Сертификация работы по охране труда

Содержание

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА — выдача специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям ОТ с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по ОТ в отраслях экономики.

Система С. р. по ОТ в организациях (далее — ССОТ) создана для реализации норм ТК РФ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».

ССОТ введена в РФ постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2002 г. № 3622). ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер — № РОСС RU.001.3.01ОТ00. Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях и Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

В Положении о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, было определено, что Минтруда России организует и проводит С. р. по ОТ во взаимодействии с Госстандартом России, др. федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ организуют и осуществляют С. р. по ОТ в организациях. ССОТ является открытой для участия в ней всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, признающих и выполняющих ее правила. В этой связи в ССОТ могут входить отраслевые подсистемы С. р. по ОТ.

Цель ССОТ — содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении УТ. Система направлена на создание работодателями эффективной ОТ (для деятельности организаций на едином рынке труда РФ) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные УТ в соответствии с действующим законодательством.

Структура ССОТ. Структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России;

Центральный орган ССОТ (далее — ЦО), определяемый Минздравсоцразвития России;

центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

аккредитованные органы по сертификации;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Для С. р. по ОТ Минтруда России было поручено следующее:

устанавливать правила и процедуры проведения сертификации;

формировать и реализовывать научно-техническую и экономическую политику в области С. р. по ОТ;

устанавливать способы подтверждения соответствия работ по ОТ в организациях государственным нормативным требованиям ОТ (схемы сертификации);

определять ЦО ССОТ и центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

устанавливать правила аккредитации и аккредитовать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);

вести государственный реестр участников и объектов С. р. по ОТ в организациях;

устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия С. р. по ОТ в организациях и результатов испытаний;

взаимодействовать с Госстандартом России по методическим вопросам;

готовить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвовать в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области ОТ;

осуществлять государственный контроль и надзор и устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил С. р. по ОТ в организациях и за сертифицированными работами по ОТ в организациях;

рассматривать апелляции в связи с С. р. по ОТ в организациях;

формировать Совет ССОТ.

Организационное и материальное обеспечение деятельности Совета ССОТ осуществляет ЦО ССОТ. В ССОТ может быть создан научно-методический центр С. р. по ОТ в организациях, в функции которого входит проведение специальной подготовки экспертов по сертификации, осуществление координации деятельности центров по подготовке экспертов по сертификации, оказание участникам сертификации методической помощи в проведении С. р. по ОТ в организациях, а также обеспечение необходимой информацией. При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях (из числа компетентных в данной области организаций). Организации, претендующие на проведение С. р. по ОТ, т. е. заявители, реализуют свои функции и права в соответствии с действующими правилами.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч.:

деятельность работодателя по обеспечению безопасных УТ в организации;

деятельность службы охраны труда в организации;

работы по проведению аттестации рабочих мест по УТ;

организация и проведение инструктажа по ОТ работников и проверки их знания требований ОТ.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение С. р. по ОТ в организациях в соответствии с областью аккредитации, оформляют и выдают сертификаты соответствия работ по ОТ (сертификаты безопасности), проводят инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ в организациях, приостанавливают либо отменяют действия выданных ими сертификатов безопасности. Непосредственную работу в органе по сертификации ведут специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью С. р. по ОТ в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

С. р. по ОТ в организациях проводят по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При С. р. по ОТ в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по УТ, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При С. р. по ОТ в организациях по этой схеме для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации делает отбор.

Количество рабочих мест в организации

Количество рабочих мест, отбираемых для сертификации

≤ 10

11—100

3—10

101—500

10—30

501—1000

30—50

< 1000

> 50

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами УТ и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

С. р. по ОТ в организациях включает следующие этапы:

подача заявки на проведение сертификации вместе с материалами об аттестации рабочих мест по УТ; должны представляться ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделениях организации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации и сведения о ходе его выполнения, др. материалы по усмотрению органа по сертификации;

рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ, принятие решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдача сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ.

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации. Орган по сертификации регистрирует и в 2-недельный срок рассматривает заявку на С. р. по ОТ в организации. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации. При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения С. р. по ОТ в организации. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения С. р. по ОТ с указанием причин такого решения.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов С. р. по ОТ, сроков действия государственных нормативных требований ОТ и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по УТ. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации (выдавшим его) или Минтруда России.

Орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ для установления соответствия текущих работ по ОТ требованиям, подтвержденным при С. р. по ОТ в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по ОТ действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по ОТ от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами ОТ (государственных экспертиз УТ), общественных объединений.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по др. вопросам С. р. по ОТ в организациях в ССОТ действует Комиссия по апелляциям.

>Сертификация работ по охране труда

Положение о системе сертификации работ по ОТ в организациях

Замечание 1

Работодатель должен обеспечить сертификацию работ по ОТ в своей организации соответственно федеральному закону «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовому кодексу РФ.

Документ, который удостоверяет соответствие работ по ОТ, проводимых организацией, установленным государственным нормативным требованиям ОТ, носит название сертификата соответствия работ по ОТ (или коротко – сертификата безопасности).

Основная цель ССОТ (системы сертификации работ по ОТ) состоит в содействии последовательному решению проблем создания безопасных и здоровых условий труда, которое основывается на достоверной оценке, а также учете результатов сертификации в условиях экономической заинтересованности руководителей в улучшении условий труда с помощью методов и средств сертификации.

Организацией работ по сертификации работ по ОТ в организациях занимаются:

  • Министерство труда и соцразвития РФ;
  • Государственный комитет РФ по метрологии и стандартизации;
  • различные органы исполнительной власти – федеральные и по труду субъектов РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К объектам сертификации в ССОТ относятся работы по ОТ, которые выполняют организации вне зависимости от форм собственности и организационно-правовых форм, к которым принадлежит:

  • деятельность работодателя в области обеспечения безопасных условий труда;
  • деятельность службы ОТ;
  • работа по проведению аттестации рабочих мест;
  • проведение инструктажа по ОТ работников и проверка их знаний требований ОТ.

Для сертификации работ по ОТ формируется сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в установленном порядке.

В состав комиссий органов по сертификации входят эксперты по сертификации, которые аттестованы на право проведения работ по сертификации.

Деятельность ССОТ обеспечивает организационная структура, которая состоит из:

  • Минтруда России;
  • центрального органа ССОТ, который определяется Минтрудом России;
  • аккредитованных органов по сертификации;
  • центральных органов отраслевых подсистем ССОТ;
  • аккредитованных испытательных лабораторий.

Функции органов по сертификации

  • ведут базу нормативных правовых актов, которые необходимы для сертификации работ по ОТ в организациях;
  • проводят сертификацию работ по ОТ в организациях по заявкам заявителей;
  • оформляют и выдают сертификаты безопасности;
  • выполняют инспекцию сертифицированных работ по ОТ;
  • могут приостановить или отменить действия сертификатов безопасности;
  • представляют по требованию заявителя необходимую информацию;
  • ведут банк данных организаций, которые обладают сертификатом безопасности;
  • подготавливают и представляют в центральный орган ССОТ отчетную информацию и другие сведения, необходимые для включения в государственный реестр объектов и участников сертификации работ по ОТ.

Функции испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории занимаются:

  • осуществлением оценки параметров опасных и вредных производственных факторов для сертификации работ по ОТ;
  • выдачей протоколов измерений (оценок) для сертификации работ по ОТ.

Правила сертификации работ по ОТ

Правила соответствуют основным положениям закона «Об основах ОТ в РФ», закону «О сертификации продукции и услуг», правилам по проведению сертификации в РФ, правилам сертификации работ и услуг в РФ.

Определение 1

Объекты сертификации – работы по ОТ, которые выполняются организациями независимо от того, к каким организационно-правовым формам и формам собственности они относятся.

Работы по ОТ сертифицируются органами по сертификации, которые выдают сертификаты безопасности.

При проведении сертификации работ по ОТ в организациях осуществляется проверка и оценка соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению ОТ государственным нормативным требованиям ОТ, учитывая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и особенности организации работ по ОТ в отраслях экономики.

Оплачивается работа по сертификации работ по ОТ руководителем организации.

Сертификация работ по ОТ состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявки на проведение сертификации работ по ОТ, ее рассмотрение и принятие решения.
  2. Проверка и оценка соответствия работ по ОТ установленным государственным нормам ОТ.
  3. Анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче сертификата безопасности.
  4. Выдача сертификата безопасности.
  5. Инспекцию сертифицированных работ по ОТ.

Аттестация производственных объектов по условиям труда

Аттестация производственных объектов по условиям труда – это деятельность по оценке производственных объектов в целях определения состояния безопасности, вредности, тяжести, напряженности выполняемых на них работ, гигиены труда и определения соответствия условий производственной среды нормативам в области безопасности и охраны труда. Что включает себя аттестация? Кем и в какие сроки проводится? Несет ли работодатель ответственность за нарушение требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда?

Какие объекты подлежат обязательной аттестации?

Согласно пункту 1 статьи 183 Трудового кодекса Республики Казахстан производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда.

Производственные объекты — это цеха, участки, и иные отдельно стоящие производственные подразделения организаций, занимающихся выпуском и изготовлением продукции, разработкой, добычей и переработкой полезных ископаемых, строительством и другими видами производственной деятельности.

Что включает в себя аттестация?

Аттестация производственных объектов включает в себя:

  • аттестацию производственных объектов организации в соответствии с действующими нормативами в области безопасности и охраны труда;
  • комплексную оценку производственных объектов организации по соответствию их нормативам в области безопасности и охраны труда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 183 Трудового кодекса аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов

Уполномоченным государственным органом по труду — управлением государственной инспекции труда соответствующей административно-территориальной единицы на интернет-ресурсе размещается информация о специализированных организациях по проведению аттестации производственных объектов (наименование, юридический адрес, контактный телефон, сведения о квалифицированных кадрах, наличие лаборатории или договора с лабораториями, осуществляющими такие виды услуг).

При проведении аттестации производственных объектов работодателем, издается соответствующий приказ о создании аттестационной комиссии в составе председателя, членов и секретаря, ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации производственных объектов.

В состав аттестационной комиссии организации включаются:

  • руководитель либо его заместитель;
  • специалисты служб безопасности и охраны труда и иных подразделений по согласованию;
  • представители работников организации.

Согласно пункту 9 статьи 183 Трудового кодекса контроль над своевременностью и качеством проведения аттестации производственных объектов осуществляется государственными инспекторами труда.

Сроки проведения аттестации производственных объектов

В соответствии с пунктом 7 Правил обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий труда, со дня проведения последней аттестации производственных объектов, но не реже 1 раза в 5 лет.

Внеочередная аттестация производственных объектов проводится по требованию органа государственного надзора и контроля за безопасностью и охраной труда при выявлении нарушения порядка проведения аттестации производственных объектов по условиям труда.

Результаты аттестации

Результаты аттестации оформляются в виде документа, включающего в себя:

  • общие сведения (полное юридическое название организации, адрес, организационно-правовая форма организации, структура организации с указанием общей численности работающих и по отдельным производственным подразделениям, в том числе работающих во вредных и опасных условиях труда, основания для проведения аттестации, сведения о привлекаемых специализированных организациях по проведению аттестации производственных объектов, состав аттестационной комиссии);
  • краткую технологию производства (характер деятельности производства, используемые технологии, перечень всех вредных, опасных производственных факторов, опасного производственного оборудования и процессов);
  • протокола лабораторных измерений вредных производственных факторов, инструментальных и эргономических исследований условий труда на рабочих местах;

  • протокол оценки травмобезопасности;
  • протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Согласно пункту 7 статьи 183 Трудового кодекса после завершения аттестации производственных объектов по условиям труда специализированная организация по проведению аттестации производственных объектов в течение 10 календарных дней направляет сведения о ее результатах в уполномоченный государственный орган по труду.

В соответствии с пунктом 30 вышеуказанных Правил работодатель после завершения аттестации производственного объекта по условиям труда представляет в месячный срок на бумажном и электронном носителе местному органу по инспекции труда, по месту нахождения организации следующую информацию:

  • отчет предприятий по результатам проведенной аттестации производственных объектов по условиям труда;
  • сведения по рабочим местам, не соответствующим требованиям безопасности труда по производственным факторам;
  • сведения по рабочим местам, не соответствующим требованиям травмобезопасности;
  • сведения по рабочим местам, необеспеченным СИЗ.

Оценка условий труда на рабочих местах

Рабочие места считаются не соответствующими установленным требованиям безопасности труда при наличии на них одного из следующих факторов:

  • фактические значения факторов производственной среды превышают существующие нормы;
  • не соблюдены требования по травмобезопасности;
  • обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты не соответствует существующим нормам.

При отнесении условий труда к вредным и опасным производственным факторам аттестационная комиссия вносит предложение о принятии мер по переоснащению или ликвидации рабочего места.

Аттестацию производственных объектов аттестационная комиссия оформляет актом аттестации производственного объекта с приложением проекта плана по улучшению и оздоровлению условий труда в организации и результатов аттестации. Проект плана должен предусматривать мероприятия по замене устаревшей техники и оборудования, совершенствованию технологии производственного процесса, применению соответствующих условиям труда средств индивидуальной и коллективной защиты, оздоровительные мероприятия и мероприятия по организации безопасности и охраны труда.

Ответственность работодателя за нарушение требований по проведению аттестации производственных объектов

В соответствии с частью 1 статьи 94 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях нарушение работодателем требований законодательства по проведению аттестации производственных объектов по состоянию условий труда, установленных трудовым законодательством Республики Казахстан — влечет предупреждение или штраф:

  • на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере 20 месячных расчетных показателей (МРП);

  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере 35 МРП;

  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.

Если указанное правонарушение совершено повторно в течение года после наложения административного взыскания – влечет штраф:

  • на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 40 МРП;

  • на субъектов среднего предпринимательства – в размере 70 МРП;

  • на субъектов крупного предпринимательства – в размере 100 МРП.

Статья 181. Аттестация производственных объектов по условиям труда

1. Производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда.

2. Аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов периодически, не реже, чем один раз в пять лет.

3. Порядок проведения обязательной периодической аттестации производственных объектов по условиям труда определяется уполномоченным органом по труду.

4. Внеочередная аттестация производственных объектов по условиям труда проводится по требованию органа государственного контроля и надзора за безопасностью и охраной труда при выявлении нарушения порядка проведения аттестации производственных объектов по условиям труда.

Результаты внеочередной аттестации производственных объектов по условиям труда оформляются в виде приложения к материалам предшествующей аттестации производственного объекта по условиям труда.

5. Для организации проведения аттестации производственных объектов работодателем издается соответствующий приказ о создании аттестационной комиссии в составе председателя, членов и секретаря, ответственного за составление, ведение и хранение документации по аттестации производственных объектов.

6. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководитель либо его заместитель, специалисты служб безопасности и охраны труда и иных подразделений по согласованию, а также представители работников организации.

Отказ представителей работников организации от участия в аттестационной комиссии не является основанием для непроведения аттестации производственных объектов по условиям труда.

7. После завершения работ по аттестации производственных объектов по условиям труда, не позднее десяти календарных дней специализированная организация предоставляет информацию в местный орган по инспекции труда в установленном порядке.

8. Результаты аттестации производственных объектов вступают в силу с момента издания акта аттестации производственного объекта.


9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации производственных объектов осуществляется государственными инспекторами труда.

Статья 182. Требования безопасности рабочих мест

1. Здания (сооружения), в которых размещаются рабочие места, по своему строению должны соответствовать их функциональному назначению и требованиям безопасности и охраны труда.

2. Рабочее оборудование должно соответствовать нормам безопасности, установленным для данного вида оборудования, иметь соответствующие технические паспорта (сертификат), знаки предупреждения и обеспечиваться ограждениями или защитными устройствами для обеспечения безопасности работников на рабочих местах.

3. Аварийные пути и выходы работников из помещения должны быть обозначены, оставаться свободными и выводить на открытый воздух либо в безопасную зону.

4. Опасные зоны должны быть четко обозначены. Если рабочие места находятся в опасных зонах, в которых ввиду характера работы существует риск для работника или падающих предметов, то такие места должны оснащаться устройствами, преграждающими доступ в эти зоны посторонним.

По территории организации пешеходы и технологические транспортные средства должны перемещаться в безопасных условиях.

5. В течение рабочего времени температура, освещение, а также вентиляция в помещении, где располагаются рабочие места, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статья 183. Обязательный медицинский осмотр работников

1. Работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Работники, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, машинами и механизмами, должны проходить предсменное и послесменное медицинское освидетельствование. Список профессий, требующих предсменного и послесменного медицинского освидетельствования, определяется уполномоченным государственным органом в области здравоохранения.

Глава 20. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 184. Общие положения расследования и учет несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью

1. Расследованию в соответствии с настоящим Кодексом подлежат случаи повреждения здоровья работников, связанные с их трудовой деятельностью и приведшие к нетрудоспособности либо смерти, а также:

1) лиц, обучающихся в учебных заведениях, при прохождении ими профессиональной практики;

2) военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, привлеченных к выполнению работ, не связанных с прохождением воинской службы, службы в специальных государственных органах;

3) лиц, привлекаемых к труду в местах лишения свободы и по приговору суда;

4) личного состава военизированных и иных специализированных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований в сфере гражданской защиты, военизированной охраны, членов добровольных команд по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по спасению человеческой жизни и имущества.

2. Подлежат учету как несчастные случаи на производстве повреждения здоровья работников, связанные с исполнением трудовых обязанностей, либо совершение иных действий по собственной инициативе в интересах работодателя, приведшие к нетрудоспособности либо смерти, если они произошли:

1) перед началом или по окончании рабочего времени при подготовке и приведении в порядок рабочего места, орудий производства, средств индивидуальной защиты и других действий;

2) в течение рабочего времени на рабочем месте, по пути следования работника, деятельность которого связана с передвижением между объектами обслуживания, в том числе по заданию работодателя, а также во время командировки при исполнении трудовых обязанностей;

3) при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем;

4) на личном транспортом средстве при наличии письменного согласия работодателя на право использования его в служебных целях;

5) при совершении действий по собственной инициативе в интересах работодателя;

6) по пути следования работающих вахтовым методом с места сбора (проживания в период вахты) на работу или обратно на транспортном средстве, представленном работодателем;

3. Не подлежат учету как несчастные случаи на производстве повреждения здоровья работников, в ходе расследования которых объективно установлено, что они произошли:

1) при выполнении пострадавшим по собственной инициативе работ или иных действий, не входящих в функциональные обязанности работника и не связанных с интересом работодателя, в том числе в период междусменного отдыха при работе вахтовым методом, перерыва для отдыха и приема пищи;

2) в случае, когда основной причиной, явилось состояние алкогольного опьянения, употребления пострадавшим токсических и наркотических веществ (их аналогов);

3) в результате преднамеренного (умышленного) причинения вреда своему здоровью, а также при совершении пострадавшим уголовного правонарушения;

4) из-за внезапного ухудшения здоровья пострадавшего, не связанного с воздействием производственных факторов, подтвержденного медицинским заключением.

4. Расследование случаев профессиональных заболеваний проводиться работодателем, совместно с государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5. Ответственные должностные лица организаций здравоохранения не позднее двух рабочих дней должны информировать работодателей и местный орган по инспекции труда о каждом случае первичного обращения с производственной травмой или повреждением здоровья работников, а также о случаях острого профессионального заболевания (отравления) — государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. Ответственность за организацию расследования и регистрацию несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве несет работодатель.

Требования охраны труда к организации рабочих мест

Обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и работоспособности работников является весьма важной и актуальной задачей каждого работодателя.

На каждом рабочем месте, в том числе на производстве, необходимо улучшать условия труда, проводить систематическую профилактическую работу по предупреждению травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, предотвращению несчастных случаев с работниками, развивать материально-техническое и метрологическое обеспечение служб охраны труда, создавать организационные структуры оценки условий труда на рабочих местах.

Для этих целей разработан целый ряд нормативных документов, которым должны следовать все работодатели.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Требования по охране труда и обязательная аттестация рабочих мест регламентируются гл. 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Так, работодатель обязан обеспечить:

• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

• предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

• ознакомление работников с требованиями охраны труда;

• разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Данный перечень не является исчерпывающим.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 № 413 утверждено Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Кроме того, постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации.

Трудовым кодексом РФ также установлено, что каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Это, прежде всего, право:

• на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, и иными.

В настоящее время действует значительное количество законодательных и нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности и охраны труда, а также множество международных конвенций.

Верховенство норм международного права предусмотрено ч. 2 ст. 10 ТК РФ. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ также устанавливает, что именно общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основу международного права составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);

• Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1998) и др.

ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Основные показатели, влияющие на здоровье человека-работника, в том числе его репродуктивные функции, регламентирует Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда».

Данное Руководство применяют с целью:

• контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

• установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

• создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

• аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

• составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

• анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

• расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Работник имеет право получить достоверную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты и медико-профилактических мероприятиях.

Документ предназначен в том числе для информирования работодателя и работников об условиях труда на рабочих местах (при поступлении на работу и в процессе трудовой деятельности).

В тех случаях, когда работодатель по обоснованным технологическим и иным причинам не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, он должен обеспечить необходимые для здоровья человека условия выполняемых работ.

Это может быть достигнуто посредством выполнения комплекса защитных мероприятий: организационных, санитарно-гигиенических, ограничения по времени воздействия фактора на работника (рациональные режимы труда и отдыха, средства индивидуальной защиты и др.).

Превышение гигиенических нормативов, обусловленное особенностями профессиональной деятельности работников и регламентированное отраслевыми, национальными или международными актами (например, труд летчиков, моряков, водолазов, пожарных, спасателей и др.), является основанием для использования рациональных режимов труда и отдыха и мер социальной защиты в данных профессиях.

Вредными могут быть физические, химические, биологические факторы, а также факторы трудового процесса.

В настоящее время только в рассматриваемом документе дано определение физических факторов и напряженности труда.

Рассмотрим их более подробно.

Так, вредными физическими факторами являются:

• температура, влажность, скорость движения воздуха;

• тепловое излучение;

• неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, широкополосные электромагнитные импульсы, электромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое);

• ионизирующие излучения;

• производственный шум;

• ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная, общая);

• аэрозоли (пыли) преимущественного фиброгенного действия;

• освещение — естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);

• электрически заряженные частицы воздуха — аэроионы.

Что касается напряженности труда, то ученые установили, что напряженность труда — это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

• интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки;

• монотонность нагрузок;

• режим работы.

Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» работникам установлены сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда — не менее 4 % тарифной ставки (оклада).

В мире высоких технологий, безусловно, оказывает вредное воздействие на здоровье работников использование в их деятельности персональных компьютеров.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ

Внедрение компьютерных технологий обработки информации способствовало совершенствованию организации и эффективности управленческого труда. Вместе с тем, являясь источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей, компьютерная техника при неправильной эксплуатации и расстановке, особенно в неприспособленных для этого помещениях, принципиально меняет условия и характер труда специалистов различного профиля организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Наиболее важными возможными последствиями неблагоприятного воздействия на здоровье работников являются:

• заболевания глаз и зрительный дискомфорт;

• изменения костно-мышечной системы;

• нарушения, связанные со стрессом;

• кожные заболевания и др.

К другим обнаруженным жалобам на здоровье работников относятся «пелена перед глазами», сыпь на лице, хронические головные боли, тошнота, головокружения, легкая возбудимость и депрессии, быстрая утомляемость, невозможность долго концентрировать внимание, снижение трудоспособности и нарушения сна.

К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, следует отнести:

• электромагнитные и электростатические поля;

• акустический шум;

• изменение ионного состава воздуха и параметров расположения экрана монитора (дисплея), которые приводят, в частности, к изменению контрастности изображения в условиях интенсивной засветки, появлению зеркальных бликов от передней поверхности экрана монитора, и т. д.

Немаловажную роль играют и состояние освещенности на рабочем месте, параметры мебели и характеристики помещения, где расположена компьютерная техника.

Научными исследованиями установлено, что пользователи персональных компьютеров подвержены стрессам в значительно большей степени, чем работники любых других профессиональных групп, когда-либо проходивших аналогичные обследования.

Оценка условий труда, проводимая специалистами, свидетельствует, что размещение компьютерной и оргтехники, как правило, осуществляется исходя из стремления установить максимальное количество средств механизации труда и производится в зданиях и помещениях, изначально не приспособленных для этих целей.

Использование компьютерной техники в данных условиях, с учетом сочетания комплекса производственных факторов с интеллектуальной, эмоциональной нагрузками, ведет к нарушению санитарно-гигиенических требований и ухудшает организацию труда работающих.

В настоящее время действуют «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03» (далее — СанПин), разработанные в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.12.2010).

СанПин содержит разделы:

I. Общие положения и область применения.

II. Требования к ПЭВМ.

III. Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

IV. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

V. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

VI. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Главным государственным врачом РФ и Минтрудом России 16.06.1998 утверждены «МУ 2.2.4.706-98/ МУ ОТ РМ 01-98. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Оценка освещения рабочих мест. Методические указания».

VII. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

VIII. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах.

IX. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ.

X. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.

Кроме того, СанПин содержит также требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ и требования к проведению государственного надзора и производственного контроля.

В результате проводимых проверок в работе кадровых служб фиксируются нарушения, когда в должностных инструкциях работников не учитываются требования по организации работ с использованием компьютерной техники.

По данному вопросу Минтрудом Россиибыли разработаны Рекомендации по примерному содержанию раздела обязательств работодателя и работника по условиям и охране труда в трудовом договоре (контракте).

Разработано также значительное количество отраслевых тарифных соглашений, например Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009–2011 годы, Отраслевое тарифное соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009–2011 годы и др.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Как уже говорилось, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагаются на работодателя1.

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ).

Аттестация проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Непроведение аттестации является нарушением законодательства о труде и об охране труда и влечет административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда раскрывает общие положения и основные понятия данного процесса, а также регламентирует:

• подготовку к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;

• гигиеническую оценку условий труда;

• оценку травмобезопасности рабочих мест;

• оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;

• оценку фактического состояния условий труда на рабочих местах и оформление результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Для аттестации рабочих мест по условиям труда может быть привлечена сторонняя организация (аттестующая организация), которая также должна проводить работу в соответствии с вышеуказанным Порядком.

После проведения аттестации рабочих мест результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, содержащего:

1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;

3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;

5) ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям трудаи сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;

6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

7) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.

Таким образом, соблюдение требований Трудового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых и законодательных актов позволит привести условия труда к определенным нормам, избежать всевозможного рода споров и обеспечить эффективность труда и производства.

Статья 212 ТК РФ.

Статья 219 ТК РФ.

Утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005.

Подробнее об экспертизе условий труда см.: А. Б. Демин. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний // Кадровые решения. — 2011. — № 5. — С. 92–103.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (в ред. от 03.09.2010).

>Глава 34. Требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ)

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) включается в рабочее время.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

соблюдать требования охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 30.11.2011 N 353-ФЗ)

Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

(часть первая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Требования к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также к средствам измерений, применяемым для указанных измерений, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 303-ФЗ)

Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда

Сертификация систем охраны труда предусмотрена еще ФЗ № 181 от 17 июля1999 г. «Об основах охраны труда в РФ». Документ, выдаваемый в подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям на предприятии работ по охране труда, назывался сертификатом безопасности (в соответствии с определением ФЗ).

Статья 212 Трудового кодекса РФ говорит о том, что именно работодатель обеспечивает безопасные условия и охрану труда. В этой же статье обязательными называются аттестация рабочих мест и сертификация организации работ по охране труда. Т.к. российское законодательство обязывает при наличии персонала свыше 100 человек создавать в организации либо собственную структуру и систему охраны труда, либо заключать договор на оказание услуг сторонней организации, имеющей специализацию, связанную с системами охраны труда.

Хотя сертификация систем охраны труда в нашей стране считается добровольной и проходит в добровольных системах сертификации, тем не менее, ТК считает необходимой проведение процедуры сертификации работ по охране труда после проведения аттестации всех рабочих мест на предмет исполнения нормативных требований в указанной сфере.

Обязательная система сертификации работ по охране труда

Обязательная система сертификации на исполнение национальных стандартов, проводится на основе Постановления Минтруда РФ № 28 (702Р) от 24.04.2002 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Перечень нормативных актов, включающих государственные требования охраны труда, утвержден ПП РФ № 399 от 23. 05.2000 г. В то время основным законом о сертификации в России являлся ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Сама система имеет сокращенное название ССОТ (Система сертификации охраны труда). Центральным органом системы является Всероссийский центр охраны труда. Работы по охране труда являются объектами сертификации в ССОТ. Органы сертификации, имеющие аккредитацию в данной системе, оценивают исполнение требований нормативных документов РФ в данной сфере и оформляют сертификаты безопасности. Для организаций, успешно прошедших сертификацию, установлен Знак соответствия работ по охране труда, которым маркируется сертификат.

Сертификация работ по охране труда в организациях предполагает новый подход к производству. Основное направление предприятия в этом случае — сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников предприятия. Сертификация работ по охране труда предоставляет достоверную оценку соответствия безопасности труда требованиям российских нормативов, способствует учету результатов оценки соответствия при реализации механизмов улучшения условий труда. Сертификации систем охраны труда подлежат только организации, которые провели 100% аттестацию рабочих мест.

Действие обязательной системы ССОТ закончилось в сентябре 2010 года на основе Приказа Минздравсоцразвития РФ № 779н от 1 сентября2010 г. При этом отменено Постановление Минтруда РФ № 28.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по-новому

С 1 сентября 2011 года начал действовать Новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля2011 г.

Аттестация рабочих мест является оценкой соответствия условий труда каждого сотрудника нормативным требованиям, а также способом выявления опасных и вредных производственных факторов. Важным отличием от существующих правил является то, что аттестацию рабочих мест по условиям труда должна проводить аккредитованная в данной сфере организация на условиях договора с работодателем.

На этой же организации лежит ответственность за достоверность проведенных измерений и оценки соответствия рабочего места нормативным требованиям. Документами, которые подтверждают компетентность организации на проведение оценки соответствия рабочих мест, являются Аттестат аккредитации Минздравсоцразвития России и уведомление о включении ее в государственный реестр организаций, осуществляющих услуги в области охраны труда.

Аттестация требуется для всех рабочих мест, кроме тех, которые относятся к ликвидации чрезвычайных ситуаций (например, тушение пожаров, спасательные работы и прочее).

Добровольная сертификация систем охраны труда

Международная организация стандартов (ИСО) разработала серию стандартов, относящихся к охране труда и окружающей среды, которая носит название стандарт OHSAS 18001. Разработан он на тех же принципах, что и другие системы менеджмента организаций, поэтому они являются полностью совместимыми друг с другом.

Как правило, третьим этапом оценки соответствия деятельности предприятия (после создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия) является сертификация систем охраны труда. В российской терминологии данный тип систем называется как система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ).

Межнациональный стандарт OHSAS 18001 содержит советы по способам оценки эффективности мероприятий и методов охраны труда для применения в организациях.

Он включает требования к системе ОЗиОБТ, которые дают возможность предприятию качественно управлять рисками, непременно присутствующими на любом производстве, связанными с безопасностью и здоровьем персонала в организации, помогают существенно повысить показатели деятельности предприятия в области ОЗиОБТ.

Данные требования не содержат конкретных количественных показателей в области ОЗиОБТ, в сфере разработки и внедрения системы менеджмента по охране труда. Система ОЗиОБТ сосредоточена:

  • на эффективной деятельности по разработке мероприятий, способов, методов, которые направлены на борьбу с неблагоприятными и аварийными последствиями работы предприятия;
  • на защиту сотрудников организации от вредных воздействий производственных факторов;
  • на уменьшение заболеваемости сотрудников, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

В России разработан национальный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, адаптированный международному стандарту OHSAS 18001. Он является универсальным и может быть внедрен на предприятиях, относящихся к любой отрасли экономики государства.

Сертификация систем охраны труда в РФ возможна как на соответствие российскому, так и межнациональному нормативам. При этом сертификация систем охраны труда проводится в том органе сертификации, который соответствует российским или международным аккредитационным (нотификационным) требованиям. Т.е. чтобы получить сертификат международного образца, нужно соискателю подать заявление в сертификационный центр, имеющий Аттестат аккредитации международной организации. Чаще всего в этом существует необходимость у предприятий, которые работают или планируют выход своей компании на международный рынок товаров.

Если предприятие работает на нужды страны, то у него может быть и нет смысла тратить значительные средства на международную сертификацию. Сертификация систем охраны труда, пройденная на соответствие российским ГОСТам, является действительной на территории РФ в течение всего срока действия добровольного сертификата. Максимальный срок, на который может быть оформлен данный документ – три года. При этом предусматривается ежегодная инспекционная проверка сертификационным органом, где была пройдена сертификация систем охраны труда.

Последнее время соискатели все чаще прибегают к услуге, которая содержит комплексное создание трех систем менеджмента на предприятии одновременно: системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы охраны труда. Таким образом, создается интегрированная система менеджмента предприятия. Сертификация систем охраны труда в этом случае предусматривается после создания и внедрения новой системы управления предприятием.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *