Ст 5 169

Содержание

>
Ст. 169 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 169 НК РФ

Ст. 169 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 169 НК РФ рассказывает о счете-фактуре — документе, неразрывно связанном с НДС. Новшества, дополняющие и упрощающие ее применение, вносятся в статью постоянно, но количество вопросов при этом не снижается.

Когда создается счет-фактура (п. 3 ст. 169 НК РФ)?

Какого вида документ выбрать?

Что статья 169 НК РФ (пп. 5, 5.1 и 5.2) относит к важным данным?

Какие дефекты сделают документ негодным?

Какие дефекты не критичны?

Когда документ составляется с прочерками?

У кого по ст. 169 НК РФ (п. 6) есть право подписи?

В течение какого срока делается счет-фактура?

В чем изюминка документа подразделения?

Что выделяет счет-фактуру ИП?

В какой форме может существовать счет-фактура?

Когда создается счет-фактура (п. 3 ст. 169 НК РФ)?

Согласно тексту п. 3 статьи 169 НК РФ 2017 года счет-фактуру надо оформить:

  • Плательщикам налога по операциям, расцененным как налогооблагаемые (ст. 146 НК РФ).
  • Лицам, имеющим освобождение по ст. 145 и 145.1 НК РФ (п. 5 ст. 168 НК РФ).
  • Налоговым агентам по покупкам на территории России у зарубежных поставщиков (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ) или при пользовании госимуществом (п. 3 ст. 161 НК РФ).

О том, кто такие налоговые агенты по НДС, как они уплачивают налог, представляют декларацию и отражают данные в учете, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Об особенностях вычета по НДС при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг) вы можете прочитать в статье «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Когда при покупке или аренде имущества можно получить статус налогового агента, читайте в статье «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • Плательщикам НДС по поступившим авансам и при изменении цены или объема уже произведенной отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ).
  • Неплательщикам НДС при продаже от своего имени или при перевыставлении счетов-фактур (пп. 1 и 3.1 ст. 169 НК РФ).

Не нужно оформлять этот документ:

  • По необлагаемым операциям и объектам (ст. 146 и 149 НК РФ). Это не требуется и налоговым агентам (письмо Минфина России от 19.03.2014 № 03-07-09/11822).
  • Неплательщикам НДС, являющимся таковыми по п. 3 ст. 143 НК РФ.
  • Спецрежимникам (п. 3 ст. 346.1, пп. 2 и 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ). Это касается, в том числе их продаж через посредников (письмо Минфина России от 31.05.2011 № 03-07-11/152).
  • С 01.01.2017 — иностранным организациям, которые подлежат постановке на учет в связи с оказанием интернет-услуг физическим лицам (п. 3.2 ст. 169 НК РФ).

Возможно не составлять документ:

  • При розничной продаже за наличку по чеку кассы или иному документу, его заменяющему (п. 7 ст. 168 НК РФ).
  • Письменном согласовании этого обстоятельства с покупателем, который не платит НДС (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Не потребуется тогда и составление документов на авансы (письмо Минфина России от 16.03.2015 № 03-07-09/13808). При этом продавец не лишается возможности оформить документ в единственном экземпляре (письмо Минфина России от 09.10.2014 № 03-07-11/50894).
  • Поступлении авансов по договорам на работы с длительным циклом, по продажам по ставке 0%, по операциям и объектам, которые не облагаются НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Какого вида документ выбрать?

Видов счетов-фактур несколько:

  • на продажу, к которому также относится перевыставляемый посредником документ;
  • на аванс;
  • корректировочный, который составляют при произошедшем после отгрузки изменении цены или количества;
  • исправительный, оформляемый при выявлении существенных технических ошибок в первых 3 видах документов.

Об исправлении счетов-фактур читайте в статье «Ошиблись в счете-фактуре – что и как исправлять».

Установленные формы бланка документа и порядок их заполнения содержит постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. При этом документы на продажу, аванс и исправительный к ним составляются на одном и том же бланке. Отличает их только набор обязательных для заполнения реквизитов.

Корректировочный же счет-фактура и исправительный к нему имеют особую форму в связи с необходимостью указания разниц, отражающих вносимые изменения. Кроме того, при совпадении параметров изменяемых позиций корректировочный документ может быть составлен одновременно по нескольким выставленным ранее документам (п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

С 01.10.2017 применяются новые формы счетов-фактур. Скачать их вы можете на нашем сайте.

Скачать форму счета-фактуры

Скачать форму корректировочного счета-фактуры

Что статья 169 НК РФ (пп. 5, 5.1 и 5.2) относит к важным данным?

В зависимости от вида счета-фактуры информация, обязательная для его заполнения, складывается из определенного набора показателей. При этом во всех них должны присутствовать:

  • Реквизиты (номер и дата).
  • Сведения о продавце и покупателе: название, ИНН, адрес. С 01.10.2017 адрес приводится в соответствии с данными ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием всех его элементов (до 01.10.2017 адрес указывался согласно учредительным документам (письмо Минфина России от 28.01.2015 № 03-07-09/2992).
  • Валюта, в которой отражены цифры документа.
  • Однозначное наименование объекта продажи.
  • Общая стоимость продажи без налогов и с налогами, величина налогов, ставка НДС, если налог есть.
  • Подписи лиц, на которых возложено такое право.

Могут отсутствовать:

  • КПП продавца и покупателя (постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 № КА-А40/1164-10, Центрального округа от 27.01.2010 № А35-3983/07-С21).
  • Информация о грузоотправителе и грузополучателе при реализации услуг и поступлении авансов. В документе, составленном одновременно на продажу товара и услуг, эти данные обязательны (письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-07-09/51). Данные платежного документа при оформлении продажи, если ей не предшествовало получение авансового платежа. Для счета-фактуры, оформляемого на аванс, этот реквизит обязателен (подп. 3 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Допустимо указание номера, содержащего только последние 3 цифры (письмо Минфина России от 19.09.2014 № 03-07-09/46986).
  • Данные, связанные с единицей измерения (количество), если единица измерения не определена (п. 5 ст. 169 НК РФ).
  • Величина налогов и ставка НДС, если налоги отсутствуют. Лица, освобождаемые от НДС, но не от обязанности оформления счета-фактуры, в местах, отведенных для информации об НДС, пишут: «Без НДС» (подп. «ж», «з» п. 2 Правил заполнения счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
  • Данные об иностранном происхождении товара, если он произведен в РФ. С 01.10.2017 приводятся данные о стране происхождения товаров и регистрационный номер таможенной декларации (до 01.10.2017 указывался не регистрационный номер таможенный декларации, а номер таможенной декларации). См. также «Регистрационный номер таможенной декларации — в счете-фактуре теперь должен быть именно он».

При поступлении из нескольких стран приводятся данные по всем ним (письмо Минфина России от 23.04.2015 № 03-07-08/23285), а если определить страну ввоза оказывается невозможным, эти сведения могут отсутствовать (письмо Минфина России от 05.02.2015 № 03-07-09/4572).

См. также «Как заполнить ГТД в счете-фактуре на товар, который после ввоза переупаковывается?».

Об ошибках в заполнении счета-фактуры, которые не приводят к отказу в вычете НДС, читайте в статье «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Кроме того, в документах определенного вида необходимо указать следующую дополнительную информацию:

  • В документах посредников — данные об агенте, которые рекомендуется приводить под строкой данных о идентификаторе госконтракта, чтобы не менять основную последовательность реквизитов (письмо Минфина России от 20.07.2012 № 03-07-09/87).
  • В корректировочном документе — реквизиты документа (или документов), которых касается изменение цены или количества (подп. «б») п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).
  • В исправительном документе — данные об исправляемом документе (подп. «б») п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, подп. «б» п.1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства № 1137).

Какие дефекты сделают документ негодным?

Непригоден для вычета (п. 2 ст. 169 НК РФ) документ, в котором:

  • сведения о лицах, указанных в нем, отсутствуют или принципиально неверны;
  • невозможно однозначно определить объект продажи;
  • отсутствуют или приведены с ошибками стоимость продажи, ставка и величина налога (письма Минфина России от 19.04.2017 № 03-07-09/23491, от 18.09.2014 № 03-07-09/46708, от 30.05.2013 № 03-07-09/19826);

См. также «Арифметическая ошибка в счете-фактуре лишит вычета».

  • отсутствует или неправильно указана валюта (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03-07-08/68).

Какие дефекты не критичны?

Допускаются дефекты, не мешающие достоверному определению основных данных, внесенных в документ (п. 2 ст. 169 НК РФ):

  • Явные опечатки в сведениях о лицах, отраженных в нем (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-11/130).
  • Отсутствие номера документа, его указание с нарушением порядка или при наличии символов, не установленных правилами заполнения (письмо Минфина России от 22.05.2012 № 03-07-09/59, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2013 № А21-3191/2012, постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2013 по делу № А14-7612/2011).
  • Отсутствие или указание с ошибками кодов показателей (письма Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-09/27, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@, от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@), а также когда в качестве страны происхождения российских товаров отмечена РФ (письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-07-13/01-01).
  • Ошибки в сведениях о ГТД (письмо УФНС России по г. Москве от 08.11.2013 № 16-15/116169@, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.07.2015 № Ф08-2928/2015 по делу № А01-1401/2014, постановление ФАС Московского округа от 28.02.2013 по делу № А40-56451/12-20-314).
  • Пустые графы вместо прочерков в них или проставление прочерков вместо записи об отсутствии акцизов (письмо Минфина РФ от 18.04.2012 № 03-07-09/37).
  • Неточные (с пропуском промежуточных документов) ссылки на исправляемый или корректируемый документ (письмо ФНС России от 10.12.2012 № ЕД-4-3/20872@).
  • Подписание разных экземпляров одного документа разными лицами (письма Минфина России от 27.06.2017 № 03-07-05/40316, от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/13161@).
  • Внесение в документ дополнительных реквизитов или проставление печати (письма Минфина России от 16.06.2014 № 03-07-09/28664, от 10.04.2013 № 03-07-09/11863,).

Подробнее о печати читайте в статье .

Когда документ составляется с прочерками?

Прочерк в соответствующем месте счета-фактуры используется, если нет данных для проставления показателя (постановление № 1137). Например, наличие прочерков оправдано при составлении документов:

  • По авансам, услугам, продаже прав, для которых не указываются грузоотправитель и грузополучатель и могут отсутствовать сведения о единице измерения и связанных с ней количестве и цене (письмо УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № 16-15/22629).
  • По объектам продажи, созданным (переработанным) в РФ, или тем, для которых невозможно указать страну их происхождения (письма Минфина России от 15.08.2013 № 03-07-08/33247, от 26.12.2014 № 03-07-08/67893).
  • По товарам из Таможенного союза, при ввозе из которого ГТД не оформляют и в связи с этим не нужны сведения о месте происхождения (письма Минфина России от 12.09.2012 № 03-07-14/88, от 25.07.2012 № 03-07-13/01-43).
  • По товарам из Европейского союза, для которого не существует особого кода, и тогда при наличии наименования союза в качестве страны прочерк будет присутствовать по графе ее кода (письма Минфина России от 19.07.2012 № 03-07-09/68, ФНС России от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705@).

У кого по ст. 169 НК РФ (п. 6) есть право подписи?

Счет-фактуру, созданный на бумаге, подписывают:

  • От фирмы — руководитель и главбух или иные лица (или одно лицо), имеющие доверенность. Для главбуха доверенность не нужна (письмо Минфина России от 21.10.2014 № 03-07-09/53005). При использовании доверенности реквизиты этого документа отмечаются рядом с расшифровкой подписи. Расшифровкой служат фамилия и инициалы (письмо Минфина России от 10.04.2013 № 03-07-09/11863). Можно привести также должность доверенного лица (письмо Минфина России от 23.04.2012 № 03-07-09/39).
  • За ИП — сам ИП или его представитель по доверенности.

Допускается подписание разных экземпляров одного и того же документа разными лицами, если это обусловлено особенностями документооборота продавца (письма Минфина России от 03.07.2013 № 03-07-15/25437, ФНС России от 19.07.2013 № ЕД-4-3/13161@).

Использование факсимильных подписей неприемлемо (письмо Минфина России от 27.08.2015 № 03-07-09/49478).

Для подписи электронного документа применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (п. 6 ст. 169 НК РФ) одного из следующих лиц:

  • руководителя фирмы;
  • ИП;
  • уполномоченного лица.

В течение какого срока делается счет-фактура?

Счет-фактуру составляют (выставляют) не позже 5-го календарного дня (п. 3 ст. 168 НК РФ в согласовании с п. 2 ст. 6.1 НК РФ), следующего за событием, с которым он связан:

  • за отгрузкой;
  • получением аванса;
  • согласованием факта изменения цены или количества уже реализованного товара.

Если последний день этого срока выпадает на выходной день, его окончание переносится на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Обычно счет-фактура оформляется на каждое событие отдельно, но возможно составление одного документа на все отгрузки, сделанные в адрес 1 покупателя за 1 день (письмо Минфина России от 02.05.2012 № 03-07-09/44).

Если отгрузка происходит в непрерывном режиме (энергоресурсы или аренда), то документ допустимо оформить 1 раз за весь месяц или квартал (письма Минфина России от 22.04.2015 № 03-07-09/22983, 25.06.2008 № 07-05-06/142, от 17.02.2009 № 03-07-11/41).

Оформление счета-фактуры датой, превышающей 5-дневный срок, не должно повлечь проблемы с вычетом у покупателя (письмо Минфина России от 25.01.2016 № 03-07-11/2722, постановление ФАС Поволжского округа от 15.04.2014 по делу № А65-11811/2013).

В чем изюминка документа подразделения?

Документы, оформляемые подразделениями, имеют следующие особенности:

  • Их номер содержит указание (через дробь) на номер подразделения (п. 1 Правил заполнения счетов-фактур, п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).
  • В качестве продавца указывается основная фирма, но с КПП подразделения (см. письмо Минфина России от 18.05.2017 № 03-07-09/30038). При этом при продаже в страны Таможенного союза допустимо указание КПП основной фирмы (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/13250@).
  • В качестве грузоотправителя указывается тот, кто фактически отгрузил товар, в том числе это может быть подразделение (письма Минфина России от 03.06.2014 № 03-07-15/26524, ФНС России от 08.07.2014 № ГД-4-3/13250@).

Если подразделение выступает как покупатель, то особенности оформления документов для него таковы (письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, от 03.06.2014 № 03-07-15/26524,, от 13.04.2012 № 03-07-09/35):

  • В качестве покупателя указывается основная фирма, но с КПП подразделения.
  • В качестве грузополучателя указывается тот, кто фактически получает товар, — основная фирма или подразделение.

Что выделяет счет-фактуру ИП?

В документе, составленном ИП, особенными будут такие данные:

  • В качестве наименования продавца, а при необходимости и грузоотправителя приводится Ф. И. О. индивидуального предпринимателя.
  • В качестве адреса продавца для ИП указывается его место жительства, указанное в ЕГРИП.
  • КПП, не присваиваемый ИП, в счете-фактуре не отражается никогда.
  • Дополнительно приводятся данные свидетельства о госрегистрации ИП. Можно указать ОГРНИП в дополнительной строке после подписи ИП.

В какой форме может существовать счет-фактура?

У счета-фактуры есть две формы (п. 1 ст. 169 НК РФ):

  • Бумажная, которую, как правило, составляют в 2 экземплярах и хранят соответственно у продавца и покупателя.
  • Электронная, для применения которой нужны необходимые технические средства и согласие контрагента. Хранится она в электронном виде (письмо ФНС России от 06.02.2014 № ГД-4-3/1984@). При этом не запрещается оформление бумажных документов (письмо Минфина России от 12.09.2013 № 03-07-09/37682), но тогда их электронный вариант покупателю повторно не направляется (письмо ФНС России от 17.06.2013 № ЕД-4-3/10769).

С 07.05.2016 по 30.06.2017 электронный счет-фактуру можно было создать как в формате, утвержденном приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ , так и формате, утвержденном приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@. С 01.07.2017 электронный счет-фактура создается только в формате, утвержденном приказом № ММВ-7-15/155@.

В соответствии с постановлением Правительства от 19.08.2017 № 981 форма счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры изменяется с 01.10.2017, и, следовательно, можно ожидать изменения формата представления этих документов в электронном виде. Однако на момент подготовки настоящей статьи новый формат электронного счета-фактуры еще не утвержден.

О порядке заполнения счета-фактуры по форме, применяемой с 01.10.2017, читайте в статье «Как заполнить новую форму счета-фактуры с октября 2017 года?».

Полученный в электронной форме счет-фактуру по запросу ИФНС можно представить на проверку через ТКС (письмо ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871).

Является ли нарушением положений п. 6 ст. 169 НК РФ отсутствие расшифровки подписи (указания после подписи Ф.И.О.) (п. 6 ст. 169 НК РФ)?

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При этом требования о расшифровке подписи Налоговый кодекс РФ не содержит. Кроме того, в абз. 3 п. 2 ст. 169 НК РФ говорится, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. п. 5, 6 данной статьи, не является основанием для отказа в вычете.

Требование о расшифровке подписи содержится в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В нем приведена форма счета-фактуры, в которой среди ее реквизитов указана расшифровка подписи.

С 01.01.2010 вступили в силу изменения, внесенные в п. 2 ст. 169 НК РФ, согласно которым ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товара (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также ставку налога, не являются основанием для отказа в вычете НДС.

По данному вопросу существует две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что в счете-фактуре должны быть расшифрованы подписи. Нарушение этих требований влечет отказ в вычете. Эта позиция подтверждается некоторыми судебными решениями и отдельными авторами.

Есть судебные решения, в соответствии с которыми расшифровка подписи не является обязательной. Эту же точку зрения поддерживают и некоторые авторы.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Необходимо расшифровать подпись в счете-фактуре

Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-04-09/1

Разъясняется, что в счетах-фактурах после подписи необходимо указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо УФНС России по г. Москве от 14.06.2007 N 19-11/055846

Письмо УФНС России по г. Москве от 09.03.2005 N 19-11/14768

Консультация эксперта, 2008

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2006

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.01.2010 по делу N А19-3597/08

Суд указал, что в счетах-фактурах, оформленных после 02.03.2004, указание расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера является обязательным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2007 N А19-11894/06-9-30-Ф02-229/07-С1 по делу N А19-11894/06-9-30

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2006 N А78-4681/05-С2-17/324-Ф02-718/06-С1 по делу N А78-4681/05-С2-17/324

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2006 N А19-21862/05-20-Ф02-6822/05-С1

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.10.2006, 27.09.2006 N Ф03-А24/06-2/3260 по делу N А24-615/06-08

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2006, 24.05.2006 N Ф03-А59/06-2/1792 по делу N А59-1211/05-С19(С24)

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4023

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.07.2005 по делу N А55-7822/04-44

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.03.2007 N Ф08-724/07-295А по делу N А-32-38966/2005-19/515

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.04.2006 N Ф08-1493/2006-630А по делу N А63-2499/2005-С4

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2006 N Ф08-802/2006-365А по делу N А32-10066/2005-33/291

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.03.2006 N Ф08-646/2006-299А по делу N А25-960/2005-12-11

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.02.2006 N Ф08-6517/2005-93А по делу N А53-5954/2005-С6-48

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6187/2005-2449А

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.12.2005 N Ф08-4941/2005-1955А по делу N А63-11296/2004-С4

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2005 N Ф08-5427/2005-2147А по делу N А25-1751/2002-9-3

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 по делу N А65-10698/2008

Суд указал, что отсутствие расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера является нарушением п. 6 ст. 169 НК РФ, поэтому применение вычета неправомерно.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2008 по делу N А57-6588/07-35-28

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.11.2006 N Ф08-5681/2006-2364А по делу N А63-20511/2005-С4

Суд указал, что требование о расшифровке подписи обусловлено необходимостью подтвердить, что счет-фактура подписан надлежащим лицом. Поэтому нерасшифровка подписи в счете-фактуре является основанием для отказа в вычете.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2006 N Ф08-5461/2006-2278А по делу N А63-330/2005-С4

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6151/2005-2439А

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6187/2005-2449А

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2010 по делу N А66-10057/2009

Суд отказал налогоплательщику в вычете в том числе и по тому основанию, что в счете-фактуре отсутствовала расшифровка подписи уполномоченного лица.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2009 по делу N А56-874/2008

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.04.2010 по делу N А15-2130/2008

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.04.2010 по делу N А15-2128/2008

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2007 N Ф08-1671/2007-717А по делу N А53-10794/2006-С6-47

Суд указал, что ст. 169 НК РФ прямо не устанавливает наличия такого реквизита, как расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера. Само по себе отсутствие расшифровок подписей на счете-фактуре не является безусловным основанием к отказу в вычете НДС. При этом в совокупности с другими обстоятельствами отсутствие таких расшифровок может свидетельствовать о недостоверности счета-фактуры как документа, подтверждающего право на вычет.

Статья: О порядке оформления счетов-фактур, ведения книг покупок и книг продаж («Налоговый вестник», 2007, N 3)

По мнению автора, отсутствие в счете-фактуре расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера или лиц, уполномоченных на то приказом по организации или доверенностью от ее имени, не соответствует требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Оформление счетов-фактур и ведение книг покупок и книг продаж (Начало) («Финансовая газета. Региональный выпуск», 2007, N 2)

Консультация эксперта, 2006

Автор разъясняет, какие должности следует указывать при оформлении подписей на счетах-фактурах. По вопросу об обязательности расшифровки подписей на счетах-фактурах автор приводит позицию Минфина России, согласно которой расшифровка служит цели идентификации лиц, фактически подписывающих счета-фактуры.

Статья: Что нужно знать о счете-фактуре продавцу и покупателю («Российский налоговый курьер», 2005, N 21)

Автор указывает: несмотря на то что в Налоговом кодексе не указано, что все подписи должны сопровождаться расшифровкой, требование о расшифровке подписей является общим требованием к оформлению документов.

Позиция 2. Отсутствие расшифровки подписи не является основанием для отказа в вычете

Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2010 N КА-А40/7999-10 по делу N А40-113944/09-33-828

Суд указал, что в ст. 169 НК РФ не содержится требований об обязательной расшифровке подписей лиц, выдавших счета-фактуры. Поэтому отсутствие расшифровки подписей не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Аналогичный вывод содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2005 N А19-5096/04-30-Ф02-5821/04-С1

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2008 N Ф04-4397/2008(8244-А46-26) по делу N А46-6649/2007

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2008 N Ф04-2804/2008(4613-А81-42) по делу N А81-3407/2007

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2007 N Ф04-7715/2007(39890-А27-34) по делу N А27-2785/2007-2

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2007 N Ф04-7329/2007(39369-А27-14) по делу N А27-1881/2007-5

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2006 N Ф04-8290/2006(29250-А46-42) по делу N 16-943/05

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3482/2006(23428-А27-25) по делу N А27-22152/05-6

Постановление ФАС Московского округа от 29.03.2010 N КА-А40\2482-10 по делу N А40-68040/08-80-270

Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2009 N КА-А40/7549-09 по делу N А40-95810/08-139-457

Постановление ФАС Московского округа от 30.04.2009 N КА-А40/3378-09 по делу N А40-54083/08-151-213

Постановление ФАС Московского округа от 20.04.2009 N КА-А41/2882-09 по делу N А41-3326/08

Постановление ФАС Московского округа от 10.12.2008 N КА-А40/10867-08 по делу N А40-32042/07-114-181

Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2008 N КА-А40/6969-08 по делу N А40-51404/07-20-307

Постановление ФАС Московского округа от 29.10.2008 N КА-А40/10155-08 по делу N А40-6953/08-116-19

Постановление ФАС Московского округа от 17.09.2008 N КА-А40/8776-08 по делу N А40-22377/07-118-108

Постановление ФАС Московского округа от 24.03.2008 N КА-А40/1988-08 по делу N А40-22752/07-33-132

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2007 N КА-А40/7474-07 по делу N А40-70513/06-99-337

Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007, 10.08.2007 N КА-А40/7741-07 по делу N А40-70510/06-75-414

Постановление ФАС Московского округа от 07.06.2007, 09.06.2007 N КА-А41/4992-07 по делу N А41-К2-13624/06

Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2007, 01.06.2007 N КА-А41/4816-07 по делу N А41-К2-11212/06

Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2007, 16.04.2007 N КА-А40/2440-07 по делу N А40-56286/06-140-353

Постановление ФАС Московского округа от 04.12.2006 N КА-А40/11796-06 по делу N А40-16507/06-129-127

Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2006 N КА-А41/7230-06-п по делу N А41-К2-5430/05

Постановление ФАС Московского округа от 27.07.2006, 31.07.2006 N КА-А41/6896-06 по делу N А41-К2-19578/05

Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2006 N КА-А40/5906-06

Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2006 N КА-А40/4806-06 по делу N А40-72434/05-128-612

Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2006 N КА-А41/4659-06 по делу N А41-К2-11364/05

Постановление ФАС Московского округа от 10.05.2006, 02.05.2006 N КА-А40/3558-06 по делу N А40-48154/05-139-391

Постановление ФАС Московского округа от 12.04.2006, 10.04.2006 N КА-А41/2703-06 по делу N А41-К2-404/05

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2010 по делу N А72-2522/2009

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2010 по делу N А72-3307/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.10.2009 по делу N А57-23757/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 по делу N А06-6857/07

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.09.2008 по делу N А65-5223/08

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2008 по делу N А12-9778/07

Постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2007 по делу N А55-15706/06 (Определением ВАС РФ от 07.02.2008 N 281/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 по делу N А06-6087/2006-13

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.12.2006 по делу N А55-4993/06-43 (Определением ВАС РФ от 19.03.2007 N 2556/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.11.2006 по делу N А55-2953/2006-39 (Определением ВАС РФ от 19.03.2007 N 2504/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.10.2006 по делу N А55-37261/05-54

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.09.2006 по делу N А55-37260/05 (Определением ВАС РФ от 16.01.2007 N 16017/06 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.07.2006 по делу N А55-12261/2005

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.04.2006 по делу N А55-15666/2005-31

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2006 по делу N А65-32425/2005-СА1-32

Постановление ФАС Поволжского округа от 13.04.2006 по делу N А65-9575/2005-СА2-34

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2006 по делу N А65-32362/2005

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2006 по делу N А55-11295/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2008 по делу N А42-822/2007

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2008 по делу N А05-6472/2007 (Определением ВАС РФ от 21.05.2008 N 6297/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2007 по делу N А56-20974/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2007 по делу N А56-34683/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2007 по делу N А56-32005/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2006 по делу N А42-9654/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2006 по делу N А05-6308/2006-29 (Определением ВАС РФ от 14.03.2007 N 2970/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 по делу N А44-1084/2006-9

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2006 по делу N А56-825/2006 (Определением ВАС РФ от 13.03.2007 N 1028/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2006 по делу N А21-1406/2006

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2006 по делу N А56-53585/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2006 по делу N А56-17711/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 по делу N А56-7972/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А44-250/2005-9

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.08.2005 N А66-113/2005

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.10.2009 по делу N А32-1512/2009-63/35

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.12.2008 N Ф08-6709/2008 по делу N А32-21848/2006-60/403 (Определениями ВАС РФ от 11.09.2009 N ВАС-6790/07 и от 24.04.2009 N ВАС-6790/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2008 N Ф08-7174/2008 по делу N А32-2341/2007-46/18 (Определением ВАС РФ от 19.02.2009 N 1025/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2008 N Ф08-1829/2008 по делу N А32-17098/2007-4/500

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-949/08-334А по делу N А32-4279/2007-63/119

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.11.2007 N Ф08-7347/07-2749А по делу N А25-726/07-11

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2007 N Ф08-4361/2007-1699А по делу N А32-18364/2006-56/35

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2007 N Ф08-1729/2007-836А по делу N А32-23226/2006-53/449

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2007 N Ф08-6451/2006-2669А по делу N А53-7667/2006-С6-44 (Определением ВАС РФ от 11.05.2007 N 5075/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10521/08-С2 по делу N А76-4801/08 (Определением ВАС РФ от 04.06.2009 N ВАС-6293/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2009 N Ф09-10343/08-С2 по делу N А07-6393/08

Постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8545/08-С2 по делу N А76-4927/07

Постановление ФАС Уральского округа от 02.09.2008 N Ф09-6203/08-С2 по делу N А07-15978/07

Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2008 N Ф09-4534/08-С2 по делу N А50-16656/07

Постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2008 N Ф09-4099/08-С2 по делу N А07-25411/06

Постановление ФАС Уральского округа от 26.05.2008 N Ф09-3749/08-С2 по делу N А07-15775/07

Постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2008 N Ф09-3199/08-С2 по делу N А76-16240/07

Постановление ФАС Уральского округа от 22.04.2008 N Ф09-2715/08-С2 по делу N А76-1780/07

Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1107/08-С2 по делу N А07-19695/06 (Определением ВАС РФ от 25.08.2008 N 10415/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2 по делу N А07-23174/06

Постановление ФАС Уральского округа от 11.01.2008 N Ф09-10925/07-С2 по делу N А07-11232/07

Постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2007 N Ф09-4305/07-С2 по делу N А07-28178/06

Постановление ФАС Уральского округа от 05.03.2007 N Ф09-1280/07-С2 по делу N А07-21886/06

Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 N Ф09-555/07-С2 по делу N А07-18652/06

Постановление ФАС Уральского округа от 12.02.2007 N Ф09-11778/06-С2 по делу N А47-17347/06

Постановление ФАС Уральского округа от 11.07.2006 N Ф09-5886/06-С2 по делу N А76-50617/05

Постановление ФАС Уральского округа от 04.07.2006 N Ф09-5724/06-С2 по делу N А07-54305/05

Постановление ФАС Центрального округа от 27.01.2010 по делу N А35-3983/07-С21

Постановление ФАС Центрального округа от 07.10.2009 по делу N А54-2935/2008С3

Постановление ФАС Центрального округа от 16.09.2008 по делу N А09-1646/07-16

Постановление ФАС Центрального округа от 30.08.2007 по делу N А48-4323/06-2

Постановление ФАС Центрального округа от 27.04.2007 по делу N А48-3315/06-15

Постановление ФАС Центрального округа от 17.03.2006 по делу N А08-3494/05-16

Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2008 N КА-А40/14690-08 по делу N А40-5043/07-126-38

Суд указал, что отсутствие расшифровки подписи в счете-фактуре не свидетельствует о его подписании неуполномоченным лицом и о недостоверности сведений, указанных в нем, и основанием для отказа в применении вычета не является.

Постановление ФАС Московского округа от 10.07.2007, 13.07.2007 N КА-А40/6510-07 по делу N А40-72269/06-115-444

Суд установил, что отсутствие расшифровок подписей в счетах-фактурах генерального директора и главного бухгалтера, как и неправильное их отражение в документах, не является основанием для утверждения о недостоверности сведений, указанных в счете-фактуре.

Постановление ФАС Уральского округа от 29.08.2007 N Ф09-6423/07-С2 по делу N А47-11150/07

Суд пришел к выводу, что действующим законодательством в качестве основания для отказа в вычете НДС не предусмотрено отсутствие в счетах-фактурах расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2008 N КА-А40/10762-08 по делу N А40-3711/08-141-15

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2007 N КА-А40/12003-07-2 по делу N А40-6210/07-4-47

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2009 по делу N А53-12109/2008-С5-44

Суд указал, что необходимость расшифровки в счете-фактуре подписей руководителя и главного бухгалтера предусмотрена в целях установления факта ее подписания надлежащим лицом. Однако само по себе отсутствие такой расшифровки не является безусловным основанием для отказа в вычете НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2009 по делу N А53-18043/2008-С5-34

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2008 N Ф08-3572/2008 по делу N А53-18429/2007-С6-14

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2008 N Ф08-2229/2008 по делу N А32-27166/2006-4/403

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 по делу N А57-253/08 (Определением ВАС РФ от 30.01.2009 N ВАС-98/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что наличие расшифровки подписи в различных графах счета-фактуры делает возможной ее идентификацию, даже если в одной из граф расшифровка отсутствует. Таким образом, такой счет-фактура подтверждает право налогоплательщика на вычет.

Постановление ФАС Уральского округа от 06.05.2010 N Ф09-3030/10-С2 по делу N А07-6529/2009

Суд указал, что поскольку инспекцией не представлено доказательств недобросовестности налогоплательщика, то счета-фактуры, имеющие недостатки (отсутствуют расшифровки подписей), не могут являться основанием для отказа в применении вычета.

Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КА-А40/6607-10 по делу N А40-12287/09-99-912

Суд указал, что само по себе отсутствие расшифровок фамилий, имен и отчеств лиц, уполномоченных на подписание счетов-фактур, не является основанием для отказа в вычете НДС. Приоритетным является выяснение вопроса о реальности исполнения по договору.

Консультация эксперта, 2005

Автор разъясняет, что ст. 169 НК РФ требование о расшифровке подписей не предусмотрено. Но тем не менее из-за отсутствия расшифровки могут возникнуть споры с налоговым органом.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Требования к счету-фактуре, предъявляемые Постановлением N 914 (Окончание) («Налоги» (газета), 2007, N 15)

Книга: Новые правила вычетов и другие изменения в НДС (Исанова А.З.) («Главбух», 2006)

Статья: Ошибки в оформлении полученных счетов-фактур («Финансовые и бухгалтерские консультации», 2006, N 4)

Статья: Что нужно знать бухгалтеру о счетах-фактурах? («Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 3)

Статья: Правила оформления счетов-фактур устарели. Как действовать? («Главбух», 2006, N 3)

Консультация эксперта, 2006

Статья: Счет-фактура как регистр налогового учета («Все о налогах», 2005, N 12)

Статья: Счета-фактуры: практика применения («Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2005, N 42)

Статья: Борьба за подпись («Учет. Налоги. Право», 2005, N 33)

Автор разъясняет, что НК РФ не содержит требования расшифровывать подпись на счете-фактуре, приводит позицию Минфина России, говорит о противоречивости судебной практики по этому вопросу.

Если счета-фактуры не составляются, в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы

При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС (освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика), по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются (подпункт 1 пункт 3 статьи 169 НК РФ).

В этом случае в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы, содержащие данные по совершенным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 января 2015 г. N ЕД-4-15/1066

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПП. 1 П. 3 СТ. 169 НК РФ

Федеральная налоговая служба по вопросу ведения продавцом книги продаж, в случае невыставления им счетов-фактур лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Пунктом 1 раздела II Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению).

В случае несоставления счетов-фактур на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).

Вышеуказанное разъяснение необходимо довести до сведения подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.

Данное письмо согласовано с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 22.01.2015 N 03-07-15/1704).

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Статья 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Диспозиция статьи требует ограничительного толкования, поскольку ст. 169 помещена в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», следовательно, родовым объектом является установленный порядок осуществления именно экономической, а не какой-либо иной деятельности граждан и юридических лиц. Поэтому представляется, что рассматриваемое преступление есть посягательство на провозглашенные Конституцией РФ (ст. ст. 8 и 34) свободу и гарантии осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Участники предпринимательской и иной экономической деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам. Они вправе самостоятельно в пределах, установленных федеральными законами, выбирать сферу своей деятельности, распоряжаться имуществом, определять объем производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль. Недопустимы отказ в регистрации предпринимательской деятельности по мотиву нецелесообразности, отказ от выдачи лицензии по не предусмотренным в законе основаниям, какая-либо дискриминация субъектов предпринимательской деятельности и иное незаконное вмешательство в эту деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц.

3. О понятии юридического лица см. ст. 48 ГК РФ.

4. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности гражданина индивидуального предпринимателя или юридического лица может заключаться в различного рода действиях или бездействии должностных лиц, как то: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации, когда должностное лицо, формально не отказывая в регистрации, тем не менее под каким-либо надуманным предлогом или вообще без всякого предлога не делает этого; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности, когда такое разрешение необходимо; 4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии); 5) ограничение прав и законных интересов субъектов предпринимательской или иной деятельности в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; 7) иное незаконное вмешательство в их деятельность.

5. В соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. ст. 23 и 51 ГК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Законом установлен перечень необходимых и достаточных документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Во всех случаях государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в тот же срок, что и решение о регистрации. При этом отказ возможен при наличии хотя бы одного из нарушений, предусмотренных названным Федеральным законом (п. 1 ст. 23): а) непредставление определенных Федеральным законом документов, необходимых для государственной регистрации; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности государственной регистрации кредитных организаций установлены Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Специальный порядок государственной регистрации установлен также для торгово-промышленных палат, общественных и религиозных объединений и вообще для некоммерческих организаций.

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

6. Основным нормативным актом, регламентирующим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Лицензионную деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Законом определен перечень представляемых в соответствующий лицензирующий орган документов, который может быть уточнен в зависимости от специфики деятельности в положениях о лицензировании соответствующего вида деятельности. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в Положении о лицензировании. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии, как правило, должно быть принято в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этот же срок лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии в письменной форме о принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении с указанием причин отказа.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является: 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности означает умышленное невыполнение должностным лицом своей обязанности провести регистрацию или выдать лицензию при наличии для этого законных оснований либо (при наличии законных оснований) в установленные сроки отказать в регистрации (выдаче) лицензии.

8. Ограничение прав индивидуального предпринимателя и юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства. В целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства законодательство предусматривает ограничения для индивидуальных предпринимателей и организаций в праве занятия теми или иными видами предпринимательской деятельности, устанавливает ограничения для получения лицензии и т.п.

Вмешательство государственных органов и их должностных лиц правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, лицензионному контролю, осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарно-эпидемиологическому надзору, налоговому, валютному и бюджетному контролю, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и т.п.

9. Часть 1 ст. 169 содержит формальный состав преступления, наступления каких-либо последствий при воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности для возникновения уголовной ответственности не требуется.

10. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

11. Преступление совершается умышленно. Должностное лицо осознает, что оно без каких-либо правовых оснований препятствует законной предпринимательской или иной деятельности или неправомерно в нее вмешивается, и желает этого. Мотивы подобного поведения могут быть различными.

12. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.), в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. ст. 11, 12, 13 ГК РФ), арбитражным процессуальным законодательством (ст. 198 АПК РФ), а также законодательством о государственной регистрации и лицензировании вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд), решением которого акты государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны недействительными. В таком случае повторное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности влечет ответственность по ч. 2 ст. 169. Субъектом этого преступления может быть и другое должностное лицо. Необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

13. Крупный размер ущерба от воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ч. 2 ст. 169 УК) исчисляется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. Он может выражаться как в виде реального материального ущерба, так и, главным образом, в виде упущенной выгоды, т.е. в неполучении доходов, которые предприниматель или юридическое лицо получили бы, если бы их права не были нарушены (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями (бездействием) крупному ущербу может быть как умышленной в виде прямого или косвенного умыслов, так и неосторожной.

14. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности является специальной нормой по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями (ст. 285 УК) и превышению должностных полномочий (ст. 286 УК), а воспрепятствование в том или ином виде законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта является к тому же специальной нормой и по отношению к неисполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК). В силу правила, закрепленного в ч. 3 ст. 17 УК, при конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (см. коммент. к ст. 17).

15. Частным случаем воспрепятствования законной предпринимательской деятельности является недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что предусмотрено специальной нормой (ч. 2 ст. 178 УК).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *