Служба внутреннего контроля на предприятии

Содержание

Как сформировать службу внутреннего контроля

Нужно ли проводить на предприятиях контрольные мероприятия?

Как сформировать службу внутреннего контроля?

Как и для чего разграничивают функции этой службы и других подразделений?

Актуальные для многих компаний задачи — повысить эффективность работы подразделений, свести к минимуму риски, обеспечить достоверность данных финансовой отчетности, соответствие деятельности действующему законодательству. Для их решения на предприятиях создают службы внутреннего контроля (далее — СВК).

Есть разные подходы к формированию службы внутреннего контроля. Одни компании ограничиваются внутренним аудитом, другие создают подразделение по управлению рисками, в обязанности которого входит и внутренний контроль. Каждая компания выбирает подходящий ей вариант. Каким бы он ни был, при его реализации будут полезны наши рекомендации.

Обратите внимание!

При формировании СВК важно четко определить функционал службы внутреннего контроля, разграничить его с обязанностями службы безопасности и отдела, контролирующего соблюдение законодательства, и обеспечить взаимодействие этих подразделений.

Типичные ошибки при формировании СВК:

  • в области организации — неверное подчинение, отсутствие подразделений;
  • в области функционала — дублирование функций, неисполнение отдельных функций;
  • в области кадров — узкая специализация, избыточная численность.

В состав СВК обязательно должны входить:

  • аудитор, который, например, будет проверять достоверность отчетности;
  • специалист по организационному развитию, оценивающий экономичность и эффективность бизнеса;
  • юрист, проверяющий соответствие деятельности действующему законодательству.

Также в состав СВК могут входить так называемый технолог, обязанность которого — обеспечить экономичность и эффективность производственных процессов, и «сыщик», который выявляет виновных.

СВК можно наделить и дополнительной функцией — контроль управленческой эффективности и экономичности.

Руководитель СВК активно участвует в создании СВК, в разработке стратегии службы корпоративной разведки для группы компаний в отношении организационной структуры, материальной части, подбора сотрудников; в обеспечении сохранности активов, в частности в разработке стратегии защиты активов от краж, хищений, мошенничества для каждого подразделения компании.

В целом СВК должна назначаться и подчиняться исключительно совету директоров (в отличие от ревизионной комиссии; табл. 1). Основные функции СВК определяют в положении об управлении систем аудита, работа ведется постоянно.

Чтобы оперативно устранять проблемы, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности, СВК должна обладать исключительными полномочиями (издание приказов, распоряжений в системе внутреннего контроля, которые обязаны выполнять все сотрудники компании, в том числе генеральный директор). В связи с этим СВК с позиции организационной структуры должна быть выведена из подчинения проверяемых служб.

При формировании СВК сферу ответственности стоит разделить на основные уровни иерархии организационной структуры компании. Результаты проверок на каждом уровне представляются как непосредственному руководителю проверяемых лиц, так и генеральному директору.

Однако если в процессе проверки выявлены грубые ошибки, которые привели к серьезным финансовым потерям, всю информацию необходимо предоставить Совету директоров, который, в свою очередь, отчитается перед акционерами.

При формировании СВК важно не допустить дублирования функций с другими подразделениями, т. е. не допустить пересечений в функционале с иными службами.

Например, чтобы обеспечить сохранность имущества, внутренние аудиторы отслеживают документальное оформление активов и их движения, чтобы не потерялись данные об имуществе. В свою очередь, например, служба безопасности обеспечивает сохранность данных активов. При этом работа службы безопасности напрямую связана с борьбой с мошенничеством, т. е. сомнительными операциями с правовой точки зрения.

В соответствии с планом, положением о подразделении ВК, стандартами, каждодневно осуществляются технологические действия по контролю объектов: согласовываются документы, решения и действия, собирается и обрабатывается информация, анализируются показатели деятельности, вносятся предложения по совершенствованию и другие. Действия производятся с помощью средств (способов, методов, инструментов) контроля, руководствуясь: основаниями, положениями о внутреннем контроле, принципами, требованиями, стандартами.
Внутренний контроль: наблюдение, сбор информации, проверка, анализ, аудит, ревизия, предложения по объектам контроля для субъектов.
Процесс наблюдения.
Осуществляется постоянно по объектам контроля.
Способы и методы контроля изложены в таблице Проектирование процесса контроля.
Результат – предотвращение (недопущение) проблем и негативных последствий решений и действий.
Процесс сбора, обработки и проверки информации.
Осуществляется постоянно и периодически по объектам контроля. Посредством видов, способов и методов контроля.
Источники постоянной информации: бухгалтерский учет, управленческий учет, кадровый учет, статистический учет, налоговый учет, планы и бюджеты.
Источники периодической информации – отчетность по всем видам учета, отчетность по планам и бюджетам.
Носители информации: документооборот, автоматизированные средства обработки информации.
Обработка информации производится на основании компетенций, способов, методов, стандартов аудита, посредством инструментов обработки информации (ПО) и заключается в систематизации информации в соответствии с шаблонами.
Осуществляется проверка информации.
Проверка информации:
— Полнота отражения хозяйственных операций в информационной системе по документам, инвентаризациям, аналитике и другим фактам хозяйственной деятельности.
— Проверка правильности отражения информации в информационной системе в соответствии с законодательством, стандартами учета, учетной политикой, содержанием операций по документам, методам оценки и другим основаниям.
— Проверка правильности составления отчетности по информации.
Основные методы проверки: внутренний контроль (постоянный), внутренний аудит (периодический), ревизия (по результатам деятельности за год).
При проверке анализируются ошибки, нарушения, отклонения. Устанавливаются причины.
Результат – оценка качества информации, рекомендации по устранению причин искажения информации, подтверждение полноты и правильности информации.
Процесс анализа информации.
Анализ — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре объекта исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу.
Синтез — это соединение элементов изучаемого объекта в единое целое.
Системы контроля и анализа взаимодополняемые системы, служащие для предотвращения отрицательных результатов деятельности.
Назначение анализа: выявлять возможности, угрозы, сильные и слабые стороны деятельности для синтеза усилий на обеспечение наиболее рациональных действий, направленных на эффективное достижение поставленных целей, намеченных результатов.
Принципы анализа:
 Принцип единства анализа и синтеза.
 Выделение и ранжирование факторов, влияющих на показатели достижения целей.
 Сопоставимость вариантов анализа по объему, качеству, срокам, риску, методам получения информации.
 Оперативность, надежность, своевременность.
 Количественная, качественная и стоимостная определенность.
Основные виды анализа: экономический, ресурсный, организационный, управленческий, кадровый, финансовый и другие.
Экономический анализ: макроэкономический (влияние общеэкономической внешней среды), микроэкономический (влияние внешней среды: рынок, отрасль и другие среды), внутриэкономический (товар: разработка, производство, продажа).
Ресурсный анализ: влияние ресурсов на деятельность – каждого и в комплексе.
Организационный анализ – влияние организации на результативность и эффективность деятельности.
Управленческий анализ – влияние управления на результативность и эффективность деятельности.
Кадровый анализ – влияние кадров на производительность труда.
Финансовый анализ – анализ финансовых результатов деятельности.
Анализ осуществляется на основании целей, стратегии, системы управления реализацией стратегии, корпоративных стандартов, системе измерения и оценки деятельности, технологий бизнес-процессов, организационной структуры, системы планирования, системы информации, системы контроля, бенчмаркинге.
Анализ позволяет рассмотреть существенные частности в объектах управления, которые определяют результативность и эффективность деятельности в целом. Анализ производится не только для понимания сущности и структуры процессов, событий, но главное, для синтеза составных частей в более эффективное целое. То есть, когда путем анализа частности достаточно изучены, насту¬пает следующая стадия — синтез, объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.
Цель анализа – синтез новых возможностей.
Анализ фиксирует в ос¬новном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез обеспечивает взаимодействие частей в единое целое.
Содержание анализа:
 Постановка конкретных задач анализа.
 Определение объектов анализа. Показателей результативности и эффективности.
 Установление причинно-следственных связей.
 Выявление и оценка существенных факторов, влияющих на результаты, выбранными методами.
 Выработка путей оптимизации факторов.
 Определение способов синтеза факторов.
Объекты анализа — результативность и эффективность деятельности в целом, в том числе:
— системы организации деятельности;
— системы управления деятельностью;
— бизнес-процессы;
— ресурсы;
— труд и кадры;
— центры управления и сотрудники;
— другие по выбору предприятия.
Анализ производится на основании факторов и ключевых оценочных показателей. Подробнее смотри статью «Потенциал бизнеса. Как измерить и оценить».
Документы по анализу:
• Порядок проведения анализа ключевых показателей управления.
• Методология анализа финансово – хозяйственной деятельности.
В системе анализа используются методы:
 Метод дедукции – рассуждение от общего к частному (анализ).
 Метод индукции – рассуждение от частного к общему (синтез).
 Диалектический метод – предполагает изучение процессов и явлений в становлении, движении, развитии, изменении.
 Математического программирования.
 SWOT анализ.
 Case технологии (Computer Aided System/Software Engineering). Структурный анализ.
 Финансовый анализ.
 Международные и российские стандарты аудита.
 Системный анализ.
 Факторный анализ.
 Другие виды анализа.
Внутренний аудит.
Ауди́т (от лат. audit — слушает) — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.
Подробнее об аудите смотри www.ru.wikipedia.org.
Внутренний аудит — применяемая внутри предприятия процедура оценки деятельности предприятия, системы, процесса, проекта, продукта (www.ru.wikipedia.org).
Внутренний аудит может проводиться самостоятельно – органами внутреннего контроля и (или) сторонней организацией.
Внутренний аудит осуществляется по инициативе высшего органа управления (ВОУ), исполнительного органа управления. Может быть обязательным, если это установлено решением ВОУ, либо инициативным.
Главное условие – независимость от проверяемого лица.
Целями внутреннего аудита могут являться:
 Проверка правильности и достоверности управленческого учета и отчетности.
 Оценка уровня управления объектами внутреннего контроля (смотри раздел «Структура и содержание внутреннего контроля) или отдельных элементов.
 Выявление резервов результативности и эффективности, совершенствования и развития деятельности.
Внутренний аудит проводится, руководствуясь стандартами внутреннего контроля (смотри раздел «Структура и содержание внутреннего контроля»), на основании задания инициатора, Устава, корпоративных стандартов и других документов предприятия.
Результат внутреннего аудита – отчет аудитора.
Ревизия.
Ревизия — документальная проверка правильности бухгалтерской, управленческой отчётности с целью выражения мнения о её достоверности за определённый период времени, а также законности действий, то есть соответствия их законодательству и корпоративным стандартам.
Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности. Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации(www.ru.wikipedia.org).
Ревизия может проводиться самостоятельно – органами внутреннего контроля, бухгалтерией и (или) сторонней ревизионной комиссией, назначаемой ВОУ. В акционерных обществах, ревизионные комиссии обязательны, их деятельность регулируется уставом и положением о ревизионной комиссии. В других формах предприятий существование и деятельность ревизии регулируется ВОУ.
Целями ревизии могут являться:
 Проверка соблюдения законодательства и корпоративных стандартов.
 Оценка организации системы учета: учетная политика, документооборот, программное обеспечение и другие составляющие системы информации.
 Проверка правильности и достоверности бухгалтерского, налогового учета и отчетности.
 Оценка уровня организации финансовой системы и внутреннего контроля.
 Проверка наличия имущества, обеспечения его сохранности и целевого использования.
 Проверка отдельных фактов хозяйственной деятельности по заданию.
 Разработка предложений и рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета, внутреннего контроля и работы предприятия в целом.
 Другие цели.
Ревизия проводится, руководствуясь стандартами внутреннего контроля (смотри раздел «Структура и содержание внутреннего контроля»), на основании задания инициатора, Устава, положения о ревизионной комиссии, корпоративных стандартов и других документов предприятия.
Результат ревизии – отчет ревизионной комиссии.
Совершенствование деятельности.
Совершенствование деятельности предлагается на основании измерения и оценки показателей, и состоит в выявлении отклонений. Выявление отклонений производится путем сравнения фактически полученных показателей и индикаторов за определенный период с плановыми показателями и индикаторами. Затем информация анализируется для установления ключевых факторов отклонений, выявления резервов повышения результативности и эффективности. После этого разрабатываются мероприятия по совершенствованию деятельности, устранению нарушений.
Отчеты и предложения представляются исполнительным органам.
Подробнее смотри статью «Оптимизация бизнеса на основании оценки потенциала».
Выводы
Внутренний контроль – важнейшая функция управления деятельностью, которая обеспечивает результативность и эффективность, путем предотвращения нерациональных затрат, соблюдения требований законодательства и корпоративных правил, предупреждения злоупотреблений, выявления и совершенствования слабых сторон деятельности.
Система контроля не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к проблемам в деятельности, но снижает возможность их наступления, а также риски деятельности.

Права и обязанности сотрудников службы внутреннего контроля и аудита

Внутрихозяйственным контролем в организации мо­жет заниматься специальный отдел — служба внутрен­него аудита.

Служба внутреннего аудита, являясь неотъемлемой частью системы корпоративного управления компа­нии, призвана содействовать достижению целей ком­пании, используя систематизированный и последова­тельный подход к оценке и повышению эффективно­сти систем управления рисками, контроля и корпора­тивного управления.

Аудиторский комитет утверждает условия трудового соглашения (контракта) с руководителем службы вну­треннего аудита, а также решения о поощрении (нака­зании) руководителя службы внутреннего аудита.

Основные функции службы внутреннего аудита:

1) проверка того, основывалось ли руководство ор­ганизации при составлении внутренних документов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструк­ций и др.) на действующих нормативных актах и учре­дительных документах предприятия;

2) проверка правильности ведения бухгалтерского

учета и достоверности бухгалтерской отчетности;

3) оценка влияния внешних факторов на деятель­ность предприятия;

4) организация подготовки к проведению внешнего аудита;

5) организация подготовки к проверкам налоговых и других контрольных органов.

Решение о необходимости работы службы внутрен­него аудита принимается руководителем предприятия или на собрании учредителей. Здесь же выбирают ру­ководителя службы, который формирует персональ­ный состав службы. Обычно это высококвалифициро­ванный сотрудник с высшим экономическим образо­ванием, с опытом работы бухгалтером или экономи­стом, не имеющий судимости, обязательно с аттеста­том аудитора или профессионального бухгалтера-экс- перта. В должностных инструкциях для внутренних ау­диторов обязательно должны быть указаны конкрет­ные должностные обязанности, права и персональная ответственность. Не допускается вмешательство тре­тьих лиц в процесс определения объектов и объема аудита, проведения работы и представление отчета о результатах.

Во многих случаях служба внутреннего аудита под­чиняется непосредственно генеральному директору. Это необходимо для контролирования работы заме­стителей или начальников структурных подразделе­ний (складов, цехов).

Рассмотрим организацию работы службы внутрен­него аудита (рис. 3).

| Руководство предприятия

Рис. 3. Организация внутреннего аудита на предприятии

Служба внутреннего аудита действует на основа­нии законодательных и нормативных актов РФ, ор­ганов местного самоуправления, правил (стандартов) аудита. При проведении внутреннего аудита, кроме вышеперечисленных документов, она руководствует­ся учредительными документами, инструкциями, поло­жениями, приказами и распоряжениями руководителя проверяемого предприятия.

Руководитель службы внутреннего аудита разра­батывает план внутреннего аудита. Затем этот план утверждает руководитель предприятия.

Руководитель службы внутреннего аудита несет от­ветственность перед аудиторским комитетом и выс­шим руководством компании за организацию работы службы и выполнение поставленных задач.

Руководитель службы внутреннего аудита периоди­чески отчитывается перед аудиторским комитетом и высшим руководством о деятельности службы вну­треннего аудита.

Отчеты должны содержать инфор­мацию о существенных рисках, проблемах контроля и корпоративного управления, другие сведения, необхо­димые аудиторскому комитету и высшему руководству для выполнения своих обязанностей.’

Руководитель службы внутреннего аудита предста­вляет аудиторскому комитету и высшему руководству:

1) на утверждение ежегодный план деятельности службы внутреннего аудита, а также регулярно отчи­тывается о его выполнении;

2) ежегодный отчет по оценке надежности и эффек­тивности систем управления рисками, контроля и кор­поративного управления;

3) информацию о существенных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного упра­вления, а также рекомендации по улучшению суще­ствующих систем;

4) информацию о результатах и качестве выполне-

‘ Веселов Б.И. Когда нужна служба внутреннего аудита // Главбух. 2004. № 4.

ния мероприятий (корректирующих шагов), разрабо­танных менеджментом по результатам проведенных аудитов;

5) информацию о существующих ограничениях, пре­пятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

Руководитель и сотрудники службы внутреннего ау­дита:

1) составляют план деятельности, определяющий приоритеты внутреннего аудита и соответствующий целям компании на основании проведенного анализа рисков;

2) своевременно и на должном профессиональном уровне выполняют план деятельности и предоставля­ют менеджменту отчеты о результатах проделанной работы;

3) оказывают содействие менеджменту компании в разработке мероприятий (корректирующих шагов) по результатам проведенных аудитов, а также отслежива­ют прогресс в выполнении мероприятий;

4) консультируют менеджмент компании по вопро­сам управления рисками, контроля, корпоративного управления;

5) поддерживают и взаимодействуют с подразде­лениями (функциями) компании по вопросам, относя­щимся к ведению внутреннего аудита;

6) координируют деятельность и взаимодействуют с другими функциями контроля (отделом управления рисками, юридическим отделом, службой безопасно­сти);

7) координируют деятельность с внешним аудито­ром с целью избежать дублирования усилий и миними­зировать затраты на аудит;

8) содействуют в расследовании мошенничеств и информируют аудиторский комитет и высшее руковод­ство о результатах расследований;

9) выполняют другие задания и участвуют в других проектах по запросу аудиторского комитета и высшего руководства. Руководитель и сотрудники службы вну­треннего аудита уполномочены:

1) иметь прямой и беспрепятственный доступ к ау­диторскому комитету;

2) составлять планы деятельности, определять объ­екты и объемы аудита, принимать решения о частоте проведения аудитов;

3) запрашивать и получать беспрепятственный до­ступ к любым активам, документам, бухгалтерским за­писям и другой информации о деятельности компании, делать копии документов;

4) изучать и оценивать любые документы, запра­шиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий, и направлять эти документы или соответствующую ин­формацию аудиторскому комитету и высшему руко­водству;

5) запрашивать и получать необходимую помощь со­трудников подразделений, в которых проводится ау­дит, а также помощь сотрудников других подразделе­ний компании;

6) доводить до сведения аудиторского комитета и высшего руководства любые предложения по улучше­нию существующих систем, процессов, политик, про­цедур, методов ведения деятельности, а также ком­ментарии по любым вопросам, относящимся к веде­нию внутреннего аудита;

7) при необходимости привлекать сторонних экспер­тов при выполнении аудиторских заданий.

Руководитель и сотрудники службы внутреннего ау­дита не должны:

1) выполнять никакие функциональные обязанности в компании, не связанные с деятельностью внутренне­го аудита;

2) инициировать или утверждать транзакции, не от­носящиеся непосредственно к деятельности службы внутреннего аудита;

3) руководить действиями сотрудников других под­разделений (функций), за исключением случаев, когда эти сотрудники назначены участвовать в выполнении аудиторского задания;

4) участвовать в какой-либо деятельности, которая могла бы нанести ущерб беспристрастности их оценки или восприниматься как наносящая такой ущерб;

5) использовать конфиденциальную информацию в личных интересах или любым другим образом, про­тиворечащим законодательству или могущим нанести ущерб компании;

6) принимать в подарок ничего, что могло бы нане­сти ущерб их профессиональному мнению или воспри­ниматься как наносящее такой ущерб.

В соответствии с планом внутреннего аудита долж­ны осуществляться все этапы проверки.

Служба внутреннего аудита имеет право:

1) проверять первичные документы, учетные реги­стры, планы, сметы и другие документы по финансо­во-хозяйственной деятельности;

2) обследовать территорию предприятия (цеха, складские и служебные помещения, строящиеся объ­екты);

3) проводить инвентаризацию имущества и обяза­тельств предприятия;

4) опечатывать места хранения документов и ценно­стей (сейфы, кассы, склады, архивы);

5) проверять, насколько верно отражены хозяй­ственные операция в бухгалтерском учете;

6) при необходимости представлять интересы пред­приятия в суде и арбитражном суде.

Служба внутреннего аудита несет ответствен­ность:

1) за своевременность представления руководству предприятия заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности;

2) составление учредительных и внутрихозяйствен­ных документов в соответствии с действующим зако­нодательством;

3) предложения и рекомендации, данные аудитором в ходе проверки.

На предприятиях, где работает служба внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности иму­щества, организации бухгалтерского учета и достовер­ности отчетности.

Для эффективного функционирования системы вну­трихозяйственного аудита необходимо соблюдение следующих требований:

1) наличие персонала с четко определенными пра­вами и обязанностями;

2) разделение обязанностей на предприятии;

3) создание необходимых условий для работы служ­бы внутреннего аудита (выделение помещения, специ­алистов, наличие нормативной и справочной базы дан­ных и т. п.);

4) повышение квалификации сотрудников службы внутрихозяйственного аудита;

5) определение уровня оплаты труда работников службы внутреннего контроля.

Аудитору разрешается:

1) проверять документы финансово-хозяйственной деятельности (первичные документы, бухгалтерские регистры, сметы, планы, наличие денег и ценных бу­маг в кассе);

2) знакомиться с приказами, постановлениями со­брания акционеров, учредителей, распоряжениями должностных лиц, проектами и уже заключенными с другими организациями договорами;

3) обследовать объекты строительства, цеха, склад­ские и служебные помещения;

4) проверять сохранность имущества у материально ответственных лиц;

5) проводить полную или частичную инвентариза­цию имущества и обязательств организации, опечаты­вать места хранения ценностей и документов (сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы);

6) организовывать подготовку перед проверками внешнего аудита и налоговой инспекции;

7) проводить проверки выполнения сотрудниками своих обязанностей.

При организации работы службы внутреннего аудита используют следующие типовые формы документов:

1) набор основных вопросов для руководителей и работников бухгалтерии;

2) блок-схемы и графики;

3) специально разработанные тесты;

4) специальные бланки и проверочные листы;

5) перечни замечаний, протоколы или акты.

Служба внутреннего аудита организации самосто­ятельно разрабатывает методики, порядок изучения и оценки финансово-экономической системы. По ре­зультатам такого изучения и оценки финансово-эконо­мической системы планируют процедуры проверки.

В ходе аудиторской проверки могут быть выявлены серьезные недостатки системы внутреннего контроля. Эти недостатки также, как и рекомендации по их устра­нению, следует отражать в письменном отчете аудито­ра руководству проверяемого экономического субъек­та.

Эффективная работа системы внутреннего аудита характеризуется достижением предприятием следую­щих целей: 1) хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства;

2) все операции отражаются в бухгалтерском уче­те в правильных суммах, на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в экономическом субъекте учетной политикой и обеспечивают возможность под­готовки достоверной бухгалтерской отчетности;

3) доступ к активам разрешен только с согласия ру­ководства;

4) при обнаружении расхождений входе проведения инвентаризации руководство организации предприни­мает соответствующие меры.

При обнаружении действия, которое вызывает по­дозрение, аудитор дополнительно проводит процеду­ры подтверждения, чтобы рассеять свои сомнения или подтвердить факт нарушения.

В обязательном порядке аудитор проверяет причину нарушений, а также выясняет возможные последствия этих нарушений. Прежде всего проверяются операции, отраженные в документах. Это позволяет обнаружить факты нарушений правил отпуска материалов другим организациям и частным лицам, передачи ТМЦ друго­му материально ответственному лицу без проведения инвентаризации, бестоварные операции при переме­щении материала с одного объекта на другой, наруше­ние сроков сдачи отчетов и др.

Затраты на проведение аудиторской проверки отно­сят на себестоимость посреднических услуг на основа­нии положения о составе затрат. К возмещаемым рас­ходам будут относиться счета-фактуры, поступающие посреднику.

При проверке системы бухгалтерского учета и хо­зяйственных операций аудитор должен проверить за­конность составления документов. Проверку можно дополнить экспертной оценкой и другими приемами. Служба внутреннего аудита при проверке экономиче­ского субъекта не может дать полной гарантии выявле­ния всех отклонений и нарушений. Аудитором могут быть допущены ошибки. Ошибки могут произойти по разным причинам, таким как невнимательность, про­верка не всех подряд документов, разночтение норма­тивных актов и т. д.

Решая, каким способом проводить внутренний кон­троль, руководитель организации должен определить его роль и место в данной организации. Так, например, при использовании ревизионной комиссии для прове­дения внутрихозяйственного контроля руководство ор­ганизации может отказать аудитору в получении не­обходимой информации или специально дать ложные сведения в финансовой отчетности. Другое дело, когда внутрихозяйственным контролем в организации зани­мается специальный отдел — служба внутреннего ау­дита. Служба внутреннего аудита является самостоя­тельным подразделением и создается с целью обес­печения эффективности деятельности всех служб по защите законных имущественных интересов собствен­ников.

Для определения эффективности работы внутрихо­зяйственного контроля большое значение имеют сле­дующие вопросы:

1) насколько четко и точно выполняются все запла­нированные работы по отношению к отдельным объек­там контроля во времени;

2) какие использованы процедуры проверки и на­сколько они были эффективны;

3) можно ли доверять надежности информации по

результатам внутрихозяйственного контроля.

Наиболее выгодным для организации является ор­ганизация службы внутреннего аудита, которая бу­дет осуществлять постоянную проверку достоверно­сти финансовой работы экономических служб.

Положение о службе внутреннего контроля

Дмитрий Димитриев 19 октября 2017 Написать эксперту! Экзекутив-коуч, бизнес-тренер, консультант. ИП Димитриев Д.В. Написать эксперту!

Пример положения о службе внутренннего контроля в торговой фармацевтической компании. Это сравнительно часто встречающееся подразделения там, где речь идет о материальной ответственности сотрудников.
Документ был составлен мной в 2005 году. Фамилии, названия изменены. Бизнес был продан новым владельца, поэтому документ более не носит конфиденциальный характер.

УТВЕРЖДЕНО

ДИРЕКТОРАТ ООО «ФИРМА»

Генеральный директор

____________________ И.П. Петросян

«____»_____________2005г.

Директор

_____________________О.П. Петросян

«____»_____________2005г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе внутреннего контроля ООО «Фирма»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает правила организации деятельности Службы внутреннего контроля в ООО «Фирма» (далее – Общество).

1.2. Цель настоящего Положения — определение функций, задач, методов деятельности и статуса Службы внутреннего контроля (далее – СВК) для защиты интересов Общества путем контроля за соблюдением сотрудниками Общества законодательства, внутренних нормативных актов и стандартов деятельности, исключения конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций и минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности.

1.3. СВК во взаимодействии с Директоратом и исполнительными органами Общества участвует в совершенствовании систем управления рисками, установлении и сохранении адекватной и эффективной системы внутреннего контроля и корпоративного управления с целью:

ü обеспечения соблюдения Обществом требований Российского законодательства;

ü обеспечения соблюдения Обществом всех внутренних нормативных документов (политик, положений, инструкций лимитов и пр.) и решений, утвержденных Директоратом;

ü обеспечения полноты, своевременности и достоверности отображения операций в первичных документах, бухгалтерских регистрах и системе бухгалтерского учета в соответствии с внутренними инструкциями и процедурами Общества и решениями Директората;

ü обнаружения недостатков в системах внутреннего контроля и предоставления рекомендаций относительно способов их устранения;

ü обеспечения сохранности активов;

ü определения сфер потенциальных убытков для Общества, условий, благоприятных для мошенничества, злоупотреблений и незаконного присвоения имущества Общества.

2. Цели и сфера деятельности СВК

1.4. СВК входит в систему органов внутреннего контроля и осуществляет свою деятельность в целях:

1.4.1. Обеспечения соблюдения всеми сотрудниками Общества при выполнении своих служебных обязанностей требований внутренних документов, определяющих политику и регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Общества, стандартов деятельности и норм профессиональной этики, а также требований законодательства РФ.

1.4.2. Содействия органам управления Общества в обеспечении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, управлении активами и пассивами (включая обеспечение сохранности активов).

1.4.3. Обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности для внешних и внутренних пользователей (далее — отчетность).

1.4.4. Обеспечение информационной безопасности — защищенности интересов (целей) Общества в информационной сфере, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений.

1.4.5. Обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков финансово-хозяйственной деятельности.

1.4.6. Оценки адекватности методов внутреннего контроля рискам и обеспечения коррекции методов контроля в случае приведения их в соответствие уровню принимаемых рисков и общепринятой практике.

1.4.7. Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Общества.

1.4.8. Осуществление контрольных мероприятий в территориально удаленных структурных подразделениях с целью защиты интересов Общества и его учредителей.

1.4.9. Исключения вовлечения Общества и участия его сотрудников в осуществлении противоправной деятельности, мошеннических операциях, а также своевременного представления в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти.

3. Задачи и функции СВК

1.5. Исходя из указанных выше целей и сфер деятельности СВК, основные его задачи состоят в том, чтобы обеспечить:

1.5.1. Выполнение Обществом требований действующего законодательства, и внутренних документов, а также согласованность внутренних процедур требованиям действующего законодательства, характеру деятельности Общества и размеру принимаемых при этом рисков.

1.5.2. Определение в документах и постоянный контроль за соблюдением установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы Общества и его собственников.

1.5.3. Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности Общества.

1.5.4. Сохранность активов (имущества) Общества.

1.5.5. Надлежащее отражение операций в бухгалтерском и управленческом учете.

1.5.6. Надлежащее формирование и раскрытие информации в отчетности, позволяющее получать адекватную оценку эффективности деятельности Общества и связанных с ней рисках.

1.5.7. Эффективное функционирование системы внутреннего контроля Общества.

1.5.8. Взаимодействие Общества с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и контроля по вопросам достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

1.6. СВК в своей работе осуществляет следующие функции:

1.6.1. Проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля, процессов и процедур внутреннего контроля.

1.6.2. Выявление и анализ проблем, связанных с функционированием системы внутреннего контроля. Мониторинг системы внутреннего контроля, принятие мер по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, в том числе с учетом меняющихся внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность Общества.

1.6.3. Проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств.

1.6.4. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского (финансового и управленческого) учета и отчетности и их тестирование, а также надежности (включая достоверность, полноту и объективность) и своевременности сбора и представления информации и отчетности.

1.6.5. Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с нормативными правовыми актами в органы государственной власти.

1.6.6. Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых Обществом операций.

1.6.7. Проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Общества.

1.6.8. Согласование внутренних документов Общества с целью обеспечения соответствия их содержания действующему законодательству Российской Федерации, учредительным и внутренним нормативным документам Общества.

1.6.9. Другие вопросы.

4. Принципы (стандарты) и методы деятельности СВК

Общество обеспечивает постоянство деятельности, независимость и беспристрастность СВК, профессиональную компетентность ее руководителя и сотрудников, создает условия для беспрепятственного и эффективного осуществления СВК своих функций.

4.1. Постоянство деятельности

4.1.1. СВК действует на постоянной основе.

4.1.2. Численный состав, структура, бюджет, профессиональная квалификация и техническая обеспеченность СВК определяются Директоратом Общества по представлению Руководителя СВК в соответствии с масштабами деятельности, характером операций и сделок, совершаемых Обществом, а также структурой и уровнем риска, который формируется у Общества в результате его деятельности.

4.1.3. СВК состоит из сотрудников, входящих в штат Общества.

4.1.4. Передача функций СВК сторонней организации не допускается.

4.2. Независимость

4.2.1. СВК является самостоятельным независимым структурным подразделением Общества.

4.2.2. СВК действует под непосредственным контролем Директората Общества.

4.2.3. Сотрудники СВК не осуществляют деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением независимой проверки аудиторской организацией или Директоратом.

4.2.4. Сотрудники филиалов Общества, выполняющие функции представителей СВК Общества в соответствующем филиале, имеют непосредственное подчинение внутри СВК в соответствии со структурой СВК.

4.2.5. СВК по собственной инициативе докладывает Директорату Общества обо всех вопросах, возникающих в ходе осуществления СВК своих функций, и предложениях по их решению.

4.3. Принцип беспристрастности

4.3.1. Общество обеспечивает решение поставленных перед СВК задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих Общества, не являющихся служащими СВК.

4.3.2. Сотрудники СВК не могут совмещать свою деятельность с деятельностью в иных подразделениях Общества.

4.3.3. Сотрудники СВК не вправе участвовать в совершении Обществом операций и других сделок. Руководитель и служащие СВК не имеют права подписывать от имени Общества платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Общество принимает риски, либо визировать такие документы.

4.3.4. Руководитель и сотрудники СВК, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях Общества, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

4.3.5. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК могут быть перемещены на другие должности в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности Общества.

4.3.6. Руководителем СВК не может быть назначено лицо, работающее по совместительству.

4.4. Принцип профессиональной компетентности руководителя и служащих СВК

4.4.1. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК должны владеть достаточными знаниями о деятельности Общества, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

4.4.2. Общество укомплектовывает СВК сотрудниками, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.

4.4.3. Руководитель СВК (его заместители) должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в области аудита, бухгалтерского учета или внутреннего контроля в общей сложности, не менее 2-х лет.

4.4.4. Обучение (переподготовка) руководителя и сотрудников СВК осуществляется на регулярной основе (минимум 1 раз в год).

4.5. Прочие принципы деятельности СВК

4.5.1. СВК самостоятельно определяет методы, стандарты своей деятельности, критерии оценки степени достоверности, полноты, объективности учета и отчетности, критерии оценки существенности выявленных нарушений, формы предоставления результатов своей деятельности, объемы необходимых процедур, в том числе в соответствии с профессиональными стандартами внутреннего аудита.

4.5.2. Исполнительные органы Общества создают все условия для беспрепятственного и эффективного осуществления СВК своих функций.

4.5.3. СВК осуществляет проверки по всем направлениям деятельности Общества, объектом проверки может являться любое подразделение или сотрудник.

4.5.4. Проверки могут быть сплошные, выборочные, тематические, комплексные и другие. Форма и периодичность проверок определяется СВК и согласовывается Директоратом, исходя из оценки рисков и их существенности для Общества.

4.6. Основные методы деятельности СВК

4.6.1. Операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций.

4.6.2. Проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих Общества к рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей.

4.6.3. Финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности Общества.

4.6.4. Проверка соблюдения законодательства РФ и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов Общества и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в Обществе систем требованиям указанзанных документов.

5. Статус СВК

5.1. СВК действует на основании Устава Общества, «Положения об организации внутреннего контроля в ООО «Фирма» и настоящего Положения.

5.2. Руководитель СВК назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора, который утверждает условия трудового соглашения с Руководителем СВК, а также утверждает решения о поощрении (наказании) Руководителя СВК.

5.3. С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего контроля руководитель СВК подчиняется функционально — Директорату, и административно – Генеральному директору Общества.

5.4. СВК подотчетен непосредственно Директорату Общества. Руководитель СВК отчитывается о результатах работы перед директоратом не реже 1 раза в квартал.

5.5. СВК в обязательном порядке принимает участие в разработке внутренних документов Общества путём их согласования.

5.6. Руководитель СВК информирует руководителя структурного подразделения Общества, в котором проводилась проверка и Директорат о выявляемых при проведении проверок нарушениях и недостатках.

5.7. Руководитель СВК несет ответственность в случаях неинформирования или несвоевременного информирования руководителей проверяемых подразделений Общества и Директората о выявляемых при проведении проверок нарушениях и недостатках.

6. Права СВК

Сотрудники СВК имеют право:

6.1. Получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников проверяемого подразделения все необходимые для проведения проверки документы и копии с документов и иной информации, а также любые сведения, имеющиеся в информационных системах Общества, необходимые для осуществления контроля. В рамках своей деятельности сотрудники СВК также имеют право получать от коллегиальных органов управления Общества все документы, связанные с деятельностью этих органов по принятию решений (протоколы, решения, заключения и т.д.).

6.2. Получать на регулярной основе от руководителей и уполномоченных ими сотрудников всех подразделений сводные аналитические материалы.

6.3. Определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками Общества, требованиям действующего законодательства, внутренним документам Общества, определяющим проводимую Обществом политику, процедуры принятия и реализации решений, организацию учета и отчетности, порядок проводимых операций (заключаемых сделок), участвовать в согласовании внутренних документов Общества.

6.4. По необходимости привлекать сотрудников других структурных подразделений Общества для решения задач внутреннего контроля.

6.5. Входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, компьютерной обработки данных и хранения данных, с соблюдением процедур доступа, определенных внутренними документами Общества.

6.6. Руководитель СВК и его сотрудники имеют право взаимодействовать с соответствующими руководителями Общества (его подразделений) для оперативного решения вопросов.

6.7. При осуществлении проверок руководитель проверки с согласия Директората и руководителя СВК вправе временно отстранять от исполнения обязанностей отдельных должностных лиц проверяемого подразделения в случаях, когда непринятие таких мер может повлечь утрату денег и ценностей или способствовать злоупотреблениям.

7. Обязанности СВК

Руководитель и служащие СВК обязаны:

7.1. Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений Общества и отдельных сотрудников, а также других контрольных процедур, на предмет соответствия их действий требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных актов ЦБ РФ и внутренних документов Общества, регулирующих деятельность и определяющих политику Общества.

7.2. Своевременно информировать Директорат обо всех случаях, которые препятствуют осуществлению СВК своих функций.

7.3. Осуществлять контроль за соблюдением сотрудниками Общества, проводящими операции Общества на финансовых рынках, требования о предотвращении легализации денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.

7.4. Обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками Общества установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений.

7.5. Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений.

7.6. Осуществлять контроль за полнотой, эффективностью и своевременностью исполнения мер, принятых подразделениями и органами управления Общества, обеспечивающих снижение уровня выявленных в ходе проверок рисков, или документирование принятия руководством подразделения и (или) органами управления Общества решения о приемлемости выявленных рисков для Общества.

7.7. Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению. в соответствии с разработанной системой процедур.

7.8. Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений Общества документов.

7.9. Своевременно информировать Директорат о:

ü всех вновь выявленных рисках;

ü всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;

ü всех выявленных нарушениях установленных Обществом процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

ü рекомендуемых мероприятиях для устранения выявленных недостатков в работе Общества;

ü мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений Общества, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

7.10. Руководитель СВК обязан проинформировать Директорат, если, по его мнению, руководство подразделения и/или органы управления взяли на себя риск, являющийся неприемлемым для Общества или принятые меры контроля неадекватны уровню контроля.

7.11. Осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений и за эффективностью принятых мер, обеспечивающих снижение уровню выявленных рисков.

7.12. Доводить до сведения Директората и руководства Общества любые предложения по улучшению существующих систем, процессов, политик, процедур, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита, как это определено в настоящем Положении.

7.13. Осуществлять обзор разрабатываемых участие в утверждении внутренних нормативных документов на предмет эффективности и адекватности системы внутреннего контроля. Предоставлять рекомендации разработчикам документов.

7.14. Осуществлять необходимые действия для поддержания соответствующей требованиям квалификации сотрудников СВК.

7.15. Организовать работу СВК с целью выполнения его основных задач.

7.16. Поддерживать документацию всех необходимых элементов внутреннего контроля в соответствии с процедурами, разработанными СВК и сложившейся практикой.

8. Организация проведения проверок и порядок формирования и рассмотрения их результатов

8.1. Ежеквартально СВК разрабатывается План проверок (включая график осуществления проверок) в соответствии с функциями СВК, характером и объемами необходимых аудиторских процедур, стратегией деятельности Общества. Данные Планы утверждаются Директоратом Общества.

8.2. По результатам проверок СВК процедура формирования и рассмотрения их результатов следующая:

8.2.1. В течение 2-х недель после окончания проверки сотрудники СВК, осуществлявшие проверку, составляют Детализированный отчет по результатам проверки.

8.2.2. Детализированный отчет направляется руководителям подразделений, работа которых подвергалась проверке, на согласование.

8.2.3. В течение 5 рабочих дней, руководители проверяемых подразделений направляют в СВК свои комментарии или возражения к Детализированному отчету. В случае непоступления комментариев в указанный срок Детализированный отчёт считается согласованным.

8.2.4. В течение 5 рабочих дней после получения комментариев от руководителей подразделений Общества, подвергшихся проверке, СВК формируется окончательная версия Детализированного отчета. В случае наличия неустранимых разногласий к Детализированному отчёту прикладываются комментарии руководителей проверяемых подразделений.

8.2.5. Окончательная версия Детализированного отчёта представляется Директорату и руководителям проверяемых подразделений под роспись в Листе рассылки. В обязательном порядке о результатах проверки и своих рекомендациях Руководитель СВК докладывает на заседании соответствующего коллегиального органа Общества (Правление, Кредитный комитет и др.).

8.2.6. После рассмотрения результатов проверки Директорат утверждает План мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

8.2.7. СВК ведет общую базу (сводную таблицу в электронном виде) со всеми замечаниями, выявленными по результатам проверок, проведенных СВК, и на регулярной основе осуществляет контроль за устранением указанных замечаний.

8.2.8. Ежемесячно руководитель СВК представляет Директорату Общества отчет об устранении указанных замечаний и обновленную версию сводной таблицы со всеми замечаниями.

8.3. В случае возникновения необходимости Директоратом Общества могут быть инициированы специальные проверки, не предусмотренные ежеквартальным планом.

8.4. Порядок проведения, порядок и сроки предоставления отчета о результатах такой проверки определяются инициатором проверки по согласованию с СВК.

8.5. В оперативном режиме исполнительный орган Общества, а также руководитель любого департамента (управления) имеет право запросить внеплановую проверку в случаях обнаружения недостатков и ошибок в системе внутреннего контроля и работе любого (включая своего) подразделения.

Для инициирования такой проверки указанный руководитель письменно обращается в Директорат, который принимает решение о необходимости и сроках такой проверки. По итогам проверки отчет СВК, утверждённый её Руководителем, предоставляется на утверждение Директорату Общества.

8.6. Отчетность СВК перед Директоратом Общества может дополняться по необходимости при изменении внутренних процедур или по требованию Директората.

9. Порядок действий СВК при выявлении существенных нарушений

9.1. В случае выявления в ходе проверки сотрудниками СВК существенных нарушений, в частности, нарушений процедур принятия решений и оценки рисков; т.е. нарушений, которые потенциально могут оказать влияние на финансовое положение Общества или на его деловую репутацию, а также, если стало известно о подобных нарушениях из каких-либо источников, сотрудник СВК, выявивший нарушение, незамедлительно в письменном виде информирует о таком нарушении руководителя СВК.

9.2. Руководитель СВК в течение одного дня оперативно в письменном виде информирует Директорат о выявленных нарушениях и принятых мерах. Для уменьшения документооборота документов допускается передача в Директорат копии документов (служебной записки и пр.), полученных от сотрудников СВК с отметкой руководителя СВК об ознакомлении.

9.3. Директорат принимает решение и определяет перечень необходимых мер в зависимости от ситуации. Замечания, не относящиеся к существенным, рассматриваются на регулярной основе Директоратом в установленном порядке.

10. Обязанности сотрудников подразделений Общества по взаимодействию с СВК

10.1. Сотрудники подразделений Общества должны оказывать сотрудникам СВК содействие в осуществлении ими своих функций: своевременно предоставлять запрашиваемые документы или их копии, давать устные и письменные разъяснения по вопросам, поставленным руководителем и сотрудниками СВК, создавать условия для беспрепятственного осуществления СВК своих функций.

10.2. Сотрудники Общества, которым стали известны факты нарушения законности и правил совершения операций (сделок) Общества, факты нанесения ущерба Обществу, вкладчикам, клиентам и факты нарушения профессиональной этики, обязаны довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и руководителя СВК.

10.3. Если при осуществлении операций (сделок) у сотрудников возникают сомнения о соответствии конкретной операции (сделки) или ее части требованиям действующего законодательства и стандартов профессиональной деятельности, они могут обратиться за консультацией к любому сотруднику СВК.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение утверждается Директоратом Общества.

11.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Директоратом по инициативе Руководителя СВК и исполнительных органов Общества.

Написать эксперту!

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» через систему внутреннего контроля в организации должны проходить все совершаемые факты хозяйственной деятельности. Статья 19 Закона «О бухгалтерском учете» указывает на необходимость проведения внутреннего контроля, но строгих требований и правил она не содержит. Практические рекомендации по этой теме содержатся в Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Получите документы по теме бесплатно

📌 Реклама Отключить

Внутренний контроль бухгалтерского учета – для кого обязателен?

В настоящее время если предприятие подлежит обязательному аудиту, оно должно осуществлять не только внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности, но и организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Исключение: ситуация, когда обязанность ведения бухгалтерского учета принял на себя руководитель организации. Например, субъекты малого предпринимательства при организации внутреннего контроля должны исходить из принципа рациональности и при определенных обстоятельствах руководитель такого экономического субъекта может осуществлять функции внутреннего контроля самостоятельно. Аналогичный подход, согласно Информации N ПЗ-11/2013, может применяться некоторыми некоммерческими организациями.

📌 Реклама Отключить

Внутренний контроль: в теории

Внутренний контроль в деятельности организации должен:

  1. пронизывать всю систему управления, от разработки стратегических планов и постановки тактических задач до контроля над конкретной операцией приобретения, использования и обеспечения сохранности любого ресурса и актива;
  2. способствовать реализации управленческих решений, оценивать их законность и эффективность, показывать реальное положение дел в организации, выявлять и минимизировать риски.

Средства внутреннего контроля должны не только оценивать достоверность совершаемых фактов хозяйственной жизни, но и не допускать неправомерные события, процессы, операции и предотвращать отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Внутренний контроль оценивает достоверность показателей и своевременность представления отчетности. Он предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. 📌 Реклама Отключить

Процедуры внутреннего контроля, согласно рекомендациям Минфина России, включают в себя:

  • документальное оформление всех сделок и операций;
  • проверку соответствия первичных учетных документов установленным требованиям и оценку достоверности информации;
  • санкционирование операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • сверку данных;
  • разграничение полномочий, определение прав и обязанностей должностных лиц;
  • контроль фактического наличия и состояния объектов;
  • анализ достижения поставленных целей, оценку правильности осуществления сделок и операций;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами.

Таким образом, в организации должны быть документы, содержащие утвержденный перечень, описание, характеристику и количественную оценку основных методов и процедур внутреннего контроля. 📌 Реклама Отключить

Оцениваем и устраняем риски

Важнейшими элементами внутреннего контроля являются обнаружение рисков, анализ степени рисков, принятие управленческих решений, направленных на их устранение, сокращение и минимизацию.

В Информации Минфина N ПЗ-11/2013 сказано, что оценка рисков призвана выявлять те из них, которые могут повлиять на достоверность учета и отчетности.

Специалисты, осуществляющие внутренний контроль, должны убедиться в том, что:

  • факты хозяйственной жизни, отраженные в учете, имели место в отчетном периоде и относятся к текущей деятельности организации;
  • имущество, имущественные права и обязательства организации, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;
  • объекты бухгалтерского учета отражены в правильном стоимостном измерении;
  • данные бухгалтерского учета корректно и своевременно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Важно! Оценить риск возникновения злоупотреблений. Злоупотребления могут быть связаны с любым участком учета и деятельности организации в целом. 📌 Реклама Отключить

Проблема оценки риска возникновения злоупотреблений непосредственно связана с неосмотрительностью и неосторожностью как при ведении бизнеса в целом, так и при выборе контрагентов в частности.

Внутренний контроль: практика

С учетом рекомендаций Минфина России для правильной организации и осуществления внутреннего контроля необходимо разработать и оформить внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта (приказы, распоряжения, положения, должностные инструкции, регламенты, методики, стандарты). Обязанности и полномочия подразделений и персонала, предусмотренные в этих документах, определяются в зависимости от специфики деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления. Внутренний контроль может проводиться как внутренними службами организации, так и с привлечением внешних консультантов. 📌 Реклама Отключить

Особое внимание стоит обратить на то, что эффективность внутреннего контроля может быть снижена или ограничена по разным причинам, зачастую независящим от организации. Например, изменение законодательства, возникновение новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта. А вот превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом или возникновение ошибок в процессе принятия решений, при проведении сделок, ведении бухгалтерского учета – это уже внутренние причины и их влияние на организацию контроля можно уменьшить.

В заключение стоит отметить, что систему внутреннего контроля должна создать и использовать в своей деятельности каждая компания. Это инструмент управления организацией, позволяющий максимально эффективно реализовать различные бизнес-процессы. Внутренний контроль должен не только обнаружить недостатки и нарушения в части уже свершившихся фактов хозяйственной жизни, но и предотвратить их появление в будущем. И важно, чтобы он осуществлялся постоянно, без пропусков в течение всего отчетного периода в полном соответствии с утвержденным регламентом.

📌 Реклама Отключить

Внутренний контроль должен стать из одним из важнейших инструментов в принятии решений, достижении стратегических целей организации, сохранности активов, их эффективного использования, соблюдении законодательства и внутренних актов, а также составлении достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *