Программа для аудита

Содержание

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Планирование аудита: цель; требования к организации планирования, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД 3)

Методический материал

Дата: 2017-05-25

Переход на главную

Вопрос 7. Планирование аудита: цель; требования к организации планирования, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФПСАД 3)

Целями планирования аудита являются:

  • обеспечение выполнения аудиторами своей работы так, чтобы проверка была проведена эффективно;
  • разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
В соответствии с требованиями ФПСАД 3 в процессе планирования аудитор обязан составить и документально оформить:

  • общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
  • программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • деятельность аудируемого лица,
  • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,
  • риск и существенность,
  • характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
  • координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы и пр.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Составим общий план и программу аудита персонала ООО «Гранд Тур»

1. ОБЩИЙ ПЛАН ПРОВЕРКИ ООО «ГРАНД ТУР»

Проверяемый период – с 15.07.2008 по 01.05.2010 гг.;

Планируемый аудиторский риск – R=0,6;

Планируемый уровень существенности – равен 1,59%

Планируемая трудоемкость – 30 чел.час

Планируемый состав аудиторской группы:

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Аудитор – Иванова Е.В.

Перечень планируемых работ.

Период проведения (трудоемкость)

(кол. человек и их квалификация)

Формирование аудиторской группы

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Проведение аудита согласно программы

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Аудитор – Иванова Е.В.

Контроль за выполнением плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита

Аудитор – Иванова Е.В.

Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Проведение совещаний с руководством экономического субъекта и/или соответствующих служб по результатам отдельных этапов аудита

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Подготовка письменной информации (отчета) руководству экономического субъекта (отчета) по результатам аудита

Аудитор – Иванова Е.В.

Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита

Руководитель группы аудиторов – Соколова Е.В.

Проведение совещания с руководством экономического субъекта по результатам аудита

Аудитор – Иванова Е.В.

Руководитель группы аудиторов ____________________ Соколова Е.В.

2.ПРОГРАММА АУДИТА ООО «Гранд Тур»

Период аудита – с 09.05.2010 по 19.05.2010 гг.;

Показатели учитываемые при планирование:

1. Виды деятельности: деятельность туристических агенств,

розничная торговля детскими товарами.

2. Организационно-правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью

3. Годовая выручка от реализации туристических путевок 78450 руб., от реализации детских товаров 350090 руб.

4. Численность работающих : Директор – 1чел.

Главный бухгалтер – 1чел.

Продавец -консультант – 1чел.

5. Объем документооборота за год: 786 шт.

Перечень проверяемых вопросов аудитором

Перечень проверяемых вопросов по разделам аудита

Применяемые аудиторские процедуры

Формальная поверка документов.

– сравнивание различных периодов, анализ соотношения данных о заработной плате

Изучение системных документов, связанных с отплатой труда (штатное расписание, положение об оплате труда, положение о премировании, график отпусков и т.д.)

Проверка наличия и правильности оформления первичных документов при приеме, увольнении, перемещении работников (приказы, распоряжения)

Оценка личностных, профессиональных, психологических качеств работников (анкеты, вопросники, оценочные шкалы)

Проверка правильности проведения аттестации работников организации (отчеты)

Проверка экономических и социальных показателей деятельности организации с законодательно установленными нормами, нормативами, или со средними и лучшими в отрасли (группе аналогичных организации) показателями (оценивается конкурентоспособность предприятия на рынке труда, эффективность функционирования служб управления персоналом , эффективность самого аудита персонала)

Оценка особенностей рабочего поведения при взаимодействии с руководителем, коллегами по работе и клиентами (наблюдение)

Оценка уровня производительности работников, качества и полноты выполняемой работы и основные особенности рабочего поведения, такие как трудовая дисциплина, уровень конфликтности (опрос, наблюдение, отчеты продаж)

Проведение совещания с руководством аудируемого лица по результатам аудита

Подготовка отчета и письменной информации по результатам аудита

Формальная поверка документов.

Перерасчет арифметических итогов бухгалтерии.

Подготовка аудиторского заключения

Формальная поверка документов.

Перерасчет арифметических итогов бухгалтерии.

Один из видов проверки документации по персоналу в организации – кадровый аудит. Действующее законодательство регламентирует процесс того, как должны заполняться трудовые книжки, какую документацию необходимо вести бухгалтерии, отделу кадров. Услуга внутреннего или внешнего кадрового аудита убережет от типичных ошибок в составлении трудовых договоров, других документов. Нарушения грозят наложением штрафных санкций со стороны государственных инспектирующих органов. Для проведения кадрового аудита обращаются в независимые службы.

Что такое кадровый аудит

Процедура, выполняемая в компании с целью проведения сверки документов по персоналу с государственными правилами, нормами их заполнения – это кадровый аудит. Нарушения требований влекут за собой штраф. Это касается правил заполнения трудовых книжек, отпускных документов, отчетности о заработной плате. По личному составу компании заполняется более пяти видов документации. Сплошную проверку проводит сторонняя организация, специализирующаяся на предоставлении независимых услуг такого рода.

Для чего нужен

Услуга кадрового аудита нужна, чтобы подготовить отчетность к проведению инспекций. Даже небольшое отклонение от локальных нормативных правил влечет за собой ответственность за нарушение пенсионного, миграционного, трудового, архивного законодательства. Проверки используются для комплексной оценки работы службы HR. Это обеспечивает контроль над ее уровнем квалификации, возможность направлять отдельных специалистов на переподготовку, обучение, повышение квалификации.

Цели, задачи проведения

Во время анализа определяется кадровый потенциал отдельных специалистов в соотношении с их квалификационными возможностями. Проверка работы HR службы помогает оптимизировать дальнейшие расходы предприятия. Правильный подход позволяет выявить сотрудников с низким коэффициентом эффективности работы. Кадровый аудит проводится для того, чтобы:

  • убедиться в соответствии документов по кадровому делопроизводству требованиям действующего законодательства;
  • исключить риски наложения штрафных санкций из-за нарушений миграционного законодательства;
  • определить, какая стратегия развития предприятия будет оптимальной (проанализировав состав сотрудников).

Нормативная и законодательная база

Чтобы провести кадровый аудит, необходимо не только досконально знать делопроизводство, но и владеть теоретическими знаниями законов, постановлений правительства. Основными нормативными документами являются:

  • Постановление правительства о правилах, нормах заполнения трудовых книжек от 16 апреля 2003 года.
  • Постановление государственного отдела статистики о проведении учета документации по оплате труда от 5 января 2004 года.
  • Закон федерального значения, защищающий персональные данные сотрудника.
  • Трудовой Кодекс РФ.
  • Нормы, правила с указанием сроков заполнения отчетных документов, трудовых книг, отпускной документации.

Виды аудита кадровой службы

Методы анализа работы кадров классифицируются по разным факторам. По способу проведения проверки выделяют внутренний и внешний анализ, когда привлекаются независимые эксперты. По объему исследуемой информации есть разные типы анализа. Они отличаются количеством бумаг или штатных людей, подвергаемых проверке. Периодичность проведения такой работы также делится на несколько видов, которые будут рассмотрены далее.

По способу проведения проверки

Кадровый аудит бывает внутренним или внешним. Первый вариант компания организовывает сама своими силами. Для этого руководству необходимо выделить отдельного специалиста, который бы провел анализ документации, занялся устранением финансовых, других нарушений. Второй вариант предусматривает привлечение внешних аудиторов, которые работают во всех подразделениях компании. Они следят, чтобы документация велась правильно, персонал был оформлен официально (проверка поможет свести бумаги к нормам Трудового, Миграционного Кодекса).

По объему исследуемой информации

Анализируя документы организации или работу сотрудников внутри предприятия, можно сэкономить бюджет. Кадровый аудит по объему исследуемой информации делится на три группы:

  • Сплошной – объемный внутренний или внешний аудит, который включает в себя анализ по всем группам бумаг (трудовые книжки, оформление, опускные, зарплатные отчеты).
  • Локальный – относится к конкретному отделу или группе бумаг (например, анализ эффективности работы HR-менеджера).
  • Целевой – оптимальный вид проверки, при котором отбирается список сотрудников из 10-20 человек для анализа их работы, того, как составлена документация.

По уровню проведения

Процедура оформления бумаг не зависит от того, на какой должности задействован тот или иной специалист. По уровню проведения анализа можно выделить три типа проверки кадров:

  • Тактический – анализ проводится только на уровне исполняющих обязанности менеджеров, мастеров производственной линии.
  • Управленческий – организация проверяет делопроизводство по персоналу управленческой линии (менеджеры среднего звена, руководители отделов).
  • Стратегический – анализу подлежат не только менеджеры или мастера на местах, но и прямые директора, топ-менеджеры.

По частоте проведения

Предметом разного типа исследований становятся не только сотрудники компании, но и документация. Изначально просматривается трудовая книжка каждого специалиста, сверяются документы о назначении заработной платы, об отпусках, вся отчетная документация по законодательству РФ. По частоте проведения анализа в компаниях могут проводиться проверки следующих типов:

  • Постоянный мониторинг – работы ведутся с определенной периодичностью (например, каждый квартал или месяц).
  • Текущий мониторинг – анализ заказан для единичной проверки, которая проводится в данный момент.
  • Оперативный – экспресс-аудит, который необходим с целью обнаружения проблем в той или иной сфере.
  • Панельный мониторинг – периодические исследования, в течение которых анализируются одни и те же сотрудники с использованием одинаковых инструментов.

Методы проведения аудита

Стандартизированные правила и нормы проверок – база, на основе которой организуется проведение кадрового аудита. Самой простой методикой является проведение интервью с сотрудниками и начальством. После этого заказчику становится ясно, с какой эффективностью работает тот или иной специалист. Методика включает в себя следующие этапы:

  • проведение интервью;
  • формирование плана, графика действий;
  • подбор необходимых документов;
  • анализ требуемой документации;
  • частичная или полная проверка сотрудников;
  • подготовка рекомендаций на основании полученной информации.

Выборочную проверку проводят и для руководящего состава. Перед началом экспертизы заказчик составляет техническое задание для команды исполнителей. После этого определяются критерии оценки и просматриваются выбранные бумаги. Для исправления ошибок могут быть привлечены как независимые сотрудники, так и те, кто имеет должность в самой организации. Дополнительно проверяются формы первичной документации.

Объекты проверки

Комплексной проверке подвергаются все отделы компании. После прохождения кадрового аудита организация может рассчитывать на исключение административных штрафов даже после проведения государственной инспекции со стороны налоговых органов. Проверке подлежит ряд документации:

  • трудовые книжки (проводится сверка их соответствия нормам и приказам правительства, которые были указаны выше);
  • отпускные документы (проверяется правильность учета отпусков);
  • отчеты о начислении заработной платы, налоговых вычетах;
  • личные дела сотрудников (проверяется компетентность определенных кадров).

Проверка документооборота по учету персонала

Стандартно документооборот по учету персонала проверяется с целью сопоставления отчетности и требований Трудового Кодекса. В нем прописаны не только правила хранения с рекомендациями по заполнению документов, но и другая информация. Например, как должны заполняться бумаги по отпускам, сколько процентов от заработной платы передается в фискальную службу в счет пенсионного фонда. Зоны риска – это архивная документация, общая отчетность. Даже если трудовая книжка будет храниться в неположенных условиях, за это могут насчитать материальный штраф.

Аудит кадровой документации

Часто аудит кадровых документов включает в себя несколько категорий. Самыми главными из них являются:

  • штатное расписание;
  • график отпусков;
  • личные карточки сотрудников.

Штатное расписание должно быть составлено и подписано руководящим составом предприятия. По этому документу всегда проводится проверка – так можно увидеть не только список работающего персонала, но и заработную плату, график работы, надбавки. В делопроизводстве штатное расписание регулируется по форме Т-3. Шаблон можно найти в интернете или взять бесплатно в фискальной службе своего района.

График отпусков формируется на основе требований, изложенных в 123 статье Трудового Кодекса РФ. Сотрудники могут выходить в отпуск строго по составленному плану, который утверждается отделом кадров и руководителем компании. Описывается он по установленной и стандартизированной форме Т-7, которая доступна в интернете для бесплатного скачивания. График должен быть составлен не позднее, чем за две недели до наступления Нового года (крайний срок – 17 декабря каждого года).

Личные карточки ведутся вместе с трудовыми книжками персонала. В них каждый рабочий ставит свою подпись при приеме на работу, там же содержится основная информация о человеке, включая место проживания, адрес регистрации. Самостоятельное заполнение личных карточек не допускается, это делает работник отдела кадров. Обратите внимание, заполнять трудовые книги не могут физические лица, не имеющие соответствующую должность или статус индивидуального предпринимателя.

Проверка документов внутреннего использования

Процедура проверки внутренней документации обеспечивает возможность не только оптимизировать работу штата, но и удостовериться в ее эффективности. Аналитикам важно убедиться, что вся личная информация не используется вне организации и недоступна третьим лицам. Анализ бумаг, которые используются внутри структуры одного предприятия, включает в себя:

  • работу с трудовым распорядком;
  • целевой аудит охраны труда;
  • аналитику журналов отдела кадров.

Штатное расписание и внутренний трудовой распорядок – идентичные параметры, по которым проводится подробный отчет при анализе документов. Важную роль играет целевой аудит документации по охране труда (это касается не только производственных предприятий, но и компаний, работающих в офисах). Там прописываются нормы поведения в течение рабочего дня, правила пожарной безопасности, эксплуатации оборудования, установленного в помещении компании. Делопроизводство включает условия сохранности личных данных. Они анализу не подвергаются.

В экспертном заключении учитываются и журналы, которые ведутся отделом кадров: журнал учета трудовых договоров, приказы по сотрудникам, личные дела, журнал учета выданных справок, отпускных средств. Регистрация каждого документа должна сопровождаться подписью ответственного лица. Правила ведения журнальных записей обязывают нумеровать каждую страницу. Исправления или зачеркивания недопустимы – для этого необходима контрольная подпись и заверение записи администрацией или ответственным лицом. Каждый год журнал обновляется и идентифицируется.

Этапы аудиторской проверки

Этапы проведения проверки включают не только саму процедуру, но и первичную подготовку, анализ и описание выводов, создание заключения. Всего выделяют 5 ключевых этапов аудита кадров:

  1. Подготовка. Она характеризуется сбором предварительных данных, подписанием договора и оплатой услуг исполнительной команды.
  2. Планирование. На этом этапе согласовывается созданный план, устанавливаются дальнейшие действия команды.
  3. Анализ. Сюда входит обработка кадровой документации: чтение, изучение.
  4. Сведение данных. Описание вывода, составление отчетности и вынесение заключения в письменном виде (подается руководству).
  5. Рекомендации. Экспертное разъяснение подается устно, проводится разбор ключевых ошибок, замеченных в ходе проведения анализа.

После всех этапов выдается официальное свидетельство о прохождении аудита находящихся в штате сотрудников и бумаг, касающихся кадрового делопроизводства и учета человеческих ресурсов в организации. Инициатором процедуры может выступать владелец компании лично, прямой руководитель и его заместитель. Реже заказчиком выступает глава отдела кадров: он всегда подпадает под аналитику со стороны исполнителей. По завершению всех вышеописанных процедур составляется письменный отчет, содержащий:

  • описание оснований для проведения проверки;
  • перечень отделов, количество сотрудников компании, участвовавших в процедуре;
  • информацию о заказчиках и исполнителях;
  • методы оценки (факторы, по которым осуществлялась проверка);
  • сроки проведения;
  • описание работы, по результатам которой проводится оплата услуги;
  • краткое описание полученной информации и полноценный письменный отчет, передаваемый заказчику.

Сроки проведения

Точные сроки проведения процедуры анализа кадровой документации зависят от того, какой тип проверки выберет заказчик. Коротким сроком считается период до 10 рабочих дней, когда изучению подвергается исключительно бумажная и электронная документация на рабочем месте. Несколько дней потребуется для оформления отчета и окончательного анализа. Выборочная проверка занимает 20 рабочих дней – за этот период документы проверяются вместе с квалификацией специалистов отдела.

Если заказчику необходимо провести комплексный анализ деятельности штата от 25 человек, то на выполнение работы собственными силами может потребоваться до одного календарного месяца. Для поддержки и повышения эффективности сотрудников, рекомендовано нанимать компанию для проведения аудита один раз в год, два или три года (зависит от типа работы и масштаба деятельности предприятия-заказчика).

Результаты­

Окончательные результаты аудита кадров подаются в виде нескольких бумаг. Это не только отчет, но и отдельный список нарушений, рекомендации по исправлению ошибок. Отчет содержит информацию о том, какие бумаги подвергались анализу и детальному изучению. Там же прописываются данные о сотрудниках, эффективность работы которых проверялась нанятыми специалистами.

Отдельно подается экспертное заключение, где прописываются возможные последствия при повторе ошибок и нарушений в момент государственного контроля. Например, размеры штрафных санкций, ссылки на законодательные нормы. Туда же вписываются общие рекомендации по улучшению условий ведения кадрового делопроизводства (системы оплаты труда и др.). Общий список нарушений подается отдельно – он документируется и учитывается при возникновении судебных споров.

Сколько стоит кадровый аудит

При выборе стороннего исполнителя часто обращают внимание на цену услуги. Полная стоимость выполнения кадрового аудита зависит от:

  • типа проверки (комплексная, выборочная, локальная);
  • количества человек в штате, которые подвергаются анализу (например, 10, 20 или 30 человек);
  • условий работы и дополнительных требований.

Ознакомьтесь со средней стоимостью услуг такого рода в Москве и регионе:

Ориентировочная стоимость, рублей

Выборочный аудит по штатным специалистам

  • 1000 за человека в штате;
  • минимальный порог для заказа услуги – 15 000 для компании.

Выборочный аудит по отдельным документам

  • 1000 за документ;
  • минимальный порог для заказа услуги – 15 000 для компании.

Стандартная проверка по документам, сотрудникам

Кадровый аудит и консалтинг – деятельность профессиональных экспертов, выполняемая для улучшения результатов работы организаций.

С января 2018 года были приняты изменения в ТК РФ, регламентирующие правила проведения проверок на соблюдение трудового законодательства

Если своевременно инициировать кадровый аудит и консалтинг, работодатель обезопасит себя от проблем с контролирующими органами, избежит выплат крупных штрафов, обеспечит персоналу оптимальные условия работы и профессиональный рост.

Когда обращаются за услугами кадрового аудита

Независимая экспертиза кадровых процессов становится актуальной в таких ситуациях как:

  • Оптимизация порядка управления коллективом организации
  • Установление нормального количества управляющих и исполняющих сотрудников
  • Уменьшение временных затрат, которые требуются для решения поставленных задач и принятия решений
  • Устранение лишних информационных потоков, замедляющих профессиональную деятельность работников организации
  • Автоматизация некоторых бизнес-процессов, требующих оперативной обработки и управления
  • Грамотная оценка способностей, личностных и профессиональных качеств персонала
  • Снижение нагрузки в соответствии с возможностями и опытом работников
  • Рациональное распределение обязанностей между специалистами разного профессионального профиля и квалификации
  • Повышение уровня работы внутренней кадровой службы компании, где организуется эффективная деятельность с планированием всех этапов работы
  • Формирование дружного, коммуникабельного коллектива и развитой корпоративной культуры
  • Вовлечение сотрудников в ценности фирмы, повышение мотивации персонала
  • Установление комфортного рабочего микроклимата
  • Устранение и профилактика конфликтов с органами трудовой инспекции
  • Приведение организации в соответствие с последними поправками в отечественное законодательство
  • Сохранение деловой репутации субъекта экономических отношений, предотвращение начисления серьезных штрафов и применения других видов административных наказаний
  • Эффективная подготовка к прохождению государственной проверки
  • Смена руководства кадрового отдела, генерального директора юридического лица

Кадровый аудит представляет собой независимое квалифицированное исследование документации компании. Он позволяет изучить специфику работы фирмы и оптимизировать процессы делопроизводства.

Считается большой ошибкой приводить кадровые бумаги в порядок только при наличии информации о приближающейся проверке контролирующих служб.

Такой подход может:

  • Приводить к серьезным проблемам с государственными органами
  • Стать причиной привлечения к юридической ответственности за нарушение трудовых норм
  • Руководителям организаций следует постоянно контролировать качество делопроизводства, исключая риск ошибок задолго до взаимодействия с надзорными структурами

При проведении аудиторских мероприятий важно строго придерживаться регламентированных законом правил и принципов. Необходимо учитывать положения ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, ТК РФ, ПП РФ от 16 апреля 2003 года № 225 и Постановления Минтруда РФ от 10 октября 2003 года № 69

Аудит можно заказывать отдельно или в комплексе с операциями по кадровому консалтингу. Проводить исследование внутренней документации могут сотрудники предприятия или сторонних организаций. Исполнители из специализированных компаний имеют богатый опыт аналитической деятельности и отличное знание действующего законодательства.

Квалифицированные сотрудники самостоятельно исследуют документы организации и представляют ее руководителю детальный отчет с выявленными ошибками и рекомендациями по их устранению.

Если начальник компании принимает решение вести аудит своими силами, он издает приказ о проведении проверки. В документе отражаются цели, стадии и сроки исследования, ФИО ответственных сотрудников предприятия.

Зачем требуется кадровый аудит

Выделяют несколько целей проведения аудита кадрового потенциала:

  • Подготовка компании к инспекционной проверке на предмет соблюдения предписаний миграционного, трудового, страхового, налогового, пенсионного, архивного законодательства
  • Повышение уровня профессионализма специалистов кадровой службы компании
  • Подготовка действенного плана, направленного на исправление допущенных нарушений
  • Объективная оценка и анализ состояния кадровых документов

Шимолина Марина Александровна,
главный аудитор-методолог Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

Как правильно определить объемы аудиторских работ, их стоимость и сроки проведения аудиторской проверки? Все эти вопросы аудитор должен решить на этапе планирования аудита при получении заказа от клиента на проведение проверки бухгалтерской отчетности. Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента. 📌 Реклама Отключить

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности1.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696. Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Правило N 3 содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования. Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

📌 Реклама Отключить

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность2.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

📌 Реклама Отключить

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора3.

📌 Реклама Отключить

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

📌 Реклама Отключить

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки4, где выражает свое согласие на проведение аудита.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности). После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

📌 Реклама Отключить

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки5. Аудитор рассчитывает уровень существенности – предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности – и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита6.

📌 Реклама Отключить

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Общий план аудита необходимо документально оформить. Он должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения7. В зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и применяемых аудитором конкретных методик форма и содержание общего плана могут меняться.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

Один из основных этапов планирования аудита – разработка программы проведения проверки, являющейся основой составления и одновременно развитием общего плана аудита8. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. Начиная разработку программы, аудитор должен выявить значимые для аудита области, а также финансово-хозяйственные операции, отсутствующие у клиента или представляющиеся малозначимыми (несущественными). При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой.

📌 Реклама Отключить

К значимым для аудита в первую очередь относятся разделы и операции, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. А к малозначимым (несущественным) – отсутствующие у клиента, имеющие незначительный объем или те разделы и операции, где величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

📌 Реклама Отключить

В последнем разделе общего плана аудита планируется завершающий этап путем определения действий и процедур проверки, направленных на обобщение ее результатов в виде письменной информации руководству аудируемого лица, а также подготовку и подписание аудиторского заключения. Составной частью общего плана на завершающем этапе аудита являются положения, предусматривающие осуществление внутреннего контроля качества за проведением аудиторской проверки. Планирование контрольных процедур должно быть направлено на получение разумной уверенности в том, что работа аудиторов выполнена с высокой степенью профессиональной компетенции, необходимой при данных обстоятельствах9.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

📌 Реклама Отключить

Аудитор планирует свою работу непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторской проверки. Общий план аудита и его программа по мере необходимости могут уточняться и пересматриваться в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы и могут являться основанием для изменения условий договора на проведение аудиторской проверки10.

1) п. 7 ст. 9 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

2) Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (25.12.1996, утратил силу)

3) Федеральное правило (стандарт) N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

📌 Реклама Отключить

4) п. 2 Федерального правила (стандарта) N 12 «Согласование условий проведения аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

5) Федеральное правило (стандарт) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

6) п. 9 Федерального правила (стандарта) N 4 «Существенность в аудите», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

7) п. 8 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

8) п. 10 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

9) Федеральное правило (стандарт) N 7 «Внутренний контроль качества аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

📌 Реклама Отключить

10) п. 12 Федерального правила (стандарта) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696

Тема 4. Планирование аудиторской проверки.

  1. Планирование аудита.

  2. Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь существенности и аудиторского риска.

  3. Аудиторский риск. Виды риска.

  4. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Вопрос 1. Планирование аудита.

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Время необходимое для планирования зависит от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

В старом правиле (стандарте) аудиторской деятельности (от 23.09.2002 N 696) были перечислены используемые при планировании аудита основные принципы: комплексность, непрерывность, оптимальность, однако, в редакции от 2004 г. данные принципы не выделяются.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур.

Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).

Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

При планировании аудита выделяют 3 этапа:

  1. предварительное планирование;

  2. составление общего плана аудиторской проверки;

  3. разработка программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности. Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о внутренних и внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, а также должен ознакомиться:

  • организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

  • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

  • структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

  • технологическими особенностями производства продукции;

  • уровнем рентабельности;

  • основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

  • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

  • существованием дочерних и зависимых организаций;

  • организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

  • принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть:

  • устав экономического субъекта;

  • документы о регистрации экономического субъекта;

  • протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

  • документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

  • бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;

  • документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);

  • контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

  • внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции;

  • материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов и др.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

  • общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

  • установление уровней существенности для аудита;

  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

  • привлечение экспертов;

  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

После составления программы и общего плана аудита, определяющих объемы проводимых работ, формируется и утверждается состав группы, осуществляющей проверку. Между исполнителями распределяются и закрепляются разделы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, подлежащие проверке, назначается руководитель группы, отвечающий за проведение и результаты аудита. При формировании аудиторской группы определяется численность и квалификация аудиторов, привлекаемых к проверке, проверяется их независимость по отношению к аудируемому лицу. Руководитель проверки доводит до сведения всех членов аудиторской группы возложенные на них обязанности и знакомит их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, общим планом и программой аудита.

Общий план и программа проведения аудита подписываются руководителем аудиторской проверки и подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.

Общая стратегия аудита по МСА

Требование п. 7 МСА 300 Планирование аудита финансовой отчетности Аудитор должен разработать общую стратегию аудита, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являющуюся основой для разработки плана аудита

Рабочий документ Общая стратегия аудита разработан в соответствии с требованиями п. 7 МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».

В рабочем документе приведены вопросы и возможные ответы по следующим направлениям проверки:

  • Особенности аудиторского задания
  • Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия
  • Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий
  • Характер, сроки использования и объем ресурсов

Общая стратегия аудита

Рабочий документ Общая стратегия аудита приводится в разделе Планирование аудита. По завершении разработки общей стратегии аудитор формирует план аудита.

Разделы аудита в программе IT Audit ×

Значимые изменения в общей стратегии аудита

Значимые изменения в общей стратегии аудита в программе IT Audit документируются в соответствующем рабочем документе.

Значимые изменения в общей стратегии аудита ×

В рамках разработки общей стратегии аудита аудитор также выполняет и документирует выполнение следующих аудиторских процедур:

  • Расчет уровня существенности
  • Оценка риска существенного искажения на уровне отчетности
  • Информация об обособленных подразделениях
  • Ключевые элементы понимания деятельности организации и ее окружения
  • Протокол встречи с ЛОКУ на этапе планирования
  • Формирует запросы в адрес аудируемого лица
  • Изучает систему внутреннего контроля аудируемого лица

Рабочий документ Общая стратегия аудита автоматически заполняется переменными

При создании рабочего документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом

В столбце «Содержание ответа» выбирается необходимый вариант или вносится собственный. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.

Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:

  • Создание файла (рабочего документа) по процедуре при заполнении которого не используются данные бухгалтерского учета
  • Групповое создание рабочих документов

При необходимости содержание вопросов и ответы могут быть изменены в текстовом редакторе программы. Все внесенные изменения сохраняются в файле рабочего документа Подготовка рабочих документов по МСА без данных бухучета в IT Audit

Использование перекрестных ссылок при подготовке общей стратегии аудита

В качестве доказательств при подготовке ответа могут использоваться ссылки на другие аудиторские доказательства (процедуры, файлы рабочих документов) с использованием перекрестных ссылок.

Перекрестные ссылки в рабочих документах IT Audit

Процедуры по планированию аудита в программе IT Аудит

Направить предложение по процедурам и рабочим документам

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *