,08%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Высокий удельный вес налоговых вычетов свидетельствует о заниженном уровне фискальной нагрузки на налогоплательщика. При выявлении таких признаков организация или частный предприниматель попадают в группу риска – по результатам их деятельности может быть назначена внеплановая выездная проверка. За основу сотрудниками ФНС принимаются итоги налоговых начислений из деклараций, подаваемых субъектами предпринимательства. Анализируются как текущие показатели, так и данные предшествующих периодов для отслеживания финансового положения налогоплательщика в динамике.

Удельный вес налоговых вычетов по НДС

По каждой сданной субъектами хозяйствования декларации проводится камеральная проверка. Ее задачей является оценка достоверности данных, корректности оформления отчета и проведения расчетов. В ходе проверки налоговики обязательно сопоставляют фактическую величину налоговой нагрузки по налогоплательщику с минимальной. Сравнение может производиться с пороговым значением по стране в целом или по региону.

На федеральном уровне удельный вес НДС и вычетов по нему оценивается в соответствии с нормами приказа ФНС РФ от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@. В приложении 2 к приказу говорится, что на долю вычетов по НДС не должно приходиться 89% (и более) налоговых обязательств в расчете за 12 месяцев.

Дополнительным ориентиром могут выступать регулярно обновляемые данные о налоговой нагрузке по стране и по регионам. Ознакомиться с ними можно на сайте ФНС в разделе ]]>статистической информации]]> (региональные сведения берутся из статотчета 1-НДС).

Повышенное значение удельного веса вычетов по отношению к общей сумме налога на добавленную стоимость в конкретном временном диапазоне не является правонарушением, за это штраф не назначается. Но появление такого признака становится для налоговиков сигналом к более детальному изучению деятельности налогоплательщика. После анализа данных декларации и исследования динамики изменения показателей фискальной нагрузки ФНС истребует пояснения. Если объяснения налогоплательщика покажутся специалистам налоговой инспекции недостаточно убедительными, фирма может попасть в список субъектов, подлежащих внеплановой проверке.

Пример

Как рассчитывается удельный вес налоговых вычетов:

Сумма вычета из декларации (раздел 3 строка 190) / Сумма налогового обязательства из декларации (раздел 3 строка 118) х 100.

Например, в декларации по НДС начисления показаны в размере 895 750 руб., а к вычету принято 794 550 руб. Доля вычетов равна 88,7% (794 550 / 895 750 х 100) — полученный результат ниже контрольного значения. Дополнительно рекомендуется сопоставить его с региональной величиной налоговой нагрузки по НДС на соответствующую дату.

Для самоконтроля мониторинг фискальной нагрузки можно проводить раз в год после сдачи декларации или поквартально.

Как объяснить превышение

Если будет выявлен высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС налоговиками, они направят в адрес налогоплательщика уведомление с требованием предоставить пояснения с раскрытием причин возникновения отклонений от нормы. К объяснительному письму рекомендуется приложить документальные подтверждения верности отражения данных в декларации. Объективными причинами возникновения низкого уровня фискальной нагрузки по НДС могут быть:

  • Непродолжительный период работы налогоплательщика. После открытия бизнеса расходов всегда больше, чем доходов, ввиду отсутствия наработанной базы покупателей. В пояснениях рекомендуется акцентировать внимание на соотношении доходов и расходов компании в рассматриваемом периоде, привести обоснования по затратным статьям (например, закупка оборудования, мебели, сырья, оплата услуг, реклама).

  • Единовременные затраты на оплату крупной партии материалов для производственных нужд или закупка основных средств. В объяснительной записке можно указать на факт реализации сделки по закупке товаров для их перепродажи или использования в производстве в последующих периодах.

  • Влияние фактора сезонности спроса на производимую продукцию – в результате снизились продажи, уменьшилась налоговая база по НДС, а административные расходы остались неизменными.

  • Выставление счета-фактуры контрагентом с задержкой.

Пояснения составляются в произвольной форме. В роли документации, обосновывающей высокое процентное содержание вычетов по НДС в сумме налоговых обязательств, могут выступать учредительные документы, счета-фактуры, накладные, выписки из регистров учета.

Для облегчения нагрузки на плательщиков, налоговой службой предусмотрена система формирования вычетов по НДС, позволяющих компании организовать более эффективную отчетную деятельность и сохранить ресурсы.

Стоит обратить внимание на то, что налоговый вычет по НДС формируется на основе данных предоставляемых самой организацией в своей финансовой отчетности за определенный период хозяйственной деятельности. Обратите внимание, что существует безопасный уровень объема данного показателя, определяемый отдельно для каждого региона. В среднем, по стране он находиться на уровне в 88% с перепадами в зависимости от региона от уровня в 75% до 100% и более. Уточнить информацию актуальную для Вашего региона можно на сайте ФНС. Показатель периодически изменяется с учетом прохождения того или иного отчетного периода.

Безопасный вычет по НДС по Москве:

авг.2018 май.2018 фев.2018 ноя.2017
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%

По регионам, таблица:

Регион авг.18 май.18 фев.18 ноя.17
Алтайский край 90% 89,60% 89,70% 90,10%
Амурская область 113,90% 116,80% 113,40% 107,90%
Архангельская область 82,60% 88,50% 84,90% 81,90%
Астраханская область 61,10% 58,30% 55,70% 72,80%
Белгородская область 88,50% 89,40% 90,70% 91,10%
Брянская область 86,70% 92,30% 95,20% 91,80%
Владимирская область 84,90% 84,60% 83,70% 86,40%
Волгоградская область 85,70% 87% 87,30% 86,10%
Вологодская область 83,20% 83,80% 84,80% 87,60%
Воронежская область 92,50% 92,30% 92,30% 94,50%
г. Байконур 58,40% 59,20% 50,90%
г. Севастополь 82,10% 82,40% 81,40% 85,90%
Еврейская автономная область 92,40% 87% 90,60% 94%
Забайкальский край 90,10% 90,90% 91,20% 97%
Ивановская область 92,50% 92,60% 93,80% 93,30%
Иркутская область 77,80% 79,30% 80,40% 82,50%
Кабардино-Балкарская Республика 93,40% 94% 94,40% 92,30%
Калининградская область 64,10% 65,80% 67,70% 66,60%
Калужская область 87,3 86,60% 88,20% 89,30%
Камчатский край 89,20% 88,90% 90,90% 82,90%
Карачаево-Черкесская Республика 93% 93,70% 95,10% 92,70%
Кемеровская область 82,80% 81,70% 84,10% 83%
Кировская область 86,70% 84,90% 86,70% 85,90%
Костромская область 84,70% 84,10% 85,10% 88,50%
Краснодарский край 89,60% 89,50% 89,40% 89,50%
Красноярский край 75,10% 76,10% 78,40% 77,90%
Курганская область 87% 87,50% 88,80% 84.9%
Курская область 92,90% 88,30% 89,10% 91,20%
Ленинградская область 81,30% 86,30% 85,10% 81,20%
Липецкая область 87,70% 88,90% 91,40% 89,80%
Магаданская область 99,90% 99,90% 99,70% 91%
Москва 88,20% 88% 89% 89,90%
Московская область 90,40% 90,60% 90,10% 90,40%
Мурманская область 78,90% 78,50% 79,90% 77,20%
Ненецкий АО 119,80% 116% 125,70% 111,80%
Нижегородская область 88% 87,40% 88% 86,60%
Новгородская область 86,90% 87,40% 84,50% 87,40%
Новосибирская область 89,20% 89,10% 90% 90,30%
Омская область 82,90% 82% 85,10% 81,80%
Оренбургская область 69,70% 71,40% 74,50% 75,80%
Орловская область 94% 92,90% 92,30% 91,10%
Пензенская область 90,30% 90,10% 89,60% 90,10%
Пермский край 78,90% 79,30% 79,40% 79,90%
Приморский край 95,10% 94,80% 95,90% 92,80%
Псковская область 88,20% 89% 90,60% 92,90%
Республика Адыгея 85,70% 86,50% 85,80% 87,80%
Республика Алтай 90,70% 90,40% 92,20% 91,70%
Республика Башкортостан 87,60% 87,70% 88,10% 87,40%
Республика Бурятия 88,20% 85,30% 80,10% 89%
Республика Дагестан 86,10% 87,20% 86,40% 86,70%
Республика Ингушетия 93,30% 94% 98,20% 98,40%
Республика Калмыкия 80,10% 78,80% 74,70% 70%
Республика Карелия 84% 84,20% 86,10% 84,10%
Республика Коми 79,30% 79,30% 81,20% 75,60%
Республика Крым 88% 88,20% 87,80% 97,30%
Республика Марий Эл 89% 90,40% 92,40% 88,70%
Республика Мордовия 90% 89,60% 88,50% 87,70%
Республика Саха (Якутия) 86,60% 85% 88,10% 86,30%
Республика Северная Осетия – Алания 86,40% 88,20% 86,70% 87,60%
Республика Татарстан 87,90% 88,40% 88,40% 89%
Республика Тыва 75,50% 74,40% 78,40% 77,50%
Республика Хакасия 89,90% 89,90% 92,80% 88,50%
Ростовская область 91,70% 92,10% 91,60% 93,40%
Рязанская область 85% 85,20% 86,90% 85,60%
Самарская область 83,80% 84,60% 86% 85,90%
Санкт-Петербург 89,90% 90,20% 90,40% 90,30%
Саратовская область 85,10% 85,50% 85,50% 86,40%
Сахалинская область 97,60% 93,20% 86,60% 100,20%
Свердловская область 87,10% 86,60% 87,40% 87,70%
Смоленская область 93,20% 91,90% 91,60% 93,40%
Ставропольский край 88,50% 88,90% 90,40% 88,90%
Тамбовская область 95,70% 95,20% 96,70% 95%
Тверская область 88,70% 88,60% 88,70% 87,60%
Томская область 74,10% 74,30% 74,20% 81,50%
Тульская область 91,50% 91,60% 93,30% 91,60%
Тюменская область 83,40% 83,80% 85,90% 84,80%
Удмуртская Республика 80,10% 80,10% 81% 83,10%
Ульяновская область 91,60% 91,10% 90,80% 91.9%
Хабаровский край 89,10% 88% 87,90% 88,50%
Ханты-Мансийский АО – Югра 60,10% 61,90% 63% 66,10%
Челябинская область 86,80% 87,50% 88,60% 87.3%
Чеченская Республика 101,10% 103,30% 102% 104,70%
Чувашская Республика 83,30% 83,20% 82,20% 84,60%
Чукотский АО 103,30% 95,80% 90,90% 104,10%
Ямало-Hенецкий АО 64,90% 97,60% 71% 69,50%
Ярославская область 86,50% 85,80% 85,60% 86,70%

Если общая сумма вычтенных средств находиться в рамках установленного показателя, то отчетная документация будет принята без каких либо претензий. Если же она выходит за установленные рамки, то сотрудниками ФНС может быть инициирована внеплановая проверка документооборота и хозяйственной деятельности фирмы. Учитывая данное обстоятельство и грозящие в ходе проверки риски, стоит внимательно отнестись к проводимым расчетам.

Формула для расчета безопасного НДС

Если Вы не знаете, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС стоит разобраться в вопросе подробней и привести пример этой операции. Нужно учитывать, что сотрудники ФНС имеют значительное количество инструментов и показателей для проверки и анализа финансовых данных по каждой конкретной организации и при наличии каких-либо подозрений, будет проводиться детальная оценка хозяйственной деятельности и налоговой документации подтверждающей объемы выплат в федеральный бюджет.

Рассмотрим пример расчета, для Москвы с показателем для региона на уровне 88,1%. Также для проведения расчетов, нам понадобятся точные данные из декларации. Плательщика. В частности нужна строка 190 – НДС к вычету и строка 118 – НДС начисленный. Далее действует следующая схема:

Сумма к вычету / сумма начисленного налога * 100%

Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей. На примере это будет выглядеть так:

850 000 / 900 000 * 100% = 94,4%

Таким образом, результат превышает безопасное значение в 88,1%. Как следствие возникнут вопросы и претензии к юридическому лицу. Однако, при необходимости можно рассчитать и безопасную долю для последующей уплаты. Для этого применяется следующая схема:

Начисленная сумма*(100% — Безопасная сумма)/100%

В результате, используя цифры из примера, получаем следующие данные:

900 000 * (100% — 88,1%) / 100 = 107 100

Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.

Определить объем безопасного вычета по данной схеме можно при любом объеме НДС, что особенно важно с учетом повышения в 2019 году. Рекомендуем проверять и перепроверять расчеты перед подачей окончательной версии декларации и выплатой приведенных в ней сумм. Это позволит снизить сопутствующие риски и оставаться на хорошем счету в государственной надзорной службе.

Как доказать инспектору неумышленную высокую долю налоговых вычетов

Сданная предприятием декларация по НДС – это источник информации для налоговых органов о размере исчисленного налога и вычетов. При проверке инспекторы проверяют правильность заполнения, полноту расчетов, достоверность предоставленной информации.
Одним из показателей, отражаемым в налоговой декларации, который отслеживает налоговая – это удельный вес вычета. Для городов России ФНС установила безопасные значения для этого показателя. Среднестатистический по России порог удельного веса вычета НДС — 87.9%.
Инспекторы выделяют вниманием предприятия, указывающие высокий удельный вес вычетов, ведь это считается серьезным свидетельством того, что на предприятии слабая налоговая нагрузка.
И проблема становится поводом для направления в адрес организации требования о предоставлении объяснений, а затем и причиной назначения выездной проверки.
С целью снять с организации подозрения относительно законности и легальности операций, проводимых по бухгалтерскому и налоговому учету, рекомендуется оперативно предоставить инспекторам пояснительную записку о причине, спровоцировавшей повышение удельного веса.
Некоторые бухгалтеры действуют на опережение и, не дожидаясь требований из инспекции, прикладывают к каждой декларации по НДС письмо-справку об уровне удельного веса вычетов по НДС и указывают, какая доля вычетов по прибыли в организации за отчетный период, и дают необходимые пояснения.

Как рассчитать удельный вес вычетов по НДС в 2018 г

Удельный вес налоговых вычетов по НДС – показатель оценки состояния дел в организации.
Организации, которые не желают предоставлять в инспекцию информацию о причине снижения налоговой нагрузки, рискуют оказаться в списках получивших уведомление о назначении выездной проверки.
Если организация при сведении информации по налоговой нагрузке на предприятии оказалась в зоне риска по этому критерию, рекомендуется представить в налоговую пояснения о причинах сложившейся ситуации, не дожидаясь требований из инспекции.
Оценить риски поможет расчет удельного веса вычетов и сравнение с пороговым значением, утвержденным на 2018 год по региону, в котором работает организация.
Этот показатель представляет собой процент вычетов по НДС в сумме начисленного НДС. Для расчета требуется только два значения из декларации:

  1. Строчка 190 «НДС к вычету»;
  2. Строчка 110 «НДС начисленный».

Рассчитываем показатель: НДС к вычету / НДС начисленный * 100%.
Информативен показатель в динамике, то есть изменение значений показателя за два-три отчетных периода.
Проведя необходимые вычисления, узнаем, какой процент от начисленного НДС организация выставляет к вычету. Эту величину и сравнивают налоговики с пороговым значением, чтобы выявить степень налоговых рисков по НДС в организации.
Под пристальное внимание инспекторов мгновенно попадают организации с пороговым значением показателя выше утвержденного в регионе, в котором организация зарегистрирована.
Пример расчета удельного веса вычетов НДС для организации (г. Москва)
По информации из декларации за 1 квартал был начислен НДС в сумме 1000000 рублей.
Налоговый вычет за 1 квартал составил 900000 рублей.
Удельный вес вычетов НДС = 900000 / 1000000 * 100%=90%
Обратимся к справочной информации внутренней отчетности ФНС России (отчет по форме № 1-НДС).
На интересующую нас дату устанавливаем, что удельный вес налоговых вычетов по НДС в 2018 году (Москва) составляет 89,9%.
В нашем случае доля вычетов по НДС превышает 89%, пояснения для налоговой в этом случае пригодятся, так как это больше, чем пороговое значение для Москвы, значит организации грозит вызов в налоговую для дачи пояснений.
Если доля налоговых вычетов по НДС превышает 89%, что ответить в налоговую?

Высокая доля налоговых вычетов по НДС. Ответ в налоговую

После сдачи декларации по НДС из налоговой пришло требование дать пояснения по высокой доле вычетов по НДС? Пример объяснения легко найти в открытых источниках, но не стоит тратить время, потому что пояснительную документацию можно предоставить в произвольной форме.
Рекомендуется указать, что:

  • показатели, указанные в декларации верны, проверены повторно и утверждены в прежних значениях;
  • организация не допустила ошибок или неполного отражения информации, и предоставление уточненки не требуется;
  • организация предусмотрела мероприятия, чтобы в следующем отчетном периоде повысить указанные показатели и снизить долю налоговых вычетов по НДС.

Рекомендуется расшифровать и приложить к объяснительной записке расчет спорных значений показателей и документацию, подтверждающую информацию, предоставленную в документации.
Чтобы объяснить, почему у организации высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС, пояснения (образец подходящий найти трудно, потому что причины у каждой организации индивидуальны) следует предоставить с приложением запрашиваемой документации в течение пяти банковских дней.
Не предоставив письменных объяснений по запрашиваемым инспекторами вопросам, предприниматель не несет ответственности перед законом.
Но своевременный ответ на требование налоговой в добровольном порядке избавит организацию от проблем с необоснованными штрафными санкциями, которые инспекторы на свое усмотрение начислят предприятию по спорным вопросам. К сожалению, в таких ситуациях спорные вопросы решаются не в пользу организации.
Конечно, налоговая инспекция оценивает налоговые риски компаний не по одному показателю, поэтому только превышение значений, установленных на основании информации статистики, не станет причиной проверки, но вот основанием для дополнительных требований инспекторов – обязательно.
Справедливо заметить, что, работая в рамках указанного показателя, предприниматель не застрахован от проверки со стороны налоговой.
Итак, руководителям организации стоит перед сдачей декларации проверить такой показатель, как доля налоговых вычетов по НДС, ведь превысив пороговое значение, спровоцируется живой интерес к компании со стороны проверяющих органов. Хотя, если бизнес компании носит законный и легальный характер, а сделки не имеют отношения к «компаниям-однодневкам», то и бухгалтеру, и директору нечего опасаться и имеется, что предоставить сотрудникам налоговой в качестве возражения на претензии.
Например, указать объективные причины высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС, образец пояснения рассмотрим.

Как объяснить высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Задача руководителя организации в случае высоких значений показателя удельного веса вычетов по НДС снизить риск включения предприятия в план выездных проверок, а значит − доказать, что причины этого имеют объективный характер.
В каждом конкретном случае организация приводит соответствующие периоду причины, почему доля налоговых вычетов превышает пороговое значение.
Как пояснить в налоговую высокий удельный вес вычетов по НДС? Рассмотрим пять причин, как образец пояснения в налоговую о высокой доле налоговых вычетов по НДС. Они могут пояснить возникновение такой ситуации в организации.

Причина 1. Фирма недавно только прошла регистрацию

Организации, чей бизнес только начинается, не имеют достаточного рынка сбыта, а вот расходов у «молодой» компании предостаточно. Например, счета-фактуры на оплату аренды офиса и склада, аванс за электроэнергию, подключение Интернета, телефона, закупка товара на склад для последующей перепродажи и т.д.
При таком раскладе затрат у организации много, а вот продажи еще не налажены и не приносят достаточного для покрытия расходов дохода.
В пояснениях для инспектора указываем в качестве причины повышения показателя: «В связи с началом предпринимательской деятельности затраты компании превышают ее доход. Для организации работы офиса и склада приобретено необходимое оборудование и мебель, а также оплачены услуги фирм, предоставляющих услуги связи. Внесены авансы для подключения компании к электроэнергии и отоплению. На склад поставлена продукция, реализация которой планируется на следующий квартал».
Как приложения предоставляем учредительную документацию, подтверждающую дату регистрации компании, а также все первичные документы с подтверждением перечисленных затрат: счета-фактуры, карточки бухгалтерских счетов, договоры, накладные, акты на предоставление услуг и т.д.

Причина 2. Пополнение склада товаров для последующей перепродажи

Например, руководителем организации издано распоряжение о затоваривании склада продукцией, которая в следующем квартале подорожает в закупке, поэтому купить товар заранее – значит приобрести дополнительную прибыль на разнице в цене. В итоге склад пополнится товарами, а в налоговом учете отразится высокий удельный вес вычетов.
В пояснениях указываем: «пополнение склада товарами для последующей его продажи в будущем периоде».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие оприходование и остатки товара на складе, копия договора на приобретение продукции, накладные.

Причина 3. Сезонность бизнеса

Объемы продаж некоторых видов товаров находятся в зависимости от сезонности, например, товары для зимней рыбалки или газонокосилки. Продажи таких товаров практически прекращаются вне предполагаемого для их использования сезона. Однако, расходы, например, на хранение и обслуживание склада, остаются. Поэтому вычеты получаются высокие.
В пояснениях указываем: «сезонность товара».
Прикладываем документы, подтверждающие наличие расходов и остатков на складе.

Причина 4. Позднее получение счетов-фактур от контрагентов

Принять к вычету счет-фактуру можно только по факту ее получения от контрагента. При получении оригинала счета-фактуры, организация регистрирует ее поступление по почте в специальном журнале.
Но, к сожалению, почта не всегда безупречна в качестве предоставляемых услуг, и корреспонденция «задерживается», а иногда и вовсе теряется. Неудивительно, что счета-фактуры поступают бухгалтерии организаций с задержкой.
В результате некоторые счета-фактуры мы принимаем к вычету в следующем за их выпиской налоговом периоде.
Законом предусматривается возможность заявить счет-фактуру в более поздний срок, достаточно при этом приложить пояснение с обоснованием подобных действий с Вашей стороны.
В пояснениях указываем: «принятие к вычету счетов-фактур, выписанных в предыдущем налогом периоде из-за задержки поступления указанной документации в организацию».
Прикладываем документы, подтверждающие достоверность предоставленной информации: выписку из журнала регистрации счетов-фактур, копию самого счета-фактуры, выписку из книги покупок об отсутствии проведения указанных счетов-фактур в предыдущий налоговый период.

Причина 5. Небольшая торговая наценка (при перепродаже) или маленькая добавленная стоимость (при производстве)

Рынок устанавливает уровень цен, выше которых организация не может установить цену реализуемых ею товаров. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции на рынке, некоторые компании устанавливают на продукцию минимальные наценки и надбавки. При производстве может дополнительно возникнуть ситуация, когда сырье для производства закупается со ставкой НДС 10%, а реализация − 18%.
В пояснениях указываем: «маленькая торговая наценка с целью сохранения конкурентоспособности организации».
Прикладываем документацию, подтверждающую достоверность предоставленной информации: копии договоров на закупку товаров или сырья, накладные на закупку и отгрузку продукции.
Конечно, это только некоторые причины, которые будут приняты инспектором, как
пояснение в налоговую о высокой доле вычетов по НДС (образец: причина 1).

Интерес налоговых служб к организациям, которые демонстрируют отсутствие прибыли (убыточность), низкую налоговую нагрузку, высокую долю вычетов по НДС, объясняется подозрением на то, что такие предприятия могут быть представителями «фирм-однодневок» или вести прочую нелегальную деятельность. А некоторые недобросовестные налогоплательщики просто занижают налоговую базу.
Однако, инспекторы понимают, что указанные признаки, возможно являются причиной временных финансовых трудностей у компании, сезонности, особенностей ведения учета счетов-фактур и т.д.
Важно предоставить разумное пояснение в налоговую по НДС (образец: причина 1), превышение доли вычетов по НДС рекомендуется объяснить объективными причинами.
Если организация ведет реальный бизнес, платит налоги и соблюдает законодательство, то у руководителя нет причин уклоняться от предоставления в налоговую инспекцию дополнительных объяснений о причинах повышенного показателя удельного веса вычетов по НДС. Итак, если в организации высокая доля вычетов по НДС, пояснения (как написать, мы рассмотрели выше несколько вариантов) стоит предоставить в установленные налоговой инспекцией сроки, несмотря на отсутствие ответственности за не предоставление письменных объяснений.
Главное, чтобы это было сделано, а также были предоставлены подтверждающие документы. Вовремя предоставленная документация, возможно, обезопасит организацию от выездной проверки.

Пример оформления пояснения на требование Превышение удельного веса вычетов по налогу на добавленную стоимость для организации весьма нежелательно, но не все бухгалтера это учитывают. Итак, что представляет собой удельный вес? Каков он для различных организаций? Каковы последствия его превышения?

Удельный вес вычетов по НДС!

Основной вид деятельности нашей организации — пошив женской и детской одежды. Во II квартале из-за расширения ассортимента продукции доля закупаемых материалов и фурнитуры увеличилась. Более 50 процентов используемых материалов и фурнитуры — импортные. Цены на материалы по сравнению с I кварталом года выросли в среднем на 4 процента.

Во II квартале года наша организация частично обновила оборудование в швейном цехе: закупила 10 швейных машин и 3 вышивальные машины. Со II квартала года значительно увеличились расходы на аренду помещений, коммунальные платежи, расходы на ГСМ. Это также повлияло на долю вычетов. В связи со сложной экономической ситуацией значительно сократились объемы продаж.

В III квартале организация планирует уменьшить долю закупок импортных материалов, что поможет снизить значительную часть расходов. Также в связи с расширением ассортимента мы планируем в следующем квартале увеличить продажи продукции.

Это должно привести к уменьшению доли вычета и увеличению выручки. Приложения: — копии приказов о вводе в эксплуатацию нового швейного оборудования; — копии договоров с поставщиками, арендодателями; — копии счетов-фактур, выставленных поставщиками. Чтобы уверенно чувствовать себя на комиссии, стоит составить особые пояснения. Срок составления документа Пояснения надо составить перед походом на комиссию. Что обязательно должно быть в документе Составить пояснения стоит на фирменном бланке компании и подписать у руководителя.

Если компания постоянно заявляет вычеты на таком уровне, стоит записать, что это связано со спецификой деятельности организации. Довод о том, что компания заявляет вычеты по факту, обычно не устраивает налоговиков. Поэтому лучше его не приводить, а описать другие причины, которые привели к росту вычетов.

Перед походом в инспекцию стоит еще раз проверить, все ли вычеты, которые заявила компания, подтверждены документами. Если организация обнаружит ошибку, стоит подать уточненку и доплатить налог с пенями. А в пояснениях можно сообщить, что доля была высокой из-за искажения отчетности.

Безопаснее объяснить причины на первой же комиссии. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте.

Все представленные налогоплательщиком расчеты формально подлежат камеральной налоговой проверке см.

Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах РФ В таблице ниже представлена безопасная доля вычетов на 4 квартал года: Как проверить свою долю вычетов Как определить, не превышает ли ваша организация безопасного значения? Вот пошаговая инструкция. Посчитайте сумму начисленного НДС за последние 4 оконченных квартала. В расчет принимается весь НДС по всем разделам. Посчитайте сумму вычетов НДС, в расчет принимайте вычеты по всем разделам. Общую сумму вычетов разделите на общую сумму начисленного налога, и полученный результат умножьте на

Как ответить на требования налоговиков по вычетам НДС?

Пояснения вычетов в налоговую ндс Пояснения вычетов в налоговую ндс Бывают такие ситуации, когда из налоговой приходит официальное письмо с требованиями предоставления объяснений, то есть налоговики обнаружили некие несоответствия в вашем отчете, и они хотят объяснений. Дело в том, что по проведению камеральной проверки, ИФНС ведет всю бухгалтерскую отчетность в автоматическом режиме. В случае обнаружения неточностей в отчетности ИФНС будет требовать подать пояснения.

Пояснения в налоговую по высокой доле вычетов НДС

Поэтому проверяют тех, у кого больше вероятность найти нарушения, доначислить налоги и оштрафовать. Для этого на основе предпроверочного анализа налоговики каждый год составляют план выездных проверок. Один из критериев анализа — налоговая нагрузка.

Полезное видео:

Пояснения о доле вычетов по НДС

Получение вычета Требуется соблюдение определенных условий для применения права на налоговый вычет по НДС: Покупаемые материальные ценности права поставлены на учет. Счет-фактура также должен быть составлен правильно: дата, номер; реквизиты продавца и покупателя: наименование, ИНН, адрес; реквизиты получателей товара; номер авансовой платежки, если имеется; список продукции; цена с НДС и без него; ставка по налогу; сумма НДС; если продукция иностранная, указывается ее происхождение. Если отгрузке предшествовала предоплата, также потребуется правильный авансовый счет-фактура для применения определенной суммы налогового вычета по НДС. Кроме него, потребуются и другие документы: квитанция или чек о внесении аванса; авансовый счет-фактура; договор с содержащимся в нем пунктом о возможности перечисления предоплаты продавцу. Отчетность Отчет по НДС, как и по всем остальным видам налога, представляет собой заполненную декларацию, которая сдается плательщиком в ФНС. Особое внимание сотрудников налоговой службы при проверке деклараций привлекает высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. Удельный вес рассчитывается по-разному в каждом регионе.

Вычет по ндс принятие, превышение удельного веса

Налоговая инспекция, заинтересовавшись снижением нагрузки, может направить организации информационное письмо и попросить пояснить причину несоответствия налоговой нагрузки среднеотраслевым значениям. Подробнее о том, как составить пояснения в налоговую о причинах снижения налоговой нагрузки, мы рассказывали в нашей консультации. Как составить при высокой доле вычетов по НДС пояснения для налоговой инспекции, расскажем в нашей консультации.

НДС: Добрый день! У нас спортный вопрос. Помогите пожалуйста подсчитать удельный вес налоговых вычетов по НДС. То, что.

Как рассчитать удельный вес налоговых вычетов по НДС?

Теперь под подозрением у контролеров каждая компания. Чтобы снизить риски, проверьте показатель по своему региону — смотрите ниже таблицу безопасной доли вычетов по НДС за 3 квартал года. Налоговики на днях обновили данные. Чем грозят завышенные вычеты партнеров Даже когда ваша компания вписалась в безопасные пределы, ей грозит углубленная проверка, если контрагенты заявили сверхнормативные вычеты. Налоговики захотят убедиться, что сделки провели не на бумаге. В результате можно потерять миллионы.

Причина высокого удельного вычета по ндс

Новосибирская область 90,0 90,3 90,2 90,4 91,3 Омская область 85,1 81,8 82,2 82,9 84,7 Оренбургская область 74,5 75,8 76,0 73,3 77,4 Орловская область 92,3 91,1 90,6 90,6 90,8 Пензенская область 89,6 90,1 90,0 89,6 90,5 Псковская область 90,6 92,9 93,2 94,0 94,8 Ростовская область 91,6 93,4 93,7 94,6 93,4 Рязанская область 86,9 85,6 85,1 85,7 87,9 Самарская область 86,0 85,9 85,7 85,7 86,5 Саратовская область 85,5 86,4 86,7 87,2 87,0 Сахалинская область 86,6 ,2 99,6 95,7 86,9 Свердловская область 87,4 87,7 87,8 87,7 88,0 Смоленская область 91,6 93,4 92,9 93,2 93,3 Тамбовская область 96,7 95,0 95,4 95,2 95,1 Республика Крым 87,8 97,3 87,0 86,4 84,9 Город Севастополь 81,4 85,9 85,8 87,0 89,0 Город Байконур 50,9 — — — — Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато повышенным интересом налоговых органов к данным, внесенным в декларацию. Безопасная доля вычетов ндс на — годы по регионам Вопрос: Как рассчитать удельный вес налоговых вычетов по НДС? Налоговая инспекция сообщила нам о том, что организация приняла слишком большой вычет по НДС. Компания на ОСН, занимается торговлей. Какая ответственность грозит организации за превышение вычетов?

Высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС: пояснения

На форуме с: В ответ на уведомление, исх. Так как налог на добавленную стоимость исчисляется за конкретный отчетный период, а не нарастающим итогом как налог на прибыль, это также влияет на увеличение доли налоговых вычетов в том налоговом периоде, когда товар был приобретен. Даже при условии того, что на конец отчетного периода аванс закрывается, сумма налога, исчисленная с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок указывается в декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетный период и влияет на общую долю вычетов по НДС. Доля добавленной стоимости в общей структуре затрат компании ничтожно мала по сравнению со стоимостью приобретаемых товарно-материальных ценностей. В целях обеспечения конкурентоспособности реализуемых товаров, удельный вес торговой наценки определяется при условии необходимости обеспечения покрытия накладных расходов на максимально низком уровне, а доход компании, позволяющий обеспечивать ее деятельность с определенной рентабельностью, достигается, прежде всего, за счет больших объемов реализации ТМЦ в абсолютном выражении.

После сдачи квартальной налоговой отчетности по НДС у бухгалтеров наступает новая волна – ответы на всевозможные требования налоговиков, касающиеся представления документов, объяснения причин высокой доли вычетов НДС, расхождений между строками деклараций. О том, как правильно давать пояснения налоговикам, пойдет речь в настоящей статье.

Несколько слов о процедурных моментах камеральной налоговой проверки. По общему правилу камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации в налоговый орган. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется. В каком случае от налогоплательщика потребуют пояснения (документы)?

Критерии отбора компаний на проверку

В зависимости от предмета «камералки» претендентами на нее могут стать компании, в декларации по НДС которых: Платформа ОФД 📌 Реклама ОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

1) обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся в ИФНС (декларации проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям – Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);

2) заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Один из самых частых запросов налоговых органов в ходе камеральной налоговой проверки – истребование документов по льготным операциям, отражаемым в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». (Напомним, что право на запрос документов в рамках «камералки» в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц – п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС УО от 24.02.2015 № Ф09-579/15 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 № Ф09-10024/14 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 № Ф09-5197/12 по делу № А60-32962/2011);

3) предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);

4) выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению;

5) не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение. В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (п. 1 и 11 ст. 76 НК РФ).

Требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами трехмесячного срока). Компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).

Однако компаниям следует иметь в виду, что непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ). А на представление документов компании отводится десять рабочих дней после получения запроса на них из ИФНС.

В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/192@). Если не составить пояснения либо представить их не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5 000 руб., а при повторном нарушении в течение года – на 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Приведем наиболее популярные требования налоговиков в части запроса документов и пояснений по заявленным вычетам НДС.

Высокая доля вычетов НДС

Компании получат требования налоговиков, если заявляют высокую долю вычетов.

На сегодняшний день налоговики применяют норматив, утвержденный Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Налоговый вычет по НДС не должен превышать:

– 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев;

– долю вычета НДС по региону.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее. Высокий удельный вес вычетов в декларации по НДС за II квартал 2018 года обусловлен такими факторами:

1. Основным видом деятельности компании является оптовая продажа и хранение в резервуарах нефтепродуктов. Основной объем закупаемых нефтепродуктов приходится на Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу. В силу сложной экономической ситуации торговля нефтепродуктами была заморожена в период с марта по апрель 2018 года. Торговля возобновилась лишь с мая 2018 года. Поэтому компания приобретала значительное количество нефтепродуктов для последующей продажи, что и обусловило рост вычетов НДС.

2. Цены на нефтепродукты неуклонно росли, а договоры поставки нефтепродуктов были заключены на фиксированные цены. В связи с этим компания в данный период понесла убытки. Кроме того, в связи с неопределенностью на рынке нефтепродуктов сократились объемы продаж. Из-за снижения покупательского спроса выручка от реализации товаров во II квартале 2018 года снизилась по сравнению с предыдущим кварталом на 35 %.

3. В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения договора с новыми АЗС. Это должно привести к уменьшению доли вычетов НДС и увеличению облагаемой НДС выручки.

Перенос вычетов

Опасаясь углубленных «камералок», многие компании переносят вычет НДС на будущие периоды, чтобы исполнить норматив, несмотря на то что он не является для налогоплательщиков обязательным.

Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).

В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.

Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.

Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.

Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.

Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

При переносе вычетов компании нужно иметь в виду, что нельзя переносить:

– вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);

– »командировочные» вычеты;

– вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;

– вычет по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал (письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@, Минфина России от 17.11.2016 № 03‑07‑08/67622, от 09.10.2015 № 03‑07‑11/57833, от 21.07.2015 № 03‑07‑11/41908, от 09.04.2015 № 03‑07‑11/20290).

Вычет по авансам с трехлетним сроком давности

Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.

Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03‑07‑11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.

Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.

В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.

Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.

Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.

Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре

Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.

Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03‑07‑15/39).

В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).

Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03‑07‑09/33573).

При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.

А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.

Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.

По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.

Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:

– предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;

– должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.

Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.

Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.

Вычет НДС при наличии в цепочке недобросовестного контрагента

Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.

Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:

– компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;

– заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;

– исполнитель по сделке фиктивный.

Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).

Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.

При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.

Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:

– копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;

– устав;

– приказ о назначении генерального директора;

– выписка из базы данных ЕГРЮЛ;

– справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.

В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».

С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».

Техническая ошибка в нумерации счета-фактуры поставщика

Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.

Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).

В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).

Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.

Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.

На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Пояснительная записка о причинах высокого удельного веса налоговых вычетов

Добрый день!
Причины
высокой доли вычетов по НДС могут быть:
1. Уровень торг наложения небольшой (тогда и НДС исчисленный соответственно);
2. Разница в ставках НДС исчисленного (К примеру 10%) и предъявляемого к вычету (большая доля товаров, работ, услуг со ставкой 18%);
3. Большой объем закупленного в отчетном периоде товара (соответственно — НДС к вычету в том периоде, в котором товар оприходован + получены счет-фактуры );
4. Могли ввести ОС (высокая стоимость -НДС соответственно).
5. Отгрузили в отчетном периоде значительную часть товаров, работ, услуг (чем занимается Ваша организация) по ранее полученным предоплатам (соответственно НДС с авансов полученных к вычету);
6. к вычету НДС по товарам, работам, услугам. полученным ранее, но документы (счет-фактуры) получили позже (желательно иметь по ним подтверждение с датой получения (конверт со штампом почты и т.п.)…
Ну и на всякий случай, проверьте у себя:
1. Если совмещаете 2 режима (общий и ЕНВД), чтобы в вычеты не попали суммы, относящиеся к необлагаемому виду деятельности;
2. Также проверьте пропорцию (корректно ли определили по общехоз расходам — что в вычеты, а что из НДС учесть в расходах);
3. Если есть необлагаемые НДС операции в общем объеме отгрузки — чтобы входящий НДС частично (опять же с учетом пропорции) был включен в расходы, а не предъявлен к вычету.
4. Про наличие сч-фактур, которые внесли в книгу покупок — тоже помним.
Вот, в общих чертах, кратко то, на что можно в пояснительной записке сослаться.. Желательно, чтобы это все опиралось на Ваши цифры и документы….
Надеюсь — подсказка поможет. Удачи!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *