Сервис электронный инспектор

>Электронный инспектор от Роструда. Что он даст работодателям

Как пользоваться «Электронным инспектором»

Несколько лет назад началась активная пропаганда и подготовка работодателей к самоконтролю. А сейчас на сайте Онлайнинспекция.рф Роструд запустил сервис самопроверок «Электронный инспектор». Он предлагает пользователям пройти предварительную проверку на знание и соответствие требованиям трудового законодательства.

Сейчас сервис «Электронный инспектор» (официальный сайт) представляет собой сборник из 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. Все они поделены на 14 крупных блоков, в частности:

  • рабочее время;
  • охрана труда;
  • аттестация работников;
  • гарантии и компенсации;
  • ответственность работников и работодателей;
  • прочие.

Выбрав один из блоков, пользователю нужно ответить на вопросы, которые задает система в онлайн-режиме. При этом предлагается перечень документов, которые запросит инспектор ГИТ при реальной проверке, чтобы ответы соответствовали реальной ситуации.

После того как пользователь ответит на все вопросы, перед ним появится акт о результатах проверки. В него включается список нарушений, а также конкретные рекомендации, как их устранить. Акт можно сохранить в виде файла или сразу распечатать. Но никакой юридической силы он не имеет.

Пользоваться АИС «Электронный инспектор» могут не только работодатели или эксперты, но и работники. Никакой регистрации не понадобится, платить тоже не придется.

Роструд предлагает проводить самоконтроль регулярно

Особых сложностей при проверке возникнуть не может: в сервисе «Электронный инспектор» проверочные листы выпадают автоматически, пользователь отвечает на них анонимно, пользуясь реальными фактами, система по встроенному алгоритму выявляет недочеты. Но заставить проходить проверку никто не может: самоконтроль — добровольная оценка соответствия деятельности обязательным требованиям трудового законодательства.

Вместе с тем в Письме от 07.03.2018 № 837-ТЗ Роструд опубликовал рекомендации для работодателей, как осуществлять внутренний контроль. Чиновники отмечают, что в случае принятия решения о самоконтроле это необходимо зафиксировать во внутренних документах организации. Заниматься проверкой может либо сам руководитель, либо отдельно назначенное лицо. При этом о решении заниматься самоконтролем следует проинформировать ГИТ, и сведения об этом соберут в специальную базу данных. В нее также планируется вносить акты онлайн-проверок. Чтобы вся информация собиралась автоматически, организациям предлагают регистрироваться и создавать личные кабинеты.

Такая регистрация и передача данных позволят чиновникам не только быть в курсе результатов самопроверок, но и позволят выдавать специальные удостоверения о соблюдении установленной процедуры самопроверки, подтверждающие достоверность результатов самопроверки. Но пока непонятно, освободят ли работодателей, имеющих такие удостоверения, от плановых проверок.

Что говорят эксперты

Мы обратились за комментариями по поводу нового сервиса к тем, кто им реально будет пользоваться, — к экспертам по кадровым вопросам и руководителям организаций.

По словам кадрового аудитора Ольги Слинкиной, сервис «Электронный инспектор» действительно помогает провести предварительную проверку нарушений. Но он слабо коррелируется с опросными листами Роструда, подчеркивает эксперт по кадровому делопроизводству и трудовому праву. К примеру, в листе про оформление на работу есть вопрос про гражданско-трудовые договора, а при прохождении аналогичной темы опроса на сервисе «Электронный инспектор» этот вопрос автоматически не возникает. Кроме того, есть вопросы, которые сформулированы для специалистов. Например, вопрос про условия труда: «Относятся ли условия вашего труда к вредным или опасным?» Простой сотрудник ответит «Да», так как у него вредный начальник, заставляет много работать и кричит иногда. А подразумевается, что любой сотрудник может проверить свои условия труда, правильно указать название организации и направить это в трудовую инспекцию онлайн. И есть вероятность (пока она еще не очень большая), что ГИТ придет с проверкой в эту организацию.

Кроме того, по результатам заполнения опросника получается отчет, его можно распечатать и показать руководителю. Но там прописаны небольшие, с точки зрения работодателя, штрафы: от 30 000 до 150 000 рублей максимум (по спецоценке). Однако есть Письмо от 07.03.2018 № 837-ТЗ Министерства труда и социальной защиты, Федеральной службы по труду, приложением к которому являются методические рекомендации к использованию опросных листов ГИТ. И там четко сказано, что один лист заполняется на одного работника. То есть если в компании 50 человек, то должно быть заполнено 50 листов о приеме на работу, 50 листов об оформлении трудового договора и т. д. И все, что относится к спецсоставу нарушения, например, ч. 4 статьи 5.27 КоАП РФ (ненадлежащее оформление трудового договора), будет считаться для каждого нарушения в договоре и для каждого договора отдельно, и штрафы будут множиться. Это в итоговом протоколе опроса нигде не отражено, а не каждый кадровик следит за Письмами Роструда, поэтому донести эту мысль до своего начальства не сможет.

Генеральный директор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева, в свою очередь, говорит, что сервис «Электронный инспектор» стоит рассматривать с нескольких точек зрения. К плюсам можно отнести то, что он появился, и он может стать отличным помощником. О нем уже широко известно в справочно-правовых системах, и в целом удобно, что есть сервис, где представлены бланки, необходимые для предприятия в любых ситуациях, где есть онлайн-помощник, где есть возможность проверить свой трудовой договор. Но есть и минусы. Например, нет онлайн-заполнения полного пакета документов для своей трудовой ситуации.

Елена Васильева также подчеркивает, что часто предприниматели живут в иллюзии, что уж их точно обойдут все проверки и штрафы. Кроме того, причиной нежелания вникать в нюансы трудового законодательства является элементарная нехватка времени и озабоченность, чтобы остаться «на плаву», зарабатывая на сегодня. Именно поэтому многие пока надеются на русский «авось» и не оказывают должного внимания кадровому оформлению документов. Но сервис «Электронный инспектор» предлагает взглянуть на весь документооборот кадровика не глазами сотрудника, оформляющего документы, а с позиции проверяющего: что надо сделать и в каком порядке, следуя четким инструкциям и положениям со стороны законодательства.

Насколько востребован самоконтроль

Поскольку внутренний контроль — дело добровольное, то сервис, который рекламирует Роструд («Электронный инспектор» на сайте онлайнинспекция.рф), скорее всего, вряд ли будет сразу популярным. Но со временем число пользователей должно увеличиться, говорят эксперты.

— Пока еще мало кто знаком с этим сервисом, но, думаю, он в скором времени станет очень востребованным, — говорит руководитель ООО «Форос Аудит». — В первую очередь, свое пристальное внимание ему должны отдать работодатели, направляющие своих кадровиков и специалистов, отвечающих за технику безопасности и охрану труда на рабочих местах, на всевозможные семинары, вебинары, курсы профподготовки и повышения квалификации, то есть применяющие на своем предприятии передовые методы ведения кадрового учета и соблюдающие требования по безопасности и охране труда. Как много можно сэкономить времени и средств всего лишь с помощью одного сервиса! Думаю, «Электронный инспектор» со временем станет для многих не только «экономистом», позволяющим сэкономить деньги предприятия, но и первым помощником в вопросах соблюдения трудового процесса на производстве в рамках трудового законодательства.

По мнению генерального директора ПК «Концепт» Владимира Дубинкина, сейчас немногие предприниматели готовы заниматься самоконтролем. Особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса. Более ответственно к вопросам контроля и охраны труда подходят крупные предприятия: процесс контроля автоматизирован, существует система охраны труда, проводятся регулярные инструктажи и обучения. Однако руководитель считает, что организация самоконтроля в вопросах безопасности и охраны труда — это существенный шаг к росту компании. Это дает возможность и работодателю, и сотруднику почувствовать свою ответственность друг перед другом. Поэтому ПК «Концепт» будет заниматься самоконтролем в данной области, заверил Дубинкин.

— Пока работодатель не готов заниматься этим, — тоже считает кадровый аудитор Ольга Слинкина. — Это требует дополнительных ресурсов: человеческих и финансовых, а в кризис все считают деньги. Ситуация может измениться к концу 2019 года: с 01.07.2018 все плановые проверки будут проводиться по опросным листам, и к концу 2019 появится практика их применения и судебная практика по результатам проверки. Кроме того, в сервисе «Электронный инспектор» пока не активирована вторая часть, где работодатель может сам направить проверочные листы в ГИТ. А не активирована она, так как еще только рассматривается законопроект о введении ответственности работодателя за недостоверные сведения, указанные в опросных листах. Поэтому чтобы этот сервис заработал в полной мере, необходимо проработать еще 2 вопроса: механизм запроса на самопроверку со стороны ГИТ и ответственность работодателя за предоставление недостоверных сведений.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015–2020 годы)», к концу 2019 года в режиме самопроверки планируется проверять до 40 % работодателей, напоминает эксперт. Поэтому отношение к сервису самоконтроля изменится. Работодатели будут им активно пользоваться, а значит, и заниматься самоконтролем.

Новая Фишка от Роструда-ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР!

Приветствую, дорогие друзья! Буквально через 3 часа с момента публикации этого сообщения Роструд запустит уникальный сервис под названием: «ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР — СЕРВИС САМОПРОВЕРОК».

Роструд предлагает работодателям возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства с помощью электронного инспектора труда.

Предполагается, что новый сервис позволит взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда.

ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР?

Работник, который считает, что работодатель нарушает его права, но не обладает специальными знаниями, чтобы проверить это, «электронный инспектор» поможет ему разобраться.

Если организации предстоит проверка, «электронный инспектор» поможет самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода реального инспектора труда.

Для этого работодателю или его представителю надо выбрать интересующий вопрос, отраженный в названии «Проверочного листа», и пошагово ответить на предложенные «электронным инспектором» вопросы с учетом реальных документов и фактических обстоятельств.

По окончании проверки «электронный инспектор» сформирует Акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит способы их устранения.

После устранения нарушений можно будет смело пройти повторную проверку.

Новый сервис предполагает ещё и перспективу развития, но об этом смотрите на сайте Роструда.

Познакомится с «фишкой» Роструда можно здесь https://онлайнинспекция.рф/inspector/intro

На этом у меня всё. До новых заметок!

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

План проверок ГИТ ежегодно размещается на сайтах территориальных органов Роструда. Независимо от того, попала ваша организация в эти списки или нет — рекомендуем проверить себя на наличие ошибок в ведении кадрового учета и привести документы в порядок. А как это лучше сделать — расскажем в статье.

Напомним, что существует два типа проверок — плановые и внеплановые.

Списки организаций, включенных в плановые проверки ГИТ, есть на сайте территориальных отделений Роструда (проверки других ведомств можно отследить на сайте Генпрокуратуры). О плановой проверке работодатель уведомляется инспекцией труда не позднее, чем за три дня до начала проверки (п.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся в случаях, установленных п.10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875). Например, если есть жалобы работников, либо в СМИ появляются сведения о нарушении организацией трудового законодательства. О внеплановой проверке работодатель уведомляется не позднее, чем за 24 часа. Но в ситуации, когда проверка происходит, например, по жалобе работника, работодателя могут не уведомлять и он узнает о проверке по факту прихода инспектора.

Только сейчас, перед Новым годом «Клерк» продает три онлайн-курса по цене одного. Защите от всех видов проверок научитесь в пакете онлайн-курсов «Защита: налоговые проверки, трудовые проверки, договоры». Этот пакет научит защищаться от претензий:

  • налоговиков
  • ОБЭП
  • трудовых инспекторов
  • контрагентов

Категории риска

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197, плановые проверки проводятся в соответствии с риск-ориентированным подходом.

Все работодатели поделены на определенные категории риска — чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, умеренный, средний, низкий. И в зависимости от категории риска устанавливается периодичность проведения плановых проверок (п.20 Постановления N 875). Работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проверяют только внепланово.

Категории риска присваиваются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, ежегодно размещаются на сайте Роструда.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Критерии отнесения организации (или ИП) или ее отдельного производственного объекта к определенным категориям риска учитывают множество факторов. По запросу юрлица (ИП) орган государственного контроля в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления запроса, направляет ему информацию о присвоенных их деятельности и/или их производственным объектам категории риска или класса опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и/или используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Ниже приведена таблица, в которой в зависимости от категории риска, указана периодичность проведения плановых проверок:

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности проведения плановых проверок

для федерального государственного контроля (надзора)

для регионального государственного контроля (надзора)

Чрезвычайно высокий риск

1 класс

плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности

плановая проверка проводится 1 раз в год

Высокий риск

2 класс

плановая проверка проводится 1 раз в 2 года

Значительный риск

3 класс

плановая проверка проводится 1 раз в 3 года

Средний риск

4 класс

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет

Умеренный риск

5 класс

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет

Низкий риск

6 класс

плановые проверки не проводятся

Чек-листы и кадровый аудит

С 2018 года трудовые инспекторы при проведении плановых проверок используют проверочные листы, утвержденные Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов) по конкретной теме.

В общей части проверочного листа заполняется наименование организации, вид деятельности и категория риска, а далее следует перечень вопросов, ответы на которые показывают соблюдение или несоблюдение норм трудового права в организации. Поэтому такие чек-листы работодатели могут использовать для самопроверки соблюдения нормативных актов в части трудового права.

Для подготовки к проверке трудовой инспекцией или проведения планового кадрового аудита, ГИТ рекомендует работодателям организовать внутреннюю систему контроля. Процедуры проведения такого контроля рассмотрены в «Методических рекомендациях по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ).

Роструд рекомендует обеспечить внутренний контроль путем:

  • Создания специальной службы и/или назначения внутреннего контролера — если в организации работает более 250 человек.

Должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), иметь опыт кадровой работы и обладать знаниями трудового законодательства.

При проведении контроля ведомство рекомендует пользоваться чек-листами (при помощи сервиса «Электронный инспектор» или самостоятельно распечатав проверочные листы, например, из Справочной информации в Системе КонсультантПлюс «Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)»).

  • Если в организации работает менее 250 человек, создание службы внутреннего контроля не обязательно. Достаточно назначить лицо, ответственное за осуществление проверки соблюдения требований трудового законодательства. Самопроверку можно пройти, также пользуясь чек-листами или сервисом «Электронный инспектор».

Для самопроверки можно воспользоваться системой электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», которая была создана для профилактики нарушений в сфере труда, повышения информированности работодателей и граждан по вопросах трудового законодательства. Сейчас пользователям доступно 12 бесплатных сервисов, в том числе 200 листов самопроверки «Электронным инспектором». Пользователи могут ознакомиться не только с основными требованиями законодательства в области трудового права, но и с возможными нарушениями, а также с установленными за эти нарушения санкциями в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

По итогам проведения проверки пользователь сервиса «Электронный инспектор» может распечатать акт о проведении проверки, историю проверок или рекомендации по устранению нарушений (включая инструкции, шаблоны и образцы документов).

В настоящее время «Электронный инспектор» работает в пилотном режиме. В связи с этим выявление нарушений трудового законодательства при проверке с использованием данного сервиса не ведет к включению организации в план проверок ГИТ. Кроме того, пока осуществить подобную проверку можно анонимно — сервис допускает возможность указания «условного названия компании».

В планах развития сервиса предусмотрено, что Роструд будет проводить мероприятия по подтверждению результатов самопроверки. И при их подтверждении работодатель получит удостоверение о соблюдении установленной процедуры самопроверки.

Роструд рекомендует проводить внутренний контроль ежегодно. Результаты проверки следует оформлять в виде документа, в котором будет отражено содержание мероприятия (дата, проверяемый период, наименование мероприятия внутреннего контроля), выявленные нарушения, рекомендации по устранению нарушений. Также целесообразно проводить и контроль выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

При этом важно помнить, что проверка ГИТ не ограниченна конкретными периодами проверяемых документов, в связи с чем контролер может запросить документы за любой период деятельности. Объем запрашиваемых документов ограничен только сроками хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями, и их необходимостью проверяющим в соответствии с целями проверки.

Сроки хранения отдельных документов, касающихся трудовых отношений, устанавливают разделы 7 и 8 «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Приложение к Приказу Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

Анализируя кадровый учет организации также следует помнить, что обязательность наличия тех или иных документов не всегда прямо установлена ТК РФ, а может быть обусловлена совокупностью нескольких норм трудового законодательства.

В целом кадровую документацию можно подразделить на:

  • Документы общего характера. К ним в частности относятся локальные нормативные акты работодателя (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о защите персональных данных работников, инструкции по охране труда и т.д.);
  • Документы индивидуального характера. Это документы, связанные с конкретным работником (в частности, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, приказы о приеме на работу и увольнении, об отпусках, дисциплинарных взысканиях, личные карточки и т.д.);
  • Документы, выполняющие учетную или фиксирующую функцию (табели учета рабочего времени, штатные расписания, графики отпусков и т.д.);
  • Расчетные документы (ведомости начисления заработной платы, расчеты среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и т.д.). К ним, помимо соблюдения норм трудового права, применимы и положения законодательства о налоговом и бухгалтерском учете (в частности о соблюдении перечня обязательных реквизитов первичного документа, ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В зависимости от типа документов можно устанавливать периодичность мониторинга их наличия и корректности оформления. Так обязательные ЛНА общего характера требуют менее частой проверки, чем документы по конкретному сотруднику. Вместе с тем учетные и расчетные документы при надлежащей организации внутреннего контроля возможно проверять не на сплошной, а на выборочной основе.

При планировании проверочных процедур при ограниченных ресурсах (трудовых, временных и т.п.) мы рекомендуем учитывать не только объемы документации, подлежащей проверке, но и тяжесть санкций за соответствующие нарушения.

Также напомним, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая нарушения требований охраны труда) составляет один год с момента совершения нарушения (ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Наиболее распространенные ошибки

Роструд на своем сайте разместил «Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда вследствие нарушения обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений». Он включает в себя:

  • Тип нарушения требований трудового законодательства (например, нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни);
  • Ссылку на норму законодательства, которая нарушена;
  • Категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника (с оценкой в баллах).

При этом ведомство использует следующие категории: высокий риск (от 7 до 10 баллов), средний риск (от 4 до 6 баллов), низкий риск (от 1 до 3 баллов).

Как самые существенные нарушения, например, указаны:

  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  • Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля;
  • Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы;
  • Выплата заработной платы ниже МРОТ;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

А, например, нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, Инструкции по заполнению трудовых книжек, или невыдача расчетного листка работнику отнесены к нарушениям с низким риском (1 балл).

Как разъясняют представители ведомства, Перечень не является нормативным правовым актом и не обязателен для применения. Его цель — унифицировать надзорную практику, чтобы за аналогичные нарушения применялась одинаковая ответственность, а также показать работодателям, какие нарушения трудового законодательства являются существенными, а какие незначительными. Так за нарушения, отнесенные к категории с высоким риском работодателю скорее всего будет вменена максимальная величина штрафа, а за нарушение с низким риском может быть вынесено предупреждение. Таким образом, выявив у себя нарушения, работодатель сможет примерно оценить, какой штраф ему грозит.

Далее мы рассмотрим отдельные нарушения и меры ответственности, установленные КоАП РФ. Так при проведении внутреннего кадрового аудита рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

  • Нарушения, связанные с обязательными локальными нормативными актами

Основным и обязательным ЛНА являются Правила внутреннего трудового распорядка (ст.100. ст.189 ТК РФ). Не утверждать ПВТР вправе только микропредприятия, но в этом случае придется включать в трудовые договоры с работниками все те условия, которые обязательно должны быть в ПВТР (ст. 309.1, ст. 309.2 ТК РФ).

При разработке ПВТР стоит обратить особое внимание на то, что в соответствии со ст.8 ТК РФ, в них не должно содержаться условий, ухудшающих положение работников, по сравнению с установленными ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Отсутствие ПВТР или некорректные формулировки, ухудшающие права работников, чреваты ответственностью по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.).

  • Ошибки в трудовом договоре

В каждой организации существует своя специфика работы, в связи с чем трудовые договора должны анализироваться кадровым работником и юристом организации. Использование устаревших или шаблонных форм, не учитывающих условия труда у конкретного работодателя, является рискованным.

Ненадлежащее оформление или уклонение от оформления трудовых договоров, а также заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником, влечет привлечение к ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ (для юридических лиц — в форме штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб.).

При проверке гражданско-правовых договоров стоит помнить, что трудовая инспекция может принять решение о переквалификации договоров ГПХ в трудовые если, например:

  • акты выполненных работ содержат общую информацию (без индивидуальной специфики) и каждый месяц отражают одинаковый объем работ;
  • оплата работ производится помесячно или в договоре определена стоимость одного периода (например, один месяц);
  • физлицо подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации;
  • для заказчика имеет значение сам процесс труда, а не достигнутый результат;
  • физлицу предоставляются социальные или трудовые гарантии (отпуска, оплата больничных и т.д.).
  • Ошибки в приказе при приеме на работу

Встречается мнение о том, что поскольку унифицированная форма приказа о приеме на работу не является обязательной к применению, то оформлять приказ не требуется в принципе. Другой ошибкой является неисполнение требования ст.68 ТК РФ о том, что приказ о приеме на работу, работодатель предъявляет работнику под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Ошибки в оформлении приказов могу повлечь штраф по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.).

  • Ошибки в штатном расписании

Так установление в штатном расписании разных окладов на одной должности нарушает принцип равной платы за труд равной ценности и является нарушением ТК РФ, а соответственно ведет к санкциям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.). Избежать риска можно введя дифференцирующие размер выплат сотрудникам коэффициенты, надбавки и т.п.

Отметим, что обязанность утверждать штатное расписание прямо не установлена законодательством, однако в отдельных его нормах содержатся ссылки на необходимость внесения сведений о занимаемой должности в трудовой договор, трудовую книжку работника на основании штатного расписания (ст.15, 57 ТК РФ, Инструкция по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

  • Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Напомним, что по мнению Роструда, это одно из наиболее тяжелых нарушений работодателя. Ответственность предусмотрена ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ — наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.

  • Невыдача расчетных листков.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника об общей сумме заработной платы, ее составных частях, произведенных удержаниях и пр. (ч. 1 ст. 136 ТК РФ).

Однако порядок выдачи расчетных листков законодательством не установлен. Поэтому работодатель вправе его определить самостоятельно и закрепить в локальном нормативном акте организации (Письмо Минтруда России от 23.10.2018 N 14-1/ООГ-8459)

Невыдача расчетных листков может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. С учетом оценки данного нарушения Рострудом как нарушениям с низким риском, высока вероятность замены штрафа на предупреждение (если нарушение будет выявлено впервые).

  • Нарушение порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — самое финансово «дорогое» нарушение. Ответственность предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 110 до 130 тыс. руб.)

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Так, например, проведение вводного инструктажа обязательно для всех работников, включая прибывших в командировку, на практику и т.д.

Отметим, что работодатель должен не только организовать и провести инструктаж по охране труда, но и документально подтвердить его проведение.

В соответствии с Порядком проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

  • Нарушение порядка прохождения медосмотров

По ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ также карается допуск сотрудника к работе (или нарушение порядка прохождения) обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Единого списка работ, при выполнении которых обязательно прохождение медосмотров, в настоящее время нет. Необходимость прохождения медосмотров может быть закреплена как непосредственно в ТК РФ, так и в других нормативных актах (в частности в Перечне факторов и списке работ, при которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

Для отдельных видов работ ситуация является спорной. Так в отношении сотрудников, использующих компьютеры, у контролирующих органов и судов пока нет единого мнения: Минтруд и ВС РФ считают, что сотрудники, которые не менее половины рабочего времени проводят за монитором, должны проходить медосмотры независимо от условий труда. А Роструд и Роспотребнадзор исходят из того, что медосмотры при работе за компьютерами нужны, только если выявлены вредные или опасные условия труда.

  • Нарушение порядка проведения спецоценки

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет санкции по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 60 до 80 тыс. руб.).

Спецоценке подлежат все рабочие места независимо от степени их «вредности», в том числе рабочие места «офисных» сотрудников и тех, кто выполняет работу в пути или на объектах заказчиков.

В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести спецоценку 20% таких мест (но не менее двух мест). На остальные рабочие места результаты будут распространяться автоматически.

Исключение составляют надомники и дистанционные работники: на них спецоценка не распространяется. Также нельзя провести СОУТ на вакантном рабочем месте, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода сотрудника на вакантное рабочее место (Письмо Минтруда России от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041).

  • Нарушение иных требований охраны труда

За иные нарушения требований охраны труда ответственность установлена ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 50 до 80 тыс. руб.).

Например, по данному основанию работодателя оштрафуют в случае нарушения порядка выдачи смывающих и обезвреживающих средств, порядка выплаты компенсации взамен молока за работу во вредных условиях труда и т.д.

В заключение отметим, что внутренний контроль соблюдения трудового законодательства целесообразно проводить на постоянной основе, а не только в связи с включением компании в план проверок.

Как именно его организовать, зависит от сферы деятельности и масштабов компании, сложности трудовых отношений, квалификации кадровых работников и т.д. И важно не только своевременно выявлять нарушения, но и не забывать проводить работу по их устранению, а также предупреждению повторных нарушений.

Горячая линия Роструд

Федеральная служба по труду и занятости Роструд создана для оказания государственных услуг, решения споров, возникающих в области трудового законодательства. Одной из главных задач организации является консультирование физических и юридических лиц по вопросам, связанным с организацией труда, трудовой миграции, контроля и т. д.

Телефон горячей линии Роструд

Для получения актуальной и своевременной консультации в организации открыта горячая линия.

Ее телефон: 8-800-707-88-41

Режим работы горячей линии: понедельник–четверг: 9.00–18.00. Обед 12.00–13.00.

Пятница: 9.00–16.45. Обед 12.00–13.00.

Телефон горячей линии имеется на официальном сайте Роструда https://www.rostrud.ru

Телефон группы по обращениям граждан:&nbsp (495) 698-82-06.

Телефон работает в будние дни, оплачивается по тарифам оператора.

Какие вопросы можно решить по телефону

По телефону можно обращаться за решением следующих проблем:

  • Консультация по решению спорных вопросов, связанных с нарушениями трудового законодательства.
  • Подача жалобы на нарушения.
  • Консультации по поводу подачи заявления об организации проверки возможных нарушений.
  • Получение консультаций, как обжаловать нормативные правовые акты.
  • Получение информации о программе «Соотечественники».
  • Решение вопросов, связанных с открытием личного кабинета на сайте.
  • Консультации по прочим вопросам трудового законодательства.

Информационно–консультационный портал Роструда

На сайте инспекции имеется специальный информационно–консультационный портал, который создан для обращений в организацию, получения консультаций по трудовому законодательству, проведения проверок организаций.

Онлайн инспекция наделена следующими модулями:

  • Электронный инспектор онлайн. Позволяет осуществить самопроверку организации, приняв на себя функции проверяющего.
  • Электронная приемная. Существует для записи на прием в государственную инспекцию по месту нахождения клиента.
  • Трудовой навигатор. Создан для работников и работодателей для решения проблемных ситуаций. Здесь предоставлены схемы действий при трудовых спорах.
  • Общественная оценка деятельности. Существует для предоставления клиентам возможности участвовать в онлайн–опросах, высказывания собственных предложений, решения вопросов.
  • Памятки. Раздел содержит все актуальные законодательные и нормативные акты по труду с изменениями, рекомендации по их выполнению.
  • Вопросы и ответы. Здесь представлены ответы на общие вопросы по трудовому законодательству.
  • Отправить заявление. Через данный модуль можно направить заявление о нарушении трудового законодательства.
  • Перечень требований трудового законодательства.

Дополнительные способы связи

Кроме стандартных способов связи с инспекцией, клиенты могут воспользоваться следующими дополнительными вариантами:

  • Связь через мобильное приложение Роструд. С его помощью в инспекцию передаются сведения о нарушениях, которые могут угрожать жизни и здоровью работников в области строительства. Приложение доступно для устройств на базе iOS и Android.
  • Для получения письменного ответа пользователь может отправить электронное письмо в Роструд по адресу mail@rostrud.info.
  • Клиенты могут связаться с организацией по скайпу support-rostrud.

Когда операторы Роструда не смогут помочь

Операторы оказывают консультации по общим вопросам, для предметного решения проблемы необходимо собрать документы, подтверждающие нарушения, и обратиться в региональное представительство Роструда по месту жительства.

Сервис «Электронный инспектор» доступен по следующей ссылке http://онлайнинспекция.рф/inspector/intro

Роструд продолжает реализовывать мероприятия, предусмотренные Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (на 2015 – 2020 годы), которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р.

17 декабря 2015 года Федеральной службой по труду и занятости издан приказ № 339 «Об утверждении плана мероприятий Федеральной службы по труду и занятости по исполнению плана мероприятий по реализации Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 – 2020 годы», который в том числе предусматривает внедрение в 2016 году в промышленную эксплуатацию сервиса «Электронный инспектор» системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф». Разработка данного сервиса осуществляется в настоящее время.

До начала 2015 года «Электронный инспектор» работал в пилотном режиме и пользователям были доступны только 10 основных направлений проверок. С начала 2016 года Роструд в значительной мере расширил для работодателей возможности внутреннего аудита их предприятий на предмет соблюдения законодательства о труде. Теперь число проверочных листов и возможных сфер самоконтроля возросло до 70. Среди новых – «Сверхурочная работа», «Медосмотры», «Ненормированный рабочий день», «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни», «Направление в командировки», «Труд женщин и лиц с семейными обязанностями», «Гарантии беременным и имеющим детей до 3 лет», «Прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя при сокращении численности или штата работников», а также многие другие проверочные листы, касающиеся норм трудового права, нарушения которых выявляются инспекторами труда в ходе проводимых проверок.

Работодатель или работник, может обратиться к сервису, который заменит для них настоящего инспектора труда и проведет проверку верности планируемых или совершенных процедур в интерактивном режиме. Сервис обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства не только за счет их доступности и актуальности, но и за счет разъяснения требований, которые предъявляются инспекторами в ходе проверок и понимания пользователями технологии инспекторской работы.

Результатом заполнения «проверочного листа» является заключение системы об отсутствии или наличии нарушений, в случае выявления нарушений работодателю будут предложены конкретные инструменты для их устранения. Он получит правовое обоснование, почему те или иные факты, выявленные в ходе самопроверки, являются нарушениями. Сервис определит, какие конкретные действия следует предпринять в целях их устранения, а также предоставит все необходимые для этого шаблоны и образцы документов.

В текущем году Роструд намерен продолжить расширение числа проверочных листов за счет включения в перечень доступных для работодателей направлений проверок блока тем по охране труда.

В рамках реализации Концепции предполагается создание конкретных инструментов стимулирования работодателей для использования данного сервиса. Планируется разработать нормативно-правовую базу, на основе которой работодатель сможет в интерактивном режиме добровольно направить декларацию о соблюдении требований трудового законодательства в государственную инспекцию труда. Эта декларация будет автоматически сформирована по итогам работы с «Электронным инспектором», в том числе прохождения работодателем процедур проверки с помощью проверочных «листов» и обязательного устранения выявленных нарушений. После подтверждения результатов проверки инспекция труда сможет принять решение о мерах поощрения в отношении соответствующего работодателя. Эти меры могут выразиться в предоставлении гарантии защиты от плановых проверок со стороны надзорного органа, а также в виде других льгот, призванных стимулировать хозяйствующие субъекты проводить самопроверки и устранять нарушения до визита инспектора. Разработка этих мер экономической мотивации будет производиться совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках мероприятий по реализации Концепции.

«Электронный инспектор» в значительной степени способствует переходу от «модели санкций» к модели «соответствия», предусмотренному Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства. Новый сервис в полной мере отвечает стоящей перед Рострудом задаче – не столько выявить нарушения и наказать виновных, сколько обеспечить их отсутствие. «Электронный инспектор» полезен и для работодателей, которые могут эффективно устранять собственные издержки, в том числе связанные с проводимыми в их отношении контрольно-надзорными мероприятиями, и для работников.

Федеральная служба по труду и занятости призывает всех работодателей активно использовать «Электронный инспектор», который доступен в режиме онлайн по веб-адресу http://онлайнинспекция.рф/ inspector/intro. Использование данного инструмента самопроверок позволить предупредить возникновение в коллективах трудовых конфликтов и гарантированно обеспечить соблюдение трудового законодательства.

Схема работы сервиса

· Запуск в 2014 году

· Проведение самопроверки

Оценка и приведение в соответствие с требованиями трудового законодательства существующих общественных отношений на предприятии с помощью интерактивного сервиса «Электронный инспектор».

Результат

o Получение заключения интерактивного сервиса «Электронный инспектор»; об отсутствии или наличии нарушений в организации по тематике проверяемых трудовых отношений.

o Возможность с помощью предоставленных инструментов устранить выявленные нарушения: инструкции к действию, шаблоны и образцы документов.

· Перспектива развития

· Акцептация в государственной инспекции труда

Проведение в государственной инспекции труда оценки итогов проведенной работодателем самопроверки.

Результат

Документальное подтверждение результатов самопроверки проведенного работодателем с помощью «Электронного инспектора».

· Меры стимулирования

Предъявление в уполномоченные органы государственной власти документального подтверждения результатов самопроверки, выданного ГИТ.

Результат

Предоставление преференций работодателям, прошедших электронную проверку и получивших от ГИТ документальное подтверждение ее результатов.

Какие бывают проверки

Проверки, которые проводятся инспекторами труда, могут быть плановыми и внеплановыми.

О плановой проверке на предстоящий год Вы можете узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» после 31 декабря текущего календарного года. Такая проверка проводится, как правило, не чаще 1 раза в три года.

При плановой проверке инспектированию подвергается, как правило, три четверти институтов трудового права. С учетом особенностей Вашего предприятия инспектор самостоятельно выбирает сферы трудового законодательства, которые он проверит. У работодателя будут запрошены документы, наличие которых в организации обязательно, а также документы, касающиеся предмета проверки.

Поводом для внеплановой проверки может послужить жалоба работника на нарушение его прав, а также иная информация, поступившая в государственную инспекцию труда, содержащая сведения об имеющихся нарушениях трудового законодательства.

При любом виде проверок государственными инспектор труда осуществляет инспектирование по тому или иному вопросу, следуя, конкретному алгоритму, заданному трудовым законодательством. Именно так составлены наши Проверочные листы.

Как Вам поможет Электронный инспектор

Если Вы – работник, и считаете, что работодатель нарушает Ваши права, но не обладаете специальными знаниями, чтобы проверить это, Электронный инспектор поможет Вам разобраться.

Если на Вашем предприятии предстоит инспекторская проверка и Вы опасаетесь штрафных санкций, Электронный инспектор поможет Вам самостоятельно пройти предварительную проверку, выявить нарушения и устранить их до прихода настоящего инспектора труда.

Для этого Вам надо выбрать интересующий Вас вопрос, отраженный в названии Проверочного листа, и пошагово ответить на предложенные Электронным инспектором вопросы с учетом Ваших реальных документов и фактических обстоятельств.

По окончании проверки Электронный инспектор сформирует для Вас Акт проверки, в котором будут отражены нарушения требований закона, а также предложит для Вас способы их устранения.

После устранения нарушений Вы сможете пройти повторную проверку.

Как работать с сервисом «Электронный инспектор»?

Иванова И. Е., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Что необходимо знать при работе с сервисом «Электронный инспектор»?

Ответ:

Данный сервис представляет собой электронный онлайн-ресурс, позволяющий работодателю самостоятельно проверить соответствие отдельным требованиям трудового законодательства. Сервис также дает рекомендации (с приложением правового обоснования и необходимых форм документов) по устранению выявленных нарушений до проведения проверки государственной инспекцией труда.

Отметим некоторые важные моменты, которые следует знать руководителю организации при работе с сервисом.

1. Лицо, уполномоченное на прохождение предварительной проверки (самопроверки), назначается из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля. Этот работник должен иметь высшее образование (юридическое или экономическое), опыт кадровой работы и знать трудовое законодательство.

2. Уполномоченное лицо учреждения проходит электронную регистрацию на сервисе. Для этого указываются:

  • полное и сокращенное наименование организации, ее ОГРН, ИНН, позволяющие идентифицировать работодателя;

  • наименование структурного подразделения или фамилия, имя, отчество должностного лица, уполномоченного работодателем на прохождение предварительной проверки (самопроверки) выполнения требований трудового законодательства;

  • местонахождение (почтовый адрес) и номера телефонов организации;

  • электронный адрес (скрыт от иных пользователей и используется сервисом для отправки приватных сообщений).

3. Рабочий кабинет пользователя представляет собой доступное только пользователю и оператору сервиса пространство, где содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на его имя.

К сведению: Методические рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Рекомендации), утверждены Минтрудом 28.12.2016 и распространены Письмом Роструда от 07.03.2018 № 837-ТЗ.

4. При работе с сервисом уполномоченное лицо учреждения заполняет так называемые проверочные листы (форма листа приводится в приложении 2 к Рекомендациям). В них дан список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно оценивает соответствие своей деятельности требованиям трудового законодательства, – предложены типовые трудовые ситуации и варианты ответов (среди них есть правильные, свидетельствующие о выполнении требований законодательства).

Выбирая проверочный лист, пользователю необходимо учесть, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не в организации в целом.

5. После заполнения проверочных листов формируется акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства (форма приведена в приложении 3 к Рекомендациям). При необходимости акт можно распечатать.

Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Роструд, чтобы тот поощрил добросовестного работодателя. При обнаружении нарушений организации предлагается перечень мер и инструментов для их устранения и предоставляются образцы необходимых документов. Работодатель, допустивший нарушения, обязан незамедлительно устранить их и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие требованиям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

«Электронный инспектор» – это один из сервисов информационно-консультационного портала Роструда «Онлайнинспекция.рф». Здесь же есть обширная база ответов на вопросы, касающиеся исполнения трудового законодательства.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *