Трудовая деятельность осуществляется иностранным гражданином на основании

Содержание

Как правильно заполнять уведомление о заключении трудового договора

Много вопросов вызывает пункт, где необходимо указать основание осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности без патента. Таких оснований в российском миграционном законодательстве достаточно много.

В строке: «Наименование международного соглашения или ссылка на акт законодательства Российской Федерации, предусматривающие осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу или патента» необходимо указывать:

— для иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации — в соответствии с пп. 1 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию — в соответствии с пп. 2 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования- в соответствии с пп. 4 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются — в соответствии с пп. 7 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, признанных беженцами на территории Российской Федерации, — в соответствии с пп. 11 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для иностранных граждан, получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — в соответствии с пп. 12 п. 4 статьи 13 ФЗ-115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

— для граждан Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армении, Кыргызстана – п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Посмотреть образец заполнения бланка уведомления о заключении трудового договора и скачать сам бланк можно .

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего патент с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии патента.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории субъекта выдавшего ему патент, разрешение на работу. Осуществление трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешение на временное проживание) осуществляется на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010г. № 564н.

В соответствии с п.8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

В соответствии с решением Евразийского экономического союза Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон, Трудовые отношения трудящегося-мигранта с работодателем регулируются законодательством государства трудоустройства, а также настоящим Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора. Трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства. Срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 18.10. Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации

1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание,

— влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи,

— влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом,

— влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом,

— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания: 1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 18.16. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом,

— влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Примечание. В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Заявление РВП

Анкета заполняется вручную или на компьютере через приложение Word, (заполняя через нашу форму в конце, сможете скачать анкету в готовом виде). Если заполняете вручную, пишите разборчиво, четко и понятно (не обязательно печатными буквами), заполненную анкету распечатайте (распечатывать нужно с двух сторон, а не на отдельных листах).
Анкета получается на два листа двухсторонних. Печатать можно на форматах А3 и А4.
Размер шрифта, которым заполняете анкету, выбираете по своему усмотрению. Пустые строки в таблицах (пункты 15-16) можно удалить.
Обратите внимание, при переносе с одного листа на другой не должно быть разрывов в таблицах, словах, фразах (корректируйте вручную). Так же удаляйте вручную пространство между пунктами, если при скачивании готовой анкеты оно образуется.
Если при заполнении анкеты в таблицу не помещаются данные (выходит больше чем на двухсторонний лист), то нужно оформить приложение.
Приложение можно скачать отдельно, в конце анкеты, там же подробное описание.
Сокращение слов не допустимо, например: улица, переулок, дом, квартира, город. Фотографию вклеивать в анкету не нужно, так же не стоит вырезать самому фотографию.
Обратите внимание, подписи все в анкете ставятся в присутствии сотрудника МВД.
Заявление заполняется и распечатывается в двух экземплярах.

Как правильно написать заявление на РВП

При подаче документов на получение РВП (разрешение на временное проживание), необходимо заполнить и подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание. В заявлении нужно указать причины по которой вы претендуете на получение РВП, сведения о себе и своих ближайших родственниках (мать, отец, сестра и т.д.). Правильно заполненное заявление это половина успеха, на первый взгляд, незначительная ошибка, и сотрудник УВМ вернёт вам документы и заставит всё переделать, и нужно будет заново записываться в очередь.

Скачать бланк и образец заявления

На этой странице вы можете скачать бланк и образец заполнения заявления о выдаче разрешения на РВП в формате Word, Вы можете скачать их себе на компьютер и самостоятельно заполнить по образцу. Писать можно как с помощью компьютера, непосредственно в текстовом редакторе Microsoft Word или OpenOffice, или распечатать и заполнить с помощью пишущей машинки, или заполнить вручную ручкой печатными буквами.

бланк заявления на РВП

образец заявления на РВП

Как правильно заполнить заявление

Не секрет то что многие иностранные граждане, плохо знают русский язык, а правильно писать с учётом грамматики, для них вообще является сложным делом. Просить друзей заполнит анкету не всегда правильно, так как незнание некоторых нюансов может отразиться на успешной подаче документов.

Наглядно посмотреть на образец вы сможете внизу этой страницы или скачав его по ссылке выше.

Расшифровка пунктов заявления

Наименование территориального органа Федеральной миграционной службы

В этом пункте необходимо написать наименование отделения УВМ МВД в который вы подаёте пакет документов, например «УВМ ГУ МВД России по г. Москве».

Фамилия, имя, отчество

Свои инициалы необходимо писать кириллическим (русскими) буквами и латинскими буквами точно так как у вас написано в вашем загранпаспорте, например «Иванова Ирина Ivanova Irina, урожденная Петрова Ирина Петровна»

Дата и место рождения

01.01.1980г.р. Украинская ССР, Луганская область, г. Луганск

Гражданство

Украина, до 1991 года гражданство СССР, утрачено в 1991 году в связи с распадом

Пол

женский

Документ, удостоверяющий личност

паспорт ЕК 11111, выдан 10.04.2000г. Орган выдачи 1442

Национальность и вероисповидание

заполняется по желанию

Адрес места пребывания

Необходимо указать адрес по которому вы на данный момент зарегистрированы на территории РФ, например «117545 Россия, г. Москва ул. Звездная, д. 10,кв.12, тел. 22222222222»

Родились ли на территории РСФСР или РФ

Если вы родились на территории РСФСР до 1991 года или на территории РФ после 1991 года то лишнее необходимо зачеркнуть и написать данные свидетельства о рождении, если ничего такого нет то писать и зачёркивать ничего не надо

Нетрудоспособные родители граждане РФ

Указываются при наличии, иначе можно написать «не имею»

Являетесь ли Вы участником программы переселения

Указываются при наличии свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников или являетесь членом семьи такого участника.

Сведения о получении образования

Указываются где, когда, и что закончили, необходимо указать серию и номер диплома или аттестата.

Ученая степень или звания

Указываются при наличии, иначе можно написать «не имею»

Семейное положение

Указываются где, когда и с кем был заключен брак, необходимо указать серию и номер свидетельства, если в разводе то указать, иначе нужно написать «холост (незамужняя)».

Близкие родственники

Необходимо указать всех близких родственников, муж (жена), родители, дети, родные братья и/или сестры. Необходимо написать где они в данный момент проживают. Если не помещаются в три строки то лучше написать на отдельном листе «Приложение к пункту № 15»

Сведения о трудовой деятельности

Нужно указать где и сколько работали за последние 5 лет

ИНН

Указывается если вы получили идентификационный номер налогоплательщика в РФ, номер свидетельства, дата и место получения. Если нет то можно написать «не имею»

Предполагаемая трудовая деятельность

Кем планируете работать на территории РФ

Предполагаемый источник средств

Если планируете работать то пишите «доход по основному месту работы», иначе можете написать «на собственные средства сбережения».

Судимости

Указываются при наличии, иначе можно написать «не имею»

Адрес предполагаемого места жительства

Указываете адрес по которому предполагается проживать на территории РФ.

Список документов

Указываете все документы которые подаёте вместе с заявлением.

Дата и подписи

В этих пунктах желательно ничего не писать до того момента пока всё заявление не проверить сотрудник и не скажет что всё в порядке, тогда ставите дату подачи и расписываетесь, сотрудник должен проставить отметки и тоже расписаться в момент приёма заявления.

Ошибки при заполнении заявления на РВП

Самая распространённая ошибка это неправильное указание данных о своих ближайших родственниках и детях. Многие думают что нет необходимости указывать все пункты и факты, но инспекторы которые принимают заявление относятся к этим пунктам критически, иногда требуют что бы несовершеннолетний ребёнок указывался как иждивенец, некоторые требуют что бы запись гласила «на дошкольном воспитании».

Некоторые ошибки, в силу их незначительности, сотрудник УВМ МВД который принимает документы, может исправить, или не обратить внимание, при наличие более одной ошибки или более серьёзной, вам могут отказать в приёме документов, и заставят переписывать анкету. Никто не даст гарантии что анкету примут с первого раза, некоторым соискателям «везёт» с ошибками по два раза.

Заполнение заявления юристом

Практически возле каждого отдела УВМ МВД (бывшая ФМС) по работе с мигрантами, есть фирмы которые могут вам помочь в заполнении анкет и заявлений, как правило они знакомы с тонкостями подачи документов именно в этом отделе ГУВМ МВД, и обладают некоторым опытом, и чаще всего успешным.

Можно заручиться их помощью в составлении и заполнении документов, от ошибок никто не застрахован, но они обладают необходимым опытом и если они неправильно будут заполнять анкеты то количество недовольных людей не позволит им работать в этом месте.

Правовое положение иностранной рабочей силы в РФ

Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане — это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта.

Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.), временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ.

На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.) иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи сих правовым положением в РФ.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени определяется в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации. В зависимости от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. На иностранных работников, работающих по трудовому договору, распространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска. Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ. В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ. Временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством РФ.

Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в командировке на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязанности при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.

Основанием для прекращения трудового договора с иностранным работником является пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон не предусматривает предварительного предупреждения. Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников.

На основании Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.), работодатель обязан оформлять трудовые книжки на каждого работника. В том числе и на иностранца, проработавшего у него более пяти дней, если эта работа является для него основной. Такая обязанность предусмотрена статьей 66 ТК РФ. Организация не имеет права принимать от работников трудовые книжки иностранных государств. Записи об общем (непрерывном) трудовом стаже из трудовой книжки иностранного образца в трудовую книжку российского образца не переносятся.

Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ и товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых ФЗ от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.) ст. 14. «Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации» и ст. 15. «Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество», а также иными актами российского законодательства. Так, согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 5 февраля 2007 г.), предусматривается, что создание такого общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с Федеральными законами об иностранных инвестициях. Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными инвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских граждан и юридических лиц за изъятиями, установленными ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.).

Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Для ведения такой деятельности необходима государственная регистрация, требования к которой определяются ФЗ от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.) о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Членами производственного кооператива могут быть не только российские граждане, но и наравне с ними иностранные граждане и лица без гражданства. (Федеральный закон от 08.05.1996 №41-ФЗ (с изменениями от 18.12.2006) «О производственных кооперативах»).

На основании ФЗ от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.), иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах.

Право иностранцев участвовать в благотворительной деятельности закреплено в ст. 22 Федерального закона от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.).

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только с архитектором — российскими гражданином или юридическим лицом. (ст. 3.1. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 декабря 2006 г.).

Таким образом, принципы и нормы, которым должно следовать государство в определении правового статуса иностранцев, закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.

Заключение

В настоящее время иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации становится все больше. И в связи с этим особенно актуальным становится вопрос гражданства и миграции с позиции права.

Правовое положение лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом о правовом положении иностранных граждан и рядом других законов.

Согласно Конституции РФ, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных соответствующими нормативными актами.

Охрана прав человека, декларированная главой 2 Конституции Российской Федерации, является важнейшей функцией государства. Часто эффективность охраны зависит и от компетенции осуществляющих ее государственных органов и правовых гарантий обращения за защитой в случае нарушения прав человека.

Для России, входящей в число стран, которые образовались из единого государства — СССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Институирование новых межгосударственных отношений, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе и другие факторы сделали российскую территорию относительно свободной для въезда разных категорий мигрантов, в том числе нелегальных.

Привлечение к работе указанной категории лиц требует особых знаний у работодателя.

Несмотря на особенности трудоустройства данной категории лиц, на них распространяются все нормы трудового законодательства Российской Федерации, в том числе и те, которые регламентируют особенности той или иной трудовой деятельности

Федеральное законодательство содержит нормы, касающиеся статуса иностранных граждан в России. Такими законами, в первую очередь, являются: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права и несут равные обязанности с гражданами России. Но, законодательством Российской Федерации установлены некоторые ограничения для данных категорий лиц, которые связаны в большей степени со спецификой той или иной отрасли.

Законодательство России предполагает, что иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в случае, если он имеет выданные в установленном порядке разрешительные документы.

Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность наравне с гражданами России в соответствии с национальным законодательством особенностью административной ответственности указанных категорий лиц является возможность применения к ним таких видов ответственности, как административное выдворение за пределы России и депортация. особенность уголовной ответственности данных лиц заключается в том, что некоторые аспекты ответственности указанных лиц регулируются международным законодательством, а так же возможность передачи преступников для применения мер ответственности иному государству.

Среди особенностей трудо-правового статуса иностранцев выделяют необходимость иностранным гражданам получать разрешения на пребывание и проживание, а так же осуществление трудовой деятельности на территории России. При этом срок пребывания иностранного гражданина на территории России зависит от срока действия выданной ему визы.

Со многими странами Россия заключила международные соглашения о безвизовом режиме для граждан этих стран. К таковым относятся: Республика Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Кыргызская Республика и др.

Таким образом, иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности на территории РФ должны иметь разрешение и иные предусмотренные законодательством документы.

Процедура принятия на работу иностранного гражданина значительно трудна. работодатель должен получить все разрешения, справки, обосновать необходимость привлечения на собственное предприятие иностранных работников. Этот процесс может отнимать достаточно много сил, времени средств.

Как было отмечено, именно сложность процедуры оформления иностранного работника, а так же несовершенство миграционного законодательства порождает имеющиеся проблемы. К таковым относится, в первую очередь, проблема незаконной миграции. Данная проблема оказывается влияние, в первую очередь, на экономику России. Это обуславливается тем, что иностранная рабочая сила дешевле. Отсюда — снижение уровня заработной платы на предприятиях, повышенная нагрузка на фонд социального и пенсионного страхования и т.д. Кроме того, существуют и иные проблемы, которые необходимо решать на государственном уровне. К таковым относится необходимость оказания помощи в социализации иностранных граждан в России.

Правовой статус гражданина, складывается из трех основных элементов: прав, обязанностей и ответственности. В Федеральном законе о гражданстве последнее определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Для решения обозначенных проблем в сфере регулирования трудовой миграции нами предлагались некоторые мероприятия. К таковым, в частности относятся: совершенствование порядка пропуска иностранных граждан через границу России, совершенствования механизма получения иностранными гражданами разрешения на работу, мероприятия, направленные на защиту здоровья российских граждан, поскольку мигранты могут представлять эпидемиологическую опасность, создание специализированных агентств по трудоустройству иностранных граждан легально и т.д. Все предложенные нами мероприятия необходимы для совершенствования миграционных процессов в нашей стране. Они направлены на то, чтобы защитить, в первую очередь, собственных граждан от последствий неправильной миграционной политики: снижения заработной платы вследствие применения дешевого труда нелегальных мигрантов, увеличения заболеваемости и преступности, безработицы и т.д. Кроме того, некоторые мероприятия позволят осуществить легализацию мигрантов, находящихся на территории России нелегально, официально их трудоустроить, что поможет так же пополнить государственный бюджет за счет отчисляемых налоговых платежей.

Таким образом, в данной работе были выполнены все поставленные цели и задачи исследования.

74. Трудовые отношения в мчп.

Важнейшими коллизионными привязками в сфере трудовых от­ношений являются:

Закон места заключения трудового договора;

Закон места осуществления работы;

Закон места нахождения работодателя;

Закон флага на морском судне.

Основной коллизионной привязкой в РФ закон места осуществления работы.

В трудовых отношениях на ино­странных граждан и лиц без гражданства (иностранных лиц) распространяется нацио­нальный режим, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

В отношении иностранных работников, временно пребывающих в РФ, действует разрешительный порядок их привлечения и использования.

Российское законодательство практически не содержат коллизионных норм, предназначенных для регулирова­ния трудовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Единственным исключением является ст. 416 КТМ РФ, согласно которой правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна.

Отношения между судовладельцем и членами экипажа судна регулируются зако­ном, избранным сторонами трудового договора. При этом выбор права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсут­ствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. При отсутствии такого со­глашения применяется закон государства флага судна.

Обычно трудовые отношения с иностранным элементом регулируются закон, из­бранный участниками правоотношения (lex voluntatis). При отсутствии такового приме­няется закон места осуществления трудовой деятельности (lex loci laboris): право страны, где полностью или преимущественно осуществляется работа, право страны, где обычно осуществляется работа, право страны, где находится штаб-квартира организации, с кото­рой работник заключил трудовой контракт, и другие. Субсидиарно также применяется закон места нахождения работодателя, если работник выполняет свою работу в несколь­ких странах или у него нет обычного места работы.

Граждане России, выезжающие на работу за рубеж по трудовому договору, заклю­ченному с иностранными работодателями, выходят из-под юрисдикции российского права. На них распространяется трудовое законодательство иностранного государства: материальное и коллизионное, а также международные договоры в этой области.

Однако это не означает, что Россия полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, выехавших на работу за рубеж. Согласно п.2 ст. 61 Конституции РФ Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке вы­езда из РФ и въезда в РФ» дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство в порядке, определяе­мом законодательством России и ее международными договорами.

Международно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных лиц осуществляется преимущественно на региональном и двустороннем уровнях. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.применяется к работникам и членам их семей, которые посто­янно проживают на территории одного государства, а осуществляют свою трудовую дея­тельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства в соответствии с законодательством государства трудо­устройства.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрак­том), заключенным с работодателем на государственном языке страны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

Работники пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства. Они также пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на террито­рии страны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанима­теля) страны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаим­но признается государствами.

При окончательном выезде трудящегося-мигранта из страны трудоустройства ра­ботодателем (нанимателем) ему выдается справка или иной документ, содержащий све­дения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.

Порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональ­ным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством страны трудоустройства, если иное не предусмотрено отдельным соглашением.

Таким соглашением является Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.

Данное Соглашение распространяется на предприятия, учреждения и организа­ции государств-участников Соглашения независимо от форм собственности.

Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие трудового увечья, иного повреждения здоровья или его смерти производится работодателем страны, законода­тельство которой распространялось на работника в момент получения увечья, иного по­вреждения здоровья, смерти. Возмещение вреда, причиненного работнику вследствие профессионального заболевания, производится работодателем страны, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, вызвавшей профессиональное заболевание. В тех случаях, когда работник, получивший профессио­нальное заболевание, работал на территории нескольких государств в условиях и облас­тях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение вреда осуществляется работодателем страны, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа.

Государства-участники Соглашения обеспечивают в приоритетном порядке сво­бодный перевод и выплату денежных средств по возмещению вреда работникам (а в слу­чае их смерти – лицам, имеющим право на возмещение вреда), постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки и (или) учреждения почтовой связи.

По делам, предусмотренным в Соглашении, компетентен суд страны, на террито­рии которой имело место действие, послужившее основанием для требования о возмеще­нии вреда, или суд страны, на территории которой проживают лица, имеющие право на возмещение вреда, по выбору пострадавшего.

С рядом государств (Арменией, Белоруссией, Кыргызстаном, Молдовой, Украиной) Правительством РФ заключены двусторонние соглашения о трудовой деятельности и соци­альной защите граждан, работающих за пределами своих государств.

75. СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, основанные на факте принадлежно­сти физического лица к семье в настоящее время или в прошлом.

В МЧП область семейных отношений в наименьшей степени подверглась унифи­кации в силу того, что эти отношения наиболее тесным образом связаны с исторически­ми и религиозными особенностями развития, национальными и культурными традициями народа каждого государства. Данными факторами объясняется почти полное от­сутствие универсальных международных договоров в области семейного права. В качест­ве примера можно привести лишь Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г.

Унификация коллизионных норм прово­дится на региональном и двустороннем уровнях. Так, в рамках СНГ действует Конвен­ция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданских, семейным и уголов­ным делам 1993 г.

Так, законодательством Португалии установлен брач­ный возраст в 16 лет для мужчины и женщины, а также обязательное наличие согласия их родителей, если вступающие в брак лица не достигли 21 года. Во Франции и Швей­царии брачный возраст для мужчины и женщины различный: 18 и 16 лет, 20 и 18 лет соответственно. В России вступать в брак можно по достижении возраста 18 лет, и со­гласие родителей на это не требуется.

Различаются и другие условия заключения брака: в Болгарии, Великобритании и половине штатов США запрещены браки между родственниками по нисходящей и вос­ходящей линии вплоть до четвертой степени родства, во Франции и Италии – браки ме­жду дядями и племянницами, тетями и племянниками. В большинстве стран (за исклю­чением Чехии, отдельных штатов США) свойство по прямой линии рассматривается в качестве запрета к браку.

В ряде стран допускаются браки с ограниченно дееспособными лицами. Так, в Че­хии гражданин с ограниченной дееспособностью может вступать в брак с разрешения суда. В Великобритании, Франции, Швейцарии и большинстве штатов США запрещено вступать в брак душевнобольным, больным некоторыми видами венерических болезней.

Обязательное условие для заключения брака в Великобритании, Италии, Фран­ции, Швейцарии и некоторых штатах США — публичное оглашение предстоящего брака. В США и Великобритании оно может быть заменено разрешением на брак, для получе­ния которого вступающие в брак лица под присягой заявляют об отсутствии предусмот­ренных законом препятствий к его заключению.

В России, ФРГ, Франции, Швейцарии, Венгрии, Японии юридическую силу имеет только светская форма брака, в Иране, Ираке и Египте – только религиозная форма, а в ряде стран (Великобритании, Дании, Италии, Испании, Канаде, Польше, Чехии) – и та, и другая, но с обязательным внесением записи о совершенном браке в книгу записей актов гражданского состояния. В некоторых штатах США, где действуют нормы общего права, брак удостоверяется письменным соглашением сторон, заверенным адвокатом, имеющим лицензию на ведение адвокатской практики. Последующая регистрация таких браков в едином государственном реестре не требуется. В некоторых странах (например, Эквадо­ре) юридическую силу имеют и фактические брачные отношения.

Законодательство РФ не предусматривает при расторжении брака предварительной сепарации супругов, и брак по их взаимному согласию может быть рас­торгнут немедленно. В Великобритании для получении развода необходимо раздельное проживание супругов в течение 2 лет.

24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.

В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона.

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется “Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы”. Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат.

В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.

Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).

В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) — это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии.

Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области трудовых отношений.

Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской федерации за границей).

Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами—гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частнопра­вового элемента присущ и элемент публично-правовой. Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

Коллизионные принципы, предназначенные для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, составляют особую группу принципов, правил с учетом состава участников трудового правоотношения. К международным трудовым отношениям в теории частного международного права причисляют отношения, которые осложнены иностранным элементом. В международных трудовых отношениях иностранный элемент может присутствовать как в субъектном составе (иностранный работник, иностранный работодатель), так и в объекте (трудовая деятельность работника осуществляется за границей)

В области трудовых отношений сложились следующие основ­ные коллизионные принципы.

Свобода выбора права (автономия воли — lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о ме­ждународном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

  1. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места рабо­ты. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

  2. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

  3. .Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

  4. Личный закон работодателя — физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, ток правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок)или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

  5. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

Международные односторонние коллизионные предписания включаются в российское трудовое законодательство в результате одностороннего решения вопроса российским законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории Российской Федерации. Например, статья 11 Трудового кодекса РФ содержит общее коллизионное нормативное предписание, основанное на критериях территориальности и национального режима (равенства трудовых прав) в регулировании международных трудовых отношений: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяютсяна трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

Иными словами, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право. Оно распространяется как на работников-иностранцев, работающих у российских работодателей, так и на россиян или иностранцев, работающих у иностранных юридических и физических лиц. Коллизионным предписанием служит принцип закона места работы (lex loci laboris).

^ Критерий экстерриториальности применяется к трудовым отношениям, где работодателем и работником выступают определенные категории российских субъектов права, но трудовая деятельность осуществляется за пределами Российской Федерации, за границей. Эти отношения являются результатом дифференциации правового регулирования труда. Так, в Трудовом кодексе РФ этим отношениям посвящена глава 53 «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей».

Коллизионное правило lex banderae (закон флага) следует применять и в отношении работников транспортных организаций. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна. Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором, регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

Таким образом, в качестве альтернативной коллизионной привязки предусматривается правило об автономии воли сторон lex voluntatis (закон по договоренности, принцип автономии воли). Однако с учетом характера трудовых отношений эта «автономия воли сторон», т.е. выбор сторонами трудового договора права той или иной страны, подлежащего применению, ограничена. Таким ограничением выступает запрет ухудшения условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве (ст. 416 КТМ РФ).

Таким образом, на сегодняшний день только трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также членов экипажей торгового мореплавания в одностороннем порядке подверглись специальной коллизионно-правовой регламентации. Речь идет о специальных коллизионных нормативных предписаниях.

В российской доктрине МЧП отсутствует единый подход относительно возможности применения к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ «Международное частное право». Так, по мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. То есть, возможно, применения принципа «автономии воли сторон», при отсутствии соглашения относительно подлежащего применению права, применяется право страны, с которым трудовые отношения наиболее тесно связаны. Лушникова М.В., напротив, считает, что применение положений раздела VI ГК РФ не является обоснованным. В отличие от гражданско-правовых трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал, неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника. На этом основании нельзя применять коллизионные принципы, призванные регулировать частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ: основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996)стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано, то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *