Порядок организации контроля за проведением строительных работ

Строительный контроль: вопросы и ответы

Для начала необходимо отметить, что, что в настоящее время термин «технический надзор» действующими нормами права не предусмотрен, и практически не применяется, однако считаем целесообразным указать в ответе историю возникновения данного термина, и уточнить его соотносимость с термином «строительный надзор». Первоначально термин «технический надзор заказчика-застройщика за строительством» был введен Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», который охватывал (по сфере регулирования), в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства. Основными задачами технического надзора являлись, в частности, контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов (пункт 6.2 названного Положения). С 01.01.2005 в соответствии с Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 №70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» были введены в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», которые, вместе с тем, носили исключительно рекомендательный статус. Пункт 6.3 указанного документа в первоначальной редакции предусматривал выполнение технического надзора застройщика (заказчика) за строительством. Однако, принятие 29.12.2004 ГрК РФ (статья 53 которого предусматривала осуществление строительного контроля, при этом термин «технический надзор» уже отсутствует в тексте вновь принятого кодифицированного акта) повлекло за собой актуализацию СНиП 12-01-2004 путём утверждения Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пунктом 7.1 раздела «Контроль качества строительства. Надзор за строительством» которого предусмотрено, что участники строительства, а именно: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Как указано в части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в следующих целях: проверка соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Частью 4 вышеназванной нормы права предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, а по результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Правовая позиция органов государственной власти по вопросу соотносимости изложена, в частности, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.05.2011 №13425-ИП/08 «О строительном контроле», из текста которого следует что «в действующем законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности понятие «технический надзор» отсутствует. В соответствии со статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора, осуществляется строительный контроль». Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термин «технический надзор» является видовым понятием по отношению к термину «строительный контроль», поскольку последний значительно расширил полномочия лица, его осуществляющего, по отношению к первому, а термин «технический надзор», в свою очередь, стал составной частью, структурным элементом термина «строительный контроль», и, конечно, не являются при этом тождественными понятиями по отношению друг к другу.

>Строительный контроль: что это и зачем его проводить

Строительный контроль — документы и требования закона

Инженерное сопровождение при возведении зданий гарантирует экономическую безопасность потребителя и, что не менее важно, позволяет соблюсти закон. Осуществление стройконтроля закреплено следующими основными законодательными актами.

Документ Что регулирует
Градостроительный кодекс РФ В этом документе вопросам контроля посвящена статья 53. Закон закрепляет необходимость проведения строительного контроля, определяет сроки освидетельствования и исполнителей, а также регламентирует необходимость составления актов
Постановление правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» Регламентирует порядок исполнения мероприятий по надзору за строительством
Административный регламент Ростехнадзора № 38 о строительном надзоре Устанавливает правила проведения государственного строительного надзора при межрегиональном строительстве и на особых объектах (объекты на шельфе и в особых экономических зонах, военные объекты, консульства, наличие государственной тайны).
Ст. 2 «О техническом регулировании» Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 Вводит понятие контроля (надзора) за соблюдением требований техрегламентов при строительстве
Закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ. Дополняет положения закона № 184-ФЗ в отношении строительства зданий и сооружений.
Постановление правительства РФ от 18.11.2013 № 1038 Регламентирует деятельность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» Устанавливают общие правила ведения строительства

Перечисленные выше документы — лишь верхушка «регуляторного айсберга» в организации строительного контроля. Само освидетельствование происходит на основе огромного количества правил, документов и нормативных актов: СНиПы, порядок строительства, СанПиНы, нормы по составлению сметы, правила проектирования. Этому вопросу посвящено около десятка постановлений правительства, существует больше 80 ГОСТов и множество различных инструкций. При контроле деятельности строительной организации проверяют в том числе порядок в документации — кадровой и бухгалтерской. Если с этим направлением в вашей организации есть трудности, лучше до проведения контрольных мероприятий обратиться в профильную аутсорсинговую организацию, например Главбух Ассистент и провести аудит. Сколько это стоит можно узнать .

Читайте также: Договор о материальной ответственности

Кто имеет право осуществлять строительный контроль

Функции исполнения строительного контроля следует поручать целой бригаде профессионалов в строительстве и смежных специальностях, которые владеют опытом таких освидетельствований и необходимой техникой.

С другой стороны, нормативы строительного контроля не так строги. К примеру, следить за соблюдением правил строительного контроля может сама строительная компания и застройщик посредством всего двух специалистов при стоимости объекта до 30 млн в ценах 2000 года. Сотрудники должны иметь трудовой договор, приказ о возложении на них контрольных функций и инструкцию с описанием обязанностей.

Контроль проводится с двух сторон: контрагентом, который строит, реконструирует или ремонтирует объект, и его техническим заказчиком. Одна сторона не может проводить экспертизу за себя и за второго участника.

При отсутствии у строителей или застройщика необходимых навыков и оборудования, а главное, разрешения к проведению оценки, можно обратиться по договору к тем, кто имеет право осуществлять контроль. К таким организациям предъявляются определенные и довольно жесткие требования: не меньше 7 сотрудников в штате, наличие специалистов по геодезическим, электротехническим, вентиляционным, архитектурным, сантехническим направлениям, по составлению смет, и, кроме того, высшее образование и 7-летний стаж в инженерно-строительной отрасли у руководителей компании.

Когда требуется экспертиза в особых экономических или природных областях, или для объектов, представляющих культурную ценность, к работе привлекают государственные службы. В этих случаях контроль строительства называется строительным надзором и регламентируется статьями 49 и 54 Градостроительного кодекса РФ.

С 2017 года собственную оценку производимых работ может выполнять компания-эксплуатант, для которой здание предназначено. В контрольных мероприятиях может участвовать автор, готовивший техническую документацию или проект, например, архитектор — это так называемый авторский контроль.

Читайте также: Пожарная безопасность на предприятии в 2018 году: перечень документов

Строительство: объекты контроля

Задачи контроля — гарантия безопасной эксплуатации, отсутствие нарушений технологии строительства, использование качественных и экологичных материалов, соблюдение требований нормативной документации, совпадение проекта и результата и «попадание» в рамки финансовой сметы.

Строительная организация отслеживает следующие параметры:

  • Правомерность выделения и разметки участка под объект;
  • Законность представленного застройщиком пакета документов по соответствию геодезии и городскому планированию;
  • Свойства стройматериалов, сопровождающие накладные и сертификаты на них от поставщиков;
  • Выполнение нормативов хранения, транспортировки и складирования используемых материалов;
  • Точность, последовательность, технологию и итоги действий, производимых в ходе возведения здания или при выполнении ремонта или реконструкции;
  • Скрытые работы (конструкции, которые не видны в достроенном объекте из-за следующих за их созданием действий);
  • Технические регламенты;
  • Состояние инженерно-коммуникационных сооружений;
  • Безопасность конструкций;
  • Совпадение завершенного объекта и инженерного (архитектурного) плана, изложенного в проектной документации.

Читайте также: Строительный аудит: инструмент управления рисками

При выявлении нарушений работы прекращаются и не могут возобновиться, пока нарушения не будут ликвидированы полностью. Нельзя проводить действия, маскирующие скрытые работы до тех пор, пока не проведена экспертиза таких работ. Также нельзя начинать строительство спустя 6 месяцев после выполнения контроля документов проекта — если не уложились в 6-месячный срок, экспертиза проводится повторно.

Результаты контрольных действий закрепляют составлением актов, а все заключения вписывают в журнал выполненных работ. Акты подписывают все стороны, осуществлявшие проверку: строитель, застройщик, сторонняя компания стройконтроля, автор, архитектор проекта. У каждого участника остается свой оригинал документа.

Очевидно, что суммы для строительного контроля вносят в бюджет строительства. При оценке стоимости экспертизы преимущественно ориентируются на проектную стоимость.

В случае застройки с участием государственного финансирования суммы оговариваются в положении о контроле. Стоимость составляет от 1,09 до 2,14% цены строительства. Количество людей для проведения контроля тоже регламентировано: на объект стоимостью до 30 млн рублей (в расценках 2000 года) необходимо 2 сотрудника контроля с увеличением на 1 человека при росте стоимости на следующие 20 млн руб. Стоимость строительства определяется суммой разделов сводного расчета сметы: главы с 1-й по 9-ю плюс 12-я.

Нормативы для бюджетного финансирования приведены в качестве приложения к постановлению правительства No 468 и их можно скачать по ссылке.

Для строительства без участия государственного бюджета организация, проводящая контроль, может указывать свои расценки, зависящие от сложности объекта, частоты визитов экспертов, численности рабочей группы и других параметров, но можно использовать и вариант, применяемый при бюджетном финансировании.

Строительный контроль заказчика: следим и за строительством, и за исполнителем

Заказчику нужно внимательно следить не только за ходом строительства, но и за действиями подрядчика во время строительного контроля. В любой момент застройщик должен иметь доступ к документам, актам, отчетам и всем материалам по объекту.

При проведении строительного контроля застройщик имеет право на:

  • Оценку документации, сроков и точности входящего контроля (экспертизы строителями состояния материалов, их хранения, складирования).
  • Проверку документации и соответствия технологии строительства нормативам, смете, инженерному проекту.
  • Изучение инженерных коммуникаций и скрытых работ.
  • Сопоставление характеристик сдаваемого объекта и плановой документации.

Фактически, функции строительного контроля со стороны заказчика — это оценка мероприятий исполнителя по строительству. Часть контрольных действий стороны вправе проводить общими усилиями. Обычно совместная экспертиза происходит по желанию застройщика, поэтому исполнитель оповещает контрагента за трое суток до своих контрольных мероприятий. Однако, присутствие второй стороны не обязательно, и в случае неявки разрешается осуществить контроль силами только строительной организации.

Оптимально, когда контроль строительства выполняет сторонняя независимая компания, сотрудники которой профессионально подготовлены и аккредитованы для этих работ. Выбор подрядчика подразумевает контроль репутации, отзывов, рекомендаций. Важны стаж работы и квалификация исполнителей, хорошим признаком будет наличие допуска СРО, сертификаты, лицензии и разрешения.

В законе не говорится о том, что заказчику или подрядчику строительства требуется иметь допуск СРО для строительного контроля, но судебная практика говорит об обратном: часто неимение разрешения на действия по экспертизе объектов заканчивается для таких экспертов штрафами.

Сергей Легкий

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Строительный контроль: виды работ и порядок проведения


Проведение строительного аудита может выявить завышение стоимости строительства, объем выполненных работ, а также нецелевое использование ресурсов.
Заказать строительный аудит…

Технический надзор от имени заказчика на строительной площадке может обеспечить исполнение условий договора.

Независимые консультанты могут проверить как ход строительства всего объекта в целом, так и конкретный объем работ, в отношении которого возникли сомнения.

В рамках строительного консалтинга могут быть оказаны следующие услуги:

  • экспертиза сметной документации;
  • экспертиза проектной документации;
  • строительный аудит;
  • технический надзор;
  • лицензирование, допуски СРО, сертификация.

Актуальные услуги…

Стоимость проведения экспертизы сметной документации зависит от ее объема и срочности.
Узнать стоимость…

Строительно-техническая экспертиза поможет выявить:

  • соответствие работ требованиям ГОСТ и другим документам;
  • масштабы и объективную стоимость проекта;
  • причины возникших повреждений и стоимость их устранения;
  • уровень износа сооружений и сетей;
  • уровень качества работ.

Узнать больше…

Любое крупное строительство — сложный процесс, в котором участвуют несколько организаций, множество людей и часто возникают спорные моменты. Основная задача при строительстве — реализовать проект в полном соответствии с документацией без перерасхода денежных средств и в установленный срок. Поэтому особое значение приобретает контроль со стороны заказчика на всех этапах процесса — от составления сметной документации до приемки объекта с оценкой качества и объема выполненных работ. Наш дальнейший обзор сопровождает сквозной пример из практики капитального строительства и реально проведенного строительного аудита.

Зачем нужен строительный контроль и кто его может осуществлять?

О необходимости строительного контроля и надзора за строительством напрямую говорится в пункте 7.1 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004». Согласно этому документу на участников строительства и в частности на застройщика (заказчика) возлагается обязанность, продиктованная российским законодательством о градостроительной деятельности, осуществлять строительный контроль «с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации».

В части 2 статьи 53 ГрК РФ также сказано, что на основании договора строительного подряда строительный контроль может осуществляться:

  • застройщиком;
  • техническим заказчиком;
  • лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения);
  • региональным оператором;
  • привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Тезисы о праве заказчика строительства доверить третьему лицу контроль и надзор над выполнением работ, а также принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком, содержатся в статье 749 ГК РФ.

Таким образом, осуществление строительного контроля заказчик может провести двумя способами — самостоятельно или с помощью аутсорсера. Конечно, если компания постоянно занимается ведением строительных проектов, имеет смысл организовать собственную службу строительного контроля. Но и в этом случае иногда рекомендуется привлекать строительных аудиторов в качестве независимых экспертов. Например, при строительстве фундаментов практикуется сторонний лабораторный контроль качества используемого бетона, несмотря на то, что весь бетон имеет паспорт качества производителя. Нередко с помощью независимых экспертов удается выявить случаи корпоративного мошенничества и сэкономить компании немалые деньги.

В том случае, когда компания сталкивается с необходимостью строительства не слишком часто, привлечение строительных контролеров и аудиторов со стороны — оптимальное решение, способное избавить от целого комплекса проблем, среди которых:

  • неграмотные или неоптимальные проекты;
  • низкое качество строительства;
  • строительство не в соответствии с проектом;
  • срыв сроков;
  • использование низкокачественных материалов;
  • использование стройматериалов, не соответствующих тем, что предусмотрены проектной документацией;
  • использование материалов иной ценовой категории, чем указано в смете.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 1

Компания-производитель шоколадных конфет решила расширить линейку выпускаемой продукции. Для этого на территории завода следовало спроектировать и построить еще один цех. Это сложное дело поручили заместителю директора по производству Михаилу, который зарекомендовал себя как хороший специалист и ответственный работник. Он с энтузиазмом взялся за новый проект — сформировал техническое задание, разработал конкурсную документацию и выставил ее на торговую площадку B2B.

Через месяц конкурс выиграла строительная компания ООО «Лютик Строй», которая предложила цену — 136 млн руб. Организация имела опыт в создании и реализации похожих проектов, все необходимые допуски, квалификационный состав, машины и механизмы в собственности. Проект обещал быть простым и интересным.

Проектирование прошло быстро и без проблем, начался строительный процесс. Михаил решил, что для контроля качества строительных работ следует взять в штат дополнительного сотрудника. Исходя из собственных представлений, он на рекрутинговых сайтах нашел десять резюме, провел собеседование, выбрал бойкого молодого специалиста Сергея.

(Продолжение следует…)

Виды работ в рамках строительного контроля и требования к его проведению

В части 8 статьи 53 ГрК РФ сказано, что порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В их числе следует выделить:

  • Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, которое включает «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;
  • приказ Минстроя России от 19 февраля 2016 года № 98/пр «Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», который включает СП 246.1325800.2016 (Свод правил пока еще не включен в перечень документов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений);
  • приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 года № 781, утвердивший СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» (Свод правил включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений).

Непосредственно контроль качества строительно-монтажных работ осуществляется путем технического (строительного) надзора. Он является частью строительного контроля и его основная цель — поиск нарушений и отхода от технического задания и проекта, норм и правил, установленного плана работ. Такой надзор помогает избежать демонтажа уже возведенных объектов или их переделок, о стоимости которого можно лишь строить предположения. Осуществляется надзор в процессе поэтапного наблюдения за ходом всех работ и составлением актов на дополнительные затраты. Перечень таких затрат должен быть заблаговременно согласован и утвержден заказчиком. При осуществлении технадзора специалисты регулярно посещают объект и определяют реальное качество строительных работ и их соответствие всем требованиям. В частности, проводятся:

  • выявление нарушений в хранении и складировании строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, их сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ смет;
  • проверка наличия необходимых сертификатов и документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • контроль над устранением выявленных нарушений.

Если в ходе технадзора выявляются недочеты или нарушения, эксперт составляет акт, подписанный всеми заинтересованными сторонами, и передает его заказчику.

Напомним, осуществлять технический надзор могут только специалисты с высшим образованием соответствующего профиля, имеющие стаж проведения строительного контроля не менее трех лет, прошедшие подготовку и аттестацию.

Проведение строительного контроля целесообразно на всех стадиях и этапах строительства и включает в себя следующие виды работ:

  1. Входной контроль. На этом этапе стройматериалы, изделия и оборудование проверяют на соответствие ГОСТам, ТУ, требованиям проекта, сертификатам, паспортам. При входном контроле проектно-сметной документации проверяется комплектность и достаточность содержащейся в ней технической информации для производства строительных работ. Кроме того, проводится финансовый контроль сметной документации.
  2. Операционный контроль. Осуществляется непосредственно в ходе строительства, обеспечивает своевременное выявление дефектов и их устранение. При операционном контроле в обязательном порядке проверяется соблюдение выполнения технологии строительно-монтажных процессов и проводится оценка соответствия работ проектным чертежам, строительным нормам, правилам и стандартам.
  3. Лабораторный контроль. Проводится для выявления некачественных строительных материалов в процессе строительства и принятия мер по их замене.
  4. Геодезический контроль. Необходим для подтверждения точности геометрических параметров строительной площадки или строительных конструкций. Он заключается в геодезической проверке соответствия положения конструкций и их частей и элементов проектным требованиям в процессе монтажа и временного закрепления, а также в исполнительной геодезической съемке этих же конструкций, постоянно закрепленных после завершения монтажа.
  5. Приемочный контроль. В его ходе проверяется качество всех выполненных строительно-монтажных работ.
  6. Контроль нормативной базы. Он включает в себя проверку наличия всех строительных нормативов, стандартов и правил, хранения проектной документации, актов приемки выполненных работ, исполнительных схем и чертежей и т.д.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 2

Итак, Михаил решил поручить организацию строительного контроля в компании новому сотруднику Сергею, а сам занялся подбором оборудования для нового цеха. На одной из выставок он познакомился с менеджером по продажам японского оборудования Иваном. Иван рекомендовал Михаилу тщательно проверить качество бетона на фундаментах под оборудование, поскольку к фундаментам предъявлялись жесткие требования.

Михаил прислушался к совету Ивана, но решил дополнительно проверить также качество всех строительных конструкций. Самостоятельно заказал сторонних строительных аудиторов, которые и провели независимую проверку.

Входной контроль проектной документации показал, что документация до конца не проработана и многие проектные решения принимаются «на бегу». Операционный контроль выявил, что объемы, указанные в отчетах, выше реально выполненных, но не превышают смету. Лабораторный контроль обнаружил следующие проблемы:

  • марка бетона на фундаментах не соответствует проектной;
  • строительные металлические конструкции изготовлены с нарушением ГОСТа на сварные соединения.

Геодезический контроль показал, что, несмотря на «сырую» проектную документацию, строительная площадка правильно вынесена на местность, геометрические параметры здания соблюдены.

Приемочный контроль и контроль нормативной базы осуществлял Сергей. Исполнительная документация, акты скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструкций были в наличии, но вот качество этих конструкций не соответствовало требованиям проекта.

(Продолжение следует…)

Строительный аудит как один из вариантов строительного контроля

Строительный аудит (или строительный контроль с привлечением независимых оценщиков-аудиторов) — это комплексная оценка экономической, технической и правовой деятельности подрядчика, которая помогает заказчику правильно сформировать бюджет строительства, предотвратив его завышение, оценить экономическую целесообразность объемов финансирования и выявить нецелевое использование ресурсов.

Строительный аудит отличается от других видов аудита некоторыми специфичными чертами, обусловленными длительным периодом строительства, сезонностью работ, их многоэтапностью и многообразием. Кроме того, возможны длительные технологические перерывы в строительстве с консервацией объектов. Основные задачи строительного аудита — гарантировать заказчику соблюдение технологии строительства для обеспечения безопасности и надежности возводимого объекта и осуществление учета и защиты финансовых средств от нецелевого использования в ходе работ.

Что касается квалификации аудиторов — для проведения проверки аудитор должен иметь знания и навыки сразу в нескольких областях:

  • строительство;
  • менеджмент качества;
  • управление проектами;
  • управление персоналом;
  • управление материально-техническими ресурсами.

Кроме этого, аудитор должен разбираться в особенностях документооборота в строительной отрасли, в нормативных документах, основах обеспечения безопасности и экологического законодательства. А поскольку каждый вид работ в строительстве имеет свою специфику, то от аудитора нередко требуются и узкоспециальные знания.

Аудит строительных работ можно проводить двумя способами:

  • регулярно, на протяжении всех этапов строительства, через определенные промежутки времени до самого его завершения;
  • разово, когда комплекс процедур проводится по окончании строительства или на определенной стадии работ.

Независимо от того, какой способ выбран, в процессе работ всегда проводится проверка всей документации, контроль составления сметы, проведение технической оценки объекта строительства и полный финансовый аудит.

Кейс из практики строительного аудита. Часть 3

Финансовая экспертиза сметной документации, проведенная независимыми аудиторами, показала, что цены на материалы и некоторые работы были на 50% выше рыночных, также имелось «задвоение» работ в смете. Например, в смете было указано, что строительная компания ООО «Лютик Строй» организует строительный городок и подъездные пути, а также место складирования материалов за 3 млн руб. В то же время в конце сметы был введен коэффициент 1,8% от суммы сметы на временные здания и сооружения, что составляет 2,448 млн руб. Также в смете была статья расходов «погрузка-разгрузка строительных материалов» в размере 950 тыс. руб., и наряду с этим был введен коэффициент в 2% от суммы материалов на товарно-заготовительские расходы, что составляло 1,36 млн руб.

Таким образом, «задвоение» работ по смете, увеличение стоимости работ и материалов прибавили к конечной стоимости работ еще 5 млн руб. Сергей оказался профессионалом в деле «стройки», он выявил все ошибки и «задвоения» в смете, но решил это использовать не на благо компании, а в корыстных целях, поэтому пропускал завышенные объемы и «задвоения». Это можно было сделать, вступив в сговор с компанией-подрядчиком.

Строительство цеха шло по графику, не превышало бюджет, одновременно при этом росла и «расцветала» новая дача Сергея. Правда, качество строительства цеха страдало, и впоследствии ситуация могла бы обернуться дополнительными затратами при эксплуатации цеха, а в худшем случае — поломкой дорогостоящего оборудования или человеческими жертвами, не говоря уже про юридические последствия для заказчика строительства объекта.

На завершение проекта Михаил привлек сторонних консультантов, оформил с ними договор подряда, зафиксировал жесткий бюджет строительства и качества работ, а также юридические санкции за нарушение проектных решений, сроков строительства и его качества.

В результате использование сторонних консультантов оказалось дешевле. Заработная плата Сергея составляла 150 тыс. руб./мес. Кроме того, организация платила отчисления в социальный и пенсионные фонды в размере 30% от зарплаты, что составляло еще 50 тыс. руб. К тому же работодатель оплачивал Сергею добровольную медицинскую страховку, корпоративную сотовую связь, возмещал затраты на использование личного автотранспорта в служебных целях. Работа сотрудника обходилась фирме в 220 тыс. руб./мес.

При пользовании услугами сторонних консультантов затраты составили 250 тыс. руб. в месяц + 20% от экономии финансового результата. Получилось так, что Михаил за те же деньги получил не только качественное строительство с соблюдением технологии и сроков, — он получил уверенность в отсутствии корпоративного мошенничества и экономию бюджета строительства.

Итог: цех достроен за полгода, консультанты получили вознаграждение 4,5 млн руб., а Михаил с их помощью уменьшил бюджет строительства на 15 млн руб.

Конечно, каким образом осуществлять строительный контроль — решает сам заказчик строительства. Но в некоторых случаях стремление сэкономить и обойтись собственными силами оборачивается проблемами и дополнительными затратами. И, наконец, далеко не всегда, а при правильном подходе — никогда, аудит строительства не обходится дороже собственных усилий контролировать процесс и результат работ.

Как выбрать аудиторско-консалтинговую компанию?

Если заказчик строительства решает пригласить для строительного консалтинга независимых специалистов, возникает вопрос, как правильно выбрать организацию, которая сделает это профессионально, то есть так, как должно быть, — без создания дополнительных проблем, затрат и разочарований. Об этом мы и поговорили с Аленой Моисеевой, ведущим инженером-сметчиком аудиторско-консалтинговой компании КСК групп.

«Процедура строительного контроля — достаточно сложное и длительное мероприятие, особенно если клиент заказывает не разовый аудит, а регулярный контроль всей деятельности подрядчика. Сегодня на рынке существуют десятки фирм, которые предлагают услугу проведения строительного аудита и консалтинга, и заказчику жизненно важно не ошибиться с выбором. Ошибка может стоить не просто дополнительных финансовых затрат, но повлечь за собой административную, а иногда и уголовную ответственность — в случае нарушения технологии строительства, вызвавшей, например, несчастный случай.

Прежде всего, при выборе обратите внимание на опыт компании. Не стоит слепо доверять столь ответственное дело новичкам, соблазнившись низкими расценками. Лучше, если стаж работы эксперта или группы экспертов на этом рынке составляет, по крайней мере, не менее трех лет. Что касается нашей компании, то КСК групп оказывает услуги подобного рода с 1994 года, и за это время мы накопили огромный опыт в самых разных областях и видах капитального строительства, предоставляя широчайший спектр профессиональных консультаций и выполнения работ для компаний различных отраслей реального сектора экономики.

Второе, на что следует обратить внимание, — квалификация сотрудников. В штате обязательно должны быть профессионалы различных направлений — от финансов до строительства. Если подрядчик на каждый проект приглашает сотрудников со стороны, это говорит о его недостаточно зрелом состоянии. Нашим преимуществом являются уникальные по составу группы специалистов, которые формируются из экспертов высочайшего класса в соответствии с конкретными задачами заказчика.

В результате партнерства с нами клиент получает полную прозрачность всех этапов строительства и возможность контроля над ними на протяжении всего процесса. Кроме того, мы даем полностью независимую экспертную оценку текущего состояния дел на объекте строительства и реально помогаем сэкономить средства. Строительный контроль с участием специалистов КСК групп подразумевает комплексный анализ документации с составлением подробного отчета и рекомендаций, с помощью которых — в случае необходимости — можно урегулировать отношения между заказчиком и подрядчиком в досудебном или судебном порядке и не допустить серьезных нарушений при строительстве».

P.S. КСК групп — комплексная консалтинговая компания, в штате которой работают на данный момент 350 отраслевых экспертов. За годы работы ею было реализовано более 5000 проектов для 1000 клиентов.

Судя по наименованию затрат, они учитываются в главе 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета строительства, но при этом определяются отдельными расчетами. Необходимо составить: 1. «Затраты на содержание службы заказчика»; 2. «Строительный контроль».
Среди сметных нормативов, внесенных в «Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства», имеется «Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика» (МДС 81-7.2000), т. е. МДС 81-7.2000 признано действующим.
Поэтому, используя положения МДС 81-7.2000, можно произвести расчет затрат на содержание службы заказчика, включая определение нормативной численности аппарата. При этом основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Также надо ознакомиться с положениями (и руководствоваться ими), изложенными в письмах Минрегиона РФ, например: от 5 сентября 2008 г. № 22467-СМ/08; от 21 апреля 2009 г. № 11615-СМ/08 и др.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, установлен «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее – Положения), утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468.
На основании п. 14 и п. 15 Положения «Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля» при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно Приложению к данному Положению.
Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства – за исключением расходов на приобретение земельных участков – в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость). Делается это путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в Приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Изучаем Положение о проведении строительного контроля

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 9
Изучаем Положение о проведении строительного контроля
Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля <1>. Не стоит терять время тем, кого могут проверить, — бюджетным учреждениям — получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.
———————————
<1> Утверждено Постановлением от 21.06.2010 N 468 “О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства“.
Что представляет собой строительный контроль?
Ответ на этот вопрос дан в первоисточнике — Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).
Свое определение строительного контроля Минрегион России дает в Письме от 30.04.2010 N 17906-ИП/08: это контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта. Строительный контроль не может быть проведен после выполнения других работ, а устранение недостатков по его результатам не может быть осуществлено без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. Становится ясна важность и актуальность Положения о проведении строительного контроля, которое следует применять с учетом других актов, регламентирующих порядок подобного контроля (Свод правил СП 11-110-99 “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений“, одобренный Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, или СНиП 12-01-2004 “Организация строительства“, одобренные Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70).
Что контролирует заказчик, а что — подрядчик?
Участники строительства (подрядчик и заказчик) имеют разные права и обязанности. Поэтому в Положении о проведении строительного контроля установлены отдельные перечни процедур проверки: для подрядчика и для заказчика. В целях наглядности приведем действия участников строительства в сравнительной таблице.
—————————————————————————
Строительный контроль объектов
—————————————T————————————
Со стороны подрядчика ¦ Со стороны заказчика
—————————————+————————————
Проверка качества строительных ¦Проверка полноты и соблюдения
материалов, изделий, конструкций ¦сроков выполнения подрядчиком
и оборудования, поставленных для ¦входного контроля и достоверности
строительства объекта капитального ¦документирования его результатов.
строительства (далее соответственно -¦Проверка соблюдения подрядчиком
продукция, входной контроль). ¦правил складирования и хранения
Проверка соблюдения установленных ¦продукции и достоверности
норм и правил складирования и ¦документирования результатов
хранения продукции. ¦контроля.
Проверка соблюдения ¦Проверка полноты и соблюдения
последовательности и состава ¦сроков выполнения подрядчиком
технологических операций при ¦контроля последовательности и
строительстве объекта капитального ¦состава операций по строительству
строительства. ¦объектов и достоверности
Совместное с заказчиком ¦документирования его результатов.
освидетельствование работ, ¦Совместное с подрядчиком
скрываемых последующими работами, ¦освидетельствование скрытых работ
и промежуточная приемка возведенных ¦и промежуточная приемка возведенных
строительных конструкций, влияющих на¦строительных конструкций, влияющих
безопасность объекта капитального ¦на безопасность объекта
строительства, участков сетей ¦капитального строительства,
инженерно-технического обеспечения. ¦участков сетей инженерно-
Приемка законченных видов (этапов) ¦технического обеспечения.
работ. ¦Совместная с подрядчиком проверка
Совместная с заказчиком проверка ¦соответствия законченного
соответствия законченного ¦строительством объекта требованиям
строительством объекта требованиям ¦проектной и рабочей документации,
проектной и подготовленной на ее ¦результатам инженерных изысканий,
основе рабочей документации, ¦нормам градостроительного плана
результатам инженерных изысканий, ¦земельного участка, техническим
требованиям градостроительного плана ¦регламентам.
земельного участка, технических ¦Иные мероприятия для осуществления
регламентов ¦строительного контроля,
¦предусмотренные законодательством
¦или заключенным договором
—————————————+————————————
Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.
Отдельные процедуры строительного контроля
Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.
Контроль операций по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:
— соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
— соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.
Как оформляются результаты контроля?
Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа — акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.
Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля
В связи с тем что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном Приложении приведены Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к Нормативам. Их два — по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.
—————————¬
¦ Нормативы расходов ¦
———+заказчика на осуществление+——-¬
¦ ¦ строительного контроля ¦ ¦
¦ L————————— ¦
—————+—————¬ —————+—————¬
¦ По расходам заказчика ¦ ¦ По численности работников ¦
¦ на осуществление контроля ¦ ¦ заказчика, занятых контролем¦
L——————-T———- L———-T——————-
¦ —————————¬ ¦
L—+ Зависят от стоимости +—-
¦ строительства объектов ¦
———+——T—————T—-+———¬
¦/ ¦/ ¦/ ¦/
————————-T—————————T———————-
В процентах от стоимости¦ В млн руб. ¦По количеству человек
————————-+—————————+———————-
2,14 ¦ До 30 ¦ 2
1,93 ¦ От 30 до 50 ¦ 3
1,81 ¦ От 50 до 70 ¦ 4
1,72 ¦ От 70 до 90 ¦ 5
1,61 ¦ От 90 до 125 ¦ 6
1,56 ¦ От 125 до 150 ¦ 7
1,47 ¦ От 150 до 200 ¦ 9
1,36 ¦ От 200 до 300 ¦ 12
1,28 ¦ От 300 до 400 ¦ 15
1,23 ¦ От 400 до 500 ¦ 18
1,18 ¦ От 500 до 600 ¦ 21
1,13 ¦ От 600 до 750 ¦ 25
1,09 ¦ От 750 до 900 ¦ 28
————————-+—————————+———————-
Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:
0,8022
Н = 0,04191 x С / С,
где Н — норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);
С — стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
Допустим, стоимость строительства в базисном уровне цен составляет
1 млрд руб. (1000 млн). Норматив расходов на осуществление строительного
0,8022
контроля будет равен 1,07% (0,04191 x 1000 млн / 1000 млн), а сами
расходы составят 10,7 млн руб. (1000 млн x 1,07%). Полученное значение
указывается в гл. 10 сводного сметного расчета стоимости строительства
отдельной строкой “Строительный контроль“.
Не забудем и про другой показатель — численность работников заказчика, занятых строительным контролем. Она увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн руб. сверх 900 млн руб. В нашем случае численность нужно увеличить на 3 работника ((1000 — 900) / 30), в итоге общее количество контролеров составит 31 человек (28 (при 900 млн руб.) + 3).
Все сказанное относится к заказчику. Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).
Несколько слов о проектной документации
В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. “б“ п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются вышерассмотренные Нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.
* * *
Как видим, Положение о проведении строительного контроля — небольшой, но конкретный в части выдвигаемых требований документ. Он начал действовать с июля 2010 г., и бюджетные учреждения уже могут взять его на вооружение при проведении строительного контроля возводимых (реконструируемых или ремонтируемых) объектов.
С.Булаев
Эксперт журнала
“Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности“
Подписано в печать
30.08.2010

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *