Сколько длится реорганизация в форме присоединения

Содержание

Бесплатная консультация адвоката по бизнес спорам
Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

Реорганизация в форме присоединения в условиях повышения эффективности производства и общей глобализации сфер экономической деятельности позволяет объединить совместные усилия двух или более юридических лиц для дальнейшей работы в рамках более крупной организационно-правовой структуры.

В процессе присоединения происходит ликвидация существующего предприятия с одновременной полным переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу. Эта процедура подразумевает полное правопреемство и сопровождается передачей:

  1. Имущественных ценностей и денежных ресурсов фирмы.
  2. Дебиторской и кредиторской задолженности организации.

В процессе присоединения кадровый персонал присоединяемого юридического лица также может полностью или частично перейти в новую организацию.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задайте вопрос юристу в онлайн чате круглосуточно

02

Бесплатная горячая линия
8 800 511 38 27 (регионы РФ)
8 499 577 04 24 (Москва и МО)

03

Закажите обратный звонок, юрист перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация адвоката по бизнес спорам
Цены на услуги адвоката по бизнес спорам

Реорганизация путем присоединения начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. В зависимости от правового статуса предприятия, такое юридически значимее решение оформляется следующим образом:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – в форме решения общего собрания учредителей или единственного участника.
  2. Для акционерных обществ – в форме решения акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – в форме решения органа исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – путем вынесения решения органов местной власти.

Данное решение обязательно должно содержать условия присоединения – порядок передачи прав и обязанностей, имущества и финансовых активов; порядок выполнения обязательных этапов и мероприятий; порядок утверждения передаточного акта; перечень ответственных лиц.

Утвержденное решение является основанием для уведомления налогового органа о начале процедуры присоединения.

Сокращение при реорганизации в форме присоединения

При реорганизации в форме присоединения сокращение штатных единиц допускается только в случае надлежащего уведомления сотрудников. Такое уведомление вручается каждому работнику лично под роспись не позднее двух месяцев до даты присоединения.

Что делать, если сотрудник не согласен на переход в новую организацию? У персонала есть право согласиться с новыми условиями труда или новой должностью (если подобное условие предусмотрено условиями присоединения).

В случае несогласия уведомленного работника с новыми условиями трудовой деятельности, либо при отсутствии вакантных должностей для трудоустройства, сотрудники подлежат увольнению по инициативе руководства компании по сокращению.

Приказ о реорганизации путем присоединения

Юридическим основанием для проведения организационно-штатных мероприятий с трудовым персоналом компании будет являться приказ о реорганизации путем присоединения. Данный приказ издается после утверждения решения о начале процедуры и должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Установление сроков проведения всех кадровых мероприятий (уведомления сотрудников, перевод их в новую фирму, увольнение по сокращению и т.д.).
  2. Порядок и формы выплаты работникам выходных пособий и расчета по заработной плате.

Приказ о реорганизации является главным кадровым документов для проведения организационно-штатных мероприятий с работниками предприятия. Об ознакомлении с условиями приказа каждый работник должен поставить личную подпись.

Перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения

В случае согласия на работу в новых условиях, осуществляется перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения. Мероприятия по переводу персонала осуществляет кадровая служба предприятия в строгом соответствии с требованиями законодательства и условиями приказа руководителя.

В случае сохранения в полном объеме должностных обязанностей и иных существенных условий трудового соглашения, он подлежит изменению с указание новой организации – работодателя.

Если у сотрудника меняются условия работы, в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения.

О переходе каждого конкретного работника в штат нового предприятия издается приказ, а в трудовую книжку вноситься запись о переводе.

Срок реорганизации в форме присоединения

Срок реорганизации в форме присоединения включается в себя не только время на совершение регистрационных действий в инспекции ФНС, но и двухмесячный период, предусмотренный на публикацию извещений о присоединении в «Вестнике государственной регистрации».

Общий срок реорганизации в форме присоединения составляет примерно три месяца.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
  2. Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.

Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.

Процедура реорганизации в форме присоединения

Процедура реорганизации в форме присоединения предусматривает выполнение ряда обязательных мероприятий, предусмотренных законом:

  1. Утверждение решения о начале реорганизации в форме присоединения.
  2. Направление в инспекцию ФНС уведомления об инициировании процедуры.
  3. Две публикации извещений в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Утверждение передаточного акта организации.
  5. Направление в инспекцию Федеральной налоговой службы заявления о проведении государственной регистрации по итогам реорганизации.

Нарушения, допущенные при проведении хотя бы одного из указанных этапов, влечет недействительность всей процедуры реорганизации. Несоблюдение сроков процессуальных мероприятий, порядка опубликования извещений и заполнения форм документов также повлечет отказ регистрирующего органа.

Увольнение руководителя

Так как процедура присоединения подразумевает фактическое существования юридического лица, у собственников компании есть право расторгнуть контракт с руководителем. Трудовое законодательство допускает такую возможность при одновременном соблюдении трудовых прав руководителя.

Увольнение руководителя при реорганизации в форме присоединения оформляется решением собственников предприятия, которое, как правило, совпадает с решением о начале процедуры реорганизации.

В данном процессуальном решении предусматривается дата прекращения контракта с директором, а также определяются условия выплаты ему выходного пособия.

На практике, наиболее часто подобным правом пользуется собственник образовательных учреждений, увольняя неугодного директора школы в процессе присоединения.

Сколько длится реорганизация в форме присоединения

На вопрос, сколько длится реорганизация в форме присоединения, можно дать только приблизительный ответ – в пределах трех месяцев. В данный срок входит время на подготовку документов, принятие и оформление решения о реорганизации, уведомление налогового органа, публикацию извещений о присоединении, регистрационные действия инспекции ФНС.

Сократить сроки подготовки форм документов, а также обеспечить тщательное соблюдение требований законодательства на каждой стадии процедуры реорганизации, помогут квалифицированные специалисты юридической или консалтинговой компании.

Опытные юристы возьмут на себя подготовку всего комплекта документов и представят интересы клиента в налоговой инспекции на каждом этапе процесса. Услуга «реорганизация в форме присоединения под ключ» предоставит клиенту юридической компании полноценное правовое сопровождение и обеспечит необходимый результат в кратчайшие сроки.

Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения

Одним из самых важных документов при осуществлении данной процедуры является передаточный акт при реорганизации в форме присоединения. Подобный способ реорганизации подразумевает переход в полном объеме всех прав и обязанностей присоединяемой компании в форме правопреемства.

Передаточный акт составляется на дату принятие решения о реорганизации и включает следующую информацию:

  1. Полный перечень имущественных активов юридического лица.
  2. Подробный состав финансовых активов организации.
  3. Перечень требований кредиторской задолженности, в том числе финансовые обязательства, по которым не наступил срок исполнения.
  4. Список и формы дебиторской задолженности.

Передаточный акт составляется путем участия представителей обеих организаций, после чего он подлежит утверждению собственниками предприятия. Утвержденный передаточный акт представляется в налоговый орган в составе документов на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения.

По перечню задач, которые позволяет решить реорганизация в форме присоединения, эта процедура является одной из самых востребованных среди юридических лиц любой организационной правовой формы.

Строгое соблюдение сроков и порядка оформления документов позволит завершить присоединение в точном соответствии с целями, которые преследовали собственники предприятия на стадии принятия решения о реорганизации.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Полезная информация по бизнес спорам

  • Реорганизация фирмы
  • Реорганизация ЗАО
  • Реорганизация ООО
  • Реорганизация ФГУП
  • Реорганизация юридического лица
  • Реорганизация АО
  • Реорганизация ОАО
  • Реорганизация НКО
  • Реорганизация путем присоединения
  • Чем реорганизация отличается от ликвидации юридического лица
  • Реорганизация индивидуального предпринимателя
  • Готовые фирмы с лицензией
  • Реорганизация путем слияния
  • Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
  • Реорганизация путем выделения
  • Реорганизация в форме разделения
  • Смешанная реорганизация
  • Реорганизация путем преобразования

Этапы реорганизации юридического лица: документы, сроки и другие нюансы

Реорганизация юридического лица влечет создание новых юридических лиц или смену организационно-правовой формы уже существующих предприятий.

Однако в этом процессе есть свои тонкости. С одной стороны, при реорганизации юрлицо исключается из государственного реестра — как при официальной ликвидации, да и отменить её кредиторам и государственным органам крайне сложно. С другой стороны, в результате реорганизации всегда появляется правопреемник, которому приходится отвечать по всем долгам, а сама процедура длится не менее 3,5 месяцев.

Формы реорганизации

В Гражданском кодексе прописаны пять форм реорганизации:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При этом формы могут одновременно сочетаться (ст. 57 ГК РФ). Например, разделение с одновременным присоединением, выделение с одновременным присоединением, разделение с одновременным слиянием или выделение с одновременным слиянием.

Юрлицо считается реорганизованным, за исключением случаев, когда это происходит в форме присоединения, с момента государственной регистрации юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юрлица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

Как правило, у реорганизации всегда есть причины и цели. В ряде случаев она осуществляется в добровольном порядке, по желанию самого юрлица, решению учредителей. И в этом случае реорганизация проводится в любой из перечисленных форм.

Иногда, с целью ограничения монополистической деятельности компании, случается принудительная реорганизация — в форме разделения и выделения. Такой порядок предусмотрен ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Еще один порядок, по которому может проходить реорганизация юрлица, — приватизация.

Алгоритм действий при реорганизации

1. Подготовительный этап: составление плана и оценка активов

На начальном этапе нужно подготовиться к процессу: составить план, чтобы придерживаться сроков, предусмотренных законодательством, вовремя уведомить налоговые органы о принятии решения о реорганизации и создании новых юрлиц, а также поставить в известность кредиторов.

Важно оценить имущество, активы и объем обязательств перед различными кредиторами. При инвентаризации следует опираться на Приказ Минфина РФ от 13.06.95 № 49, в котором приводятся методические рекомендации.

2. Подтверждение решения о реорганизации

Приняв решение о реорганизации, компания должна подтвердить его с помощью нотариального удостоверения. Решение единственного участника общества подтверждается его подписью, заверенной у нотариуса (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

В регистрирующий орган по местонахождению отправляется уведомление о начале процедуры реорганизации. К нему прикладывается решение собственников.

При внесении сведений о начале реорганизации в роли заявителя могут выступать:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юрлица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юрлица;
  • если происходит реорганизация двух и более юрлиц — руководитель постоянно действующего исполнительного органа юрлица, последним принявшего решение о реорганизации, или определенного решением о реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этих юрлиц — иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом.

Подпись заявителя должна быть заверена у нотариуса. Однако в этом нет необходимости, если документы подаются в регистрирующий орган заявителем лично при наличии паспорта или направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если в процессе реорганизации участвуют два и более юрлица, то уведомление подается в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, который последним принял решение о реорганизации, или в регистрирующий орган, который определен в решении о реорганизации.

Сроки отправки уведомления о реорганизации

Со дня принятия решения установлено три рабочих дня на отправку уведомления о реорганизации. Регистрирующий орган вносит соответствующую информацию в ЕГРЮЛ тоже в определенный срок — в течение трех рабочих дней.

Отмена процедуры реорганизации действующим законодательством не предусмотрена.

После даты отправки уведомления о начале процедуры реорганизации юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, в течение пяти рабочих дней письменно уведомляет известных ему кредиторов о происходящей ситуации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

3. Публикации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Когда запись о начале процедуры реорганизации уже внесена в ЕГРЮЛ, реорганизуемое предприятие должно дважды, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации.

Срок для первой публикации — не менее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации. Между первой и второй публикациями должен быть временной интервал в месяц. Только после второй публикации юрлицо может подавать заявление в регистрирующий орган.

За нарушение сроков по представлению сведений о начале реорганизации грозит предупреждение или штраф в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если в реорганизации участвуют два и более общества, то сообщение публикуется от имени всех участвующих в реорганизации обществ.

4. Сверка расчетов с налоговой инспекцией

В п. 3.3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ указано, что в начале процедуры реорганизации должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками проводит сверку расчетов налогоплательщика. Акт сверки представляется в течение 5 дней со дня поступления в налоговый орган письменного запроса.

В соответствии с пп. 11 ст. 32 НК РФ направить запрос о проведении сверки и получить акт можно в течение следующего дня после дня составления такого акта следующими способами:

  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

5. Подготовка документов

Итак, сведения о реорганизации дважды опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» с интервалом в месяц. Теперь самое время вновь создаваемому юрлицу начать собирать все необходимые документы для представления в регистрирующий орган.

Для каждой формы реорганизации предусмотрен свой пакет документов.

Обратите внимание на то, что документ, подтверждающий представление сведений в органы Пенсионного фонда, не обязателен. Об этом предупреждает ФНС на официальном сайте. Необходимую информацию у территориального органа Пенсионного фонда налоговый орган запрашивает самостоятельно.

Содержание договора о присоединении

При госрегистрации юрлица, создаваемого путем реорганизации в форме присоединения, заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юрлица.

В регистрирующий орган необходимо представить договор о присоединении. В нем обязательно должны быть прописаны положения о порядке и сроках проведения совместного общего собрания участников, а также изменениях, которые вносятся в общество, к которому осуществляется присоединение.

Изменения в устав могут потребоваться, в частности, для увеличения уставного капитала, если у общества отсутствуют на балансе доли, на которые могут быть обменяны доли участников присоединяемого общества.

Если совместное собрание проводиться не будет, то это указывается в договоре.

Кроме обязательных положений в договор следует включить:

  • наименование, сведения о нахождении каждого общества, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения: размер уставного капитала общества, к которому происходит присоединение; перечень действий, которые необходимо произвести каждому обществу, участвующему в реорганизации, а также сроки их совершения; порядок долей в уставном капитале присоединяемого общества.

При определении порядка обмена долей нужно помнить о том, что ряд долей не подлежат обмену, так как они погашаются (п. 3.1 ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ).

Как сэкономить на уплате государственной пошлины

С 1 января 2019 года размер государственной пошлины составляет 4 000 руб. Но ее можно не уплачивать в том случае, если юрлицо направляет документы в регистрирующий орган в электронном формате (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Нужна электронная подпись? Подберите сертификат под вашу задачу

Зачем нужен передаточный акт?

В Приказе Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н даются методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при реорганизации. Для формирования необходимы: учредительные документы организаций, которые появились в результате реорганизации, решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством РФ, договоры о слиянии или присоединении в установленных законодательством РФ случаях, передаточный акт.

Передаточный акт — это документ, который определяет права и обязанности организаций при реорганизации в формах разделения и выделения. Для слияния, присоединения и преобразования такой акт, согласно ст. 58 ГК РФ, не требуется.

Без передаточного акта невозможна государственная регистрация юрлиц, создаваемых в результате реорганизации. Поэтому на регистрацию он представляется вместе с учредительными документами.

Перед составлением передаточного акта проводится инвентаризация имущества, так как имущество и обязательства переходят правопреемнику на основании этого документа.

Участники процесса реорганизации вправе закрепить способ оценки передаваемого, принимаемого в порядке правопреемства имущества в решении о реорганизации. Оценка имущества может проводиться:

  • по остаточной стоимости;
  • по текущей рыночной стоимости;
  • по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

Кто утверждает передаточный акт:

  • учредители (участники) юрлица;
  • орган, принявший решение о реорганизации.

Что важно учесть при составлении передаточного акта

Несмотря на то, что форма акта законодательно не закреплена, в нем должны быть прописаны некоторые принципиально важные положения. В частности, это касается положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех его кредиторов и должников. Требование распространяется и на обязательства, оспариваемые сторонами, — они тоже прописываются.

Кроме того, в акте указывается порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юрлица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Содержание передаточного акта

Документ может включать:

  • бухгалтерскую отчетность;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

Сроки составления и утверждения передаточного акта

Составление документа лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

В п. 5 Методических указаний уточняется, что дата утверждения акта определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявления ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведения инвентаризации имущества и. обязательств и др.).

6. Подача документов в регистрирующий орган

Направить документы можно одним из способов:

  • почтой
  • в МФЦ
  • нотариусом (по просьбе заявителя)
  • в электронном формате на сайте ФНС (документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя)

Если пакет сформирован в электронном виде, то документы нужно отсканировать с учетом технических требований и заверить электронной подписью заявителя либо подписью нотариуса. При этом ключ подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день отправления документов в налоговый орган.

При реорганизации в форме присоединения документы подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения компании, к которой происходит присоединение.

7. Получение документов

После подачи документов на госрегистрацию их получить — на 6-й рабочий день.

Сделать это заявитель может лично или через представителя. В комплект документов о госрегистрации входит:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • учредительный документ с отметкой регистрирующего органа (1 экземпляр).

Если документы подавались в инспекцию или по почте, то получение осуществляется почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если заявитель обращался в МФЦ, то получать он будет их здесь же. Тот же самый порядок действует и в случае отправки документов через нотариуса — получение у нотариуса.

Если документы направлялись в электронном виде через интернет, то готовый комплект приходит на электронную почту.

8. Правопреемство

После того, как компания прошла все этапы реорганизации, оформила и получила необходимые документы, обязанности по уплате налогов и сборов переходят к правопреемнику, независимо от того, были ли ему известны факты и обстоятельства неисполнения обязанностей реорганизованным юрлицом (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Правопреемнику придется уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, а также штрафы, наложенные до реорганизации.

Кто становится правопреемником по уплате налогов и сборов

  • При слиянии — юрлицо, возникшее в результате слияния нескольких юрлиц.
  • При присоединении — правопреемником присоединенного юрлица становится присоединившее его юрлицо.
  • При разделении — юрлица, возникшие в результате разделения.

Права и обязанности, согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ, переходят в соответствии с передаточным актом. Если этот документ не позволяет определить долю правопреемника или исключает возможность исполнения обязанностей в полном объеме или реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, то по решению суда вновь возникшие юрлица могут исполнять эти обязанности солидарно.

  • При выделении — правопреемство не возникает.

Как и в предыдущем случае, если в результате выделения налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, и такая реорганизация была задумана и организована ради неисполнения обязанности, то решением суда выделившиеся юрлица могут исполнять обязанности солидарно.

  • При преобразовании — правопреемником становится вновь возникшее юрлицо.

Приостановка деятельности ООО без ликвидации

Обновление: 9 августа 2017 г.

Организация может в ряде случаев не вести деятельность. При этом возможна как добровольная приостановка деятельности ООО без ликвидации, так и принудительная — по требованию уполномоченных органов в установленных законодательством случаях. Кроме того, общество формально может быть и не ликвидировано, но исключено из реестра.

Добровольная приостановка деятельности ООО

Общество создается и регистрируется по инициативе участников для определённых целей. Дальнейшая деятельность ведется также в соответствии с задачами участников, но в ряде случаев принимается решение о приостановлении работы организации. Это может быть по разным причинам, например:

  • корпоративный конфликт;
  • потеря интереса к бизнесу;
  • сезонность работ;
  • неэффективность руководства;
  • финансовые причины.

Организация не обязана регистрировать и обосновывать причины временного бездействия, это целиком и полностью решение участников. Если выполняются требования законодательства и обязательства перед контрагентами – подается отчетность, выплачиваются налоги, оплачивается время простоя работникам, выполняются условия договоров, то нарушений нет, и такое приостановление никак не регламентируется.

Если в ООО нет работников, нет договорных обязательств, то консервацию деятельности довольно легко осуществить, необходимо подавать нулевую отчетность, и после устранения причин ООО может возобновить работу.

Если же предприятие работающее, но собственники решают, что необходимо на какое-то время приостановить деятельность, то надо провести комплекс мероприятий:

  • аудит договорных обязательств;
  • проверку расчетов с работниками;
  • сверку расчетов с бюджетом.

То есть организации необходимо расторгнуть договоры с контрагентами или оценить обязательные платежи в случае невозможности расторжения. Например, договор аренды офиса без права расторжения в одностороннем порядке означает, что арендные платежи необходимо будет вносить вне зависимости от работы ООО. Уменьшить размер арендной платы можно только по договорённости с арендодателем. Невнесение позволит взыскать стоимость аренды и пени.

Работников нельзя уволить только потому, что собственник бизнеса принял такое решение. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случаях, установленных законодательством (ст. 81 ТК РФ), и при соблюдении процедуры увольнения, в частности, предупреждение за два месяца, выплата выходных пособий.

Поэтому если предприятие работающее, то понадобится время и проработка процедуры, чтобы реализовать прекращение деятельности ООО без ликвидации.

Принудительная приостановка деятельности ООО

В качестве меры за нарушение законодательства установлено административное приостановление деятельности юридического лица (ст. 3.12 КоАП РФ). Назначается судом или должностным лицом на срок до девяноста суток как строгий вид ответственности, если иные меры исчерпаны.

Административное приостановление применяется, как правило, при повторном нарушении и ряде условий. Так, ответственность за нарушение в работе с ККТ может быть применена, если нарушение совершено повторно и общая сумма расчетов составила в совокупности более одного миллиона рублей (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Исключение из ЕГРЮЛ

В том случае, если организация не ведет деятельность и не подает отчетность, она может быть признана фактически прекратившей деятельность. Это возможно, если:

  • за двенадцать месяцев не представлялась налоговая отчетность и
  • не было операций по банковскому счету.

Организация может быть исключена из ЕГРЮЛ по основаниям, указанным в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решение принимает налоговый орган и публикует решение в «Вестнике госрегистрации».

Данные вносятся в ЕГРЮЛ, и при запросе выписки будет указано о том, что ООО закрыто со ссылкой на указанную статью закона.

Надо отметить, что исключение из реестра – это право, а не обязанность налогового органа. Поэтому если участники не хотят ликвидировать недействующее ООО, рассчитывая на то, что при неподаче отчетности налоговый орган самостоятельно исключит его из реестра, то такое развитие событий возможно, но не обязательно.

Закрытие ООО при исключении данных из ЕГРЮЛ

Уважаемый Роман, здравствуйте!

Согласно статья 61 Гражданского кодекса

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Исключение из ЕГРЮЛ — это разновидность прекращения юридического лица:

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»,

«Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией»

Поскольку Ваше ООО прекратило свое существование, то Вам нет никакой необходимости совершать какие-либо дополнительные действия, никакой дополнительной ликвидации не требуется.

Что означает исключение из ЕГРЮЛ для меня как для гендира и учредителя.

После исключения ООО из ЕГРЮЛ, ООО не закрыто? Ведь так? Весь процесс закрытия все равно придется проходить? Хочется понять на какой я стадии закрытия, и ускорила ли эта ситуация закрытие ООО.

Никаких негативных последствий для Вас не будет, так как деятельность не велась, долгов не должно быть. Закрывать ООО не надо, так как его уже нет.

С уважением, Артемьев Роман

Два юридических лица решили отменить ранее принятое решение о присоединении. Каким образом можно это осуществить? О порядке прекращения процедуры реорганизации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

В 2009 году 2 юридических лица (ООО) начали процедуру реорганизации в форме присоединения — уведомили ИФНС, опубликовали соответствующие сообщения. В настоящее время они существуют обособленно, то есть процесс реорганизации приостановлен за ненадобностью. Как прекратить процедуру реорганизации?

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) присоединение является одним из способов реорганизации юридического лица, осуществляемой по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Процедура реорганизации, согласно законодательству РФ, состоит из нескольких последовательных действий, в том числе связанных с представлением документов в регистрирующий орган для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) возлагает на юридическое лицо обязанность в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В силу п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

До момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, оно и общество, к которому осуществляется присоединение, сохраняют свою правоспособность, которая для каждого из обществ в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращается лишь в момент внесения записи о прекращении деятельности присоединяемого общества в ЕГРЮЛ. Следовательно, до этого момента сохраняют свои полномочия органы юридического лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников или единственным участником каждого общества (п. 2 ст. 53, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Поэтому полагаем, что аналогичным образом общее собрание участников (единственный участник) каждого их обществ вправе принять решение и об отмене ранее принятого решения о присоединении, представив соответствующие сведения в регистрирующий орган.

Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), а заявления, уведомления или сообщения представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной ФНС России (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Форма же уведомления или сообщения об отмене процедуры реорганизации, как и порядок ее рассмотрения, Федеральной налоговой службой не установлены (отметим, что приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждена новая форма Уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003), в которой среди оснований подачи уведомления указано: принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается). Данный приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления N 439, но на сегодняшний день подобное постановление не принято). Поэтому на практике регистрирующие органы нередко отказывают во внесении записи в ЕГРЮЛ об отмене процесса реорганизации.

Такой подход регистрирующих органов нельзя признать законным. Решение о реорганизации принимается учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. Регистрирующий орган лишь фиксирует принятое решение путем внесения записи в ЕГРЮЛ. То же должно относиться и к любым решениям, принимаемым в ходе реорганизации. Соответственно, возможность отмены реорганизации не может быть поставлена в зависимость от усмотрения регистрирующего органа. Она становится фактом с момента принятия такого решения учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. И с этого момента содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, перестают быть достоверными. К тому же наличие в ЕГРЮЛ сведений о нахождении общества в стадии реорганизации непосредственно затрагивает его права, например, предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения реорганизуемым обществом своих обязательств, а при невозможности их исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Отсутствие утвержденной формы сообщения или уведомления об отмене процедуры реорганизации не должно быть препятствием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Более того, в силу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о том, что оно находится в процессе реорганизации (пп. «т» п.1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В судебной практике в большинстве случаев подтверждается вывод о возможности отмены реорганизации с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ и, соответственно, о незаконности отказа или уклонения от внесения такой записи со стороны регистрирующего органа (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 11.10.2010 по делу N А55-5733/2010, ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КГ-А40/6705-10 по делу N А40-157840/09-139-1090, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 N 07АП-4060/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 N 09АП-26953/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 19АП-1201/11).

В отдельных случаях суды признают правомерным отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в связи с отменой решения о реорганизации на том основании, что такая возможность не предусмотрена Законом N 129-ФЗ (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А75-3251/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 09АП-7929/11). В то же время из приведенных судебных актов не следует, что соответствующие изменения в принципе не могут быть внесены в ЕГРЮЛ (например, в последнем из приведенных постановлений указывается на то, что заявитель избрал неверный способ нарушенного, по его мнению, права).

Так как форма уведомления об отмене процедуры реорганизации и перечень документов, необходимых для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, законодательством не предусмотрены, полагаем, что в случае отмены ранее принятого решения о реорганизации целесообразно руководствоваться разъяснениями ФНС России о порядке, применяемом при отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (письмо ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439). В этом случае в регистрирующий орган следует представить от имени каждого из обществ:

— заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Заметим, что ФНС России, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, рекомендовала до утверждения в установленном порядке новых форм соответствующих заявлений использовать форму заявления N Р14001, размещенную на официальном сайте налогового ведомства (п. 9 письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@);

— заверенную копию решения об отмене решения о реорганизации юридического лица (как показывает судебная практика, в регистрирующий орган могут быть также представлены документы, подтверждающие расторжение договора о присоединении (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 N 17АП-12350/11, Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 N 05АП-2180/11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 N 13АП-527/11)).

Указанные документы, по нашему мнению, могут являться основанием для изменения налоговым органом ранее внесенных в ЕГРЮЛ сведений о том, что общества находятся в процессе реорганизации.

Кроме того, полагаем, что с целью информирования кредиторов об отмене процедуры присоединения реорганизуемые общества вправе опубликовать соответствующую информацию в «Вестнике государственной регистрации» (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КГ-А40/385-11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 08АП-4318/12).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *