СЗВ м штраф

Содержание

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году и порядок их взыскания

Федеральный Закон №27 про индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования определяет размер штрафных санкций, которые грозят каждому работодателю, несвоевременно или не в полном объеме подавшему информацию персонифицированного характера о работающих у него сотрудниках в Пенсионный фонд. Размер штрафа при срыве сроков подачи формы СЗВ-М составляет 500 рублей за каждого работника.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году грозят не только непосредственно организации, под штрафные санкции рискует попасть также руководитель или иное должностное лицо, которое отвечает за своевременную подачу отчетности, а также предоставление полной и достоверной информации. В подобном случае размер штрафа может составлять от 300 до 500 рублей.

Российское законодательство не предусматривает какого-либо рода смягчающих обстоятельств, которые бы оправдали страхователя, не подавшего вовремя отчет. Однако, это не означает, что на практике не может быть найдено рычагов, позволяющих уменьшить штраф.

Во-первых, не каждый сотрудник ПФР станет начислять штраф работодателю, который самостоятельно обнаружил и устранил неточности в поданном отчете. Во-вторых, за компанией всегда остается право обратиться в судебную инстанцию для уменьшения размера наложенных на нее санкций.

Новая форма сведений о застрахованных лицах

Форма СЗВ-М представляет собой бланк, включающий информацию по персонифицированному учету сотрудников. Начиная с апреля 2020 года, данный документ был введен для заполнения всеми работодателями, которые используют труд нанятых штатных и внештатных работников. Подается отчет в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации организации.

Важно отметить, что в 2020 году произошли некоторые изменения, которые касаются подачи отчетности компаниями-нанимателями. С этого года контроль за страховыми взносами, кроме тех, которые выплачиваются «на травматизм», осуществляется Федеральной Налоговой службой. Однако, это никак не повлияло на сдачу отчета СЗВ-М, который, как и прежде, должен каждый месяц подаваться в ПФР.

Скачать образец формы СЗВ-М

В текущем году не был утвержден новый бланк, поскольку изменений в законодательстве, требующих внесения корректив в форму, не произошло. Исходя из этого, работодатели продолжают использовать отчет, который был утвержден постановлением Пенсионного фонда под номером 83 в феврале 2020 года.

Назначение бланка

В 2020 году Российское Правительство приняло антикризисные меры, в результате чего была введена новая статья в закон федерального значения про страховые пенсии. Данная статья установила иной порядок, по которому выплачивается пенсия пенсионерам, которые продолжают работать.

Согласно обновленным положениям закона, страховая пенсия в период работы особы, вышедшей на заслуженный отдых, не подлежит проведению ежегодной индексации. Сразу после увольнения человека запрет на проведение индексации снимается.

Форма отчета СЗВ-М была введена Пенсионным фондом для того, чтобы проводить ежемесячный мониторинг информации про работающих пенсионеров. Это позволяет своевременно решать вопрос с отменой или возобновлением индексации пенсии. Более того освобождает человека от обязанности самостоятельно обращаться в ПФР для предоставления подобного рода информации о себе — за него это должен делать работодатель.

Несмотря на это, за пенсионером остается право подать в подразделение Пенсионного фонда личное заявление про факт увольнения с работы, чтобы ускорить процесс проведения индексации его пенсии, которая положена после прекращения трудовых отношений.

Сроки сдачи документа

С 2020 года начали действовать новые термины для подачи отчета по форме СЗВ-М. С этого времени работодателю дается больше времени на подготовку и предоставление отчетности. Если в прошлом году граничным сроком подачи было включительно 10 число, следующего за отчетным, месяца, то сегодня наниматель имеет на 5 дней больше, то есть сдать форму следует до 15 числа следующего месяца.

Не существует никаких законодательных запретов на досрочную подачу отчета. Это означает, что работодатель может подготовить и подать его еще до окончания отчетного периода.

Однако, в этом вопросе лучше не торопиться, поскольку даже в последний день уходящего месяца в организацию может быть принят новый сотрудник. В результате придется подавать СЗВ-М повторно, при чем это уже будет уточняющая форма. В противном случае не удастся избежать штрафных санкций.

Должен ли ИП сдавать СЗВ-М? Ответ с пояснениями можно прочитать в нашей статье.

Скачать бланк РСВ-1 за 2020 год можно по этой .

У многих работодателей возникает вопрос, что делать, если последний день сдачи отчета – это выходной день. В таком случае действуют общие для подобного рода отчетности правила: происходит смещение сроков на первый рабочий день, который идет за выходным. Например, при сдаче отчета за март 2020 года срок был перенесен на 17 апреля, поскольку 15 и 16 апреля – нерабочие дни (суббота и воскресенье).

Виды ответственности

В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:

  • Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
  • Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;
  • Бюджетный кодекс России;
  • правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.

Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М. В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их.

Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.

В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.

Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году

Согласно правительственному постановлению №83 форма СЗВ-М, начиная с апреля прошлого года, должна подаваться в территориальные подразделения Пенсионного фонда. Сдавать ее следует всем страхователям: и организациям, и частным предпринимателям, которые имеют наемных сотрудников и производят выплату заработной платы и других вознаграждений в их пользу.

В законе №27 предусмотрена ответственность, которая ожидает работодателей, не предоставивших отчет своевременно. Статья 17 данного законодательного акта говорит о том, что не предоставление отчета в указанный термин или же предоставление неверных или неполных сведений, приведет к тому, что на организацию будет наложен штраф, размер которого составляет 500 рублей. Такая сумма будет назначена для уплаты за каждую особу, по которой не предоставлена информация.

Таким образом, чтобы рассчитать, в каком размере грозит штраф за неподачу отчета, нужно умножить 500 рублей на то количество сотрудников, по которым не была предоставлена информация вообще или данные были поданы не в полной мере.

В расчет берутся не только те люди, с которыми заключены трудовые договора, но и те, кто работает на основании договоров цивильно-правового характера. Штрафы за несвоевременную сдачу СЗВ-М в 2020 году начисляются как за каждый полный, так и каждый неполный месяц просрочки.

Важно сказать, что штраф может быть наложен не только на организацию, как плательщика налогов, но и на ее должностных особ, например, директора или бухгалтера, которые являются ответственными за своевременную подачу отчетности в фонды. Размер штрафных санкций в этом случае может колебаться от 300 до 500 рублей.

Возможно ли снижение размера санкции

В поточном году не было внесено никаких изменений в законодательные акты, поэтому, как и в 2020 году, не существует обстоятельств, которые бы могли снизить размер штрафа или вовсе отменить его. Механизм снижения штрафной суммы не предусмотрен в принципе.

Тем не менее, не нужно думать, что отсутствие подобных норм в законе не даст снизить размер штрафа на практике. Один из вариантов решения проблемы – обращение в судебный орган. Это означает, что компания или индивидуальный предприниматель имеет право подать заявление в суд по месту расположения отделения Пенсионного фонда, которым был выставлен штраф, и просить о том, чтобы решение, вынесенное ПФР, было признано частично недействительным, в результате чего штрафные санкции были снижены.

В данном случае можно привести ряд факторов, которые будут служить смягчающими обстоятельствами, среди них:

  • нарушение подобного рода допущено организацией в первый раз;
  • период просрочки составляет незначительный период, например, один день;
  • ошибка в форме не является принципиальной и т.д.

Судебная практика показывает, что штраф по решению суда может быть снижен в 100 раз. Так, например, по решению Арбитражного суда Свердловской обл., которое было вынесено по делу под номером А60-33366/2016 12.09.16 года, размер штрафа был уменьшен с 19 тыс. до 190 рублей.

Нужно отметить, что при обращении в суд важно правильно сформулировать свой запрос, поскольку судебный орган чаще всего не даст истцу больше того, о чем он просит. В том же 2020 году велось подобное разбирательство в Оренбургской области. Согласно решению суда, штраф был снижен в два раза, ровно на столько, на сколько об этом попросила компания-заявитель.

Порядок взыскания

В том случае, если работодатель все-таки не сдал форму СЗВ-М в установленный по закону термин, для начала со стороны специалистов Пенсионного фонда к нему будет выставлено требование про уплату штрафа, который начисляется за неподачу отчета. Предполагается, что заплатить его нужно на протяжении 10 календарных дней после того, как было получено соответствующее требование.

Однако, Пенсионный фонд имеет право самостоятельно установить в требовании срок, на протяжении которого отчет должен быть уплачен. Период уплаты в данном случае не может быть меньше установленного по закону, возможна исключительно его пролонгация.

В том случае, если в указанный термин компанией-нанимателем не будет уплачен штраф, сотрудники Пенсионного фонда имеют право вынести решение про обращение взыскания на расчетные счета организации. Это означает, что со счета фирмы или частного предпринимателя определенная сумма, которая будет соответствовать сумме штрафа, будет списана по инкассо.

Фиксированными взносами ИП называются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, всеми лицами, занимающимися частной практикой.

В нашей статье можно посмотреть таблицу с расшифровкой КБК страховых взносов в 2020 году.

Новый бланк новый бланк РСВ-1 за 2020 год можно найти .

Дополняющая СЗВ-М: штрафы для забывчивых

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июня 2018 г.

Содержание журнала № 12 за 2018 г.Е.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Известно, что, если ошибки в поданных сведениях о застрахованных исправить самостоятельно, до выявления этих недочетов ПФР, санкции применяться не должны. Однако эту норму страхователи и ПФР понимают по-разному. В результате возникают споры о правомерности штрафов в случае подачи дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных. Но и у судов нет единого мнения на этот счет.

«Персонифицированные» нарушения без наказания

Организации и предприниматели могут быть оштрафованы, в частности, за следующие нарушения, связанные с подачей формы СЗВ-Мст. 17 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее — Закон № 27-ФЗ):

•представление сведений о застрахованных позднее установленного срока (15-е число месяца, следующего за отчетным);

•указание неполных и (или) недостоверных сведений.

А грозит ли страхователю штраф, если в исходной СЗВ-М он забыл указать сведения о ком-то, но сам заметил это и подал дополняющую СЗВ-М с данными об этом человеке? Арбитражная практика показывает, что однозначного ответа на этот вопрос нет. И вот почему.

Справка

Штраф за непредставление в срок либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М составляет 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором поданы с нарушениямист. 17 Закона № 27-ФЗ. Закон о персонифицированном учете не предусматривает основания для снижения штрафа.

Закон о персонифицированном учете дает право страхователю «дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах»ст. 15 Закона № 27-ФЗ. При этом форма СЗВ-М может быть представлена с типом «доп». Этот код как раз применяется, когда отчет подается «с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах»Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п. Понимая под «сведениями о застрахованных» саму форму СЗВ-М, многие организации и предприниматели полагают, что, отчитываясь о забытом застрахованном, они просто дополняют исходную СЗВ-М. И поскольку это их законное право, штрафовать их не за что.

В то же время Инструкция о персонифицированном учетеутв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н предусматривает следующие два случая, когда ошибка в индивидуальных сведениях может быть исправлена без штрафа.

Случай 1. Устранение расхождений, выявленных ПФР. Обнаружив ошибку в поданных сведениях, ПФР направляет страхователю уведомление об устранении расхождений. Оно может быть передано в электронном виде по ТКС, вручено страхователю лично под расписку или направлено по почте заказным письмом. На исправление ошибок отводится 5 рабочих дней со дня получения уведомления из ПФР. При этом документ, оправленный по почте, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправления заказного письмаст. 17 Закона № 27-ФЗ. Если успеть исправить ошибки в 5-днев­ный срок, штрафа не будетп. 39 Инструкции, утв. Приказом Минтруда от 21.12.2016 № 766н.

Случай 2. Исправление самостоятельно выявленной ошибки. Штрафа не будет, если ошибка была найдена самим страхователем и исправлена до момента ее обнаружения ПФР. При этом речь идет об ошибках «в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица». Разъясняя это положение Инструкции о персонифицированном учете, ПФР подчеркиваетПисьмо ПФР от 28.03.2018 № 19-19/5602:

•санкций не будет, только если исправлены ошибочные сведения, ранее поданные в отношении этого конкретного человека;

•штрафа не избежать, если дополняющая СЗВ-М подана на забытого застрахованного.

То есть под «сведениями о застрахованных», которые можно дополнять и уточнять без штрафа, ПФР понимает именно ф. и. о., СНИЛС и ИНН конкретного человека, а не саму форму СЗВ-М с таким названием.

Арбитражные суды: и нашим, и вашим

Страхователям выгоден иной подход: если исходная форма СЗВ-М за месяц сдана, то дополняющие СЗВ-М, в том числе и на забытых застрахованных, будут исправлением ранее поданных сведений. Арбитражная практика на этот счет сложилась не однозначная.

Позиция 1. Штрафы незаконны. Суды обосновывают эту позицию так.

1. Законом о персонифицированном учете установлено право страхователей уточнять и дополнять ранее поданные сведения о застрахованных. Представляя дополняющую СЗВ-М на забытых работников, страхователь реализует это право. Ответственность же может быть установлена только за неисполнение обязанностейПостановление 4 ААС от 19.04.2018 № 04АП-1445/2018.

2. Если страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до ее выявления ПФР, штраф неправомерен. Это следует из положений Инструкции о персонифицированном учете. А в части ошибок, совершенных до 19.02.2017, даты ее вступления в силу, — из позиции ПФР, изложенной в Письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379.

3. В Инструкции о персонифицированном учете о неприменении санкций в случае подачи сведений о забытых застрахованных прямо не сказано. Но это не означает, что основания для освобождения от штрафов в таких ситуациях отсутствуют.

4. ПФР составляет акт о выявлении нарушения после подачи дополняющей СЗВ-М. Таким образом, на момент составления акта нет оснований считать недостоверными сведения, поданные в исходном отчете, поскольку они уже откорректированы.

5. Если ПФР будет штрафовать за представление дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных, у добросовестных страхователей не будет стимула к контролю своей отчетности. А такой контроль дает «дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц»Постановление 4 ААС от 16.04.2018 № 04АП-270/2018.

Позиция 2. Штрафы правомерны. Аргументы в пользу этой позиции у судов такие.

1. Подавая дополняющую СЗВ-М на забытых застрахованных, страхователь вовсе не дополняет и не уточняет ранее представленную отчетность. В таком случае речь идет о первичном представлении сведений на других застрахованных по истечении срока.

2. Исправление ошибки до ее выявления ПФР само по себе не освобождает от штрафа. Важно, чтобы исправлялись именно ранее поданные сведения о конкретном застрахованном лице.

Мы проанализировали решения судов кассационной инстанции по округам, имеющиеся в правовой базе на дату подписания номера в печать. В ряде арбитражных округов таких решений в ту или иную пользу нет совсем или их недостаточно, чтобы проследить тенденцию (всего 1—3 решения). В таких случаях мы проанализировали также решения апелляционных арбитражных судов этого округа.

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ О ШТРАФАХ ЗА ДОПОЛНЯЮЩИЕ СЗВ-М НА ЗАБЫТЫХ ЗАСТРАХОВАННЫХ

Как видим, решений в пользу страхователей было принято больше. Чаще всего к выводам о неправомерности штрафов приходили арбитражные суды кассационной инстанции Поволжского и Уральского арбитражных округов.

А решения в пользу ПФР принимались в основном судами Дальневосточного и Северо-Западного округов.

Нарушение, но не то — штраф отменить

Иногда суды отменяют санкции, поскольку считают, что ПФР неправильно квалифицировал нарушение.

Обычно страхователя, сообщившего о забытых застрахованных, ПФР штрафует потому, что признает поданные в исходном СЗВ-М сведения неполными. Но некоторые суды не согласны с этим. Они полагают, что нарушение тут допущено иное — непредставление сведений о застрахованном лице в установленный срокПостановления 4 ААС от 05.04.2018 № 04АП-753/2018; 1 ААС от 27.04.2018 № 01АП-2032/2018, от 12.04.2018 № А43-38286/2017, от 05.04.2018 № 01АП-1544/2018; Решения АС Нижегородской области от 06.04.2018 № А43-338/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Ярославской области от 27.04.2018 № А82-22724/2017 (Внимание! PDF-формат); АС Владимирской области от 26.04.2018 № А11-892/2018 (Внимание! PDF-формат). А про подачу неполных сведений можно говорить, если указаны не все сведения в отношении одного застрахованного лицаПостановление 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017.

Так что, оспаривая в суде штраф ПФР за представление неполных сведений, вы можете сослаться и на то, что не совершали нарушение, в котором вас обвиняют.

Случается, правда, что, даже признавая квалификацию правонарушения неправильной, решение ПФР о привлечении к ответственности суды все же оставляют в силе. Поскольку штрафы за оба нарушения установлены одной и той же нормой законаПостановления 14 ААС от 19.04.2018 № А13-19985/2017, от 21.03.2018 № 14АП-11972/2017.

ВС: четкой позиции пока нет

В поисках истины управления ПФР, желающие взыскать штрафы со страхователей, и сами страхователи, добивающиеся отмены санкций, доходили уже и до Верховного суда.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

ПФР в пересмотре дел отказано. ВС неоднократно отказывался пересматривать по жалобам ПФР решения, принятые в пользу страхователейсм., например, Определения ВС от 21.05.2018 № 306-КГ18-5521, от 10.05.2018 № 306-КГ18-4451, от 26.03.2018 № 306-КГ18-1470, от 15.03.2018 № 306-КГ18-652, от 12.03.2018 № 306-КГ18-91, от 13.02.2018 № 302-КГ17-22454. Но отказное определение — это всего лишь процедурный документ, который суд выносит, когда не рассматривает дело по существу. То, что в отказном определении изложена позиция нижестоящего суда, не означает, что ВС с ней согласен. Поэтому вряд ли стоит обольщаться, что после отказных определений ПФР перестанет штрафовать организации, которые самостоятельно представляют дополняющие формы СЗВ-М на забытых застрахованных. Но некоторая польза от этих определений есть — апелляционные арбитражные суды учитывают их, принимая решенияПостановления 2 ААС от 18.04.2018 № А82-23457/2017, от 17.04.2018 № 02АП-1895/2018.

Страхователю пересмотр дела обещан. Жалобы в Верховный суд подали также несколько организаций, не согласившихся с решением арбитражных судов о правомерности санкций ПФРПостановления АC ДВО от 22.02.2018 № Ф03-243/2018, от 24.10.2017 № Ф03-3942/2017. И по одной из этих жалоб уже принято решение о пересмотре дела: заседание запланировано на 27.06.2018Определение ВС от 10.05.2018 № 303-КГ18-99. Чем все закончится, пока не ясно. Но заметим, уже сам факт подачи страхователями жалоб в ВС привел к тому, что в Дальневосточном арбитражном округе рассмотрение некоторых аналогичных дел было приостановлено в ожидании решения ВСсм., например, Определения АС ДВО от 26.04.2018 № Ф03-702/2018 (Внимание! PDF-формат); АС Амурской области от 04.04.2018 № А04-11434/2017 (Внимание! PDF-формат). Остается надеяться, что вердикт ВС будет в пользу страхователей и те арбитражные суды, которые сейчас поддерживают ПФР, пересмотрят свою точку зрения.

* * *

Подача дополняющей СЗВ-М на забытых застрахованных грозит штрафом не только самой организации. ПФР может наказать и ее руководителя. Он может быть оштрафован на сумму от 300 до 500 руб.ст. 15.33.2 КоАП РФ Заметим, что ПФР лишь фиксирует нарушение в протоколе об административном правонарушениип. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ. А рассматривать его и принимать решение о взимании штрафа — уже дело судач. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Отчетность в ПФР / отчетность в ФСС»:

На сегодняшний день в судах рассматривается огромное количество дел по требованию налоговых органов и Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании обязательных платежей и санкций.

Мы разберем, за какие нарушения при предоставлении форм СЗВ-М взыскиваются штрафы, и в каких случаях государственные органы не обладают правом взыскивать штрафы.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) работодатель, а также юридическое лицо, заключившее с физическим лицом гражданско-правовой договор, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

📌 Реклама Отключить

Статьей. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно статье 15 Закон № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

Срок — 15 число месяца, следующего за отчетным.

Сведениями, которые необходимо представить в Пенсионный фонд РФ, являются:

📌 Реклама Отключить

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействия) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

📌 Реклама Отключить

В такой ситуации со стороны страхователя возможны два вида нарушений:

  1. непредставление сведений в установленный срок;
  2. представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений.

В случае совершения такого правонарушения к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Разберем каждое из правонарушений.

Непредставление сведений в установленный срок

Состав данного правонарушения будет считаться оконченным 16 числа месяца, следующего за отчетным.

Следовательно, если работодателем 15 числа не представлены сведения, то Пенсионный фонд обладает правом взыскать со страхователя штраф.

Однако, в данном случае советуем обратить вниманием на дату обращения уполномоченного органа в суд с соответствующим заявлением.

📌 Реклама Отключить

Так, согласно Закону № 27-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Следовательно, если требование об уплате вынесено, предположим, 11.01.2018, получено 15.01.2018, то последней датой уплаты штрафа в добровольном порядке будет являться 26.01.2018, а шестимесячный срок для предъявления заявления в суд начнет течь с 27.01.2018. Отсюда последней датой обращения уполномоченного органа в суд будет являться 27.07.2018. 📌 Реклама Отключить

Если же с подачей заявления не будет заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, то страхователь может заявить о пропуске срока обращения с заявления, либо же суд самостоятельно установит факт пропуска срока, в заявленных требованиях будет отказано.

Кроме того, установлена обязательность обоснования ходатайства о восстановлении пропущенного срока уважительными причинами.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя государственного органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя государственного органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, если госорган попытается сослаться на долгую передачу дел и организационные трудности при принятии на себя функций по контролю за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты страховых взносов, ему будет отказано.

К тому же, в случае совершения страхователем правонарушения и доказанности этого правонарушения страховщиком, страхователь может ходатайствовать об уменьшении размера штрафа, исходя из формального характера правонарушения и отсутствия опасных последствий совершенного правонарушения.

Представление неполных или недостоверных сведений

Наиболее распространенным правонарушением является предоставление неполных либо недостоверных сведений.

Однако, в данном случае суды встают на сторону страхователя.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.

📌 Реклама Отключить

Стоит иметь в виду, что первоначально сведения необходимо подавать по форме «ИСХ», а последующие — по форме «ДОП».

Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. К тому же, Закон № 27-ФЗ не позволяет сделать вывод о том, что законодатель предусмотрел ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Ошибки могут быть различны (например, в имени или в цифре ИНН). Однако, главным условием при признании судами отсутствия правонарушения является то, что застрахованное лицо в конечном итоге могло быть идентифицировано (например, неверно указали фамилию, однако, верно указан ИНН застрахованного лица). Такие ошибки признаются техническими, которые нельзя квалифицировать как представление страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица. Ошибки могут быть устранены как до истечения двухнедельного срока после получения соответствующего уведомления от страховщика, так и после истечения, что не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ. 📌 Реклама Отключить

Кроме того, непосредственно Пенсионный фонд дал разъяснения в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ»: если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Также может возникнуть ситуация, когда страхователь должен подать сведения, например, о 10 застрахованных у него лицах, однако, по какой-либо причине им были поданы сведения лишь о 7 застрахованных.

Уполномоченный орган в таких случаях считает, что необходимо привлекать страхователя к ответственности, так как при подаче СЗВ-М по форме «ИСХ» сведения являлись неполными, дополнительно же о 3 застрахованных лицах страхователь не имел права подавать СЗВ-М по форме «ДОП».

📌 Реклама Отключить

В таких случаях необходимо ориентироваться на наличие либо отсутствие со стороны органа факта выявления ошибки в представленных сведениях.

Если будет установлено, что сведения, поданные страхователем, были приняты, предупреждение о выявлении ошибок направлено не было, то страхователь не может быть привлечен к ответственности.

В данном случае используется уже указанный подход: первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты и (или) ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, при наличии правовых оснований суды встают на сторону работодателей. Однако, во избежание возможных судебных разбирательства, советуем вовремя представлять сведения по форме СЗВ-М и проверять их на полноту и достоверность.

📌 Реклама Отключить

По материалам журнала «Наша бухгалтерия»

Штрафы за СЗВ‑М: в каких случаях санкции за несвоевременную сдачу можно отменить или уменьшить

Кто и когда сдает СЗВ-М

Все организации и предприниматели обязаны каждый месяц представлять в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок сдачи такой отчетности — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ). За нарушение данного срока установлен штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Рассмотрим ситуации, в которых плательщикам взносов удается через суд оспорить штраф или уменьшить его величину.

Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки

Речь идет о ситуации, когда страхователь представил форму СЗВ-М своевременно, но потом в сданном отчете обнаружилась ошибка (например, неверно указанный отчетный период). Чтобы исправить положение дел, страхователь подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности.
Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.16 № 766н.

На практике наказания удается избежать даже тем, кто внес исправления после того, как на ошибку указал Пенсионный фонд. Так, штраф оспорил предприниматель, который перепутал в отчете графы, отведенные для имени и отчества. Судьи его поддержали из-за незначительного характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.12.18 № А27-6320/2018; см. «СЗВ-М: правомерен ли штраф за ошибочное разнесение ФИО работника по графам формы?»). Похожим образом разрешилось дело в отношении компании, допустившей ошибку в отчетстве работника (определения ВС РФ от 28.09.18 № 309-КГ18-14482; см. «Верховный суд разъяснил, можно ли оштрафовать страхователя за опечатку в СЗВ-М»).

Обратите внимание: при сдаче СЗВ-М и других отчетов наиболее комфортно будут чувствовать себя те страхователи, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются в веб-сервисах без участия пользователя. Если данные, которые ввел страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.

Бесплатно сдать СЗВ‑М через Контур.Экстерн

В исходном отчете СЗВ-М забыли сотрудника

Случается, что компания или ИП предоставляет исходную форму СЗВ-М, где отсутствуют сведения о некоторых сотрудниках. Затем, обнаружив недостаток данных, работодатель сдает дополнительную форму в отношении не включенных ранее застрахованных лиц.
Если дополнения поступили в ПФР за пределами установленного срока, инспекторы назначают штраф в размере 500 руб. за каждого забытого сотрудника. Такие действия соответствуют позиции, изложнной в письме Пенсионного фонда от 28.03.18 № 19-19/5602 (см. «СЗВ-М по «забытым» работникам сдана за пределами отчетных сроков: ПФР настаивает на штрафах»). Страхователи в свою очередь считают такое наказание несправедливым. Они уверяют, что поскольку исходный отчет был представлен вовремя, то санкция не обоснована, несмотря на нарушение срока сдачи дополнений.
Судебная практика по таким спорам противоречива. Есть решения, принятые в пользу фонда. Так, АС Северо-Западного округа пришел к выводу, что штраф за дополняющую форму СЗВ-М законен, так как в дополнительном отчете «забытые» работники упоминались впервые. Значит, нельзя говорить о том, что сведения на них представлены вовремя вместе с исходной формой СЗВ-М (постановление от 01.03.18 № А44-4882/2017). Аналогичный вывод сделан в постановлении АС Дальневосточного округа от 19.02.18 № Ф03-253/2018.
Но существуют и решения, подтверждающие правоту страхователей. В определении Верховного суда от 05.09.18 № 303-КГ18-5702 говорится, что если плательщик взносов сам обнаружил нехватку данных в отчете СЗВ-М, то дополнительные сведения — это, по сути, исправление страхователем собственных ошибок. А оно не должно караться штрафом (см. «Верховный суд разъяснил, когда предоставление дополняющей формы СЗВ-М по «забытым» работникам не влечет штрафа»). Также есть случаи, когда санкцию признали неправомерной даже несмотря на то, что недостачу данных обнаружил не страхователь, а Фонд. Решающую роль сыграло то обстоятельство, что организация сдала дополлнительные сведения до истечения срока, указанного в уведомлении о расхождениях (определение ВС РФ от 05.07.19 № 308-ЭС19-975; см. «Верховный суд отменил штраф за СЗВ‑М по «забытым» работникам, сданную после того, как ПФР обнаружил ошибку»).

Учитывая наличие положительной судебной практики, у работодателей, попавших в аналогичную ситуацию, на наш взгляд есть шансы оспорить санкцию.

Просрочка СЗВ-М возникла из-за ошибок по нескольким сотрудникам

Форма СЗВ-М представляет собой таблицу, где перечислены сведения обо всех застрахованных лицах: ФИО, номер СНИЛС и номер ИНН. Для успешной сдачи необходимо, чтобы сведения по всем работникам были указаны корректно. Если в отношении хотя бы одного сотрудника допущена ошибка (к примеру, указан неверный ИНН или СНИЛС), фонд отказывает в принятии отчета.
Работодатель вынужден исправить ошибки в СЗВ-М и предпринять еще одну попытку. Нередко вторая попытка не укладывается в установленный срок, и тогда инспекторы начисляют штраф. При этом величину санкции рассчитывают исходя из числа всех сотрудников, а не только тех, сведения о которых были исправлены. Страхователи с этим не согласны, потому что, с их точки зрения, при расчете штрафа должны учитываться только работники с исправленными данными.
Рассматривая подобные споры, судьи не могут прийти к единому мнению. Иногда они поддерживают инспекторов (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017; см. «Штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М: сколько придется заплатить, если исходный электронный расчет не был принят из-за грубой ошибки»).

Однако есть и положительные для страхователей решения. Одно из них — постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. Судьи сделали вывод, что отчет, содержащий ошибочные сведения на отдельных застрахованных лиц, не считается несданным в полном объеме. Следовательно, нельзя начислять штраф исходя из количества всех сотрудников. Не исключено, что и в других случаях победа останется за плательщиками. По этой причине работодателям, как нам кажется, следует попробовать доказать свою правоту в суде.

Несвоевременная сдача СЗВ-М при смягчающих обстоятельствах

Для компаний, штат которых исчисляется десятками или сотнями человек, величина штрафа за несвоевременную сдачу формы СЗВ-М зачастую выливается в весьма ощутимую сумму. Но даже если вина таких страхователей доказана, у них остается возможность значительно уменьшить размер санкции. Нужно лишь убедить судей в том, что правонарушение было совершено при смягчающих обстоятельствах.
В арбитражной практике есть огромное количество примеров, когда штраф, назначенный проверяющими из ПФР, был впоследствии сокращен до символического размера. Пожалуй, самым «популярным» смягчающим обстоятельством является небольшой период просрочки. Чаще всего, под небольшой просрочкой судьи понимают отрезок времени не более 16 дней. Также подспорьем может стать тот факт, что нарушение совершено впервые. Наконец, смягчающими обстоятельствами служат отсутствие задолженности по взносам и всевозможные житейские коллизии и перипетии.
Особняком стоят технические проблемы страхователя, помешавшие ему вовремя сдать отчет: отсутствие электричества, замена или сбой программного обеспечения (см., например: «Сбой программы является смягчающим обстоятельством, которое позволяет существенно снизить штраф за несвоевременную сдачу СЗВ-М»). Такие проблемы помогают не просто снизить величину штрафа, но в некоторых случаях служат поводом для полной его отмены.

Примеры судебных решений, когда размер штрафа снижен из-за смягчающих обстоятельств

Смягчающие обстоятельства

Размер штрафа, назначенный ПФР

Размер штрафа по решению суда

Реквизиты судебного решения

просрочка 1 день;

нарушение совершено впервые;

страховые взносы уплачены своевременно и в полном объеме

500 000 руб.

250 000 руб.

постановление АС Волго-Вятского округа от 28.03.19 № А43-18123/2018

болезнь бухгалтера, ответственного за подачу сведений в ПФР;

отсутствие ИП (страхователя) в городе

11 000 руб.

1 000 руб.

определение ВС РФ от 04.07.18 № 303-КГ18-8663

просрочка 2 дня;

нарушение совершено впервые

190 000 руб.

95 000 руб.

постановление АС Московского округа от 12.12.18 № А40-45920/2018

просрочка 1 день

478 000 руб.

500 руб.

постановление АС Центрального округа от 27.04.18 № А83-16341/2017

отсутствие электроэнергии и неисправность сетевого оборудования

74 000 руб.

0 руб.

постановление АС Волго-Вятского округа от 17.07.17 № А28-11249/2016

Какой штраф за несвоевременную сдачу отчета СЗВ-М в 2019 — 2020 гг?

Кому и когда нужно сдавать форму СЗВ-М?

СЗВ-М не сдана вовремя: последствия

Что будет, если СЗВ-М сдана с ошибками?

Как уменьшить штраф за не сдачу формы СЗВ-М?

Кому и когда нужно сдавать форму СЗВ-М?

Данный отчетный документ сдают в ПФР все хозяйствующие субъекты, являющиеся работодателями либо заказчиками услуг физлиц по гражданско-правовым договорам. Форма сдается в срок до 15 числа месяца, что идет за отчетным. Либо в ближайший рабочий день, если крайний срок выпадает на выходной (п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 №27-ФЗ). При этом не имеет значения, выплачивается ли фактически заработная плата сотрудникам — отчетность сдается в любом случае, если в течение отчетного месяца у фирмы появились новые или были действующие договоры с работниками (подрядчиками).

Как правильно заполнить СЗВ-М читайте .

Если штат работодателя более 25 человек, форма сдается в ПФР в электронном виде при условии ее заверения квалифицированной ЭЦП (п. 2 ст. 8 закона 27-ФЗ). Если сдана бумажная форма, в то время как по закону требуется именно электронная, работодатель может быть оштрафован на 1000 рублей (ст. 17 закона 27-ФЗ).

Форма СЗВ-М не сдана вовремя: последствия

Если работодатель не предоставил вовремя СЗВ-М в ПФР, он будет должен заплатить штраф в размере 500 рублей за каждого работника, о котором фирма обязана была отчитаться (ст. 17 закона 27-ФЗ).

ВАЖНО! Закон не делает различий ответственности по несданной форме СЗВ-М: не сдана ли она совсем или отправлена с опозданием, штраф будет одинаковым.

ПФР, обнаружив, что форма СЗВ-М не сдана работодателем вовремя, составляет акт и направляет его копию нарушителю, который в течение 15 дней вправе подать в ПФР возражения (ст. 17 закона 27-ФЗ). Получив их, фонд рассматривает акт и приложенные к нему документы еще в течение 10 дней. Затем принимает решение о штрафе, которое вступает в силу через 10 дней после вручения нарушителю. При этом данное решение может быть обжаловано в вышестоящей структуре ПФР в течение 3 месяцев.

ПФР, приняв решение о наложении штрафа, направляет работодателю требование о его уплате. Оно должно быть удовлетворено в течение 10 дней (если ПФР в документе не указал иного). При неуплате штрафа его сумма взыскивается с расчетного счета фирмы-работодателя (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Еще один штраф может быть выписан должностному лицу фирмы-работодателя — в величине 300–500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ). Но в этом случае он однократный и, как правило, выписывается на директора.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Что будет, если СЗВ-М сдана с ошибками?

Последствия зависят, прежде всего, от характера ошибок, допущенных при заполнении формы. Так, крайне нежелательно указывать в документе СЗВ-М неверные:

  • страховой номер лицевого счета работника (подрядчика по гражданско-правовому договору);
  • Ф. И. О. работника;
  • ИНН работника.

Если эти (и иные ошибки, которые фонд посчитает существенными) присутствуют в документе, то они могут рассматриваться как факты, свидетельствующие о предоставлении в ПФР недостоверных сведений. Санкции здесь те же, что и в случае с непредоставлением формы.

Однако ПФР не будет вас штрафовать, если:

  • в течение 5 дней после получения запроса вы направите в ведомство уточненные данные (п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н);
  • до обнаружения ошибки специалистами ПФР вы самостоятельно пришлете уточнения (п. 39 Инструкции № 766н).

Уточнения могут присылаться:

  • Посредством отправки в ПФР отменяющей СЗВ-М — с кодом «отмн» (например, если в форме ошибочно указаны данные об уволенном работнике).
  • Посредством отправки дополняющей СЗВ-М — с кодом «доп» (если в форме работодатель забыл указать данные о каких-либо работниках).
  • Возможны сочетания указанных форм и обычной. Например, форма с кодом «отмн» может отменить ошибочное сообщение о неверном ИНН, а отправленная вместе с ней обычная СВЗ-М — сообщить верный ИНН.

Как видим, оснований для наложения штрафов у работников ПФР немало, однако у вас в любом случае есть шанс уменьшить штраф в судебном порядке. Но для этого должны быть веские аргументы. Рассмотрим, какими они могут быть, на примере нескольких судебных прецедентов.

Как уменьшить штраф за не сдачу формы СЗВ-М?

Основаниями для уменьшения штрафа в судебном порядке могут быть:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Допущенная просрочка в предоставлении формы СЗВ-М при последующей отправке полной и корректной отчетности в ПФР (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).
  2. Просрочка в предоставлении формы, которая допущена работодателем впервые и на незначительный срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).
  3. Нарушения со стороны ПФР при оформлении акта о непредоставлении формы вовремя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Прочими аргументами за принятие решения судом в пользу налогоплательщика могут быть такие:

  • выполнение фирмой социально значимых задач в регионе;
  • наличие безупречной репутации при выполнении других обязанностей перед бюджетом;
  • наличие объективных технических и организационных препятствий для отправки документов в ПФР в срок.

Но с большой долей вероятности суд не встанет на сторону налогоплательщика, если установит, что у фирмы были все возможности сдать документ задолго до крайнего срока, а при попытке сдать его в последний день возникли технические проблемы, например перебои с интернетом (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

***

Несвоевременная сдача отчета СЗВ-М в ПФР может обернуться для работодателя немалым штрафом — в величине 500 рублей на каждого работника (или подрядчика по гражданско-правовому договору). Кроме того, в административном порядке может быть оштрафован директор на 300–500 рублей. Работодатель вправе обжаловать штраф за непредоставление отчетности непосредственно в ПФР, в вышестоящей организации или в суде.

Больше информации по теме — в рубрике «Страховые взносы».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *