Поверка средств измерений

СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПОВЕРКЕ

В соответствии с методическими указаниями Госстандарта РФ МИ 2273-93 «Области использования средств измерений, подлежащих поверке», СИ, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства, ремонта, ввозе по импорту и эксплуатации. Государственный метрологический контроль и надзор с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с ст.13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» распространяются на:

— торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

— здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

— обеспечение обороны государства;

— испытания, и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

— производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

— обязательную сертификацию продукции и услуг;

— государственные учетные операции; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; геодезические и гидрометеорологические работы; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;

— регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Поверке в области охраны окружающей среды, техники безопасности и предупреждения несчастных случаев подлежат:

— СИ, предназначенные для измерений уровня шумов, вибрации, ионизирующего и неионизирующего излучений, загрязнения атмосферы, воды, почвы, для определения пригодности пищевых продуктов;

— СИ для определения значений величин и для контроля за соблюдением приемлемых пределов, допускаемых техникой безопасности и гарантирующих от несчастных случаев.

Поверке также подлежат СИ, используемые в качестве дополнительных измерительных устройств для целей, определенных выше (например, средства измерений массы, длины, площади, объема, давления, температуры, времени, частоты, плотности, состава или концентрации, электрического напряжения, тока), если они оказывают непосредственное влияние на результаты основного СИ.

Эталоны органов Государственной метрологической службы (региональных Центров стандартизации, метрологии и сертификации), а также СИ, ими не поверяемые, подвергаются поверке государственными научными метрологическими центрами (метрологическими институтами Госстандарта РФ). Кроме того, поверка может распространяться на СИ, внесенные в Госреестр в рамках добровольной сертификации в результате испытаний с целью утверждения типа, подтверждающих их метрологические характеристики.

Конкретные перечни СИ, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы средств измерений. Эти предприятия перечни направляют в органы Государственной метрологической службы (региональные ЦСМ). Органы Государственной метрологической службы в процессе осуществления государственного надзора за соблюдением метрологических правил и норм контролируют правильность составления перечней СИ, подлежащих поверке.

ВИДЫ ПОВЕРКИ

В соответствии с Правилами по метрологии ПР 50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» средства измерений могут быть подвергнуты первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.

Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке подлежит, как правило, каждый экземпляр СИ. В обоснованных случаях допускается выборочная поверка. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений (договоров) о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах. Первичную поверку органы Государственной метрологической службы могут производить на контрольно-поверочных пунктах, организуемых юридическими лицами, выпускающими и ремонтирующими СИ. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Периодической поверке через определенные межповерочные интервалы подлежат каждый экземпляр СИ, находящийся в эксплуатации или на хранении. СИ, находящиеся на длительном хранении, периодической поверке могут не подвергаться. Пользователь должен представить на поверку СИ: расконсервированными, с техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки, паспортом или свидетельством о последней поверке и необходимыми комплектующими устройствами.

Первый межповерочный интервал (МПИ) устанавливается при утверждении типа СИ. Органы Государственной метрологической службы и юридические лица обязаны вести учет результатов периодических поверок. По его результатам органом Государственной метрологической службы по согласованию с метрологической службой юридического лица межповерочный интервал может корректироваться с учетом специфики применения. В случае разногласий в данном вопросе заключение на основании исследований дают государственные научные метрологические центры (ГНМЦ).

Периодическую поверку СИ, для измерений (воспроизведения) нескольких величин или имеющих несколько диапазонов измерений, но используемых для измерений (воспроизведения) меньшего числа величин или диапазонов, на основании решения главного метролога или руководителя юридического лица, с соответствующей записью в эксплуатационных документах, допускается производить только по требованиям нормативных документов по поверке, определяющим пригодность СИ для используемых диапазонов измерений. Такое допущение возможно для СИ, поступающих на поверку из эксплуатации, когда известны используемые диапазоны измерений. Поверка СИ при выпуске из производства должна проводиться по всем диапазонам измерений, так как заранее не известен пользователь СИ и потенциальная область применения СИ.

Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа Государственной метрологической службы или юридического лица, аккредитованного на право поверки. Место поверки выбирает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых СИ и эталонов.

Внеочередная поверка производится при эксплуатации (хранении) средств измерений при:

а) повреждении поверительного клейма;

б) в случае утраты свидетельства о поверке;

в) вводе в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

г) проведении повторной юстировки или настройки;

д) при известном или предполагаемом ударном воздействии на СИ или неудовлетворительной его работе.

Инспекционная поверка производится для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологического надзора. Проводится в присутствии представителя проверяемого юридического или физического лица. Результаты инспекционной поверки отражают в акте проверки. Инспекционную поверку можно производить не в полном объеме, предусмотренном методикой поверки.

Поверка в рамках метрологической экспертизы (ЭКСПЕРТНАЯ), производимой по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда и федеральных органов исполнительной власти, проводится по их письменному требованию. По результатам поверки составляют заключение, которое утверждает руководитель органа Государственной метрологической службы, и направляют его заявителю. Один экземпляр заключения должен храниться в органе Государственной метрологической службы, проводившем поверку.

7.8 Средства измерений, подлежащие поверке и порядок ее проведения

Обязательной поверке подлежат средства измерений, применяемые в торговле, здравоохране­нии, защите и безопасности государства, промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, гидрометеорологии, связи, коммунальном хозяйстве:

  • при проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций;

  • при диагностике и лечении заболеваний человека;

  • при контроле медикаментов;

  • при контроле состояния окружающей среды;

  • при хранении, перевозке, утилизации, захоронении и уничтожении токсичных, легковоспламе­няющихся, взрывчатых или радиоактивных веществ;

  • при контроле безопасности и условий труда;

  • при определении безопасности и качества производимой продукции и соответствия ее реаль­ных характеристик предписанным;

  • при контроле всех видов сырья и продуктов питания;

  • при проведении испытаний, поверке и метрологической аттестации средств измерений;

  • при измерениях, результаты которых служат основанием для регистрации национальных и ме­ждународных спортивных рекордов.

Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, приведен в приложении А. СТБ 8003-93.

Организацию и проведение поверки обеспечивают органы государственной метрологиче­ской службы, аккредитованные поверочные лаборатории и метрологические службы субъектов хозяйствования. Поверку средств измерений проводят:

  • органы государственной метрологической службы;

  • аккредитованные поверочные лаборатории, которым передается Госстандартом право на про­ведение поверки средств измерений данной номенклатуры в соответствии с требованиями ТКП 8.003-2011.

Средства измерений, поверка которых не может быть обеспечена метрологическими службами субъектов хозяйствования, представляются на поверку в органы государственной метрологической службы или аккредитованные поверочные лаборатории.

Средства измерений представляются на поверку в органы метрологической службы раскон­сервированными. По требованию метрологической службы вместе со средствами измерений должны представляться техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт, методика поверки, сви­детельство о последней поверке, а также необходимые комплектующие.

Средства измерений представляются на поверку в соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации владельца и согласованным с органом, проводящим поверку.

Средства измерений представляются на поверку в соответствии с установленными межпо­верочными интервалами. Межповерочный интервал, установленный при утверждении типа или проведении метроло­гической аттестации, указанный в НД по поверке, может быть изменен в сторону увеличения на ос­новании исследований стабильности метрологических характеристик средств измерений.

Периодическую поверку средств измерений предназначен­ных для измерений (воспроизведения) нескольких физических величин или имеющих несколько диа­пазонов измерений, но используемых постоянно для измерений (воспроизведения) меньшего числа физических величин или на меньшем числе диапазонов измерений, допускается на основании реше­ния руководителя метрологической службы субъекта хозяйствования проводить только по тем требо­ваниям НД по поверке, которые определяют пригодность средств измерений для применяемого числа физических величин и применяемых диапазонов измерений. В этих случаях на средствах измерений должны быть нанесены отчетливая надпись или условные обозначения, определяющие область их применения. Соответствующая запись должна быть сделана в документах о поверке средств измерений.

Государственную инспекционную поверку проводят в присутствии представителей проверяемого субъекта хозяйствования.

Экспертную поверку проводят органы государственной метрологической службы по письменному обращению заявителя при возникновении спорных вопросов по метрологическим характе­ристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.

При осуществлении органами государственной метрологической службы поверки средств измерений на местах их изготовления, ремонта или эксплуатации субъекты хозяйствования должны:

  • обеспечить в необходимых случаях доставку поверочных средств, принадлежащих органам го­сударственной метрологической службы, к месту поверки и обратно;

  • предоставлять стационарное поверочное оборудование;

  • выделять помещения и вспомогательный персонал, необходимые для проведения поверки;

  • обеспечивать в необходимых случаях хранение эталонов (образцовых средств измерений), принадлежащих органам государственной метрологической службы;

  • предоставлять в случае обслуживания субъекта хозяйствования передвижной лабораторией ме­сто стоянки и обеспечивать ее подключение к сети электро-, газо- и водоснабжения, канализации, а также обеспечивать ее сохранность.

Продолжительность нахождения средств измерений в поверке устанавливается руководите­лем органа метрологической службы, в которой проводится поверка средств измерений, но не более одного месяца со дня поступления средства измерений в поверку.

Поверку средств измерений, проводимую органами государственной метрологической службы, оплачивает владелец средств измерений по тарифам, утвержденными в установленном порядке.

При проведении поверки средств измерений аккредитованными поверочными лаборато­риями субъектов хозяйствования плата за поверку взимается на договорной основе. Все расходы, связанные с вызовом поверителей, оплачивает владелец средств измерений. Проведение экспертной поверки оплачивается в тройном размере против тарифов на поверку. Инспекционная поверка средств измерений проводится бесплатно.

>Поверка и калибровка

Поверка средств измерений

Поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) в целях подтверждения соответствия средства измерения установленным метрологическим требованиям. Цель поверки – выяснить, соответствуют ли характеристики средства измерения регламентированным значениям и пригодно ли оно к применению по прямому назначению. Под поверкой средств измерения (verification) понимается установление органом метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригодности средств измерения к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия обязательным требованиям.

Выполнение поверочных работ регламентируется порядком проведения поверки средств измерений, утвержденным приказом Минпромторга РФ N 1815 от 02.07.2015 г.

Поверке подвергаются средства измерений утвержденного типа, при выпуске из производства, после ремонта и при эксплуатации. Средства измерений, применяющиеся в сфере ГРОЕИ, в соответствии с Законом 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» подлежат поверке в обязательном порядке. Остальные средства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке. Ответственность за своевременное предоставление СИ на поверку несут юридические и физические лица: владельцы и пользователи средств измерения.

Межповерочный интервал для каждого типа СИ устанавливает ГЦИ СИ при испытаниях с целью утверждения типа. Данные о межповерочном интервале содержится в описании типа СИ.

При установлении интервала поверки, его выбирают таким образом, чтобы новое подтверждение соответствия характеристик СИ установленным для него требованиям проводилось до появления любого изменения в точности, имеющего существенное значение для целей оборудования. В зависимости от результатов поверок при предыдущих проверках состояния средств измерений, интервалы между ними, при необходимости, должны быть сокращены, чтобы гарантировать сохранение точности. Согласно ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений» интервал между поверками СИ может быть изменен только федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений. Разрешается, в добровольном порядке, представлять на периодическую поверку СИ чаще установленного межповерочного интервала.

Виды поверок:

  • Первичная – осуществляется при введении в эксплуатацию нового экземпляра СИ, либо после его ремонта;
  • Периодическая – проводится в период эксплуатации СИ, в соответствии с установленными межповерочными интервалами.
  • Внеочередная – выполняется в случае несоответствия знака поверки форме, определенной действующим Порядком поверки СИ, повреждения знака поверки или пломбы, под которым понимается невозможность считывания информации, имеющейся на знаке или пломбе, органолептическими методами, невозможности блокирования посредством пломбы доступа к защищаемым ей элементам, воздействия на СИ механических нагрузок или иных неблагоприятных факторов, вызвавших сомнение в правильности его показаний и потребовавших дополнительной регулировки, связанной со снятием пломб.

Поверку средств измерения могут выполнять Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), региональные центры метрологии, стандартизации и сертификации (ЦСМ), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном законом порядке.

Допускается организовывать контрольно-поверочные пункты на базе предприятий, занимающихся производством и/или ремонтом СИ.

Эталоны, применяемые при поверке, должны быть аттестованны согласно Положению об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Поверяющие организации обязаны предоставлять информацию, касающуюся предлагаемых ими услуг в максимально доступной форме и с учетом конкретных особенностей, к примеру, графика работы контрольно-поверочных пунктов, фактического адреса, по которому производится приемка СИ, номенклатура поверяемых СИ и т.д.

Данная информация может быть размещена:

  • в местных печатных изданиях;
  • в сети Интернет;
  • в других СМИ, действующих в соответствии с законодательством РФ.

При сдаче в поверку, средства измерений должны быть очищены от загрязнений, укомплектованы штатной оснасткой и приспособлениями, расконсервированы, дезактивированы и обеззаражены (при необходимости) и снабжены инструкцией по эксплуатации, методикой поверки, паспортом или формуляром. Данная документация может не предоставляться в случае если она не указана в описании типа на данный тип СИ. В случае контакта СИ с агрессивными, вредными, либо иным опасными средами должна предоставляться справка о проведении дезактивации, обеззараживания и т.д.

По согласованию с заказчиком и, если это допускается методикой, поверка может быть произведена выборочно, по отдельным измерительным каналам, либо автономным блокам, входящим в состав средства измерения. При этом в свидетельстве о поверке обязательно уточняется объем выполненных работ. Аналогичным порядком может производиться и выборочная поверка СИ в рамках фактически определяемых с его помощью величин (например, если используется вольтметр, амперметр, омметр в составе более широкого функционала мультиметра), либо реально задействуемых диапазонов измерения. Также допускается выборочная (первичная) поверка при введении в эксплуатацию нескольких вновь изготовленных СИ и наличии соответствующих указаний в методике поверки на данное СИ.

Оформление результатов поверки производится в соответствии с требованиями указанными в методике поверки на данное СИ.

Так, результаты поверки могут удостоверяться знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом, конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. В случае, если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, знак поверки разрешается наносить на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр). Если по результатам поверки средство измерения было признано непригодным к дальнейшей эксплуатации, предыдущее свидетельство о поверке аннулируется и выдается извещение о непрегодности установленной формы.

Следует обратить внимание на срок действия результатов поверки, ибо он может значительно отличаться от установленного межповерочного интервала. Так, окончание срока определяется при наличии:

  • свидетельства о поверке – указанной в нем датой;
  • знака с обозначенным в нем месяцем или кварталом – до окончания предшествующего месяца или квартала, отсчитываемого в течение МПИ;
  • знака с указанием года проведения поверки – до 31 декабря года, предшествующего отсчитываемому с учетом МПИ.

Фактически это может означать сокращение межповерочного интервала для различных типов СИ, факт поверки которых удостоверяется нанесением оттиска клейма, на срок от месяца до года.

Знак поверки необходимо наносить на СИ во всех случаях, когда конструкция СИ не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность знака поверки в течение всего межповерочного интервала. При этом, знак поверки должен наноситься на специально отведенный участок СИ. Информация о месте нанесения знака поверки содержится в описании типа.

Регулировочные элементы средства измерений должны пломбироваться для ограничения доступа к ним в соответствии с требованиями определенными при утверждении типа СИ и указанными в описании типа.

Теги: поверка

Шпаргалка: Стандартизация и сертификация

1. Нормативные документы

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» охватывает такие понятия, как стандарты и иные НД по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, регламенты, общероссийские классификаторы.

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

Правила – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Рекомендации – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор – официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

2. Примеры технических регламентов

Технический регламент — название документа, который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования. Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

· безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

· безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

· биологической безопасности;

· пожарной безопасности;

· экологической безопасности;

· электромагнитной совместимости;

· ядерной и радиационной безопасности.

3. При разработке, каких нормативных документов используют метод систематизации объектов

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов, положения, уставы.

Систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации (примером может служить Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции – ОКП, который систематизирует всю товарную продукцию в виде различных классификационных группировок и конкретных наименований продукции.

4. Обязательные требования к продукции, установленные в законе о стандартизации

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

· единства измерений;

· экономии всех видов ресурсов;

· безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Государственные стандарты должны содержать:

· требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

· требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

· правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

5. Объекты технических условий. Расшифровка аббревиатуры ГОСТ

ГОСТ Р – нормативный документ, являющийся национальным стандартом, утвержденным Центральным органом исполнительной власти по стандартизации – Госстандартом России.

6. Какие нормативные документы в области стандартизации за рубежом носят добровольный характер

Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартов Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком «NF». Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. В связи с этим 75 % французских фирм проходят через добровольную сертификацию. Сейчас в России заинтересованы в добровольной сертификации в основном российские экспорты. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

7. ГСИ. Кто проводит метрологический контроль и надзор

Обеспечение единства и требуемой точности измерений регламентируется Законом РФ «Об обеспечении единства измерений». Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений осуществляется на базе «Государственной Системы обеспечения единства Измерений» (ГСИ).

ГСИ, приборостроение и приборопользование составляют национальную систему измерений. Обеспечение единства измерений является государственной функцией, поэтому принципы законодательной метрологии мало зависимы от особенностей рыночной экономики; однако, для приборостроения регламент, предлагаемый государственной стандартизацией может существенно влиять на качество приборной продукции, эффективность ее производства и использования, на ее конкурентоспособность.

8. Поверка СИ. Объект проверки СИ

Поверка средства измерений — установление пригодности средства измерений к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и контроля их соответствия установленным требованиям. Суть поверки сводится к передаче рабочим средствам измерений (РСИ) размера единиц величин от исходных эталонных средств в соответствии с установленным порядком. Поверка СИ осуществляется органами Государственной метрологической службы; по решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. В настоящее время право самостоятельно проводить поверку имеет весьма ограниченное количество МС юридических лиц, при этом это право в большей части выдается при условии проведения поверки только тех СИ, которые принадлежат предприятию. В некоторой степени компромиссным решением, расширяющим масштабы поверки вне ОГМС, является создание на предприятиях «контрольно-поверочных пунктов». КПП создаются для проведения поверки средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, выпускаемых из производства или ремонта и находящихся в эксплуатации на предприятии.

9. Сравнить поверку СИ и калибровку СИ

Калибровка — совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору. Принципиальное отличие калибровки от поверки по определению состоит в том, что при калибровке определяются и подтверждаютсядействительные характеристики СИ; поверка определяет и подтверждаетсоответствие СИ установленным требованиям.

Исходя из этого результаты калибровки могут быть более информативны, чем поверки. Однако на практике, как поверка, так и калибровка проводятся с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин, при этом для калибровки используется поверочная схема и методики поверки. Следует отметить, что в ряде методик поверки предусматривается получение данных о действительных значениях метрологических характеристик СИ, а далее — сопоставление этих данных с установленными техническими требованиями, т.е. в поверке на определенном этапе проводится калибровка; такая методика поверки приемлема для использования в калибровке. В ряде методик подтверждение соответствия требованиям осуществляется без фиксации действительных значений метрологических характеристик, такие методики нуждаются в некоторых дополнениях. Естественно, что используемые для калибровки эталоны должны иметь подтверждение соответствия своих метрологических характеристик в четком соответствии с государственным регламентом.

10. Для чего нужна сертификация СИ

Согласно Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в РФ, большинство СИ подлежит обязательной сертификации.

Сертификация должна обеспечить соответствие средств измерения стандартам и другим национальным документам, устанавливающим обязательные требования согласно российскому законодательству: безопасность и экологическую чистоту; функциональные свойства; уверенность в объективности и компетентности сертификации.

При этом следует иметь в виду, что в данной области существует два вида сертификатов — сертификат на безопасностьи сертификат об утверждении типа СИ. Для ряда средств измерений получению сертификата на безопасность предшествует сертификация на электромагнитную совместимость.

Все сертифицируемые СИ подлежат сертификации на безопасность. Для средств измерений, подлежащих применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должен быть оформлен сертификат об утверждении типа средств измерения, подтверждающий соответствие не только нормам безопасности, но и установленным метрологическим требованиям. Для СИ, не подлежащие применению в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора сертификация с целью утверждения типа является добровольной.

Основные цели Системы: обеспечение единства измерений; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности средств измерений.

Основные задачи Системы: проверка и подтверждение соответствия средств измерений установленным в распространяющихся на них нормативных документах метрологическим нормам и требованиям; проверка обеспеченности сертифицируемых средств измерений методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных Госстандартом России эталонов; проверка соответствия средств измерений дополнительным требованиям, указанным заявителем.

11. Лица и органы, участвующие в подтверждении соответствия

Подтверждение соответствия — процедура, результатом которой является документальное свидетельство того, что продукция соответствует установленным нормам.

Подтверждение соответствия может также проводиться посредством оформления изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

12. Законодательные акты, предусматривающие обязательную сертификацию

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает правовые основы обязательной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

Законы, вводящие обязательную сертификацию: 1. О защите прав потребителей обязывает производителя учитывать интересы потребителя и выпускать продукцию с уровнем качества, который бы не ущемлял прав потребителя и не приносил бы вреда его здоровью. 2. Об основах охраны труда в РФ Региональные 3. Об оружии 4. О связи 5. Об информации и информатизации 6. О сан. надзоре 7. О пожарной безопасности 8. 18 министерских постановлений и законов

13. Нормативные документы, требования которых проверяются при обязательной сертификации

Декларация о соответствии оформляется субъектами хозяйственной деятельности на основании документов, подтверждающих соответствие установленным требованиям. Такими документами могут быть: протоколы приемных, приемно-сдаточных и других контрольных испытаний, проведенных компетентными испытательными лабораториями изготовителя (продавца, исполнителя) или сторонними лабораториями; сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия; санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные свидетельства; сертификат пожарной безопасности; сертификат на систему качества или производства; другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации, могут представлять собой: законы Российской Федерации, государственные стандарты (ГОСТ), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила сертификации, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

14. Специфическая цель обязательной сертификации

Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.

Обязательная сертификация продукции проводится, если эта продукция может представлять опасность для жизни или здоровья людей или для окружающей среды. Она является формой гос. контроля за безопасностью продукции. Проведение обязательной сертификации сопряжено с большими материальными затратами и поэтому осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Поэтому обязательную сертификацию еще иначе называют сертификация в законодательно регулируемой сфере. Обязательная сертификация — действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует стандарту или другим НТД.

15. Общие цели обязательной и добровольной сертификации

Отличительные признак и обязательной (ОС) и добровольной (ДС) сертификации

Цель проведения: ОС: обеспечение безопасности и экологичности товаров. ДС: обеспечение конкурентоспособности товара, реклама продукции, что она соответствует не только безопасности, но и повышенному качеству

Основания для проведения сертификации: ОС: Законы РФ. ДС: По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом ДС (допускается ОС).

Объект сертификации: ОС: перечни товаров и услуг, утвержденные правительством РФ. ДС: Любые объекты на усмотрение заявителя.

Сущность оценки соответствия: ОС: Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом. ДС: Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованная с отделом стандартизации как дополнительные требования к обязательным.

Нормативная база сертификации: ОС: государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила, т.е. утвержденные гос. стандартом документы, устанавливающие обязательные требования к продукции. ДС: стандарты любых категорий в том числе зарубежные и признанные гос. стандартом, предложенные заявителем.

16. Специфическая цель добровольной сертификации

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирает сам заявитель. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

Объектами добровольной сертификации являются системы качества производства, а также продукция, работы и услуги, не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации. Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета реализации продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента.

В отличие от обязательной сертификации, добровольная сертификация касается тех видов продукции (процессов, услуг), которые не включены в обязательную номенклатуру и определяются заявителем.

Добровольная сертификация поможет в конкурентной борьбе, так как при проведении многих тендеров наличие сертификатов является обязательным условием участия, кроме того, добровольная сертификация повышает доверие к качеству изделий, упрощает выбор продукции потребителем, защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта.

17. Кем заверяется копия сертификата соответствия

Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность, что должным образом идентифицируемая продукция соответствует требованиям стандарта или другому нормативному документу.

При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию, в частности, с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат.

За свидетельствование подлинности копии сертификата соответствия нотариусом взимается государственная пошлина.

18. В чем различия понятий «схема сертификации» и «порядок сертификации»

Схемы сертификации — определенная совокупность действий специалистов, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции нормативным требованиям. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции установленным требованиям. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя.

Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность этой процедуры. В качестве способов доказательства используются: испытание; проверка (оценка) производства; инспекционный контроль; рассмотрение заявления-декларации о соответствии.

В виде исключения на ограниченный срок по отдельным видам продукции может применяться порядок выдачи сертификата, основанный на заявлении-декларации изготовителя и последующем инспекционном контроле за сертифицированной продукцией, если это установлено правилами сертификации однородной продукции. Условием применения заявления-декларации может быть также наличие сертификата системы качества изготовителя. Это предусмотрено схемами 9, 9а, 10, 10а.

Решение о применении такого порядка для конкретной однородной продукции и правила его применения принимаются Госстандартом России и другим федеральным органом исполнительной власти в соответствии с его компетенцией по представлению центрального органа по сертификации.

Изготовитель на основе положительных результатов проведенных испытаний и при наличии у него надлежащей системы контроля продукции оформляет заявление-декларацию. Заявление-декларация, подписанная руководителем предприятия-изготовителя, совместно с протоколами испытаний продукции направляются с сопроводительным письмом в орган по сертификации.

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые государственными органами управления в пределах своей компетентности и т.д.).

При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат. При отрицательных результатах орган по сертификации принимает решение об отказе выдачи сертификата с указанием причин.

19. Цель сертификации систем качества

Сертификация систем качества организаций — это средство, предоставляющее уверенность в том, что сертифицированная организация способна поставлять продукцию, соответствующую определенным требованиям. Фактически, сертификация означает, что система качества организации прошла проверку на соответствие требованиям конкретного стандарта.

При сертификации системы качества учитывается только оценка системы качества организации; сертификация продукции не затрагивается. Доказательство соответствия определенному стандарту систем качества оформляется в виде документа, известного как сертификат системы качества.

При пересмотре, в соответствии с требованиями рынка, рабочие группы ориентировались на достижение следующих целей:

· обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения;

· обеспечить стабильность и согласованность стандартов;

· содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

Понятие и основные виды государственной поверки средств измерений

Государственная поверка средств измерений (СИ) – законодательно регулируемый процесс, включающий в себя несколько видов испытаний, целью которых является подтверждение либо опровержение соответствия характеристик тестируемого оборудования тем параметрам, что прописаны в действующих метрологических стандартах.

Поверка средств измерений может проводиться в ряде случаев:

  • по факту выпуска очередной партии такой продукции, непосредственно перед ее передачей в оптовую или розничную продажу;
  • при транспортировке СИ из-за границы;
  • после длительной паузы в применении устройств;
  • после ремонта, вне зависимости от причины его проведения;
  • по желанию владельцев измерительного оборудования;
  • по инициативе представителей государственных контролирующих органов.

В каждом из этих случаев проведение поверки средств измерений осуществляется в полном соответствии с утвержденным регламентом. Какие-либо исключения из правил недопустимы.

Государственная поверка средств измерений (СИ): основные виды

На сегодня действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено 4 основных разновидностей метрологических поверок средств измерений. Среди них:

  • Первичная. Проводится на производственных предприятиях сразу после изготовления и настройки изделий. Также осуществляется на таможне во время ввоза СИ из-за рубежа.
  • Периодическая. В этом случае проведение поверки средств измерений осуществляется по четкому графику, причем процедура может повторяться неограниченное количество раз – вплоть до момента прекращения эксплуатации СИ.
  • Внеочередная. Проводится после осуществления ремонта или перенастройки оборудования, а также в случаях, когда работоспособность приборов могла оказаться под угрозой из-за воздействия внешних факторов, например, при механических повреждениях во время транспортировки.
  • Инспекционная. Данная метрологическая поверка средств измерений проводится по инициативе органов государственного контроля и включает в себя проверку корректности физического состояния и настроек прибора, а также особенностей его применения.

Все виды поверок осуществляются в соответствии с положениями действующих метрологических стандартов и проводятся только специализированными организациями.

Где сделать поверку средств измерений?

При необходимости проведения поверки СИ целесообразно обращаться в профильную организацию «АВТОПРОГРЕСС-М». Компания имеет государственную аккредитацию на выполнение такого вида работ, а потому может проводить их на постоянной основе.

Потому, если вы ищете, где сделать поверку СИ, то смело обращайтесь в метрологический центр «АВТОПРОГРЕСС-М» и получайте качественное обслуживание по доступной цене и в минимальные сроки! Все виды поверок осуществляются в строгом соответствии с метрологическими стандартами, а полученные данные фиксируются в государственных базах и имеют официальный статус!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *