Порядок списания имущества

Содержание

Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.

К основным средствам бюджетных учреждений также относят:

  • законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
  • капвложения в многолетние насаждения.

Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств

Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.

Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.

Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110434410 110134410 Списание начисленной амортизации 75000,00 Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет
140110172 110134410 Списание остаточной стоимости оборудования 5000,00
110536340 140110172 Оприходование запчастей 3000,00 Приходная накладная

Списание основных средств в бюджетном учреждении

Со временем основные средства теряют свое первоначальное назначение по различным причинам: с истечением срока эксплуатации, морального и физического износа, разрушения и т. п. Поэтому они становятся неэффективными к дальнейшей эксплуатации, и учреждение может принять решение об их ликвидации. Как правильно провести процедуру списания? Как это оформить документально и отразить в учете? Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Основания для списания основных средств

Порядок списания объектов государственной собственности утвержден постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314 (далее – Порядок № 1314). Этот Порядок определяет механизм списания объектов незавершенного строительства (незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы), материальных активов, которые согласно законодательству признаются основными фондами (средствами, далее – ОС), прочими необоротными материальными активами, которые находятся в государственной собственности.

Пунктом 4 Порядка № 1314 определено, что ОС подлежат списанию при наличии следующих оснований:

  • невозможность быть отчужденными, безвозмездно переданными госучреждениям и относительно которых не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным);
  • моральный или физический износ, непригодность для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением;
  • повреждение вследствие аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления;
  • выявление недостачи имущества во время инвентаризации.

Имущество, выявленное во время инвентаризации как недостача, списывается с дальнейшим его отражением в бухучете.

Согласование с субъектом управления

Учреждение должно согласовать списание ОС, которые находятся у него на балансе, с субъектом управления (п. 5 Порядка № 1314). Согласно ч. 1 ст. 4 Закона от 21.09.06 г. № 185-V «Об управлении объектами государственной собственности» субъек­тами управления госимуществом, в частности, являются:

  • КМУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий госполитику в сфере управления объектами государственной собственности;
  • уполномоченные органы управления;
  • Фонд госимущества;
  • органы, осуществляющие управление госимуществом согласно полномочиям, определенным отдельными законами;
  • государственные хозяйственные структуры;
  • НАНУ, отраслевые академии наук.

Без согласования с субъектом управления по решению руководителя учреждения списывают полностью амортизированные ОС, прочие необоротные материальные активы, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее чем 20 тыс. грн. (абзац пятый п. 5 Порядка № 1314).

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/51282-0

Важно! Без согласования с субъектом управления по решению руководителя учреждения списывают основные средства, первоначальная стоимость которых составляет менее чем 20 тыс. грн., а также полностью амортизированные ОС.

Учреждения, которые КМУ определил субъектами управления, списывают госимущество, которое находится на их балансе, по решению руководителей этих учреждений.

Морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, учреждения могут передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти, в дальнейшем закрепляя его за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями (п. 4 Порядка № 1314).

Документы для согласования списания ОС

В п. 6 Порядка № 1314 установлено, что для получения согласия на списание имущества учреждение подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, указывая также направления использования средств, которые предполагается получить вследствие списания;
  • сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухучета (кроме объектов незавершенного строительства), по форме согласно приложению 1 к Порядку № 1314;
  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию, по форме согласно приложению 2 к Порядку № 1314;
  • акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования (не подается в случае списания имущества, выявленного во время инвентаризации как недостача);
  • сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Субъект управления в течение 30 дней с даты поступления вышеупомянутых документов оформляет решение о предоставлении согласия на списание имущества в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия – в форме письма.

Создание комиссии по списанию ОС

Списание ОС проводит комиссия по списанию, образованная по приказу руководителя учреждения. Председателем комиссии является заместитель руководителя учреждения, а членами – главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб учреждения, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители (п. 9 Порядка № 1314).

Комиссия по списанию имущества осуществляет осмотр имущества, устанавливает факт его непригодности, а также невозможность и неэффективность проведения восстановительного ремонта или его использования иным способом. По результатам инвентаризации комиссия принимает решение о списании ОС, прочих необоротных материальных активов. Свое решение о списании, заключения и предложения комиссия оформляет протоколом.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем учреждения.

Согласно п. 14 Порядка № 1314 к протоколу заседания комиссии по списанию ОС прилагают следующие документы:

  • акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты технического состояния имущества, которое предлагается к списанию;
  • акты на списание имущества (типовые формы по учету и списанию основных средств субъек­тами государственного сектора и порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.19.16 г. № 818);
  • прочие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, госорганов и т. п.).

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание и технического состояния утверждает руководитель учреждения.

Разборка, демонтаж и окончательное списание ОС с баланса проводят только после получения решения о предоставлении согласия соответствующего субъекта управления.

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/51282-1

К сведению! Окончательное списание ОС с баланса проводят только после получения решения о предоставлении согласия соответствующего субъекта управления.

Оприходование полученных материалов и запчастей

Пунктом 23 Порядка № 1314 предусмотрено, что запчасти, полученные вследствие разборки и демонтирования оборудования, оприходуют с отражением:

  • на счетах бухучета запасов – узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные вследствие списания имущества;
  • на счетах бухучета ОС – ОС;
  • как вторичное сырье – непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты.

Оценка пригодности узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных вследствие списания имущества, проводится постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения (п. 24 Порядка № 1314).

Если изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты содержат драгоценные металлы или камни, они подлежат сдаче субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по сборке и первичной обработке такого лома и отходов на основании лицензий (п. 25 Порядка № 1314).

После окончания демонтажа списанного имущества и оприходования материалов и запчастей учреждение должно представить отчет о списании имущества учреждению высшего уровня (форма приведена в приложении 3 к Порядку № 1314).

Бухгалтерский учет

Отражение на счетах бухучета фактов проведения хозопераций по списанию обеспечивает непосредственно учреждение, на балансе которого находятся ОС (п. 22 Порядка № 1314).

Бюджетные учреждения отражают операции по списанию ОС согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденному приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219.

Рассмотрим пример списания ОС в бюджетном учреждении.

Пример

Детский сад (бюджетное учреждение) в апреле 2019 года в связи с моральным и физическим износом списывает следующие ОС:

  • холодильник: первоначальная стоимость – 7 500 грн.; износ на 01.01.17 г. – 4 286 грн.; остаточная стоимость 01.01.17 г. – 3 214 грн. (7 500 грн. – 4 286 грн.). Эта сумма по состоянию на 01.01.17 г. перенесена на субсчет 5111. За 2 года эксплуатации начислен износ в размере 2 142 грн. Износ на 01.01.19 г. – 6 428 грн. (4 286 грн. + 2 142 грн.). Остаточная стоимость – 1 072 грн. Вследствие списания холодильник получены пригодные для использования запчасти на сумму 800 грн. и металлолом на сумму 210 грн.;
  • компьютер: первоначальная стоимость – 6 750 грн.; износ на 01.01.19 г. – 6 750 грн.; остаточная стоимость – 0 грн.

Поскольку первоначальная стоимость холодильника не превышает 20 000 грн., а износ компьютера составляет 100 %, то согласование о списании этих ОС в отделе образования районной (городской) госадминистрации не требуется.

Отразим в учете операции по списанию ОС.

(грн.)

Актом на списание предусмотрено проведение работ по ликвидации недвижимого имущества. Работы выполняются посредством привлечения подрядчика. По итогам проведения работ материальные ценности не приходуются.
В каком порядке и на основании каких документов федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение должно отразить в бухгалтерском учете списание недвижимого имущества при наличии разрешения учредителя? Основное средство должно быть сначала снято с государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости или сначала оно должно быть списано с баланса?

15 июня 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Для списания федерального недвижимого имущества с балансового учета в бюджетном учреждении Комиссией должен быть оформлен Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104), получено согласование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, проставлена утверждающая надпись руководителя учреждения на Акте, а также реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании. К Акту в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество.

Обоснование вывода:
Решение о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, принимается бюджетными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений (пп. «з» п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 14.10.2010 N 834, далее — Положение N 834). Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно (пп. «г» п. 6, п. 10 Положения N 834).
Согласно п. 5 Положения N 834 в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее — Комиссия).
В силу положений п.п. 34, 52 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), с учетом требований Положения N 834, для списания с балансового учета федерального недвижимого имущества в бюджетном учреждении Комиссией должен быть оформлен Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма 0504104) с указанием информации, содержащейся в кадастровом паспорте объекта недвижимости*(1), получено согласование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а также проставлена утверждающая надпись руководителя учреждения на Акте.
Далее должны быть реализованы мероприятия, предусмотренные Актом о списании объекта недвижимого имущества, а именно, в рассматриваемой ситуации ликвидация основного средства (п.п. 51, 52 Инструкции N 157н).
Обратите внимание: для отражения в учете выбытия объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, Акта (форма 0504104) недостаточно — в распоряжении учреждения обязательно должны быть документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество (п. 36 Инструкции N 157н; п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 235 ГК РФ, смотрите также письма Минфина России от 14.10.2015 N 02-07-10/58921, от 17.07.2015 N 02-07-10/41190). Объект недвижимости не может быть списан с балансового учета ранее даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, даже если он еще до подачи документов в территориальный орган Росреестра фактически не эксплуатировался.
Соответственно, списание объекта недвижимого имущества с балансового учета отражается на основании Акта (форма 0504104) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию прекращения прав на недвижимое имущество. Отметка о выбытии списанного имущества делается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (форма 0504031)*(1).
В рассматриваемой ситуации речь идет о прекращении права собственности РФ на объект недвижимости по причине его ликвидации. Государственная регистрация прекращения права собственности в связи с ликвидацией (гибелью или уничтожением) объекта недвижимости должна осуществляться после снятия с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости (смотрите, в частности, письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.04.2015 N 14-04056/15). В свою очередь, в целях прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в уполномоченный орган представляется акт обследования (п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон N 218-ФЗ), в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение его существования в связи с гибелью или уничтожением (ч. 1 ст. 23 Закона N 218-ФЗ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации государственная регистрация прекращения права на объект недвижимости возможна после проведения ликвидационных мероприятий, предусмотренных при принятии решения о его списании.

К сведению:
По окончании всех предусмотренных мероприятий утвержденный руководителем организации Акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в месячный срок направляются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения N 834, п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

24 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учреждение имеет ненужное имущество: как от него избавиться

Вопросы, которые задал наш читатель, характерны именно для осенне-зимнего периода. И не удивительно, потому что именно сейчас, когда в учреждениях и организациях проводят инвентаризацию, обнаруживается имущество, вроде бы пригодное для дальнейшего использования, но по тем или иным причинам не используемое.

Отметим, что в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879, предусмотрено, что во время инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом в учреждении необходимо обеспечить:

• выявление фактического наличия активов и проверку полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

• установление излишков или недостач активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;

• выявление активов, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также материальных и нематериальных активов, которые не используются, неиспользованных сумм обеспечения;

• выявление активов и обязательств, которые не соответствуют критериям признания.

Поэтому если после проведения вышеуказанных мероприятий инвентаризационная комиссия обнаружила устаревшее имущество, у бухгалтера возникает абсолютно логичный вопрос: что с ним делать? Можно ли от него избавиться и как это правильно сделать?

Вообще, под такими ценностями принято считать ценности, которые пригодны для использования, но по различным причинам не эксплуатируются учреждением в данный момент. При этом к такой категории относится именно имущество, которое не утратило свое назначение и пригодно для дальнейшей эксплуатации. Ситуации с таким имуществом могут быть самые разные, а не только такая, которая возникла у нашего читателя. Например, на балансе могут находиться объекты недвижимого и движимого имущества, которые не используются по различным причинам (например, отсутствие денежных средств на проведение капитального ремонта), объекты незавершенного строительства, строительные материалы, которые остались после проведения ремонта, отходы производства и т. п.

Далее рассмотрим, каким может быть выход из ситуации, в которую попал наш читатель.

Сегодня действующее законодательство дает право бюджетным учреждениям применить один из вариантов распоряжения имуществом, которое находится у них на праве оперативного управления и учитывается на балансе:

• продажа имущества;

• безвозмездная передача имущества другим бюджетным организациям;

• списание имущества, как такого, которое утратило свои свойства и непригодно или экономически нецелесообразно для дальнейшего использования.

В зависимости от того, к какому виду активов относится то или иное имущество (движимое или недвижимое, необоротные или оборотные активы), существуют определенные требования к осуществлению операций с такими материальными ценностями. Поэтому каждый из этих вариантов применяется в зависимости от конкретного имущества и обязательно оформляется решением комиссии учреждения.

Далее остановимся подробнее на каждом из вариантов.

Но сначала выясним, в какой последовательности учреждения могут применять каждый из указанных вариантов. Например, может ли учреждение, чтобы не морочить себе голову с продажей или безвозмездной передачей ненужного имущества, сразу его списать с баланса и сдать на металлолом? Будет ли такое решение правомерным?

По этому поводу стоит знать: прямого запрета или же административной ответственности за принятие такого решения в действующих нормативно-правовых актах в настоящее время не предусмотрено. Но, по нашему мнению, сразу списать с баланса имущество без единой попытки его продать или безвозмездно передать, учреждениям не позволяет п. 4 Порядка № 1314.

Как указано в этом пункте Порядка № 1314, списанию подлежит имущество:

• которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям;

• относительно которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным);

• в случае когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии либо стихийного бедствия, или выявлено в результате инвентаризации как недостача.

Также в п. 4 этого Порядка указано: морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями.

Учитывая вышеприведенные нормы Порядка № 1314, представляется, что, только после того как учреждение пыталось продать или безвозмездно передать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, но ему это не удалось, правомерно будет принять решение о списании такого имущества с баланса.

Продажа ненужного имущества

Основным документом, которым руководствуются бюджетные учреждения при продаже имущества, являющегося государственной собственностью, является Порядок № 803. При отчуждении коммунального имущества для учреждения определяющим является документ, утвержденный соответствующим органом местного самоуправления.

Стоит знать, что требования этих документов распространяются на имущество, которое бюджетные учреждения относят к основным средствам. Об этом четко указано в самом Порядке № 803. Как правило, аналогичная норма продублирована и в местных документах об отчуждении имущества, являющегося коммунальной собственностью.

С чего стоит начать в таком случае?

Прежде всего, для осмотра объектов, подлежащих отчуждению, оформления необходимой документации в учреждении создают постоянно действующую комиссию, которая действует в течение года. Кстати, этими вопросами может заниматься как ежегодная комиссия, так и специально созданная комиссия по отчуждению имущества.

Комиссия осуществляет осмотр материальных ценностей, используя для этого необходимую техническую документацию (технические паспорта, по-этажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, устанавливает возможность или невозможность восстановления и дальнейшего использования материальных ценностей в учреждении и вносит предложения об их отчуждении, передаче или ликвидации.

Прежде чем начать готовиться к отчуждению материальных ценностей, бюджетному учреждению необходимо получить разрешение на отчуждение таких объектов, обратившись в орган управления (вышестоящую организацию). Для получения разрешения на отчуждение имущества соответствующему органу управления подают определенные документы. Например, такими могут быть:

• обращение учреждения об отчуждении имущества;

• технико-экономическое обоснование целесообразности отчуждения имущества и направлений использования средств;

• сведения о наличии обременений и ограничений относительно распоряжения имуществом;

• информация о стоимости основных средств, подлежащих отчуждению по данным бухгалтерского учета;

• акт инвентаризации имущества, которое подлежит отчуждению, а при содержании в них драгоценных металлов и драгоценных камней — их перечень;

• акт о техническом состоянии имущества, составленный на дату оценки и утвержденный руководителем учреждения;

• отчет об экспертной оценке стоимости имущества, которое подлежит отчуждению;

• другие документы, необходимые для принятия обоснованного решения (технический паспорт, копии инвентарных карточек и т. п.).

Отметим, что по общему правилу бюджетные учреждения осуществляют продажу имущества на конкурсной основе — на аукционе. Но в последнее время все более популярной становится продажа имущества через электронную систему Prozorro.Продажи. Что касается действия этой системы, вся информация, необходимая для продавцов и покупателей, размещена на сайте www.prozorro.sale. О том, как бюджетным учреждениям-продавцам работать в этой системе, мы рассказывали в материале «ProZorro.Продажи: будем знакомы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 43, с. 20).

Если решили продать запасы

Продажа запасов бюджетными учреждениями — также достаточно распространенная ситуация. Среди причин, по которым бюджетные учреждения принимают решение об отчуждении таких материальных ценностей, могут быть следующие:

• после проведения ремонта остались строительные материалы (песок, цемент, обои, краска);

• бюджетное учреждение имеет подсобное хозяйство, которое занимается производством продукции, например, изготовлением столярных изделий. После процесса производства продукции в распоряжении учреждения остаются отходы (опилки, стружка, обрезки досок);

• после продажи автомобиля остались невостребованными шины, которые предназначались для такого транспортного средства и т. п.

Порядок продажи запасов, находящихся на балансе бюджетных учреждений, значительно проще, чем продажа основных средств.

Решение о продаже запасов не требует согласования с Фондом госимущества или управлением коммунального имущества. Кроме того, реализация запасов проводится без проведения аукциона, по договорной цене, что значительно облегчает отношения между бюджетным учреждением и покупателем.

Итак, перед тем как перейти к процедуре реализации запасов, комиссия, специально назначенная приказом руководителя (или постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей), должна осмотреть такие запасы. Это необходимо сделать для того, чтобы комиссия могла оценить материальные ценности, которые подлежат реализации, и определить их справедливую стоимость.

Пример 1. Комиссией бюджетного учреждения в результате инвентаризации выявлены материальные ценности, которые не используются. Принято решение о продаже такого имущества:

• газовая плита — 650 грн. Этот объект не был введен в эксплуатацию (находился все время на складе), хотя и учитывался на субсчете 1014 на отдельном аналитическом субсчете, амортизация не начислялась;

• запасы (запасные части, комплектующие, хозяйственные материалы и т. п.) на общую стоимость 380 грн.

Бюджетная организация не является плательщиком НДС.

В бухгалтерском учете операции по продаже имущества отражают следующими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Поэтому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа. В результате стоимость таких ОС никак не повлияет на финансовый результат отчетного периода.

Списаны запасы, приобретенные в предыдущих отчетных годах, которые отчуждаются путем реализации

Поступили средства от продажи ОС и запасов

3, 4

Отражены доходы от продажи имущества

4, 14

Отнесены доходы на финансовый результат отчетного периода

Операции, связанные с продажей ОС и запасов, оформляют следующими документами:

• при реализации ОС комиссия оформляет Акт приема-передачи основных средств в двух экземплярах (по одному для учреждения-продавца и покупателя), который утверждает руководитель учреждения. В акте необходимо указать всю имеющуюся информацию о таком объекте;

• при реализации запасов оформляют накладную (требование) по форме № З-3 в двух экземплярах, которую утверждает руководитель учреждения. Один экземпляр накладной после оформления передачи материальных ценностей остается у материально-ответственного лица, а второй — передают покупателю.

Как распорядиться полученными средствами

Поступления от реализации ОС и запасов остаются в распоряжении учреждения. Исключение составляют средства, полученные учреждением от продажи зданий и сооружений, которые полностью перечисляются в доход того бюджета, за счет которого содержится такое учреждение.

Средства от реализации имущества (кроме зданий и сооружений) зачисляются в состав доходов специального фонда сметы бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 13 БКУ такие средства относятся к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Такие средства учреждение имеет право потратить на проведение ремонта, модернизацию и приобретение новых необоротных активов (кроме зданий и сооружений) и других материальных ценностей. Также эти средства могут быть направлены на хозяйственные нужды учреждения, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Помните: после получения средств от реализации имущества не забудьте внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям с учетом требований Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (ср. 025069200).

Передача ненужного имущества

Конечно, продажа ненужного имущества является более привлекательной операцией для учреждения, нежели его безвозмездная передача — и от хлама избавитесь и деньжат подзаработаете.

Но иногда возникают ситуации, например как у нашего читателя, когда никуда уже не деться — имущество никому не нужно, продать его невозможно. Поэтому учреждению стоит попробовать передать морально устаревшее и физически изношенное имущество, пригодное для дальнейшего использования, в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим его закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями. По крайней мере именно о таком варианте распоряжения ненужным имуществом как раз и указано в п. 4 Порядка № 1314.

Напомним, что на страницах журнала «Бюджетная бухгалтерия» мы неоднократно рассматривали операции по безвозмездной передаче имущества между распорядителями бюджетных средств. Напомним, где вы можете просмотреть эти материалы:

• «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);

• «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);

• «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);

• «Безвозмездная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46);

• «Безвозмездная передача-получение имущества между разными распорядителями» (2018, № 12);

• «Бесплатное получение ОС в пределах одного распорядителя: какой критерий применять» (2018, № 17);

• «Безвозмездно получено имущество от другого учреждения: какой стоимостный критерий применять» (2018, № 30).

Поэтому не будем повторяться, а только отметим главные моменты относительно безвозмездной передачи имущества в пределах одного распорядителя.

Во-первых, решение о безвозмездной передаче имущества принимает его собственник (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия по управлению имуществом). При этом основанием для осуществления такой передачи имущества, то есть документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности.

При этом инициатива по передаче объектов права государственной и коммунальной собственности может исходить от органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, местных органов исполнительной власти, соответствующих органов местного самоуправления. Также инициатором такой передачи может быть само учреждение. В таком случае для рассмотрения вопроса безвозмездной передачи имущества подают такие документы:

1) обоснованное заявление учреждения с ходатайством о передаче имущества;

2) согласие организации, которая принимает это имущество на свой баланс (если имущество передается в собственность территориальной громады — согласие совета (решение сессии));

3) ведомость расчета о стоимости основных средств, которые предлагаются к передаче, согласно данным бухгалтерского учета на дату оценки.

Основными документами, которые необходимо принять к сведению учреждению при безвозмездной передаче имущества, являются Положение № 1482 и документы, принятые органами местного самоуправления о безвозмездной передаче имущества коммунальной собственности.

Отметим, что преимущественно указанные документы регулируют вопрос о безвозмездной передаче имущества, под которым понимают объекты, соответствующие критериям ОС. Поэтому если необходимо безвозмездно передать запасы, которые по различным причинам не используются учреждением, советуем обратиться за разъяснением об особенностях передачи такой разновидности материальных ценностей к своему субъекту управления. По крайней мере, получив разъяснение по этому вопросу, учреждение не будет иметь никаких претензий со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, передачу объектов права государственной и коммунальной собственности осуществляет специальная комиссия, созданная по приказу руководителя органа, уполномоченного управлять таким имуществом. Решение о передаче имущества оформляют в виде приказа о безвозмездной передаче имущества. В приказе указывают, какое имущество подлежит передаче, приводят его краткую характеристику, состав комиссии по передаче имущества, сроки передачи имущества и утверждения Акта приема-передачи, а также назначают лиц, ответственных за выполнение приказа.

В-третьих, в случае выбытия объектов ОС с баланса учреждения списывают его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму накопленного износа. При этом основные средства передают вместе с первичными документами (или их копиями), или учетными регистрами (или их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

Что касается запасов, то их передачу другому бюджетному учреждению осуществляют по балансовой стоимости. Стоимость переданных запасов указывают в первичных документах.

Пример 2.

На основании решения сельсовета бюджетное учреждение передало безвозмездно другому бюджетному учреждению имущество, которое им не использовалось: газовую плиту, которая учитывалась на субсчете 1014, не эксплуатировалась и на которую не начислялась амортизация, и запасы (запасные части, комплектующие, хозяйственные материалы и т. п.).

Передача оформлена Актом приема-передачи основных средств и накладной. При этом в Акте указано, что первоначальная стоимость газовой плиты — 650 грн., а общая стоимость запасов — 380 грн.

В бухгалтерском учете операции по безвозмездной передаче имущества отражают такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Списана первоначальная стоимость газовой плиты

Обратите внимание: в этой ситуации ОС не было введено в эксплуатацию, хотя и было зачислено на субсчет 1014. Потому при списании такого ОС с баланса отсутствует остаточная стоимость и сумма начисленного износа.

Списана стоимость запасов

Если уже так получилось, что попытки продать или безвозмездно передать ненужное имущество не оправдали себя, ни в коем случае не отчаивайтесь. Ведь у вас есть еще один вариант. Какой? Комиссия учреждения принимает решение о списании имущества с баланса как непригодного для дальнейшего использования.

Подробно о том, как списать такое имущество и реализовать непригодные для использования материалы, запчасти и т. п., а также отразить в учете такие операции, мы рассказывали в материале «Продажа металлолома: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия» 2017, № 36, с. 18).

Теперь вы точно знаете, как избавиться от ненужного имущества. Поэтому выбирайте, какой вариант вам больше нравится.

Если случилось так, что в этом материале вы не нашли ответы на свои вопросы, то не огорчайтесь! Как можно быстрее отправляйте их в нашу редакцию по электронному адресу: bb@id.factor.ua. И мы обязательно найдем на них ответы!

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 803 — Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

ОС — основные средства.

Списать здание с баланса в бюджетном учреждении

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2018

> > > Налог-налог 14 апреля 2020 Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2020 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества Правила распоряжения имуществом Недвижимое имущество Любое недвижимое имущество Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом Движимое имущество

Списание здания с баланса

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в учреждение может провести техническую экспертизу.

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают.

Если восстановить объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета( Инструкции к Единому плату счетов ). Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы.

Обычно списание основного средства оформляют в следующей последовательности: материально ответственное лицо доводит до сведения руководства информацию о необходимости списания основного средства(например, служебной запиской); создают ликвидационную комиссию для определения целесообразности использования объекта; при необходимости проводят техническую экспертизу; комиссия составляет

Проводки и оформление в бухгалтерском учете, списания здания, признанного аварийным

Если основное средство выбывает из эксплуатации в результате принятия решения о его списании, то до момента его физической ликвидации (демонтажа, разбора) целесообразно учитывать такое имущество за балансом. Для этого учреждение может ввести дополнительный забалансовый счет (например, счет 29 «Имущество, выбывшее из эксплуатации»).

Таким образом, списание здания с баланса проведите 01.07.2014 г.

с одновременным отнесением его на забалансовый счет, на котором учитывайте его до физической ликвидации. Расходы на демонтаж отнесите на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

После демонтажа спишите здание с забалансового счета. Корреспонденцию счетов по списанию здания при его ликвидации смотрите в ответе. В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Если объект изношен настолько, что не подлежит , или если его дальнейшее использование экономически нецелесообразно, учреждение может принять решение о его .

Списание основных средств: документальное оформление, правила списания

Бухгалтер широкого профиля с 15-летним опытом. Сейчас уже на пенсии, чтобы не закиснуть изучаю, что изменилось в отрасли, собираю интересные мне материалы. Надеюсь, они будут полезны и вам в вашей работе — пока экономика работает, без бухгалтерии не обойтись.

Основные средства компании — это денежный баланс, который может быть использован на нужны организации и закупку необходимых материалов для производства. Для того чтобы совершить приобретение нового дорогостоящего оборудования следует составить несколько актов, в которых указывается информация о старой технике, о причинах её непригодности и др.

После утверждения покупки следует списание основных средств — это значит, что изымается необходимая сумма со счёта организации. Если неправильно составить документы и формы на списание баланса, то в будущем этим процессом может заинтересоваться налоговая служба, что доставит некоторые неудобства компании.

Порядок списания объекта недвижимого имущества с баланса учреждения

Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в решения о его списании, до момента его ликвидации (уничтожения), не подлежит учету в составе основных средств.

Это следует из письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211 (см. здесь). Поэтому, объекты основных средств необходимо списывать с балансового учёта на основании акта о списании, согласованного с учредителем. Учитывая, что при списании с балансового учёта, к акту должны прилагаться документы, подтверждающие прекращение права оперативного управления, соответственно, датой списания объекта недвижимости с балансового учёта должна быть дата, указанная в акте на списание (если иные условия не отражены в нормативно-правовых актах на региональном (местном) уровне).

При списании с балансового учёта, недвижимое имущество, подлежащее разбору (уничтожению, утилизации) одновременно должно быть отражено на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента уничтожения.

Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете.

При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества.

Рассмотрим данные вопросы подробнее.Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее — Постановление N 834).По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:- движимого имущества, находящегося

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

14 сентября 2020 14 сентября 2020 В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним.

Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения. О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур.Как определить объект основного средства В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто.

И здесь важно ориентироваться на несколько правил: инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько

Процедура списания снятия с баланса нежилого здания сельского поселения

Необходимость списания нежилого здания устанавливает ликвидационная комиссия учреждения, она должна подготовить акт о списании основного средства (ф. 0504104), утверждаемый руководителем учреждения, а также документы для согласования с вышестоящей организацией.

В заключении комиссии акта ф. 0504104 должны быть указана дальнейшая судьба нежилого здания.

До момента демонтажа или утилизации, либо до принятия решения о реализации или безвозмездной передаче нежилое здание, учитывается на забалансовом счете 02. На основании акта о списании в инвентарной карточке учёта основных средств (ф. 0504031) делается отметка о выбытии здания. Когда основное средство ликвидируют, демонтируют или разбирают, остаются отдельные материалы, которые можно использовать.

Такое имущество надо оприходовать. Стоимость полученных материалов определяйте по справедливой стоимости на дату принятия к бухучету. Чтобы подтвердить необходимость ликвидации нежилого здания необходимо провести техническую экспертизу.

Новое в процедуре списания основных средств

До недавнего времени основные средства списывались с бухгалтерского учета в порядке, установленном собственником. Однако федеральным стандартом учета «Основные средства» (утв. приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н, далее – СГС ОС), в порядок списания введены новые хозяйственные операции.

В настоящее время действует Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение о списании).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *