Ставка 0 при экспорте

Содержание

Об электронных формах реестров документов для нулевой ставки по НДС

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.

Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:

  • реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • осуществлении услуг международной перевозки товаров;
  • выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).

Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.

При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.

Новый порядок подтверждения ставки 0% электронным реестром сведений вместо самих документов

Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров. Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:

  • контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
  • таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания «Такском».

Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.

Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.

Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:

  • Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
  • Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).

При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.

Таким образом, через оператора электронного документооборота можно отправить по телекоммуникационным каналам связи все документы, необходимые для подтверждения обоснованности применения ставки 0% по НДС. Иными словами, экспортеры могут подтвердить нулевую ставку, не выходя из офиса, что конечно сильно упрощает жизнь бухгалтеру и оптимизирует саму процедуру.

Порядок проведения проверки представленных в реестрах данных и требование дополнительных пояснений и документов у налогоплательщика

Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.

Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.

Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов. При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.

При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания «Такском» разработала специальный сервис «Картотека документов» .Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора «Такском».

Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Поделитесь с друзьями:

Разъяснено, как составить реестр документов для подтверждения ставки НДС в размере 0%

О том, как нужно заполнять отдельные графы реестра документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, рассказали налоговики (письмо ФНС России от 10 мая 2016 г. № ЕД-4-15/8235). Они указали, что в случае отсутствия номера на транспортных, товаросопроводительных и иных документах в графе 6 «Номер» реестра указывается «б/н». Если графы 6 «Номер» и 7 «Дата» заполняются на основании данных транспортной железнодорожной накладной, то в них нужно указать, соответственно, номер отправки и либо дату документального оформления приема груза к перевозке либо дату заключения договора перевозки. Если соответствующие сведения переносят из международной товарно-транспортной накладной (CMR), то номер CMR может быть указан в правом верхнем углу этого документа, а дата заполнения и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, – в графе 21 «Составлен в/дата».

При вывозе товара морским, речным или смешанным (река-море) транспортом, в графе 7, в частности, указывается дата из коносамента, морской накладной, или любого иного документа, подтверждающего факт приема товара к перевозке, в том числе из поручения на отгрузку.

Еще налоговики напомнили, что в графе 4 реестра заполняются коды видов транспортных средств, которыми товары вывозили с территории России (Приложение № 3 к решению комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378). Эти коды можно узнать из таможенной декларации. Они указаны в первом подразделе графы 25 «Вид транспорта на границе».

Напомним, что при реализации товаров на экспорт налогоплательщики имеют право на применение ставки НДС в размере 0%. При этом вывоз товаров за границу они обязаны документально подтвердить (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Это они могут сделать путем представления в налоговую инспекцию копий документов на бумажном носителе. В то же время, вместо бумажных документов, налогоплательщики вправе представить налоговикам их реестр, в том числе в электронной форме (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Документы для экспорта из России и получения сертификата на вывозимые товары

Экспорт товаров из России дело выгодное, но хлопотное. Необходимо продумать все этапы сделки, изучить российское законодательство в части экспортной деятельности предприятий, вникнуть в особенности разных видов международных перевозок, в первую очередь, разобраться с документами для экспорта из РФ.

Мы расскажем о действиях предпринимателя, необходимых для оформления груза на экспорт. Предоставим перечень экспортных документов: контракт и сертификат происхождения, бумаги для осуществления перевозки, подтверждение таможенной стоимости и дополнительная документация.

Экспортные операции в России

Экспорт товаров из России открывает предпринимателям большие возможности для увеличения рынка сбыта, расширения компании.

Что нужно сделать для экспорта груза? Вам требуется изучить перечень всех нужных документов, прочитать об алгоритме действий по юридическому оформлению экспорта. Чем более вы будете осведомлены обо всех тонкостях оформления, тем меньше проблем возникнет при транспортировке товара.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Действия при экспорте товара

Что нужно для того, чтобы отправить товар на экспорт?

Оформление груза производится в три основных этапа:

  1. Вам требуется оформить внешнеторговый договор с контрагентом, открыть паспорт сделки. Паспорт сделки открывается компанией-экспортёром в обслуживающем банковском учреждении. В нём прописывается основная информация о данном внешнеторговом сотрудничестве. Паспорт сделки оформлять требуется в том случае, если сумма договора превышает 50 000 долларов США.
  2. Если это сделка на условиях самостоятельного вывоза FCA, EXW, необходимо взять у контрагента данные о транспортном средстве, водителе, ответственном за транспортировку груза. Информация требуется для затаможки груза. Хотите узнать условия EXW по ИНКОТЕРМС 2010, загляните сюда. О переходе рисков по условиям поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010 .
  3. Если груз имеет производство РФ, потребуется сделать сертификат по форме СТ-1 (если это государства СНГ) или форме А (если это государства Европейского Союза).

Это основной перечень действий для экспорта груза. По нему вы сможете приблизительно представить особенности прохождения через эту процедуру. Однако для вывоза товаров вам потребуется подготовить целый комплект документов для экспорта из России.

На продукцию производства РФ потребуется сертификат СТ-1.

Документы для экспорта товара

Из статьи вы сможете узнать только примерный перечень требуемых документов подтверждения экспорта. Перечень документов для импорта в Россию есть в предыдущей статье. В зависимости от типа экспортируемой продукции и других условий пакет документов может быть расширен или изменён.

Итак, основной пакет бумаг для экспорта:

  • учредительные бумаги организации-экспортёра (копии). Список уставных документов юридического лица ;
  • внешнеэкономический договор (оригинал, две ксерокопии) с дополнительными соглашениями. Вы можете посмотреть образец внешнеторгового контракта . Ксерокопии необходимо снабдить печатью компании-экспортёра;
  • если сумма договора свыше 50 тысяч долларов, потребуется оформить паспорт сделки. Необходим оригинал и копия, снабженная печатью экспортёра;
  • счёт-фактура, прилагающаяся к грузу. Счёт-фактура должна быть снабжена печатью экспортёра. В ней должна быть указана следующая информация: реквизиты компании-экспортёра, принимающей груз стороны, номер договора, цена груза, условия транспортировки по ИНКОТЕРМС. Информация, указанная в счёте-фактуре, должна быть аналогична информации, указанной в договоре;
  • накладная с данными о весе и количестве мест;
  • транспортные документы. Их формы зависят от типа перевозки, подробнее о товаросопроводительных документах ;
  • сертификаты или паспорта на товар;
  • платёжные документы, подтверждающие факт оплаты товара и таможенных сборов.

Вышеуказанный перечень документов понадобится для оформления главного документа — грузовой таможенной декларации на вывозимую и ввозимую продукцию.

Получив на руки ГТД с разрешением на вывоз (штамп «выпуск разрешён»), вам нужно будет подтвердить факт экспорта продукции за рубеж для возврата НДС.

Для того, чтобы возместить НДС, отправьте письмо на таможенный пост, выпускающий ваш товар, с заявлением и необходимыми документами, подтверждающими экспорт (МДП ГТД и т.д.).

Транспортировка груза зарубежному контрагенту также требует оформления ряда документов:

  • Если это автомобильная перевозка, то потребуется CMR (6-12 заполненных бланков CMR), товарно-транспортная накладная (правила заполнения новых ТТН ), CARNET TIR, свидетельство о том, что транспортное средство может осуществлять перевозку, акт погрузки груза в транспортное средство. Что такое TIR на грузовиках мы уже рассказывали;
  • Если это морская перевозка, потребуется поручение на осуществление погрузки, коносамент. Ищите информацию об особенностях бортового коносамента ;
  • Различные разрешительные бумаги. Это могут быть сертификаты, лицензии, дающие право на совершение определенной предпринимательской деятельности (к примеру, продажа алкогольных напитков). Перечень разрешительных бумаг зависит от деятельности, которую ведет ваша компания;
  • Бумаги, подтверждающие права на распоряжение товаром на экспорт. Вам потребуется их копия, снабженная печатью экспортёра;
  • Бумаги, указывающие на происхождение груза. Это могут быть сертификаты происхождения или соответствия, паспорта и тому подобное.

Получение ГТД — основной этап в осуществлении экспортной и импортной операции.

Документы, указывающие на таможенную стоимость груза:

  • счета-фактуры, счета-проформы (копии);
  • при грузе зарубежного производства необходима импортная грузовая таможенная декларация. К ней должен прилагаться контракт, счёт, финансовые бумаги (квитанции, платежи);
  • техническое описание груза, паспорт на оборудование, производственную продукцию, комплектующие и так далее;
  • бумаги, указывающие на совершение оплаты по контракту покупки в РФ, выписка с лицевого счёта организации-экспортёра;
  • Если экспортёр не занимался выпуском транспортируемой продукции, потребуется полный перечень документов (счета-фактуры, платежи), задействованных при получении товара от изготовителя;
  • бухгалтерский учёт по перевозимому грузу, заверенный в налоговой организации.

Вам также могут потребоваться следующие документы:

  • если вывозимый товар облагается экспортными пошлинами, потребуется оригинал платёжного поручения или иная бумага об их уплате;
  • информация о числе мест, упаковочных материалов, весе груза. Необходимы данные по каждому наименованию продукции;
  • иные документы: свидетельство о страховании товара, свидетельство о предоплате.

Что нужно для получения сертификата на груз?

Как уже указывалось выше, для экспорта груза вам потребуется сертификат по форме СТ-1 или форме А.

Для его получения необходимо обратиться в торговую палату со следующим пакетом документов:

  • счёт-фактура (входящая, исходящая);
  • заявка на выполнение сертификата;
  • сертификат качества, соответствия на экспортируемый груз;
  • справка о номенклатуре изготовления;
  • контракт со всеми дополнительными соглашениями;
  • для выполнения документа формы А необходима доверенность.

Даже если вы доверитесь компании, специализирующейся на экспорте, лучше иметь представления, как происходит процедура экспорта и что для этого требуется.

Для экспорта груза требуется не мало документов. Если это ваша первая операция по экспорту, необходимо внимательно изучить весь перечень требуемых документов, в случае необходимости обратиться за консультацией. Вы также можете поручить деятельность по сбору документов специализированной компании.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Внимание на экспортные сроки!

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 21 августа 2015 г.

Содержание журнала № 17 за 2015 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

При заполнении НДС-декларации экспортерам важно не только правильно рассчитать показатели в разделах 4—6. Важно еще следить за тем, чтобы эти разделы были заполнены в декларации за правильный период и в нужном порядке. Также важно следить за тем, чтобы вычеты были заявлены вовремя.

Документы собраны в квартале, на который приходится 180-й день

Для подтверждения нулевой ставки НДС дается 180 днейп. 9 ст. 165 НК РФ. До истечения этого срока экспортную отгрузку не требуется отражать в НДС-декларации. Если документы собраны до истечения 180-днев­ного срока, экспортер заполняет раздел 4 НДС-декларации, предназначенный для подтвержденного экспорта. Если же на 181-й день документы не собраны, экспортер должен заполнить раздел 6 НДС-декларации (для неподтвержденного экспорта), отразить в нем выручку, исчислить НДС по ставке 18% или 10%, также можно заявить вычеты входного налога. Как это делать, мы подробно рассказывали в , 2015, № 16, с. 77, 2015, № 16, с. 85.

У некоторых возникают сложности с определением, в декларации за какой квартал отражать экспортные операции и какой раздел заполнять (4 или 6), если полный комплект документов собран в квартале, на который приходится окончание 180-днев­ного срока. Сомнения возникают и в случаях, когда эти документы собраны до окончания срока представления декларации за указанный квартал.

Разобраться в этом поможет наша шпаргалка. В качестве примера возьмем ситуацию, когда 180-й день с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта приходится на III квартал 2015 г. — на 25 сентября 2015 г.

Порядок заполнения экспортером НДС-декларации следующий:

  • <если>полный комплект документов собран на дату А — то есть до истечения 180 дней с даты экспорта (в нашем примере — до 25 сентября включительно), то операции по подтвержденному экспорту надо отразить в разделе 4 НДС-декларации за III квартал 2015 г.;
  • <если>полный комплект документов собран на дату Б, то есть уже после истечения 180-днев­ного срока, то раздел 4 в НДС-декларации можно заполнить только за IV квартал 2015 г., то есть за квартал, следующий за кварталом, в котором собраны подтверждающие документы. В разделе 4 за III квартал 2015 г. такие экспортные операции отражать не нужно.

Кроме того, придется уточнить НДС-декларацию за квартал экспортной отгрузки (то есть за I квартал 2015 г.): заполнить раздел 6, отразить в нем операции по неподтвержденному экспорту и исчислить НДС;

  • <если>все необходимые документы собраны на дату В — в IV квартале, но до окончания срока подачи декларации за III квартал 2015 г., то действовать нужно так же, как и в предыдущем случае, — заполнить раздел 4 экспортер имеет право только в декларации за IV квартал 2015 г.

Бывают, конечно, допустимые исключения. К примеру, физически компания собрала документы на дату Б или В (по истечении 180 дней), однако все они датированы более ранними числами и можно сделать вид, что документы собраны на дату А, то есть до того, как прошли 180 дней со дня экспортной отгрузки. Тогда проще и легче отразить подтвержденный экспорт в НДС-декларации за тот квартал, в котором истекли указанные 180 дней. Так вы избавите себя и от необходимости представления уточненки за квартал, в котором товары отгружены на экспорт, и от уплаты НДС с экспортной выручки, и от уплаты пеней.

Ведь даже после подтверждения права на применение ставки 0% в отношении экспорта сумма пени не возвращаетсяПисьмо Минфина от 24.09.2004 № 03-04-08/73.

Не пропустите трехлетний срок для экспортных НДС-вычетов

Рассчитывая на возмещение экспортного НДС, не затягивайте сильно как со сбором документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, так и с получением от российских поставщиков и исполнителей счетов-фактур для подтверждения вычета входного НДС.

СИТУАЦИЯ 1. На 180-й день документы, подтверждающие нулевую ставку НДС, не были собраны, и после этого был исчислен налог с реализации экспортированных товаров по ставке 18% или 10%. Принять к вычету этот исчисленный налог получится, только если декларация, в которой заявлен такой вычет и подтверждена ставка 0%, подается до истечения трехлетнего срока после окончания квартала, в котором отгружены товары на экспортп. 9 ст. 165, п. 2 ст. 173 НК РФ.

Так, если товары отгружены 25 марта 2015 г. (в I квартале 2015 г.), то заявить к вычету НДС, ранее исчисленный с экспортной поставки, можно вплоть до 30 марта 2018 г. включительно. Причем, по мнению ФНСПисьмо ФНС от 09.07.2014 № ГД-4-3/13341@, в этой ситуации вычеты исчисленного НДС нельзя отразить в декларации за I квартал 2018 г. (ведь заполняется и сдается эта декларация уже позже 30.03.2018). И Конституционный суд счел такой подход правомернымОпределение КС от 24.03.2015 № 540-О.

Не так давно вышло разъяснение Минфина, дающее экспортерам дополнительные 25 дней для сдачи декларации с заявленным вычетом НДС, исчисленного ранее по экспортной поставке товаров при неподтверждении в 180-днев­ный срок нулевой ставкиПисьмо Минфина от 03.02.2015 № 03-07-08/4181. Финансовое ведомство разъяснило, что для экспортеров трехлетний срок, отведенный для возмещения НДС, продлевается на срок, установленный НК для подачи НДС-декларации в инспекцию. Так что в нашем примере декларация должна быть подана не позднее 25.04.2018. Эта позиция, несомненно, выгодна экспортерам, и, возможно, указанное Письмо Минфина поможет кому-то в судебном споре.

Однако после выхода в свет Определения Конституционного суда № 540-О финансовое ведомство выпустило новое ПисьмоПисьмо Минфина от 15.07.2015 № 03-07-08/40745. В нем Минфин разъясняет, что при предъявлении к вычету сумм НДС, исчисленных по экспортным операциям в случае отсутствия документов, подтверждающих нулевую ставку, надо руководствоваться указанным Определением КС. А в этом Определении говорится, что трехлетний срок, установленный п. 2 ст. 173 НК РФ, не должен продлеваться на срок, который требуется для подачи налоговой декларации. Так что похоже на то, что у Минфина и ФНС теперь единая позиция.

СИТУАЦИЯ 2. Заявляем запоздавшие вычеты по счетам-фактурам, если они поступают в организацию от поставщика с существенным опозданием. Здесь важно помнить, что при неподтвержденном экспорте или экспорте, подтвержденном по истечении 180 дней, заявить запоздавший вычет можно только в декларации, которая подана в инспекцию до истечения трехлетнего срока после окончания квартала, в котором товары отгружены на экспорт. Ведь в этом квартале появилось право на вычет такого входного НДС. То есть расчет сроков должен быть таким же, как и в предыдущей ситуации.

***

Для тех, кто не успел подтвердить экспорт в течение 3 лет, единственный вариант уменьшить свои потери — учесть НДС, исчисленный с реализации, при расчете налога на прибыль. Право признать такой НДС в расходах появляется в том периоде, в котором истек 180-днев­ный срок со дня помещения товаров под таможенный режим экспортаПостановление Президиума ВАС от 09.04.2013 № 15047/12; Письма Минфина от 27.07.2015 № 03-03-06/1/42961; ФНС от 24.12.2013 № СА-4-7/23263.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

ГЛАВБУХ-ИНФО

Индекс материала

Что делать, если экспортный НДС не был подтвержден

Страница 2

Страница 3

Все страницы

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, нужно подтвердить факт реального экспорта. Для этого организация-экспортер должна собрать и представить в налоговую инспекцию пакет документов (ст. 165 НК РФ).

Срок подачи документов, подтверждающих экспорт товаров, ограничен 180 календарными днями. В отношении товаров этот срок отсчитывается со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. В отношении работ (услуг) дата отсчета этого срока будет зависеть от вида работ (услуг). Если по истечении этого срока организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт, операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставке 10 или 18 процентов. Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база

Налоговую базу по НДС при неподтвержденном экспорте определяйте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 153, подпунктом 1 пункта 1, пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Сумму налога, которую нужно начислить к уплате в бюджет, рассчитайте так:

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 18%

– если реализованные товары облагаются НДС по ставке 10 процентов:

НДС, начисленный к уплате в бюджет = Стоимость товаров (работ, услуг) по экспортному контракту × 10%

Моментом определения налоговой базы считается день отгрузки (передачи) товаров (абз. 2 п. 9, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Поэтому в налоговую инспекцию придется подать уточненные декларации по НДС за тот налоговый период, в котором товары были фактически отгружены. Подробнее об этом см. Как составить и сдать декларацию по НДС экспортерам.

Величину налоговой базы рассчитайте в рублях по курсу на дату отгрузки товаров (п. 3 ст. 153 НК РФ). Такой порядок применяется даже в том случае, если в счет поставки товаров на экспорт от покупателя получена 100-процентная предоплата. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 12 сентября 2012 г. № 03-07-15/123 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ЕД-4-3/16657). С авансов, полученных в счет предстоящих экспортных поставок, НДС не начисляйте (абз. 4 п. 1 ст. 154 НК РФ). Если оплата в валюте поступает после даты отгрузки, то курсовые разницы при определении налоговой базы не учитывайте – она останется неизменной.

Ситуация: как оформить счета-фактуры при начислении НДС по ставке 18 (10) процентов, если в течение 180 дней организация-экспортер не подтвердила право на применение нулевой налоговой ставки

Оформляйте счета-фактуры в общем порядке.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрены особые правила составления и регистрации счетов-фактур по экспортным операциям. Следовательно, при продаже товаров на экспорт организация должна составить счет-фактуру и зарегистрировать его на общих основаниях. На дату составления счета-фактуры в нем нужно указать стоимость товаров без НДС и нулевую налоговую ставку. Это следует из положений пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в установленный срок полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, не собран, моментом определения налоговой базы по экспортной поставке считается дата отгрузки товаров. Исходя из этого счет-фактура должен быть зарегистрирован в книге продаж в том квартале, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 9 и подпункта 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

При этом НДС с реализации должен быть начислен по ставке 18 (10) процентов.

По мнению Минфина России, чтобы зарегистрировать счет-фактуру в истекшем квартале, нужно оформить дополнительный лист книги продаж с пометкой «применение ставки 0 процентов не подтверждено» и указанием суммы НДС, начисленной по ставке 18 (10) процентов.

Если впоследствии право на применение нулевой ставки НДС будет подтверждено, организация сможет принять к вычету сумму налога, начисленного из-за отсутствия подтверждающих документов. Для этого в том периоде, в котором будут собраны необходимые документы, счет-фактуру, выставленный с нулевой ставкой НДС, нужно зарегистрировать:

  • в книге продаж – без дополнительных пометок;
  • в книге покупок – с пометкой «вычет ранее исчисленных сумм налога» и указанием суммы НДС, начисленной из-за отсутствия подтверждающих документов.

Пример оформления счетов-фактур при реализации товаров на экспорт. В установленный срок организация-экспортер не собрала полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС

В апреле ЗАО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. Древесина была выпущена за границу в соответствии с таможенной процедурой экспорта 19 апреля.

20 апреля бухгалтер «Альфы» составил счет-фактуру и зарегистрировал его в разделе 1 журнала учета счетов-фактур. При этом НДС отражен в счете-фактуре по ставке 0 процентов.

Спустя 180 календарных дней «Альфа» не собрала полный пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и правомерность применения нулевой ставки НДС. Поэтому 19 октября бухгалтер организации начислил НДС по ставке 18 процентов исходя из экспортной выручки (22 000 USD × 18%) и составил дополнительный лист к книге продаж за II квартал.

Налоговая база определяется по курсу доллара на дату отгрузки (п. 3 ст. 153 НК РФ). Условный курс доллара на 19 апреля составляет 30,00 руб./USD. Сумма НДС, начисленная по неподтвержденной экспортной операции, равна:
22 000 USD × 30,00 руб./USD × 18% = 118 800 руб.

Вычет «входного» НДС

Сумму «входного» НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам, которые использованы для проведения неподтвержденной экспортной операции, можно принять к вычету на дату отгрузки товаров (п. 3 ст. 172 НК РФ). Отразить эту операцию в бухучете нужно проводками:

Дебет 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС по неподтвержденному экспорту;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС, предъявленный поставщиками»
– принят к вычету «входной» НДС по товарам, использованным при производстве товаров, экспорт которых не подтвержден;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен НДС в бюджет по неподтвержденным экспортным поставкам.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС по неподтвержденной экспортной операции. Оплата товара производится после отгрузки.

12 января ЗАО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. В этом же месяце «Альфа» приобрела партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатила приобретенный товар.

Древесина была выпущена за границу в таможенном режиме экспорта 19 января. Оплата от финской компании поступила 24 января. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США на даты совершения операций составлял:

  • 19 января – 29,60 руб./USD;
  • 24 января – 29,70 руб./USD.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи (начисление таможенных платежей не рассматривается).

В январе:

Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен «входной» НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

19 января:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 651 200 руб. (22 000 USD × 29,60 руб./USD) – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.

24 января:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– 653 400 руб. (22 000 USD × 29,70 руб./USD) – получены деньги по экспортному контракту;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 2200 руб. (653 400 руб. – 651 200 руб.) – отражена положительная курсовая разница.

Спустя 180 календарных дней «Альфа» не собрала полный пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и правомерность применения нулевой ставки НДС. Поэтому бухгалтер организации начислил НДС, исходя из экспортной выручки, пересчитанной в рубли на дату отгрузки. В учете в этот день сделана запись:

Дебет 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 216 руб. (651 200 руб. × 18%) – начислен НДС по неподтвержденному экспорту.

После того как налог начислен, сумма «входного» НДС по реализованным товарам принимается к вычету:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС, предъявленный поставщиками»
– 90 000 руб. – принят к вычету «входной» НДС по реализованным товарам.

Выполнив расчеты, бухгалтер «Альфы» сдал в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за I квартал текущего года. В декларации помимо первоначальных данных он отразил сумму начисленного НДС по неподтвержденному экспорту и сумму налогового вычета по реализованным товарам.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС по неподтвержденной экспортной операции. От покупателя получена 100-процентная предоплата.

12 января ЗАО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. В этом же месяце «Альфа» приобрела партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатила приобретенный товар.

Предоплата от финской компании поступила 19 января. Расходы на продажу составили 3000 руб. Древесина была выпущена за границу в таможенном режиме экспорта 24 января.

Условный курс доллара США на даты совершения операций составлял:

  • 19 января – 29,60 руб./USD;
  • 24 января – 29,70 руб./USD.

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете такие записи (начисление таможенных платежей не рассматривается).

В январе:

Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен «входной» НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

19 января:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– 651 200 руб. (22 000 USD × 29,60 руб./USD) – получены деньги по экспортному контракту;

24 января:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 651 200 руб. (22 000 USD × 29,60 руб./USD) – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.

Спустя 180 календарных дней «Альфа» не собрала полный пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и правомерность применения нулевой ставки НДС. Поэтому бухгалтер организации начислил НДС, исходя из экспортной выручки, пересчитанной в рубли на дату отгрузки. В учете в этот день сделана запись:

Дебет 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 612 руб. (653 400 руб. × 18%) – начислен НДС по неподтвержденному экспорту.

После того как налог начислен, сумма «входного» НДС по реализованным товарам принимается к вычету:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС, предъявленный поставщиками»
– 90 000 руб. – принят к вычету «входной» НДС по реализованным товарам.

Выполнив расчеты, бухгалтер «Альфы» сдал в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за I квартал текущего года. В декларации помимо первоначальных данных он отразил сумму начисленного НДС по неподтвержденному экспорту и сумму налогового вычета по реализованным товарам.

Пени

Если экспорт подтвердить не удалось, то помимо НДС организации придется заплатить пени. Причем, если потом экспортер соберет необходимые документы и вернет начисленную сумму НДС, пени все равно останутся в бюджете. Они возврату не подлежат (письмо Минфина России от 24 сентября 2004 г. № 03-04-08/73).

Ситуация: как начисляются пени за несвоевременную уплату НДС, если экспорт подтвердить не удалось

Пени начисляются в общем порядке.

Если в установленный срок организация не представит в налоговую инспекцию пакет документов, подтверждающих экспорт, то помимо НДС она должна будет заплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога (ст. 75 НК РФ).

Пени начисляются с 21-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт, и до момента уплаты налога (либо до даты подачи налоговой декларации с документами, подтверждающими право применения нулевой ставки НДС). Это объясняется так.

Если экспорт не подтвержден, товары считаются реализованными на внутреннем рынке. В этом случае моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки товаров на экспорт (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ). Следовательно, НДС по неподтвержденной экспортной операции нужно включить в расчет налоговой базы за тот период, в котором товары были отгружены. При этом сумма налога должна быть перечислена в бюджет в том же порядке, что и по товарам, реализованным в России.

Поскольку сумма налога не была перечислена в бюджет своевременно (т. к. организация планировала подтвердить право на применение ставки 0 процентов), то со дня, следующего за каждым из установленных сроков уплаты налога, ей и будут начислены пени.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 174, пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 июля 2006 г. № 03-04-15/140 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 22 августа 2006 г. № ШТ-6-03/840). Указанные письма были выпущены, когда налоговым периодом по НДС был месяц, а всю сумму налога за месяц нужно было перечислять в бюджет единовременно. Несмотря на это, приведенная в них аргументация актуальна и в настоящее время.

Главбух советует: есть аргументы, согласно которым начислять пени за просрочку уплаты НДС инспекция вправе начиная со 181-го дня после таможенного оформления товаров на экспорт. Они заключаются в следующем.

Подтверждение экспорта по истечении 180 дней

Если по истечении 180 дней организация представит в налоговую инспекцию пакет документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки, то суммы НДС, уплаченные по ставке 10 или 18 процентов, можно будет принять к вычету (п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ). Право на вычет сохраняется за организацией в течение трех лет с момента окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Ситуация: с какого момента отсчитывается трехлетний срок, в течение которого организация может возместить НДС по неподтвержденному экспорту. По истечении срока, отведенного для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов, организация не собрала необходимые документы

Отсчитывайте трехлетний срок с момента окончания квартала, в котором товары были отгружены.

Если в сроки, установленные пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ, экспортер не подтвердил право на применение ставки НДС 0 процентов, право на налоговый вычет сохраняется за ним в течение трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Это следует из положений пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ.

Порядок определения трехлетнего срока в отношении неподтвержденных экспортных операций законодательно не урегулирован. Официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют. В таких условиях организациям следует руководствоваться позицией Президиума ВАС РФ, которая отражена в постановлении от 19 мая 2009 г. № 17473/08. Из этого документа следует, что трехлетний срок, в течение которого организация может возместить НДС по неподтвержденному экспорту, нужно отсчитывать с момента окончания налогового периода, в котором товары были отгружены. В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующие аргументы.

НДС начисляется по итогам каждого налогового периода по операциям, момент определения налоговой базы которых относится к этому налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ). При отгрузке товаров на экспорт моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Если в течение 180 календарных дней с момента таможенного оформления эти документы не собраны, моментом определения налоговой базы признается день отгрузки товаров (подп. 1 п. 1, п. 9 ст. 167 НК РФ). Таким образом, если в установленные сроки организация не смогла подтвердить экспорт, трехлетний срок, отведенный ей для возмещения НДС в дальнейшем, отсчитывается с момента окончания квартала, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Следует отметить, что некоторые арбитражные суды придерживались этой точки зрения и ранее (см., например, постановления ФАС Московского округа от 4 марта 2009 г. № КА-А40/903-09 (определением ВАС РФ от 2 июля 2009 г. № ВАС-3716/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), от 13 февраля 2009 г. № КА-А40/7481-08, от 27 октября 2008 г. № КА-А40/9863-08). В то же время принимались и другие решения. Из них следовало, что трехлетний срок можно отсчитывать с момента окончания того периода, в котором истек срок представления документов, установленный пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса РФ (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г. № А66-8148/2007, от 21 февраля 2008 г. № А66-2192/2007, Московского округа от 12 сентября 2007 г. № КА-А40/9299-07). С выходом постановления Президиума ВАС РФ от 19 мая 2009 г. № 17473/08 арбитражная практика по рассматриваемой проблеме должна стать единообразной.

В бухучете вычет НДС, ранее начисленного по неподтвержденным экспортным поставкам, отразите проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– принят к вычету НДС, начисленный по ставке 10 или 18 процентов по неподтвержденной экспортной поставке.

Это следует из пункта 10 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС и пеней по неподтвержденной экспортной операции. Оплата товара производится после отгрузки. Организация собрала необходимый пакет документов до истечения трех лет после таможенного оформления товаров

12 января 2012 года ЗАО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. В этом же месяце «Альфа» приобрела партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатила приобретенный товар.

Древесина была выпущена за границу в таможенном режиме экспорта 19 января 2012 года. Оплата от финской компании поступила 24 января 2012 года. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США на даты совершения операций составлял:

  • 19 января 2012 года – 29,60 руб./USD;
  • 24 января 2012 года – 29,70 руб./USD.

Спустя 180 календарных дней (17 июля 2012 года) «Альфа» не собрала полный пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и правомерность применения нулевой ставки НДС. Поэтому бухгалтер организации начислил НДС, исходя из экспортной выручки, пересчитанной в рубли на дату отгрузки. В учете сделана запись:

Дебет 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 216 руб. (22 000 USD × 29,60 руб./USD × 18%) – начислен НДС по неподтвержденному экспорту.

После того как налог начислен, сумма «входного» НДС по реализованным товарам принимается к вычету:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС, предъявленный поставщиками»
– 90 000 руб. – принят к вычету «входной» НДС по реализованным товарам.

Выполнив расчеты, бухгалтер «Альфы» сдал в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за I квартал 2012 года. В декларации помимо первоначальных данных он отразил сумму начисленного НДС по неподтвержденному экспорту и сумму налогового вычета по реализованным товарам.

Сумма доплаты по декларации составит:
117 216 руб. – 90 000 руб. = 27 216 руб.

«Альфа» перечислила эту сумму в бюджет 20 июля 2012 года. В учете сделана проводка:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 27 216 руб. – перечислен в бюджет НДС по неподтвержденному экспорту.

По уточненной декларации эта сумма подлежит уплате в бюджет:

  • не позднее 20 апреля 2012 года – в размере 9072 руб.;
  • не позднее 21 мая 2012 года – в размере 9072 руб.;
  • не позднее 20 июня 2012 года – в размере 9072 руб.

Продолжительность просрочки составляет:

  • с 21 апреля по 19 июля 2012 года – 90 дней;
  • с 22 мая по 19 июля 2012 года – 59 дней;
  • с 21 июня по 19 июля 2012 года – 29 дней.

Ставка рефинансирования, действующая в период просрочки, составила 8 процентов.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал сумму пеней так:

9072 руб. × 1/300 × 8% × 178 дн. = 431 руб.

В бухучете начисление и уплата пеней отражены проводками:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по пеням и штрафам по НДС»
– 431 руб. – начислены пени;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по пеням и штрафам по НДС» Кредит 51
– 431 руб. – перечислена в бюджет сумма пеней.

В III квартале 2012 года «Альфа» собрала пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и право на применение нулевой ставки НДС. После этого бухгалтер сделал в учете проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– 117 216 руб. – принят к вычету НДС, начисленный ранее по неподтвержденной экспортной поставке.

В III квартале 2012 года у «Альфы» отсутствует НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов. Поэтому по итогам III квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция решила возместить организации «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

На момент принятия решения о возмещении НДС у «Альфы» не было задолженности перед бюджетом. Поэтому по заявлению организации сумма налога была перечислена на ее расчетный счет. В учете «Альфы» сделана запись:

Дебет 51 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 216 руб. – поступила на расчетный счет сумма возмещенного налога.

Уплаченная в бюджет сумма пеней организации не возвращается.

Экспорт не подтвержден в течение трех лет

Если в течение трех лет после реализации товаров собрать необходимые документы не удастся, сумму НДС по неподтвержденному экспорту нужно включить в состав прочих расходов:

Дебет 91-2 Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– списан НДС, уплаченный в бюджет по неподтвержденной экспортной поставке.

Пример отражения в бухучете операций, связанных с начислением НДС и пеней по неподтвержденной экспортной операции. Оплата товара производится после отгрузки. Организация не собрала необходимый пакет документов в течение трех лет после таможенного оформления товаров

12 января 2012 года ЗАО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. В этом же месяце «Альфа» приобрела партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатила приобретенный товар.

Древесина была выпущена за границу в таможенном режиме экспорта 19 января 2012 года. Оплата от финской компании поступила 24 января 2012 года. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США на даты совершения операций составлял:

  • 19 января 2012 года – 29,60 руб./USD;
  • 24 января 2012 года – 29,70 руб./USD.

Спустя 180 календарных дней (17 июля 2012 года) «Альфа» не собрала полный пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и правомерность применения нулевой ставки НДС. Поэтому бухгалтер организации начислил НДС, исходя из экспортной выручки, пересчитанной в рубли на дату отгрузки. В учете сделана запись:

Дебет 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 216 руб. (22 000 USD × 29,60 руб./USD × 18%) – начислен НДС по неподтвержденному экспорту.

После того как налог начислен, сумма «входного» НДС по реализованным товарам принимается к вычету:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 субсчет «НДС, предъявленный поставщиками»
– 90 000 руб. – принят к вычету «входной» НДС по реализованным товарам.

Выполнив расчеты, бухгалтер «Альфы» сдал в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за I квартал 2012 года. В декларации помимо первоначальных данных он отразил сумму начисленного НДС по неподтвержденному экспорту и сумму налогового вычета по реализованным товарам.

Сумма доплаты по декларации составит:
117 216 руб. – 90 000 руб. = 27 216 руб.

«Альфа» перечислила эту сумму в бюджет 20 июля 2012 года. В учете сделана проводка:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 27 216 руб. – перечислен в бюджет НДС по неподтвержденному экспорту.

По уточненной декларации эта сумма подлежит уплате в бюджет:

  • не позднее 20 апреля 2012 года – в размере 9072 руб.;
  • не позднее 21 мая 2012 года – в размере 9072 руб.;
  • не позднее 20 июня 2012 года – в размере 9072 руб.

Продолжительность просрочки составляет:

  • с 21 апреля по 19 июля 2012 года – 90 дней;
  • с 22 мая по 19 июля 2012 года – 59 дней;
  • с 21 июня по 19 июля 2012 года – 29 дней.

Ставка рефинансирования, действующая в период просрочки, составила 8 процентов.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал сумму пеней так:

9072 руб. × 1/300 × 8% × 178 дн. = 431 руб.

В бухучете начисление и уплата пеней отражены проводками:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по пеням и штрафам по НДС»
– 431 руб. – начислены пени;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по пеням и штрафам по НДС» Кредит 51
– 431 руб. – перечислена в бюджет сумма пеней.

В течение трех лет, начиная с 1 апреля 2012 года, «Альфа» так и не собрала пакет документов, подтверждающих факт реального экспорта и право организации на применение нулевой ставки НДС. Сумму налога, уплаченную в бюджет по неподтвержденной экспортной поставке, бухгалтер «Альфы» списал проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 19 субсчет «НДС по неподтвержденным экспортным поставкам»
– 117 216 руб. – учтен в составе прочих расходов НДС, уплаченный в бюджет по неподтвержденной экспортной поставке.

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть сумму НДС, уплаченную организацией по неподтвержденной экспортной операции

Нет, нельзя.

При расчете налога на прибыль суммы НДС, уплаченные организацией по неподтвержденной экспортной операции, не учитываются. Такие расходы экономически необоснованны, то есть не соответствуют критериям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в письмах Минфина России от 29 ноября 2007 г. № 03-03-05/258, от 17 июля 2007 г. № 03-03-06/1/498, от 22 января 2007 г. № 03-03-06/1/17.
Если в дальнейшем организация сможет подтвердить факт экспорта и уплаченная сумма налога будет возмещена, включать ее в состав доходов также не нужно (письмо Минфина России от 29 ноября 2007 г. № 03-03-05/258).

Арбитражная практика по данному вопросу неоднородна. Некоторые суды разделяют позицию Минфина России (см., например, постановления ФАС Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-136146/11-107-569 и Северо-Кавказского округа от 4 октября 2010 г. № А32-45113/2009). Однако есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность включения сумм НДС по неподтвержденному экспорту в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 января 2006 г. № Ф04-2578/2005(18865-А27-40), Ф04-2578/2005(18884-А27-40) и от 21 декабря 2005 г. № Ф04-9163/2005(18078-А45-35)).

Отчетность

В декларации по НДС сумму налога, ранее начисленную по неподтвержденной экспортной поставке, укажите в графе 4 раздела 4. При расчете НДС к уплате в бюджет (возмещению из бюджета) она уменьшает сумму НДС, начисленную с операций, облагаемых налогом по ставкам 18, 10, 18/118 или 10/110 процентов. Если разница между начисленным НДС и суммой налоговых вычетов будет положительной, ее нужно перечислить в бюджет. Если эта разница будет отрицательной, организация вправе возместить налог из бюджета. Причем если организация занимается только экспортными операциями, то принятый к вычету «входной» НДС ей возместят из бюджета в полной сумме. Это следует из статей 173 и 176 Налогового кодекса РФ и Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

О возмещении «входного» НДС см. Как возместить НДС, если сумма вычетов превысила сумму начисленн

< Предыдущая

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *