Реализация лома проводки

Содержание

Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение

В 2020 году вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым изменен порядок начисления НДС на реализацию лома черных и цветных металлов. В статье разберем, как документально оформить реализацию металлолома, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета операций по передаче металлолома для переработки или утилизации.

Металлолом в классификаторе опасных отходов

Реализация лома черных и цветных металлов

На основании приказа Министерства природных ресурсов лом черных и цветных металлов относится к V классу опасности. Отходы данной группы считаются практически неопасными, их воздействие на окружающую среду минимально либо отсутствует.

При этом пыль черных металлов определяется как отходы ІV (более высокой) степени опасности. Степень воздействия отходов данной группы на окружающую среду минимальна (срок восстановления после загрязнения – до 3-х лет).

Читайте также статью ⇒ “Утилизация отходов: оформление, учет, налогообложение“.

Учет лома черных и цветных металлов на предприятии

В соответствие с приказом Минприроды №721 от 01.09.2011 года, документальному учету подлежат все виды отходов, от І до ІV класса, в том числе лом черных и цветных металлов.

Порядок учета отходов производства и потребления определяется каждым предприятием индивидуально. Рекомендуется оформить локальный нормативный акт, в котором утвердить следующие положения:

  • документальное оформление учета металлолома (в том числе бланки отчетных документов);
  • условия хранения лома черных и цветных металлов;
  • порядок переработки металлолома (передача сторонней организации либо самостоятельная переработка);
  • должностное лицо, ответственное за учет металлолома (в том числе за оформление отчетных документов).

Читайте также статью ⇒ “Утилизационный сбор на автомобили“.

Для учета металлолома организация может использовать как унифицированные формы, так и бланк документов, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей деятельности. При этом отчетные формы должны содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • отчетный период для учета отхода;
  • виды учитываемых отходов;
  • количество отходов на начало отчетного периода;
  • объем отходов, выбывших либо использованных в отчетном периоде (лом реализован для дальнейшей утилизации или переработки либо переработан самостоятельно и использован при производстве продукции);
  • остаток лома черных и цветных металлов на конец отчетного периода

Корректность и полнота внесенной в отчетные формы информации подтверждается подписью ответственного лица.

Бланк отчета по обращению с отходами можно скачать здесь ⇒ Данные учета в области обращения с отходами (бланк).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Порядок хранения лома черных и цветных металлов

Федеральный закон №99 от 04.05.2011 года предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с утилизацией и переработкой отходов. В частности, на основании п.30 ч. 1 ст. 12 ФЗ-99, лицензированию подлежит сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности.

В связи с тем, что лом черных и цветных металлов отнесен к V классу опасности, деятельность по утилизации металлолома не подлежит лицензированию. Таким образом, организации, в ходе деятельности которых образовывается металлолом в качестве отходов производства или потребления, могут хранить лом на собственных складах и перерабатывать металлические отходы без необходимости оформления лицензии.

Иначе обстоит дело с пылью черных металлов, которую в качестве отходов производят металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Данный вид отходов относится к IV классу опасности, а значит, деятельность по его хранению и переработке необходимо лицензировать.

Однако, и здесь законодатели предусмотрели небольшие послабления для субъектов хозяйствования. На основании положений ФЗ-99, хранить пыль черных металлов в качестве отходов производства или потребления можно на специально оборудованных площадках и только при условии, что срок такого хранения не превышает 6-ти месяцев.

Читайте также статью ⇒ “Утилизационный сбор на прицепы“.

Реализация лома черных и цветных металлов: документальное оформление

В общем порядке реализация лома и цветных металлов производится на основании договора, заключенного между поставщиком металлоотходов и предприятием, которое занимается переработкой лома.

Бланк договора законом не предусмотрен, документ составляется в свободной форме, с учетом требований ГК РФ.

Текст договора должен содержать следующую информацию:

  • стороны договора (наименование организаций, данные о представителях в преамбуле);
  • предмет договора (реализация лома черных/цветных металлов);
  • сумма договора, порядок оплаты;
  • условия передачи металлолома (на основании доверенности, при оформлении акта приема-передачи);
  • реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты).

Бланк договора на реализацию дома черных и цветных металлов можно скачать здесь ⇒ Договор о реализации металлолома.

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2020 году

До 2020 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2020 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

Проводки по учету реализации металлолома в 2020 году

Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Учет реализации лома у продавца

Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.

Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:

Дт

Кт Сумма Описание Документ-основание

62

90.1 1.200 руб. Учтена реализация металлолома покупателю

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

90.2 41 920 руб. Списана себестоимость реализованного металлолома

Калькуляция себестоимости

51

62 1.200 руб. На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом

Банковская выписка

Пример №2. Учет реализации лома у покупателя

На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.

ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:

Дт

Кт Сумма Описание Документ-основание

10 (41)

60 1.200 руб. Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд» Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
19 68 НДС 183,05 руб.

Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)

Счет-фактура

60

51 1.200 руб. Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд» Платежное поручение
68 51 183,05 руб. НДС перечислен в бюджет

Платежное поручение

68

19 183,05 руб. НДС предъявлен к вычету

Счет-фактура

Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:

Дт

Кт Сумма Описание Документ-основание
10 (41) 60 1.200 руб. Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд»

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

19

68 НДС 183,05 руб. Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик») Счет-фактура
60 51 1.200 руб. Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд»

Платежное поручение

68

51 183,05 руб. НДС перечислен в бюджет

Платежное поручение

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). 📌 Реклама Отключить

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

📌 Реклама Отключить

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

📌 Реклама Отключить

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

📌 Реклама Отключить

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит
Списание суммы начисленной амортизации 0 104 хх 410 (000) 0 101 хх 410 (000)
Списание остаточной стоимости имущества 0 401 10 172 0 101 хх 410 (000)

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н). 📌 Реклама Отключить

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Дебет Кредит
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 0 105 36 340 (000) 0 401 10 172

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ);
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет Кредит
Списание стоимости металлолома при его реализации 0 401 10 172 0 105 36 440 (000)

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов: 📌 Реклама Отключить

Дебет Кредит
Начисление дохода от реализации металлолома 0 205 74 560 (000) 0 401 10 172

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

📌 Реклама Отключить

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана сумма начисленной амортизации 2 104 34 000 2 101 34 000 58 000
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 2 105 36 000 2 401 10 172 20 000
Начислен доход от реализации металлолома 2 205 74 000 2 401 10 172 24 000
Списана стоимость металлолома 2 401 10 172 2 105 36 000 20 000

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности. 📌 Реклама Отключить

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. 📌 Реклама Отключить

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома. 📌 Реклама Отключить

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета 1 210 02 440 1 205 74 660 18 000

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения. 📌 Реклама Отключить

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

📌 Реклама Отключить

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

📌 Реклама Отключить

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

📌 Реклама Отключить

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

📌 Реклама Отключить

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

📌 Реклама Отключить

Бухучет металлолома

Бухгалтерский учет металлолома

Процесс использования металлолома – не обязательно его продажа. Это может быть и применение его для внутренних нужд компании. Особенно важно различать данные операции, если предприятие одновременно занимается и продажей лома, и производством из него продукции. Поэтому бухучет металлолома следует строить сразу правильно!

Как принять на учет черный металлолом, чтобы правильно его потом продать?

Прежде всего, порядок учета лома и отходов черных металлов (далее по тексту – металлолом) зависит от того, чей металлолом будет потом продаваться:

— если купленный на стороне, то он учитывается сразу на счете 41 «Товары», поскольку главная цель покупки металлолома – его последующая перепродажа:

Д41 «Товары» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на покупную стоимость лома (без НДС);

— если оставшийся в результате разборки оборудования, автомобилей и прочих основных активов, и не пригодный для внутренних целей, то такой металлолом учитывается тоже на счете 41, и выглядеть это будет следующим образом:

Д41 К91 «Прочие доходы и расходы», «Прочие доходы» — отражено поступление металлического лома после демонтажа металлических конструкций или разборки актива по рыночной оценке.

Однако чтобы выяснить, насколько не востребован для внутренних целей полученный материал, необходимо время. А что же делать с этим материалом, пока идет оценка направления его использования? Именно поэтому следует сначала оформить другую проводку без применения 41 счета:

Д10 «Материалы», «Прочие материалы» К91 – учтен металлолом по рыночной цене, действующей на момент оприходования материала.

И только после того, как выявлена возможность или, наоборот, невозможность использования лома металлов в собственном производстве, строится вся последующая бухгалтерия в металлоломе. В частности, если металлические отходы не подходят для внутренних целей, то тогда их можно продать:

Д41 К10, субсчет «Прочие материалы» — металлолом предназначен для продажи.

Кстати, можно и не делать этой проводки, оставляя металлолом сразу на 10 счете.

А если все же металлолом можно использовать в производстве, тогда в учете ставят:

Д20 «Основное производство» К10, «Прочие материалы» — отражен отпуск металлолома в производство.

А как будет выглядеть продажа металлолома?

Как отражается в учете продажа металлолома?

Реализация металлического лома не облагается НДС, если:

— у компании-продавца есть лицензия на продажу металлолома;

— компания-продавец реализует лом и отходы, полученные в процессе собственного производства.

И тогда бухгалтерские проводки на сдачу металлолома будут следующие:

— если продается свой металлолом (не купленный!):

Д 62 «Расчеты с покупателями и с заказчиками» К 91 — на цену продажи (без НДС),

Д 91 К 41 (К 10) – на фактическую стоимость металлолома.

Использование 91 счета в этом случае обозначает, что продажа металлолома не является основным видом деятельности компании;

— если происходит реализация металлолома — основной деятельности предприятия:

Д 62 К 90 «Продажи» — на цену продажи (без НДС),

Д 90 К 41 – на фактическую стоимость металлолома.

И в том, и в другом случае, НДС не выделяется и не отражается.

Но если металлический лом по своей характеристике и качествам не относится к лому и отходам черных и цветных металлов, то в данном случае НДС должен платиться. Для того чтобы правильно идентифицировать металлом, потребуется помощь нормативных документов, в частности, закона «Об отходах производства и потребления». В этом законе четко сказано, что именно к лому и отходам из черного и цветного металла относятся изделия, которые:

— потеряли потребительские качества;

— или пришли в непригодность;

— или составляют отходы, полученные в процессе производства продукции из цветного или черного металла;

— либо являются браком, полученным при производстве и не подлежащим исправлению.

Если только лом или отходы не отвечают одной из характеристик, то их реализация облагается НДС!

Однако, как быть, если все-таки реализация металлических отходов облагается НДС? Тогда бухгалтерский учет сдачи металлолома будет содержать дополнительную проводку на сумму налога:

— если продается свой металлолом:

К91 Д68 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму НДС;

— если реализуется приобретенный металлолом:

Д90 К68 – на величину налога.

Но учет реализации металлолома состоит не только из правильно оформленных проводок: не стоит забывать и про документы, какие необходимо составить, чтобы на их основании отразить все учетные операции.

Какие нужны документы в учете лома и отходов

При покупке металлического лома со стороны и при принятии его в качестве товара:

  • закупочный акт, разработанный самостоятельно фирмой, если покупка производится у физических лиц (кроме предпринимателей);
  • накладная от организаций и предпринимателей – унифицированной (ТОРГ-12) или самостоятельно разработанной формы;
  • счет-фактура, если продавец выделяет НДС.

Если купленный металлолом принимается в качестве материалов, то дополнительно к вышеуказанным документам оформляется:

  • ордер приходный (М4) – оформляется в случае, если приемка лома производится без претензий к продавцу;
  • акт на прием материалов (М7) – если к продавцу есть претензии по качеству и количеству.

Бухгалтерский учет предприятия сдачи лома черных металлов из внутренних источников будет опираться на следующие документы:

  • приходный ордер М4, если при приеме нет никаких претензий;
  • акт приемки материалов М7, если обнаружены расхождения по объему и качеству;
  • накладная-требование М11 – для оформления сдачи брака и отходов;
  • акт М35 – оформляет поступление материалов от разборки или демонтажа зданий;
  • акт списания транспорта ОС4а – в нем есть раздел, где можно отразить принятие материалов, оставшихся от списания авто. Этот же раздел есть в акте на списание основных активов (исключая транспорт) (или группы основных активов) ОС4 (ОС4б).

Сдача лома черных металлов, бухгалтерский учет которого:

  • отражается проводками реализации на сторону, оформляется накладной формой собственной разработки или унифицированной ТОРГ-12;
  • отражается операциями по перемещению в производство – накладная М11 или М15 (в зависимости от того, кто будет перерабатывать данный лом, — свой цех или на стороне).

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет?

Компания ГАРАНТ

Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

НДС

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что применение налогоплательщиком льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной ст. 149 НК РФ, поставлено в зависимость от наличия у него соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов — процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае — лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

Бухгалтерский учет

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» на субсчете 98 «Безвозмездные поступления» учитывается рыночная стоимость активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете «Безвозмездные поступления» счета 98 по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы», по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету 98 «Безвозмездные поступления» ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

Лом учитывается на счете 10 «Материалы», субсчет «Прочие материалы».

Отметим, что при применении счета 98 порядок учета доходов будущих периодов должен быть установлен в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Реализация лома на сторону признается прочим доходом организации. Одновременно признается прочий расход в виде стоимости реализованного лома (п.п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Если оприходование лома произошло в одном налоговом периоде, а его реализация — в другом, в периоде получения лома организация признает в бухгалтерском учете вычитаемую временную разницу (п.п. 8-11 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Вычитаемая временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива — отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02, Инструкция). В данном случае погашение вычитаемой временной разницы и соответствующего ей отложенного налогового актива происходит в месяце реализации лома.

Учитывая, что при реализации стоимость лома не учитывается в целях налогообложения, в бухгалтерском учете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4-7 ПБУ 18/02).

В рассматриваемой ситуации, если в учетной политике определен порядок учета доходов будущих периодов, операции могут быть отражены в бухгалтерском учете организации следующим образом:

при поступлении лома:
Дебет 10, субсчет «Прочие материалы» Кредит 98, субсчет «Безвозмездные поступления»
— принят к учету лом, подлежащий дальнейшей реализации;

Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражен отложенный налоговый актив;

при реализации лома:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена реализация лома на сторону;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— отражен предъявленный покупателю НДС;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10, субсчет «Прочие материалы»
— списана стоимость лома;

Дебет 98, субсчет «Безвозмездные поступления» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— признан прочий доход в виде стоимости безвозмездно полученного лома;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
— списан отложенный налоговый актив;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— отражено постоянное налоговое обязательство.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом Энциклопедии хозяйственных ситуаций. Получение материалов безвозмездно (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

18 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в редакции 2011 года), понятие доходов будущих периодов исключено. Однако строка «доходы будущих периодов» имеется в отчетности за 2011 год, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.

В связи с этим организация вправе самостоятельно в своей учетной политике (на основании п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») установить порядок учета доходов будущих периодов. Если же организация не закрепит в учетной политике способ учета доходов будущих периодов, то все доходы должны признаваться единовременно в момент их возникновения в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99 (без применения счета 98):

Дебет 10 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражено безвозмездное поступление лома.

В таком случае отложенный налоговый актив не образуется (в учете не делается запись Дебет 09 Кредит 68).

Доходы в виде стоимости материальных запасов, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения по результатам проведения демонтажных, ремонтных работ, разукомплектации объектов нефинансовых активов, должны отражаться в рамках приносящей доход деятельности.

Материальные запасы (в т.ч. комплектующие, запчасти, ветошь, дрова, макулатура, металлолом), полученные в результате ремонтных работ, демонтажа объектов нефинансовых активов, принимаются к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».

Корреспонденции счетов приведены в п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). В то же время этим пунктом предусмотрена корреспонденция со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» при оприходовании материалов, полученных от ликвидации основных средств и остающихся в распоряжении учреждения.

Из формулировок п. 34 Инструкции № 174н можно сделать вывод, что материалы, которые поступают в результате ликвидации основных средств, принимаются к учету в корреспонденции со счетом 0 401 10 172, в результате остальных операций – со счетом 0 401 10 199. Бухгалтерскую запись для отражения принятия к учету металлолома (макулатуры) целесообразно закрепить в учетной политике учреждения.

Первоначальной (фактической) стоимостью материалов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Она признается справедливой стоимостью (п. 25 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пп. 52, 54 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Финансовый результат от реализации материальных запасов для целей бухгалтерского учета формируется с применением подстатьи 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий эта подстатья не используется. Доходы от реализации металлолома (макулатуры) в положениях порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н), не поименованы. При этом доходы от выбытия прочих объектов, относящихся к материальным запасам, отражаются по подстатье 446 «Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ (п. 12.4.6 Порядка № 209н). Следовательно, кассовые поступления от реализации металлолома (макулатуры) необходимо отражать по подстатье 446 КОСГУ.

Зачисление денежных средств на лицевой счет от реализации (сдачи) металлолома (макулатуры) отражается по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджета (п. 12.2.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, далее – Порядок № 132н).

Доходы от реализации материалов начисляются в момент перехода права собственности согласно условиям договоров по дебету счета 2 205 74 000 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами» и кредиту счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 150 Инструкции № 174н).

С 01.01.2018 налоговым агентами по НДС признаются покупатели (организации и ИП) следующих товаров:

    • сырых шкур животных;
    • лома и отходов черных и цветных металлов. До 01.01.2018 эта операция освобождалась от НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако законодатель отменил эту льготу (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ);
    • алюминия вторичного и его сплавов.

С 01.01.2019 к их числу добавились покупатели макулатуры (организации и ИП). Эта обязанность закреплена в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Налоговыми агентами признаются покупатели перечисленных товаров – организации и индивидуальные предприниматели, причем независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет. Физические лица без статуса предпринимателя налоговыми агентами не являются. Поэтому при реализации указанных товаров физическим лицам НДС уплачивается в бюджет продавцом самостоятельно в обычном порядке (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Еще один случай, когда обязанностей налогового агента не возникает: если товар продает неплательщик НДС. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку «Без налога (НДС)». Если продавец поставил такую отметку ошибочно, обязанность исчислить НДС ложится на него, а не на налогового агента.

С 2019 г. операции налогоплательщиков – бюджетных учреждений по начислению НДС по доходам от продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на подстатью 189 КОСГУ и статью 180 аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 9 Порядка № 209н, п. 12.1.7 Порядка № 132н).

По подстатье 189 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 отражается только уплата НДС. При начислении налога указываются подстатьи КОСГУ, по которым получен доход (см. также письмо Минфина России от 29.04.2019 № 02-07-10/31748).

Согласно п. 53 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130 за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Иными словами, порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился, НДС в учете в 2019 г. начисляется, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход.

Таким образом, при необходимости учреждение должно отражать уплату НДС по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 и подстатье 189 КОСГУ, а начисление – по кодам бюджетной классификации, по которым поступает доход.

Реализация металлолома (макулатуры) отражается в учете следующими записями:

Дебет КРБ 2 105 36 346 Кредит КДБ 2 401 10 172 (2 401 10 199) – принят к учету металлолом (макулатура) по справедливой стоимости (п. 34 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 401 10 172 Кредит КРБ 2 105 36 446 – списана стоимость металлолома (макулатуры) в целях реализации (п. 37 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 440 2 205 74 56Х Кредит КДБ 440 2 401 10 172 – начислен доход от реализации металлолома (макулатуры) (п. 150 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение счета 17 (КДБ 440 КОСГУ 446) Кредит КДБ 440 2 205 74 66Х – поступили денежные средства за металлолом (макулатуру) на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

В случае реализации металлолома и макулатуры физическому лицу без статуса ИП операции по НДС отражаются записями:

Дебет КДБ 440 2 401 10 172 Кредит КДБ 180 2 303 04 731 – начислен НДС (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 180 2 303 04 831 Кредит КИФ 2 201 11 610, уменьшение счета 17 (КДБ 180 КОСГУ 189) – уплачен НДС (п. 73 Инструкции № 174н).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *