Содержание
- Правила приема нефтепродуктов на азс
- НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ АЗС
- Производственные операции АЗС: прием, хранение и отпуск нефтепродуктов
- Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС
- Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС
- Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта
Правила приема нефтепродуктов на азс
Стр 1 из 2
Приемка всех нефтепродуктов, поступающих на АЗС в автоцистернах, а также нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, производится по товарно-транспортной накладной.
2. Перед сливом нефтепродуктов оператор автозаправочной станции обязан:
убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности функционирования запорной арматуры при ее переключении;
измерить уровень нефтепродукта в резервуаре для определения остатка и вместимости принимаемого груза;
убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, правильности заземления автоцистерны и исправности ее сливного устройства;
принять меры по предотвращению разлива нефтепродукта;
убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
проконтролировать уровень наполнения автоцистерны, при этом автоцистерна должна быть заполнена по планку;
отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта в цистерне;
проконтролировать с помощью водочувствительной ленты (или пасты) наличие в автоцистерне подтоварной воды.
2)Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:
- При неисправности технического и технологического оборудования АЗС; при неисправности сливного устройства автоцистерны; при неисправности заземляющего устройства автоцистерны; при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
- Во время грозы;
- При наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;
- При несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;
- При выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.
3) лассификацией грузов нефтепродукты причислены к опасным грузам. Правила перевозки таких грузов автотранспортом и правила пожарной безопасности устанавливают обязательное наличие у автоцистерн, перевозящих нефтепродукты, специального оборудования и предъявляют к ним следующие требования:
· Корпус автоцистерн, перевозящих нефтепродукты, должен быть выкрашен в ярко-оранжевый цвет с надписью «Огнеопасно»
· На кабине транспортного средства, которое перевозит нефтепродукты, должен иметься проблесковый маячок оранжевого цвета
· Если нефтепродукты перевозятся на машине с прицепом, то на её кабине должен быть знак в виде жёлтого треугольника с чёрной окантовкой ли тремя фонарями жёлтого цвета
· На автомобиле, перевозящем нефтепродукты, сзади и спереди должны иметься таблички, на которых должен быть указан род груза в соответствии с классификацией ООН
· На корпусе автоцистерны, шасси автомобиля и сливных рукавах должно быть установлено заземляющее оборудование (гибкие медные многопроволочные тросы и цепи), чтобы обеспечить отвод статического электричества
· Ступеньки на лестницах, перегородки внутри цистерны, быстроразъёмные муфты, наконечники рукавов, маховики затворных вентилей должны быть изготовлены из сплавов алюминия или другого материала, который не образует искрения при ударах
· Глушитель двигателя должен располагаться в передней части автомобиля (под радиатором), а выхлопная труба должна быть оснащена искрогасителем
· Внизу и с боков топливный бак транспортного средства должен быть защищён листовой сталью, а между стенок бака и защитной сталью должна иметься прокладка из листового асбеста
· В автомобиле, перевозящем нефтепродукты, должны иметься первичные средства для тушения пожара (два порошковых или углекислотных огнетушителя, ящик с песком, кошма, лопата)
· Изнутри автоцистерна должна быть оборудована поперечными перегородками, не доходящими до её дна, чтобы гасить гидравлические удары, возникающие, когда автомобиль тормозит и разгонятся
· Автоцистерна, всё её оборудование и технологические коммуникации должны быть герметичными
4))) Корпус автоцистерн, перевозящих нефтепродукты, должен быть выкрашен в ярко-оранжевый цвет с надписью «Огнеопасно»
На кабине транспортного средства, которое перевозит нефтепродукты, должен иметься проблесковый маячок оранжевого цвета
Если нефтепродукты перевозятся на машине с прицепом, то на её кабине должен быть знак в виде жёлтого треугольника с чёрной окантовкой ли тремя фонарями жёлтого цвета
На автомобиле, перевозящем нефтепродукты, сзади и спереди должны иметься таблички, на которых должен быть указан род груза в соответствии с классификацией ООН
На корпусе автоцистерны, шасси автомобиля и сливных рукавах должно быть установлено заземляющее оборудование (гибкие медные многопроволочные тросы и цепи), чтобы обеспечить отвод статического электричества
Ступеньки на лестницах, перегородки внутри цистерны, быстроразъёмные муфты, наконечники рукавов, маховики затворных вентилей должны быть изготовлены из сплавов алюминия или другого материала, который не образует искрения при ударах
Глушитель двигателя должен располагаться в передней части автомобиля (под радиатором), а выхлопная труба должна быть оснащена искрогасителем
Внизу и с боков топливный бак транспортного средства должен быть защищён листовой сталью, а между стенок бака и защитной сталью должна иметься прокладка из листового асбеста
В автомобиле, перевозящем нефтепродукты, должны иметься первичные средства для тушения пожара (два порошковых или углекислотных огнетушителя, ящик с песком, кошма, лопата)
Изнутри автоцистерна должна быть оборудована поперечными перегородками, не доходящими до её дна, чтобы гасить гидравлические удары, возникающие, когда автомобиль тормозит и разгонятся
Автоцистерна, всё её оборудование и технологические коммуникации должны быть герметичными
Перевозка сжиженного газа в баллонах осуществляется автомобилями, оборудованными площадкой, представляющей собой клетку с ячейками для баллонов.
Автомобильные цистерны для транспортировки нефтепродуктов должны дважды в год проходить государственный техосмотр.
5)))))) При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:
— открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;
— закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны;
— обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;
— принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации возможных последствий случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.);
— организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;
— проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;
— проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке) автоцистерны;
6))))))))))) Учет нефтепродуктов на АЗС
Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией по учету нефтепродуктов на АЗС.
Приказом (распоряжением) по организации для обеспечения учета нефтепродуктов на АЗС определяются:
- порядок (система) организации учета нефтепродуктов;
- материально-ответственные лица из числа персонала АЗС;
- лица, осуществляющие контроль за организацией, порядком и правильностью осуществления учета нефтепродуктов;
- состав инвентаризационной комиссии;
- периодичность проведения инвентаризации и порядок предоставления результатов;
- порядок учета нефтепродуктов, находящихся в технологических трубопроводах.
Учет нефтепродуктов на АЗС осуществляется по:
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ АЗС
Приемка нефтепродуктов на АЗС | Хранение нефтепродуктов на АЗС | Отпуск нефтепродуктов на АЗС |
Замер уровня и отбор проб на АЗС | Эксплуатация в осенне-зимний период |
Организационные требования
Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки.
Отпуск нефтепродуктов производят операторы АЗС по талонам фирмы, за наличные деньги или по безналичной форме расчетов с помощью кредитных карточек. При этом они руководствуются инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам.
Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:
- следить за исправностью и нормальной работой колонок;
- требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;
- определять ежесменно погрешность работы колонок с помощью образцовых мерников II разряда;
- проверять наличие и исправность пломб по схеме, указанной в формуляре данной колонки;
- визуально контролирует места заправки транспортных средств, предупреждает возможные разливы нефтепродуктов и принимает меры к их устранению;
- обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности;
- поддерживать чистоту па территории и внутри помещения АЗС.
Поверка топливораздаточных колонок проводится в соответствии с существующими нормативными документами. Колонки, не удовлетворяющие требованиям указанных нормативных документов, к эксплуатации не допускаются.
О результатах государственной поверки делают запись в формуляре колонки и журнале учета ремонта оборудования.
Весь автотранспорт заправляется нефтепродуктами в порядке очереди, за исключением автомобилей специального назначения (пожарной охраны, милиции, скорой помощи, хлебные и молочные, инкассаторные, снегоуборочные, связи, автомобили, занятые междугородными перевозками грузов, рейсовые маршрутные автобусы), а также индивидуальных автомобилей инвалидов труда, участников войны. Автомобили, перевозящие скоропортящиеся продукты, заправляются вне очереди без ограничения.
Отпуск нефтепродуктов экипажам автотранспортных средств (грузовых и автобусов) иностранных владельцев производится по сервисным книжкам, а владельцам индивидуального транспорта также и за наличный расчет.
Разрешается отпуск нефтепродуктов по отдельно заполненным комплектам квитанций сервисных книжек, предъявленных без сервисной книжки. В этом случае отпуску подлежат только те сорта нефтепродуктов и в том количестве, которые указаны в квитанциях.
Все квитанции, полученные АЗС, представляются в конце смены вместе со сменным отчетом предприятию, которому подчиняется АЗС.
Отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару запрещается.
Расчет за отпущенный нефтепродукт должен осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указывается стоимость и количество нефтепродукта.
Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.
При заступлении на смену и передаче смены операторы совместно снимают показания указателей суммарного счетчика всех топливо-маслораздаточных колонок АЗС и на основании этих показаний определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену (делается соответствующая запись в сменном отчете):
- в каждом резервуаре измеряют уровень нефтепродуктов, уровень подтоварной воды, температуру и плотность нефтепродукта;
- по результатам измерений определяют объем (массу) нефтепродуктов, находящихся (оставшихся после смены) в резервуарах АЗС;
- определяют количество нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, с помощью образцовых мерников проверяют погрешность каждой топливораздаточной колонки;
- прилагают к сменному отчету накладные на поступление и отпуск нефтепродуктов за смену, талоны на отпуск нефтепродуктов, остатки денег.
Противопожарные требования
При эксплуатации АЗС полное опорожнение резервуаров с бензином не допускается (то есть необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара бензином), за исключением случаев, когда опорожнение производится для очистки резервуаров, проверки состояния их внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива и т.д.
При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:
- мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями, пуск и остановка которых производятся на расстоянии не менее 15 м от колонок, автомобили — своим ходом;
- загрязненные нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателей водители должны протереть насухо;
- случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок и промасленные обтирочные материалы собрать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывезти с территории АЗС;
- расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть 3 метра, а находящимися в очереди – не менее 1 метра; при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытии дорог должна быть нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели;
- оператор контролирует расположение транспортных средств. Расположение транспортных средств в ожидании заправки должно обеспечивать возможность их аварийной эвакуации с территории АЗС;
- заправка транспортного средства осуществляется в порядке общей очереди. Внеочередное обслуживание предусмотрено для специального автотранспорта (скорая помощь, милиция, пожарная охрана), автомобилей под управлением инвалидов войны и труда, Героев России;
- во время заправки двигатель заправляемого автомобиля выключается;
- мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями. Остановку и пуск двигателей производить на расстоянии не ближе 15 метров от ТРК;
- автомобили к ТРК должны подъезжать своим ходом;
- при заправке транспортные средства должны располагаться на территории в районе ТРК таким образом, чтобы в случае возникновения аварийных ситуаций имелась возможность прекращения заправки и немедленной их эвакуации в безопасное место;
- перед заправкой автобусов пассажиры покидают салоны вне территории АЗС.
На АЗС запрещается:
- заправка транспортных средств с работающими двигателями;
- проезд транспортных средств над подземными резервуарами, если это не предусмотрено в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему, согласованных и утвержденных в установленном порядке;
- заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы и во время опасности проявления атмосферных разрядов;
- работа в одежде и в обуви, загрязненных топливом и способных вызывать искру;
- заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех);
- заправка транспортных средств, груженных опасными грузами классов 1-9 (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы, ядовитые и радиоактивные вещества и др.), за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов;
- въезд тракторов, не оборудованных искрогасителями, на территорию АЗС, на которых осуществляются операции по приему, хранению или выдаче бензина;
- проведение ремонтных работ, не связанных непосредственно с ремонтом оборудования, зданий и сооружений АЗС.
Автомобили, ожидающие очереди для заправки, должны находиться на специальной площадке подпора, обозначенной указательным знаком и расположенной при въезде на территорию заправочных островков АЗС, вне зоны расположения топливных резервуаров и колонок.
Приемка нефтепродуктов на АЗС | Хранение нефтепродуктов на АЗС | Отпуск нефтепродуктов на АЗС |
Замер уровня и отбор проб на АЗС | Эксплуатация в осенне-зимний период |
Производственные операции АЗС: прием, хранение и отпуск нефтепродуктов
Производственные операции, осуществляемые на АЗС, включают комплекс мероприятий по приему, хранению и отпуску топлива и других нефтепродуктов. Технологическая схема их проведения отражается в проектной документации на автозаправочную станцию.
Особенности операций по приему нефтепродуктов на АЗС
Основной транспорт, используемый для доставки нефтепродуктов на АЗС, – автомобильный. Прием привезенного продукта осуществляют как минимум 2 оператора.
Во время данной операции должны быть приняты меры по:
- обеспечению наличия средств для первичного тушения пожара;
- предотвращению пролива нефтепродукта;
- быстрой ликвидации последствий разлива продукта.
Перед началом операции перекачки топлива или масла операторы должны удостовериться в том, что:
- технологическое оборудование, участвующее в приеме продукта, исправно;
- нефтепродукт, который планируется наливать в резервуар (или его отсек), соответствует уже находящемуся там продукту;
- заправка автомобилей прекращена;
- сливное устройство автоцистерны исправно;
- двигатель автомобиля выключен (этот пункт актуален для тех случаев, когда нефтепродукт сливается в ТС самотеком или перекачивается насосом АЗС).
Если автоцистерна не опломбирована, оператор АЗС должен проверить уровень продукта по планке, установленной на горловине, и убедиться с помощью водочувствительной ленты, что в АЦ отсутствует вода. Оператору необходимо проверить соответствие данных, указанных в товаротранспортной накладной, с результатами проведенных измерений.
Также необходимо:
- Взять пробу нефтепродукта для измерения его температуры. Помимо этого берется арбитражная проба, которая должна храниться еще в течение суток после продажи всего объема продукта.
- Открыть задвижку в аварийный резервуар, в который собирается аварийно или случайно пролитый продукт.
- Закрыть задвижку, которая блокирует возможность отведения поверхностных вод с площадки для АЦ в очистные сооружения.
- Присоединить рукав цистерны к сливному устройству, а саму цистерну заземлить.
- Передавать нефтепродукт из АЦ в резервуар только через фильтрующий элемент.
Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС
Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.
Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.
Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:
- содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
- постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
- придерживаться гарантийного срока хранения;
- соблюдать все требования нормативов.
Производственные операции на АЗС по выдаче нефтепродукта
Выдача и учет нефтепродуктов реализуется через ТРК или продажей фасованной продукции, образцы которой с ценами выставляют на специальных витринах.
Во время заправки автотранспорта необходимо соблюдать следующие условия:
- ТС, ожидающие заправку, должны располагаться так, чтобы в случае необходимости их можно было быстро эвакуировать с площади станции;
- расстояние между автомобилями в очереди – не менее 1 м;
- заправляться вне очереди могут ТС спецназначения – пожарная охрана, полиция, скорая помощь, аварийная служба газового хозяйства;
- двигатель автотранспорта во время заправки должен быть выключен, выключение и включение двигателя осуществляется на расстоянии не менее 15 м от колонки;
- аварийно или случайно пролитые нефтепродукты необходимо удалить в специальные емкости.
Контроль качества продукции, уровня пожарной и экологической безопасности на территории станции упрощает автоматизация этих процессов. Автоматические системы позволяют измерять уровень продукта в резервуаре, его температуру, плотность, давление, определять наличие и количество подтоварной воды.
Показать все