Транспортные услуги НДС

Содержание

Налог является косвенным, его исчисление осуществляется продавцом при продаже товаров покупателю или при оказании услуг. Дополнительно к стоимости продаваемых товаров продавец начисляет сбор, который исчислен по соответствующему тарифу. Плательщиками сбора являются организации и ИП. Популярен вопрос, как рассчитывается стоимость за грузоперевозки с НДС.

Порядок обложения НДС транспортных услуг

НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.

Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.

Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.

Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД. Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне. Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.

Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.

Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.

Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС

Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.

Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.

Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.

Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.

Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.

Оплата за грузоперевозки с НДС или без

Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.

К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.

Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.

При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.

Работа ИП с НДС плюсы и минусы

Предприниматель имеет право самостоятельно установить оптимальный режим обложения для своей деятельности. Часто ИП используют специальные режимы, например, УСН, ПСН и ЕНВД, которые позволяют не вносить налоги на добавленную стоимость. Однако в некоторых случаях уплачивать сбор приходится, либо ИП должен работать на ОСНО, если применение специальных режимов запрещено.

Ставка по данному платежу может изменяться в зависимости от того, какие операции осуществляются. Если предприниматель работает на ОСНО, он должен в обязательном порядке вести книгу покупок и продаж. Расчет по платежам происходит каждый квартал. Лицо должно своевременно подавать декларацию по налогам.

Есть некоторые плюсы и минусы работы с НДС. Основные плюсы для ИП:

  • Возможность сотрудничества с крупными контрагентами.
  • Возможность принятия к вычету налога.

Основной недостаток работы с данным сбором на ОСНО – сложный расчет. Но если работать без этого платежа, бизнесмен становится менее конкурентоспособным, есть риск отказа в совместной работе от потенциальных партнеров. Предприниматели на ОСНО часто более тщательно проверяются налоговыми органами.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Предварительно следует определить, по какой ставке осуществляется работа с НДС – 0, 10 или 20%. Перечень услуг, облагаемых ставкой 0%, прописан в НК и является закрытым. Также есть перечень товаров, облагаемых 10%.

В остальных случаях организации, работающие на ОСНО, должны оплачивать налог в размере 20%. Если своевременно не поданы документы, подтверждающие право использования нулевого процента, уплачивается сбор по основному тарифу.

Посреднические услуги по перевозке грузов

Оформление посреднических отношений при оказании транспортных услуг

Какими документами нужно оформлять посреднические услуги по перевозке

Агентский договор на оказание услуг по перевозке

Посреднические услуги по перевозке: отдельные нюансы

Оформление посреднических отношений при оказании транспортных услуг

Перевозка грузов характеризуется комплексностью отношений и многообразием применяемых договорных конструкций, выбор которых зависит от разных обстоятельств, включая способ транспортировки и вид груза.

Так, в п. 1 ст. 418 Кодекса торгового мореплавания РФ в числе соглашений, регулирующих отношения в области морской перевозки грузов, указываются, в частности, договор перевозки, договор морского агентирования, договор морского посредничества.

О договоре перевозки грузов в целом читайте в наших статьях:

  • «Договор перевозки груза — существенные условия, образец»;
  • «Договор-заявка на перевозку груза (образец)».

Что касается посреднических услуг по перевозке грузов, отметим следующее.

Согласно письму Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161 аналогичными являются элементы договоров оказания посреднических услуг по перевозке грузов и договоров транспортной экспедиции, в связи с чем, например, экспедиторы могут выставлять по услугам, приобретаемых ими от своего имени и за счет клиента, счета-фактуры в порядке, установленном для комиссионеров (агентов).

Риски! Вместе с тем отождествление посреднического договора на оказание транспортных услуг с договором транспортной экспедиции не вполне корректно. Как отмечено в вышеуказанном письме Минфина РФ, договор комиссии, агентский договор и договор транспортной экспедиции — это самостоятельные виды соглашений, что выражается, например, в отличиях при расчетах по данным договорам, в праве экспедитора привлечь к выполнению обязанностей третьих лиц.

Какими документами нужно оформлять посреднические услуги по перевозке

Какими документами нужно оформлять посреднические услуги по перевозке грузов? В частности, следующими:

  • самим договором (транспортной экспедиции, агентирования, комиссии — исходя из сути взаимоотношений сторон);
  • доверенностью (экспедитору);
  • экспедиторскими документами.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, к экспедиторским документам относятся:

  1. Поручение экспедитору, в котором определяется перечень и условия оказания услуг.
  2. Экспедиторская расписка, которой подтверждается факт получения груза.
  3. Складская расписка, которой экспедитор подтверждает, что принял груз на складское хранение.

Риски! Наличие только копий платежек на оплату услуг по соглашению об организации перевозки не свидетельствует о реальности и фактическом перемещении товара (постановление ФАС СЗО от 25.12.2013 № Ф07-9574/2013 по делу № А56-11873/2013).

Подробнее об отдельных документах, необходимых для оформления отношений по перевозке, см. в наших статьях:

  • «Разрешение на перевозку опасных грузов»;
  • .

Агентский договор на оказание услуг по перевозке

Говоря об агентском договоре на оказание услуг по перевозке грузов, отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ под агентским договором понимается соглашение, согласно которому агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия:

  • от своего имени, но за счет принципала;
  • либо от имени и за счет принципала.

Подробнее об агентском договоре мы рассказали в статьях:

  • «Агентский договор по ГК РФ — существенные условия и виды»;
  • «Агентский договор на оказание посреднических услуг».

При агентских отношениях, связанных с перевозкой, существует ряд нюансов.

Обратите внимание! Так, при разрешении споров, вызванных утратой груза при морской перевозке, то обстоятельство, что лицо является агентом перевозчика, а не экспедитором и не является стороной соглашения о перевозке, в совокупности с отсутствием доказательств принятия груза к экспедированию влечет отсутствие оснований для привлечения агента к ответственности за действия перевозчика (определение ВС РФ от 30.10.2017 № 307-ЭС17-15986 по делу № А56-32899/2016).

С 01.10.2018 действует п. 5.1 ст. 161 Налогового кодекса РФ, согласно которому российские перевозчики на ж/д транспорте по общему правилу признаются налоговыми агентами по НДС при предоставлении в РФ ж/д подвижного состава или контейнеров на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.

Посреднические услуги по перевозке: отдельные нюансы

Выделим некоторые моменты, связанные с посредническими услугами при перевозке грузов:

  • При разрешении налоговых споров отмечается, что посреднические услуги не предполагают осуществление самой перевозки. Они заключаются в организационно-экономической деятельности, обеспечивающей движение товара. В связи с этим отсутствие имущества и транспортных средств у посредников не свидетельствует об их невозможности вести посредническую деятельность (постановление 18-го ААС от 30.11.2017 № 18АП-10536/2017 по делу № А76-27083/2016).
  • Вместе с тем подтверждение недостоверности информации, указанной в первичной документации, в совокупности с заключением договоров на организацию перевозок грузов с контрагентами, у которых отсутствовали необходимые для этого ресурсы, может свидетельствовать о наличии необоснованной налоговой выгоды (постановление арбитражного суда ЗСО от 06.07.2018 № Ф04-2218/2018 по делу № А27-22806/2017).

Отдельные нюансы, связанные с перевозкой грузов, освещены в наших материалах:

  • «ВС РФ утвердил обзор практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции»;
  • «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом».

***

Итак, в статье мы осветили различные аспекты, связанные с оказанием посреднических услуг по перевозке грузов. В частности, указано на разнообразие используемых договорных форм, включая возможность оформления правоотношений сторон агентским договором, отмечен ряд нюансов.

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

Транспортно-экспедиционные услуги: оценка налоговых рисков

На первый взгляд, рассмотренный порядок исчисления и уплаты НДС при оказании услуг по договору транспортной экспедиции выглядит простым и понятным. Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что количество рассмотренных судами споров данной категории значительно. Причем проблемы возникают не только у экспедиторов, но и у заказчиков данных услуг. Рассмотрим наиболее спорные моменты.

Таможенный режим и применяемая ставка по НДС

В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных таможенным законодательством. Положения части первой подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи позволяют однозначно говорить о возможности, а правильнее, о необходимости применения ставки 0 % при помещении товаров под таможенный режим экспорта (вывозе) или под таможенный режим свободной экономической зоны. Вместе с тем, положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат категоричного запрета на применение нулевой ставки по НДС в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок грузов, вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию России, а также иных подобных работ (услуг) при помещении товаров под иные таможенные режимы. В таких условиях наиболее сложная ситуация складывается для организаций, осуществляющих перевозку и/или транспортно-экспедиционное обслуживание товаров, помещаемых под таможенный режим «выпуск для внутреннего потребления», то есть режим, при котором товары остаются на таможенной территории РФ без обязательства об их вывозе с этой территории.

При таких обстоятельствах споры с налоговыми органами о применяемой ставке неизбежны, причем исход такого спора в суде предугадать сложно.

Так, например, в постановлении ФАС СЗО от 14.05.2008 по делу № А56-16677/2007 отмечено, что «ответчик (налоговый орган — прим. авт.) необоснованно не принимает во внимание положения части первой подпункта 2 пункта 1 указанной статьи, которая связывает применение ставки 0 % в отношении таких работ (услуг) с соблюдением налогоплательщиком положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ — то есть с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта или свободной таможенной зоны».

В Определении ВАС РФ от 27.11.2008 № 15232/08 изложена сходная позиция, согласно которой применение ставки НДС 0 % при оказании услуг по перевозке товара связано с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. При этом дополнено, что товары должны быть «помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров».

Вместе с тем, противоположного мнения придерживается ФАС СКО. Например, в постановлении от 19.02.2008 № Ф08-515/2008-173А по делу № А32-12521/ 2007-14/204 указано: «норма, содержащаяся в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятия «экспортируемые», «вывозимые» должны трактоваться вне связи с таможенным режимом экспорта».

Следует отметить, что в данных судебных делах налогоплательщики преследовались противоположные цели:

  • в первом случае — подтвердить правомерность предъявления к вычету НДС заказчиком по услугам транспортной экспедиции, выставленного экспедитором по ставке 18 %;
  • во втором случае — подтвердить правомерность применения ставки НДС 0 % экспедитором.

Взаимосвязь способа определения налоговой базы и ставки по НДС

Как показывает практика, ранее нулевая ставка по НДС применялась в основном организациями-перевозчиками, в том числе при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. С учетом внесенных в НК РФ изменений (исключения требования о выполнении работ/оказании услуг российскими перевозчиками) с 1 января 2006 года действующее законодательство о налогах и сборах не ограничивает каким-либо образом круг субъектов предпринимательской деятельности, правомочных применять ставку НДС в размере 0 % при оказании услуг по перевозке и/или транспортно-экспедиционному обслуживанию. Следовательно, в таких условиях уже не должны возникать вопросы о правомерности применения нулевой ставки по НДС экспедиторами, оказывающими исключительно посреднические услуги.

Однако налоговые органы не всегда считают такой подход правомерным. Так, например, в постановлении ФАС МО от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07 по делу № А41-К2-7034/07 отмечено следующее:

«По мнению инспекции, поскольку само общество не оказывало услуги по перевозке, а только заключало от своего имени договоры на организацию перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с перевозчиками грузов, то такая деятельность общества является посреднической. Поэтому налоговый орган считает, что заявитель неверно определяет налоговую базу по НДС, необоснованно применяя налоговую ставку 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренную пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, вместо п. 1 ст. 156 НК РФ».

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что деятельность общества по транспортно-экспедиционному обслуживанию является самостоятельным видом деятельности и положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяются на работы (услуги) по организации перевозок грузов, осуществляемых как организациями-перевозчиками, так и посредниками.

Можно предположить, что количество споров, связанных с правомерностью применения экспедиторами, не являющимися перевозчиками, нулевой ставки по НДС уменьшится с выходом Определения ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07. Вынося данное Определение, судьи указали, что «перечень работ (услуг), а также организаций, имеющих право их выполнять (оказывать) не имеет исчерпывающего характера и связан с обеспечением доставки груза до получателя». С учетом данного обстоятельства суды пришли к выводу, что экспедиторские услуги непосредственно связаны с обеспечением доставки груза до получателя, поэтому их реализация облагается НДС по налоговой ставке 0 % в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Кроме того, заслуживает внимания Определение ВАС РФ от 30.11.2007 № 16092/07. В рамках данного дела было установлено, что общество, выступая экспедитором, осуществляло услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых и импортируемых товаров, применяло по данным операциям налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 164 НК РФ. По мнению инспекции, экспедитор вправе претендовать на применение ставки 0 % «лишь по работам и услугам, выполненным в отношении экспортированных товаров собственными силами». Принимая решение в пользу налогоплательщика, суд указал, что НК РФ «не устанавливает ограничений, связанных с личным выполнением таких услуг лицом, заключившим договор транспортной экспедиции».

Кроме того, в Определении дополнительно отмечено, что «положения НК РФ согласуются с правилами статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающей в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения». Аналогичная позиция высказана также в постановлении ФАС СКО от 08.07.2008 № Ф08-3671/2008.

Определение «перечня» транспортно-экспедиционных услуг в целях применения нулевой ставки по НДС

Как отмечалось ранее, применение по НДС нулевой ставки в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ правомерно при выполнении работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, а также иных подобных работ (услуг). Данная формулировка позволяет говорить о том, что конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, при реализации которых применяется ставка НДС 0 %, законодательством о налогах и сборах не определен. Статья 801 ГК РФ также содержит открытый перечень видов услуг, которые могут быть оказаны в рамках осуществления договора транспортной экспедиции.

С позицией, согласно которой перечень работ (услуг), выполняемых в отношении ввозимых и вывозимых товаров (грузов), не является исчерпывающим, соглашаются и судьи.

В качестве примеров можно привести Определение ВАС РФ от 10.01.2008 № 17600/07, постановление ФАС ВСО от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08, Постановление ФАС ПО от 22.09.2008 по делу № А65-30592/07 и некоторые другие.

Помимо услуг, непосредственно поименованных в рассматриваемой норме, налогоплательщикам удалось доказать правомерность применения нулевой ставки по НДС в отношении следующих видов услуг:

  • погрузо-разгрузочных работ, оказания услуг по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке, упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов (постановление ФАС СКО от 10.06.2008 № Ф08-2708/2008);
  • аренде цистерн и выполнению работы по их ремонту (постановления ФАС ПО от 20.01.2008 по делу № А55-10700/07-51, от 19.02.2008 по делу № А55-8046/07-44).

Дополнительно следует напомнить, что согласно позиции Минфина России, высказанной в письме от 11.05.2007 № 03-07-08/108, услуги по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 %.

По мнению автора, данная позиция не бесспорна, так как данные виды услуг непосредственно поименованы в определении транспортно-экспедиционной деятельности, приведенном в Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а какие-либо дополнительные аргументы в обоснование своей позицией Минфин России в разъяснениях не приводит.

Отсутствие у экспедитора права на «произвольное» применение ставки по НДС

Нередко транспортно-экспедиционные организации, не являющиеся перевозчиками, во избежание возникновения спорных ситуаций, связанных с необходимостью подтверждения применения нулевой ставки по НДС, выставляют заказчикам документы со ставкой НДС 18 %.

Сумма НДС в дальнейшем уплачивается экспедитором в бюджет, а заказчиком услуг предъявляется к вычету. Рассуждения с точки зрения логики показывают, что в такой ситуации говорить о недополучении бюджетом налогов было бы неправильно. Вместе с тем, в такой крайне неблагоприятной ситуации оказывается заказчик. Во-первых, сумма договора оказывается завышенной на величину НДС, во-вторых, велика вероятность, что при проведении налоговой проверки будет сделан вывод о неправомерности предъявления заказчиком к вычету уплаченных экспедитору сумм НДС. Проанализируем существующую практику.

Рассматривая в подобной ситуации вопрос о размере ставки по НДС, налоговые органы и суды придерживаются «позиции закона»: «Налогоплательщик не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога» (данный вывод приведен, в частности, в постановлениях ФАС ПО от 22.03.2007 по делу № А12-14009/06-С36, ФАС СЗО от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007, ФАС МО от 30.05.2007 № КА-А40/4604-07-П, Определении ВАС РФ от 19.09.2008 № 11807/08). В связи с чем серьезные вопросы возникают у заказчиков транспортно-экспедиционных услуг, так как в такой ситуации предъявление НДС к вычету со стоимости данных услуг неправомерно.

Анализ арбитражной практики показал, что доказать налогоплательщику свою позицию в такой ситуации проблематично. В качестве примера можно привести постановление ФАС ПО от 02.11.2006 по делу № А55-1997/2006-3. В документе отмечено следующее:

«В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ».

Судом было подтверждено, что применение ставки по НДС в размере 18 % по транспортно-экспедиционным услугам при осуществлении экспортной перевозки грузов не соответствует законодательству о налогах и сборах, следовательно, организацией неправомерно предъявлен НДС к налоговому вычету».

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 № 16305/05. В ходе рассмотрения дела установлено, что обществом (экспедитором) в 2004 году были организованы международные перевозки грузов автомобильным транспортом по заявкам экспортера. В стоимость услуг экспедитора были включены суммы НДС. По результатам проведенной проверки экспортера налоговым органом был установлен факт необоснованного выставления экспедитором в адрес экспортера счета-фактуры, включающего НДС по ставке 18 %, и, соответственно, неправомерного предъявления НДС экспортером к вычету.

Отказ налогового органа в возмещении, а нередко и возврате НДС влечет за собой необходимость пересмотра договорных отношений между экспедитором и заказчиком в части определения стоимости транспортно-экспедиционных услуг.

Учитывая, что в такой ситуации можно говорить «о неосновательном обогащении» экспедитора на суммы НДС, заказчик вправе потребовать уменьшения суммы сделки на НДС, и возврата денежных средств, излишне уплаченных экспедитору.

Из материалов дела следует, что:

«Экспедитор за оказанные в августе, сентябре и октябре 2005 г. услуги выставил заказчику счета, в которые был включен НДС в размере — 18 %. Указанные счета заказчиком были оплачены. Налоговый орган отказал заказчику в компенсации НДС «за счет бюджета по причине незаконности его включения в платежи за отгруженную на экспорт продукцию». В связи с чем, заказчик потребовал от экспедитора вернуть незаконно начисленный, а соответственно и перечисленный налог.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что вознаграждение экспедитора не подлежало налогообложению по НДС по ставке 18 %, в связи с чем, признал включение в счета, выставленные экспедитором, сумм НДС необоснованным и вернул излишне уплаченные средства заказчику».

Следует отметить, что стороны договора экспедиции могут попытаться разрешить в суде спор о ставке по НДС, не дожидаясь проведения налоговой проверки. Ведь от ставки НДС, примененной в договоре, будет зависеть и общая стоимость услуг, определенная сторонами. Соответственно, экспедитором может быть предъявлен иск в суд о взыскании задолженности по договору (при неперечислении заказчиком суммы НДС), а заказчиком — иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишней уплаты НДС (в случае, если первоначально сумма налога была уплачена).

По мнению автора, в данной связи также целесообразно обратить внимание на постановление ФАС СЗО от 10.09.2007 по делу № А56-4272/2007, в котором заказчику удалось доказать необоснованное увеличение суммы штрафных санкций по договору транспортной экспедиции на сумму НДС.

Применение ставки по НДС 0 % исполнителями (соисполнителями)

Как это ни странно, но вопрос применения ставки 0 % при оказании услуг в рамках договора транспортной экспедиции затрагивает не только заказчика данных услуг и экспедитора, но и организации, являющиеся фактическими исполнителями (соисполнителями) по договору.

Ведь положения абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ не содержат ограничения в применении данной нормы только перевозчиками и/или экспедиторами.

В течение 2007-2008 гг. в судах было рассмотрено несколько дел, связанных с неправомерностью предъявления исполнителями (соисполнителями) к оплате заказчикам, счетов включающих НДС по ставке 18 %, и соответственно, предъявления заказчиками* указанных сумм НДС к вычету, если известно, что данные услуги непосредственно связаны с перевозкой или организацией перевозки экспортируемых грузов.

Примечание:
* Отметим, что факт неправомерного предъявления НДС может иметь место и у экспедитора в случае определения размера дохода из полной суммы договора и учета в составе собственных затрат, уменьшающих налоговую базу по прибыли, расходов по договорам с исполнителями.

В данной связи наибольший интерес представляют постановления ФАС СЗО от 21.01.2008 по делу № А56-10273/2007 и от 11.02.2008 по делу № А56-15329/2007.

Из материалов дел следует, что между обществом и иностранной компанией был заключен договор транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор принял на себя обязательство по поручению клиента и за счет клиента оказывать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг подвижном составе. Договором установлено, что договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения общества за экспедиторские услуги, которая является выручкой по договору транспортной экспедиции.

Во исполнение данного договора обществом был заключен договор с железной дорогой (исполнителем) на организацию перевозок. В соответствии с данным договором исполнитель взял на себя обязательства предоставить обществу по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возвратом порожних вагонов.

Сопоставив указанные договоры, суд указал, что оказанные железной дорогой обществу услуги по организации перевозок (предоставление подвижного состава для доставки груза на экспорт) непосредственно связаны с исполнением обществом договора транспортной экспедиции, а, следовательно, при реализации этих услуг исполнитель был обязан выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС — 0 %.

Особо стоит акцентировать внимание на том обстоятельстве, что судом был отклонен довод, что исполнитель (железная дорога) не располагал сведениями об использовании данных вагонов для экспорта груза, так как в заявках на перевозку груза, подаваемых экспедитором, содержалась информация о станциях отправления и назначения.

Также доводы «о незнании» не были приняты во внимание при рассмотрении аналогичного дела ФАС ВСО. В постановлении от 07.02.2008 № А33-2333/07-Ф02-46/08 отмечено, что «услуги оказывались в отношении контейнера № 515079418, следующего по маршруту «Красноярск-Казахстан». Общество на момент начала погрузки названного контейнера достоверно знало об экспортном характере груза. Таким образом, указанные услуги непосредственно связаны с производством и реализацией экспортируемых обществом товаров, в связи с чем, налогообложение данных услуг должно производиться по ставке налога 0 %».

Дополнительно необходимо отметить, что суд, принимая решение в пользу налогового органа, указал следующее: «В соответствии с пунктом 10 части 5 статьи 169 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, следует, что обязанность по контролю за правильностью оформления выставленных продавцом счетов-фактур возлагается на покупателя».

С учетом приведенных доводов данные дела налогоплательщиками были проиграны.

Вместе с тем существует иной подход при рассмотрении услуг, оказываемых исполнителями, в частности железной дорогой по предоставлению вагонов в аренду. Например, подтверждая правомерность применения исполнителями ставки НДС 18 %, суд указал, что услуги по предоставлению вагонов для загрузки не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а услуги по возврату порожних вагонов оказываются после завершения экспорта товаров (постановление ФАС СЗО от 27.10.2008 по делу № А56-41424/2006).

Подобную позицию поддерживает ВАС РФ (постановления Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 № 6080/08 и 7752/08).

В другой ситуации, несмотря на необоснованность применения ставки 18 % соисполнителями, было указано, что «контрагенты налогоплательщика со спорных операций уплатили НДС в полном объеме по налоговой ставке 18 %, что проверено налоговым органом в ходе встречных проверок. Таким образом, в бюджете сформирован источник для возмещения налога налогоплательщику» (постановление ФАС УО от 12.08.2008 № Ф09-5035/08-С2 по делу № А47-7254/07).

В связи с изложенным судом было подтверждено право налогоплательщика на применение вычетов по НДС.

Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть, что договор транспортной экспедиции является наиболее сложным и противоречивым с точки зрения налогообложения, что предъявляет повышенные требования как непосредственно к сторонам данного договора, так и к субъектам предпринимательской деятельности, являющимся исполнителями в рамках договорных отношений, в особенности при осуществлении международных перевозок грузов.

ИП и грузоперевозки — код ОКВЭД, какую выбрать систему налогообложения

Перевозки грузов — прибыльный бизнес, в котором существует острая конкуренция. Важно, чтобы деятельность была официально оформлена. Для небольшого бизнеса наилучшим решением в течение многих лет была работа индивидуальным предпринимателем. Начиная с 2019 года можно заниматься грузоперевозками, оставаясь самозанятым. В статье будут рассмотрены особенности оформления этого вида бизнеса, налоговая нагрузка и требования к тем, кто им занимается.

Можно ли заниматься грузоперевозками для ИП

Некоторые бизнесмены в связи с высокой конкуренцией в сфере перевозки грузов или пассажиров считают более выгодным для себя работать без регистрации. Однако это возможно только при очень небольших масштабах деятельности и до тех пор, пока не придётся встретится с представителями полиции или налоговой службы.

Грузоперевозки — доходный и конкурентный бизнес

Для того, чтобы предпринимательская деятельность имела хорошую перспективу, чтобы бизнес был успешен и продолжал развиваться, необходимо, чтобы грузоперевозки любым видом транспорта (водяным, воздушным или автомобильным) осуществлялись индивидуальным предпринимателем на законных основаниях.

Для оказания таких транспортных услуг нет необходимости получать какие-либо специальные разрешения или лицензии. Примером могут быть любые перевозки. Однако, несмотря на это, всё же существуют требования к оформлению документов (например, необходимо оформить путевый лист).

Важно! Индивидуальный предприниматель имеет право заниматься только такой деятельностью, код ОКВЭД которой у него официально зарегистрирован. Поэтому, если так не было сделано, ИП обязан внести соответствующие изменения в свои документы.

Можно сделать выбор между четырьмя видами систем налогообложения. Важно не только уменьшать предполагаемую налоговую нагрузку, но и учитывать требования, предъявляемые законодательством для того, чтобы оказывать услуги. Нужно учитывать особенности каждого из возможных вариантов и перейти на тот, который будет максимально выгоден.

Какую выбрать систему налогообложения

Правильный выбор способа налогообложения позволит ИП грузоперевозки сделать более эффективными и прибыльными.

ЕНВД

При этом платится налог не на реальный, а на вменённый доход. Важной особенностью рассматриваемой системы налогообложения является то, что индивидуальные предприниматели с разными уровнями доходов платят государству одинаковый налог. Это образец ситуации, когда юридические требования выгодны ИП.

Для того, чтобы работать таким образом, надо соответствовать таким требованиям:

  1. Существует ограничения на количество используемой техники, в том числе для пассажирских или грузовых перевозок. В это число входят не только те автомобили, которые находятся в собственности, но и такие, которые получены в пользование каким-либо способом (например, при помощи аренды). У индивидуального предпринимателя на ЕНВД не может быть техники более 20 единиц.
  2. Количество сотрудников ограничено пределом в 100 человек.

Важно учитывать, что у ИП может быть несколько видов деятельности, а не один. В этом случае налог будет рассматриваться отдельно па каждому из них. Этот режем можно использовать совместно с УСН.

Самозанятые водители имеют право перевозить грузы

Недостатком рассматриваемого способа является то, что налог в полном объёме должен быть заплачен даже тогда, когда услуги грузоперевозки вообще не оказывались. Сумма выплат зависит от региона или области.

УСН (Упрощенка)

Упрощённый режим налогообложения. При его применении надо выбирать один из двух вариантов:

  1. Расчёт налогов на основе полученного дохода без учёта расходов. В этой ситуации ставка составит 6%.
  2. Работа по системе «доходы минус расходы». В этом случае для расчёта обязательной уплаты из полученного суммарного дохода вычитаются документально подтверждённые собственные расходы. В этом случае налоговая база будет меньше, но ставка будет составлять 15%.

Индивидуальный предприниматель не может отказаться от упрощёнки до тех пор, пока не закончится календарный год.

Работать на патентной системе может быть выгодней. чем на общей

Этот способ налогообложения может быть выгодным при автомобильных грузоперевозках, однако его могут использовать только те, кто удовлетворяет следующим условиям:

  • Общая численность трудового коллектива может составлять не более ста человек.
  • Отчётным периодом здесь является календарный год. Суммарная величина дохода за этот период не может быть больше, чем 150 миллионов рублей.
  • Остаточная стоимость основных средств согласно отчетности не может превысить 150 миллионов рублей по состоянию на начало 4 квартала.
  • За первые 9 месяцев полученные средства не должны стать больше 112,5 миллионов рублей.

Те, кто пользуются таким вариантом, получают ряд преимуществ:

  • Имеется два варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
  • Для ведения бухгалтерской документации требуются минимальные усилия. Ему не требуется вести кассу.
  • При уплате соответствующих сумм в Пенсионный фонд, их можно вычесть из НДФЛ при оплате за год.

Несмотря на ограничения по количеству людей и выручке, эта система является предпочтительной во многих случаях. При этом почти не требуется проводить заполнение бухгалтерских документов.

Можно начать с одной машины и создать прибыльный бизнес

ОСНО

Общая система требует ведения бухгалтерии в полном объёме. Он подойдёт тем, у кого бизнес достаточно развит. При такой деятельности нет ограничений на количество грузовых автомобилей, размер дохода. В этом случае удобно работать с теми ИП, которые являются плательщиками НДС и юридическими лицами.

Однако в рассматриваемом случае имеются следующие недостатки:

  1. В процессе работы ИП перевозки требуют оформить значительное количество документов.
  2. Отчётность вести и заполнять формы самостоятельно не получится и потребуется нанять для этого профессионального бухгалтера.
  3. Потребуется платить НДС. Однако от этого можно отказаться, написав соответствующее заявление в налоговую.

Такая система для начинающих предпринимателей часто бывает недостаточно выгодна. В связи с этим рекомендуется рассмотреть вопрос перехода на одну из специальных систем налогообложения.

Патент (ПСН)

Оплата патента осуществляется на срок от 1 до 12 месяцев.

При этом патент на грузоперевозки предполагает такие ограничения для ИП:

  1. Сотрудников не больше 15 человек.
  2. Выручка за период действия документа не может быть больше 60 миллионов рублей.
  3. Площадь используемой площади в течение всего срока не может быть больше 50 кв. метров.

Обратите внимание! По каждому виду деятельности патент надо получать отдельно.

Код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки грузов

Код ОКВЭД для грузоперевозок для ИП равен 60.24. Он охватывает любой тип предпринимательской деятельности с использованием грузовых автомобилей. Этот код не относиться к автобусному транспорту, а только к такому, который участвует в грузоперевозках.

Сколько налогов нужно платить

Виды налогов и их суммы определяются тем, на какой системе работает индивидуальный предприниматель. На общей системе необходимо заплатить подоходный налог и налог на добавленную стоимость. При УСН оплата осуществляется в соответствии с выбранным вариантом работы (6% с величины дохода или 15% с разницы между доходами и расходами).

Обратите внимание! При использовании патента или ЕНВД платят только установленную нормативами сумму.

Какие нужны документы

При поездке у водителя должен иметься оформленный путевой лист. Его должен предоставить заказчик.

Поскольку водитель может использовать собственный или арендованный автомобиль, то у него должны быть документы, которые подтверждают права на пользование и управление(водительские права, СТС, страховой полис, доверенность если ТС арендовано).

При проверке у индивидуального предпринимателя могут потребовать экспедиторский договор, если он был оформлен.

Важно правильно выбрать систему налогообложения

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Деятельность самозанятых лиц регулируется законом № ФЗ-422. В нём указаны ограничения для тех, кто хочет использовать такую систему налогообложения, в том числе при грузоперевозках и фрахтовании. Вот некоторые из них:

  1. Занимаясь бизнесом такое лицо не имеет права нанимать работников.
  2. Самозанятые не обязаны платить отчисления в социальные фонды. У них отсутствует фиксированная выплата в Пенсионный фонд.
  3. При осуществлении услуг грузового такси (осуществления перевозок за плату в интересах третьих лиц), водитель обязан получить электронный чек об оплате онлайн, воспользовавшись соответствующим приложением (программа «Мой налог») на смартфоне.
  4. В таком статусе могут находиться лица, годовой доход которых не превосходит 2,4 миллиона рублей. Здесь рассматривается сумма, которая рассчитывается для календарного года.

Самозанятые имеют право выполнять грузоперевозки, но не должны при этом использовать наёмный труд.

Самозанятые, которые осуществляют транспортировку грузов, обязаны открыть и иметь при себе путевой лист. Его должен оформить заказчик. Такие лица платят небольшой налог, он различается в зависимости от того, кто является заказчиком:

  1. Если транспорт используется для юридического лица, то величина налога равна 6% от суммы оплаты.
  2. При работе с физическими лицами ставка будет меньше — теперь она составит 4%.

Индивидуальным предпринимателям разрешается проводить оформление самозанятости, чтобы перевезти грузы, не отказываясь от регистрации ИП.

ИП при оформлении должен правильно указать ОКВЭД

Что лучше самозанятость или ИП

Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.

Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.

Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.

Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.

Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

📌 Реклама Отключить

Электронные билеты

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322(далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 134). 📌 Реклама Отключить

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

📌 Реклама Отключить

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

«Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте». 📌 Реклама Отключить «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

📌 Реклама Отключить

Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами). 📌 Реклама Отключить

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

📌 Реклама Отключить

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

📌 Реклама Отключить Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@). 📌 Реклама Отключить

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).

📌 Реклама Отключить

Вычет НДС

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):

– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

📌 Реклама Отключить

Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. 📌 Реклама Отключить Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876). К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. 📌 Реклама Отключить

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *