Содержание
- Учетная политика для целей бухгалтерского учета
- Учетная политика для целей налогового учета
- Формирование учетной политики бюджетного учреждения
- Правовая основа бухгалтерского учета
- Понятие и организация бухгалтерского учета в РФ
- Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета
- Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ
- Международные стандарты учета и адаптация к ним Российской системы учета
- Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации
- Бухгалтерская отчетность организации
- Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
- Учет МПЗ: ПБУ 5/01
- Учет основных средств: ПБУ 6/01
- Учет доходов организации: ПБУ 9/99
- Учет расходов организации: ПБУ 10/99
- Итоги
Учетная политика (ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ) – это совокупность способов ведения БУ и НУ. Выбор способов производится следующим образом (ст. 20 Федерального закона N 402-ФЗ, п. 7.1 ПБУ 1/2008):
Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные с 1 января 1998 г., признаются федеральными стандартами (ФСБУ) (Федеральный закон от 18.07.2017 N 160-ФЗ). Всего действующих ПБУ – федеральных стандартов двадцать четыре.
Отраслевые стандарты и нормативные акты ЦБ РФ не должны противоречить ФСБУ (п. 15 ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ). Однако запрет не относится к действующим Положениям – ФСБУ (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).
Внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 28.04.2017 N 69н). Изменения предоставляют больше свободы организациям для выбора вариантов учетной политики, но и предъявляют больше требований к обоснованности такого выбора.
Полностью переписан п. 7 ПБУ 1/2008, в соответствии с которым учет конкретного объекта БУ должен вестись способом, установленным ФСБУ. Вместе с тем возможны отступления от правил ФСБУ в специально оговоренных случаях:
- когда применение ФСБУ приводит к искажению отчетности, составленной по МСФО (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008);
- когда по конкретному вопросу ведения БУ в ФСБУ не установлены способы (п. 7.1 ПБУ 1/2008). При этом предприятиям, использующим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, при их выборе разрешается исходить исключительно из требования рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
- когда применение ФСБУ приводит к искажению представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении ее денежных средств в бухгалтерской отчетности (п. 7.3 ПБУ 1/2008).
Каждый случай «не применения ФСБУ» необходимо раскрывать (п. 20.1 и 20.2 ПБУ 1/2008).
Учетная политика формируется и применяется последовательно из года в год (ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ), ее состав определяется п. 4 ПБУ 1/2008:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета,
- форма бухгалтерского учета,
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета,
- порядок проведения инвентаризации,
- способы оценки активов и обязательств,
- правила документооборота и технология обработки учетной информации,
- порядок контроля за хозяйственными операциями,
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика формируется единая для подразделений и филиалов (Письмо Минфина РФ от 10.08.2010 N 07-02-06/119). Если стандарты бухучета основного общества обязательны к применению дочерними обществами, то они утверждают свою УП в соответствии со стандартами основного общества (п. 5.1 ПБУ 1/2008).
Систему налогового учета разрабатывает организация и применяет ее последовательно от одного периода к другому. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета (Письмо Минфина РФ от 20.08.2014 N 03-03-06/1/41598).
Порядок ведения НУ устанавливается в учетной политике. В учетной политике не подлежит изменению в течение 2-х налоговых периодов следующие методы:
- перечень прямых расходов при оценке остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
- при формировании покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).
Теперь можно прямо из программы распечатать учетную политику по БУ и НУ и приложения к ней:
- рабочий план счетов,
- бухгалтерские и налоговые регистры,
- формы первичных документов.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Вот и подошло время для написания главного документа любой организации — учетной политики. Предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по ее составлению для целей бухгалтерского и налогового учета. Требисова Ксения Александровна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ
Общие положения
Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
📌 Реклама Отключить
При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику «самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности»1.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя2.
Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ4.
📌 Реклама Отключить
В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.
В учетной политике организации обязательно утверждаются:
- «рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета»5.
Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета. 📌 Реклама Отключить
Далее организация должна отразить в учетной политике способы ведения бухгалтерского учета6.
1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
2. Бухгалтерский учет основных средств Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:
- порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
- порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по объектам основных средств;
- порядок учета расходов на ремонт основных средств;
- другие существенные моменты учета основных средств8.
3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции9. 📌 Реклама Отключить
Например, по материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:
- определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
- оценка поступающих материалов;
- учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
- оценка отпускаемых в производство материалов;
- создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.
Оценка материалов при отпуске их в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов10:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (МПЗ) — способ ФИФО;
- по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов — способ ЛИФО.
Действующее бухгалтерское законодательство РФ предусматривает возможность создания организацией резерва под снижение стоимости МПЗ11. Соответствующие операции отражаются на счете 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»12. 📌 Реклама Отключить
Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.
Что касается учета готовой продукции, то в учетной политике нужно прописать порядок ее оценки13:
- либо по фактической себестоимости с отражением на счете 43 «Готовая продукция»;
- либо по нормативной (плановой) себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) с использованием счета 40 «Выпуск готовой продукции».
Как правило, вышесказанное находит свое отражение в учетной политике организаций, которые занимаются промышленной, сельскохозяйственной и другой производственной деятельностью.
Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.
Здесь необходимо предусмотреть:
- порядок оценки покупных товаров;
- способ списания товаров при их выбытии.
Товары как часть МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости14. 📌 Реклама Отключить
Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.
4. Бухгалтерский учет нематериальных активов В этом разделе учетной политики организации необходимо указать:
- порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов;
- порядок определения срока полезного использования и способ начисления амортизации по нематериальным активам;
- порядок отражения амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете: путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация нематериальных активов» либо через уменьшение первоначальной стоимости нематериальных активов (в этом случае амортизация начисляется непосредственно по кредиту счета 04 «Нематериальные активы»)15.
5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)В первую очередь организации целесообразно предусмотреть следующее деление затрат:
- на затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг) с их подразделением по элементам16 и отражаемые на счетах 20 «Основное производство» и (или) 23 «Вспомогательные производства»;
- на затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом и отражаемые на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 25 «Общепроизводственные расходы».
К элементам учетной политики также относятся: а) Порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг). 📌 Реклама Отключить
Организации имеют право формировать в бухгалтерском учете:
- полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг);
- сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть по методу «директ-костинг».
б) Оценка незавершенного производства (НЗП).
Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия17.
Остаток по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость НЗП18.
Поэтому в учетной политике следует указать один из способов оценки НЗП19:
- по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
- по прямым статьям затрат;
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
6. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию Как правило, организации имеют долговые обязательства. Поэтому в учетной политике должны быть отражены:
- порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
- порядок списания дополнительных затрат по займам;
- порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.
При написании вышеуказанных элементов учетной политики организациям следует руководствоваться ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н. 📌 Реклама Отключить
7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 «Расходы будущих периодов».
В учетной политике нужно указать порядок списания данных расходов (например, равномерно, пропорционально объему продукции и др.)20, а также элементы по учету:
- финансовых вложений (при осуществлении таких операций)21;
- расходов на продажу22;
- специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды23;
- а также по созданию резервов по сомнительным долгам и резервов предстоящих расходов.
Не забудьте: в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный год необходимо раскрыть существенные способы ведения организацией бухгалтерского учета24.
Учетная политика для целей налогового учета
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. 📌 Реклама Отключить
Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:
- изменяются законодательство о налогах и сборах или применяемые методы учета;
- налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности25.
Система налогового учета включает в себя:
- сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
- аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
- первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.
Следует отметить, что регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения26. 📌 Реклама Отключить
Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.
Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.
1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:
- порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
- метод начисления амортизации по объектам основных средств;
- порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ27. 📌 Реклама Отключить
Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства28.
В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ29.
Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.
В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств30. Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.
📌 Реклама Отключить
2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам31.
3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство
Налогоплательщику необходимо указать:
- — порядок формирования стоимости МПЗ;
- — выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.
Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик может применять один из следующих методов оценки:
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)32.
4. Метод оценки покупных товаров при их реализации 📌 Реклама Отключить При реализации покупных товаров налогоплательщик может использовать применять один из нижеперечисленных методов оценки покупных товаров33:
- — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- — по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- — по средней стоимости;
- — по стоимости единицы товара.
5. Налоговый учет доходов Немаловажный элемент учетной политики — метод признания доходов.
Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу35.
При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.
📌 Реклама Отключить
Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.
6. Налоговый учет расходов
В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.
Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу36, а если — по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.
Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.
Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
📌 Реклама Отключить
Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов37.
Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).
Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Обратите внимание! Дальнейшая процедура оценки остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится одинаково всеми налогоплательщиками в порядке, установленном п. 2 ст. 319 НК РФ.
В свою очередь, оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 319 НК РФ. 📌 Реклама Отключить
7. Порядок формирования стоимости приобретения товаров Данный раздел учетной политики интересен, как правило, для налогоплательщиков — торговых организаций. Исходя из требований ст. 320 НК РФ им следует привести здесь перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.
8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.
В целях налогообложения прибыли «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией»39.
В соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.
📌 Реклама Отключить
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
9. Проценты по долговым обязательствам Этот раздел учетной политики будет иметь место при наличии у налогоплательщика каких-либо долговых обязательств.
Налогоплательщик признает расходом:
- проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях;
- или предельную величину процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимаемую: а) равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях; б) равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте40.
10. Налоговый учет ценных бумаг При написании данного раздела учетной политики следует руководствоваться ст. 280, 328 и 329 НК РФ. 📌 Реклама Отключить
Помните: при составлении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета каждая организация должна учитывать специфику своей деятельности.
1) п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2) п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ; п. 5, 9 ПБУ 1/98
3) п. 6 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
4) п. 16 ПБУ 1/98; ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
5) п. 5 ПБУ 1/98; п. 3 ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ
6) п. 12 ПБУ 1/98
7) п. 1 Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н
8) ПБУ 6/01; Методические указания по учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н
9) ПБУ 5/01; Методические указания по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н
10) п. 16 ПБУ 5/01; п. 73 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
11) п. 25 ПБУ 5/01; п. 20 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
12) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
13) п. 203-205 Методических указаний по учету материально-производственных запасов
14) п. 5 ПБУ 5/01
15) ПБУ 14/2000
16) п. 8 ПБУ 10/99
17) п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н
18) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению
19) п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ
20) п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ
21) ПБУ 19/02
22) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению
23) Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н
Формирование учетной политики бюджетного учреждения
Учетная политика является первостепенным документом бухгалтера учреждения. Значение данного документа трудно переоценить в период реформы бюджетных учреждений. Каким образом должна формироваться учетная политика бюджетного учреждения, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов.
Формирование единых принципов организации как бухгалтерского, так и налогового учета является необходимым условием деятельности любого учреждения.
Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных бюджетных учреждений. Учетная политика предназначена, в том числе, для реализации тех решений руководителя учреждения, которые, по его мнению, позволят оптимально организовать учетную работу. Кроме того, нередко отдельные вопросы, связанные с организацией (ведением) бюджетного (налогового) учета, действующие нормативно-правовые акты, по сути, относят к компетенции бюджетных учреждений.
Таким образом, учетная политика бюджетного учреждения не является формальным документом, создаваемым только потому, что его наличие предусмотрено действующим законодательством. Напротив, во многих случаях именно на основании утвержденной в установленном порядке учетной политики должностными лицами осуществляются те или иные действия, принимаются конкретные решения.
Учетная политика для целей бюджетного учета
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н) поскольку Инструкция 148н не содержит требования о наличии дополнительно в учреждении утвержденной учетной политики, принятие дополнительного нормативного акта об утверждении учетной политики является необязательным. При этом, обратите внимание, что Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, и устанавливающее правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, на бюджетные учреждения не распространяется.
Однако, если учреждение осуществляет операции, требующие при их оформлении в бюджетном учете особенные учетные процедуры, оно может отдельным правовым актом (актами) устанавливать необходимые положения, регламентирующие его учетную политику.
В то же время бюджетный учет осуществляется, в том числе, и в соответствии с законом о бухгалтерском учете (п. 1 Инструкции № 148н).
Пунктом 3 статьи 6 Закона № 129-ФЗ определены положения, которые должны быть утверждены приказом руководителя в составе учетной политики учреждения:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). В соответствии с вышеуказанной нормой изменение учетной политики может производиться (изменения вводятся с начала финансового года):
- в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности организации.
Таким образом, несмотря на то, что Инструкция № 148н устанавливает единую учетную политику, остается ряд вопросов, которые должны быть урегулированы именно учетной политикой, принятой бюджетным учреждением (органом местного самоуправления). Например, конкретный перечень счетов аналитического учета, порядок учета на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» и т. п. Кроме того, только в учреждении может быть разработан график документооборота, который является важной составной частью учетной политики — позволяет оперативно формировать в бюджетном учете полную и достоверную информацию о деятельности бюджетного учреждения.
При формировании учетной политики для целей бюджетного учета необходимо руководствоваться:
- Бюджетным кодексом;
- Законом № 129-ФЗ;
- Инструкцией № 148н;
иными документами, регулирующими вопросы бюджетного учета и отчетности.
Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями глав 21, 25, 26, 26.4, 30 Налогового кодекса обязательна.
Из положений налогового законодательства следует, что в учетной политике для целей налогообложения отражаются вопросы, порядок решения которых прямо не предусмотрен Налоговым кодексом. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых Налоговым кодексом методов. Иногда учреждение может столкнуться с необходимостью самостоятельно разработать элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов и сборов.
При формировании учетной политики для целей налогообложения бюджетные учреждения руководствуются:
- Налоговым кодексом;
- Гражданским кодексом;
- постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»;
иными нормативными документами по вопросам налогообложения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса принятая бюджетным учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие.
В отличие от Закона № 129-ФЗ, Налоговый кодекс не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.
Обратите внимание! Учетная политика может быть представлена как одним приказом руководителя организации (с соответствующими приложениями), так и представлять из себя систему приказов (распоряжений, инструкций). Главное, чтобы все существенные вопросы, связанные с ведением как бухгалтерского, так и налогового учета в бюджетном учреждении были урегулированы.
Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 12 декабрь 2010 год
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов
Правовая основа бухгалтерского учета
Понятие и организация бухгалтерского учета в РФ
Организация бухгалтерского учета – это совокупность системообразующих элементов и условий учетного процесса, необходимых для формирования полных и достоверных сведений о хозяйственной деятельности предприятия.
С целью соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций, на каждом предприятии должен быть организован бухгалтерский учет. Ответственность за это несет руководитель организации.
В зависимости от объема работы руководитель может выбирать ту или иную форму бухгалтерской работы:
- Утвердить в организационной структуре подразделение «Бухгалтерия», возглавляемое главным бухгалтером;
- Ввести в штатное расписание должность бухгалтера в единственном лице;
- Передать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, консалтинговой фирме или бухгалтеру специалисту;
- Вести бухгалтерский учет лично.
Основные принципы построения бухгалтерского учета определяются законодательством РФ по бухгалтерскому учету. Регулирование бухгалтерского учета в масштабах страны заключается в разработке и утверждении нормативных документов для всех предприятий на территории Российской Федерации:
- Федеральный закон о бухгалтерском учете;
- Планов счетов бухгалтерского учета и инструкции по применению;
- Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
- Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
- «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
- Гражданский кодекс РФ;
- Учетная политика организации.
Особую группу нормативных документов министерство финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам образует стандарты:
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.
Перечень действующих ПБУ, принятых Министерством финансов РФ
- ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
- ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н;
- ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств в иностранной валюте, утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н;
- ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;
- ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
- ПБУ 6/01 Учет основных средств, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
- ПБУ 7/98 События после отчетной даты, утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;
- ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и активы, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н;
- ПБУ 9/99 Доходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
- ПБУ 10/99 Расходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н;
- ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н;
- ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н;
- ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н;
- ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;
- ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н;
- ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;
- ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н;
- ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;
- ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н;
- ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, утв. приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н;
- ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
- ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бух. учете и отчетности, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н;
- ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н;
- ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов, утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н;
Федеральный закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
- Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;
Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.
Международные стандарты учета и адаптация к ним Российской системы учета
Актуальным направлением совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятиях в условиях современной рыночной экономики является ориентация на международные стандарты по учету и отчетности.
Основная цель формирования современной системы бухгалтерского учета, определена в следующих задачах:
- Обеспечение полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- Сформировать увязку реформ бухгалтерского учета России с основными тенденциями развития стандартов на международном уровне;
- Оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации
Бухгалтерская отчетность организации
Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
Учет МПЗ: ПБУ 5/01
Учет основных средств: ПБУ 6/01
Учет доходов организации: ПБУ 9/99
Учет расходов организации: ПБУ 10/99
Итоги
Бухгалтерская отчетность организации
Бухгалтерская отчетность — единая система упорядоченных данных о финансовом состоянии компании, которая составляется на основании учетных сведений бухгалтерского учета.
Абсолютно все организации обязаны представлять внутренним и внешним заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность. Рассмотрим основные бухгалтерские нормативные акты, устанавливающие порядок ее составления коммерческими организациями.
Основные правила составления и сдачи бухгалтерской отчетности закреплены в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
Данный документ разработан на основе закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ и состоит из 6 разделов.
№ п/п |
Название раздела |
Тезисы |
Общие положения |
|
|
Основные правила ведения бухучета |
|
|
Основные правила составления и сдачи бухотчетности |
|
|
Порядок представления бухотчетности |
|
|
Основные правила сводной бухотчетности |
|
|
Хранение документов бухучета |
|
Содержание и перечень форм бухгалтерской отчетности утверждены в ПБУ 4/99.
Согласно п. 5 разд. 3 ПБУ 4/99 бухотчетность включает в себя:
- Баланс (форма 1).
- Отчет о прибылях и убытках компании (форма 2).
- Приложения к формам 1 и 2.
- Пояснительную записку.
- Аудиторское заключение, если компания в установленных законом случаях подлежит обязательному аудиту.
См. также «Может ли налоговая оштрафовать, если не сдано аудиторское заключение?».
П. 6 разд. 3 ПБУ 4/99 требует от бухотчетности достоверности и полноты сведений о финансовом положении компании. Чтобы корректно отражать хозяйственные операции на счетах бухучета, на основании которых формируется бухгалтерская отчетность, необходимо придерживаться определенных норм и правил, которые самостоятельно утверждаются каждой организацией в главном документе, регулирующем порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, — учетной политике компании. Рассмотрим порядок ее составления.
Учетная политика компании и положения по ведению бухучета
Учетная политика (УП) — набор способов ведения бухгалтерского (и налогового) учета каждой конкретной организацией. Она утверждается при создании компании и действует до ее ликвидации.
Образец учетной политики можно скачать .
При этом документ применяется из года в год, а возможные поправки в него вносятся с 1 января (если иная дата не обусловлена существенными причинами) при наличии изменений (пп. 5, 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ):
- требований нормативных актов, регулирующих бухучет;
- способа ведения бухучета;
- условий деятельности фирмы.
В главном бухгалтерском документе компании должны найти отражение:
- Рабочий план счетов.
- Используемые компанией формы первичных бланков.
- График документооборота.
- Порядок учета имущества.
- Алгоритм проведения ревизий обязательств и активов фирмы.
- Методы и порядок определения доходов и расходов компании.
- Способы и порядок оценки имущества и иных активов организации.
- Алгоритм контроля хозопераций.
- Прочие важные учетные нюансы.
Для корректного формирования каждого раздела учетной политики компаниям необходимо ориентироваться на единые стандарты ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России, а именно: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и методические разъяснения к ним.
ПБУ — законодательные акты 2-го уровня, следующие за нормативными актами федерального значения. Они устанавливают порядок и базовые правила ведения бухучета и формирования отчетности и обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами РФ.
Актуальный перечень ПБУ см. в этой статье.
Учетная политика организации — положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н. Она составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании.
Алгоритм формирования данного документа вы найдете в статье «Как составить учетную политику организации (2020)?».
Рассмотрим основные ПБУ, на которые надо опираться при составлении учетной политики организации.
Учет МПЗ: ПБУ 5/01
ПБУ 5/01 регламентирует порядок учета материально-производственных запасов (МПЗ) компании.
К МПЗ относят (п. 2 ПБУ 5/01):
- материалы, сырье;
- товары для перепродажи;
- готовую продукцию.
Учет поступающих активов ведется по их себестоимости, которая включает стоимость поступления, согласованную покупателем и поставщиком, и все накладные расходы, связанные с приобретением данных активов. При этом микропредприятия могут учитывать сопутствующие затраты в составе текущих расходов. Остальные компании, ведущие упрощенный бухгалтерский учет, могут относить такие расходы в состав текущих при условии отсутствия существенных материально-производственных остатков (п. 13.2 ПБУ 5/01).
О том, кому разрешено вести упрощенный бухучет, читайте в статье «Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях».
ВАЖНО! Компании, которые вправе применять упрощенный вариант ведения бухучета, могут предусмотреть в своей политике простой способ учета, без использования двойной записи (п. 6.1 разд. 2 ПБУ 1/2008).
Выбытие МПЗ может осуществляться:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы;
- методом ФИФО (сначала списывается актив, первым принятый на учет).
Учет основных средств: ПБУ 6/01
В ПБУ 6/01 раскрывается алгоритм учета основных средств компании. К ним относятся объекты, которые:
- используются для получения фирмой экономических выгод;
- могут применяться более 1 года;
- не предназначены для дальнейшей реализации;
- используются в хозяйственной деятельности фирмы.
При этом объекты стоимостью не более 40 000 руб. можно учитывать в составе МПЗ.
Стоимость поступления ОС складывается из покупной стоимости и доп. расходов, непосредственно связанных с покупкой актива: ценой доставки, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, информационных и консультационных услуг и т. д.
Компании, ведущие упрощенный учет, вправе учитывать вышеперечисленные дополнительные затраты в составе текущих расходов, а к учету принимать объекты ОС по первоначальной стоимости, определяемой как:
- цена поставщика и затраты на монтаж (при наличии);
- сумма, оговоренная в договорах строительного подряда или других договорах, оформленных с целью приобретения или изготовления объекта ОС.
Стоимость ОС погашается ежемесячно путем начисления амортизации. Амортизация рассчитывается:
- линейным способом;
- методом уменьшаемого остатка;
- по сумме чисел лет полезного использования;
- пропорционально объему выпущенной продукции.
При этом организации с упрощенным бухучетом и отчетностью могут списывать сумму амортизации или один раз в год 31 декабря, или периодически в течение года в сроки, указанные в ее учетной политике. А стоимостную оценку производственного и хозяйственного инвентаря списывать в амортизационные отчисления единовременно по факту принятия к учету.
Выбытие ОС возможно различными способами: путем продажи, списания, вклада в УК другой фирмы, дарения и т. д. (п. 29 ПБУ 6/01). При реализации объекта ОС выручка признается прочим доходом, а связанные с продажей затраты относятся в состав прочих расходов.
Особенности применения ПБУ 6/01 изучайте в этой статье.
Учет доходов организации: ПБУ 9/99
Доходы — улучшение экономических показателей предприятия вследствие поступления активов (денежных средств, МПЗ и т. д.), а также уменьшения его обязательств, приводящее к увеличению капитала данного субъекта. При этом вклады его участников в уставный капитал в расчет не принимаются.
Согласно ПБУ 9/99 доходы делятся:
Выручка признается при соблюдении следующих условий:
- Компания имеет право на получение дохода согласно договору (или на ином основании).
- Сумма выручки четко определена.
- Есть уверенность, что в результате сделки произойдет увеличение экономических выгод фирмы.
- Право владения на актив перешло к покупателю.
- Сумма расходов, связанных с получением дохода, определена.
ВАЖНО! Если хотя бы одно из перечисленных условий не соблюдено, активы, поступившие во исполнение обязательств, признаются в бухучете как кредиторская задолженность.
Компании, ведущие упрощенный бухучет, вправе признавать выручку кассовым методом.
Учет расходов организации: ПБУ 10/99
К расходам согласно ПБУ 10/99 относится снижение экономических выгод вследствие выбытия денежных средств или активов, а также возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала компании. При этом не учитывается уменьшение уставного капитала, согласованное учредителями.
Расходы делятся на две категории:
- По обычным видам деятельности: расходы, напрямую связанные с производством или продажами (п. 5 ПБУ 10/99).
- Прочие: расходы на аренду помещений, услуги кредитных организаций, штрафные санкции и проценты к оплате и т. д. (п. 11 ПБУ 10/99).
Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на следующие статьи затрат (п. 8 ПБУ 10/99):
- материальные расходы;
- амортизация;
- расходы на соц. нужды;
- заработная плата;
- прочие затраты.
При этом в целях управленческого учета компания вправе составлять дополнительные статьи затрат на свое усмотрение.
Расход признается, если соблюдаются следующие условия:
- расход производится согласно конкретному договору (или по требованию законодательства), а также в соответствии с деловым оборотом;
- сумма расходов четко определена;
- есть уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.
ВАЖНО! Если хотя бы 1 из перечисленных пунктов не выполняется, компания обязана учитывать такие расходы в составе дебиторской задолженности.
Итоги
ПБУ — это нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях и являются обязательными для исполнения всеми хозсубъектами РФ. Они содержат общие требования к бухгалтерскому учету компаний и поясняются методическими рекомендациями и письмами Минфина и ФНС России.
Вся информация о порядке ведения бухгалтерского (и налогового) учета должна быть зафиксирована в учетной политике организации — положения по бухгалтерскому учету составляют правовую основу этого документа.
О порядке составления налоговой политики компании читайте в статье «Как составить налоговую политику организации?».
О том, чем бухучет отличается от налогового учета, вам расскажет статья «Разница между бухгалтерским и налоговым учетом».