Постановление правительства 92

Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу … (с изменениями на 9 февраля 2004 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2002 года N 92

Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации
за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов,
в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией*

(с изменениями на 9 февраля 2004 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828 (Российская газета, N 220, 20.11.2002) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 64 (Российская газета, N 26, 12.02.2004) (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года).

________________
* Заголовок дополнен с 1 декабря 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Установить следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (абзац дополнен с 1 декабря 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828; действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года: *1.1)

(рублей в месяц)

легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб.см включительно

— 1200

свыше 2000 куб.см

— 1500

мотоциклы

— 600

(абзац дополнительно включен с 1 декабря 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828; действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года).

При применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются с 1 января 2003 года для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (абзац дополнительно включен с 1 декабря 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2002 года N 828).
При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) указанные нормы используются с 1 января 2004 года для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (абзац дополнительно включен с 12 февраля 2004 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 64; действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П&nbspО&nbspС&nbspТ&nbspА&nbspН&nbspО&nbspВ&nbspЛ&nbspЕ&nbspН&nbspИ&nbspЕ&nbsp

8 февраля 2002 г. N 92

«Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерациип о с т а н о в л я е т :

1. Установить следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

(рублей в месяц)

легковые автомобили с

рабочим обЪемом двигателя

до 2000 куб.см включительно

— 1200

свыше 2000 куб.см

— 1500.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Компенсация за использование личного транспорта работников в служебных целях

Журнал «Оплата труда: Бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2009

Е. А. Соболева, редактор журнала «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера»

На сегодняшний день достаточно часто происходят ситуации, когда сотрудник использует свой личный транспорт для служебных целей. При этом организация выплачивает компенсацию такому сотруднику. Так как любые действия в организации должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете, у бухгалтера могут возникнуть следующие вопросы. Облагается ли данная компенсация «зарплатными» налогами? Можно ли сумму компенсации учесть при определении налоговой базы по прибыли? Какими документами регулируются такие отношения?

Оформление компенсации

Существует два подхода к оформлению отношений между работодателем и работником при использовании последним личного автомобиля в служебных целях:

1) между организацией и сотрудником заключается договор аренды транспортного средства;

2) на основе приказа руководителя выплачивается компенсация.

Рассмотрим оба подхода. Итак, при первом варианте оформления отношений заключается договор аренды между организацией и сотрудником. Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ (ст. 643 ГК РФ). Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, в том числе проводить текущий и капитальный ремонт. Кроме того, арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию – как коммерческую, так и техническую. При этом, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, которые возникают в связи с его эксплуатацией.

При втором варианте рассматриваемые отношения кроме Гражданского кодекса регулируются Трудовым – ст. 188, в которой сказано, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). Значит, организация сама устанавливает размер компенсации за использование личного транспорта сотрудника. При этом основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личный транспорт для служебных целей, является приказ руководителя организации, в котором предусматривается размер компенсации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного транспорта работника для служебных поездок. В размер компенсации работнику включается сумма износа личного транспорта, затраты на горюче-смазочные материалы, а также техническое обслуживание и текущий ремонт.

Налогообложение

Налог на прибыль. Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на содержание служебного транспорта. Обращаем ваше внимание на то, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сотрудников учитываются в пределах норм, установленных Правительством РФ. Согласно Постановлению № 92 эти нормы таковы: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно компенсация составляет 1 200 руб./мес., свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб./мес.

При этом на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Следовательно, расходы в виде выплаты компенсации за использование личного транспорта работника могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в тех случаях, когда работа сотрудника связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями, и в пределах законодательно установленных норм.

Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором указаны размеры компенсации. В размер компенсации работнику включается возмещение износа личного транспорта, затраты на горюче-смазочные материалы, а также на техническое обслуживание и текущий ремонт.

Работнику на основании приказа один раз в месяц компенсируются фактически понесенные им затраты, связанные с использованием личного автомобиля для служебных поездок. Таким образом, в приказе может быть указана и большая сумма, но для целей налогообложения прибыли необходимо руководствоваться названными нормами.

Для получения компенсации сотруднику нужно принести в бухгалтерию организации следующие документы:

– копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке;

– другие документы, подтверждающие обоснованность понесенных расходов, в порядке, установленном правилами бухгалтерского учета (чеки на горюче-смазочные материалы, акты о выполненных работах по ремонту данного автомобиля и т. д.).

Кроме этого, бухгалтерии организации необходимо регулярно заполнять путевой лист, так как он служит первичным документом, подтверждающим использование сотрудником личного транспорта в служебных целях. Форма путевого листа утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса РФ № 152 .

Работнику на основании приказа один раз в месяц компенсируются фактически понесенные им затраты, связанные с использованием личного автомобиля для служебных поездок.

За время нахождения сотрудника в отпуске, командировке, на больничном, а также в других случаях, когда его личный автомобиль не используется, компенсация не выплачивается (письма Минфина РФ от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных целей», от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140 и МНС РФ от 02.06.2004 № 04-2-06/419@, от 22.02.2007 № 20-12/016776).

Как быть, если хотите учесть расходы свыше норм при определении налога на прибыль?

На практике расходы, связанные с использованием личного транспорта работника, могут быть намного больше, чем предусмотрено Постановлением № 92. При этом цель любой организации – это получение прибыли и минимизация налогов, то есть все понесенные расходы бухгалтер хочет включить в налогооблагаемую базу по прибыли и тем самым уменьшить налог на прибыль. Для того чтобы можно было учесть все расходы, связанные с использованием личного транспорта сотрудника в служебных целях, необходимо заключить гражданско-правовой договор между организацией и работником, то есть договор аренды транспортного средства.

В этом случае Постановление № 92 не применяется, а расходы по эксплуатации автомобиля будут включены полностью при расчете налогооблагаемой базы по прибыли, но с учетом п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть в бухгалтерию необходимо будет представить те же документы, что и для выплаты компенсации. Такой вывод содержится в письмах Минфина РФ от 26.05.2009 № 03-03-07/13, от 15.10.2008 № 03-03-07/24.

В этом случае необходимо помнить о нормах расхода топлива и смазочных материалов, так как сотрудники налогового и финансового ведомств настаивают на том, что при определении расходов на ГСМ налогоплательщику нужно руководствоваться Нормами расхода топлива, введенными Распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р (письма Минфина РФ от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6, № 03-03-06/1/15, от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640).

Однако суды придерживаются другой позиции. Они считают, что расходы при определении налоговой базы по прибыли должны учитываться в фактически произведенных размерах. В Определении ВАС РФ от 14.08.2008 № 9586/08 суд указал на следующее: так как Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов на горюче-смазочные материалы в целях налогообложения прибыли и Нормы расхода топлива и смазочных материалов, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер, значит, фактически произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Такие же выводы представлены в Постановлении ФАС ЗСО от 20.02.2006 № А44-3149/2005-9.

Налог на доходы физических лиц. Согласно абз. 9 п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

По мнению сотрудников контролирующих органов, не подлежит обложению НДФЛ сумма компенсации, выплачиваемая работникам за использование ими личных автомобилей, в пределах норм, утвержденных Постановлением № 92. Все выплаты, произведенные свыше указанных норм, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 26.03.2007 № 03-04-06-01/84, от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, от 24.12.2007 № 03-11-04/3/513, УФНС по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115, от 28.08.2007 № 28-17/1269).

Однако с такой позицией не согласны суды. В своих решениях арбитры основываются на том, что согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, принадлежащих сотруднику, а также расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Следовательно, выплата компенсации за использование личного транспорта работника в служебных целях не может быть ограничена нормами Постановления № 92, а значит, компенсация, определяемая соглашением сторон, не подлежит обложению НДФЛ.

Такой вывод был сделан в постановлениях ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06, ФАС ЗСО от 19.03.2008 № Ф04-2044/2008(2440-А46-34), ФАС УО от 18.03.2008 № Ф09-511/08-С2, ФАС ПО от 19.08.2008 № А06-6865/07, ФАС СЗО от 23.01.2006 № А26-6101/2005-210.

Если в договоре аренды транспортного средства установлена арендная плата, то ее сумма подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке по ставке 13%, не подлежат обложению НДФЛ только сумма компенсации за использование личного автомобиля сотрудника и понесенные расходы.

Единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование. Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм), к которым, в частности, относится возмещение расходов за использование личного имущества работника в служебных целях.

Согласно письмам финансового ведомства и сложившейся арбитражной практике компенсация, выплачиваемая сотрудникам за использование их личного транспорта, в пределах сумм, указанных в Постановлении № 92, не подлежит обложению ЕСН, так как подпадает под действие пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Что касается той части компенсации, которая превышает нормативы, установленные Постановлением № 92, такие суммы не облагаются ЕСН, поскольку в принципе не являются объектом налогообложения. Это связано с тем, что по общему правилу они не принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли согласно п. 38 ст. 270 и п. 3 ст. 236 НК РФ (письма Минфина РФ от 29.12.2006 № 03-05-02-04/192, УФНС по г. Москве от 18.01.2008 № 21-18/44-1).

При возникновении споров с налоговыми органами арбитры встают на защиту налогоплательщика. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 19.03.2008 № Ф04-2044/2008(2440-А46-34) признал недействительным решение налогового органа о привлечении организации к налоговой ответственности за неуплату ЕСН в связи с выплатой работникам компенсации за использование их личного транспорта в производственных целях, поскольку эта компенсация подпадает под действие пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Такие же выводы сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 01.10.2007 № А17-710/2007-05-20, ФАС МО от 14.06.2006 № КА-А40/5051-06, ФАС СЗО от 23.01.2006 № А26-6101/2005-210.

Таким образом, платить ЕСН с сумм указанной в трудовом или коллективном договоре компенсации, даже если она превышает нормативы, установленные Постановлением № 92, не нужно.

Объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и база по их начислению совпадают с объектом налогообложения и налоговой базой по ЕСН (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ ). Следовательно, взносы в Пенсионный фонд на суммы компенсаций также не начисляются.

Сумма арендной платы, предусмотренная договором аренды транспортного средства, подлежит обложению ЕСН в общеустановленном порядке на основании п. 1 ст. 236 НК РФ.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно п. 4 Правил страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются на выплаты, установленные Перечнем . Согласно п. 10 Перечня не начисляются страховые взносы на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов, и иные компенсации, выплачиваемые им в пределах норм, установленных законодательством РФ; суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, компенсация, выплачиваемая работнику за использование его автомобиля в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Что касается ситуации, когда заключен договор аренды автомобиля, то на выплаты по гражданско-правовому договору не начисляются страховые взносы, если иное прямо не указано в договоре (п. 4 Правил).

Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации».

>Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.11.2002 N 828, от 09.02.2004 N 64)

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией: (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2002 N 828)

(рублей в месяц)

легковые автомобили с рабочим объемом двигателя
до 2000 куб. см включительно — 1200
свыше 2000 куб. см — 1500
мотоциклы — 600
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2002 N 828)

При применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются с 1 января 2003 г. для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2002 N 828)

При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) указанные нормы используются с 1 января 2004 г. для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 64)

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92

Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией

(с изменениями от 15 ноября 2002 г., 09 февраля 2004 г.)

См. также комментарий Компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок

См. также образец приказа Об установлении размера и выплате компенсации за использование личного легкового автомобиля в служебных целях

и образец приказа Об изменении размера компенсации за использование личного легкового автомобиля в служебных целях

См. также

Письмо Минфина РФ от 14 марта 2003 г. N 04-04-06/42 О размере налога на доходы физических лиц и ЕСН компенсации за использование личного автотранспорта в производственных целях.

Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/192 По вопросу налогообложения компенсационных выплат работнику за использование его личного транспорта в служебных целях

Письмо Минфина РФ от 16 ноября 2006 г. N 03-03-02/275 О размере компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

(рублей в месяц)

легковые автомобили с

рабочим объемом двигателя

до 2000 куб. см включительно — 1200

свыше 2000 куб. см — 1500

мотоциклы — 600.

При применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются с 1 января 2003 г. для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) указанные нормы используются с 1 января 2004 г. для определения расходов на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ

————————————————-

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

11) расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;

————————————————-

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Прежде всего, отметим, что такого понятия как служебный транспорт действующее законодательство не содержит. Как правило, этот термин обозначает транспорт, используемый для осуществления управленческих функций. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, осуществляющие функции перевозки пассажиров, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.

Отметим, что по данной статье к затратам можно относить оплату стоянки служебного автомобиля. Однако, для правильного оформления данных затрат рекомендуется взаимоотношения с предприятием, содержащим автостоянку, оформить в виде письменного договора на оказание услуг с формулировкой «за услуги по содержанию автомобиля N … на автостоянке предприятия «…». Кроме того, предприятие должно подтвердить необходимость содержания автотранспорта, в том числе арендованного, на платной стоянке (например, у предприятия нет собственного гаража или стоянки).

В том случае, если для служебных поездок используется личный автотранспорт, то компенсация учитывается в составе расходов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы были установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

В соответствии с указанным постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

— по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей в месяц;

— по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц.

Нормы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, не установлены.

Компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок

Затраты на компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат, связанных с управлением производством. Для целей налогообложения эти затраты принимаются только в пределах норм, установленных законодательством.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8.02.02 г. N 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» применяются следующие нормы компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя:

до 2 000 см3 включительно — 1 200 руб. в месяц;

свыше 2 000 см3 — 1 500 руб. в месяц.

Таким образом, величина допустимых расходов зависит от рабочего объема двигателя автомобиля, а не от его марки. Следовательно, при исчислении налога на прибыль организации могут учитывать компенсации и владельцам иномарок. Для мотоциклов компенсации не предусмотрено.

Условия и порядок выплаты компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях установлены письмом Минфина России от 21.07.92 г. N 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок» (зарегистрировано в Минюсте России 22.07.92 г. N 13). Выплата компенсации производится в случае, если работа работников по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию организации личное заявление; копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке; копию доверенности, заверенную в установленном порядке при использовании легкового автомобиля по доверенности собственника.

Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в том же порядке, в каком выплачивается компенсация работнику, являющемуся собственником автомобиля.

Основанием для выплаты компенсации работнику является приказ руководителя организации, в котором предусматриваются размеры этой компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля для служебных поездок.

————————————————-

Приказ

N___ «____» _________ 2002 года

Об установлении размера и выплате компенсации

за использование личного легкового автомобиля с рабочим

объемом двигателя _____ куб. см в служебных целях

В связи с тем, что работа __________________________________________

(указать должность)

по роду производственной деятельности связана с постоянными служебными

разъездами в соответствии с его должностными обязанностями, для этих

целей используется личный легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя

______ куб. см.

Приказываю:

1. Ежемесячно начиная с «__» _______ 2002 года выплачивать

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество сотрудника)

компенсацию за использование личного легкового автомобиля для служебных

поездок по нормам, предусмотренным законодательством Российской

Федерации, установленным для легкового автомобиля с рабочим объемом

двигателя ____ куб. см в размере ______ рублей в месяц.

2. Дополнительно компенсировать расходы на содержание легкового

автомобиля в сумме ______ рублей в месяц.

Руководитель организации _______________

(подпись)

Изменение размера компенсации (в случаях изменения законодательных норм, смены автомобиля и т.п.) должно быть также отражено в приказе руководителя организации.

Приказ

N ___ «___» _______ 2002 года

Об изменении размера компенсации за использование

личного легкового автомобиля в служебных целях

В связи с _______________ (указать причину изменения размера

компенсации)

Приказываю:

1. Начиная с «___» _______ 2002 года изменить

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество сотрудника)

размер компенсации за использование личного легкового автомобиля для

служебных поездок.

2. Размер ежемесячной компенсации составит _________ рублей.

Руководитель организации ________________

(подпись)

В письме Минфина России от 21.07.92 г. N 57 утверждается, что в размерах компенсации, предоставляемой работнику, учитывается возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт). Понятно, что с учетом современных цен установленные нормы компенсации могут компенсировать всего лишь незначительную часть реальных расходов работника, связанных с использованием личного автомобиля для служебных поездок. В связи с этим руководители организаций в своих организационно-распорядительных документах должны предусматривать реальные суммы возмещения, однако при этом необходимо помнить, что сумма превышения реальных затрат над установленными нормами не должна учитываться для целей налогообложения.

В налоговом учете превышение размера компенсации должно найти отражение в соответствующем регистре.

За время нахождения работника в отпуске, командировке, его невыхода на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам (ремонт автомобиля и др.), когда личный автомобиль не используется, выплата компенсации не производится. Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней в месяце. Компенсационные выплаты за использование в служебных поездках личных легковых автомобилей, произведенные в пределах установленных норм, в совокупный доход для обложения налогом на доходы физических лиц не включаются (п.3 ст.217 НК РФ и раздел III Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 г. N БГ-3-08/415, с изменениями и дополнениями от 5.03.01 г.).

Для целей бухгалтерского учета расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей в служебных целях на основании пп.5 и 7 положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Суммы выплачиваемых компенсаций за использование личных автомобилей в служебных целях сверх установленных нормативов учитываются при налогообложении физических лиц.

Пример. В январе 2002 г. работник использовал для служебных поездок личный легковой автомобиль, рабочий объем двигателя которого равен 2 000 см3. Работнику в январе 2002 г. была выплачена компенсация в сумме 2 500 руб.

В бухгалтерском учете сделаны следующие записи:

Дебет 26, Кредит 70 — 2 500 руб. — начислена компенсация за использование автомобиля,

Дебет 26, Кредит 69 — 462,8 руб. — начислены ЕСН, взносы в ПФР со сверхнормативной суммы компенсации;

Дебет 70, Кредит 68 — 169 руб. — удержан налог на доходы физических лиц со сверхнормативной суммы компенсации,

Дебет 70, Кредит 50 — 2 500 руб. — отражена выдача компенсации из кассы.

«Финансовая газета», N 45, ноябрь 2002 г.

Т. Панченко, аудитор

См. ЗАКОНЫ об эксплуатации личного автомобиля в служебных целях

Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *