Предстоящее исключение из ЕГРЮЛ

Содержание

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Форма ликвидации

Ответственность учредителей по долгам общества

Расходы на ликвидацию

Добровольная ликвидация

Отсутствует

За счет имущества ООО

Банкротство

Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве

Солидарно, за счет учредителей

Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ)

Отсутствует

Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

***

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?

Ликвидация и исключение из единого государственного реестра юридических лиц — синонимы или различные понятия≤ Для того чтобы разобраться в этом, изначально нужно разобраться с терминологией указанной в законодательстве.

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде .

Каждое юридическое лицо имеет правоспособность, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная запись вносится в нескольких случаях:

— при реорганизации;

— при добровольной ликвидации;

— при принудительной ликвидации;

— при исключении недействующего юридического лица.

Ликвидация, исходя из п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Исключение из ЕГРЮЛ — это также прекращение юридического лица. Оно возможно при соблюдении двух условий, указанных в ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

1) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

2) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету .

Если придерживаться точки зрения, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация юридического лица — это равнозначные понятия, возникает множество вопросов.

Одним из таких вопросов является судьба оставшегося у юридического лица имущества после исключения его из ЕГРЮЛ. Вспомним, что при ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссией или ликвидатором составляется ликвидационный баланс, имущество, которое числится в собственности за обществом, распределяется между его учредителями пропорционально их долям.

При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ мы не можем прибегнуть к данному способу распределения имущества, так как исходя из норм Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует иной порядок прекращения юридического лица:

— при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

— решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;

— заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;

— если в течение трех месяцев заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи .

Таким образом, мы видим, что законодатель не предусматривает в данной процедуре прекращения юридического лица возможности определить судьбу принадлежащего на праве собственности имущества. Следовательно, можно предположить, что данное имущество, после внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица, можно считать бесхозным. Но так ли это≤

Судебная практика Вологодского областного суда говорит нам обратное:

«Судом установлено, что ООО «Продукты», соучредителями которого являлись О. и В. с принадлежащими им по 1/2 доли уставного капитала (50 %), на праве собственности принадлежало нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м кадастровый номер N…, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно справке N…, составленной 28.04.2011 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, у ООО «Продукты»…, зарегистрированное 06.12.2002 за основным государственным регистрационным номером N…, отсутствуют в течение последних 12 месяцев сведения об открытых банковских счетах.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области было принято решение от 29.04.2011 N… о предстоящем исключении недействующего указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с обязательным опубликованием данного решения в органах печати, в котором было указано о праве кредиторов и иных лиц, интересы которых затрагиваются данным решением, направить соответствующие заявления в этот орган по адресу: <адрес>, в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения.

На основании указанного решения регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2011 была внесена запись за государственным регистрационным номером N… об исключении сведений об ООО «Продукты» как фактически прекратившее деятельность.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Принимая во внимание, что правоспособность ООО «Продукты» была прекращена не в установленном гражданским законодательством порядке, а на основании решения регистрирующего органа (п. 2 ст. 21.1 вышеуказанного федерального закона), в связи с чем прекращено и право собственности данного юридического лица на нежилое помещение (магазин), судебная коллегия находит исковые требования О. подлежащими удовлетворению.

При определении размера доли, подлежащей выделению в собственность истца, судебная коллегия полагает необходимым применить по аналогии положения п. 2 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.

В данном случае О. принадлежала доля в уставном капитале ООО «Продукты» в размере 50 %, следовательно, в собственность истца подлежит выделению 1/2 доля в нежилом помещении (магазин).

Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, сводятся к неправильному толкованию норм материального права и правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

Исковые требования О. удовлетворить.

Выделить 1/2 доли в имуществе: нежилом помещении — магазине, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N…, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем обществу с ограниченной ответственностью «Продукты».

Таким образом, данный вопрос остается открытым, так как судебная практика с противоположным решением так же имеет место быть.

Если же полагать, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация — это различные понятия, тут тоже не совсем все сходится. Ведь даже Высший Арбитражный Суд РФ в своих разъяснениях путается в терминах .

Так, 13 августа 2004 г. в информационном письме «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) поясняет: «По основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо» . А уже 17 января 2006 г. в своих разъяснениях он указывает: «Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом» . Таким образом мы видим, что изначально Президиум ВАС РФ говорит о возможности ликвидации лишь действующих юридических лиц, а далее речь идет о ликвидации недействующего юридического лица.

Для того, чтобы избежать путаницы предлагается законодательно закрепить и разграничить такие понятия, как действующее и недействующее юридическое лицо.

Возвращаясь к вопросу о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ», можно указать Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором говориться, что: «Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией» .

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» до сих пор до конца не урегулирован. И хотя Пленум ВАС РФ не однократно давал пояснения по этому вопросу, необходимо законодательно закрепить еще один способ прекращения юридических лиц. А так же дополнить классификацию юридических лиц делением на действующие и недействующие.

Литература:

3. Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, № 27, ст. 2722.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 (ред. от 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // «Вестник ВАС РФ», № 2, февраль, 2007.

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 10, 2004.

6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Вестник ВАС РФ», № 4, 2006.

7. Статья: К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра (Чарковская Н. И., Красовская А. А.) // «Исполнительное право», 2008, № 1 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 N 33–1851/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

ООО убрали из ЕГРЮЛ: можно быть директором другой фирмы?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 2 августа 2019 г.

Содержание журнала № 16 за 2019 г. РУКОВОДИТЕЛЮОСН | УСН | ЕНВД | ЕСХНА.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению В каких случаях исключение компании из ЕГРЮЛ имеет последствия для ее руководителя и учредителя? И может ли директор фирмы, исключенной налоговиками из ЕГРЮЛ в административном порядке, продолжать руководить другими компаниями, созданными ранее?

Формы заявлений в электронном виде можно найти:

раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс

Как известно, человек может быть руководителем сразу нескольких организаций. Законом это не возбраняется. Правда, директору для совмещения должностей нужно разрешение совета директоров или собственника компании по основному месту работыстатьи 60.1, 276, 282 ТК РФ.

То, что директор руководит сразу несколькими компаниями, еще не говорит о том, что он номинальный. Даже налоговики считают человека «массовым» директором, только если он возглавляет больше пяти фирм, зарегистрированных после 01.08.2016, или больше 50, зарегистрированных до этой датыПисьма ФНС от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@, от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@.

При такой «массовости» директора регистрирующий орган может провести проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. И если не подтвердится, что человек реально руководит определенной фирмой, в госреестр внесут запись о недостоверности сведений об этой компаниип. 6 ст. 11 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ). Через полгода регистрирующая ИФНС может инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра.

Напомним, компанию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке, если:

•или организация обладает признаками недействующей, то есть в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом решения об исключении, не сдавала налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счетуп. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ;

•или в отношении организации в реестр более 6 месяцев назад внесена запись о недостоверности сведений (об адресе юрлица, его участниках или директоре). Важно помнить, что из-за записи о недостоверности могут исключить из ЕГРЮЛ даже реально работающую компанию, которая вовремя сдает налоговую отчетностьподп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Предположим, участники компании узнали, что фирму, в которой их директор по совместительству также числился руководителем, исключили из ЕГРЮЛ. Что делать? Надо ли искать нового директора? Полагаем, что с этим можно не спешить.

Прежде всего напомним, что исключение компании из ЕГРЮЛ не всегда имеет негативные последствия для руководителя и основного участника юрлица. А в некоторых случаях ограничения для них действуют, даже если фирма не исключена из госреестра.

Закон о госрегистрации юрлиц и ИП предусматривает трехлетний запрет на регистрацию новых компаний, если его предполагаемые участник или директор раньше былиподп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ:

•руководителем либо основным участником (то есть владевшим не менее чем 50% доли в уставном капитале) ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее и на момент исключения имело задолженность перед бюджетом либо в отношении которого эта задолженность была признана безнадежной к взысканию. Срок действия ограничения в этом случае исчисляется с момента исключения компании из госреестра.

Если долгов перед бюджетом у исключенной фирмы не было, то и проблем с регистрацией нового юрлица с тем же директором/участником не возникнет;

•руководителем либо основным участником ООО, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений (кроме ситуации, когда сам руководитель/участник сообщил, что сведения о нем, содержащиеся в госреестре, недостоверны, подав заявление по форме № Р34001). В этом случае срок действия ограничения будет отсчитываться именно с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности. И не имеет значения, исключена компания из госреестра или нет, — трехлетний запрет на учреждение других ООО и руководство ими все равно будет действовать.

А вот запрета на руководство другими юрлицами, действующими одновременно с обществом, в отношении которого в госреестр внесена запись о недостоверности либо которое было исключено из ЕГРЮЛ из-за такой записи или как недействующее, Закон № 129-ФЗ не содержит.

И каждый раз для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности в отношении конкретной компании, руководителем которой числится тот же человек, регистрирующий орган должен провести комплекс мероприятий, предусмотренных Законом. Это подтверждает и специалист ФНС.

Исключение из ЕГРЮЛ одной фирмы не влечет исключения другой, даже если директор тот же

ГРИГОРЕНКО Екатерина Сергеевна
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— В ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в госрегистрации. В частности, предусмотрено право регистрирующего органа отказать в регистрации в случае, когда подаваемый пакет документов содержит сведения об участнике или руководителе юрлица, который раньше был основным участником или руководителем ООО, исключенного из ЕГРЮЛ с задолженностью, или ООО, в отношении которого в реестре имеется запись о недостоверности сведений. Отказ возможен при условии, что не прошло 3 года с момента исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ или с момента признания сведений недостоверными соответственно.

В случае когда гражданин уже является директором другой компании, эти факты не повлекут автоматического исключения этой другой компании из ЕГРЮЛ. Таких оснований для исключения Закон не предусматривает. То есть по цепочке все компании, которыми руководит один и тот же человек, нельзя исключить из реестра. Регистрирующий орган может инициировать процедуру их исключения из ЕГРЮЛ только в общем порядке, как недействующих или из-за записи о недостоверности сведений, внесенной в реестр по результатам соответствующей проверки. Но не потому, что исключена первая компания, а директор или учредитель один и тот же.

* * *

Иногда спрашивают: могут ли директор и основной участник ООО, которые попали под трехлетний запрет на учреждение новых компаний/руководство ими, зарегистрироваться как предприниматели? Отвечаем: такого последствия для руководителя или основного учредителя исключенной из ЕГРЮЛ фирмы, как отказ в регистрации в качестве ИП, Закон № 129-ФЗ не предусматривает. И значит, отказать на этом основании в регистрации ИП «опальному» директору или участнику ООО регистрирующая ИФНС не вправе.

Как юридическому лицу не исчезнуть из ЕГРЮЛ?

Сурков А. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Выявляя несоответствие заявленных сведений действительности, ИФНС предварительно вносит надлежащую запись в ЕГРЮЛ. Эта запись впоследствии может стать основанием для окончательного исключения компании из реестра. Единственная возможность предотвратить такой исход – вовремя отреагировать на отметку о недостоверности и предоставить корректную информацию в регистрирующие органы.

Основания для исключения юрлиц из ЕГРЮЛ

В силу п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации ЮЛ, лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра:

  • не представляло документы отчетности, предусмотренные налоговым законодательством;

  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Эти же критерии недействующего ЮЛ поименованы в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

При наличии одновременно обоих признаков недействующего ЮЛ регистрирующий орган (ИФНС) принимает решение о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Порядок принятия такого решения ИФНС определен нормами названной статьи (но об этом чуть позже).

Важная деталь: обозначенное решение не принимается, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве ЮЛ, а также проводимых в отношении него процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Предусмотренный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ применяется также в случаях (п. 5):

а) невозможности ликвидации лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи.

Гарантии для заинтересованных лиц

Исключение ЮЛ из ЕГРЮЛ по решению ИФНС осуществляется с учетом предусмотренных п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Суть гарантий, предусмотренных в п. 3 и 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заключается в следующем.

1. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение 3 дней с момента принятия ИФНС такого решения.

Напомним: сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, согласно п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ должны публиковаться в выше­упомянутом журнале.

2. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим ЮЛ, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Обратите внимание: В целях обеспечения возможности оперативного получения заинтересованными лицами содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (в том числе сведений о принятии ИФНС решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ) ФНС в системе межведомственного электронного взаимодействия размещает вид сведений, позволяющий получать вышеуказанную информацию. Также возможность получения из ЕГРЮЛ сведений обеспечена посредством электронных сервисов, размещенных на сайте ФНС. Какого-либо иного взаимодействия по вопросам, связанным с наличием у ЮЛ признаков недействующего лица, законодательство о государственной регистрации не предусматривает (Письмо ФНС России от 02.04.2019 № ГД-18-14/208@).

Таким образом, заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся предстоящего исключения недействующих (по мнению налоговиков) ЮЛ из ЕГРЮЛ, в журнале «Вестник государственной регистрации», а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Порядок обжалования решения ИФНС о предстоящем исключении

Заявления, которые подаются заинтересованными лицами, должны быть мотивированными и могут направляться или представляться по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, в срокне позднее чем 3 месяца со дня опубликования (в журнале «Вестник государственной регистрации») решения о предстоящем исключении (п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание: В Определении ВС РФ от 12.02.2019 № 304-КГ18-18451 по делу № А46-24009/2017 отмечено, что предусмотренный п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ трехмесячный срок для направления заявления не является пресекательным.

Эти заявления могут быть направлены или представлены в ИФНС следующими способами (п. 6 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • лично (при предъявлении документа, удостоверяющего личность лица, подающего возражения);

  • через представителя ЮЛ (при предъявлении нотариально заверенной доверенности или ее копии);

  • почтовым отправлением (подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного ЮЛ в этом случае должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке);

  • в электронной форме по каналам ТКС (в этом случае заявление должно быть подписано посредством электронной подписи; если это не будет сделано, ИФНС вправе оставить ее без рассмотрения – см. Письмо ФНС России от 28.03.2018 № СА-4-9/5832@).

В случае подачи мотивированного возражения решение об исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ не принимается.

Если в течение 3-месячного срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, ИФНС исключает недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы были затронуты в связи с исключением ЮЛ из ЕГРЮЛ, могут обжаловать действия ИФНС в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). Причем само по себе обращение заинтересованных лиц в суд в этот срок не означает, что исключение ЮЛ из реестра будет признано неправомерным.

Обратите внимание: само ЮЛ оспаривать исключение из ЕГРЮЛ не вправе, поскольку с момента внесения в реестр записи об исключении правоспособность ЮЛ прекращается (п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 3 ст. 22 Закона № 129-ФЗ). По той же причине не вправе обращаться в суд с исковыми требованиями к ИФНС и руководитель ЮЛ как исполнительный орган. Но если директор одновременно является участником ЮЛ, он вправе подать иск в качестве учредителя, интересы которого были затронуты исключением ЮЛ из реестра.

Проверка достоверности сведений о ЮЛ, содержащихся в ЕГРЮЛ

Положениями ст. 51 ГК РФ закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 названной статьи). В свою очередь, на ИФНС возложена обязанность провести в порядке и в срок, которые преду­смотрены законом, проверку достоверности сведений о ЮЛ, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3).

Однако подобная проверка может быть осуществлена и в отношении уже включенных в реестр сведений о ЮЛ. Как гласит п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, ИФНС вправе провести проверку их достоверности.

К примеру, ИФНС может усомниться в достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса ЮЛ. Напомним: в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес ЮЛ в пределах места нахождения этого лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Причем это лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Если эти подозрения окажутся справедливыми, ИНФС вправе внести в реестр запись о недостоверности сведений о ЮЛ. Впоследствии такая запись (как упоминалось ранее) может стать основанием для исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в указанном реестре сведений о ЮЛ может быть осуществлено в отношении:

  • сведений об учредителях (участниках) ЮЛ;

  • сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ЮЛ (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ);

  • иных сведений, предусмотренных пп. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ.

Порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений

Следует учесть, что появление в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений возможно только по результатам соответствующей проверки со стороны ИФНС.

К сведению: порядок проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Основанием для назначения такой проверки является заявление заинтересованного лица. Она осуществляется в срок не более 1 месяца, следующего за истечением 7 рабочих дней со дня получения указанного заявления. В некоторых случаях этот срок может быть увеличен до 2 месяцев (п. 9 Приказа № ММВ-7-14/72@).

Если по результатам проверки ИФНС установит недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, она направит проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ЮЛ), уведомление о необходимости представления в ИФНС достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

В свою очередь, ЮЛ обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в ИФНС соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если ЮЛ не исполнит эту обязанность в указанный срок или представит документы, не подтверждающие достоверность сведений, то ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем (см. также Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Обратите внимание: Инспекция не обязана проверять наличие у исключаемого из реестра ЮЛ неисполненных обязательств перед третьими лицами (за исключением информации об открытом исполнительном производстве). Взыскатели задолженности исключаемого из реестра лица, учитывая полномочия ИФНС, могут и должны сами контролировать действия ИФНС, которые она проводит в отношении должника (см. Постановление АС СЗО от 08.04.2019 № Ф07-1798/2019 по делу № А56-67726/2018).

Таким образом, внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ предшествует процедура, в рамках которой данное лицо может устранить возникшие у ИФНС обоснованные сомнения в достоверности сведений о нем, включенных в ЕГРЮЛ (см. Письмо Минфина России от 11.03.2019 № 03-12-13/15455).

Но если такая запись в реестре все же появилась, отчаиваться не нужно: это не окончательный приговор, а предупреждение. И у ЮЛ еще достаточно времени для исправления ситуации.

Как убрать из ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений?

Скорректировать имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, ЮЛ на основании пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ может в течение 6 месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ такой записи. То есть до начала процедуры его исключения из ЕГРЮЛ.

Кроме того, ЮЛ вправе устранить имеющиеся в ЕГРЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и в ходе процедуры исключения его из реестра. Данное право следует из п. 3, 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ (см. Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-12-13/95934). Для этого ему нужно представить в ИФНС мотивированное заявление, которое является основанием для прекращения процедуры исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ (порядок подачи такого заявления рассмотрен выше).

Подведем итоги. Во избежание проблем ЮЛ имеет смысл периодически «мониторить» сведения о себе и своих главных контрагентах в ЕГРЮЛ (на предмет наличия записей о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, или о грядущем исключении из ЕГРЮЛ). При появлении подобной записи в отношении самого ЮЛ оно вправе уточнить сведения о себе (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Если запись о недостоверности информации появилась в отношении контрагента организации, следует готовить аргументы и доказательства того, что компания-партнер на момент заключения договора была благона­дежной фирмой и при заключении сделки организация проявила должную осмотрительность. При этом нужно соблюсти установленный ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ срок подачи заявления в суд.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *