Содержание
Учитель? Докажи
— Цель — не «найти и наказать», а понять, как повысить качество преподавания в школах. Для этого нужно получить объективные данные: как педагоги знают свой предмет, могут ли мотивировать ученика или, к примеру, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, — рассказал проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин. — Первый этап апробации новой модели аттестации уже прошел в 19 регионах: ее тестировали на практике 615 учителей и 462 студента педвузов. От них мы получили более 12 тысяч предложений, замечаний, вопросов. Доработанная, но не окончательная версия модели сейчас проходит широкое общественное обсуждение.
Какой будет аттестация по новым правилам? В ней планируется несколько элементов, но среди ключевых — Единые федеральные оценочные материалы.
Если коротко — ЕФОМы. Для обычного «уха» эта аббревиатура пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ. Учителям предложат отправить экспертам на проверку видеозапись своего урока, писать тесты по своему предмету и решать так называемые «педагогические кейсы».
Первый «блок» — письменная работа по предмету, на выполнение которой в апробации отводилось два часа. К примеру, учитель математики будет не только решать уравнения и выводить производные. В ход пойдут и методические задачки: найти ошибку в решении школьника, помочь ее исправить и поставить адекватную оценку. Составить план урока, выстроить материал так, чтобы ребенок его усвоил… Да много чего еще. И если ЕГЭ нацелен на проверку конкретных знаний, то у единых заданий для учителей задач гораздо больше.
«Обкаткой» Единых федеральных оценочных материалов параллельно занимается и Рособрнадзор.
— Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей, — говорит заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. — Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы сейчас ищем ответ.
В планах до 2020 года — разработка ЕФОМов по всем школьным предметам. Апробация первых из них уже идет полным ходом: в ближайшие недели Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций, в котором будут участвовать более 20 тысяч учителей из 68 регионов. В фокусе — русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право. При этом будут учитываться условия работы педагогов: тип школы, в небольшом селе или мегаполисе, стаж, возраст… Всем участникам исследования ведомство также предложит оставить отзыв: что они думают о содержании и форме, в которой проходила «оценка».
— Результаты исследования будут обезличены: по сути, это не мы тестируем учителей, а учителя тестируют новую систему, — подчеркнул Анзор Музаев. — То есть на данном этапе это никак не отразится на профессиональной репутации педагогов. Подчеркну: никаких наказаний, увольнений, лишения премий в школах быть не должно.
Еще один «блок», который предполагается в аттестации, — это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.
— Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию, — говорит Андрей Милехин. — Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка. — Прим. ред.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс — анализ учителя собственной работы на уроке.
И последний «блок» — решение «педагогического кейса» на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.
На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом — 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.
Зачем нужна аттестация учителей? Вовсе не для того, чтобы найти ошибки и наказать. Главное — понять, как повысить качество преподавания в школах
Профессиональный экзамен на основе единых заданий предлагается сдавать всем выпускникам педвузов — это станет «входом в профессию». Затем через какое-то время учителю нужно будет подтвердить соответствие занимаемой должности, сдав ЕФОМ. А если преподаватель не сможет пройти аттестацию? Его отправят доучиваться и повышать квалификацию.
В аттестационный «портрет учителя» входят еще три элемента, но собирать их будет администрация школы: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников, мнения выпускников. За все максимально можно набрать 100 баллов. До 60 — за прохождение ЕФОМ. Еще 20 баллов «подарят» успехи учеников, а условия профессиональной деятельности — максимум 5. И еще 15 баллов могут принести индивидуальные достижения учителя.
Все это будет органично встроено в Национальную систему учительского роста, которую министерство просвещения разрабатывает по поручению президента. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали. И если просто учитель может качественно обучать по основной программе, то «старший» — разрабатывает индивидуальные, вариативные и коррекционные программы, «ведущий» — выступает наставником, координирует работу педагогов, психологов, дефектологов.
— Как учитель может развиваться? Стать завучем? Директором? И все? Очевидно, что нам нужна новая система, которая позволит сохранить свой статус преподавателя и профессионала, не переходя на административные должности. В будущем я хочу брать под крыло молодых специалистов, руководить методическим объединением или кафедрой в рамках школы. И чем выше по этим ступенькам учитель будет подниматься, тем большую зарплату он должен получать, — считает призер конкурса «Учитель года-2018», историк Илья Казанцев. Сама модель еще может сильно измениться: ее общественные обсуждения идут на сайте ЕФОМ.рф до 9 ноября. Министерство просвещения обсудит ее детали на всероссийской конференции.
Инфографика «РГ»: Антон Переплетчиков / Леонид Кулешов / Ксения Колесникова Прямая речь
Татьяна Голикова, вице-премьер:
— В рамках нацпроекта «Образование» мы намерены направить на повышение квалификации педагогов 15 млрд рублей. Это возможность за будущие года подготовить и переподготовить порядка 50% педагогов, дать им такую возможность получения новых знаний в наших высших учебных заведениях.
Ольга Васильева, министр просвещения:
— В каждом регионе будут созданы центры непрерывного развития профессионального педагогического мастерства. Они могут создаваться на базе институтов повышения квалификации, развития образования. Эти центры будут образовывать единую сеть, и при них будут открыты аккредитационные центры.
Тест на профпригодность. Особенности столичной системы аттестации учителей
Минпросвещения обещает, что с 2020 года все учителя страны будут проходить аттестацию по новым правилам. А пока федеральная модель обсуждается, в Москве разработана и действует своя система оценки педагогов на профпригодность.
То, что прежняя система аттестации не устраивала ни учителей, ни чиновников, стало очевидно давно. Ведь, чтобы получить более высокую категорию, педагогам приходилось собирать тонны бумаг, выезжать на курсы повышения квалификации, нередко за свой счёт. Но как объективно оценить профессионализм учителя? И кто должен ставить ему оценку?
Пара кликов мышкой
В Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) – так теперь называется ЕГЭ для учителя – предлагается включить несколько блоков проверки: письменный тест по предмету, видеозапись урока и решение педагогических «кейсов», то есть проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в школе.
Однако такой подход вызывает множество дискуссий и возражений. Да и стоит ли изобретать велосипед, если в Москве с 2014 г. эффективно работает современная система аттестации, опыт которой не прочь перенять даже западные коллеги? Ежегодно аттестацию в столице проходят 25 тыс. преподавателей. Как это работает?
Учитель заполняет заявление в электронном виде в разделе «Аттестация» информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования». Сделать это можно с компьютера, планшета и даже со смартфона. Далее педагог выбирает категорию – первую или высшую, нажимает кнопку «Отправить». Причём никакие справки, бумаги и прочее собирать не надо.
Поскольку модуль «Аттестация» интегрирован с другими городскими информационными системами, то данные об учителе и результатах его учеников собираются автоматически и просто прикрепляются к заявлению на аттестацию. После этого Городская аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации либо отказе. И всё! Квалификационная категория устанавливается на 5 лет. Заявление на высшую категорию можно подавать не ранее чем через 2 года после присвоения первой.
«Работа всех систем направлена, прежде всего, на освобождение учителей от дополнительной ненужной и даже вредной работы по составлению отчётов, справок и планов, чтобы у них оставалось больше времени для непосредственного общения с учениками», – подчёркивает директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
«Главный критерий для Городской аттестационной комиссии – достижения учеников, – объясняет особенности столичной модели аттестации директор школы № 1520 им. Капцовых Вита Кириченко. – Таким образом, помимо рационального использования времени учителя решается задача оценки реального профессионализма учителя «здесь и сейчас», а не процесса его работы, не его потенциальных возможностей. И чем больше вклад школы в качественное образование в Москве (чем выше её рейтинг), тем меньше сил и времени уходит на процедуру аттестации. Чем больше успехов у наших учеников, тем выше шансы учителя на профессиональное признание и поощрение. Таким образом, в высоком уровне профессионализма заинтересована вся школьная команда».
Не только ЕГЭ
Согласно порядку аттестации, учитель школы, входящей в топ‑399, внёсший вклад в достижение школой таких позиций, по решению администрации может быть аттестован без выгрузки всех результатов обучения и без рассмотрения их на заседании Городской аттестационной комиссии. Причём учитываются не просто фактические результаты обучающихся у данного педагога, а динамика: улучшение показателей и слабых, и сильных учеников.
А как быть учителю, работающему в школе, где обучается сложный контингент детей, которые не могут сдать ЕГЭ на высокие баллы или стать призёрами олимпиад?
«Москва даёт немало возможностей учителю проявить себя и пройти безболезненно аттестацию, – рассказывает председатель предметной ассоциации учителей иностранных языков города Москвы Екатерина Морозова. – Например, если учитель прошёл обучение на эксперта предметной комиссии ЕГЭ (проверяет работы выпускников) и не менее 3 лет им проработал, то аттестацию проходит автоматически. Если педагог стал призёром в профессиональном конкурсе (есть их утверждённый перечень), активно работает в системе «Московской электронной школы», то тоже может пройти аттестацию по упрощённой схеме».
«Модель аттестации московских учителей постоянно развивается, – продолжает Павел Кузьмин. – Педагогам предлагаются новые возможности для профессионального развития и раскрытия творческого потенциала. (Например, в сентябре этого года было принято решение, что преференции для прохождения аттестации имеют эксперты WorldSkills Juniors, то есть чемпионатов профессионального мастерства в рабочих профессиях среди детей до 16 лет. – Ред.) Процедура аттестации нацелена на то, чтобы достойно оценить труд каждого педагога. Но в Москве она ещё даёт учителю возможность сосредоточиться на решении педагогических задач, достижении высоких результатов, не отвлекаясь на квест под названием «Пройди аттестацию».
Зачем тестировать учителя?
А что думают по поводу новой московской системы аттестации сами московские учителя?
«В прошлом году проходил аттестацию на высшую категорию, – рассказывает учитель информатики образовательного комплекса «Воробьёвы горы» Роман Свирин. – Даже не могу вспомнить сам процесс, потому что мне практически ничего не пришлось делать. У меня 14 призёров муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников, а средний балл ЕГЭ моих выпускников – 70. Все эти сведения уже у школы были. И сотрудник, ответственный за аттестацию в школе, направил их на комиссию. Я слышал про новую модель аттестации, которая сейчас обсуждается на федеральном уровне. У нас, учителей, вопросов к ней много. В частности, от педагога требуется снимать на видео свои уроки и отправлять на комиссию. А когда ему изучать технологию создания ролика? Вместо того чтобы работать с детьми, он будет на это тратить время и силы? Но главное – каковы будут критерии оценки и кому будет дано такое право?»
С коллегой соглашается и преподаватель ИЗО школы № 1324 Алина Бахметьева: «Я потратила максимум полчаса на аттестацию и получила высшую категорию. Конечно, мои ученики не сдают ЕГЭ, зато уже 4 года подряд некоторые из них становятся победителями и призёрами конкурсов и олимпиад. Поэтому руководство школы предложило мне подавать документы на повышение категории. Не совсем согласна с тем, что в предлагаемой федеральной модели аттестации 60 % баллов учитель сможет получить за оценку видеоурока, прохождение теста, решение проблемных теоретических задач и только 40% – за учебные результаты своих учеников. Но ведь именно достижения детей должны быть на первом месте! Общалась с коллегами, которые участвовали в апробации федеральной модели. Некоторым из них школьная администрация помогала снимать и редактировать видео, предоставляла методическую поддержку. А кто-то делал всё сам. В принципе умение создать красивое видео – нелишнее. Но такая работа занимает немало времени. А на подготовку к урокам, работу с детьми его остаётся всё меньше и меньше».
«Думаю, что аттестацией должен заниматься работодатель, – уверена Екатерина Морозова. – А учитель – учить детей, а не бежать куда-то что-то сдавать. По крайней мере насильно. В Москве, кстати, есть Центр независимой диагностики. Если учитель сам хочет себя проверить, он может сдать тесты. Это его ни к чему не обязывает, сделать это можно даже анонимно – и при этом понять, где и каких компетенций ему не хватает, что надо развить. А заставлять идти на экзамены – это неуважение и недоверие к учителям. В стране очень много учителей старшего возраста, они большие профессионалы, и их нужно беречь. Зачем ставить их в ситуацию стресса, психологического дискомфорта?»
Столичную систему аттестации недавно высоко оценили коллеги из регионов и зарубежные учителя. За 2 года для изучения московского опыта приезжали делегации специалистов систем образования из более чем 50 регионов России.
«Одна из составляющих московской модели – это электронный путь прохождения, поэтому её можно назвать всеохватывающей», – поделилась впечатлениями председатель профсоюза болгарских учителей Янка Такева, посетившая с коллегами Московский центр качества образования.
«За внешне простой процедурой – итог работы системы столичного образования, возможный при наличии ресурсов и решения целого ряда комплексных задач, – отмечает Вита Кириченко. – Когда анализируешь достижения московских школьников, результаты столичной системы образования, приходишь к выводу, что модель аттестации, созданная в Москве, – это модель, о которой раньше можно было только мечтать!»
Рособрнадзор преподнес подарок к Дню учителя – «ЕГЭ для педагогов»
В октябре Рособрнадзор проверит 18 тысяч учителей на профпригодность
Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность. Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Правда, сами педагоги считают, что их хотят унизить перед обществом и лишить тем самым надежды на рост зарплат и избавление от бумажной волокиты. Подробности – в материале Накануне.RU.
О проведении «Всероссийского исследования компетенций учителей» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила 1 октября, за несколько дней до профессионального праздника – Дня учителя.
«Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства», – заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.
Учителям предстоит выполнить задания по дисциплинам, которые они преподают, а также ответить на вопросы анкеты, часть из которых раскрывают психолого-педагогические аспекты их деятельности.
В этом году исследование проведут среди учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, экономики и права, а также предметов «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. учителей из 70 регионов по дисциплинам: география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физкультура, иностранный язык, ОБЖ, искусство и технология.
«В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в стране», – заявили в Рособрнадзоре.
Учителя уверены: цель всероссийской проверки – показать обществу «плохих учителей», недостойных повышения зарплат и улучшения условий труда.
По словам сопредседателя профсоюза «Учитель», учителя русского языка и права Всеволода Луховицкого, проверка Рособрнадзора будет некомпетентной, а ее результаты будут известны заранее.
«У нас всегда так: любой эксперимент проводится и сразу же заявляется, что через год это будет внедрено. Это значит, что это никакой не эксперимент, не проверка, а просто подтверждение того, что наши чиновники и так знают. Любое действие должно иметь цель. Какая будет цель у этой проверки, непонятно. От того, что мы выясним уровень преподавателей, ничего в нашей школе, в нашей жизни, в образовании не изменится. Предложить других учителей неизвестно откуда или переделать вдруг этих учителей, невозможно. Можно только одно – показать обществу, какие у нас плохие учителя, а раз они плохие, то не надо обращать внимание на их требования, не надо думать об улучшении их условий труда, надо говорить только о том, какие они плохие», – поделился своим мнением с Накануне.RU Всеволод Луховицкий.
«Очередной хороший нам подарочек к празднику преподносит Рособрнадзор», – добавил сопредседатель профсоюза, напомнив о Дне учителя 5 октября.
В этот день профсоюз планирует серию одиночных пикетов, посвященных проблемам образования и защите трудовых прав педагогов, у здания Министерства просвещения на Тверской: в полноценном пикете у здания на Люсиновской улице активистам отказали.
«Четыре года нам не согласуют пикеты на Тверской. Сейчас нам сказали, что на Люсиновской недостаточно места до 15 участников пикета. Вероятно, тогда учителя будут выходить на одиночные пикеты уже к зданию на Тверской. Основное требование – «Дайте учителю учить». Хватит заниматься всякой ерундой – бесконечными проверками», – отметил Всеволод Луховицкий.
Ответственность учителей растет, а статус нет, заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
«Я думаю, что в современной ситуации учителей нужно не столько проверять, сколько поклониться им за то, что они в таких условиях в школе работают. Концепция образовательной политики должна быть такая: учитель должен иметь высокий статус и высокую ответственность. Пока, к сожалению, ответственность все время повышается, а со статусом проблемы», – рассказал Накануне.RU депутат.
Сейчас в школах не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, заметил Олег Смолин, сославшись на данные Рособрнадзора.
«Поэтому остальным приходится работать буквально «за себя и за того парня». Средняя нагрузка учителя – 28 часов на позапрошлый год, по данным Рособрнадзора. Теперь больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, за последний год количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое с 7 до 13%. Поэтому если будет продолжаться политика повышения ответственности без улучшения статуса, то работать в школе будет некому. Я за то, чтобы учителя имели высокие профессиональные навыки, только создайте им высокий профессиональный статус», – заключил парламентарий.
В Рособрнадзоре заверили, что предстоящая проверка не возникла внезапно – ведомство реализовало ряд проектов по разработке объективной модели оценки компетенций учителей и опробовало их на практике. В 2015 г. прошло всероссийское исследование «Портрет учителя истории», а затем проверка учителей русского языка. В 2016 г. – основной этап исследований компетенций учителей математики, русского языка и литературы. В прошлом году 5 тыс. учителей в 13 регионах прошли апробацию новой модели уровневой оценки компетенций учителей.
В профсоюзе «Учитель» не доверяют результатам проверок Рособрнадзора. «Никаких достоверных результатов, которые можно было бы независимым экспертам оценить, проверить, понять, никаких выводов из этих проверок никогда не делается. Любая проверка Рособрнадзора – это дополнительная бессмысленная работа и хлопоты учителям, у которых сейчас не 18 часов, как было 30 лет назад, а по 35-40 часов в неделю. И вместо того, чтобы заниматься их непосредственной работой, их принуждают занимаются всякой ерундой. Это мнение не мое личное, я откажусь от любой проверки и никто меня не заставит ее проходить, а вот учителя обычные чаще всего вынуждены, потому что недостаточно решительны», – заметил Всеволод Луховицкий.
На сайтах региональных образовательных ведомств размещена информационная справка о результатах проверки учителей в предыдущие годы.
«По итогам анализа результатов исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы в 2016 году было выявлено, что 15-20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень подготовки: 50% учителей имеют не высокий уровень методической подготовки; 80% учителей имеют слабый уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения», – сказано в документе.
Учителям требовалось решить 20 предметных задач, три методических задания и профессиональную задачу.