Сроки исполнения контракта

Содержание

Срок действия контракта по 44-ФЗ выступает важным условием договора, в течение которого заказчик и подрядчик должны исполнить свои обязательства по нему. Этот временной отрезок включается в текст контракта, и стороны должны его придерживаться.

Понятие

Понятие срока госконтракта в действующей редакции 44-ФЗ не содержится. В данном законе не сказано о том, что сроки действия контракта должны включаться в текст соглашения в обязательном порядке. Но данный пункт является желательным, так как позволяет судить о добросовестности заказчика или поставщика.

Нарушение сроков исполнения договора может грозить сторонам начислением штрафных санкций. Положения 44-ФЗ четко не регламентирует порядок установления сроков госконтракта.

Согласно определению, которое приведено в ст. 425 ГК, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует, пока они полностью не исполнят свои обязательства по нему, либо до той даты, которая содержится в тексте документа.

Стоит понимать, что понятия «срок действия контракта» и «срок исполнения» в рамках 44-ФЗ не являются идентичными. Срок действия – это более длительный временной промежуток, который указывает на тот период, в течение которого госконтракт сохранит силу.

Под сроками исполнения госконтракта понимается время, в течение которого поставщик и заказчик должны исполнить взятые на себя обязательства. Они должны заканчиваться до сроков его действия. Именно сроки исполнения выступают существенным условием госконтракта, тогда как период его действия к таким не относится.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

В госконтрактах также нередко используют термин «сроки поставки», которые тождественны «срокам исполнения» и меньше сроков действия контракта.

В случае когда сроки действия госконтракта закончены, но свои обязательства стороны не выполнили, это не означает, что они аннулируются. Исключение составляют контракты, где прямо прописано, что при истечении определенного временного отрезка обязательства по госконтракту аннулируются.

Понятие срока действия контракта также следует отличать от срока исковой давности и гарантийного периода.

Виды контрактов

С точки зрения сроков действия, различают несколько типов государственных контрактов:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  1. Краткосрочные, которые могут действовать от нескольких дней до нескольких месяцев.
  2. Годовые, которые находятся в пределах года после вступления договора в законную силу.
  3. Долгосрочные, которые длятся более 1 года.
  4. С неопределенными сроками. В госконтракте допускается не прописывать конкретные временные рамки, но нужно указать, что он заключается на неопределенный период.
  5. Разовые, которые предполагают разовое исполнение обязательств без привязки во времени.

Максимальный срок

Сроки действия госконтракта определяются на основании положений Гражданского и Бюджетного кодекса. Сам 44-ФЗ о госзакупках никаких требований к данному пункту договора не устанавливает. Это значит, что временной отрезок может быть установлен в любом диапазоне. Гражданский кодекс позволяет сторонам не указывать сроки вовсе.

С учетом ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса контракт не может длиться дольше лимитов бюджетных обязательств.

В разъясняющем письме Минэкономразвития № ОГ-Д28-1166 от 2016 года также указывается на то, что заказчик вправе самостоятельно определять сроки действия госконтракта.

Главное, чтобы они не противоречили положениям действующего законодательство.

Что входит в срок действия

Срок действия государственного контракта включает в себя следующие временные периоды:

  1. Период исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнение контракта): поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
  2. Сроки исполнения обязательств заказчиком по оплате услуг подрядчика или товаров поставщика.
  3. Период гарантийных обязательств (если такие предусмотрены договором).

Таким образом, срок действия в данном случае является наиболее продолжительным временным периодом по госконтракту.

Сроки исполнения договора подрядчиком, поставщиком или исполнителем определяется с учетом положений 44-ФЗ. Согласно законодательству о контрактной системе, они могут быть в такой форме:

  1. Конкретные. При этом указывается конкретная дата завершения работ по договору или поставки товара либо временной период (например, поставщик обязан выполнить работы по договору в течение 30 календарных дней после его подписания или после поступления аванса на его счет).
  2. Сроки по заявке. В случае если предметом контракта установлено, что заказчик будет делать заявки на поставку товара несколько раз, то данный пункт может быть указан, например, так: «Сроки поставки товара составляют 10 дней с момента поступления заявки от заказчика».
  3. По графику. График выполнения работ или оказания услуг обычно применяется для многоэтапных контрактов. Здесь сроки устанавливаются в формате графика, который содержит даты.

Нарушение сроков исполнения договора недопустимо: оно грозит начислением штрафных санкций или даже расторжением контракта в судебном порядке.

В сроки исполнения обязательств заказчиком входит временной промежуток, который необходим ему для приемки и экспертизы поставленной продукции, ее оплаты и взаимодействия с подрядчиком по вопросам изменения или расторжения госконтракта.

Что касается сроков оплаты по договорам, они жестко ограничиваются положениями законодательства о контрактной системе и не могут превышать 30 дней после подписания документа о приемке по ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. В качестве приемочного документа может выступать товарная накладная, акт приема-передачи или приемки оказанных услуг.

В случае подписания договора с субъектом малого предпринимательства у заказчика есть ограниченные сроки для оплаты его услуг. Они составляют не 30 дней, как в общем случае, а 15 дней по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ.

Также в договор должны быть включены сроки, в течение которых заказчик обязан вернуть исполнителю по договору внесенное им обеспечение в денежной форме. Отсутствие таких сведений прямо нарушает закон.

Если заказчик уклонился от подписания контракта в силу различных обстоятельств, то он обязан вернуть обеспечение по госконтракту в течение 5 дней.

По вопросам предоставления гарантийных обязательств в 44-ФЗ нет четких требований для определения их периода. Под гарантийным периодом понимается временной промежуток, в течение которых поставщик обязан безвозмездно устранить обнаруженные недостатки в товаре. В госконтракте могут устанавливаться разные значения в зависимости от типа сделки. Например, на услуги по ремонту помещений обычно устанавливается гарантия в течение 12 месяцев после подписания акта-приема передачи.

Что касается сроков исковой давности, то они устанавливаются в размере 3-х лет по ст. 196 ГК и не включаются в период действия контракта.

В отношении рассматриваемого условия госконтракта следует также учесть две частные ситуации:

  1. Если в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется банковская гарантия, то она должна действовать минимум месяц после завершения действия соглашения по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.
  2. При реализации государственного инвестиционного контракта, если товар, созданный на его условиях, экспортирован в количестве не менее 10% в течение года, то период, в течение которого допускается делать закупки у данного поставщика, продлевается еще на 12 месяцев (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).

Указание в реестре идентичных сроков завершения действия контракта и его исполнения противоречит правовым нормам.

Возможно ли изменение срока исполнения контракта

В случае подписания заказчиком договора с неопределенными сроками в рамках гражданского-правового законодательства его допускается пролонгировать. Продление допускается в автоматическом режиме (если это указано договором, но на практике используется редко) и по соглашению сторон через подписание дополнительного соглашения сторонами. Данное условие не распространяется на срочные госконтракты.

Но, согласно разъяснениям Минэкономразвития в Письме № Д28и-1818 от 2016 года, продление договора по 44-ФЗ в принципе невозможно. В судебной практике есть случаи, когда продление госконтракта из-за форс-мажорных обстоятельств было признано недействительным.

Сроки исполнения по 44-ФЗ изменять запрещено, даже если на это выразили согласие обе стороны. Это будет признано нарушением, а подписанное дополнительное соглашение по указанному вопросу подлежит аннулированию.

Единственное исключение – это случаи, когда заказчику уменьшили бюджетное финансирование. В этой ситуации он может подписать допсоглашение об изменении объема поставки или оказываемых услуг и пропорционально этому – сроков, но только в сторону их уменьшения по сравнению с теми, которые были установлены изначально.

Таким образом, законодательство о контрактной системе никак не регламентирует правила для определения сроков действия контракта. При этом заказчику следует ориентироваться на положения Гражданского и Бюджетного кодексов. Согласно п. 3 ст. 425 ГК, сроки действий контракта истекают, кода прекращаются договорные обязательства. Сроки действия и исполнения не являются тождественными понятиями: первые всегда более длительны.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.

Возможно ли продление сроков исполнения муниципального контракта (срок контракта — 35 дней), заключенного по результатам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») вследствие ухудшения погодных условий (подрядчик не может выполнить работы в срок по причине дождливой погоды и снегопада)?

12 января 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации увеличить срок действия контракта нельзя. Контракт может быть выполнен за пределами его срока.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в установленных законом случаях.
Возможность изменения сроков исполнения контракта Закон N 44-ФЗ предусматривает лишь в двух случаях:
— при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;
— в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которая допускает изменение в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2016 году. В этом случае изменение условий контракта осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 191 (далее — Правила).
Указанные Правила применяются лишь к контрактам, предметом которых являются: поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенных в Перечни, утверждаемые органами, поименованными в пп. «а» п. 3 Правил, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.
При этом возможность изменения срока исполнения контракта обусловлена в Правилах необходимостью соблюдения следующих условий:
— срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);
— контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 5 Правил).
В рассматриваемой ситуации срок контракта менее 6 месяцев. Более того, как показывает судебная практика, само по себе изменение погодных условий не свидетельствует о существенном изменении обстоятельств, то есть о наличии оснований для изменения контракта в соответствии со ст. 451 ГК РФ (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-6545/15, постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 N Ф07-4109/15, постановление АС Уральского округа от 25.06.2015 N Ф09-3089/15). Поэтому в приведенной ситуации изменить срок действия контракта стороны не вправе.
Однако вышеизложенное не означает, что контракт не может быть исполнен или его исполнение неизбежно повлечет необходимость взыскания с исполнителя (подрядчика) санкций за просрочку исполнения. Сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами срока действия контракта. В случае нарушения подрядчиком предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени. Однако обязанность уплатить сумму пени возникает у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, уплачивать пени он не обязан. Кроме того, в силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы*(1) или по вине другой стороны. Однако в рамках этой консультации оценить наличие вины подрядчика мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

15 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим, что изменение погодных условий, связанное с обычными погодными явлениями, в большинстве случаев не рассматривается как обстоятельство непреодолимой силы (смотрите, например, постановление Второго ААС от 30.08.2016 N 02АП-6432/16, постановление Восьмого ААС от 10.07.2015 N 08АП-6139/15, постановление Шестого ААС от 30.03.2015 N 06АП-855/15).

Изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году

Срок действия контракта и период исполнения сторонами взятых на себя обязательств становятся одними из ключевых условий договора. Иногда возникают ситуации, при которых контрагент в силу определенных обстоятельств не успевает исполнить свою часть сделки вовремя. Возникает вопрос, допустимо ли в соответствии с нормами 44-ФЗ изменение сроков контракта и как его правильно оформить.

Требования законодательства

Согласно нормам Гражданского Кодекса, а именно пункта 1 статьи 425, любой договор вступает в законную силу с момента его подписания обеими сторонами. От этой даты будет отчитываться и срок исполнения договорных обязательств. Он обязательно прописывается в тексте самого документа и признается существенным условием контракта.

Согласно нормам части 2 статьи 34 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается. Ранее законодательство предусматривало несколько исключений из этого правил. После введения поправок заключить дополнительное соглашение о продлении сроков поставки и действия контракта стало невозможно. Это подтверждается письмом Министерства финансов № 02-02-15/24252 от 22 апреля 2016 года и письмом Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-4011 от 31 марта 2017 года.

В прежней редакции 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны могут продлить сроки исполнения договора при достижении ими взаимного согласия по этому вопросу. Однако, в начале 2017 года в силу вступило постановление Правительства, которое упразднило такое правило. Отныне срок контракта не подлежит изменению.

Изменение сроков при условии форс-мажора

Согласно статье 401 Гражданского Кодекса России, если сторона докажет, что исполнение обязательств невозможно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то она освобождается от ответственности. В понятие обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора входят чрезвычайные ситуации в стране, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты и так далее.

Если контрагент требует изменения сроков контракта, ссылаясь на возникновение форс-мажорных обстоятельств, то ему придется это доказать. Подтверждением может быть документ, полученный в государственных органах, например, МЧС, торгово-промышленной палате и так далее. При этом фактически срок контракта окажется прежним, но штрафы и пени, подлежащие к уплате за просрочку поставки поставщик платить не будет.

Как поступить поставщику, который не в силах вовремя выполнить свои обязательства?

Если поставщик не в состоянии в срок выполнить взятые на себя обязательства, то у него есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

  1. Договориться с заказчиком о расторжении контракта по взаимному согласию сторон. При этом необходимо привести веские доводы, которые бы убедили заказчика в необходимости такой процедуры.
  2. Заключить с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара и одновременном заключении договора на безвозмездное ответственное хранение продукции на складах поставщика. Таким образом, официально контракт будет исполнен в срок, а поставщик сможет не поставлять товар определенное время, прописанное в договоре.
  3. Требовать расторжения контракта в суде, если заказчик отказывается идти на уступки. При этом у поставщика должны быть веские обстоятельства, которые бы помогли решить дело в его пользу.
  4. Стоит отметить, что факт истечения срока контракта не освобождает стороны от исполнения обязательств. Нарушение условий сделки влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные в документе и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами. В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.

На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

Ответственность заказчика

При выявлении нарушений в изменении существенных условий контракта, которым в том числе является и срок выполнения работ или поставки товаров, на заказчика накладывается штраф. Его размер для юридического лица устанавливается на уровне 200 тысяч рублей, а для должностного – 20 тысяч рублей. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП России.

При наличии веских обстоятельств изменение сроков действия и исполнения контракта возможно. Часто самый выгодный для обеих сторон вариант — получить взаимное согласие друг друга на снесение корректировок.

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ. На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам. В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение. В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме. Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности. Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст. 401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт. Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними. Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

Другим исключением из правил о невозможности изменения существенных условий являются случаи внесения правок в существенные условия из-за решения Правительства, региональных властей или муниципалитета (по пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Постановления №1186).

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответственность за незаконную пролонгацию

Если в ходе контрольных мероприятий ФАС выявит факт внесения изменений в существенные условия контракта, заказчику грозит административная ответственность.

Административная ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Согласно указанной статье, размер штрафных санкций для должностных лиц в лице контрактного управляющего или специалиста контрактной службы за подобное деяние составляет 20 тыс. р., для юрлиц – до 200 тыс. р.

Еще одним правовым последствием незаконной пролонгации госконтракта станет аннулирование дополнительного соглашения, подписанного сторонами, по этому поводу. Согласно п. 2 ст. 168 ГК, такое допсоглашение признается ничтожным, если оно не было предусмотрено законодательством или госконтрактом.

Стоит отметить, что контрольные инстанции часто рассматривают пролонгацию договора как нарушение принципа конкуренции. То есть вместо того чтобы подписать новый контракт через проведение конкурентной закупки, заказчик договаривается о новых условиях с прежним поставщиком.

Чтобы избежать ответственности, заказчику следует внести изменения в план-график и провести новую закупку.

Таким образом, продление сроков исполнения договора по нормам 44-ФЗ не допускается. С 2017 года такая возможность была утрачена сторонами, даже если они подписали соглашение о продлении в письменной форме. За несоблюдение условия о недопустимости пролонгации заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьи Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок.

Срок исполнения работ по контракту на реконструкцию заканчивается в июле 2019 г., то есть после вступления в законную силу данной статьи. Заказчик намерен продлить срок действия контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по причине невозможности его исполнения по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию. После получения положительного заключения экспертизы проектной документации планируется также заключение соглашения об изменении объемов и видов выполняемых работ на основании п. 8 ч. 1 указанной статьи. Срок действия контракта 15 месяцев, цена контракта 192 млн. руб.
Можно ли воспользоваться пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и продлить сроки действия контракта на выполнение работ по реконструкции объекта, заключенного в 2018 году, в связи с внесением изменений в проектную документацию? Необходимо ли подрядчику вновь оформлять банковскую гарантию? На какие объемы возможно увеличить работы и на какой процент увеличивается стоимость контракта?

26 июля 2019

1. В связи с внесением изменений в ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) с 1 июля 2019 г. расширен перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении (пп. «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ).
Так, например, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если контракт, предметом которого является в том числе выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе при необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика, не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное данным пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.
При этом ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ не ограничена возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления его в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений (смотрите, например, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Применительно к ситуации сказанное означает, что срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, заключенного в 2018 году, действие которого не прекращено, при отсутствии вины подрядчика может быть продлен при соблюдении следующих условий:
— срок исполнения контракта продлевается, если он истек, и причиной такого продления являются не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;
— изменение срока исполнения контракта допускается однократно на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
— если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
— срок исполнения контракта продлевается по соглашению сторон.
При наличии указанных выше обстоятельств стороны вправе продлить сроки исполнения контракта. Оформляется такое изменение путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ), а информация об изменении контракта направляется заказчиками в течение пяти рабочих дней с даты изменения для включения в реестр контрактов (п. 8 ч. 2, ч.ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
2. Пунктом 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено лишь установление по соглашению сторон нового срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Аналогичного требования в отношении банковских гарантий данным пунктом не установлено.
Однако соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ в ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, в случае продления срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ подрядчик обязан предоставить банковскую гарантию, срок действия которой превышает новый срок исполнения контракта не менее чем на один месяц.
3. Применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможно только при одновременном соблюдении следующих условий:
— срок контракта — не менее одного года;
— цена контракта должна составлять или превышать предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ. Отметим, что в соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 N 1186» (подготовлен Минфином России 16.05.2019) указанный предельный размер цены контракта установлен в размере 100 млн. руб.;
— необходимость изменений должна быть обусловлена возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимостью внесения изменений в проектную документацию;
— обязательное наличие письменного обоснования такого изменения в отношении государственных контрактов при осуществлении закупки для нужд субъекта РФ на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— изменение условий контракта на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30% (в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений).
В приведенной ситуации цена контракта составляет 192 млн. руб., поэтому формально заказчик может изменить контракт на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при наличии соответствующего решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Однако из положений п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не вполне понятно, могут ли на основании данного пункта меняться объемы и (или) виды выполняемых работ по контракту либо возможно только увеличение срока исполнения контракта и (или) его цены не более чем на 30%.
Полагаем, так как п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не определен перечень условий контракта, изменение которых допустимо в соответствии с данным пунктом (например, в отличие от пп. «а», пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), а внесение изменений в проектную документацию в большинстве случаев предполагает изменение объемов и (или) видов выполняемых работ, на наш взгляд, применение п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предполагает не только увеличение срока исполнения контракта и (или) его цены не более чем на 30%, но и изменение объемов и (или) видов выполняемых работ по контракту с учетом указанного ограничения. Однако официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время нет, поэтому не исключено, что контролирующие органы будут придерживаться иной позиции по данному вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Как увеличить сроки выполнения работ по государственному контракты: юридическая помощь по 44-ФЗ

При исполнении гос. контрактов бывают случаи, когда выполнение работ по государственному контракту нельзя выполнить срок по вине заказчика. Или по обоюдной вине.

При этом заказчик не идет на конфликт с исполнителем, не хочет удерживать с него неустойку и согласен заключить дополнительное соглашение к государственному контракту с увеличением сроков выполнения работ. При этом иногда предлагают увеличить смету на 10%, чтобы иметь причину к заключению доп. соглашение.

Законно ли такое увеличение сроков по государственному контракту?

По общему правилу нет.

Можно ли продлить сроки без заключения дополнительного соглашения и не платить неустойку государственному заказчику?

Да

Чтобы получить от юриста по госзакупкам и 223-ФЗ полную информацию по Вашему делу и провести его анализ:

  • — Оставьте заявку через форму в разделе контакты, и Мы Вам перезвоним
  • — Отправьте нам письмо на электронную почту: info@бизнес-юрист-нн.рф
  • — Позвоните нам по телефону: 8 (831) 213-58-89

Позвоните/напишите на электронную и скажите кодовое слово «ЮристЛадугин» и получите консультацию БЕСПЛАТНО.

ФЗ №44 в ст. 95 содержит исключительный перечень случаев, по которым может быть изменен государственный контракт. Самый частый случай – изменение цены не более чем на 10% в сторону увеличения сметы или ее уменьшение в связи с меньшим объемом работ.

При этом закон не указывает на возможность увеличение сроков при изменении цены контракта.

Такое возможно только в отдельных специальных случаях:

Цена контракта больше 500 млн., 1 мрд., 10 млрд рублей для мниципальных нужд, нужд субъекта РФ, федеральных нужд, и если общий срок гос. контракта больше 1 года для муниципальных и 3 года для федеральных нужд

Изменение регулируемых цен

Уменьшение лимитов финансирования, если заказчиком заключен контракт с иностранной организацией или гражданином

Во всех остальных случаях заключать дополнительное соглашение об увеличении сроков выполнения работ нельзя. Даже если заказчик на это согласен. Такое соглашение является ничтожным, т.к. ограничивает конкуренцию и оказание предпочтение отдельному субъекту (п. 9 обзора судебной практики Верховного суда РФ по государственным закупкам)

Но есть выход, позволяющий фактически увеличить сроки выполнения работ по гос. контракту.

Он основан на положениях ст. 716, 719 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ..

При этом Вам нужно доказать, что невыполнение работ в предусмотренный контрактом срок произошло по вине заказчика или по непредвиденным обстоятельствам (погодные условия, авария и т.д.).

Заказчик может нарушить сроки передачи строительной площадки, не обеспечить на нее доступ, для выполнения работ по контракту требуется проведение других работ, не предусмотренных договором, в проектной документации могут быть ошибки и т.д.

Важно, чтобы эти обстоятельства могли угрожать качеству работ или без их устранения невозможно выполнить условия гос. контракта.

О таких обстоятельства надо предупредить заказчика, иначе Вы не сможете на них сослаться в суде, если будет предъявлен иск.

Заказчик обязан обеспечить возможность выполнения работ на объекте, оказывать необходимое содействие исполнителю (ст. 718 ГК РФ)

Если им не будет предпринято необходимых действий, то Вы имеет не приступать к выполнению работ или приостановить их, пока не будут устранены обстоятельства, мешающие качественном выполнению работ. (ст. 716, 719 ГК РФ).

На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заключен договор на выполнение работ по строительству объекта. Срок выполнения работ истек 15.12.2018. Срок действия контракта установлен до 31.12.2018. Подрядчиком в установленный контрактом срок работы не выполнены, в том числе по вине подрядчика, по причине встречного неисполнения обязательств заказчиком и внесения изменений в техническую документацию.
Возможно ли после изменений, вступивших в силу с 01.07.2019, заключить дополнительное соглашение к контракту о продлении срока выполнения работ на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?

12 ноября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае стороны вправе заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения контракта.

Обоснование позиции:
На основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) стороны вправе продлить срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции здания на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, если по не зависящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения контракта, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика он не исполнен в установленный в контракте срок. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ, в соответствии с которым ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ была дополнена п. 9, не ограничена возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления указанного закона в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений (сравните, например, с п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому полагаем очевидным, что к данной норме должны применяться общие правила, установленные Гражданским кодексом РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), о действии гражданского законодательства во времени: в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Соответственно, если обстоятельства, являющиеся основанием для изменения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, складываются после его вступления в силу, контракт может быть изменен на основании этого пункта.
Таким образом, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть изменен срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, заключенного до даты вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ — 1 июля 2019 года.
Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика — только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту в любом случае можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок. Причем законом не установлено никакого предельного срока, по окончании которого заключение о продлении соглашения о сроке исполнения обязательств становилось бы невозможным.
Таким образом, в описанной ситуации мы не видим никаких формальных препятствий для заключения заказчиком и подрядчиком соглашения о продлении срока исполнения контракта.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют.
Также обращаем внимание, что если продление срока исполнения контракта происходит по вине подрядчика, заключение данного соглашения возможно только при условии уплаты подрядчиком суммы неустойки, предъявленной заказчиком (с учетом наличия также встречной вины заказчика и обстоятельств, не зависящих от воли сторон — только за тот срок, на который исполнение контракта стало невозможным по вине подрядчика (ст.ст. 401, 404, 406, п. 1 ст. 716 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Каков порядок изменения сроков выполнения работ, установленных контрактом, заключенным по закону № 44-ФЗ, если эти сроки не выходят за пределы срока действия контракта?

Планируется изменение срока выполнения работ в пределах срока действия контракта — до 31.12.2018. Как оформить продление сроков выполнения работ по строительству объекта по муниципальному контракту в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с внесением изменений в проектную документацию и прохождением государственной экспертизы на этапе строительства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: при выполнении ряда условий стороны вправе подписать допол­нительное соглашение об изменении в пределах 2018 года срока выполнения работ, предусмотренных контрактом.

Обоснование вывода

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ уста­новлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их измене­ния по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, суще­ственными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ч. 13 ст. 34 данного закона, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке испол­нения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными.

Таким образом, срок выполнения работ по контракту, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в установленных законом случаях.

Возможность изменения сроков исполнения контракта, к которым по смыслу п. 2 ст. 763 ГК РФ относятся и сроки выполнения работ подрядчиком, Закон № 44-ФЗ предусма­тривает лишь в двух случаях:

— при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;

— в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, которая допускает изменение в 2018 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2018 году. В этом случае изменение условий контрак­та осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами изменения по соглашению сторон срока исполнения кон­тракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения кото­рых завершается в 2018 году, утвержденными на основании ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 (далее — Правила).

Согласно подп. «б» п. 3 Правил, они применяются в том числе к контрактам, предметом которых являются строитель­ство, реконструкция, техническое перевооружение объек­тов капитального строительства и срок исполнения которых завершается в 2018 году, то есть в принципе могут быть при­менены и к рассматриваемому контракту.

Однако Правила предусматривают еще ряд условий, необ­ходимых для изменения условий контракта в соответствии с ними, а именно:

— срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);

— валютой контракта должен являться российский рубль (п. 4 Правил);

— контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ, — по не зависящим от сторон обстоятельствам, если стороны не могли разумно предвидеть изменение обстоятельств, обусловивших необходимость внесения изменений в контракт;

— изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2018 году обязательств по контрактам (п. 5 Правил).

При выполнении указанных условий стороны вправе заключить соглашение о продлении сроков выполнения под­рядных работ в пределах 2018 года (п. 11 Правил). При этом, как следует из п. 5 Правил, изменение условий контракта, предусмотренных п. 1 Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки кото­рого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Решение о внесении изменений в контракт заказчик принимает в срок не более чем 30 дней со дня поступления документов и инфор­мации, указанных в абз. первом п. 5 Правил, и направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о при­нятом решении (п. 6 Правил). Информация об изменении условий контракта должна быть направлена заказчиком в Федеральное казначейство для включения в реестр контрак­тов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра кон­трактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084).

Подчеркнем, что, согласно п. 5 Правил, условия контракта могут быть изменены только при наличии оснований, предус­мотренных п. 1 ст. 451 ГК РФ, то есть в случае существенного изменения обстоятельств (когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предви­деть, договор вообще не был бы ими заключен или заключен на значительно отличающихся условиях).

Констатировать наличие предусмотренного ст. 451 ГК РФ основания для расторжения (изменения) договора можно при одновременном соблюдении следующих условий: обстоятель­ства изменились после того, как договор был заключен; сто­роны договора не содействовали их наступлению; стороны в момент заключения договора не могли разумно предвидеть наступление этих обстоятельств; исполнение договора с учетом изменившегося обстоятельства приведет к нарушению соотно­шения имущественных интересов сторон и повлечет для заин­тересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 451 ГК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 1074/10). Обязанность доказывания наличия указанных условий лежит на истце (постановление Президиума ВАС РФ от 14.10.2008 № 5934/08).

Однако решение вопроса о том, являются ли в приведен­ной ситуации обстоятельства, препятствующие исполнению контракта в соответствии с его условиями, обстоятельствами непреодолимой силы, зависит от конкретных обстоятельств, оценить которые в рамках этой консультации не представля­ется возможным.

К сведению

Отметим, что сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока выполнения работ не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выпол­нение работ и приемку их результатов за пределами пред­усмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполнение обязательств другой стороны по контракту, предоставленное с просрочкой.

Алексей Александров, Надежда Верхова, эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *