Содержание
- Что можно отнести к транспортным расходам?
- Расчет транспортных расходов
- Особенности учета транспортировки основных средств
- Примеры проводок
- Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
- Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?
- Управленческий учёт транспортных расходов: типичные ошибки
- Транспортные расходы по доставке товара от продавца до покупателя относятся на себестоимость товара или на расходы по реализации товара? (Т.Иванова 30 сентября 2015 г.)
- Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0
- Учет транспортно-заготовительных расходов
- Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
- Транспортные расходы в бухгалтерском учете
- Что включают в себя транспортные расходы?
- Перевыставление ТР покупателю
- Резюме
Транспортные расходы могут быть у многих компаний, и их грамотный учет помогает оптимизировать ваши затраты. Рассказываем, что именно можно включать в транспортные расходы, и как правильно отражать их в отчетности, чтобы не возникало проблем с налоговой.
Что можно отнести к транспортным расходам?
Их можно разделить на 3 основных группы:
- Расходы на доставку приобретенного имущества. Когда вы приобретаете сырье или товары у сторонних компаний и заказываете их доставку до склада или офиса.
- Расходы на доставку покупателям товаров и продукции. Когда необходимо организовать доставку предлагаемой вами продукции.
- Расходы на обслуживание автопарка. Сюда входит содержание собственных транспортных средств, их обслуживание, ремонт, а также оплата арендованных автомобилей.
Учет транспортных расходов организации помогает оптимизировать расходы в целом. К примеру, для некоторых видов деятельности со временем может оказаться, что оплата аренды ТС или услуг транспортных компаний будет гораздо более выгодным, чем содержание собственного парка.
Расчет транспортных расходов
Рассмотрим, как производится расчет каждого типа расходов.
Расходы на доставку приобретенного имущества
В данном случае расходы носят характер прямых и на себестоимость товаров не списываются в полной сумме, а распределяются между реализованными и нереализованными товарами по следующей формуле:
Расходы на доставку товаров покупателям
Характер расходов определяется в зависимости от типа компании:
- Производственная компания учитывает расходы на доставку в качестве материальных расходов. Так как они не указаны в перечне прямых расходов, их можно принимать в качестве косвенных.
- Торговая компания учитывает расходы на доставку как косвенные.
Любая компания обязана оформлять товарную и товарно-транспортную накладную при доставке!
Расходы на содержание транспорта
Существует несколько видов расходов на содержание транспорта:
- на ГСМ;
- на ремонт и покупку комплектующих;
- на страховку;
- на парковку;
- на штрафы ГИБДД.
Рассмотрим особенности каждого пункта.
Траты на топливо необходимо относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Однако, существуют и некоторые исключения. Согласно письму Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 компания может учитывать их как прямые расходы. Например, в случае, если на вашем транспортном средстве производится доставка продукции покупателям, вы можете учитывать траты на топливо и прочие горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) как материальные расходы.
Не забывайте! Для того чтобы правильно списывать расходы на ГСМ, необходимо заполнять путевой лист.
Покупку запчастей и ремонт относите к косвенным расходам и полностью списывайте в том отчетном периоде, в котором эти траты были понесены. Помните, что траты при этом должны быть полностью экономически оправданными. Оптимизация автомобиля для повышения эффективности эксплуатации — это одно, а вот дорогостоящий тюнинг налоговая уже не одобрит.
Что касается страховки, то ОСАГО является обязательной, расходы на нее относятся к косвенным тратам и учитываться должны в составе прочих расходов компании равными суммами в течение срока действия договора. Также к прочим расходам относится и КАСКО, но данный полис приобретается уже по усмотрению руководителя компании.
При УСН вы не имеете права учитывать в расходах КАСКО! Только обязательное страхование.
Платную парковку учитывайте в качестве косвенных расходов. Основанием для списания затрат послужит парковочный чек, кассовый и товарный чек, а также акт об оказании услуг, если вы заключили договор долгосрочной аренды места.
Увы, расходы на штрафы ГИБДД и административные штрафы вы не имеете права списывать в любом случае!
Особенности учета транспортировки основных средств
Траты на доставку основных средств необходимо учитывать в составе расходов на приобретение и производство продукции. Это правило касается:
- средств, созданных предприятием;
- средств, купленных по договорам, не предполагающим оплату неденежными средствами;
- средств, приобретенных безвозмездно;
- средств, купленных по соответствующему договору.
Все перечисленные основные средства необходимо учитывать в качестве капитальных расходов.
Исключением будут траты на перемещение объектов, не нуждающихся в монтаже, внутри территории организации. Они будут отражаться в издержках производства.
Примеры проводок
Для наглядности приведем примеры проводок в учете транспортных расходов:
Как оптимизировать транспортные расходы в бухгалтерском учете?
Оптимизация расходов во многом зависит от квалификации и внимательности бухгалтера, который знает, как правильно распределить их, и способен вовремя сообщить руководителю об увеличившихся тратах. К сожалению, очень многие рядовые бухгалтера не имеют достаточного опыта или свободного времени для этого. Поэтому чаще они сами делают ошибки в учете, чем реально помогают делать эффективнее бизнес-процессы в компании.
В качестве выхода мы предлагаем вам обращаться к профессиональным организациям, занимающимся бухгалтерской и налоговой отчетностью. Именно к таким относится ООО “ПРОГРАММЫ 93”.
Почему с нами надежнее и удобнее, чем со штатными сотрудниками?
- Вы работаете с целой командой, а не одним сотрудником. А значит любые действия дополнительно проверяются, а решения находятся быстрее и эффективнее.
- Наши проблемы не становятся вашими. Вам не нужно организовывать место, оплачивать больничные и отпуска. Если кто-то из команды заболел, вы этого даже не заметите — его тут же заменит другой сотрудник!
- У нас есть специалисты разных профилей. Юристы, специалисты по 1С — мы всесторонне подходим к бухгалтерскому учету и можем оптимизировать работу целого отдела.
Позвоните по номеру телефона, указанному на сайте, или заполните форму обратной связи, чтобы мы смогли сориентировать по точной стоимости, подобрать наилучшее решение и рассказать, как начать сотрудничество!
Управленческий учёт транспортных расходов: типичные ошибки
04.03.2013
Ольга Феклисова
Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в том, как отражать в управленческом учете транспортные расходы?
Однако на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что даже те компании, у которых управленческий учет давно уже есть, не всегда могут правильно учитывать транспортные расходы.
На самом деле все, как всегда, просто.
Правильный учет транспортных расходов зависит только от того, насколько верно или неверно вы их классифицируете. Все!
Все ошибки в управленческом учете – из-за неправильной классификации (интерпретации) тех или иных транспортных расходов, а также из-за того, что некоторые расходы, относимые на «транспортные», по сути, транспортными расходами не являются.
Самая распространенная ошибка – относить на транспортные расходы все, что так или иначе связано с транспортом, машинами, проездом, а это не так.
Запомните: не все расходы, связанные с транспортом, являются транспортными! Ниже я расскажу об этом.
Итак.
Существует всего 3 группы транспортных расходов:
- Транспортные расходы, относимые на себестоимость товара (сырья и материалов). Это все расходы, связанные с доставкой товара (сырья и материалов) от поставщика до НАШЕГО склада. Под эти расходы выделяется отдельная статья в БДДС (БДР), которая может называться, например, «Заготовка и доставка товара до склада». Эта статья детализируется на подстатьи (по тем расходам, связанным с доставкой товара до склада, которые у вас есть):
- таможенное оформление и доставка – платежи таможенным брокерам за таможенное оформление товара;
- транспортно-экспедиторские услуги — услуги сторонних транспортных компаний по доставке товара, сырья и материалов до склада;
- погрузо-разгрузочные работы – услуги сторонних транспортных компаний (или сторонних грузчиков), нанятых для погрузки-разгрузки товара на наш склад (ВНИМАНИЕ: услуги собственных грузчиков тут ни при чем. Мы им за это зарплату платим. А это уже наши расходы на персонал, а не себестоимость товара).
- хранение товара – относятся расходы по хранению товара на таможне до прохождения таможенной очистки, в т.ч. демеридж (аренда) контейнеров;
- страхование перевозки грузов – платежи сторонней страховой компании за страховку груза при его доставке до нашего склада;
- оформление логистических документов: сертификатов, свидетельств на товар, т.п., в том случае, если они увеличивают себестоимость товара;
- штрафы, плата за простой – например, штраф за простой контейнера на таможне в связи с задержкой растаможки, ложится на себестоимость той партии товара, которая в этом контейнере находится;
- прочее – прочие расходы, которые ложатся на себестоимость товара при его доставке до нашего склада, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.
А вы консультируетесь при выделении статей в управленческом учете, в частности, по расходам относимым на себестоимость, и, в частности, по транспортным, с Главным бухгалтером? Нет? Нууу… это неправильно. Поверьте мне, ваша бухгалтерия давно уже разобралась, что формирует у вас себестоимость товара (сырья, материалов), а что нет.
Так что очень рекомендую спросить Главного бухгалтера, какие транспортные расходы ОН/ОНА относит на себестоимость. И сделать в управленческом учете аналогично.
Если при доставке товара до склада используется собственный транспорт, то в управленческом учете расходы на содержание этого транспорта можно относить на себестоимость товара. Целесообразно делать это в 2-х случаях:
- если указанный собственный транспорт используется ТОЛЬКО для доставки товара до склада и больше нигде. В противном случае, сложно будет делить расходы на те, которые к себестоимости относятся и те, которые к ней отношения не имеют.
- Если экономический эффект от отнесения затрат по собственному транспорту на себестоимость выше затраченного на это времени.
Здесь также нелишним будет проконсультироваться с бухгалтерией. Зачем нам принципиальные существенные расхождения между порядком учета транспортных расходов в бухгалтерском и управленческом учете? Зачастую это вовсе неоправданно.
- Транспортные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам.
Это самая интересная группа. Чаще всего ошибки случаются при принятии решения об отнесении транспортных расходов к первой, вышерассмотренной, и к этой группе.
К коммерческим транспортным расходам относятся следующие:
- расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом до клиента,
- расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом в филиалы,
- транспортные расходы, связанные с перемещением товара со склада на склад (внутренняя доставка).
В бюджете под эти расходы можно выделить следующие статьи:
Статья «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» – без детализации на подстатьи, т.к. расходы по этой статье, как правило, не бывают слишком велики в сравнении с расходами по другим статьям.
Статья «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» с детализацией на подстатьи:
- транспортно-экспедиторские услуги — оплата услуг транспортных компаний при доставке товара до клиента. Если товар до клиента везем собственным транспортом, то расходы на содержание этого транспорта правильнее учитывать в следующей (третьей) группе статей;
- погрузо-разгрузочные работы – оплата услуг сторонних компаний или грузчиков при погрузке-разгрузке товара, доставленного клиенту или в филиал;
- экспертиза груза – оплата услуг сторонних компаний по экспертизе груза при его доставке клиенту;
- страхование перевозки грузов – оплата страхования груза при его перевозке до клиента или в филиал;
- штрафы, плата за простой – при доставке груза клиенту или в филиал;
- прочее – прочие расходы при доставке груза клиенту или в филиал, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.
Может показаться, что указанные подстатьи дублируют подстатьи, выделенные выше в статье «Заготовка и доставка товара до склада». Однако это не так!
На семинаре «Управленческий учёт: с чего начать?» я подробно рассказываю, как грамотно выделять статью БДДС. И обращаю внимание на то, что от того, в каком разделе БДДС находится статья и от того, как она называется, пользователям однозначно должно быть понятно, какие расходы на нее относить. Т.е. статья «Заготовка и доставка товара до склада» находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Оплата товаров, работ, услуг».
Статьи же «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» и «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» находятся в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности», но относятся в группе статей «Коммерческие расходы».
Неправильно относить на себестоимость транспортные расходы, перечисленные во второй группе! Это не только искажает (уменьшает) валовую прибыль, но и существенно усложняет (тормозит) расчет себестоимости. На практике это означает, что себестоимость в управленческом учете может формироваться с опозданием на месяц.
- Третья группа транспортных расходов – это расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.
Данная группа транспортных расходов находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится либо к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы». Тут уж решайте сами, в какую группу их лучше включить.
Если вы будете отделять расходы на содержание личного автотранспорта учредителей от расходов на транспорт, используемый для разъездов в служебных целях, то тогда можно включить учредителей – в группу «Административно-управленческих расходов», а разъездной – в «Коммерческие». Но принципиальной важности в том, в какую группу (АУР или коммерческих) расходов включить транспорт учредителей и разъездной нет. Поэтому чтобы не усложнять бюджет, лучше сделать одну статью «Расходы на содержание служебного автотранспорта» в разделе «Коммерческие расходы». Принципиально ВАЖНО отделить транспортные расходы, влияющие на себестоимость, от коммерческих транспортных расходов и затем от «всех остальных» транспортных расходов. И принципиально ВАЖНО «все остальные» правильно классифицировать по смысловой нагрузке дальше.
Итак, в БДДС нужна статья «Расходы на содержание служебного автотранспорта», которая может быть детализирована на следующие подстатьи:
- топливо
- расх. материалы, ремонт, ТЭО, мойка
- гаражно-стояночные услуги
- страхование, сигнализация
- прочее.
Таким образом, мы закончили с транспортными расходами.
А что делать с расходами на проезд на поезде, самолете и т.д.? – спросите вы. В какие транспортные расходы их включать?
А куда относить расходы на оплату проезда курьеров?
А куда относить расходы на оплату компенсации за проезд сотрудников, например, проездные на метро?
Все очень просто. Это все разные расходы. Расходы, связанные с транспортом, но… они никакого отношения не имеют к уже рассмотренным нами 3-м группам транспортных расходов.
Это очень важно понять! Расходы на билеты на поезд, самолет, проездные курьерам и т.д. НЕ ДОЛЖНЫ увеличивать ни одну из статей/подстатей, рассмотренных в 3-х группах. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!
Так куда же их относить?
Расходы на проезд поездом, самолетом и т.п. связаны ведь с командировками? Значит, они должны увеличивать расходы по статье «Командировочные расходы» и относиться на подстатью «проездные документы, в т.ч. проезд курьеров». В данном случае и все перемещения курьеров, связанные с разъездным характером их работы, рассматриваются как «местные командировки».
А вот если вы регулярно определенным категориям сотрудников компенсируете расходы на проезд до офиса в виде, например, оплаченного на месяц проездного на общественный транспорт, то такие расходы в управленческом учете правильно классифицировать как «Расходы на персонал». Ведь они увеличивают общие расходы компании на персонал, так? Не транспортные! А расходы на содержание персонала. Чувствуете разницу? И могут рассматриваться как элемент компенсационного («социального», как его еще называют) пакета, наряду с компенсацией расходов на мобильную связь, даже если официально у вас в компании такого пакета нет. Кстати, и с мобильной связью тоже аккуратнее. Если вы на ежемесячной основе компенсируете определенным категориям сотрудников расходы на мобильную связь в рамках установленных сумм или лимитов, то это увеличивает ваши расходы на персонал: компенсационный (социальный) пакет. А вот если вы оплачиваете сотруднику мобильную связь только во время его нахождения в командировке, то, извините, это увеличивает командировочные расходы компании.
Понятно? Еще раз. Если вы оплачиваете проездной на месяц для курьера, то эти расходы увеличивают расходы компании по статье «Командировочные расходы», которая может иметь следующие подстатьи:
- проездные документы, в т.ч. проезд курьеров
- проживание
- суточные
- моб. связь и телефонные переговоры в командировке
- прочее.
Сама статья «Командировочные расходы» находится в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Коммерческие расходы».
Если вы ежемесячно оплачиваете проездные для «льготных» категорий сотрудников, то это увеличивает ваши расходы на персонал: раздел «Расходы по основной деятельности», группа статей «Расходы на персонал» или «Социальный пакет», соответствующая статья или подстатья.
С транспортными расходами все. Вопросы можете задавать
Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре «Управленческий учёт: с чего начать?». Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.
А хотите узнать, как сократить расходы на канцтовары?
Транспортные расходы по доставке товара от продавца до покупателя относятся на себестоимость товара или на расходы по реализации товара? (Т.Иванова 30 сентября 2015 г.)
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
- Судебные решения
Т.Иванова, налоговый консультант
ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ ПО ДОСТАВКЕ ТОВАРА ОТ ПРОДАВЦА ДО ПОКУПАТЕЛЯ ОТНОСЯТСЯ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОВАРА ИЛИ НА РАСХОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА?
ТОО (А) приобретает товары на территории РК и продает на территории РК. Покупает у компании Б и продает компании В. Компания Б отдельно выставляет счет на транспортные расходы. Таким образом, товары минуя первого покупателя (А) поступает компании (В) на объект. Данные расходы для компании А будут включаться в себестоимость товара Дт 1330 Кт 3310 или являться расходами по реализации Дт 7110 К 3310?
Положения НК. Согласно пункту 5 статьи 57 Налогового кодекса «Учет ТМЗ в целях налогообложения осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Себестоимость товара в бухгалтерском учете формируется либо согласно МСФО, либо НСФО. Предприятие в своей учетной политике должно, прописать согласно каким стандартам финансовой отчетности ведет бухгалтерский учет, и от выбора компании будет зависеть формирование себестоимости товара в бухгалтерском учете.
В МСФО учет запасов регулируется стандартом МСФО (IAS) 2 «Запасы». Согласно МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.
То есть при применении МСФО или МСФО для МСБУ, включение транспортных расходов в себестоимость ТМЗ производиться вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков.
Примерами затрат, не включаемых в себестоимость запасов и признаваемых в качестве расходов в период возникновения, являются:
1) сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат;
2) затраты на хранение, если только они не требуются в процессе производства для перехода к следующей стадии производства;
3) административные накладные расходы, которые не способствуют обеспечению текущего местонахождения и состояния запасов;
4) затраты на продажу.
Перемещение товаров со склада продавца на склад покупателя является затратами на продажу запасов и не может быть включено в себестоимость данных запасов. Эти затраты признаются в качестве расходов периода.
С января 2013 года вступил в силу НСФО, в нем сказано:
Пункт 35 НСФО. Себестоимость запасов состоит из покупной цены, импортных пошлин, налогов (кроме возмещаемых).
Пункт 37 НСФО. Затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов, признаются расходами в том периоде, в котором они понесены.
Соответственно при применении НСФО, транспортные расходы, для целей бухгалтерского учета, признаются расходами периода и не включаются в себестоимость ТМЗ вне зависимости от того, приобретаются они у местных или у зарубежных поставщиков.
Выводы. Таким образом, относится ли на себестоимость товара, транспортные расходы по его доставке, зависит от того, по каким стандартам финансовой отчетности работает данная компания.
В данном случае, так как транспортные услуги, связаны с доставкой товара со склада продавца на склад покупателя, то они является затратами на продажу запасов и не могут быть включены в себестоимость данных запасов. Эти затраты признаются в качестве расходов по реализации товара как по МСФО, так и по НСФО.
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0
О прямых и косвенных расходах производства в бухгалтерском и налоговом учете мы писали в номере 5, стр. 6 «БУХ.1С» за 2016 год. В этой статье речь пойдет о расходах на продажу продукции (товаров, работ, услуг). Как учитываются транспортные расходы в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0? Отвечают эксперты 1С.
Итак, продукция выпущена, определены прямые и косвенные расходы производства. Но предприятие продолжает нести расходы, теперь уже связанные с продажей произведенной продукции. Такие расходы называются коммерческими расходами или расходами на продажу. Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг) предназначен счет 44 «Расходы на продажу» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Организации, осуществляющие промышленную и иную производственную деятельность, в составе коммерческих расходов учитывают, в частности, расходы:
- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- доставку и погрузку продукции;
- оплату услуг посреднических организаций, через которые реализовывалась готовая продукция;
- содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;
- оплату труда продавцов;
- упаковку готовой продукции;
- рекламу готовой продукции;
- представительские расходы;
- командировки сотрудников отдела сбыта;
- другие, аналогичные по назначению расходы.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, в составе расходов, связанных приобретением и продажей товаров, могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения):
- на перевозку товаров;
- на оплату труда;
- на аренду;
- на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
- по хранению и подработке товаров;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие, аналогичные по назначению расходы.
Если организация занимается исключительно торговыми операциями, то все управленческие расходы можно считать связанными с куплей-продажей товаров, и поэтому учитывать такие расходы в бухгалтерском учете также следует на счете 44. Счет 26 «Общехозяйственные расходы» организация будет задействовать только в том случае, если начнет осуществлять другие виды деятельности, связанные с производственным процессом.
Накопленные на счете 44 суммы могут списываться полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании производственные предприятия распределяют расходы на упаковку и транспортировку между видами отгруженной продукции, а торговые организации распределяют расходы на транспортировку между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Что касается налогового учета, то как правило, все коммерческие расходы (за исключением транспортных) признаются косвенными и уменьшают налогооблагаемую прибыль в момент признания расходов. В то же время, согласно требованиям главы 25 НК РФ для некоторых коммерческих расходов, принимаемых для целей налогообложения, предусмотрены ограничения их предельной величины (представительские расходы, расходы на рекламу, расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции и т. д.).
Учет транспортно-заготовительных расходов
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).
К ТЗР, например, могут относиться:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
- плата за временное хранение грузов;
- другие расходы.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).
В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).
Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:
- в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
- на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.
Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).
В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.
Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:
1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.
2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.
3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).
4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).
При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).
Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:
- включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
- учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).
Согласно статье 320 НК РФ порядок формирования стоимости приобретения товаров применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 сумму транспортных расходов по приобретенным товарам можно учесть двумя способами:
- включить в стоимость товаров (например, с помощью документа Поступление доп. расходов);
- включить в состав расходов на продажу (счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность»). При закрытии месяца, с помощью регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» выполняется списание суммы транспортных расходов в части реализованных товаров на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения». Необходимым условием для автоматического расчета суммы списания является выбор значения реквизита Вида расходов (НУ) как Транспортные расходы при поступлении услуг.
Для учета транспортных расходов никаких специальных настроек регистра сведений Учетная политика выполнять не требуется.
Рассмотрим пример, в котором организация учитывает транспортные расходы в составе издержек обращения. Для упрощения восприятия все суммы в примере указаны без учета НДС.
Пример 1
Организация ООО «Новый интерьер» (применяет ОСНО, метод начисления, положения ПБУ 18/02). Одним из видов деятельности ООО «Новый интерьер» является оптовая торговля. Начиная с 2016 года, согласно учетной политике организации, стоимость транспортных расходов не включается в фактическую стоимость товаров, а относится на издержки обращения. На начало 2016 года остатка транспортных расходов нет, а на складе имеется остаток товаров на сумму 80 000,00 руб.
В январе 2016 года ООО «Новый интерьер» были осуществлены следующие хозяйственные операции:
- приобретены товары у поставщика — 120 000, руб.;
- товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 20 000,00 руб.;
- покупателям реализованы товары, их себестоимость — 92 000,00 руб.;
- покупателям отгружены товары без перехода права собственности, их себестоимость — 12 000,00 руб.
В феврале 2016 года ООО «Новый интерьер» осуществило следующие хозяйственные операции:
- приобретены товары у поставщика — 80 000, руб.;
- товары доставлены транспортной компанией до склада ООО «Новый интерьер», стоимость услуг по доставке — 11 760,00 руб.;
- покупателям реализованы товары (с учетом отгруженных в январе без перехода права собственности), их общая себестоимость — 72 000, 00 руб.
Операции по поступлению товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Покупки). В результате проведения документов вида Поступление товаров формируются проводки:
Дебет 41.01 Кредит 60.01 — на стоимость товара без НДС; Дебет 19.03 Кредит 60.01 — на сумму НДС по поступившему товару.
Операции по поступлению услуг по доставке приобретенных товаров регистрируются в учетной системе документом Поступление (акт, накладная) с видом операции Услуги (рис. 1).
Рис. 1. Поступление услуг по доставке товаров
При заполнении табличной части документа особое внимание следует обратить на заполнение поля Счета учета. Для автоматического расчета суммы списания транспортные расходы необходимо учитывать по статье затрат с видом расхода Транспортные расходы (рис. 2). Значение вида расхода выбирается из предопределенного списка Виды расходов (НУ).
Рис. 2. Выбор статьи затрат для учета транспортных расходов
В результате проведения документа Поступление услуг будут сформированы проводки:
Дебет 44.01 Кредит 60.01 — на стоимость транспортных услуг без НДС; Дебет 19.04 Кредит 60.01 — на сумму НДС по транспортным услугам.
Если доставка осуществляется силами поставщика товаров, то операции по поступлению товаров и транспортных услуг можно регистрировать в одном документе Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары, услуги, комиссия.
Напоминаем, что в учетной системе реализация товаров в оптовой торговле регистрируется документом Реализация (акт, накладная) с видом операции Товары (раздел Продажи). Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная). В результате проведения документа Реализация (акт, накладная) будут сформированы проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 41.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.
Чтобы операции по отгрузке товаров без перехода права собственности были доступны пользователю, необходимо включить соответствующую функциональность программы (раздел Главное). На закладке Торговля должен быть установлен флаг Отгрузка без перехода права собственности. Чтобы у пользователя была возможность начислять НДС по отгрузке без перехода права собственности, нужно установить одноименный флаг в регистре сведений Учетная политика на закладке НДС.
Для отражения операций по отгрузке товара без перехода права собственности нужно использовать документ Реализация (акт, накладная) с видом операции Отгрузка без перехода права собственности. В результате проведения документа будут сформированы проводки:
Дебет 45.01 Кредит 41.01 — на себестоимость отгруженного товара; Дебет 76.ОТ Кредит 68.02 — на сумму НДС, начисленного при отгрузке товара.
Субсчет 76.ОТ «НДС, начисленный по отгрузке» предназначен для обобщения информации о расчетах по суммам налога на добавленную стоимость, начисленных по факту отгрузки без перехода права собственности.
После того как все хозяйственные операции в январе 2016 года отражены в учетной системе, сформируем оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41.01 «Товары на складах» и 45.01 «Товары отгруженные» и посмотрим остатки товаров на конец января. Конечное сальдо по счету 41.01 составляет 96 000, 00 руб., а конечное сальдо по счету 45.01 составляет 12 000,00 руб.
Теперь можно рассчитать сумму транспортных расходов, которая спишется на издержки обращения. Для автоматического списания прямых расходов по товарам, проданным в течение месяца, предназначена регламентная операция с видом Закрытие счета 44 «Издержки обращения». Эта регламентная операция включена в обработку Закрытие месяца (раздел Операции).
В результате проведения операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» часть транспортных расходов, учтенных на счете 44.01, списывается на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения».
Рассмотрим подробно, каким образом в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 выполняется расчет в соответствии со статьей 320 НК РФ:
- сумма прямых расходов на начало января и сумма прямых расходов, осуществленных в январе, составляет 20 000,00 руб. (0,00 руб. + 20 000,00 руб.);
- стоимость приобретения товаров, реализованных в январе, и стоимость приобретения остатка товаров на конец января составляет 200 000,00 руб. (92 000,00 руб. + 96 000,00 руб. + 12 000,00 руб.);
- рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец января: 20 000,00 руб. / 200 000,00 руб. х 100 = 10,00 %;
- сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в январе товары, составляет 9 200,00 руб. (92 000,00 руб. х 10,00 %);
- сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 10 800,00 руб. (108 000,00 руб. х 10,00 %).
Расшифровку расчета транспортных расходов за январь можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (рис. 3).
Сальдо на конец января по счету 44.01 соответствует остатку ТЗР, указанному в справке-расчете (10 800,00 руб.). Транспортные расходы списываются одинаково и в бухгалтерском, и в налоговом учете, поэтому разниц не возникает.
В феврале ООО «Новый интерьер» продолжает осуществлять покупку и продажу товаров. Реализован и товар, отгруженный без перехода права собственности. Эта операция выполняется документом Реализация отгруженных товаров (раздел Продажи). В результате проведения документа сформируются бухгалтерские проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 45.01 — на себестоимость реализованного товара; Дебет 62.01 Кредит 90.01.1 — на сумму выручки от реализации товара; Дебет 90.03 Кредит 76.ОТ — на сумму НДС, начисленного с выручки от реализации товара.
Сальдо на конец февраля по счету 41.01 составляет 116 000, 00 руб., а счет 45.01 остатка на конец февраля не имеет.
Рассмотрим теперь, каким образом выполняется расчет списания ТЗР в феврале при выполнении регламентной операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения»:
- сумма прямых расходов на начало февраля и сумма прямых расходов, осуществленных в феврале, составляет 22 560,00 руб. (10 800,00 руб. + 11 760,00 руб.);
- стоимость приобретения товаров, реализованных в феврале, и стоимость приобретения остатка товаров на конец февраля составляет 188 000,00 руб. (72 000,00 руб. + 116 000,00 руб.);
- рассчитывается средний процент как отношение прямых расходов к стоимости приобретения реализованных товаров с учетом остатка на конец февраля: 22 560,00 руб. / 188 000,00 руб. х 100 = 12,00 %;
- сумма прямых расходов, приходящаяся на реализованные в феврале товары, составляет 8 640,00 руб. (72 000,00 руб. х 12,00 %);
- сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, составляет 13 920,00 руб. (116 000,00 руб. х 12,00 %).
Расшифровку расчета транспортных расходов за февраль можно посмотреть в отчете Справка-расчет транспортных расходов (см. рис. 3).
Рис. 3. Справка-расчет транспортных расходов за январь-февраль
При этом не образуется разниц между данными бухгалтерского и налогового учета.
Сформируем и автоматически заполним налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2016 года (условно считаем, что оборотов в марте нет). На рисунке 4 представлены строки 010-040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@). Отраженная по строке 020 сумма прямых расходов налогоплательщика, осуществляющего оптовую торговлю, составляет 181 840 руб.
Рис. 4. Фрагмент Приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль
Кнопка Расшифровать позволяет получить расшифровку значения, указанного в выделенной строке. В строку 020 попадает:
- отраженная по сроке 030 стоимость реализованных покупных товаров (164 000 руб.);
- оборот по дебету счета 90.07 по данным налогового учета в корреспонденции со счетами затрат по статьям вида Транспортные расходы (17 840 руб.).
Двойным кликом мыши по строкам, указанным в расшифровке, можно получить детализированный отчет (обороты счета) данных налогового учета по объектам аналитики.
Используя настройки отчета для сравнения можно подключить и данные бухгалтерского учета, а также сведения о постоянных и временных разницах.
ИС 1С:ИТС
Подробнее см. в «Справочнике хозяйственных операций. 1С:Бухгалтерия 8» в разделе «Бухгалтерский и налоговый учет»:
- об учете транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в составе расходов на продажу ;
- об учете транспортно-заготовительных расходов при смене учетной политики.
Транспортные расходы в бухгалтерском учете
Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.
Что включают в себя транспортные расходы?
Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:
- Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
- Траты на доставку продукции клиентам.
- Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).
Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.
ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.
К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.
Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):
- созданные предприятием;
- купленные по соответствующему договору;
- купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
- объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).
Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.
Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.
Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.
К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.
Перевыставление ТР покупателю
Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.
Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:
- Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
- Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.
Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.
Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:
- Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
- Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
- Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
- Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.
ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.
Пример расчетов и проводок
Предприятие имеет такие показатели:
- Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
- Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
- Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
- Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
- Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.
Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:
Проводки будут следующими:
- ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
- ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
- ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Резюме
- Учет транспортных расходов важен для управления компанией.
- Он необходим также при налоговой проверке.
- Позволяет получить всю полноту информации о проводимых операциях.
- Для учета требуется произвести все необходимые расчеты, зафиксировать результаты в бухучете при помощи проводок.