Целевое бюджетное финансирование

Целевое финансирование

К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.

Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.

Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс

В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Приведем некоторые из них:

  • бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;

  • гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;

  • инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;

  • средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.

Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:

1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;

2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;

3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:

  • финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);

  • на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

  • как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;

  • на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.

Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.

Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).

К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.

Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения

Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).

Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.

Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.

Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.

Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:

Дебет счета

Кредит счета

Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов

Использование средств на приобретение материальных ценностей

Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования

Использование средств на оплату счетов поставщиков

Возврат не использованных по назначению средств

51, 76

Образование финансирования за счет

средств, полученных от других предприятий, государственных органов

Образование финансирования за счет суммы начисленного

бюджетного финансирования

Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:

  • 86.1 – Получение средств из бюджета.

  • 86.2 – Получение средств из других источников.

Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.

Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.

Отчет о целевом использовании средств

Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.

Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.

Виды целевого финансирования

Главная » Бухгалтеру » Виды целевого финансирования

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Целевое финансирование
Понятие «целевое финансирование» распространяется на достаточно широкий спектр хозяйственных операций. В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета указано лишь то, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование».
В свою очередь, в налоговом учете определены две группы целевых средств — целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств. Целевое финансирование — это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ).
Источниками целевого финансирования являются:
— ассигнования из бюджета;
— взносы физических лиц;
— средства, поступающие от других организаций;
— средства фондов специального назначения и др.
Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утверждаемыми сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.
Целевое финансирование — получение средств, использовать которые можно в соответствии с теми задачами, которые определяет субъект, их выделивший. Тем самым сфера применения таких средств ограничивается определенными условиями. При выполнении этих условий полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и относятся к кредиторской задолженности. Целевым финансированием является любое контролируемое перечисление денежных средств на разных уровнях предпринимательской (а также некоммерческой) деятельности: от одной структурной единицы другой, финансирование развития предприятия (рекламные компании, капитальное строительство, развитие нового направления деятельности, прочие инвестиции), получение средств от государственных органов для проведения целевых мероприятий и др.

Основную часть средств целевого финансирования могут составлять, как правило, средства, получаемые коммерческой организацией в виде государственной помощи. Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, финансирования отдельных мероприятий.
ПБУ 22/2010 установлены следующие формы предоставляемой государственной помощи:
— субвенции и субсидии (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства);
— бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество);
— прочие формы государственной помощи.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств коммерческой организации на возвратной и возмездной основе. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), считается прочими формами государственной помощи.
Целевое финансирование может использоваться на следующие цели:
— Финансирование расходов или покрытие убытков,
— Поддержание финансового положения предприятия, пополнения его средств,
— На приобретение активов.
К целевому финансированию не относится и на данном счете не отражается:
— получение помощи предоставляемой в виде льгот, в том числе по налогам, налоговых кредитов, каникул и освобождений;
— получение кредитов и иных возвратных средств;
— отражение операций, связанных с управлением государственной собственностью, участием государства в капитале предприятия.
Перечень средств целевого финансирования является закрытым и включает:
— средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
— полученные гранты;
— инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
— средства дольщиков, аккумулированные на счетах организации — застройщика;
— средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;

— средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно — технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
— средства, полученные атомными станциями из резервов эксплуатирующих организаций, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные доходы подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.
Необходимым условием признания средств целевыми является определение организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования назначения использования полученного имущества.
Организации, получившие средства целевого финансирования, для подтверждения факта использования средств целевого финансирования по определенному назначению обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
В бухгалтерской отчетности организации (в пояснительной записке) подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении средств целевого финансирования:
— характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
— назначение и величина бюджетных кредитов;
— характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
— не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Таким образом, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). В указанном подпункте установлен закрытый перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования.

Учет кредитов банка и финансирования
Кредитное финансирование деятельности и развития фирмы
Перспективные формы финансирования
Расходы бюджета планирование и финансирование
Финансирование бюджета
Финансирование государственных программ
Финансирование жилищно-коммунального хозяйства


| | Вверх

Счет 86 «Целевое финансирование»

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами: 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации; 98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п. Так государственная помощь в части, предназначенной на финансирование капитальных расходов, признается в качестве доходов будущих периодов по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и кредиту 98 «Доходы будущих периодов». Государственная помощь, предназначенная для финансирования текущих расходов, признается в качестве доходов будущих периодов в периоды признания расходов, на финансирование которых она предоставлена. В бухгалтерском учете списание сумм целевого финансирования отражается записью: дебет счета 86 «Целевое финансирование» и кредит счета 98 «Доходы будущих периодов». Доходы будущих периодов признаются как доходы периода по дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Определение 1

Средства целевого финансирования — один из многих источников формирования хозяйственных средств предприятия, поступающий от сторонних предприятий или частных лиц, либо в виде помощи государства.

Определение 2

Целевое финансирование, которое предоставляется коммерческой организации, считается увеличением ее экономических выгод благодаря поступлению денежных средств или других активов.

Замечание 1

Средства, направленные на целевое финансирование, в обязательном порядке должны расходоваться по целевому назначению. Если использование происходит не по назначению, то это налагает возврат предоставленных средств и несение ответственности согласно действующему в России законодательству.

Как ведется учет целевого финансирования

Учет средств целевого финансирования ведется на пассивном счете №86 «Целевое финансирование».

Сальдо данного счета представляет собой сумму, которая была выделена для целевого финансирования на отчетную дату. Оборот по кредиту — это сумма целевого финансирования, предоставленного на отчетный период. Оборот по дебету — сумма использованного финансирования, пошедшего на указанные цели.

Аналитический учет по этому счету ведется согласно распределению целевых средств в разрезе источников, из которых они были получены.

Типы государственной помощи, направленной на целевое финансирование

Основная часть целевых средств представлена в виде средств, полученных в форме государственной помощи (предоставляется из бюджетов соответствующего уровня).

Согласно Положению бухучета 13/2000 действуют следующие формы госпомощи:

  • субвенции и субсидии — выделяются органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов;
  • бюджетные кредиты — предоставляются уполномоченными органами власти на возмездной и возвратной основе (кроме связанных с налогами, например кредиты или отсрочки по уплате);
  • прочие формы помощи государства.

Определение 3

Субвенция — бюджетные средства, которые предоставляются на определенные целевые расходы. Выдаются на безвозмездной и безвозвратной основе.

Определение 4

Субсидия — средства бюджета, которые получает организация на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Определение 5

Бюджетный кредит — форма финансирования, по которой средства предоставляются на возвратной и возмездной основе.

К прочим формам госпомощи относятся услуги, которые оказывают государственные органы. Это, например, безвозмездные консультации, предоставление гарантий, займы беспроцентные или с пониженной ставкой.

Основные нюансы учета целевого финансирования

Поступающие бюджетные средства можно разделить на:

  • направленные на финансирование капитальных вложений, которые связаны со строительством (новым), восстановлением, модернизацией и техническим переоборудованием основных фондов, а также закупок основных средств и других типов имущества;
  • направленные на финансирование текущих расходов без привязки к капитальным вложениям.

Согласно Положению бухучета 13/2000, существуют следующие способы принятия бюджетных средств на учет — по мере:

  • фактического получения;
  • принятия решения о их предоставлении.

При фактическом получении целевого финансирования происходит увеличение счетов учета денежных средств, вложений, материальных запасов и тому подобного в корреспонденции кредита счета №86.

При учете согласно принятому решению о предоставлении финансирования средства принимаются к учету, если соблюдаются все указанные условия:

  • есть уверенность в выполнении предприятием условий, сопутствующих предоставлению средств;
  • есть уверенность в получении этих средств.

Обязательно должно быть в наличии документарное подтверждение обоих пунктов.

В качестве подтверждения первого пункта можно использовать договоры, заключенные предприятием, а также технико-экономические обоснования, проектно-сметную документацию, утвержденную в установленном порядке и прочее.

Второй пункт может подтверждаться утвержденной бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и прочими документами.

При этом методе учета предоставленные целевые средства отражаются на дебете счета №76 «Расчеты с дебиторами/кредиторами» и кредиту счета №86 «Целевое финансирование».

Если бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования, то это отражается как увеличение финансовых результатов предприятия. Сумма средств, признанная в бухучете за доход, отражается в составе прочих доходов предприятия в качестве активов, предоставленных безвозмездно.

Сумма бюджетных средств, которая была получена коммерческим предприятием на финансирование будущих целевых расходов, помещается для учета на субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Он будет находиться в корреспонденции со счетом №86.

Сумма, которая будет отражена на субсчете 98/2 счета №98 «Доходы будущих периодов», должна списываться на кредит счета №91 «Прочие доходы и расходы»:

  • по основным средствам — по мере того, как будет начисляться амортизация;
  • по материально-производственным запасам — по мере того, как будут происходить списания на счета учета производственных затрат и издержек обращения.

Пример 1

Типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, которые предназначаются для финансирования капитальных расходов, выглядят следующим образом:

  • дебет счета №76 «Расчеты с разными дебиторами/кредиторами»;
  • кредит счета №86 «Целевое финансирование» — здесь размещается задолженность по средствам бюджета, которые должны быть направлены на финансирование капитальных расходов;
  • дебет счета №51 «Расчетные счета»;
  • кредит счета №76 — на нем отражаются средства бюджета, поступившие на расчетные счета предприятия;
  • дебет счета №08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • кредит счета №60 «Расчеты с поставщиками/подрядчиками» — на нем отражается покупная стоимость (с НДС) приобретенного основного средства;
  • дебет счета №60;
  • кредит счета №51 — на нем располагается оплата по выставленному счету, произведенная поставщику;
  • дебет счета №01 «Основные средства»;
  • кредит счета №08 — на нем отражается первоначальная стоимость объекта основных средств, который был введен в эксплуатацию;
  • дебет счета №86;
  • кредит субсчета 98/2 — на нем отражены приобретенные объекты основных средств в форме безвозмездных поступлений (запись вносится вместе с принятием этих средств к учету);
  • дебет счетов №20 «Основное производство» и №44 «Расходы на продажу»;
  • кредит счета №02 «Амортизация основных средств» — здесь отражается начисленная амортизация объектов основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования;
  • дебет субсчета 98/2;
  • кредит субсчета №91/1 «Прочие доходы» — запись вводится параллельно записи о начислении амортизации части средств, которые ранее были отнесены на доход будущих периодов (его увеличение), сама запись относится к прочим доходам предприятия в течение отчетного периода (подобные записи производятся на протяжении всего срока начисления амортизации согласно учету).

Пример 2

Типовые бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования, направленных на приобретение материально-производственных запасов выглядят следующим образом:

  • дебет счета №76;
  • кредит счета №86 — на него поступает задолженность по целевым бюджетным средствам, которые предназначались для покупки материально-производственных запасов;
  • дебет счета №51;
  • кредит счета №76 — на нем отражаются полученные целевые средства;
  • дебет счета №10 «Материалы»;
  • кредит счета №60 — на нем отражается покупная стоимость с НДС купленных материальных запасов;
  • дебет счета №86;
  • кредит субсчета №98/2 — на них размещаются полученные целевые средства бюджета, которые отнесены и включены в состав доходов будущих периодов;
  • дебет счета №60;
  • кредит счета №51 — здесь указывается оплата за материалы, произведенная поставщику;
  • дебет счета №20;
  • кредит счета №10 — на него поступают материалы, списанные на производственные нужды;
  • дебет субсчета №98/2;
  • кредит субсчета №91/1 — на нем часть средств доходов будущих периодов, соответствующая количеству материалов, которые были отпущены на производственные нужды, относится к прочим доходам расчетного периода.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *