Проверка трудовой инспекцией

Содержание

Обязанности и полномочия — что проверяет трудовая инспекция?

В трудовых отношениях есть 2 стороны: работник и работодатель. Но есть еще и третья сторона, которая эти отношения регулирует – это трудовая инспекция.

Проверки данного контролирующего органа – практически всегда волнительное мероприятие. Чтобы избавиться от лишних волнений и подготовиться к визиту сотрудника ГИТ, нужно знать, что проверяет трудовая инспекция. Данная статья поможет вам всесторонне изучить этот вопрос.

Поводы для визита

Внеплановые и плановые проверки имеют разные причины для проведения. Все причины, по которым инспекторы ГИТ могут посетить предприятие, перечислены в 360 статье ТК РФ.

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, и могут быть инициированы по следующим причинам:

  • С даты последнего контрольного визита прошел трехлетний срок;
  • Прошло 3 года с момента регистрации фирмы;
  • С момента подачи заявления о начале деятельности компании прошел трехлетний срок.

Внеплановая проверка инициируется по мере необходимости, может проводиться на всех предприятиях. Основаниями для нее могут послужить:

  • В инспекцию поступили обращения с указаниями на несоблюдение прав трудящихся;
  • Выявлен факт задержки или невыплаты зарплаты сотрудникам;
  • Нарушение, выявленное инспекцией ранее, не было устранено в установленные сроки;
  • Поступило заявление от сотрудника организации с просьбой оценить условия труда и провести оценку рабочего места;
  • Проверку инициирует руководитель ГИТ по указу Правительства, Президента или прокуратуры.

Для особо любопытных: отдельная статья — проверка трудовой инспекции. Расписываем все, касаемо мероприятий, проводимых данным органом.

Организация выездной проверки

Первый этап, предшествующий данному мероприятию – составление и утверждение графика в ГИТ. После утверждения этот график выставляют в открытый доступ на сайты Роструда и Генпрокуратуры. Перед самой проверкой руководитель ГИТ издает соответствующее распоряжение, в котором указывается:

  1. Наименование и реквизиты проверяемой организации.
  2. ФИО того, кто проверяет.
  3. Сроки и тема мероприятия.

После этого работодателю приходит уведомление о предстоящем инспектировании.

ГИТ обязана уведомлять о предстоящем плановом контроле за 3 суток до их визита, о внеплановом – за 24 часа. Исключения составляют случаи, когда проверка проводится экстренно (есть угроза жизни или здоровью работников).

В день проверки инспектор должен предоставить распоряжение на проведение инспектирования, с указаниями его полномочий, темой и длительностью мероприятия. В течение этого времени сотрудник ГИТ будет тщательно выискивать недостатки и нарушения. Если нарушения незначительные, можно обойтись без штрафа или предписания: инспектор может предложить устранить их на месте.

По окончании инспектирования проверяющий должен составить акт. С ним нужно внимательно ознакомиться, и если есть пункты, с которыми вы не согласны, обязательно указать это в данном документе.

Обязанности работодателя при проведении инспектирования:

  1. Представить необходимые документы, которые связаны с темой инспектирования.
  2. Обеспечить инспектору доступ в здание компании, к рабочим местам, хоз. помещениям, к оборудованию и транспорту, числящемуся за организацией.
  3. Обеспечить присутствие директора или уполномоченного лица.
  4. Вести специальный журнал контроля ГИТ.

Что проверяют при плановой проверке?

Плановые проверки проходят во всех организациях, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса (ст.26.1 294-ФЗ).

Если компания – субъект малого и среднего бизнеса не задействована в сфере энерго- и теплоснабжения, медицины, социальной сфере, то до конца 2018 года она освобождается от плановых визитов сотрудников ГИТ.

Цель плановой проверки – контроль соблюдения норм трудовых отношений между сотрудниками и работодателем. Основные задачи ГИТ при проведении планового контроля:

  • Организация мер, направленных на соблюдение безопасности труда;
  • Организация соблюдения прав трудящихся на их рабочих местах;
  • Работа, направленная на обеспечение соблюдения работодателями норм ТК и других нормативных актов по правам работников;
  • Консультирование трудящихся и работодателей по вопросам улучшения условий труда и соблюдения трудовых прав;
  • Донесение информации до соответствующих органов законодательной власти о нарушениях, которые не регламентируются ТК и другими нормативами по трудовому праву.
  • Контроль за соблюдением прав работников на выплаты по больничным и по страховке от травм на производстве;

Исходя из поставленных задач, можно сориентироваться, что проверяет инспекция по труду во время плановой проверки — это документация:

  1. Связанная с трудовыми отношениями (договоры, личные дела, уставы и т.д.);
  2. Связанная с оплатой труда работников (положения о зарплате и премии, бухгалтерские ведомости, расчетные листы).
  3. По рабочему графику и отпускам.
  4. По охране труда.

Однако документы, это не все, что проверяет инспекция. Кроме бумаг инспектор вправе опросить рабочих по вопросам условий и безопасности труда, взять на анализы образцы материалов, с которыми работают сотрудники организации, проверить оборудование.

При внеплановой (по жалобе работника)

Внеплановая проверка может проводиться во всех организациях. Что проверяет инспекция по труду, будет зависеть от причины, по которой проводится данное мероприятие. При документарной проверке ГИТ запрашивает те документы, которые непосредственно связаны с темой инспектирования, а вот при выездной у инспекторов полномочий больше.

Все нюансы и условия проведения внеплановых проверок инспекции расписаны в отдельном материале. Рекомендуем к прочтению.

При выездной внеплановой проверке сотрудники ГИТ могут ознакомиться не только с документами по теме проверки, но также провести расследование по вопросу соблюдения требований безопасности и охраны труда.

Из документов, которые проверяет трудовая инспекция, чаще всего можно выделить:

  • Договоры и трудовые книжки;
  • Бухгалтерские — расчетные листы, зарплатные ведомости;
  • По графику работ и отпускам;
  • Об аттестации сотрудников, журналы инструктажей.

Своевременная выплата зарплаты, безопасность на рабочих местах, соблюдение режима работы и отдыха – это чаще всего то, что проверяет рассматриваемый орган по жалобе работника.

Любой внеплановый визит инспектора не происходит без ведома прокуратуры. Прежде чем посетить организацию, ГИТ сообщает об этом в соответствующие органы (если проверка не инициирована распоряжением самой прокуратуры).

Новость о внеплановом визите инспектора – неожиданность для любой организации, но даже к этому мероприятию можно подготовиться, зная, что проверяет инспекция по труду в таких случаях.

Какие документы могут потребовать специалисты?

Четкого перечня документов, которые вправе проверять инспекторы ГИТ нет, будь то плановая или внеплановая, выездная или документарная проверка – сотрудники инспекции по охране труда могут затребовать документы, которые касаются темы инспектирования, а также имеют право делать их копии или выписки из данных бумаг.

При внеплановой проверке сотрудники ГИТ могут требовать только документацию по теме ревизии: например, если поступила жалоба на отказ от заключения договоров, то проверяющие не вправе требовать документацию по охране труда.

Все документы, которые проверяет трудовая инспекция, можно поделить на три блока:

Документы, проверяемые инспекцией, не всегда имеются в наличии. Чтобы не нарваться на штраф, рекомендуем к прочтению эту статью.

Выявляем незаконные действия инспекции по охране труда

Независимо от того, что проверяют специалисты трудовой инспекции, при проведении ревизии на предприятии у них есть не только полномочия, но и обязанности. Если инспектор каким-либо образом нарушил регламент проведения проверки, она может быть признана незаконной, а проверяющий в этом случае будет оштрафован.

Наиболее распространенные причины признания деятельности инспекции незаконными:

  1. У инспектора на руках нет распоряжения. Во время своего визита на предприятие проверяющий должен в обязательном порядке предъявить свое удостоверение и распоряжение от руководителя ГИТ.
  2. Если данный документ не был предъявлен, работодатель имеет полное право не пускать инспектора на территорию организации, а если проверяющий уже успел все проинспектировать, при этом был выписан штраф, это решение можно оспорить в суде. Исходя из практики, суды в таких ситуациях чаще всего встают на сторону работодателя.
  3. Нет конкретных оснований, в жалобе не указана четкая причина обращения. Если контроль инициируется по заявлению сотрудника компании, но конкретная жалоба в обращении не указана, то оснований для данного мероприятия нет, то есть, если проверка проведена, ее признают незаконной.
  4. Сроки. Любая проверка имеет максимальный срок (20 дней, за исключением частных случаев), и срок, установленный в распоряжении. Если проверяющий превышает срок в распоряжении, действия могут быть расценены как незаконные, а сотрудник ГИТ оштрафован.

Полезное видео

Чтобы сэкономить время и грамотно подготовиться к визиту сотрудников ГИТ, необходимо знать, что проверяет трудовая инспекция, какие документы запрашивает, на что обращает особое внимание. Лучше всего не делать все в последний момент, а сразу соблюдать рамки закона. Четкое ведение документации и отсутствие нарушений в сфере трудовых отношений избавят вас от лишних волнений при визите трудовой инспекции.

План проверок ГИТ ежегодно размещается на сайтах территориальных органов Роструда. Независимо от того, попала ваша организация в эти списки или нет — рекомендуем проверить себя на наличие ошибок в ведении кадрового учета и привести документы в порядок. А как это лучше сделать — расскажем в статье.

Напомним, что существует два типа проверок — плановые и внеплановые.

Списки организаций, включенных в плановые проверки ГИТ, есть на сайте территориальных отделений Роструда (проверки других ведомств можно отследить на сайте Генпрокуратуры). О плановой проверке работодатель уведомляется инспекцией труда не позднее, чем за три дня до начала проверки (п.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся в случаях, установленных п.10 «Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875). Например, если есть жалобы работников, либо в СМИ появляются сведения о нарушении организацией трудового законодательства. О внеплановой проверке работодатель уведомляется не позднее, чем за 24 часа. Но в ситуации, когда проверка происходит, например, по жалобе работника, работодателя могут не уведомлять и он узнает о проверке по факту прихода инспектора.

Только сейчас, перед Новым годом «Клерк» продает три онлайн-курса по цене одного. Защите от всех видов проверок научитесь в пакете онлайн-курсов «Защита: налоговые проверки, трудовые проверки, договоры». Этот пакет научит защищаться от претензий:

  • налоговиков
  • ОБЭП
  • трудовых инспекторов
  • контрагентов

Категории риска

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197, плановые проверки проводятся в соответствии с риск-ориентированным подходом.

Все работодатели поделены на определенные категории риска — чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, умеренный, средний, низкий. И в зависимости от категории риска устанавливается периодичность проведения плановых проверок (п.20 Постановления N 875). Работодателей, отнесенных к категории низкого риска, проверяют только внепланово.

Категории риска присваиваются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, ежегодно размещаются на сайте Роструда.

📌 Реклама Отключить

Критерии отнесения организации (или ИП) или ее отдельного производственного объекта к определенным категориям риска учитывают множество факторов. По запросу юрлица (ИП) орган государственного контроля в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления запроса, направляет ему информацию о присвоенных их деятельности и/или их производственным объектам категории риска или класса опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и/или используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Ниже приведена таблица, в которой в зависимости от категории риска, указана периодичность проведения плановых проверок:

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности проведения плановых проверок

для федерального государственного контроля (надзора)

для регионального государственного контроля (надзора)

Чрезвычайно высокий риск

1 класс

плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности

плановая проверка проводится 1 раз в год

Высокий риск

2 класс

плановая проверка проводится 1 раз в 2 года

Значительный риск

3 класс

плановая проверка проводится 1 раз в 3 года

Средний риск

4 класс

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет

Умеренный риск

5 класс

плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет

Низкий риск

6 класс

плановые проверки не проводятся

Чек-листы и кадровый аудит

С 2018 года трудовые инспекторы при проведении плановых проверок используют проверочные листы, утвержденные Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист (список контрольных вопросов) по конкретной теме.

В общей части проверочного листа заполняется наименование организации, вид деятельности и категория риска, а далее следует перечень вопросов, ответы на которые показывают соблюдение или несоблюдение норм трудового права в организации. Поэтому такие чек-листы работодатели могут использовать для самопроверки соблюдения нормативных актов в части трудового права.

📌 Реклама Отключить

Для подготовки к проверке трудовой инспекцией или проведения планового кадрового аудита, ГИТ рекомендует работодателям организовать внутреннюю систему контроля. Процедуры проведения такого контроля рассмотрены в «Методических рекомендациях по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Письмо Роструда от 07.03.2018 N 837-ТЗ).

Роструд рекомендует обеспечить внутренний контроль путем:

  • Создания специальной службы и/или назначения внутреннего контролера — если в организации работает более 250 человек.

Должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), иметь опыт кадровой работы и обладать знаниями трудового законодательства.

При проведении контроля ведомство рекомендует пользоваться чек-листами (при помощи сервиса «Электронный инспектор» или самостоятельно распечатав проверочные листы, например, из Справочной информации в Системе КонсультантПлюс «Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов)»).

📌 Реклама Отключить

  • Если в организации работает менее 250 человек, создание службы внутреннего контроля не обязательно. Достаточно назначить лицо, ответственное за осуществление проверки соблюдения требований трудового законодательства. Самопроверку можно пройти, также пользуясь чек-листами или сервисом «Электронный инспектор».

Для самопроверки можно воспользоваться системой электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», которая была создана для профилактики нарушений в сфере труда, повышения информированности работодателей и граждан по вопросах трудового законодательства. Сейчас пользователям доступно 12 бесплатных сервисов, в том числе 200 листов самопроверки «Электронным инспектором». Пользователи могут ознакомиться не только с основными требованиями законодательства в области трудового права, но и с возможными нарушениями, а также с установленными за эти нарушения санкциями в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.

По итогам проведения проверки пользователь сервиса «Электронный инспектор» может распечатать акт о проведении проверки, историю проверок или рекомендации по устранению нарушений (включая инструкции, шаблоны и образцы документов).

В настоящее время «Электронный инспектор» работает в пилотном режиме. В связи с этим выявление нарушений трудового законодательства при проверке с использованием данного сервиса не ведет к включению организации в план проверок ГИТ. Кроме того, пока осуществить подобную проверку можно анонимно — сервис допускает возможность указания «условного названия компании».

В планах развития сервиса предусмотрено, что Роструд будет проводить мероприятия по подтверждению результатов самопроверки. И при их подтверждении работодатель получит удостоверение о соблюдении установленной процедуры самопроверки.

Роструд рекомендует проводить внутренний контроль ежегодно. Результаты проверки следует оформлять в виде документа, в котором будет отражено содержание мероприятия (дата, проверяемый период, наименование мероприятия внутреннего контроля), выявленные нарушения, рекомендации по устранению нарушений. Также целесообразно проводить и контроль выполнения рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

При этом важно помнить, что проверка ГИТ не ограниченна конкретными периодами проверяемых документов, в связи с чем контролер может запросить документы за любой период деятельности. Объем запрашиваемых документов ограничен только сроками хранения работодателем документов, связанных с трудовыми отношениями, и их необходимостью проверяющим в соответствии с целями проверки.

Сроки хранения отдельных документов, касающихся трудовых отношений, устанавливают разделы 7 и 8 «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Приложение к Приказу Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558).

📌 Реклама Отключить

Анализируя кадровый учет организации также следует помнить, что обязательность наличия тех или иных документов не всегда прямо установлена ТК РФ, а может быть обусловлена совокупностью нескольких норм трудового законодательства.

В целом кадровую документацию можно подразделить на:

  • Документы общего характера. К ним в частности относятся локальные нормативные акты работодателя (правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о защите персональных данных работников, инструкции по охране труда и т.д.);
  • Документы индивидуального характера. Это документы, связанные с конкретным работником (в частности, трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, приказы о приеме на работу и увольнении, об отпусках, дисциплинарных взысканиях, личные карточки и т.д.);
  • Документы, выполняющие учетную или фиксирующую функцию (табели учета рабочего времени, штатные расписания, графики отпусков и т.д.);
  • Расчетные документы (ведомости начисления заработной платы, расчеты среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и т.д.). К ним, помимо соблюдения норм трудового права, применимы и положения законодательства о налоговом и бухгалтерском учете (в частности о соблюдении перечня обязательных реквизитов первичного документа, ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В зависимости от типа документов можно устанавливать периодичность мониторинга их наличия и корректности оформления. Так обязательные ЛНА общего характера требуют менее частой проверки, чем документы по конкретному сотруднику. Вместе с тем учетные и расчетные документы при надлежащей организации внутреннего контроля возможно проверять не на сплошной, а на выборочной основе.

При планировании проверочных процедур при ограниченных ресурсах (трудовых, временных и т.п.) мы рекомендуем учитывать не только объемы документации, подлежащей проверке, но и тяжесть санкций за соответствующие нарушения.

Также напомним, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая нарушения требований охраны труда) составляет один год с момента совершения нарушения (ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Наиболее распространенные ошибки

Роструд на своем сайте разместил «Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией по степени риска причинения вреда вследствие нарушения обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений». Он включает в себя:

  • Тип нарушения требований трудового законодательства (например, нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни);
  • Ссылку на норму законодательства, которая нарушена;
  • Категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника (с оценкой в баллах).

При этом ведомство использует следующие категории: высокий риск (от 7 до 10 баллов), средний риск (от 4 до 6 баллов), низкий риск (от 1 до 3 баллов).

Как самые существенные нарушения, например, указаны:

  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • Нарушение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
  • Нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля;
  • Невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы;
  • Выплата заработной платы ниже МРОТ;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

А, например, нарушение Правил ведения и хранения трудовых книжек, Инструкции по заполнению трудовых книжек, или невыдача расчетного листка работнику отнесены к нарушениям с низким риском (1 балл).

Как разъясняют представители ведомства, Перечень не является нормативным правовым актом и не обязателен для применения. Его цель — унифицировать надзорную практику, чтобы за аналогичные нарушения применялась одинаковая ответственность, а также показать работодателям, какие нарушения трудового законодательства являются существенными, а какие незначительными. Так за нарушения, отнесенные к категории с высоким риском работодателю скорее всего будет вменена максимальная величина штрафа, а за нарушение с низким риском может быть вынесено предупреждение. Таким образом, выявив у себя нарушения, работодатель сможет примерно оценить, какой штраф ему грозит.

Далее мы рассмотрим отдельные нарушения и меры ответственности, установленные КоАП РФ. Так при проведении внутреннего кадрового аудита рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

  • Нарушения, связанные с обязательными локальными нормативными актами

Основным и обязательным ЛНА являются Правила внутреннего трудового распорядка (ст.100. ст.189 ТК РФ). Не утверждать ПВТР вправе только микропредприятия, но в этом случае придется включать в трудовые договоры с работниками все те условия, которые обязательно должны быть в ПВТР (ст. 309.1, ст. 309.2 ТК РФ).

📌 Реклама Отключить

При разработке ПВТР стоит обратить особое внимание на то, что в соответствии со ст.8 ТК РФ, в них не должно содержаться условий, ухудшающих положение работников, по сравнению с установленными ТК РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Отсутствие ПВТР или некорректные формулировки, ухудшающие права работников, чреваты ответственностью по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.).

  • Ошибки в трудовом договоре

В каждой организации существует своя специфика работы, в связи с чем трудовые договора должны анализироваться кадровым работником и юристом организации. Использование устаревших или шаблонных форм, не учитывающих условия труда у конкретного работодателя, является рискованным.

📌 Реклама Отключить

Ненадлежащее оформление или уклонение от оформления трудовых договоров, а также заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником, влечет привлечение к ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ (для юридических лиц — в форме штрафа в размере от 50 до 100 тыс. руб.).

При проверке гражданско-правовых договоров стоит помнить, что трудовая инспекция может принять решение о переквалификации договоров ГПХ в трудовые если, например:

  • акты выполненных работ содержат общую информацию (без индивидуальной специфики) и каждый месяц отражают одинаковый объем работ;
  • оплата работ производится помесячно или в договоре определена стоимость одного периода (например, один месяц);
  • физлицо подчиняется внутреннему трудовому распорядку организации;
  • для заказчика имеет значение сам процесс труда, а не достигнутый результат;
  • физлицу предоставляются социальные или трудовые гарантии (отпуска, оплата больничных и т.д.).
  • Ошибки в приказе при приеме на работу

Встречается мнение о том, что поскольку унифицированная форма приказа о приеме на работу не является обязательной к применению, то оформлять приказ не требуется в принципе. Другой ошибкой является неисполнение требования ст.68 ТК РФ о том, что приказ о приеме на работу, работодатель предъявляет работнику под подпись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

Ошибки в оформлении приказов могу повлечь штраф по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.).

  • Ошибки в штатном расписании

Так установление в штатном расписании разных окладов на одной должности нарушает принцип равной платы за труд равной ценности и является нарушением ТК РФ, а соответственно ведет к санкциям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.). Избежать риска можно введя дифференцирующие размер выплат сотрудникам коэффициенты, надбавки и т.п.

Отметим, что обязанность утверждать штатное расписание прямо не установлена законодательством, однако в отдельных его нормах содержатся ссылки на необходимость внесения сведений о занимаемой должности в трудовой договор, трудовую книжку работника на основании штатного расписания (ст.15, 57 ТК РФ, Инструкция по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

  • Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений

Напомним, что по мнению Роструда, это одно из наиболее тяжелых нарушений работодателя. Ответственность предусмотрена ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ — наложение штрафа на юридических лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.

  • Невыдача расчетных листков.

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника об общей сумме заработной платы, ее составных частях, произведенных удержаниях и пр. (ч. 1 ст. 136 ТК РФ).

Однако порядок выдачи расчетных листков законодательством не установлен. Поэтому работодатель вправе его определить самостоятельно и закрепить в локальном нормативном акте организации (Письмо Минтруда России от 23.10.2018 N 14-1/ООГ-8459)

Невыдача расчетных листков может повлечь ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. С учетом оценки данного нарушения Рострудом как нарушениям с низким риском, высока вероятность замены штрафа на предупреждение (если нарушение будет выявлено впервые).

  • Нарушение порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда — самое финансово «дорогое» нарушение. Ответственность предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф на юридических лиц от 110 до 130 тыс. руб.)

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29. Так, например, проведение вводного инструктажа обязательно для всех работников, включая прибывших в командировку, на практику и т.д.

Отметим, что работодатель должен не только организовать и провести инструктаж по охране труда, но и документально подтвердить его проведение.

В соответствии с Порядком проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

  • Нарушение порядка прохождения медосмотров

По ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ также карается допуск сотрудника к работе (или нарушение порядка прохождения) обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Единого списка работ, при выполнении которых обязательно прохождение медосмотров, в настоящее время нет. Необходимость прохождения медосмотров может быть закреплена как непосредственно в ТК РФ, так и в других нормативных актах (в частности в Перечне факторов и списке работ, при которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

Для отдельных видов работ ситуация является спорной. Так в отношении сотрудников, использующих компьютеры, у контролирующих органов и судов пока нет единого мнения: Минтруд и ВС РФ считают, что сотрудники, которые не менее половины рабочего времени проводят за монитором, должны проходить медосмотры независимо от условий труда. А Роструд и Роспотребнадзор исходят из того, что медосмотры при работе за компьютерами нужны, только если выявлены вредные или опасные условия труда.

  • Нарушение порядка проведения спецоценки

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет санкции по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 60 до 80 тыс. руб.).

Спецоценке подлежат все рабочие места независимо от степени их «вредности», в том числе рабочие места «офисных» сотрудников и тех, кто выполняет работу в пути или на объектах заказчиков.

📌 Реклама Отключить

В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести спецоценку 20% таких мест (но не менее двух мест). На остальные рабочие места результаты будут распространяться автоматически.

Исключение составляют надомники и дистанционные работники: на них спецоценка не распространяется. Также нельзя провести СОУТ на вакантном рабочем месте, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода сотрудника на вакантное рабочее место (Письмо Минтруда России от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041).

  • Нарушение иных требований охраны труда

За иные нарушения требований охраны труда ответственность установлена ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа, в частности на юридических лиц от 50 до 80 тыс. руб.).

Например, по данному основанию работодателя оштрафуют в случае нарушения порядка выдачи смывающих и обезвреживающих средств, порядка выплаты компенсации взамен молока за работу во вредных условиях труда и т.д.

В заключение отметим, что внутренний контроль соблюдения трудового законодательства целесообразно проводить на постоянной основе, а не только в связи с включением компании в план проверок.

Как именно его организовать, зависит от сферы деятельности и масштабов компании, сложности трудовых отношений, квалификации кадровых работников и т.д. И важно не только своевременно выявлять нарушения, но и не забывать проводить работу по их устранению, а также предупреждению повторных нарушений.

Очередной день рождения

1 июля 2015 в торжественной обстановке Астраханского театра юного зрителя состоялось торжественное мероприятие, посвященное празднованию Дня образования Государственной инспекции труда в Астраханской области. С приветственным словом ко всем собравшимся обратилась Руководитель Государственной инспекции труда в Астраханской области — главный государственный инспектор труда Астраханской области Инна Владимировна Авдеева: «На сегодняшний день Государственная инспекция труда в Астраханской области это динамично развивающийся орган контроля и надзора, уверенно двигающийся к решению поставленных задач, главная из которых это обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдение нормативных требований охраны труда. Высокий уровень компетентности, ответственность и принципиальность государственных инспекторов труда в значительной мере способствует снижению уровня производственного травматизма, повышению правовой культуры работодателей и работников». Традиционно в свой профессиональный праздник Инспекция труда вручила награды работникам, проявившим себя как инициативные, компетентные и добросовестные государственные инспектора. Так объявлена Благодарность за высокий уровень профессионализма, добросовестное выполнение должностных обязанностей, активную работу по обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Российской Федерации заместителю начальника отдела – главному государственному инспектору труда Диляре Равильевне Абульясовой, главному государственному инспектору труда Валентине Михайловне Москаленковой, главному государственному инспектору труда Алексею Викторовичу Попову. Министр социального развития и труда Олег Александрович Петелин вручил Благодарственные письма Губернатора Астраханской области за высокий уровень ответственности и принципиальность главному государственному инспектору труда Татьяне Евгеньевне Ивакиной, главному государственному инспектору труда Алексею Михайловичу Панову, главному государственному инспектору труда Роману Александровичу Старцеву. Поздравить Государственную инспекцию труда в Астраханской области также пришли представители органов исполнительной власти Астраханской области и территориальных органов государственной власти Российской Федерации. Благодарственными письмами Думы Астраханской области за высокие показатели в профессиональной деятельности, значительный вклад в обеспечение законности на территории Астраханской области отмечены начальник отдела Светлана Викторовна Елисеева, начальник отдела Наталья Владимировна Макаева, главный специалист – эксперт Людмила Борисовна Зубкова. Вручила благодарственные письма заместитель председателя Дума Астраханской области Ирина Васильевна Родненко, отметив, какого высочайшего профессионализма достигли сотрудники Государственной инспекции труда в Астраханской области, что явилось высшей степенью похвалы, так как именно она стояла у истоков при создании Государственной инспекции труда в Астраханской области. В завершении торжественной части мероприятия выступили солисты образцового коллектива «Студии детского танца «Гаврош» художественный руководитель – Наталья Севостьянова. Особую благодарность Государственная инспекция труда в Астраханской области выражает всем, кто принял активное участие в организации праздника!

Вам стоит это знать

» Назад
14.08.2015 00:17

Документы для проверки трудовой инспекции

Сразу отметим, что нигде не определен список документов, запрашиваемых при проверке трудовой инспекции. В ходе проверки трудовой инспектор может запросить любой документ, подтверждающий (или не подтверждающий) соблюдения работодателем трудового законодательства.

Поэтому можно сказать, что все обязательные трудовые документы должны иметься у работодателя, и эти документы должны быть оформлены надлежащим образом.

Договоры

В организации должны иметься следующие договоры:

1. Трудовые договоры. Все трудовые договоры должны содержать обязательные условия, установленные статьей 57 Трудового кодекса.

2. Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности и договоры о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. № 85.

3. Ученические договоры. Эти договоры должны быть в организации, при оформлении ученичества.

Обязательные локальные акты организации

В каждой организации в обязательном порядке должны быть:

1. правила внутреннего трудового распорядка;

2. положение об оплате труда и премировании. Это положение обязательно только в том случае, если система оплаты труда не отражена в коллективном договоре или в другом локальном акте организации, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 135 ТК РФ).

3. положение о персональных данных работников (ст. 88 ТК РФ);

При наличии определенных условий, в организации должны быть следующие локальные акты:

1. локальный нормативный акт, в котором указываются должности работников с ненормированным рабочим днем.

Этот документ обязателен в случае наличия в организации работников, которым установлен ненормированный рабочий день, при условии, что данные сведения не отражены в коллективном договоре или другом локальном акте, например, в правилах внутреннего распорядка (ст. 101 ТК РФ).

2. график сменности.

Наличие данного документа необходимо в случаях, когда работа в организации осуществляется посменно. График сменности может быть оформлен как приложение к трудовому договору (ст. 103 ТК РФ);

3. локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части.

Этот документ обязателен в тех организациях, где рабочий день может быть разделен на части (ст. 105 ТК РФ);

4. локальный нормативный акт, предусматривающий порядок и условия прохождения работниками профессиональной подготовки или переподготовки.

Документ должен быть в организации только в том случае, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на обучение, переобучение или повышение квалификации (ч. третья ст. 196 ТК РФ). Вместо утверждения ЛНА, условия об обучении могут быть включены в коллективный договор или, например, в правила внутреннего трудового распорядка.

5. локальный нормативный акт, устанавливающий порядок применения вахтового метода (ч. четвертая ст. 297 ТК РФ). Условие об установлении порядка применения вахтового метода не обязательно оформлять отдельным локальным актом, это условие может быть включено в коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка.

Документы по охране труда

На всех работодателей возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

У работодателей должны иметься:

1. Инструкции по охране труда

Инструкции по охране труда относятся к обязательным локальным актам организации. Минтруда России издало Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда (утверждены 13 мая 2004 г.). Работники должны быть ознакомлены с инструкциями по охране труда под роспись. Для этого следует завести журнал ознакомления работников с инструкциями по охране труда.

2. Документы, подтверждающие прохождение инструктажа и обучения по охране труда.

Все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда (ст.225 ТК РФ). Порядок обучения и проверки знаний установлен Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее – Порядок).

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда (п. 2.1.1 Порядка). Помимо первичного инструктажа, работодатель обязан проводить повторный и в установленных случаях внеплановый инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (п. 2.1.3 Порядка).

Отметим, что по общему правилу инструктаж должны проходить все работники. Однако, очевидно, что фактически в таком инструктаже нуждаются только сотрудники рабочих профессий. Поэтому работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

При этом перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем (п. 2.1.4 Порядка). Эти же работники освобождаются и от прохождения повторного инструктажа. Поэтому у работодателя в обязательном порядке должны иметься журналы проведения инструктажей.

Итак, документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа:

  • протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда;
  • личная карточка прохождения обучения;
  • журнал вводного инструктажа;
  • журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
  • перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Формы, подтверждающие прохождение вводного инструктажа, содержит ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Все эти формы являются рекомендованными.

Приказы (распоряжения) работодателя

Приказ – это распорядительный документ, издаваемый и подписываемый руководителем организации. Трудовое законодательство устанавливает обязательность издания приказов, при этом перечня возможных приказов не существует. Поэтому, организация обязана хранить все «трудовые» приказы.

Приказы по личному составу должны храниться в организации в течение 75 лет (ст. 19 Перечня, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Документы, связанные с выплатой зарплаты

Работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника при выплате заработной платы (ч. первая ст. 136 ТК РФ). Трудовые инспекторы обязательно проверят, утверждена ли в организации форма расчетного листка. Поэтому в компании должен иметься приказ об утверждении расчетного листка.

Помимо этого трудовые инспекторы обращают внимание, указаны ли дни выплаты заработной платы:

  • в трудовом договоре с работником;
  • в правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в коллективном договоре (при его наличии).

«Отпускные» документы

В организации должен быть утвержден график отпусков. График утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года (ч. первая ст.123 ТК РФ).

Помимо графика отпусков трудовые инспекторы проверят, извещаются ли работники о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала. Поэтому в организации должен иметься либо специальный журнал извещения работников о начале отпуска, либо копии извещений, на которых должны стоять подписи работников и даты.

Документы по личному составу

В организации должны быть следующие документы:

1. Трудовые книжки. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, для которого эта работа является основной.

2. Личные карточки работников. Личные карточки можно вести по унифицированной форме № Т-2.

Документы по учету рабочего времени и штата

В организации должны иметься:

1. Табель учета рабочего времени. Обязанность работодателя по ведению учета рабочего времени закреплена статьей 91 Трудового кодекса РФ. Табель учета рабочего времени можно вести с использованием унифицированной формы № Т-12.

2. Штатное расписание. Из Трудового кодекса прямо не следует, что штатное расписание – обязательный документ для всех работодателей. Поэтому если трудовая функция сотрудников определяется через конкретный вид поручаемой работы (например, «работник принимается для уборки территории» и т. д.), формально можно не утверждать штатное расписание. Между тем, в большинстве случаев, обойтись без штатного расписания невозможно. Работодатель составляет штатное расписание, исходя из норм статей 15, 57 Трудового кодекса.

Извещения и уведомления

Трудовое законодательство обязывает работодателя уведомлять работников о наступлении определенных событий, поэтому у работодателя должны иметься:

  • уведомления о начале отпуска;
  • уведомления о сокращении численности или штата работников;
  • уведомления о прекращении срочного трудового договора;
  • другие уведомления.

Заявления и справки, полученные от работников

В организации должны храниться заявления работников:

  • о предоставлении или переносе отпусков;
  • о предоставлении отпусков по беременности и родам и отпусков по уходу за ребенком;
  • о расторжении трудового договора по инициативе работника;
  • другие заявление.

Справки., полученные от работников:

  • о подтверждении беременности;
  • о наличии (отсутствии) судимости;
  • другие справки.

Журналы и книги учета

Организации должны вести следующие журналы и книги:

1. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

2. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (форма утверждена постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69).

3. Журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 № 739н).

4. Журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. № 739н).

5. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (форма утверждена постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 № 73).

6. Журнал проведения вводного инструктажа (форма рекомендована ГОСТ 12.0.004-90. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).

Помимо этого в организации должен иметься Журнал ознакомления с локальными нормативными актами. Отметим, что факт ознакомления с локальными актами можно подтверждать иначе, например, сделать листки ознакомления к локальным нормативным актам.

Итак, здесь мы привели обширный, но не полный список документов, которые может потребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

Если вы не уверены, что можете правильно оценить наличие и корректность оформления документов, предлагаем вам воспользоваться помощью наших специаистов и заказать услугу «кадровый аудит».

(по данным журнала «Кадровое дело»)

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2020 году?

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Какие документы может потребовать ГИТ?

Итоги

Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции

Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:

  • конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
  • глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
  • Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
  • Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
  • Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).

Что проверяет ГИТ при плановой проверке?

Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).

Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:

  • их надлежащего оформления;
  • оплаты труда;
  • заключения коллективного договора;
  • рабочего времени и времени отдыха;
  • предоставления гарантий и компенсаций;
  • обеспечения средствами индивидуальной защиты;
  • оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
  • соблюдения трудовых прав женщин и т. д.

На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.

ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.

Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.

Как узнать, когда будет плановая проверка ГИТ в 2020 году?

Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:

  • Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
  • Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).

На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:

  • проверяющие органы;
  • предмет проверки;
  • месяц начала проверки;
  • срок проверочных мероприятий.

Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.

Периодичность планового контроля трудовой инспекции

Ранее проверки ГИТ проводились не чаще, чем 1 раз в 3 года. С февраля 2017 года при осуществлении надзора в сфере труда применяется риск-ориентированный подход (п. 17 Положения). Планы проверок на 2020 год были сформированы уже с учетом этого подхода.

Суть подхода в том, что всем организациям и предпринимателям присваивается определенная категория риска. Порядок ее присвоения урегулирован Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В зависимости от категории риска устанавливается частота проверок:

  • высокий — 1 раз в 2 года;
  • значительный — 1 раз в 3 года;
  • средний — 1 раз в 5 лет;
  • умеренный — 1 раз в 6 лет.

ВАЖНО! Плановые проверки предприятий с низким риском не проводятся. Если категория риска не была присвоена, предприятие считается обладающим низким риском.

Сведения о компаниях с первыми двумя категориями риска публикуются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости. Кроме того, любое предприятие может узнать свою категорию риска по письменному запросу в Государственную инспекцию труда. Ответ направляется в течение 15 рабочих дней с момента поступления запроса. Имеется возможность подать заявление об изменении категории риска.

В отношении предприятий, ведущих деятельность в сферах здравоохранения, электроэнергетики, образования и некоторых других, установлены особые сроки проверок вне зависимости от категории риска (см. ч. 9 ст. 26.1 закона 294-ФЗ; Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944). Их могут проверять даже чаще, чем 1 раз в 2 года.

Принципы формирования плана проверок ГИТ

Исчерпывающий перечень оснований для проведения плановых проверок трудовой инспекции установлен в ч. 8 ст. 9 закона 294-ФЗ. Ими являются истечение обозначенных выше сроков со дня:

  • Регистрации организации или предпринимателя.
  • Окончания предыдущей плановой проверки.
  • Начала ведения предприятием определенных видов предпринимательской деятельности.

В случае проведения безосновательных проверок одновременно наступают следующие последствия:

  • результаты их недействительны;
  • виновные должностные лица подлежат административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Отметим, что наличие оснований для плановой проверки еще не означает, что компанию непременно включат в план. И если она не попала в утвержденный план, то включение ее туда в последующем не допускается. Исчерпывающие основания для корректировки плана содержатся в п. 41 Регламента. Касаются они лишь исключения из плана и изменения сведений о проверяемых.

Полномочия инспекторов при проведении проверок

Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
  • запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
  • отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.

Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.

Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).

Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:

  • проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
  • запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
  • распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
  • предлагать оплатить контрольные мероприятия;
  • требовать информацию до начала проверки и т. д.

Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.

Какие документы может потребовать ГИТ?

Представители трудовой инспекции вправе требовать от работодателя любые документы, относящиеся к предмету проверки. Среди них:

  1. Устав организации, свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговой инспекции, положение о филиале и т. д.
  2. Кадровые документы: трудовые и коллективные договоры, трудовые книжки, приказы, штатное расписание, табели учета рабочего времени и др.
  3. Локальные нормативные акты: об оплате труда, о персональных данных, командировках, правилах внутреннего трудового распорядка, об охране труда и т. д.
  4. Бухгалтерские документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы: платежные ведомости, лицевые счета, расчетные листки и т. д.
  5. Журналы инструктажей по технике безопасности, по учету несчастных случаев и пр.

ВАЖНО! Инспектора не имеют права запрашивать сведения, которые они могут получить в рамках межведомственного взаимодействия: сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, данные о состоянии расчетов по страховым взносам и т. д. (п. 8 ст. 15 закона №294-ФЗ, п. 51.1 Регламента).

Закон не устанавливает ограничений по периоду, за который проводится проверка. Вместе с тем возможно, что срок хранения документов истек и они были уничтожены. Тогда работодатель может не предоставлять эти документы, направив письменные объяснения о причинах их отсутствия. Отметим, что сроки хранения кадровых документов и прочих документов, относящихся к трудовым отношениям, установлены в перечне, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236. Подробности см. .

Итоги

Плановые контрольные мероприятия ГИТ направлены на выявление, пресечение нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности. Проверка может быть посвящена как общим институтам трудового права, так и специфическим. Узнать заранее, какие документы заинтересуют надзорный орган, невозможно. Работодателю рекомендуется ежегодно знакомиться с планом проведения проверок, чтобы встретить инспекторов во всеоружии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *