Территориально административное деление

ФИАС по муниципальному делению

II. Правила написания адресообразующих элементов
4. Субъект Российской Федерации.
Порядок заполнения дополняется актуальным перечнем кодов субъектов Российской Федерации, используемых в автоматизированных информационных системах ФНС России и ее территориальных органах, в соответствии с которым заполняется поле «код» при написании адресообразующих элементов.
5. Муниципальный район — 1; городской округ — 2; внутригородская территория города федерального значения — 3.
В поле «вид» проставляется соответствующее цифровое значение.
В поле «наименование» указывается наименование соответствующего вида муниципального образования.
6. Городское поселение — 1, сельское поселение — 2, межселенная территория в составе муниципального района — 3; внутригородской район городского округа — 4.
В поле «вид» проставляется соответствующее цифровое значение.
В поле «наименование» указывается наименование соответствующего вида муниципального образования.
В случае указания в поле «вид» значения 3, поле «наименование» заполняется при наличии наименования межселенной территории в составе муниципального района.
7. Населенный пункт (город деревня, село и прочее).
В поле «вид» указывается сокращенное наименование вида населенного пункта.
В поле «наименование» указывается наименование соответствующего населенного пункта.
8. Элемент планировочной структуры.
В поле «тип» указывается сокращенное наименование типа элемента планировочной структуры.
В поле «наименование» указывается наименование соответствующего типа элемента планировочной структуры.
9. Элемент улично-дорожной сети.
В поле «тип» указывается сокращенное наименование типа элемента улично-дорожной сети.
В поле «наименование» указывается наименование соответствующего типа элемента улично-дорожной сети.
10. Земельный участок.
Указывается номер земельного участка.
11. Здание / сооружение / объект незавершенного строительства.
В поле «тип» указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
В поле «номер» указывается номер соответствующего типа элемента объекта адресации.
При наличии в структуре адреса объекта адресации одновременно нескольких типов элементов объектов адресации (строение, сооружение, корпус, литер и прочее) последовательно указываются тип и наименование всех имеющихся элементов данного адреса.
12. Помещение в пределах здания, сооружения / машино-место.
В поле «тип» указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
В поле «номер» указывается номер соответствующего типа элемента объекта адресации.
13. Помещение в пределах квартиры.
В поле «тип» указывается сокращенное наименование типа элемента объекта адресации.
В поле «номер» указывается номер соответствующего элемента объекта адресации.
14. Адресообразующие элементы, указанные в пунктах 4 — 6 настоящих Правил, при написании адреса являются обязательными.
Иные адресообразующие элементы указываются при написании адреса при их наличии в структуре данного адреса.

Административно-территориальное деление России

Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений.

Субъекты Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.

Большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области).
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа.

На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами

Субъектами федерации являются:

  • республики
  • края
  • области
  • города федерального значения
  • автономная область
  • автономные округа.

Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Республики Российской Федерации

Республики

Площадь
(км2)

Административный центр

Республика Адыгея

Майкоп

Республика Алтай

92 903

Горно-Алтайск

Республика Башкортостан

142 947

Уфа

Республика Бурятия

351 334

Улан-Удэ

Республика Дагестан

50 270

Махачкала

Республика Ингушетия

Магас

Кабардино-Балкарская Республика

12 470

Нальчик

Республика Калмыкия

74 731

Элиста

Карачаево-Черкесская Республика

14 277

Черкесск

Республика Карелия

180 520

Петрозаводск

Республика Коми

416 774

Сыктывкар

Республика Крым

20 081

Симферополь

Республика Марий Эл

23 375

Йошкар-Ола

Республика Мордовия

26 128

Саранск

Республика Саха (Якутия)

3 083 523

Якутск

Республика Северная Осетия – Алания

Владикавказ

Республика Татарстан

67 847

Казань

Республика Тыва

168 604

Кызыл

Удмуртская Республика

42 061

Ижевск

Республика Хакасия

61 569

Абакан

Чеченская Республика

15 647

Грозный

Чувашская Республика

18 343

Чебоксары

Края Российской Федерации

Края

Площадь
(км2)

Административный центр

Алтайский край

167 996

Барнаул

Забайкальский край

431 892

Чита

Камчатский край

464 275

Петропавловск-Камчатский

Краснодарский край

75 485

Краснодар

Красноярский край

2 366 797

Красноярск

Пермский край

160 236

Пермь

Приморский край

164 673

Владивосток

Ставропольский край

66 160

Ставрополь

Хабаровский край

787 633

Хабаровск

Области Российской Федерации

Области

Площадь
(км2)

Административный центр

Амурская область

361 913

Благовещенск

Архангельская область

589 913

Архангельск

Астраханская область

49 024

Астрахань

Белгородская область

27 134

Белгород

Брянская область

34 857

Брянск

Владимирская область

29 084

Владимир

Волгоградская область

112 877

Волгоград

Вологодская область

144 527

Вологда

Воронежская область

52 216

Воронеж

Ивановская область

21 437

Иваново

Иркутская область

774 846

Иркутск

Калининградская область

15 125

Калининград

Калужская область

29 777

Калуга

Кемеровская область

95 725

Кемерово

Кировская область

120 374

Киров

Костромская область

60 211

Кострома

Курганская область

71 488

Курган

Курская область

29 997

Курск

Ленинградская область

83 908

Санкт-Петербург

Липецкая область

24 047

Липецк

Магаданская область

462 464

Магадан

Московская область

44 379

Москва

Мурманская область

144 902

Мурманск

Нижегородская область

76 624

Нижний Новгород

Новгородская область

54 501

Великий Новгород

Новосибирская область

177 756

Новосибирск

Омская область

141 140

Омск

Оренбургская область

123 702

Оренбург

Орловская область

24 652

Орёл

Пензенская область

43 352

Пенза

Псковская область

55 399

Псков

Ростовская область

100 967

Ростов-на-Дону

Рязанская область

39 605

Рязань

Самарская область

53 565

Самара

Саратовская, область

101 240

Саратов

Сахалинская область

87 101

Южно-Сахалинск

Свердловская область

194 307

Екатеринбург

Смоленская область

49 779

Смоленск

Тамбовская область

34 462

Тамбов

Тверская область

84 201

Тверь

Томская область

314 391

Томск

Тульская область

25 679

Тула

Тюменская область

1 464 173

Тюмень

Ульяновская область

37 181

Ульяновск

Челябинская область

88 529

Челябинск

Ярославская область

36 177

Ярославль

Автономные округа и автономная область

Автономные округа и область

Площадь
(км2)

Административный центр

Ненецкий автономный округ

176 810

Нарьян-Мар

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

534 801

Ханты-Мансийск

Чукотский автономный округ

721 481

Анадырь

Ямало-Ненецкий автономный округ

769 250

Салехард

Еврейская автономная область

36 266

Биробиджан

Города федерального значения

Города федерального значения

Площадь
(км2)

Административный центр

Москва

Москва

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Севастополь

Севастополь

Карта «Федеративное устройство России»

Migalkin, Федеративное устройство России, March 2014, commons.wikimedia.org

Федеральные округа

Федеральные округа Российской Федерации созданы в соответствии с Указами президента России.

Федеральный округ России не является субъектом федерации или какой-либо конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе не обладает никакими конституционными полномочиями — он является представителем Президента и сотрудником администрации Президента.

Название округа

Административный
центр

Кол-во
субъектов РФ

Площадь
(тыс. км2)

Центральный федеральный округ

Москва

652, 8

Южный федеральный округ

Ростов-на-Дону

416, 84

Северо-Западный федеральный округ

Санкт-Петербург

1 677, 9

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровск

6 215, 9

Сибирский федеральный округ

Новосибирск

5 114, 8

Уральский федеральный округ

Екатеринбург

1 788, 9

Приволжский федеральный округ

Нижний Новгород

1 038

Северо-Кавказский федеральный округ

Пятигорск

172, 36

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

Определить ОКТМО по ОКАТО

kod-x.ru/polza

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:
1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;
3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;
6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:
1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;
9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

Информация об установленных хозяйствующим субъектам кодах общероссийских классификаторов, включая коды ОКТМО, размещена на Интернет-портале Росстата по адресу: websbor.gks.ru/online

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

Сервис предназначен для контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.
Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов

Район

Субъекты РФ

Площадь,
тыс. км²

1. Центральный

1. Брянская область

2. Владимирская область

3. Ивановская область

4. Калужская область

5. Костромская область

6. Московская область

7. Орловская область

8. Рязанская область

9. Смоленская область

10. Тверская область

11. Тульская область

12. Ярославская область

13. Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1. Белгородская область

2. Воронежская область

3. Курская область

4. Липецкая область

5. Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1. Республика Бурятия

2. Республика Тыва

3. Республика Хакасия

4. Забайкальский край

5. Красноярский край

6. Иркутская область

4. Дальневосточный

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Мурманская область

6. Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1. Республика Адыгея

2. Республика Дагестан

3. Республика Ингушетия

4. Кабардино-Балкарская Республика

5. Карачаево-Черкесская Республика

6. Республика Крым

7. Республика Северная Осетия — Алания

8. Чеченская Республика

9. Краснодарский край

10. Ставропольский край

11. Ростовская область

12. Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1. Ленинградская область

2. Новгородская область

3. Псковская область

4. Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1. Республика Калмыкия

2. Республика Татарстан

3. Астраханская область

4. Волгоградская область

5. Пензенская область

6. Самарская область

7. Саратовская область

8. Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1. Республика Башкортостан

2. Республика Удмуртия

3. Пермский край

4. Курганская область

5. Оренбургская область

6. Свердловская область

7. Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1. Республика Марий Эл

2. Республика Мордовия

3. Чувашская Республика

4. Кировская область

5. Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1. Республика Алтай

2. Алтайский край

3. Кемеровская область

4. Новосибирская область

5. Омская область

6. Томская область

7. Тюменская область

8. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9. Ямало-Ненецкий автономный округ

Особая экономическая зона

1. Калининградская область

15,1

Часовые зоны России

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Муниципально-территориальное устройство

Муниципально-территориальное устройство включает деление территории субъектов РФ на муниципальные образования и их соотношение между собой (муниципально-территориальное деление), а также процедуры образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ, регистрации муниципальных образований (муниципально-территориальный процесс). Муниципально-территориальное деление выражает статику муниципально-территориального устройства субъектов РФ, а муниципально-территориальный процесс – его динамику.

Муниципально-территориальное деление имеет двухуровневую структуру. На первом уровне – городские и сельские поселения. На втором – муниципальные районы, включающие в свой состав граничащие между собой муниципальные образования первого уровня. Наличие обоих уровней обязательно. Исключением из этого общего правила являются городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.

Городские округа не входят в состав муниципальных районов. Они соединяют в своей компетенции полномочия городского поселения и муниципального района, находясь в муниципально-территориальном делении на одном уровне с муниципальными районами. Но в отличие от муниципальных районов городские округа не делятся на более мелкие муниципальные образования, сохраняя единство территории и управления.

Внутригородские муниципальные образования образуются на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), имеющих статус субъектов РФ. Так, законом г. Москвы от 15.10.2003 № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве» установлены наименования и определены границы 125 внутригородских муниципальных образований. Федеральное законодательство не предусматривает образование в городах федерального значения иных видов муниципальных образований, кроме внутригородских муниципальных образований. Не предусматривает оно и деление на виды собственно внутригородских муниципальных образований. Однако, как представляется, Москва и Санкт-Петербург вправе образовывать на своей территории муниципальные образования разного уровня, из которых одни входили бы в состав других. Очевидно, что в современных условиях для указанных городов, в том числе исходя из задач обеспечения единства управления, более удобно первоначальное деление их территории на административные единицы (районы, округа), имеющие статус государственно-территориальных единиц, в составе которых выделяются внутригородские муниципальные образования.

Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы не означает подчинения первых вторым. Все муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельны. Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровня. Законодатель постарался наделить городские, сельские поселения, с одной стороны, и муниципальные районы, с другой стороны, разными задачами. Если городские, сельские поселения решают вопросы поселенческого уровня, то муниципальные районы призваны решать вопросы межпоселенческого значения.

Двухуровневая структура сложилась исторически. В советское время территория деятельности вышестоящих советских органов включала территорию нижестоящих органов. Скажем, территория районного совета разделялась на территории городских, сельских, поселковых советов. С переходом в начале 90-х гг. прошлого века от советской системы организации местной власти к современному местному самоуправлению данный подход был сохранен. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ предусматривал возможность образования наряду с муниципальными образованиями городских, сельских поселений муниципальных образований районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов).

Широко распространено мнение, что для местного самоуправления предпочтительней поселенческая модель территориальной организации. В идеале это так. Однако надо учитывать еще исторические, социально-экономические, политические условия выбора той или иной территориальной модели. Сохранение в России районного уровня управления задается необходимостью обеспечения управляемости, недопущения явных перекосов в развитии разных территорий, в частности городских и сельских поселений, концентрации скудных материально-финансовых ресурсов. Если десятилетиями объекты социально-экономической инфраструктуры сосредоточивались в районных центрах, то устранение районного звена управления способно привести к диспропорциям развития муниципальных образований городских (центры административных районов) и сельских поселений.

Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, не абсолютизировал двухуровневую структуру. На его основе одни субъекты РФ сделали ставку на поселения, исключив районный уровень муниципальной власти (например, Курганская, Новосибирская, Оренбургская, Тюменская области). Необходимость сохранения управленческого звена на районном уровне субъекты РФ, сделавшие выбор в пользу поселенческих муниципальных образований, обеспечивали за счет образования в районах своих местных государственных органов: только исполнительных, например, как в Тюменской области, или как исполнительных, так и представительных (Саха (Якутия), Удмуртия). Другие субъекты РФ использовали двухуровневую структуру местного самоуправления, имея в разной пропорции районные и поселенческие муниципальные образования (Свердловская, Челябинская область и др.).

Со временем большей привлекательностью стала пользоваться двухуровневая модель местного самоуправления. Ряд субъектов РФ, первоначально установивших поселенческую модель самоуправления, предприняли попытку отказаться от поселенческих муниципальных образований и перейти к формированию исключительно районных муниципальных образований. Главная причина подобного устремления – финансово-экономическая и материальная несостоятельность мелких территорий в условиях мобилизационно-догоняющей экономики. Что касается субъектов РФ, идущих по пути образования в районах местных государственных органов вместо районных муниципальных образований, то они вынуждены были от этой практики отказаться. Сохранение района (города субъектного значения) как звена государственного управления было бы эффективным, если бы эти территории имели собственный бюджет, свою полноценную налоговую базу. Однако БК не предусматривал и не предусматривает иных бюджетных территорий, кроме Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Налоговое законодательство также не предусматривает возможность установления самостоятельных налогов в рамках местного государственного управления. По мнению КС РФ, субъекты РФ вправе вводить на территории конкретных административно-территориальных образований, на уровне тех же районов, налоги и сборы, но только те, что отнесены федеральным налоговым законодательством к налогам и сборам субъектов РФ (см. Определение КС РФ от 04.02.1999 № 1-6 «О прекращении производства по делу о проверке конституционности ряда положений конституции Республики Хакасия, Закона Республики Хакасия “Об органах власти района, города республиканского значения в Республике Хакасия” и Закона Республики Хакасия “О Правительстве Республики Хакасия” в связи с запросом Верховного Суда Республики Хакасия»), Экономическая целесообразность такого шага и его правовая возможность сомнительны. В конечном итоге и эта группа субъектов РФ оказалась перед необходимостью замены в районном звене местных государственных органов органами местного самоуправления.

Вступление в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ заставило все субъекты РФ иметь как поселенческий, так и районный уровень муниципальной власти на всей их территории. Некоторые субъекты РФ (например, Свердловская область) обходят это требование за счет образования вместо районов городских округов, в отдельных населенных пунктах которых городские и сельские поселения не создаются.

Субъекты РФ разделены не только на муниципальные образования, но и на административно-территориальные единицы, названия которых зачастую близки названиям муниципальных образований или даже совпадают с ними, что создает трудности для правоприменителя. Так, есть муниципальные районы и административные районы, городские, сельские поселения как муниципальные образования и города, села как населенные пункты, т.е. элементы административно-территориального устройства субъектов РФ. Все еще более запутывается, когда городские поселения, городские округа, будучи муниципальными образованиями, в своих названиях используют слово «город». Есть процедуры образования, преобразования, упразднения муниципальных образований и есть аналогичные процедуры, применяемые по отношению к административно-территориальным единицам. Схожа структура административно-территориального и муниципально-территориального деления. В административном устройстве также, как правило, имеются два уровня. Территория субъектов РФ первоначально разделяется на административные районы и приравненные к ним города субъектного значения. Районы в свою очередь делятся на сельсоветы (сельские округа, волости) и городские населенные пункты районного значения. Вопросы как административно-территориального, так и муниципально-территориального устройства относятся в основном к компетенции субъектов РФ, что также наводит на размышление о необходимости субъектам РФ дважды делить свою территорию.

Прежде всего обратим внимание на разную нацеленность административно-территориального и муниципально-территориального устройства. Первое имеет целью обеспечение эффективного государственного управления. Второе призвано создать удобные пространственные пределы для осуществления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти и отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

В силу сказанного первичным является деление территории субъектов РФ на административно-территориальные единицы. Деление их территории на муниципальные образования проводится с учетом имеющегося административно-территориального деления. Однако территории и границы муниципальных образований и административно-территориальных единиц могут не совпадать. В границах административного района теоретически могут действовать, допустим, два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то включение в состав городского муниципального образования новых территорий не означает обязательно изменения границ города. Также при совпадении границ муниципального и административного районов изменение границ муниципального района не меняет обязательно границ административного района и наоборот.

В то же время Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ не отрывает полностью территориальную организацию местного самоуправления от административно-территориального деления. Так, объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Например, границы поселений должны устанавливаться таким образом, чтобы территории включаемых в них населенных пунктов полностью входили в их состав.

Так, ВС РФ, рассмотрев гражданское дело по заявлению администрации г. Волгограда о признании недействующим приказа Минрегиона России от 25.03.2005 № 34 «Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области», в части установления границ между городским округом город-герой Волгоград и муниципальными образованиями Городищенского и Светлоярского районов Волгоградской области и включения поселков Горный, Гули Королевой, Водный, Майский в черту муниципального образования Городищенского района Волгоградской области, в частности, установил, что утвержденные приказом границы пересекают существующие улицы г. Волгограда (Довженко, 40 лет ВЛКСМ, ул. Дачная, ул. Колесная, ул. им. Куйбышева). В результате этого часть улицы является территорией города, а часть – территорией Светлоярского района. Суд также установил, что утвержденные оспоренным приказом границы муниципальных образований пересекают промплощадку ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», очистные сооружения ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Каустик», ООО «Рассвет», ООО «Возрождение-М», производственную базу ООО «Сигмар», что является нарушением ст. 84 ЗК. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 84 ЗК черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, а значит, не может пересекать их. В итоге ВС РФ удовлетворил заявление администрации г. Волгограда (см. решение ВС РФ от 15.03.2006 № ГКПИ06-172).

Закрепление в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ как обязательной двухуровневой структуры территорий местного самоуправления, в основном совпадающей со структурой административно-территориального деления, привело к потере значимости в субъектах РФ законодательства об административно-территориальном устройстве в части определения статуса, порядка образования, преобразования таких единиц, как административные районы и сельсоветы. Первые «выжимаются» муниципальными районами, городскими округами, вторые – сельскими поселениями. Указанные административные единицы перестали быть ведущими центрами государственного управления (в них отсутствуют государственные органы общей компетенции, а для иных государственных органов они значимы в основном как границы юрисдикции последних). В то же время названные территориальные уровни являются узловыми в области муниципального управления. Требуется, следовательно, уточнить задачи правового регулирования муниципально-территориального и административно-территориального устройства и соотношение соответствующих законодательных разделов.

Административная территория

Смотреть что такое «Административная территория» в других словарях:

  • ТЕРРИТОРИЯ — (лат. territorium, от terra земля). Все земли государства, города или какого либо ведомства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРРИТОРИЯ земля, область, принадлежащая известному государству; в Сев.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Территория (многопользовательская онлайн-игра) — «Территория» Разработчик IT Territory Издатель IT Territory Дата выпуска 12 апреля 2004 года Жанр BBMMORPG Возрас … Википедия

  • ТЕРРИТОРИЯ — англ. territory; нем. Territorium. 1. Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними с определенными границами. 2. В нек рых государствах особые административные округа. 3. Особая административная единица … Энциклопедия социологии

  • Территория (значения) — Территория (от лат. territorium) может означать: Территория земельное пространство с определёнными границами. Территория административная единица. В США, Канаде и некоторых других федеративных государствах: особый… … Википедия

  • Территория Российской империи по состоянию на 1914 год — Карта Российской империи 1912 года К 1914 году протяжённость территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 вёрст (467 … Википедия

  • территория — 1) наименование любой части поверхности суши; может относиться к любому таксону пространственной иерархии – ареалу, городу, району и т. п. В то же время это эмпирическое выражение абстрактного понятия пространства. Территория обладает свойством… … Географическая энциклопедия

  • ТЕРРИТОРИЯ — англ. territory; нем. Territorium. 1. Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними с определенными границами. 2. В нек рых государствах особые административные округа. 3. Особая административная единица … Толковый словарь по социологии

  • Территория действия — Может быть установлена для лицензионного договора по соглашению сторон в пределах территории действия патента, т.е. на территории Российской Федерации это может быть область, район, край, регион или любая другая официально признанная… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

  • Унгава (территория) — У этого термина существуют и другие значения, см. Унгава. Унгава (фр. Le district de l Ungava) административная территория (дистрикт), выделенная в 1895 1912 в ходе британской колонизации Канады. Долгое время рассматривалась как часть так.… … Википедия

  • Комитат (административная единица) — У этого термина существуют и другие значения, см. Комитат. Карта комитатов Венгерского королевства ок. 1880 г … Википедия

Чем отличается городской округ от муниципального района?

Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

  • Более 1800 муниципальных районов.
  • Более 500 городских округов.
  • 3 городских округа с внутригородскими районами.

По большому счету, муниципальные районы и городские округа – это прежние районы области и отдельные города, но есть и важные отличия. Реформа самоуправления окончательно утверждает разделение власти на исполнительную и представительскую, чего в советской системе не могло быть в принципе (совет фактически соединяет в себе обе ветви).

Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

Что такое муниципальный район?

Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

Муниципальный район

Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

Полномочия управляющих органов муниципального района

К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

Администрации муниципальных районов также несут ответственность за состояние дорожной сети, ее ремонт и содержание, утилизирует или перерабатывает бытовые и прочие отходы, отвечает за снабжение населения электричеством и газом, имеет право заниматься опекой и попечительством, учреждать музеи местного значения.

В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

Что такое городской округ?

В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу, один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

Городской округ

Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *