Размер нормативных затрат на оказание государственных услуг

Содержание

«Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности «Образование и наука», «Молодежная политика» и «Опека и попечительство несовершеннолетних граждан», за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования»
(утв. Минобрнауки России 27.11.2015 N АП-115/18вн)
(ред. от 21.12.2016)

Утверждаю

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

А.Б.ПОВАЛКО

27 ноября 2015 г. N АП-115/18вн

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ВКЛЮЧЕННЫХ В БАЗОВЫЕ (ОТРАСЛЕВЫЕ)

ПЕРЕЧНИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ И РАБОТ

ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА», «МОЛОДЕЖНАЯ

ПОЛИТИКА» И «ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ГРАЖДАН», ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОГРАММ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг, включенных в базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ по видам деятельности «Образование и наука», «Молодежная политика» и «Опека и попечительство несовершеннолетних граждан» <1> (далее — Базовые перечни), за исключением государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования и программ среднего профессионального образования (далее соответственно — Методика, нормативные затраты), и оказываемых федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — организации), в качестве основных видов деятельности (далее — государственные услуги).

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N 49н «Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33056).

2. Методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. N 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2015 г., регистрационный N 39486).

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

базовые нормативы затрат — минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги (для государственных услуг по реализации образовательных программ — по очной форме обучения);

составляющие базовых нормативов затрат — направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг;

корректирующие коэффициенты — коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг;

Детские центры — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орленок», федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение всероссийский детский центр «Океан», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Всероссийский детский центр «Смена», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр», федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков»;

нетиповые образовательные организации — образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, а также Детские центры.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года формирует для государственных услуг на очередной финансовый год (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации):

4.1. Итоговые значения и величину составляющих базовых нормативов затрат;

4.2. Территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом условий, обусловленных территориальными особенностями и составом имущественного комплекса, необходимого для оказания государственной услуги, в том числе:

4.2.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие уровень среднемесячной заработной платы в регионе <1>;

<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2334).

4.2.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и затраты на содержание недвижимого имущества.

4.3. Отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения с учетом показателей отраслевой специфики, в том числе:

4.3.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания:

корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги);

корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги;

корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная);

корректирующие коэффициенты, отражающие формы реализации образовательных программ и применяемые образовательные технологии.

4.3.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг:

корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары;

корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги;

корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации;

корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности.

5. Значения территориальных корректирующих коэффициентов устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, с учетом:

статистических данных о среднемесячной заработной плате по субъектам Российской Федерации;

статистических данных о ценах (тарифах) на коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации и структуры затрат на коммунальные услуги, определенной в рамках базовых нормативов затрат.

6. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие содержание государственных услуг и (или) условия (формы) их оказания, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг, в том числе в соответствии с характеристиками государственных услуг, указанных в Базовых перечнях.

6.1. Коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательной программы (оказания государственной услуги) в зависимости от места обучения (места оказания государственной услуги), устанавливаются в отношении:

контингента, получающего государственную услугу по реализации образовательной программы на дому;

нетиповых образовательных организаций, в том числе Детских центров;

медицинских организаций;

специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов;

общеобразовательных организаций, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

6.2. Корректирующие коэффициенты, отражающие особенности оказания государственной услуги в отношении отдельных категорий получателей государственной услуги, устанавливаются для физических лиц:

нуждающихся в длительном лечении;

с ограниченными возможностями здоровья;

являющихся инвалидами или детьми-инвалидами;

являющихся детьми с умственной отсталостью (для государственных услуг по реализации основных общеобразовательных программ);

являющихся детьми с туберкулезной интоксикацией.

6.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная) и формы реализации образовательных программ и применяемые образовательные технологии <1>, применяются к государственным услугам по реализации образовательных программ в соответствии с положениями статей 15, 16 и 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и требованиями, закрепленными федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069).

<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ).

7. Отраслевые корректирующие коэффициенты, отражающие иные специфические особенности оказания государственных услуг, устанавливаются отдельно по каждой из государственных услуг.

7.1. Корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары, устанавливаются по субъектам Российской Федерации на основе статистических данных о соотношении указанных цен.

7.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие возраст получателей государственной услуги, устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормами, утвержденными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

7.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие кадровый потенциал организации, устанавливаются:

для государственных услуг по реализации основных общеобразовательных программ — на основе данных о доле педагогических работников, имеющих квалификацию высшей категории, в общей численности штатных педагогических работников, ведущих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;

для государственных услуг по реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ — на основе данных о доле штатных педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, в общей численности штатных педагогических работников, ведущих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения и программам дополнительного профессионального образования.

7.4. Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, применяются, в случае если низкая наполняемость организации обусловлена особенностями демографической структуры населения территории, на которой расположена организация.

Корректирующие коэффициенты, учитывающие наполняемость организации относительно проектной мощности, не применяются в отношении государственных услуг, реализуемых федеральными государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями высшего образования.

8. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат, состав, значения и порядок применения территориальных и отраслевых корректирующих коэффициентов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

9. В целях доведения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанного в соответствии с настоящей Методикой, до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующие цели, применяются коэффициенты выравнивания <1>.

<1> В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

II. Формирование базовых нормативов затрат

10. Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

11. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:

11.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических и других работников образовательной организации, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги <1>, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

<1> В случаях, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

11.2. Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги;

11.3. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;

11.4. Затраты на повышение квалификации педагогических и других работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги, в том числе связанные с наймом жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг;

11.5. Затраты на прохождение педагогическими и другими работниками, принимающими непосредственное участие в оказании государственной услуги, медицинских осмотров;

11.6. Затраты на организацию учебной и производственной практики <1>, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг.

<1> Только для государственных услуг по реализации основных программ профессионального обучения.

12. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:

12.1. Затраты на коммунальные услуги;

12.2. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

12.3. Затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

12.4. Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке <1> в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу.

<1> В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226);

12.5. Затраты на приобретение услуг связи;

12.6. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд до места прохождения практики, повышения квалификации и обратно;

12.7. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого и вспомогательного персонала), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

12.8. Затраты на повышение квалификации работников, не принимающих непосредственное участие в оказании государственной услуги;

12.9. Приобретение материальных запасов общехозяйственного назначения.

13. В затраты, указанные в пунктах 12.1 — 12.3 настоящей Методики, включаются затраты в отношении имущества организации, используемого в рамках оказания государственной услуги, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования <1>.

<1> В соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

14. Значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги рассчитываются с применением требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются в том числе экспертным методом <1>, позволяющим рассчитать базовый норматив затрат на единицу государственной услуги, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

<1> В течение переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226).

15. Для Детских центров нормативные затраты на оказание единицы государственной услуги определяются с учетом средней продолжительности смены, то есть периода оказания государственной услуги, которая в рамках расчета составляет 21 день.

III. Определение нормативных затрат на оказание

государственных услуг

16. Нормативные затраты на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году (ni) определяются по формуле:

где — объем затрат j-ной составляющей нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги в очередном финансовом году.

17. Объем затрат j-ной составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году определяется по формуле:

где:

— установленный на очередной финансовый год размер j-ной составляющей базовых нормативов затрат (из указанных в пунктах 11 — 12 настоящей Методики) на оказание i-ной государственной услуги;

— произведение значений (d) территориальных корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по l-ному территориальному корректирующему коэффициенту;

— произведение значений (c) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.

О КАЧЕСТВЕ УСЛУГ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ

Н.В. Литвинова,
экономист, консультант;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

С каждым годом образовательные учреждения получают в свое распоряжение все более комфортные и современные здания. При этом существует немало учреждений, которые осуществляют свою деятельность в исторических зданиях, приспособленных для организации учебного процесса. Нередко образовательные учреждения арендуют необходимые им для занятий помещения. При этом основная деятельность учреждений – качественное выполнение возложенных на них полномочий в соответствующем секторе государственной экономики.
Очевидно, что затраты на содержание каждого такого учреждения будут различными, а требования к качеству оказываемых ими услуг – одинаковыми. При этом учредитель должен найти ответ на вопрос: какое же учреждение является наиболее эффективным?

Выбор метода

Напомним, что основой для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями являются нормативные затраты на оказание соответствующих услуг.
При расчете объемов финансового обеспечения на 2016 год учредителям следует руководствоваться приказом Минфина России от 01.07.2015 № 104н «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенных к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (далее – Приказ № 104н; Общие требования), который был разработан в соответствии с абз. 2 п.4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ.
Минфин России указанным приказом установил, что нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги, осуществление которой предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности:
— применяются при расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания начиная с государственных (муниципальных) заданий на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов);
— не могут приводить к превышению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и на плановый период) на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Кроме того, значения базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности, до начала срока формирования государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждаются федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений.
В Приказе № 104н достаточно подробно описан порядок определения нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, осуществление которой предусмотрено бюджетным законодательством РФ и не отнесено к иным видам деятельности (далее – государственная (муниципальная) услуга).
При этом в пункте 8 Общих требований указано, что при определении базового норматива затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги применяются нормы, выраженные в натуральных показателях, установленные нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги (далее – стандарт оказания услуги).
Обратите внимание! При отсутствии норм, выраженных в натуральных показателях, установленных стандартом оказания услуги, в отношении государственной услуги, оказываемой федеральными государственными учреждениями, нормы, выраженные в натуральных показателях, определяются на основе анализа и усреднения показателей деятельности федерального государственного учреждения, которое имеет минимальный объем затрат на оказание единицы государственной услуги при выполнении требований к качеству оказания государственной (муниципальной) услуги, отраженных в стандарте оказания услуги (далее – метод наиболее эффективного учреждения), либо на основе медианного значения по федеральным государственным учреждениям, оказывающим государственную услугу (далее – медианный метод).

Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания с применением натуральных показателей

Нормирование затрат на оказание услуг, выполнение работ федеральными государственными учреждениями законодательно введено в 2012 году. Практическое применение норм началось в 2014 году. С этого момента система нормирования затрат непрерывно развивается. О новых требованиях регулятора и практических рекомендациях по организации процесса нормирования затрат рассказывает журналу «Метод» аналитик «Корпорации «Парус» Александр Письменюк.
НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ
19 июля 2018 года утверждена новая редакция постановления Правительства РФ № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Документ конкретизирует требования к применению нормативов расходов учреждений с детализацией до натуральных показателей, что является одним из наиболее действенных инструментов оптимизации затрат. Однако этот инструмент органы власти практически не применяют. Большинство нормативов утверждаются федеральными ведомствами в рублевом эквиваленте, и понять, какие материальные, технические и кадровые ресурсы и в каком объеме в них заложены, невозможно.
В соответствии с новой редакцией постановления нормативы прямых затрат на оказание услуг должны формироваться исключительно на основе стандартов, а нормативы общехозяйственных расходов — на основе стандартов или методов расчета. В документе содержится несколько отступлений от данного требования, но в целом новые условия вступают в противоречие с положениями приказов федеральных органов власти об утверждении общих требований к расчету нормативных затрат, которые допускают применение расчетных методов в том числе и при определении прямых нормативных затрат.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ
Проблема с практической реализацией нового подхода в том, что отраслевые стандарты материально-технического и кадрового обеспечения оказания услуг, содержащие натуральные нормы, отсутствуют у большинства органов власти. Если же они и разработаны, то охватывают далеко не все компоненты, необходимые для расчета нормативных затрат.
Если взять основные отрасли социальной сферы, то наиболее широко стандарты применяются в спорте. Стандарт спортивной подготовки по виду спорта содержит нормы кадрового и материально-технического обеспечения, выраженные в натуральной форме и используемые при определении величины базового норматива затрат на оказание соответствующей услуги. В здравоохранении в отношении услуг, оказываемых не за счет средств ОМС, а за счет федерального бюджета, разработаны порядки оказания медицинской помощи, которые содержат натуральные нормы кадрового и материально-технического обеспечения для расчета базовых нормативов затрат. В образовании применяются федеральные образовательные стандарты, в которых приведены требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы, но в них отсутствуют нормы, выраженные в натуральной форме. В сфере культуры стандарты не утверждены. В сфере социального обслуживания населения понятие стандарта социальной услуги введено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», предусматривающим, что стандарты разрабатываются на уровне субъектов Российской Федерации. Как показывает практика, эти документы представляют собой простые таблицы с параметрами оказания услуг и не в полной мере применимы для расчета нормативов затрат.
ЗАТРАТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
Требования постановления Правительства РФ № 640 ужесточены в первую очередь именно в отношении работ. Раньше, если нормы были установлены стандартом — они использовались, если стандарт норм не предполагал — не применялись. Этот вопрос оставался в компетенции самого органа власти. После утверждения новой редакции постановления расчет нормативных затрат на выполнение работ с применением показателей материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, по видам затрат исходя из нормативов их потребления стал обязательным.
В частности, предусмотрены такие методы расчета норматива, как метод эффективного учреждения и медианный. Первый предполагает усреднение показателей деятельности наиболее эффективного учреждения подведомственной сети (характеризующегося минимальным объемом затрат на выполнение работы) за несколько лет. Это достаточно жесткое нормирование: для отстающих от лидера учреждений норматив будет труднодостижимым. Медианный метод обеспечивает более мягкое регулирование: за норму принимается средняя величина показателя по сети.
ПРИМЕНЯЕМ НАТУРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: РЕКОМЕНДАЦИИ
Прежде всего необходимо четко определить границы смежных услуг, так как в перечнях услуг их названия приводятся с разной глубиной детализации по процессам, блокам, подвидам деятельности и расходам. В результате у учреждений содержание одной и той же услуги может сильно различаться. Следует устранить разночтения и обеспечить нормирование в масштабе подведомственной сети по единым принципам.
Затем проводится анализ достаточности информации для расчета нормативов на оказание услуг, выполнение работ. Как уже было сказано, стандартов мало и они не всегда содержат исчерпывающую информацию для определения нормативов, поэтому применяются методы — медианный или эффективного учреждения. Основные сложности на этом этапе: управленческий учет расходов ресурсов за прошлые периоды не велся в разрезе работ и услуг, поэтому отсутствует необходимый массив управленческих данных; либо менялись перечни услуг, и аналитические данные за разные периоды несопоставимы. Следовательно, требуется собрать информацию за предыдущие периоды в необходимых разрезах. С этой целью нередко составляют анкету для запроса данных у подведомственных учреждений. Мы не рекомендуем этого делать из-за низкого качества предоставляемой информации.
Более корректное решение — централизованно распределять нормы-показатели по единой расчетной формуле и запрашивать у учреждений только данные, пусть укрупненные, которые можно подтвердить статистической, управленческой или бухгалтерской отчетностью. Следующие этапы — определение нормативов в натуральном виде, балансировка и оптимизация нормативов в финансовой оценке.
Следует подчеркнуть, что нормативы в натуральном виде обязательно подлежат финансовой оценке. После этого они закладываются в финансовую модель. Если модель не работает, меняют не финансовый норматив, а натуральные параметры той или иной услуги. Связано это с тем, что основное условие нормирования затрат — величина нормативных затрат не должна превышать лимитов, которые доводятся до учреждений. Норматив, не обеспеченный финансово, требуется оптимизировать, сбалансировать с точки зрения бюджетных лимитов. Эта работа проводится ежегодно. И каждый год финансовые возможности ужесточаются, поэтому нормативы нуждаются в корректировке.
Таким образом, в условиях бюджетных ограничений норматив — величина зависимая, а не константа. Причем при расчете и балансировке нормативов необходимо учитывать возможности не конкретного учреждения, а всей подведомственной сети. Если норматив не дает обеспечения сетевых показателей по финансированию или объему услуг, значит, он неприменим.
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
Основной посыл: оптимизировать нужно аккуратно. Есть нормы, которые в принципе нельзя занижать. Например, если они установлены стандартом, определяющим минимальную обеспеченность ресурсами услуги или работы, или при условии, что уменьшение норматива приведет к снижению качества услуги или работы.
При утверждении нормативов, рассчитанных эффективным методом, у учреждений, отстающих от образцового, нередко возникает шок: они недотягивают до целевого уровня по объему или расходам, в результате их финансирование сокращается. Следовательно, может пострадать материально-техническая база, кадровый состав. Для смягчения эффекта в данном случае используют поправочные коэффициенты, которые, однако, при широком применении могут свести на нет результат нормирования. Применение коэффициентов допустимо для обеспечения плавности перехода подведомственной сети на нормативы. Параллельно необходимо применять меры к тому, чтобы учреждения либо ежегодно оказывали больший объем услуг, либо уменьшали свои затраты, не влияющие напрямую на качество услуг, в частности общехозяйственные расходы, связанные с выполнением административно-управленческих функций.
Ошибки при построении системы нормирования затрат чаще всего связаны с отсутствием плана перехода к нормированию затрат. Сейчас потребность ведомств в инструментах нормирования носит сезонный и циклический характер. Органы власти ежегодно в период с июня по сентябрь приступают к работе по организации нормирования затрат с применением натуральных показателей, не доводят ее до конца, поскольку за один год такой объем задач не решить, на следующий год начинают с чистого листа и завершают с тем же успехом. Отсюда главная рекомендация: не пытаться за два месяца произвести расчет нормативов по всем услугам и работам в масштабе всей подведомственной сети. Эту работу лучше разбить на несколько этапов продолжительностью в несколько лет и получить гарантированный результат.
Начать следует с малого: реализовать пилотный проект, на котором отработать и закрепить методику расчета нормативов. Пошаговая рекомендация следующая: необходимо выбрать три максимально близких подведомственных учреждения (например, по количеству персонала, перечню и объему оказываемых услуг), выбрать одну общую оказываемую услугу, разработать форму расчета или взять готовую форму в разделе «Пример расчета норматива» на сайте minfin.ru и адаптировать ее с учетом особенностей деятельности. Далее следует организовать процесс заполнения форм подведомственными учреждениями. Можно натуральные показатели выделить в группы (мебель, оборудование) или ограничиться статьями затрат (оплата труда, материальные запасы). Главное в текущем периоде — зафиксировать результат расчета, пусть не полный или укрупненный, а в следующем периоде продолжить расчет или детализировать ранее полученные показатели.
ВАЖНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ
Расчет нормативных затрат — один из самых сложных и трудоемких процессов в бюджетном планировании, при этом у подавляющего большинства органов власти эти расчеты не автоматизированы и ведутся в разрозненных файлах Excel, то есть практически вручную. Отмечу, что сложность параметрической модели нормирования затрат с применением натуральных показателей в разрезе материальных, технических и трудовых ресурсов по нескольким услугам сети учреждений очень высокая. Без применения информационной системы сложно или даже невозможно оперативно решить все методические, организационные и технологические задачи, стоящие перед федеральными органами власти в области нормирования затрат.
К автоматизации нормирования затрат нужно подходить комплексно. В этом случае в рамках проекта осуществляется разработка и применение единых методических подходов к расчету нормативных затрат в масштабе сети учреждений; внедрение достоверного управленческого учета и использование учетных данных в процессе стандартизации услуг и работ и для оценки эффективности учреждений; автоматизация процедур сбора и хранения данных в единой системе, где посредством веб-интерфейса одновременно работают орган власти и подведомственные учреждения; расчет норм по большому количеству объектов, анализ и балансировка показателей, оптимизация расходов.
Нормирование затрат призвано стать рычагом повышения эффективности, обеспечить сопоставимость и прозрачность расчетов в бюджетировании. Но если расчет нормативных затрат на практике не будет автоматизирован, то трудозатраты, сопровождающие процесс, превысят потенциальную пользу от применения этого инструмента.
Внедрение информационных систем в ряде ведомств (Федеральное агентство научных организаций, Росстандарт, Россельхознадзор) уже доказало свою эффективность. Например, в Россельхознадзоре автоматизация обеспечила оперативность в расчетах, прозрачность обоснования нормативных затрат. Кроме того, там с помощью системы осуществляется контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделенных учреждениям на выполнение работ в рамках государственных заданий.

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина. Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги – обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

📌 Реклама Отключить

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в Рекомендациях № 02-01-09/49180, позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

📌 Реклама Отключить

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.

Норматив на оказание услуги
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

2) на содержание недвижимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания услуги;

3) на содержание эксплуатируемого особо ценного движимого имущества;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180, в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта – на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6. 📌 Реклама Отключить

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты: ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива – нормативные затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства. 📌 Реклама Отключить

Как рекомендует Минфин, сначала необходимо определить нормы штатных единиц работников учреждения, непосредственно связанных с оказанием услуги спортивной подготовки по плаванию.

Наименование ресурса (штатной единицы) Норма ресурса (на единицу услуги) Нормативное количество ресурса Нормативное количество услуг
1 2 = 3 / 4 3 4 5
Тренер 0,25 1 4 Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства – 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер
Инструктор-методист 0,05 1 20 В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов

Далее рассчитываются нормативные затраты на оплату труда: 📌 Реклама Отключить

Наименование ресурса (штатной единицы) Норма ресурса (на единицу услуги) Цена единицы ресурса, руб. Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год
1 2 3 4 = 2 х 3 5
Тренер 0,25 590 000 147 500 В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм
Инструктор-методист 0,05 470 000 23 500
Итого 171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу – нормативные затраты на приобретение материальных запасов. Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе. 📌 Реклама Отключить

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Наименование ресурса (материальный запас) Норма ресурса (на единицу услуги) Нормативное количество ресурса Нормативное количество услуг
1 2 = 3 / 4 3 4 5
Комплект таблиц по музыкальным инструментам 0,01 1 10 Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек
Комплект ударно-шумовых народных инструментов 0,01 1 10
Синтезатор с подставкой (комплект) 0,01 1 10

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов: 📌 Реклама Отключить

Наименование ресурса (материальный запас) Норма ресурса (на единицу услуги) Срок использования ресурса (лет) Цена единицы ресурса, руб. Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год
1 2 3 4 5 = 2 х 4 / 3 6
Комплект таблиц по музыкальным инструментам 0,1 5 1 000 20 В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров
Комплект ударно-шумовых народных инструментов 0,1 3 4 000 133,3
Синтезатор с подставкой (комплект) 0,1 5 10 000 200
Итого 1 148

Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов. 📌 Реклама Отключить

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества, эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования. Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

📌 Реклама Отключить

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп – 10, число человек в группе – 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

📌 Реклама Отключить

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Далее определяются нормативные затраты на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 х 225 = 13 000 (руб. в год на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

📌 Реклама Отключить

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате.

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год.Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги – 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

📌 Реклама Отключить

Далее рассчитываем нормативные затраты на указанный персонал: 1 200 000 / 262 800 х 365 = 1 667 (руб. в год на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям:

📌 Реклама Отключить

  1. стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
  2. нормы использования ресурсов – учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
  3. сроки использования ресурса;
  4. затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).

По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях. Письмо Минфина РФ от 01.10.2014 № 02-01-09/49180 (далее – Рекомендации № 02-01-09/49180). 📌 Реклама Отключить

Раздел «Бюджет», подраздел «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ».

Источник: Журнал «Руководитель автономного учреждения»

Как рассчитать нормативные затраты

Нормативные затраты — это специфический показатель, при помощи которого учредитель определяет объем финансового обеспечения учреждения на соответствующий финансовый год. Норматив используется для исчисления объема субсидии на муниципальное задание. Порядок подсчета имеет ряд особенностей.

Скачать пример расчета нормативных затрат на выполнение муниципального задания

Суть и предназначение

Норматив затрат используется как отдельный показатель расчетного алгоритма, чтобы определить объем финансирования учреждений бюджетной сферы. Учредитель или иной уполномоченный субъект определяет норму расхода на выполнение конкретной услуги или работы. Затем эта норма пересчитывается с учетом фактических реалий и характеристик получателя финансирования.

Простой пример: учредитель — муниципальный отдел образования. Сначала РОО исчисляет нормативные затраты на 2020 год для подведомственных организаций. То есть стоимость образовательной госуслуги из расчета на одного учащегося. После исчисления норматива объем финансового обеспечения исчисляется как произведение стоимости услуги и количества учащихся в конкретном учреждении.

Допустим, стоимость услуги на 1 ученика — 100 000 рублей.

Образовательное учреждение Количество учеников в учебном году Объем финансирования (руб.)
Школа № 1 300 30 000 000,00
Школа № 2 400 40 000 000,00
Школа № 3 350 35 000 000,00

Ключевая суть нормативных затрат заключается в том, чтобы определить один стандарт для всех. То есть усреднить или уравнять порядок финансирования, чтобы обеспечить справедливость.

Правовые основы регулирования

При формировании стандартов финансирования распорядителям бюджетных средств важно учитывать действующие рекомендации и нормативы. Конкретных ссылок на законодательные акты нет. Единый порядок расчетов и исчисления устанавливают учредители и профильные министерства. Какие требования учитывать при расчетах:

  1. Порядок формирования и финансового обеспечения, утвержденный Правительством, порядки, утвержденные региональными и муниципальными органами власти, в ведомственном подчинении которых находятся учреждения.
  2. Общие требования и правила к определению норматива трат, определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в конкретной сфере деятельности или отрасли. То есть отраслевые правила и рекомендации.

При исчислении затратных норм учредитель руководствуется законодательными требованиями и отраслевыми правилами. Например, муниципальный отдел образования, исчисляя нормативные затраты для бюджетных учреждений, руководствуется:

  • Постановлением Правительства от 26.06.2015 № 640 (ред. от 09.07.2019) — требования федерального уровня;
  • Порядком формирования и финансового обеспечения госзадания, утвержденным на региональном и муниципальном уровнях;
  • отраслевыми рекомендациями и правилами. Это Приказы Минпросвещения России от 20.11.2018 № 235 и № 237.

Например, при расчете нормативных затрат учреждений культуры или здравоохранения следует учитывать отраслевые рекомендации профильных министерств и ведомств.

Кто рассчитывает

Обязанность по исчислению нормативов издержек лежит на учредителе либо на органе власти, осуществляющем полномочия и функции учредителя. Но это не значит, что иные организации и ведомства не вправе принимать участие в расчете. Для исчисления стандартов задействуют:

  1. Учредителя или распорядителя бюджетных средств. Только эта категория участников бюджетного процесса наделена полномочиями по распределению и доведению финансирования.
  2. Централизованные бухгалтерии и расчетные центры. Участвуют в исчислении как функциональная единица. То есть выполняют расчеты, выкладки, сбор и обработку информации, необходимой для подсчета.
  3. Учреждения — получателей субсидий. Получатель финансирования обязан принимать участие в подсчетах. Это необходимо, чтобы довести до учредителя фактические потребности в финансировании. Например, чтобы рассчитать нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, в отношении которого доведено госзадание.

Принципы расчета

Требования к расчету нормативных издержек определяются с учетом места нахождения, специфики деятельности и отраслевой принадлежности, но выделяют несколько единых принципов.

Принцип Разъяснение
Норматив определяется только к унифицированным услугам Госуслуга или работа закрепляются в общероссийском базовом перечне государственных (муниципальных) услуг.
Приоритет при исчислении отдается нормативному методу В основу подсчетов берутся нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемые для оказания государственной (муниципальной) услуги и предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, СНиП, СанПиН, стандартами, порядками, регламентами оказания услуг в установленной сфере.

Если таковых норм нет, то применяется структурный или экспертный метод исчисления. В этом случае расчет нормативных затрат на выполнение государственного задания 2020 производится на единицу оказываемой услуги или работы.

Исчисление производится по принципу максимальной детализации То есть об обобщенных нормативах речи не идет. Подсчеты производятся по каждому виду направления деятельности с учетом особенностей, специфики сферы деятельности, категории получателей и т. д.

Например, в части образовательных услуг норматив определяется в отдельности для каждого профиля.

Структура нормативных затрат зависит от специфики и направленности услуги Состав затрат на оказание одной госуслуги существенно отличается от состава расходов на оказание другой. Например, дошкольное образование детей. Оказание услуги включает в себя лишь образовательный процесс и не учитывает затраты на присмотр и уход за ребенком в детском саду. Но если услуга предоставляется ребенку-инвалиду, то присмотр и уход включаются в затраты.

Все эти принципы и особенности прописываются в локальных распоряжениях, определяющих порядок расчета нормативных затрат.

Как рассчитывать норматив

По общим правилам, расчет производится по стандартной формуле. Но бывают исключения и дополнения, в зависимости от установленных нормативов и отраслевой специфики.

Формула подсчета:

Ni = Сумма Gij × Котр × Ктер × Квр,

где:

  • Квр — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ);
  • Ni — нормативные издержки на выполнение i-й работы, услуги на финансовый год;
  • Gij — базовые нормативные траты, определенные для j-й группы затрат для i-й работы, услуги на финансовый год;
  • Котр — отраслевой корректирующий коэффициент (отраслевые корректирующие коэффициенты);
  • Ктер — территориальный корректирующий коэффициент.

Вот как это выглядит на практике:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *