Стандарт закупок росатом

Государственная корпорация «Росатом» является юридическим лицом, обладающим статусом государственного заказчика. Такой статус обязывает данную организацию осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с положениями действующего законодательства.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Нормативная основа осуществления закупочной деятельности

Ключевое регулирование всех закупочных процессов в данной организации осуществляется с помощью Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». На основании положений данного закона происходит создание специального Единого стандарта о закупках в рамках государственной корпорации «Росатом».

В соответствии с частью 1 указанного Положения все закупки, которые осуществляются в рамках данной организации и ее дочерних подразделений, должны проводиться только в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (как ключевого нормативного акта, в соответствие с которым должны быть приведены все федеральные, региональные и локальные нормативные акты).

Так как Федеральный закон №223-ФЗ не предусматривает особых форм договора или контракта, заключаемого по итогам проведенной закупочной процедуры, то для формирования текста соглашения, которое будет подписано сторонами и размещено в Единой информационной системе в сфере государственных закупок, используются нормы права, содержащиеся в Гражданском Кодексе Российской Федерации в соответствующих частях, посвященных различным видам договоров.

Единый стандарт о закупках (Положение о закупке) можно посмотреть поссылке.

Указанный Стандарт осуществления закупок является документом, обязательным к использованию не только в самой государственной корпорации «Росатом», но также и в дочерних организациях, которые присоединились к условиям Стандарта в соответствии с положениями Статьи 2.3 указанного правового акта.

Виды предусмотренных процедур

Статья 4.2.1 Единого Стандарта о закупках предоставляет исчерпывающий перечень видов закупок, которые могут быть проведены в рамках реализации положений действующего законодательства в сфере закупок государственной корпорацией и ее дочерними организациями. При распределении тех способов закупок, которые могут быть осуществлены для заключения того или иного контракта, в рамках Стандарта осуществляется деление на заказчиков на I и II группу в зависимости от подчиненности действующим нормам законодательства: те, кто закупается по 223-ФЗ, относятся к заказчикам первой группы, кто закупается по внутренним локальным актам, созданным во исполнение указанных Федерального закона и Стандарта, относятся ко второй группе заказчиков.

К числу основных способов закупок относятся:

  • конкурс. Данный способ выбора потенциального исполнителя по контракту или договору предусматривает выбор между участниками торговой процедуры, которые предлагают те или иные критерии исполнения условий контракта на основании лучшего выполнения условий контракта. На основании специального комплекса критериев, определенных в документации о закупке, устанавливается, кто из потенциальных исполнителей предоставил наиболее выгодные условия выполнения контракта не только по цене, но и по качеству работ. Проводить данную процедуру могут как заказчики I группы, так и заказчики II группы;
  • аукцион. Этот вид закупочной процедуры используется в тех случаях, когда необходимо выбрать потенциального исполнителя по контракту на основании предложения о самой низкой цене исполнения условий контракта. При этом качество итогового результата по контракту должно соответствовать его условиям, а также условиям документации к такой закупке. Проводить аукцион могут только заказчики, которые относятся к I группе;
  • редукцион. Данная процедура является аналогичной аукциону, то есть выбор победителя осуществляется на основании имеющихся предложений по минимальной цене исполнения контракта. Однако проводить данную процедуру могут только заказчики II группы;
  • запрос предложений. Данный способ определения поставщиков или исполнителей по контракту используется в тех случаях, когда необходимо определить максимально лучшие условия исполнения контракта не только по цене, но и по совокупности других параметров, которые отражены в документации о закупке (например, если речь идет о качестве поставляемого товара или о сроках исполнения контракта и т. д.). Проводить данную процедуру могут заказчики обеих групп;
  • запрос котировок. Данный вид конкурентных процедур проводится в тех случаях, когда контракт надо заключить достаточно быстро (от пяти до десяти рабочих дней), а единственным критерием по отбору потенциальных исполнителей является снижение начальной максимальной цены контракта. Однако по условиям Стандарта предельная начальная максимальная цена закупки не может превышать десять миллионов рублей на одну закупку. Право проведения данной процедуры дано заказчикам обеих групп.

Выбор той или иной формы закупочного мероприятия происходит на основании нескольких параметров:

  • начальная максимальная цена проводимой закупочной процедуры, определенная по итогам специальных расчетов (деление происходит по следующим параметрам: до 10 миллионов рублей, от 10 до 20 миллионов рублей, свыше 20 миллионов рублей);
  • предмет закупки. В соответствии с Таблицей 2 Статьи 4.2.1 Стандарта выбор должен осуществляться на основании анализа и начальной максимальной цены, и на основании предмета закупки, так как только в сочетании этих положений может быть определен тот способ определения исполнителя, который будет считаться законным.

Таблица 3 указанной статьи предоставляет также перечень оснований, по которым происходит выбор по формам закупок. В соответствии с этой таблицей в государственной корпорации «Росатом» используются следующие формы закупок:

  • открытая, которая может быть использована для выбора поставщика или исполнителя по контракту вне зависимости от вида процедуры, если речь идет о конкурентных способах;
  • закрытая, по которым перечень оснований для выбора данной формы определяется в соответствии с действующими нормами законодательства, в том числе если речь идет о нераспространении информации, попадание которой в открытый доступ может негативным образом сказаться на безопасности государства;
  • электронная, которая может проводиться в отношении всех конкурентных видов закупок за исключением случаев, когда использование такой формы запрещено законом;
  • неэлектронная, проводимая в отношении ограниченного круга закупок. Основания для выбора неэлектронной формы содержатся в части 4 Таблицы 3 указанной выше статьи Стандарта;
  • многоэтапная, проведение которой обусловлено невозможностью однозначного определения условий или требований к закупаемой продукции заказчиком, в результате чего отбор проводится в несколько этапов на основании соответствующим образом оформленного решения руководящих органов заказчика. Проведение многоэтапной закупки возможно как в закрытой, так и в открытой форме;
  • многолотовая. Данная форма используется в тех случаях, когда возникает необходимость по каждому из представленных в документации к закупке лотов выбрать отдельного победителя и заключить с ним отдельный контракт;
  • централизованная, предусматривающая проведение закупки в соответствии с приказами и иными нормативными актами высших руководящих органов государственной корпорации. В этом случае и форма проводимой закупки, и закупаемая продукция проходят централизованное утверждение в высших руководящих органах или у генерального директора корпорации.

Статьей 4.2.2 Единого Стандарта предусмотрен также вариант проведения закупки у единственного поставщика.

Чаще всего таким образом происходят закупки, которые предусмотрены для прямых или упрощенных форм, однако, бывают случаи применения такого типа закупок, если в конкурентной закупке участвует сам производитель товара или услуги либо лицо, обладающее исключительными правами на закупаемый товар или услугу по факту его производства.

Где искать и участвовать в закупках «Росатома»

Все свои закупки, которые будут проведены для того, чтобы обеспечить нужды государственной корпорации «Росатом», данная организация размещает на специальном сайте. На данном сайте можно ознакомиться со всеми закупками, которые проводятся в корпорации и ее дочерних предприятиях, а также по каждой из таких закупок получить максимально подробные сведения об условиях участия в них на основании документации о таковых. Поиск закупок на данном сайте является бесплатным.

Бесплатным образом можно осуществлять поиск наиболее оптимальных тендеров и на сайте Единой информационной системы, где имеется специальный функционал по поиску проводимых конкурентных закупок вне зависимости от того, по какому правовому основанию они осуществляются.

Все закупки, которые носят конкурентный характер, «Росатом» проводит на официально аккредитованных электронных торговых площадках. Информацию о том, на какой площадке проводится та или иная закупка, можно почерпнуть из документации к закупке и извещении о ее проведении. В число основных площадок, которые в настоящее время используются государственной корпорацией, входят:

  • «Единая электронная торговая площадка»;
  • «Центр электронных торгов»;
  • электронная торговая площадка «Фабрикант».

Принять участие на указанных электронных торговых площадках может любой потенциальный исполнитель по контракту, который имеет аккредитацию на ней и в Единой информационной системе.

Если необходимо не только найти тендер, проводимый «Росатомом», но и определить, какие поставщики помогут исполнить контракт в срок, а также понять, какие шансы есть на получение конкретного контракта, можно воспользоваться платными поисковыми системами, например, «Контур.Закупки» или «Тендерплан».

Доступ к каждой из таких поисковых систем может быть тестовым (ограниченный по времени, бесплатный) либо платным с предоставлением всего функционала при оплате максимального тарифа.

Как правильно искать закупки

В случае если речь не идет о закрытых формах закупок, то государственная корпорация «Росатом» должна размещать в соответствии с требованиями действующего законодательства все свои тендеры на сайте Единой информационной системы. Как уже говорилось выше, данная система является бесплатным вариантом поиска проводимых закупок, что позволило ей стать одним из наиболее популярных способов закупок. С этим связан и достаточно простой для поиска функционал сайта, что позволяет найти необходимую закупку, совершив следующие действия:

  • если известно точное наименование проводимой закупки в части ее предмета, можно воспользоваться строкой поиска, расположенной на главной странице портала;
  • после обработки запроса формируется перечень доступных закупок, в которых может принять участие потенциальный исполнитель. На первой странице открывшегося списка содержатся параметры, по которым можно осуществить частичную фильтрацию сформированного списка;
  • в случае если произведена фильтрация, то список сокращается, и в нем уже отображаются закупки, которые точно соответствуют запросу;

  • при необходимости параметры поиска можно уточнить, отразив также и те этапы, на которых в настоящее время находятся проводимые закупочные процедуры;
  • итогом становится список, который уже более точно отражает все имеющиеся закупки «Росатома».

Итоговый список при строгом соответствии слов поискаИтоговый список при нестрогом соответствии слов поиска

Что нужно, чтобы принять участие

Для того чтобы принять участие в проводимых закупочных мероприятиях государственной корпорации «Росатом», необходимо выполнить следующие действия:

  • подобрать тот тендер, который подходит по условиям для исполнения данным поставщиком, в том числе в части сроков его исполнения и используемой процедуры определения исполнителя;
  • подать на него заявку в соответствии с правилами, установленными документацией к такой закупке;
  • в случае одобрения поданной заявки принять участие в собственно торгах путем предоставления своих предложений относительно стоимости исполнения контракта и качества его исполнения (в соответствии с требованиями документации или выше таковых);
  • дождаться результатов подведения итогов проводимой закупки и в случае положительного решения комиссии заказчика – подписать предложенный проект контракта.

Подаваемая заявка на участие должна содержать те документы, перечень которых предусмотрен в извещении о закупке и документации к ней. К числу основных документов относятся:

  • копии уставных документов на организацию-участника закупок, в том числе Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее, чем за шесть месяцев до проведения закупки;
  • копии документов о назначении на должности руководителей организации или уполномоченных лиц на представление интересов организации во время проведения закупочных мероприятий (в том числе в случае наличия – копия доверенности на уполномоченного представителя организации);
  • согласие на проведение закупки на условиях, сформированных заказчиком в документации о закупке;
  • в том случае, если по условиям закупки требуется предоставление документов на одобрение крупной сделки, потребуется также предоставить декларацию об одобрении такой крупной сделки;
  • декларация о ненахождении организации-потенциального исполнителя по контракту в Реестре недобросовестных поставщиков ввиду ненадлежащего исполнения ранее заключенных контрактов (предоставление данной декларации является необязательной, с точки зрения требования действующего законодательства, однако, в случае наличия данного положения в документации о закупке такой документ придется предоставить);
  • справка или иная форма декларации, которая подтверждает отсутствие судимости у руководителя организации и его ответственных должностных лиц из числа бухгалтерии (например, у главного бухгалтера) по экономическим преступлениям, связанным с государственными закупками;
  • документы, подтверждающие факт того, что в отношении организации не проводятся ликвидационные мероприятия или мероприятия по признанию ее банкротом.

Иные документы, которые могут потребоваться, должны быть предоставлены в заявке в те сроки, которые указаны в документации о проводимой закупке. В случае отсутствия таких документов комиссия вправе отклонить ее и не допустить для дальнейшего участия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Поставщикам

Строительство атомных энергоблоков в России и за рубежом обеспечивает большой объем заказов оборудования и услуг для предприятий машиностроения, строительно-монтажного комплекса, поставщиков техники. Ежегодно предприятия Росатома закупают продукцию на сотни миллиардов рублей. В 2019 году организациями атомной отрасли, к примеру, запланировано проведение закупок конкурентным способом на 912,2 млрд рублей.

Именно от поставщиков во многом зависит качество и надежность работы объектов атомной энергетики, поэтому в Госкорпорации «Росатом» создана и функционирует открытая, понятная и прозрачная система закупок. Большая работа была проведена по разработке единых правил закупок, автоматизации закупочной деятельности для перехода на электронные торги, выстраиванию собственной системы обучения. В основе созданной системы лежат шесть принципов: соответствие законодательству и базовым принципам организации бизнеса, высокие требования к качеству продукции и оптимальность стоимости, прозрачность деятельности и использование антикоррупционных механизмов. Сегодня свыше 370 организаций Росатома работают по единым правилам — Единому отраслевому стандарту закупок (Положение о закупке Росатома). В настоящее время 99% закупок предприятий атомной отрасли проводятся в электронной форме, что тоже способствует повышению прозрачности деятельности. Ежегодно с Росатомом сотрудничают 24 тыс. поставщиков. В среднем в крупных закупках организаций атомной отрасли принимают участие порядка семи компаний.

Госкорпорация «Росатом» заинтересована в сотрудничестве с надежными и ответственными поставщиками, как среди крупных производственных предприятий и строительных компаний, так и среди организаций малого и среднего предпринимательства. Система закупок Госкорпорации «Росатом» основана на применении открытых конкурентных процедур закупок, которые регулируются действующей нормативно-законодательной базой Российской Федерации. Закупки за счет бюджетных средств осуществляются в соответствии с федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закупочные процедуры за счет собственных и внебюджетных средств осуществляются в соответствии с законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выстроенная система закупочной деятельности Росатома имеет свою специфику и особенности, ознакомиться с которыми можно самостоятельно на сайте размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг предприятий атомной отрасли или пройти обучение по специальному курсу в АНО «Академия Росатома».

Программа закупок (ГПЗ)

Закупки

Электронные закупки

Документы

Контроль и арбитраж

Центральный арбитражный комитет

Малый и средний бизнес

Обучение

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *