Пониженный тариф страховых взносов

Содержание

Что нужно знать о применении пониженных тарифов страховых взносов

Из статьи Вы узнаете:

1. Какие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в ПФР и ФСС и при каких условиях.

2. Чем подтверждается право применять пониженные тарифы страховых взносов.

3. Как применение льготных тарифов по страховым взносам влияет на проведение проверок ФСС и ПФР.

4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

В настоящее время общий размер страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС составляет 30% выплат, входящих в базу для начисления страховых взносов (без учета взносов в ФСС от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Однако некоторые страхователи имеют возможность совершенно законно сэкономить на страховых взносах. В Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закреплено право определенных категорий плательщиков страховых взносов применять пониженные тарифы. В этой статье мы рассмотрим особенности и условия применения пониженных тарифов по страховым взносам.

С полным перечнем категорий страхователей, имеющих право на льготы по страховым взносам, а также с пониженными ставками страховых взносов Вы можете ознакомиться в разделе Пониженные тарифы страховых взносов.

Как видно из указанного перечня, в основном пониженные тарифы установлены для узкопрофильных категорий плательщиков страховых взносов, например, для общественных организаций инвалидов, для сельскохозяйственных товаропроизводителей и т.д. В данной статье мы остановимся на наиболее распространенных случаях применения пониженных тарифов страховых взносов, в частности для:

  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ (подробнее о видах деятельности и ОКВЭД в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением отдельных видов деятельности (подробнее в разделе Пониженные тарифы страховых взносов) (п. 14 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ);
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ).

! Обратите внимание: пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей только в отношении выплат и иных вознаграждений физическим лицам (ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ). Взносы за себя индивидуальные предприниматели уплачивают в общем порядке, к ним пониженные тарифы не применяются.

Условия применения пониженных тарифов и отражение в отчетности

Категория

Условия Отражение в отчетности
4-ФСС

ПФР

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которых поименован в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Применение УСНО;
  • Доля доходов по виду деятельности, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ, составляет не менее 70% от общей суммы доходов по итогам отчетного периода (в этом случае этот вид деятельности признается основным) (ч. 1.4 ст. 58 Закона 212-ФЗ).
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «121/01/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 1 таблица 4.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, поименованному в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «07» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
  • Раздел 3.5 — необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Применение ЕНВД
  • Наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «141/02/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Раздел 1 таблица 1 –ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2 таблица 6 – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности аптечной организации
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «11»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением ИП на ПСНО, осуществляющих виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45 — 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (подробнее см. Пониженные тарифы страховых взносов)
  • Применение патентной системы налогообложения;
  • Осуществление видов деятельности, не составляющих исключение.
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «171/…/…»
  • Раздел 1 таблица 1 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 1 таблица 4.5 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2 таблица 6 – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Титульный лист – код ОКВЭД должен соответствовать виду деятельности, указанному в патенте
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «16» (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)
Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.
  • Наличие документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области ИТ;
  • Доля доходов от деятельности в области ИТ составляет не менее 90% всех доходов по итогам 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы)
  • Средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего отчетному (году перехода на пониженные тарифы) составляет не менее 7 человек
    (ч. 2.1, 2.2 ст. 57 Закона 212-ФЗ)
  • Таблица 4.2 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Титульный лист – шифр страхователя принимает значение «091/…/…»
    (Приложения №1, №2 к Порядку заполнения формы 4-ФСС)
  • Титульный лист – ОКВЭД должен соответствовать деятельности ИТ-организации
  • Раздел 3.3 – необходимо заполнить расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов
  • Раздел 2.1 – Код тарифа принимает значение «06»
    (Приложение №1 к Порядку заполнения формы РСВ-1)

Подтверждение права применять пониженные тарифы страховых взносов

Применение пониженных тарифов страховых взносов носит заявительный характер, это означает, что если организация или индивидуальный предприниматель соответствует требованиям ст. 58 Закона № 212-ФЗ, она имеет право исчислять взносы по пониженным ставкам, предусмотренным в законе. При этом подавать уведомление или ждать разрешения от ФСС и ПФР не нужно. То, что плательщик страховых взносов исчисляет страховые взносы по пониженным ставкам, а также основание для такого начисления контролирующие органы увидят из отчетов 4-ФСС и РСВ-1. Какие именно данные следует отражать в отчетах – смотрите таблицу выше. При этом контролирующие органы не вправе отказать в приеме отчетов страхователям, применяющим льготные тарифы, мотивируя это необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих такое право (Письмо ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893).

Однако в некоторых случаях право на применение пониженных тарифов страховых взносов необходимо подтверждать документально. При проведении камеральных и выездных проверок представители ФСС и ПФР могут запросить любые документы, подтверждающие правильность начисления и полноту перечисления страховых взносов. И в первую очередь запрашивают как раз документы, подтверждающие право страхователя на применение пониженных тарифов страховых взносов. Итак, к таким документам относятся:

1. Подтверждение применяемой системы налогообложения:

  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН – уведомление налоговой инспекции о возможности применять упрощенную систему налогообложения
  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО – патент на право применения патентной системы налогообложения;
  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – уведомление налоговой инспекции о возможности применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

2. Подтверждение основного вида деятельности:

  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО; для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – Информационное письмо о присвоении кодов, выданное органом Росстата; выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности (Приложения № 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55 «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами»);
  • для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН; для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, основной вид деятельности для целей использования пониженных тарифов определяется по доле доходов, полученных от этой деятельности. Поэтому документами, подтверждающими основной вид деятельности для таких организаций и ИП могут служить: декларации по налогу на прибыль (по НДФЛ для индивидуальных предпринимателей), декларации по УСН, справки-расчеты в произвольной форме, учетные регистры по счетам 90, 91 (в основном регистры бухгалтерского учета запрашивают при выездных проверках).

3. Подтверждение права заниматься определенной деятельностью:

  • для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью – лицензия на осуществление фармацевтической деятельности;
  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий – выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

4. Подтверждение средней численности работников

  • для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий средняя численность работников должна составлять не менее 7 человек (до 2014 года – не менее 30 человек). Подтвердить показатель средней численности работников можно на основании данных отчетов в органы Росстата: по форме 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», по форме ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Кроме того при выездных проверках ФСС и ПФР также могут запросить в качестве подтверждения табели учета рабочего времени за проверяемый период.

Проверки ФСС и ПФР страхователей, применяющих пониженные тарифы

Если Вы попадаете в категорию страхователей, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов, и используете это право, то нужно быть готовым к повышенному интересу со стороны контролирующих органов.

Во-первых, после того, как Вы сдали отчеты в ФСС и ПФР, в первый раз применив пониженные тарифы взносов, в отношении Вашей организации будет инициирована камеральная проверка по факту применения пониженных тарифов страховых взносов. Это связано с тем, что в базе страхователей в ФСС и ПФР организация числится как плательщик взносов по основному тарифу, чтобы внести изменения в шифр страхователя, инспекторы должны проверить соответствие условиям применения пониженных тарифов. Как правило, такая камеральная проверка проводится ежегодно после предоставления отчетов за первый квартал. Подтверждающие документы, запрашиваемые при ее проведении, мы рассмотрели ранее.

! Обратите внимание: ФСС и ПФР не вправе отказать в приеме отчетов, запрашивая дополнительные подтверждающие документы и сведения одновременно с отчетами. При этом страхователь может по собственной инициативе предоставить подтверждающие документы вместе с отчетами, не дожидаясь официального запроса.

Во-вторых, нужно иметь в виду, что применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок (п. 2.1 Распоряжения Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов»). Кроме того, если одним из условий применения пониженного тарифа является соблюдение установленной доли доходов от основного вида деятельности, то выездные проверки ФСС и ПФР проводятся чаще всего совместно с налоговыми органами (п. 2 ч. 5 ст. 33, п. 2 ч. 2.1, п. 2 ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 57 Закона № 212-ФЗ). Участие налоговых органов в таких проверках направлено на установление соответствия расчета доли доходов нормам налогового законодательства.

Однако, несмотря на высокую вероятность проведения проверок, возможность существенно сэкономить на уплате страховых взносов с выплат работникам без сомнения должна быть использована. Тем более, что теперь Вы знаете, как отстоять свое право применять пониженные тарифы перед контролирующими органами!

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»

см. Формы и порядок заполнения отчетности

Как ознакомиться с официальными текстами документов, Вы узнаете в разделе Полезные сайты

Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году

По общему правилу пониженные страховые взносы в 2019 году продолжат действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2018 году. Некоторых упрощенцев законодатели обделили. Рассказываем, сколько платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2019 году.

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

ФНС России разъяснила условия применения пониженных тарифов страховых взносов отечественными мультипликаторами

Налоговая служба рассказала об особенностях применения пониженных тарифов страховых взносов российскими мультипликаторами (письмо ФНС России от 22 июля 2019 г. № СД-4-3/14179).

Законодательством установлено, что право на применение льготы по страховым взносам распространяется на тех налогоплательщиков, доля доходов от реализации анимационной продукции у которых составляет не менее 90% по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам (подп. 2 п. 12 ст. 427 Налогового кодекса). В этот показатель также включаются доходы от предоставления исключительных прав, а также прав использования вышеуказанной продукции по лицензионным договорам, доходы от оказания услуг по созданию мультфильмов и субсидии бюджета в рамках целевого финансирования. Кроме того, необходимо, чтобы средняя численность работников за тот же период составляла не менее семи человек.

О том, в отношении каких выплат применяются дополнительные тарифы страховых взносов, читайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Еще одним условием применения права на применение пониженного тарифа является получение документа, подтверждающего нахождение плательщика в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной продукции.

Как поясняет налоговая служба, для включения в вышеуказанный реестр организация вместе с соответствующим заявлением должна предоставить документы, подтверждающие наличие у организации материально-технических и кадровых ресурсов, достаточных для осуществления своей деятельности и оказания услуг по созданию мультфильмов. К ним относятся:

  • штатное расписание организации;
  • копии договоров с работниками, не состоящими в штате (при наличии);
  • перечень имеющегося у организации необходимого оборудования;
  • отчет по основным средствам за год, предшествующий году подачи заявления (приказ Минкультуры России от 26 октября 2018 г. № 1876).

Применение пониженных тарифов страховых взносов турагентами-«упрощенцами»

Джабазян Е. Л., эксперт журнала

Журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2017

Условия применения пониженных тарифов.

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);

  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03-15-05/66714, от 13.09.2017 № 03-15-06/58977, № 03-15-06/58976, от 04.09.2017 № 03-15-05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие-либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03-15-05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-15-05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 – 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % – на ОПС, 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % – на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму – треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее – Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком – обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;

  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-«, «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

В уточненный расчет нужно включить

Те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений

Иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений)

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, от 17.10.2017 № 03-15-05/67604.

Переплата по страховым взносам: вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, – по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Зачет переплаты по страховым взносам осуществляется налоговым органом

По собственной инициативе – в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 5 ст. 78 НК РФ)

По заявлению плательщика страховых взносов – в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 4, 5 ст. 78 НК РФ)

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 21.06.2001 № 173-О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.

Страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо начислять на большинство производимых работникам выплат (суммы зарплаты, премий, отпускных и др.).

При этом взносы не начисляются на компенсацию расходов, возникающих при исполнении трудовых обязанностей (например, при использовании личного транспорта в служебных целях), на некоторые пособия, выплаты, не связанные с трудовыми отношениями (например, дивиденды). В статье обозначим основные моменты, которые следует учитывать бухгалтеру при исчислении взносов с учетом изменений законодательства.

Предельная база для начисления взносов

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2020 установлена предельная база по страховым
взносам:

  • 912 000 руб. — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 1 292 000 руб. — на обязательное пенсионное страхование.

Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.

Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):

· не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10?%.

📌 Реклама Отключить

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Какие категории плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):

  • организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации, применяющие УСНО;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
  • плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов.
  • 📌 Реклама Отключить

Сводная таблица пониженных ставок страховых взносов в 2020 году

Категории плательщиков страховых взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов

Ставка страховых взносов, %

В ПФР

В ФСС

В ФФОМС

Некоммерческие компании, находящиеся на УСНО, осуществляющие деятельность в областях культуры, здравоохранения, образования, науки

Благотворительные организации, применяющие УСНО

Организации, работающие в ИТ-индустрии: разработчики программного обеспечения, тестировщики, установщики и продавцы компьютерных программ

Наниматели членов экипажей российских судов*

Предприятия — резиденты «Сколково»

Изготовители мультфильмов, видео- и аудиопродукции

Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

1,5

0,1

Предприятия, ведущие деятельность на территориях опережающего экономического развития

1,5

0,1

Резиденты порта Владивосток

1,5

0,1

Резиденты свободной экономической зоны в Калининградской области

1,5

0,1

* Нулевые ставки можно использовать только в отношении выплат указанным членам экипажей. По доходам прочих сотрудников работодатели применяют обычные тарифы.

📌 Реклама Отключить
Обратите внимание, что с 2020 года право на применение пониженных тарифов страховых взносов утратили следующие категории плательщиков:

· хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям либо участникам — бюджетным или автономным научным учреждениям либо бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты тем сотрудникам, кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

К сведению

С 2020 года эти организации и ИП применяют общие тарифы страховых взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ).

Представление отчетности

С 2020 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).

Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

К сведению

В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2019 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2019 год.

Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2019 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).
В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:

— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.

📌 Реклама Отключить

К сведению

За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/470@.

Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:

в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));

не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).

Следует отметить, что в 2020 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:

С 01.01.2020

Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2020 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок

С 01.07.2020

Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области

📌 Реклама Отключить

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Если у ИП есть наемные работники, взносы с выплат этим работникам предприниматель должен исчислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Платеж

Сумма за 2020 год, руб.

Срок уплаты

Взносы на ОПС

32 448

Взносы на ОМС

8 426

Дополнительные взносы на ОПС

1% доходов более 300 000 руб., максимум — 259 584 руб.

Начисление страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам

Минфин в Письме от 22.11.2019 № 03-15-06/90643 напомнил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг

К сведению

Исходя из ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поэтому п. 3 ст. 422 НК РФ установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В таблице приведена информация о том, на какие выплаты по гражданско-правовым договорам надо начислять взносы, а на какие — нет.

Облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

Не облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

По гражданско-правовым договорам с физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) на выполнение работ, оказание услуг. В частности, взносами облагаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам подряда (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-15-05/26092)

По договорам о передаче права собственности (иных вещных прав) на имущество и имущественные права либо передаче имущества и имущественных прав в пользование (п. 4 ст. 420 НК РФ), например по договорам купли-продажи, аренды

Иностранцам по договорам оказания услуг (выполнения работ) за пределами РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ)

По лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам

Добровольцам (волонтерам) в виде возмещения их расходов (в том числе на питание — в пределах установленного лимита) по гражданско-правовым договорам, заключа-мым в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (п. 6 ст. 420 НК РФ)

По договорам авторского заказа в пользу авторов произведений

Иностранцам и волонтерам по отдельным гражданско-правовым договорам в связи с проведением в РФ футбольных турниров (п. 7, 8 ст. 420 НК РФ). При этом выплаты, связанные с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу в 2020 году, не облагаются взносами, если осуществлены по 31.12.2020 включительно

📌 Реклама Отключить

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *