Постоянное представительство

>Перевозка опасных грузов

Экзаменационные вопросы по «Базовому курсу»

Условные обозначения:
ПДД – Правила дорожного движения Российской Федерации.
ПОГАТ – Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (Приказ Минтранса России от 08.08.1995г. №73, действуют при перевозке для собственных нужд).
ППГ – Правила перевозки грузов (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г., действуют при оказании транспортных услуг).
ДОПОГ – Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.
ГОСТ 19433-88 – ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
Техрегламент – Постановление Правительства РФ №720 от 10.09.2009 г. «Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Правильные ответы выделены красным шрифтом.

ТЕМА I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ОГ

(8 вопросов)

1. Какое международное соглашение определяет требования к осуществлению международной дорожной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом?
а) ВОПОГ;
б) МК МПОГ;
в) ИКАО ТИ;
г) ДОПОГ.

2. Выполнение положений ДОПОГ обязательно при осуществлении:
а) любых международных перевозок опасных грузов;
б) перевозок опасных грузов между государствами — участниками ДОПОГ;
в) перевозок опасных грузов между государствами – участниками СНГ.

3. Каким документом установлен порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации для собственных нужд?
а) постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом»;
б) ПОГАТ;
в) инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной приказом МВД СССР от 23 сентября 1985 г. № 181.

4. Каким документом установлен порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации при оказании транспортных услуг?
а) Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом»;
б) ПОГАТ;
в) ППГ;
г) Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденной приказом МВД СССР от 23 сентября 1985 г. № 181.

5. Предусмотрено ли законодательством Российской Федерации лицензирование перевозок опасных грузов автомобильным транспортом?
а) да;
б) нет.

6. Требуется ли согласно законодательству Российской Федерации наличие на транспортном средстве с опасными грузами лицензионной карточки?
а) да;
б) нет.

7. На какие виды транспорта распространяются требования ДОПОГ?
а) автомобильный;
б) железнодорожный;
в) авиационный;
г) на все виды.

8. Обязательно ли при перевозке опасных грузов наличие на транспортном средстве отличительного знака государства, в котором оно зарегистрировано?
а) да;
б) нет;
в) обязательно только при международной перевозке.

Какое международное соглашение определяет требования к осуществлению международной дорожной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом?

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» — для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

С уважением команда Тестсмарт.

Закрыть

Постоянное представительство иностранной организации. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.

Постоянное представительство иностранной организации

В целях налогообложения иностранных организаций, извлекающих доход в третьих странах, в международной практике выработана система критериев для определения «степени присутствия» иностранной организации в налоговой юрисдикции, с которым законодательство большинство стран связывает обязанность этой организации уплачивать установленные налоги. Понятие «постоянное представительство» используется для характеристики степени присутствия иностранных организаций в государстве, налоговыми резидентами которого они не являются, но с территории которого извлекается доход посредством осуществления деятельности . Если деятельность иностранной организации рассматривается как постоянное представительство, то такая организация уплачивает налог на прибыль в государстве — источнике дохода, в той части, в которой полученная прибыль связана с деятельностью постоянного представительства.

Понятие постоянного представительства закрепляется как национальными законодательствами, так и соглашениями (конвенциями) об избежании двойного налогообложения.

Законодательное определение постоянного представительства иностранной организации содержится в ст. 306 Налогового кодекса РФ. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной Налоговым кодексом РФ.

Для решения вопроса о необходимости уплаты налогов в Российской Федерации и их правильного исчисления при ведении деятельности иностранной организацией на территории России требуется установить, приводит ли деятельность этой иностранной организации к образованию постоянного представительства. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.

Несмотря на то что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации устанавливает статус постоянного представительства иностранной организации в гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», возникновение постоянного представительства порождает для иностранной организации не только обязанность по уплате налога на прибыль, но и значительное число иных обязанностей, среди которых самостоятельная уплата налога на добавленную стоимость, исполнение обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц, уплата налога на имущество организаций и прочие.

Возвращаясь к определению постоянного представительства иностранной организации, следует обратить внимание на то, что в нем приводится неисчерпывающий перечень видов деятельности, приводящих к возникновению постоянного представительства, и указывается на регулярное осуществление предпринимательской деятельности как на условие его возникновения. При этом сам по себе факт постановки на налоговый учет филиала, представительства или любого иного отделения иностранной организации не имеет отношения к вопросу образования постоянного представительства для целей налогообложения.

Ранее действовавший и отмененный в декабре 2012 г. Приказ МНС РФ N БГ-3-23/150 от 28.03.2003 г. «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций» четко выделял признаки, которые в совокупности позволяют признать наличие у иностранной организации постоянного представительства в Российской Федерации. Представляется, что, несмотря на отмену приказа, выработанные критерии не потеряли актуальности.

Первым признаком указанные Методические рекомендации называли наличие обособленного подразделения или иного места деятельности иностранной организации в России. Вторым признаком — осуществление предпринимательской деятельности на территории России. При этом для определения предпринимательской деятельности должно использоваться определение, закрепленное в Гражданском кодексе РФ и применяемое в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ по аналогии. Третьим и последним признаком указывалось осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.

Отдельные правила предусмотрены для осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами или другими природными ресурсами, а также деятельности на строительных площадках (местах строительства новых объектов недвижимого имущества или сетах реконструкции, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества).

Налоговый кодекс РФ содержит ряд специальных норм, касающихся определенных сфер предпринимательской деятельности либо форм ее осуществления. Так, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

Деятельность иностранной организации, отвечающая указанным ранее признакам и осуществляемая через зависимого агента, также приводит в образованию постоянного представительства.

Выделяют два самостоятельных вида постоянного представительства — основной и агентский. О.Ю. Коннов указывает, что постоянное представительство первого вида образуется в том случае, если иностранное лицо ведет регулярную деятельность, направленную на извлечение дохода, через постоянное место. Постоянное представительство агентского вида образуется, если иностранное лицо имеет представителей с определенным статусом и полномочиями в этом государстве. Автор указывает, что более правильным было бы именовать данный вид представительским .

Помимо прочего, Налоговый кодекс РФ в ст. 306 неисчерпывающе определяет виды деятельности, не приводящие к возникновению постоянного представительства. Прежде всего, к таким видам деятельности отнесена любая деятельность подготовительного и вспомогательного характера, не отвечающая признакам постоянного представительства. Хотя Налоговый кодекс РФ и не содержит дефиниций деятельности подготовительного и вспомогательного характера, в ст. 306 закреплен открытый перечень примеров такой деятельности.

Следует иметь в виду, что до момента принятия части второй действующего Налогового кодекса РФ сформировалась значительная судебная практика по вопросам возникновения и деятельности постоянных представительств иностранных организаций на территории РФ.

Справедливо отметить, что понятие «постоянное представительство» является в определенной степени оценочным. При определении деятельности иностранной организации как деятельности, влекущей образование постоянного представительства, большое значение имеет как документальное оформление такой деятельности, так и ее содержание, т.е. все фактические действия, осуществляемые на территории Российской Федерации.

Значительный опыт в отношении регулирования деятельности постоянных представительств иностранных организаций был накоплен в международной практике. Последний, бесспорно, частично может быть практически использован и адаптирован российским законодательством.

Прежде всего следует обратиться к Модельной конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) . Указанная Конвенция в ст. 5 дает определение постоянному представительству как постоянному месту ведения бизнеса (коммерческой деятельности) организации, через которое он полностью или частично осуществляется. Термин «постоянное представительство», в частности, включает: место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую и шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

Важную роль играют постатейные Комментарии к указанной Конвенции. Так, последние уточняют условия возникновения постоянного представительства, которые в определенной степени отличаются от критериев национального законодательства РФ, изложенных выше:

наличие «места ведения бизнеса»;

требование «постоянности» такого места ведения бизнеса;

осуществление коммерческой деятельности организации через данное постоянное место ведения бизнеса .

Также Комментарии к Конвенции раскрывают содержание каждого из приведенных условий, уточняют, в том числе с учетом анализа национальных законодательств стран-участниц ОЭСР, понятие и содержание тех видов деятельности, ведение которых как не приводит, так и приводит к образованию постоянных представительств .

Модельная конвенция ООН об устранении двойного налогообложения между развитыми и развивающимися странами определяет постоянное представительство аналогично Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал, а также во многих вопросах регулирования возникновения и деятельности постоянных представительств придерживается ее Комментариев . Определенные различия существуют, например, в регулировании статуса постоянных представительств, связанных с деятельностью агентов и строительных площадок. Следует отметить, что большая часть из заключенных Российской Федерацией соглашений об избежании двойного налогообложения, следуют положениям Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доходы и капитал. Более того, ссылки на Комментарии к указанной Модельной конвенции можно встретить и в решениях судов .

Развивающиеся страны, заключая соглашения об избежании двойного налогообложения, зачастую берут за образец именно указанную выше Модельную конвенцию ООН, поскольку последняя, по сравнению с Модельной конвенцией ОЭСР, предоставляет развивающимся странам больший объем налоговых прав.

Список литературы

1. Постановление ФАС Московского округа от 02.08.2012 г. по делу N А40-58575/11-129-248.

3. Коннов О.Ю. Понятие постоянного представительства в налоговом праве: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. — 19 с.

4. Полежарова Л.В. Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2014. — 304 с.

Образование постоянного представительства: налоговый аспект

Публикация

Определение статуса постоянного представительства
В Российской Федерации прибыль иностранной компании облагается налогом лишь в случае, если прибыль получена в результате деятельности компании через постоянное представительство, и только в части, которая непосредственно относится к постоянному представительству. Вплоть до момента, пока у иностранного лица не появилось постоянного представительства, это лицо не может рассматриваться как участвующее в экономической жизни страны в той мере, чтобы подпадать под ее неограниченную налоговую юрисдикцию1.
Квалификация деятельности иностранной компании в качестве образующей или не образующей постоянное представительство определяется:

  • позицией Минфина России как компетентного органа по разъяснению положений соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе по вопросам образования постоянного представительства;

  • позицией контролирующих налоговых органов;

  • позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, обеспечивающего единообразие судебной практики, а также федеральных арбитражных судов округов, пересматривающих вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций и формирующих судебную практику2.

Под постоянным представительством иностранной компании понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России, связанную с:

  • использованием недр и/или других природных ресурсов;

  • проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования;

  • продажей товаров с расположенных на российской территории складов;

  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет три основных признака постоянного представительства (ст. 306 НК РФ):

  1. наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории Российской Федерации;

  2. осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации;

  3. осуществление такой деятельности на регулярной основе.

В российском законодательстве определение понятия «место деятельности компании» отсутствует. Модельная конвенция ОЭСР3 под местом деятельности компании («placeofbusiness») подразумевает любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса. Причем не имеет значения, принадлежат ли они компании или арендуются. Это может быть также любое пространство, без помещения: представитель иностранной компании проводит встречи, заключает контракты, оговаривает существенные условия, и это все само по себе уже создает место деятельности. Кроме того, место деятельности может находиться на другом предприятии, где иностранная компания имеет постоянно в своем распоряжении некоторые помещения. Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в другой стране.
В качестве примера в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР приводится следующая ситуация. Иностранная компания командирует своего сотрудника в другую страну в фирму-контрагента. Сотрудник длительное время живет за рубежом, работает в офисе контрагента, контролирует выполнение им своих обязательств, решает на месте вопросы, связанные с исполнением контрактов. Хотя прикомандированный сотрудник пользуется чужим офисом, тем не менее последний можно признать постоянным представительством в налоговых целях, поскольку у компании есть «постоянное место деятельности» в другой стране.
Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Третий признак постоянного представительства в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации – осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе. Это означает следующее: если компания осуществляет или намеревается осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней непрерывно или по совокупности в году, то это предполагает, что она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности4.
Таким образом, деятельность иностранной компании приводит к образованию постоянного представительства при одновременном наличии указанных признаков.
Иностранная компания будет рассматриваться как имеющая постоянное представительство, если она:

  • проводит поставки через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации;

  • действует на территории Российской Федерации от ее имени;

  • имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов и согласование существенных условий (цена контракта и условия поставки), создавая правовые последствия для иностранной организации (зависимый агент) (п. 9 ст. 306 НК РФ).

При соблюдении таких критериев деятельность иностранной компании приводит к образованию постоянного представительства. В этом случае компания обязана встать на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Международный налоговый аспект
Следует учитывать, что если существует соглашение об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и страной инкорпорации компании, то следует применять нормы этого соглашения, поскольку они имеют преимущество над нормами национального законодательства (ст. 7 НК РФ). Кроме того, как правило, международные договоры об избежании двойного налогообложения предусматривают более выгодные режимы налогообложения, чем местное законодательство6.
Если соглашения об избежании двойного налогообложения нет, то при налогообложении такого постоянного представительства следует руководствоваться нормами действующего российского законодательства (гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль»).
Соглашения об избежании распространяются на такие налоги, как налог на прибыль, на имущество, на прирост стоимости капитала, НДФЛ. Исключение составляют косвенный налог НДС и земельный налог, который является местным.
Налоговая отчетность иностранной организации
Любое постоянное представительство, зарегистрировавшись на территории Российской Федерации, обязано соблюдать законы в отношении обязательного ведения бухгалтерского учета7 и вести налоговый учет в соответствии с гл. 25 НК РФ. Для этого должна быть разработана учетная политика8.
Для бухгалтерского учета есть одно исключение: если иностранная организация ведет учет в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МФСО), которые утверждены Советом по МСФО, то она может быть освобождена от ведения учета в соответствии с российскими правилами. Для этого необходимо сообщить в налоговые органы, что компания планирует вести учет по МСФО.
Что касается налогового учета, то здесь никаких исключений нет. Если предполагается платить налог на прибыль, должна быть прописана учетная политика, которая в дальнейшем будет применяться.
Налог на прибыль
Если иностранная компания ведет в России деятельность, приводящую к возникновению постоянного представительства, она обязана уплачивать налог на прибыль. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации являются налогоплательщиками (ст. 246 НК РФ).
Ниже перечислены объекты налогообложения таких компаний:

  • доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности на территории России через постоянное представительство, за вычетом расходов, произведенных этим постоянным представительством;

  • доходы от владения, пользования и распоряжения имуществом постоянного представительства за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов (амортизация, коммунальные платежи и пр.);

  • другие доходы от источников в России, относящихся к постоянному представительству (например, владение ценными бумагами и получение по ним дивидендов).

Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации производится в соответствии со ст. 307 НК РФ9.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом – квартал, полугодие, 9 месяцев (ст. 285 НК РФ).
Формой отчетности (ст. 289 НК РФ) является налоговая декларация по налогу на прибыль10, а также налоговый расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов11. Срок предоставления отчетности – 28 числа следующего месяца по итогам отчетного периода, а также 28 марта следующего года по итогам налогового периода (ст. 289 НК РФ).
Иностранная организация вправе учитывать для целей налогообложения произведенные расходы только в том случае, если она получает доходы от предпринимательской деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признаваемое для целей налогообложения. Если нет предпринимательской деятельности, иностранная компания не признается постоянным представительством для целей налогообложения и не имеет права учитывать расходы в России.
Наличие или отсутствие постоянного представительства для целей налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если у него возникают трудности с определением такого статуса, следует направить запрос в налоговую инспекцию.
Если иностранная компания не образует постоянного представительства на территории Российской Федерации, но получает от источников в России соответствующие доходы, такие как дивиденды, проценты по заемным средствам, доходы от реализации недвижимого имущества, от сдачи имущества в аренду, штрафы и пени за нарушение условий договоров и пр. (п. 1 ст. 309 НК РФ), в этом случае иностранная компания признается плательщиком налога на прибыль. Но при этом налог на прибыль будет удерживать налоговый агент (компания, которая выплачивает этот доход)12.
Налоговый агент обязан удержать по соответствующей ставке налог на прибыль (ст. 310 НК РФ) и перечислить его в бюджет13. А в конце отчетного периода подать декларацию в налоговую службу.
Соответственно, иностранная организация, которая не осуществляет деятельность в России, получит сумму по договору (контракту) за вычетом соответствующего налога.
Налог на добавленную стоимость
Если рассматривать иностранную компанию, имеющую постоянное представительство на территории России, то она также будет признаваться налогоплательщиком (ст. 143 НК РФ) по НДС и уплачивать этот налог в порядке и сроки (ст. 174 НК РФ), которые установлены и для обычных российских организаций.
Если компания уплачивает НДС на территории России со стоимости оказываемых работ, услуг, то она, соответственно, имеет право и принять к вычету соответствующие суммы налогов по приобретенным товарам, работам, услугам, отчитаться в налоговую инспекцию14 и уплатить соответствующую сумму в бюджет.
Если доход выплачивается иностранцу, который не осуществляет деятельность на территории России, но сам заплатить не может, НДС должен быть удержан налоговым агентом с доходов, выплачиваемых иностранцу.
О доходах, выплаченным иностранцам, и об удержанных суммах НДС, налоговый агент информирует налоговую службу.
Налог на имущество
Объектом обложения налогом на имущество для иностранных компаний является как недвижимое, так и движимое имущество, относящееся к объектам основных средств (ст. 374 НК РФ). Все зависит от налогового статуса иностранной компании (ст. 373 НК РФ).
Если иностранная компания образует постоянное представительство для целей налогообложения на территории России, то он будет платить налог на имущество и с недвижимого, и с движимого имущества.
Если компания не образует постоянное представительство для целей налогообложения, налог на имущество с движимого имущества не платится. Но если в собственности есть недвижимость, то компания становится плательщиком налога на имущество (ст. 379 НК РФ).
Налоговый период составляет календарный год, отчетный – квартал, полугодие, 9 месяцев (ст. 379 НК РФ). По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы отчетность (ст. 235 НК РФ).
Единый социальный налог
ЕСН иностранная компания будет уплачивать через свое постоянное представительство, если у нее есть сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры (ст. 235 НК РФ).
Выплаты, начисленные работнику-иностранцу, работающему по трудовому договору, облагаются ЕСН независимо от статуса работника (постоянно или временно проживающий в России), места заключения договора, а также независимо от того, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории Российской Федерации)15.
Налогом облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (ст. 236 НК РФ).
Налоговый и отчетный периоды (ст. 240 НК РФ), ставка, налоговая декларация (ст. 243 НК РФ), сроки представления отчетности (ст. 243 НК РФ) – все это соответствует тому порядку, с которым работают обычные российские налогоплательщики.
Налог на доходы физических лиц
Иностранная компания обязана произвести удержание НДФЛ в тех случаях, когда она выплачивает доходы физическим лицам (ст. 207 НК РФ). Ставка налога зависит от резидентности физического лица. Резидент – это лицо, которое находится на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев. Для резидента удерживается налог по ставке 13%, для нерезидента – 30% (ст. 224 НК РФ).
Постоянное представительство независимо от статуса выступает налоговым агентом в отношении выплат в пользу таких физических лиц.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, и от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами (ст. 209 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ), срок предоставления отчетности (ст. 230 НК РФ) – не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 230 НК РФ).
Земельный налог
Земельный налог уплачивается иностранной организацией, если она приобретает земельные участки (ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения. В этом случае иностранная компания становится плательщиком (ст. 388 НК РФ) земельного налога.
Земельный налог уплачивается до 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 398 НК РФ). Один раз в год, без авансовых платежей (ст. 393 НК РФ). Подается декларация16.
Транспортный налог
Объект налогообложения возникает в том случае, когда иностранная компания (ст. 357 НК РФ) приобретает в собственность либо берет в распоряжение транспортное средство (автомобиль, самолет, яхта и другие водные или воздушные транспортные средства) (ст. 358 НК РФ).
Существует обязанность зарегистрировать транспортное средство в течение 30 дней с момента приобретения, получения в пользование либо распоряжение.
Налог уплачивается один раз в год (ст. 360 НК РФ) до 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ). Ставки налога определены местным законодательством.
По истечении налогового периода налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу17.
Коммерческая деятельность иностранной компании без образования постоянного представительства
В Налоговом кодексе Российской Федерации прописан ряд случаев, когда при ведении деятельности иностранной компанией в России постоянного представительства не образуется:

  • владение ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом при отсутствии прочих необходимых признаков постоянного представительства (п. 5 ст. 306 НК РФ);

  • заключение договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, полностью или частично осуществляемую в Российской Федерации (п. 6 ст. 306 НК РФ);

  • предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории России в другой организации при отсутствии прочих признаков постоянного представительства (п. 7 ст. 306 НК РФ);

  • осуществление операций по ввозу в нашу страну или вывозу из нее товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии других признаков постоянного представительства (п. 8 ст. 306 НК РФ)

Также деятельность иностранной компании не будет рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства, если она осуществляется на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника рынка ценных бумаг или через любое другое лицо, которое действует в рамках обычной основной (обычной) деятельности (независимый агент)18.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль у комиссионера не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, за исключением комиссионного вознаграждения (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). А все приобретенное по сделкам принадлежит комитенту (ст. 996 ГК РФ). Расходы, понесенные комиссионером, подлежат возмещению комитентом. Следовательно, прибыль по сделке – это прибыль не комиссионера, а комитента, которая подлежит налогообложению по законодательству страны инкорпорации.
Посредническая схема для налоговой оптимизации
Деятельность комитента может быть признана приводящей к образованию постоянного представительства и будет подлежать налогообложению в России, если налоговые органы смогут доказать, что комиссионер, действуя в рамках договора комиссии, имеет право обсуждать существенные условия контрактов с покупателями.
Риск признания постоянного представительства будет сведен к минимуму и налоговых обязательств по налогу на прибыль не возникнет, если комиссионер продемонстрирует, что он имеет полномочия на подписание договоров, а все решения принимает комитент, и комиссионер выполняет исключительно посреднические функции в отношении нескольких партнеров (комитентов), а также его деятельность является основной и обычной.
Таким образом, учитывая нормы ст. 306 налогового кодекса Российской Федерации, иностранные компании могут осуществлять свою деятельность на территории России не образуя при этом постоянного представительства, а следовательно, могут не иметь налогового статуса и не платить налог на прибыль.
1Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.
2Овчарова Е.В., Травкина Н.А. Постоянное представительство иностранной организации в России: судебная практика и оптимизационный анализ // Главбух, 18 января 2007 г. URL: http://www.glavbuh.net.
3Комментарий к Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал (Model Convention with respect to taxes on income and on capital), Commentary on Article 5.
4Пункт 2.1.1. Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.
5Попутаровский О., Кутяева О. Международное налогообложение: преимущества и риски использования соглашений об избежании «двойных» налогов» // Вестник федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», 2009, № 5.
6 Тимин Е. Как выбрать оптимальную форму работы иностранной компании в России // Практическое налоговое планирование, 2008, № 1.
7Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н); Учетная политика для целей бухгалтерского учета — ПБУ 1/98 «Учетная политика» (Приказ Минфина России от 09.12.1998 № 60н).
8Учетная политика для целей бухгалтерского учета — ПБУ 1/98 «Учетная политика» (Приказ Минфина России от 09.12.1998 № 60н).
9Акилова Е.В. Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством // Налоги (газета), 2008, № 3.
10Приказ Минфина России от 05.05.2008 № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».
11Приказ МНФ России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».
12Потемина Е.О. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству // Бухгалтер и закон, 2008, № 6.
13Приходин С.А. Постоянное представительство иностранной организации для целей налога на прибыль (ст. 306 НК РФ). Существенные признаки // Сайт Правового бюро «ЮРИСТОКРАТ», 31 мая 2009 г.URL: http://www.ukrat.ru.
14Приказ Минфина России от 07.11.2006 № 136н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядка ее заполнения».
15Перебейнос Ю.А. Налоговые особенности постоянных представительств иностранных организаций // Бухгалтерский бюллетень, 2007, № 9.
16Приказ Минфина России от 16.09.2008 № 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и порядков их заполнения».
17Приказ Минфина России от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».
18Соколова И.Н. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству // Налоги (газета), 2006, № 32.

Список литературы

  1. Акилова Е.В. Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством // Налоги (газета), 2008, № 3.

  2. Баязитова А.В. Необоснованная налоговая выгода: Мифы и реальность. М.: Актион-Медиа, 2008.

  3. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000.

  4. Овчарова Е.В., Травкина Н.А. Постоянное представительство иностранной организации в России: судебная практика и оптимизационный анализ // Главбух, 18 января 2007 г. URL: http://www.glavbuh.net.

  5. Перебейнос Ю.А. Налоговые особенности постоянных представительств иностранных организаций // Бухгалтерский бюллетень, 2007, № 9.

  6. Попутаровский О., Кутяева О. Международное налогообложение: преимущества и риски использования соглашений об избежании «двойных» налогов» // Вестник федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», 2009, № 5.

  7. Потемина Е.О. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству // Бухгалтер и закон, 2008, № 6.

  8. Приходин С.А. Постоянное представительство иностранной организации для целей налога на прибыль (ст. 306 НК РФ). Существенные признаки // Сайт Правового бюро «ЮРИСТОКРАТ», 31 мая 2009 г.URL: http://www.ukrat.ru.

  9. Семинихин В.В. Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в Российской Федерации // Главбух, 18 января 2007 г. URL: http://www.glavbuh.net.

  10. Соколова И.Н. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству // Налоги (газета), 2006, № 32.

  11. Тимин Е. Как выбрать оптимальную форму работы иностранной компании в России // Практическое налоговое планирование, 2008, № 1.

Специально для Клерк.Ру

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:

  • осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
  • получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),

регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.

При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.

При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».

Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):

  • выполняемых в РФ функций,
  • используемых активов,
  • принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:

  • филиал,
  • представительство,
  • отделение,
  • бюро,
  • контора,
  • агентство,
  • любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),

через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:

  • если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
  • если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Кроме того, в случаях, если иностранная организация оказывает услуги и получает доходы на территории РФ регулярно (пусть и не постоянно), например – путем направления своих специалистов для оказания таких услуг, то такая коммерческая деятельность, по мнению Минфина, приводит к образованию постоянного представительства.

Именно такое мнение содержится в Письме Минфина от 26.03.2010г. №03-08-05:

«Критериями, по которым определяется факт образования постоянного представительства иностранной организации на территории РФ, являются следующие.

Как правило, все соглашения об избежании двойного налогообложения содержат определение термина «постоянное представительство», который означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве.

Определение, таким образом, содержит следующие условия:

  • существование места деятельности;
  • это место деятельности должно быть «постоянным», то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;
  • осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности.

Выражение «место деятельности» означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет.

Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения.

Также таким местом деятельности может считаться и другое предприятие, через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной компанией на основе регулярно заключаемых договоров.

Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес.

Деятельность не обязательно должна быть производственного характера.

Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Учитывая вышеизложенное, если иностранная компания оказывает услуги:

  • по миграции данных,
  • контролю,
  • консультационные услуги по внедрению на территории РФ обновления программного обеспечения, используемого в производственной деятельности российской организации,

регулярно на основе заключенного долгосрочного договора с данной российской организацией в течение нескольких налоговых периодов, то такая деятельность иностранной компании может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории РФ.»

В соответствии с п.4 ст.306 НК РФ, осуществление иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (при отсутствии признаков постоянного представительства), не приводит к образованию постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1. использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2. содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3. содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4. содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5. содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Кроме того, иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через:

  • брокера,
  • комиссионера,
  • профессионального участника российского рынка ценных бумаг,
  • любое другое лицо, действующее в рамках своей основной деятельности.

В соответствии с п.10 ст.306 НК РФ, тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п.9 ст.306 НК РФ, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ.

Так же и факт владения иностранной организацией (п.5 ст.306 НК РФ):

  • ценными бумагами,
  • долями в капитале российских организаций,
  • иным имуществом на территории РФ,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, сам по себе не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ.

В соответствии с п.6 ст.306 НК РФ:

  • факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ,

сам по себе не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ.

Кроме того (п.7 ст.306 НК РФ):

  • факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

На основании п.8 ст.306 НК РФ, осуществление иностранной организацией операций:

  • по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов,

при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, так же не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ.

Постоянное представительство иностранной организации считается образованным:

  • с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.

Постоянное представительство прекращает существование:

  • с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

В соответствии с положениями ст.83 Налогового кодекса, постановка на учет и снятие с учета в ФНС коммерческой иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через обособленные подразделения осуществляется:

  • на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации.

Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в ФНС не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории РФ.

При подаче заявления иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

В соответствии с п.1 ст.307 НК РФ, объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство, признается:

1. Доход полученный в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений п.4 ст.307 НК РФ.

2. Доходы иностранной организации:

  • от владения,
  • пользования,
  • распоряжения

имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов.

3. Другие доходы от источников в РФ, указанные в п.1 ст.309 Налогового кодекса, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения (п.2 ст.307 НК РФ).

При определении налоговой базы иностранной некоммерческой организации учитываются положения п.2 ст.251 Налогового кодекса.

Обратите внимание:Если иностранная организация осуществляет на территории РФ деятельность подготовительного, вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью (п.3 ст.307 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, применяют положения, предусмотренные ст.280 «Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами», ст.283 «Перенос убытков на будущее» Налогового кодекса.

Ставки налога на прибыль, применяемые иностранными представительствами.

В соответствии с п.6 ст.307 НК РФ, иностранные представительства уплачивают налог по ставке 20% (п.1 ст.284 НК РФ).

При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Следующие доходы:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

3) процентный доход от государственных и муниципальных эмиссионных ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

облагаются налогом отдельно от других доходов по следующим ставкам:

15%:

— по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ);

— по доходу в виде % по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторыми исключениями, в соответствии с НК РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде %, а также по доходам в виде % по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 01.01.2007г. (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ).

9%:

— по доходам в виде % по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007г., а также по доходам в виде % по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007г. (пп.2 п.4 ст.284 НК РФ);

0%:

— по доходу в виде % по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997г. включительно, а также по доходу в виде % по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III (пп.1 п.4 ст.284 НК РФ).

В соответствии с п.8 ст.307 НК РФ, иностранные представительства уплачивают авансовые платежи и налог в порядке, предусмотренном ст.286 и ст.287 Налогового кодекса.

Налоговая декларация по итогам налогового (отчетного) периода, а также годовой отчет о деятельности в РФ по форме, утверждаемой ФНС, представляются иностранным представительством, в ИФНС по месту нахождения в порядке и в сроки, установленные ст.289 НК РФ.

Порядок учета расходов, произведенных головным офисом иностранной компании, при исчислении налога на прибыль организаций постоянным представительством этой компании.

Иностранные представительства, уплачивающие налог на прибыль, определяют состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль в том же порядке, что и российские организации, на основании статей 252 — 269 Налогового кодекса.

Иностранным представительствам необходимо установить методику определения доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.313 НК РФ.

В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.

При этом, в соответствии с п.5.3 Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003г. №БГ-3-23/150:

Если международным договором РФ с иностранным государством предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства затрат, в том числе:

  • управленческих,
  • общеадминистративных,

понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в РФ в других государствах, то при соблюдении требований главы 25 НК РФ, эти расходы могут быть приняты при исчислении налоговой базы постоянного представительства.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя, и должен быть представлен в налоговые органы в РФ по месту постановки на учет иностранной организации.

Именно такие рекомендации содержатся в Письме Минфина от 26.06.2012г. №03-08-13, кроме того, в данном Письме отмечается следующее:

«Подтверждение расходов является документально обоснованным, если первичный документ соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и не противоречит общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета, а в российском законодательстве — предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и разделом 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Согласно данным нормативным актам документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке; первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, поскольку согласно действующему законодательству на территории РФ официальное делопроизводство ведется на русском языке как государственном языке РФ.

При формировании расходов каждого отчетного (налогового) периода, признаваемых в целях налогообложения, необходимо учитывать, что не включаются в состав расходов представительства расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не находящихся на территории РФ, включая подразделения головного офиса.

Расходы, передаваемые головным офисом представительству, считаются произведенными в том периоде, в котором они были фактически переданы.

Таким образом, расходы, понесенные иностранной организацией за пределами РФ, для целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в РФ, могут быть приняты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российского представительства при соблюдении вышеперечисленных условий.

При исчислении налоговой базы целесообразно также учитывать решение ВАС РФ от 27.04.2012 №1896/12 о признании расходов, передаваемых иностранной организацией своему представительству в РФ.»

Изложенную в Письме Минфина позицию следует применять при исчислении налоговой базы постоянных представительств иностранных организаций, являющихся резидентами государств, с которыми у РФ имеются международные соглашения об избежании двойного налогообложения, содержащие положения об учете расходов постоянного представительства, аналогичные соответствующим положениям Договора между РФ и США.

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ — понятие, установленное НК для целей взимания налога на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной организацией от предпринимательской деятельности на территории РФ через постоянное представительство. Доходы иностранной организации от осуществления деятельности через постоянное представительство на территории РФ подлежат обложению налогом на прибыль организации в соответствии с нормами ст. 306—309 НК. В соответствии с п. 2 ст. 306 НК постоянным представительством при знается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделения), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

— продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной дея тельности, за исключением осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера (п. 2 ст. 306 НК). Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации. При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разреше ние) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному для строительной площадки (п. 2—4 ст. 308 НК) (п. 3 ст. 306 НК). Факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК). Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории РФ при отсутствии признаков постоянного представительства сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ (п. 5 ст. 306 НК).

Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ (п. 6 ст. 306 НК). Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образо ванию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен (п. 7 ст. 306 НК). Факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ (импорту) или вывозу из РФ товаров (экспорту), в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ (п. 8 ст. 306 НК). Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, через зависимого агента. Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, дейст вующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (п. 9 ст. 306 НК). Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ, является взаимозависимым лицом с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ (п. 10 ст. 306 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *