Риск ориентированный подход

Содержание

Риск-ориентированный подход при организации госконтроля

3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.

Что собой представляет риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:

  • Оптимизация использования ресурсов при проведении проверки.
  • Сокращение издержек ЮЛ и ИП.
  • Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
  • Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
  • Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
  • Снижение трудоемкости надзорных мероприятий.

Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.

К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.

Базовые принципы риск-ориентированного подхода

Рассмотрим базовые принципы РОП:

  1. Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
  2. Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.
  3. Формирование системы управления рисками.
  4. Оценка субъекта на соответствие категории риска на основании правдивых и полных сведений.
  5. Субъект может изменяться, а потому важна периодическая переоценка рисков.
  6. Совершенствование системы сбора информации, на основании которой принимается решение о присуждении определенной категории.

Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.

Как определяется класс риска?

Категория риска присуждается на основании двух факторов:

  • Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
  • Степень вероятности нарушения требований.

Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.

Категории риска

При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:

  1. Очень высокий риск.
  2. Высокий.
  3. Значительный.
  4. Умеренный.
  5. Пониженный.

Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.

Периодичность проверок

Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:

  • Очень высокий – проверки единожды в год.
  • Высокий риск – проверки раз в два года.
  • Значительный – раз в три года.
  • Средний – раз в пять лет.
  • Умеренный – раз в шесть лет.
  • При низком риске проверки не проводятся.

Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.

Структура системы риск-ориентированного подхода

Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:

  1. Формирование категорий классов риска.
  2. Сбор информации о конкретном субъекте.
  3. Анализ полученных сведений.
  4. Планирование надзорных мероприятий.
  5. Реализация проверок.
  6. Анализ эффективности надзорных мероприятий.

После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.

Нюансы сбора информации о субъекте

В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:

  • Наличие лицензии.
  • Прохождение аттестации.
  • Страхование.
  • Показатели аварийности и травматизма.
  • Отчетность по рискам и прочим показателям.
  • Декларации и экспертиза.
  • Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
  • Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
  • Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
  • Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
  • Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
  • Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.

При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.

Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:

  1. Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
  2. Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
  3. Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.

Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:

  1. Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
  2. Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
  3. Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.

К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.

Риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход – это метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все большую популярность. Ярким примером служит программа реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющая риск-ориентированный подход на виды надзора. Данный подход предполагает концентрацию ограниченных ресурсов государства в зонах максимального риска для предотвращения вреда охраняемым законом ценностям и одновременно снижение административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

Цель риск-ориентированного подхода

Целью риск-ориентированного подхода является оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определен постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806.

История возникновения

Своим рождением система управления рисками обязана финансовому сектору, который (в отличие от прочих областей хозяйства) регулярно принимает на себя риски с целью получения вознаграждения за их несение. Подобная специфика деятельности побуждает банки, страховщиков, управляющие компании инвестиционных фондов не избегать рисков, минимизировать их, а управлять ими и измерять для установления адекватных цен на свои финансовые услуги (что влияет на ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг, размер страховых премий). Профессиональной оценкой рисков в финансовых компаниях занимаются специализированные подразделения, чьей задачей является исключительно риск-менеджмент.

Схожесть работы отделов по управлению рисками и служб внутреннего аудита (внутреннего контроля) привела к тому, что постепенно риск-ориентированный подход проник в традиционный аудит, а оттуда и в прочие виды контроля и надзора, включая государственный. Параллельно (поскольку в сфере контроля (надзора) точные методы измерения оказались явно избыточными) произошло упрощение методов оценки рисков, переориентация с экономико-математических моделей на другие (например, экспертные), доступные большинству специалистов. Так, если точность оценки риска профессиональными финансистами доходит до десятых, сотых долей процента, в обычном контроле (надзоре) достаточно проранжировать риски по группам (например, высокая, средняя или низкая степень риска). В некотором смысле произошла «десакрализация» знаний о рисках, что позволило им проникнуть во все сферы контроля.

Принципы риск-ориентированного подхода

Основная задача риск-ориентированного подхода вне зависимости от области его применения состоит в достижении поставленных целей за счет снижения рисков. Высокую популярность риск-ориентированный подход (по сравнению с традиционным контролем) обеспечивает его сосредоточенность на зонах повышенного риска, что позволяет вовремя принять превентивные меры, выявить и устранить слабые места и тем самым избежать негативных последствий реализации риска. Риск-ориентированный подход опирается на несколько принципов.

Принцип риск-ориентированного подхода Характер проявления
Распределение ресурсов Ресурсы распределяются не равномерно, а с учетом размера риска (это касается как частоты, так и глубины проверки)
Соразмерность Принимаемые контролером меры адекватны рассчитанному риску
Гибкость Регулярная переоценка риска исходя из новых факторов и угроз
Законность Действие (бездействие) контролера основано на документально зафиксированной системе оценки рисков
Открытость Критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц

Базой риск-ориентированного подхода является оценка рисков, призванная обеспечить понимание контролером уязвимости к риску проверяемого объекта. Как отмечалось выше, оценить риски не обязательно сложно (с применением электронных систем), но в любом случае оценка должна быть адекватной характеру и объему деятельности проверяемой организации (подразделения, участка работы). Например, риск-ориентированный подход в государственном контроле проявится в том, что в отношении небольшого по размеру учреждения надзорный орган при проверке может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков. И напротив: к многофилиальному учреждению будет применена более сложная, комплексная процедура оценки рисков.

Риск-ориентированный подход в МЧС России

В своей деятельности Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяет риск-ориентированный подход к следующим видам федерального государственного контроля (надзора):

  1. Федеральный государственный пожарный надзор.
  2. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
  4. Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  5. Государственный надзор в области гражданской обороны.
  6. Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Критерии и категории риск-ориентированного подхода

На момент написания материала, в части касающейся МЧС России, критерии разработаны только для 3-х видов федерального государственного контроля (надзора), это:

Федеральный государственный пожарный надзор

Критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.

Согласно данному приложению и в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты делятся на следующие категории риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • умеренного;
  • низкого.

Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

В этом виде надзора критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • низкого.

Государственный надзор в области гражданской обороны

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска в области гражданской обороны изложены в приложении к Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 305.

Согласно данному приложению с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

  • высокого;
  • значительного;
  • среднего;
  • низкого.

Источники: Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»; Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»; Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Риск-ориентированный подход и области его применения. Орлова О.Е.

Риск-Ориентированный Подход в Контрольно-Надзорной Деятельности ГИТ!

Приветствую, уважаемые друзья! В этой заметке хотелось бы напомнить про новый подход к осуществлению проверок — риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности. Как известно, постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Что несёт нам риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности?

Изменениями определено, что федеральный государственный надзор в сфере труда должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.

Как следует из обновлённого постановления № 875, деятельность работодателей должна быть отнесена к определенной категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Отнесение деятельности к категориям риска осуществляется на основании:

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Изменениями закреплено, что проведение плановых проверок в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

При низкой категории риска плановые проверки проводиться не должны.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2018 год размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Более подробно о плане проверок смотрите и читайте в заметке

Приказом Роструда от 30.12.2016 г. № 538, который является локальным нормативным актом ведомства, определены перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых инспекторами ГИТ.

Среди прочих выделены перечни НПА, которые должны оцениваться при проведении мероприятий:

  • по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ссылка);
  • по контролю за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С полным перечнем нормативных правовых актов по охране труда, взятых из приказа Роструда от 30.12.2016 г. № 538, Вы можете ознакомиться в заметке Проверка ГИТ в 2017 году. Что проверяют?

На этом пока всё.

Надеемся данный материал поможет Вам своевременно сориентироваться и достойно встретить проверяющих.

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

Продолжение следует …

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Простыми словами: Риск-ориентированный подход

Простыми словами 14 марта 2018 Г. 15:28,

В начале марта в послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход. На данный момент проходит контрольно-надзорной деятельности, она была утверждена в декабре 2016 года, срок реализации – до 2025 года.
Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”.
Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.
Суть риск-ориентированного подхода в любой сфере заключается в снижении рисков: контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных зонах — снижается или отсутствует. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо и в значительной мере экономить ресурсы. Таким образом, ресурсы распределяются неравномерно, в зависимости от риска, причем это влияет как на частоту, так и на глубину проверок.
Как это работает сейчас?
На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка.
Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания.
Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.
Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.
Где это прописано?
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.
Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности:

  • низкий,
  • умеренный,
  • средний,
  • значительный,
  • высокий,
  • чрезвычайно высокий.

Это базовая модель, ведомства могут “подстраивать” ее под себя, видоизменяя. Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения. Если объект относят к чрезвычайно высокому, высокому и значительному классу опасности, орган госконтроля размещает информацию о нем на сайте – так проявляется обещанный принцип открытости, исключающий «заказные» проверки.
Как подход меняет работу ведомств?
Россельхознадзор
В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.
В своем Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.
Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.
Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре.
С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска.
Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска.
Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности.
Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти в 2014 году приступил в внедрению риск-ориентированного надзора. Количество проведенных Роспотребнадзором проверок с 2008 по 2015 год сократилось в 4 раза: с более чем 1 млн. проверок до 265 тысяч (количество плановых проверок снизилось в 7,5 раз, внеплановых — в 2,2 раза).
Проект соответствующего правительственного постановления на Едином портале для размещения проектов НПА.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:

  • гигиеническая значимость,
  • законопослушность (количество выявленных правонарушений),
  • население, находящееся под воздействием,
  • объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.

Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.
Распределение объектов по категориям рисков в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей происходит следующим образом:

  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн. руб., то организации или ИП будет соответствовать чрезвычайно высокий риск;
  • в случае если показатель потенциального риска причинения вреда составляет от 1 млн. руб. до 10 млн. руб., — высокий риск;
  • от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб. — значительный риск
  • от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб., — средний риск;
  • от 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. – умеренный риск;
  • менее 1 тыс. руб. – низкий риск.

Плановые проверки в отношении юрлиц и ИП будут проводиться в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в календарном году;
  • для высокого риска — один раз в 2 года;
  • для значительного риска — один раз в 3 года;
  • для среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;
  • для умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении категории низкого риска плановые проверки Роспотребнадзора не проводятся.
Как это работает в мире?
Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов.
Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование.

Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен.

США
В соответствии с американской , контроль за выполнением обязательных требований должен проходить следующим образом: при первом нарушении предприятию выносится предупреждение, устанавливаются сроки на исправление ситуации и производится повторная проверка. При втором – штраф, если нарушение не устранено. При последующем нарушении производится временная приостановка деятельности, а далее объект или предприятие закрывается.
Дания
На примере Дании эксперт Международной Финансовой Корпорации (IFC) Гордана Ристич , что для поиска источника проблем в контрольно-надзорной деятельности рынка пищевых продуктов используется цепочка прослеживаемости «от фермы до прилавка», и, если проблемы выявляются в одном из звеньев цепочки, контрольно-надзорным органам следует связаться с ответственной стороной для проведения проверки.
Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке.
В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора.
В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.
«Два идентичных предприятия будут иметь разные риски из-за различной продукции. Свежее молоко опасней пастеризованного», — сказала Ристич.
Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны.
Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”.
Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры.
В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.
Оценки
В целом, конечно, со стороны реформа выглядит позитивным изменением, облегчающим жизнь бизнесу. Заместитель министра экономического развития, один из инициаторов перехода к РОП Савва Шипов на Российском экономическом форуме рассказал, что решение о проведении проверки должно приниматься не конкретным инспектором, а на основании степени риска, пояснил Шипов.

«Например, поступает жалоба о каких-то нарушениях. Необходимо оценить, какие требования нарушаются, насколько нарушение несет за собой опасность — причинение вреда жизни, здоровью, имуществу, насколько можно доверять источнику информации и так далее. Поэтому мы считаем, что внеплановые проверки постепенно должны переходить на риск-ориентированный подход, и если срабатывают индикаторы, что риск действительно высокий, тогда проверка проводится, если нет, то проверка не нужна», — рассказал Шипов.
Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию.
Дмитрий Янин, Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в разговоре с Milknews раскритиковал проводимую реформу и связал изменения с нежеланием финансировать контрольные органы.
«На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим.
Инициаторы реформы исходят из того, что, по их мнению, любой проверяющий — взяточник и коррупционер, и честно работать за 25-30 тысяч рублей инспектор не может. Поэтому вместо инициирования повышения уровня зарплат у служащих и отслеживания адекватности трат ведомств, у нас более 10 лет реализуется стратегия по усложнению деятельности контрольно-надзорных органов.
Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».
К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)».
Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин рассказал Milknews, что бизнес относится к реформе абсолютно положительно и “участвует в ней самым непосредственным образом”. По мнению Корочкина, плюсы — перестройка взаимоотношений предприятий (причем всех, не только бизнеса) с устаревшей, во многом навязанной внешними агентами парадигмы на современную, более эффективную и менее обременительную как для государства, так и для общества. Минусы заключаются в том, что реформа проходит не так быстро, как это необходимо.
“Те 2-3% дополнительного роста ВВП, которые по оценкам могла бы дать новая система, страна по прежнему теряет. Насколько переход к риск-ориентированному подходу облегчит жизнь предпринимателям? Очень серьезно. Это и снижение количества дорогостоящих плановых проверок, и избавление от многих «экзотических» и парадоксальных обязательных требований, которые, кроме сомнений в адекватности предъявляющих их представителей государства, ничего не давали” — заявил Корочкин.
На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”.

Артем Фальчев 30667 просмотров

РЕАЛИЗАЦИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Синякова Марина Геннадьевна

заведующий кафедрой государственной служба и кадровой политики, Уральский институт ГПС МЧС России,

РФ, г. Екатеринбург

Ганин Михаил Михайлович

студент 2 курса магистратуры, Академия ГПС МЧС России,

РФ, г. Москва

Marina Sinyakova

Russia, Yekaterinburg

Mikhail Ganin

2nd Master’s degree student, Russian Ministry of Emergency Situations Academy,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье риск-ориентированный подход рассматривается в качестве принципиально нового механизма при осуществлении государственного контроля и надзора. В рамках реализации этого подхода осуществляется переход от проверки деятельности юридических лиц к проверке объектов. Описаны основные этапы внедрения риск-ориентированного подхода в практику. Отмечен опыт профилактической деятельности отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО «город Екатеринбург». Выделены проблемы внедрения риск-ориентированного подхода в практику надзорной деятельности.

ABSTRACT

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти; надзорная деятельность МЧС России.

Система управления рисками не является новой, но остается всегда актуальной проблемой для большинства мировых государств. В России впервые о внедрении риск-ориентированном подхода в систему государственного управления в России заговорили чуть более 10 лет назад. Актуальность указанного подхода была связана с потребностью государства активизировать предпринимательскую деятельность через ослабление давления на бизнес со стороны государственных контрольных и надзорных органов, с одной стороны. С другой стороны, такой подход не позволяет снизить эффективность государственной деятельности по обеспечению общественной и национальной безопасности .

Вместе с тем, государственный контроль и надзор, в том числе и в сфере пожарной безопасности, остаются одним из актуальных и спорных вопросов в системе государственного управления.

На основе имеющегося опыта внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность государственных надзорных органов МЧС России определить основные направления его реализации в практической деятельности, а также выделить проблемы, которые возникли как для самой системы государственного пожарного надзора, так и для хозяйствующих объектов.

Исследование проводилось на материалах нормативно-правовых актов, уже имеющихся научных исследований и аналитических данных органов государственного пожарного надзора. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических источников, обобщение, анализ практической деятельности.

В законодательных документах (Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») риск-ориентированный подход представлен в качестве принципиально нового метода, который меняет не только цели и задачи контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти, но сам правовой и организационный механизм ее реализации. Прежде всего, этот механизм становится вариативным. Он дает возможность выбора не только формы, но и продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий, если это не противоречит законодательным нормам. Каким образом будут проводиться надзорные мероприятия, зависит, в первую очередь, от хозяйственной деятельности самого юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также от состояния тех производственных объектов, которые они эксплуатируют.

Несмотря на то, что в научных исследованиях содержание понятия «риск» рассматривается с разных позиций (как опасность возникновения неблагоприятных последствий; как специфическое психологическое явление, воспринимаемое личностью субъективно или как действие в состоянии опасности), в законодательных актах Российской Федерации, а также в международных и российских нормативно-технических документах, понятия «риск» содержательно отражает возможность возникновения неблагоприятных последствий (например, в Руководстве ИСО/МЭК 51:2014; или ГОСТ Р 52551-2006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения»). Важно подчеркнуть, что риск рассматривается как комплексный показатель, связанный не только с вероятностью возникновения ущерба за определенный временной период, но и с количественным показателем этого ущерба.

Обратимся к мнению специалистов Чаплинского А.В. и Плаксина С.М., которые считают, что измерять в количественных показателях необходимо вероятность причинения вреда жизни, здоровью третьих лиц, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства .

Правительство Российской Федерации в 2015 году в целях апробации возможностей риск-ориентированного подхода в реорганизации надзорной деятельности принимает решение о проведении «пилотного» эксперимента. В «пилотный» проект по данному вопросу были включены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Государственная инспекция труда (Роструд), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная налоговая служба и МЧС России.

В рамках пилотного проекта на первом этапе реформирования был осуществлен переход от проверки деятельности юридических лиц к проверке объектов.

В качестве базового подхода к классификации объектов надзора выбран подход, предусматривающий классификацию объектов надзора по категории опасности. Именно в этой области уже имелись существенные практические наработки.

Также были определены и основные этапы внедрения риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность МЧС России. Назовем основные из них.

  1. Установление категорий объектов защиты. Для этого были выделены классы потенциальной опасности по видам экономической деятельности хозяйствующих объектов.
  2. Создание реестра объектов контроля (объектов защиты) на основании определения их характеристик и категории потенциальной опасности, а также с учетом сведений об их владельце (пользователе) или собственнике.
  3. Разработка, как единого реестра проверок, так и реестра нормативных правовых актов и документов, регламентирующих требований проверки и хода ее проведения.
  4. Установление периодичности проведения проверок в зависимости от уровня возможных рисков, возникающих в ходе эксплуатации подконтрольных объектов.
  5. Разработка методики оценки эффективности деятельности надзорных органов МЧС России и др. .

Вместе с тем, опыт реализации формирования реестров поднадзорных объектов, а также публикация закрытого реестра нормативных документов, устанавливающих требования пожарной безопасности, показал необходимость совершенствования данной нормативной базы совместно с хозяйствующими субъектами и гражданами.

Не законченными за этот период остались процессы:

  • переход на оценку достижения социально-экономического эффекта от деятельности всей контрольно-надзорной деятельности. Важнейшими целевыми ориентирами при такой оценке становится снижение количества пожаров и количества погибших на пожарах при повышении эффективности бюджетных расходов;
  • более широкое использование негосударственных форм оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности. Данный процесс должен стимулировать снижения затрат государства на проведение проверочных мероприятий;
  • работа по внесению или исключению организации из перечня проверяемых;
  • работа по стимулированию соответствия обязательным требованиям, а также разработка механизмов снижения количества проверок для таких субъектов.

Необходимо подчеркнуть, что особое место в «пилотном» проекте заняла работа по профилактике пожаров. Комплексная работа по внедрению риск-ориентированного подхода привела к снижению количества проверок. Для сравнения: после внедрения новых подходов на 2016 год запланировано 130 тыс. проверок, по сравнению с 173 тыс. в 2015 году .

Важность профилактической работы связана, на наш взгляд, с тем она снижает основные составляющие потенциальных негативных последствий пожаров. К таким последствиям относят, прежде всего, гибель и причинение вреда здоровью людей (в том числе травмирование). Также профилактические меры всегда направлены на снижение прямого и косвенного материального ущерба, который всегда возникает в результате пожара. В последнее время акцентируется внимание и на снижении социального ущерба, связанного с возможностью прекращения работы социально значимых объектов (школ, больниц, административных и производственных зданий и др.), которые пострадали от пожара .

Нужно отметить, что эта тенденция проявилась и в деятельности отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО «город Екатеринбург». Особое место в системе проведения надзорных проверок всегда занимают образовательные организации (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, колледжи и учреждения дополнительного образования детей). Это связано с большим количеством одновременного пребывания там детей (в доминирующем большинстве – более 50 чел.), возрастом самих детей и значимостью данного социального объекта.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 данные объекты относятся к объектам категории высокого риска, в которых плановая проверка осуществляется один раз в 3 года. В 2015-16 гг. было проведен надзор по 639 адресам образовательных учреждений, где обучаются дети от 5 до 18 лет. При этом практически в 50% зданий были обнаружены нарушения противопожарной безопасности (в 30% случаях эти замечания были значительными).

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию был сделан акцент на профилактическую работу. За 2016 год совместно с Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга были подготовлены: Комплексный межведомственный план заинтересованных организаций и ведомств по профилактике гибели и травматизма детей при пожарах на 2017 г.; Сборник положений об организации городских мероприятий по профилактике гибели и травматизма детей при пожарах на 2017 год. Указанный комплексный план включает в себя несколько направлений деятельности: информационно-аналитические задачи, организационно-массовые мероприятия, учебно-педагогическая и методическая деятельность, взаимодействие со средствами массовой информации, издательская деятельность.

За 2017 гг. ситуация в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах значительно изменилась. В этом году проведено 220 надзорных проверок (из них 178 именно в ДОУ и школах). В 70% дошкольных и общеобразовательных учреждениях замечаний не было. В учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования детей ситуация не изменилась (практически в 50% надзорных проверок выписаны предписания). Теперь такой комплексный план с Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга отдел надзорной деятельности и профилактической работы МО «город Екатеринбург» составляет и подписывает ежегодно. Данный план также согласовывается и с отделом противопожарной пропаганды Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Важно отметить, что первый опыт внедрения риск-ориентированного подхода в практику надзорной деятельности выявил и ряд сложных проблем его реализации.

Первый блок проблем связан с взаимодействием надзорных органов с собственниками промышленных объектов.

Нужно отметить, что новыми законодательными нормами предусмотрена процедура изменения категории опасности. Однако, запуск этой процедуры возможен только по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя. Юристы и инспектора отделов надзорной деятельности считают, что и надзорный орган должен быть наделен правом повышать категорию опасности объекта надзора, а значит и частоту его проверок. Однако это право должно быть использовано в случае, если

на объекте контроля неоднократно нарушались требования пожарной безопасности и создавали угрозу жизни и здоровью людей,

зафиксировано административное приостановление деятельности за нарушение требований пожарной безопасности,

объект надзора расположен при этом на значительных расстояниях от подразделений пожарной охраны (при увеличении в два и более раз нормативного времени прибытия первого подразделения) .

На введении этого права специалисты настаивают, поскольку уверены, что далеко не все собственники, которые имеют возможность в добровольном порядке подавать декларацию пожарной безопасности (и в этом случае надзорные мероприятия не планируются), добросовестны в своих намерениях соблюдать необходимые требования пожарной безопасности. И пока система независимых аудитов в нашей стране развита слабо, надеяться на сознательность владельцев хозяйствующих объектов в вопросах соблюдения всех норм противопожарной безопасности не приходиться.

В этом контексте предпринимательское сообщество существенно волнует будущее развития именно независимой оценки пожарного риска, которая может снять напряжение между государственными официальными органами и бизнес-структурами.

Для представителей малого и среднего бизнеса остается актуальным и проблемным еще ряд вопросов, связанных с проведением федерального государственного пожарного надзора в соответствии с риск-ориентированным подходом. Среди этих вопросов:

— каким будет алгоритм применения технического регламента о требованиях пожарной безопасности;

— будут ли учитываться договорные отношения между собственниками и арендаторами объектов хозяйственной деятельности в случае привлечении к административной ответственности предпринимателей;

— планируется ли разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности между собственниками помещений и должностными и юридическими лицами ТСЖ, ЖСК, управляющих (обслуживающих) организаций (в части содержания общего имущества в многоквартирных домах)?

Более того, представители малого и среднего бизнеса считают, что представители общественных организаций должны участвовать при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности и представителями органов надзора на местах. Необходимо выстроить и совместную работу всех заинтересованных сторон в разборе таких ситуаций в досудебном порядке .

Одной из самых спорных и сложных проблем остается – поиск адекватных и современных методик расчетов пожарного риска. Некоторые специалисты считают, что применяемые сегодня методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах не является адекватной современной ситуации .

Выводы или заключение.

  1. Реализация риск-ориентированного подхода сегодня существенно меняет сегодня цели и задачи контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти. При этом сам правовой и организационный механизм реализации надзорной деятельности становится вариативным. Он дает возможность выбора не только формы, но и продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий, если это не противоречит законодательным нормам.
  2. Нормативно-правовые акты, а также международные и российские нормативно-технические документы рассматривают понятия «риск» как опасность возникновения неблагоприятных последствий. В этой связи за основу классификации объектов надзора выбран критерий по категории опасности.
  3. На данном этапе в рамках внедрения риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность МЧС России были определены основные его этапы, проведено ряд мероприятий, связанных формированием реестров поднадзорных объектов; публикацией закрытого реестра нормативных документов, устанавливающих требования пожарной безопасности; а также с разработкой и определением 5 категорий отнесения объектов к той или иной степени риска. В целом работа по профилактики пожаров за время пилотного проекта привела к снижению количества проверок на 25%.
  4. Вместе с тем первый опыт внедрения риск-ориентированного подхода в практику надзорной деятельности выявил и ряд сложных проблем его реализации. К ним относятся:
  • необходимость совершенствования нормативной базы, устанавливающей требования пожарной безопасности, совместно с хозяйствующими субъектами и гражданами;
  • расширение возможностей использования независимой оценки пожарного риска, которая может снять напряжение между государственными официальными органами и бизнес-структурами;
  • поиск адекватных и современных методик расчетов пожарного риска.

Список литературы:

  1. Абдурагимов И. М. Еще раз о принципиальной невозможности выполнения расчетов пожарных рисков детерминированными методами // Пожаровзрывобезопасность. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-printsipialnoy-nevozmozhnosti-vypolneniya-raschetov-pozharnyh-riskov-determinirovannymi-metodami
  2. Барашева Е.В., Зедгенизова И.И. Риск-ориентированный подход в пожарном надзоре для малого бизнеса // Режим доступа: ru›barasheva-e-v-zedgenizova-i…risk-orie/ (дата обращения 17.09.2019)
  3. Воронов С.П., Матюшин А.В., Шлепнев М.М. Применение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного пожарного надзора // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-risk-orientirovannogo-podhoda-v-deyatelnosti-organov-gosudarstvennogo-pozharnogo-nadzora
  4. Обмен лучшими практиками применения риск-ориентированного подхода и оценки эффективности в контрольно-надзорной деятельности. Аналитическая записка // URL:http://ac.gov.ru/files/content/8052/obobschayuschaya-zapiska-obmen-praktikami-knd-17-03-16-pdf.pdf (дата обращения 17.09.2019)
  5. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора // Режим доступа: http://www.mr-news.ru/news/2016-11-01/primenenie-risk-orientirovannogo-podkhoda-pri-osushchestvlenii-federalnogo-gosudarstvennogo-pozharnogo-nadzora/ (дата обращения 17.09.2019)
  6. Чаплинский А. В., Плаксин С. М. Управление рисками при осуществлении государственного контроля в России // Вопросы государственного и муниципального управления. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-riskami-pri-osuschestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya-v-rossii

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *