Периодичность инструктажа по от

Содержание

Периодичность проведения инструктажа на рабочем месте

От чего зависит периодичность инструктажа на рабочем месте

Когда проводится повторный инструктаж

Как часто проводится инструктаж на рабочем месте

Итоги

От чего зависит периодичность инструктажа на рабочем месте

Периодичность проведения инструктажа зависит от того, какой именно это инструктаж.

Постановлением Минтруда и образования РФ «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок) установлены виды инструктажа и ситуации, когда их следует проводить.

Инструктаж обязателен при приеме на работу, переводе на новое рабочее место, а также в установленных законом особых случаях.

Когда проводится повторный инструктаж

С регулярной периодичностью проводится только инструктаж повторный. С интервалом не менее чем 6 месяцев те, кто прослушал первичный инструктаж, обязаны обновлять и закреплять знания по технике безопасности и проходить инструктаж повторный.

Периодичность проведения инструктажей по охране труда может регулироваться отраслевыми и межотраслевыми подзаконными актами (п. 2.1.8 Порядка). Работодатель по своей воле, даже если он издаст соответствующий локальный акт (приказ), не может увеличить временной промежуток между повторными инструктажами.

Как часто проводится инструктаж на рабочем месте

В отличие от повторного инструктажа, прочие виды инструктирования следует проводить не регулярно, а по случаю:

  • Вводный инструктаж проходит каждый работник 1 раз при приеме на работу.

Как проводится вводный инструктаж по охране труда, читайте .

  • Первичный инструктаж за время работы на одном предприятии сотрудник может пройти несколько раз: при первичном допуске к работе и в случае перевода внутри предприятия с одного места на другое.

Кто может проводить первичный инструктаж и как может выглядеть программа первичного инструктажа для административно-управленческого персонала, читайте в статье «Программа первичного инструктажа на рабочем месте».

  • Внеплановый и целевой инструктажи проходят по мере необходимости, поскольку они проводятся в преддверии или вследствие каких-то событий. Частота этих событий может быть непредсказуемой, и каждый раз тот, кто в них участвует, должен усвоить дополнительные знания по технике безопасности.

Внеплановый инструктаж необходимо провести (п. 2.1.6 Порядка), если на производстве была осуществлена замена оборудования, в законодательстве появились нововведения, касающиеся вопросов безопасности и охраны труда, произошел несчастный случай на производстве, были длительные, более 60 дней, перерывы в работе.

Целевой инструктаж требуется (п. 2.1.7 Порядка) перед проведением разовых работ, не свойственных основной деятельности работника (погрузо-разгрузочные работы, уборка территории), особого вида работ, связанных с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий или работ, которые выполняются по наряду-допуску.

Как часто нужно проверять знания по охране труда, читайте в статье «Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)».

Скачать образец программы обучения по охране труда можно в статье «Типовая программа обучения по охране труда – образец».

Образец положения об охране труда вы найдете в статье «Положение об охране труда работников — образец-2019»

Итоги

По закону работодатель отвечает за то, чтобы каждый работник овладел приемами безопасной работы на своем участке, умел оказать первую медицинскую помощь. Периодичность инструктажей по технике безопасности зависит от вида данных мероприятий. Работодатель обязан соблюдать ее, увеличивать установленные законом периоды между мероприятиями он не имеет права.

периодичность

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. периоди́чность периоди́чности
Р. периоди́чности периоди́чностей
Д. периоди́чности периоди́чностям
В. периоди́чность периоди́чности
Тв. периоди́чностью периоди́чностями
Пр. периоди́чности периоди́чностях

пе-ри-о-ди́ч-ность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -период-; суффиксы: -ичн-ость .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного периодичный; регулярная повторяемость чего-либо через приблизительно равные промежутки ◆ Периодичность действий есть одно из существенных условий установления привычки, потому что эта периодичность заметна во всей жизни нервной системы. К. Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1867 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В зонах сочленения литосферных плит отмечается периодичность сильных землетрясений и их привязка к определенным «вакантным местам», где толчков давно не было. Борис Понкратов, «Предсказать — трудно, отказаться — невозможно», 1989 г. // «Техника — молодежи» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Элементы, расположенные по величине их атомного веса, представляют явственную периодичность свойств. С. А. Погодин. Открытие периодического закона Д. И. Менделеевым и его борьба за первенство русской науки, «1949» // «Наука и жизнь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. книжн. величина периода, с которым происходит повторение чего-либо ◆ Б. Асеев Сравнительная оценка различных передатчиков, «1928» // «Радио Всем» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Заявленный тираж журнала ― 5000 экземпляров, периодичность издания ― 6 выпусков в год. «Нарисуйте меня в цвете» (2000) // «Рекламный мир», 15 февраля 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Виды ТО корпуса, оружия и технических средств, ремонта корабля, периодичность и продолжительность их проведения устанавливаются эксплуатационной документацией и руководящими документами ВМФ. «Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации», 2001 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ В соста́ве показа́телей 24 име́ют ме́сячную периоди́чность представле́ния, 19 ― кварта́льную и 56 ― годову́ю. О. В. Логиновский, Ю. А. Даренских, «Создание автоматизированной информационной системы губернатора и правительства Челябинской области», 2004 г. // «Вопросы статистики»
  3. матем. свойство по значению прилагательного периодический ◆ В бо́лее по́здних те́кстах вычисле́ние обра́тных чи́сел, отли́чных от 2 a, З b, 5 g, т. е. не выража́ющихся коне́чной шестидесятеричной дро́бью, иногда́ дово́дится до восьмо́го шестидесятеричного зна́ка; возмо́жно, что при э́том была́ обнару́жена периоди́чность таки́х дробе́й; напр. в слу́чае 1/7. А. Н. Колмогоров, «Математика», 1954 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: повторяемость, цикличность
  2. частичн.: период

Антонимы

  1. апериодичность

Гиперонимы

  1. повторяемость, регулярность

Гипонимы

  1. фотопериодичность

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: период
  • прилагательные: периодичный
  • наречия: периодично

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: periodicity
    • Белорусскийbe: перыядычнасць
    • Болгарскийbg: периодичност ж.
    • Греческийel: περιοδικότητα ж.
    • Идоиio: periodaleso, periodozeso
    • Испанскийes: periodicidad ж.
    • Итальянскийit: periodicità ж.
    • Корейскийko: 주기성 (jugiseong)
    • Литовскийlt: periodiškumas
    • Македонскийmk: периодичност ж.
    • Немецкийde: Periodizität ж.
    • Польскийpl: periodyczność ж.
    • Португальскийpt: periodicidade ж.
    • Сербскийsr (кир.): периодичност ж.
    • Украинскийuk: періодичність ж.
    • Финскийfi: jaksollisuus
    • Французскийfr: périodicité ж.
    • Чешскийcs: periodicita ж.
    • Шведскийsv: periodicitet
    • Эсперантоиeo: periodeco

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Инструктаж на рабочем месте: периодичность проведения

      Обновление: 5 июня 2017 г.

      Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте – периодичность проведения. Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей.

      Законодательство об охране труда

      Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:

      • Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003;
      • до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
      • с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
      • отраслевых актах по охране труда.

      Какие виды инструктажей проводятся регулярно

      Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:

      • вводный – однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
      • первичный на рабочем месте – один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
      • повторный – периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
      • внеплановый и целевой – в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.

      Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.

      Как часто необходимо проводить инструктаж

      Согласно требованиям п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015, начинающего действовать с весны 2017 года взамен утрачивающего силу ГОСТ 12.0.004-90, инструктаж проводится не реже чем раз в полугодие. Работодатель не вправе самостоятельно увеличивать данный интервал. При этом в случае необходимости обучение (в том числе проверка знаний) может проводиться через меньшие промежутки времени.

      Особенности инструктажей по охране труда и периодичность их проведения могут устанавливаться также для конкретных отраслей и организаций в соответствующих отраслевых правилах и инструкциях по охране труда. К примеру, Правила по охране труда на городском электрическом транспорте от 14.11.2016 (начинают действовать 20.04.2017) предписывают, что повторный инструктаж в отношении работ с дополнительными (повышенными) требованиями охраны труда должен быть проведен не менее одного раза в течение трех месяцев; также работники должны раз в год подвергаться проверке знаний по охране труда.

      Ответственность работодателя за непроведение инструктажа

      За нарушение требований законодательства о труде, в том числе охраны труда, ответственное лицо может быть привлечено к дисциплинарной, материальной ответственности, а также административной, уголовной и гражданско-правовой.

      В частности, в случае непроведения в установленный срок необходимых инструктажей, а также непредставления документов, подтверждающих их проведение, притом что работник, не прошедший обучение, будет допущен к работе, должностному лицу, ответственному за обучение, и индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, а юридическому лицу – от ста тридцати тысяч рублей до ста пятидесяти (см. ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

      Уголовная ответственность имеет место в случае, когда непроведение инструктажа и допуск неподготовленного работника к работе повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью либо смерть человека или нескольких человек. Санкцией ст. 143 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа до 400 тысяч рублей, принудительных, исправительных или обязательных работ, а также лишения свободы, срок которых будет зависеть от квалификации преступления. Во всех случаях виновное лицо лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

      Процесс проведения наблюдения

      Классификация методов наблюдения

      Таблица 1 – Основные формы наблюдения и их краткая характеристика

      Приз- наки Формы наблюдения и их краткая характеристика
      Уровень стандартизации наблюдения – стандартизированное (структурированное, формализованное) – наблюдение четко определенной проблемы, когда исследователь имеет конкретное представление о действиях (моделях поведения), за которыми следует наблюдать, а также методах измерения и оценки его результатов (категориях, используемых для записи и анализа ситуации)
      – нестандартизированное (неструктурированное, неформализованное, свободное) – наблюдение, в котором проблематика четко не определена заранее, поэтому исследователь фиксирует все относящиеся к феномену действия, не определяя детали наблюдения заблаговременно
      Степень скрытости и характер наблюдаемых событий – открытое – субъекты наблюдения предупреждаются о том, что за ними наблюдают (например, при проведении специальных экспериментов)
      – скрытое – участники не осведомлены о том, что они стали объектом наблюдения – прямое – предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей
      – косвенное (непрямое) – предполагает изучение результатов определенного поведения, а не само поведение
      Характер условий проведения (окру­жающей обстановки) – искусственное (лабораторное, контролируемое) – субъекты наблюдения изучаются в специально сконструированной обстановке, созданной для наблюдения за их поведением
      – естественное (полевое) – субъекты наблюдения исследуются в естественной среде, где им свойственно обычное поведение
      – лабораторно-полевое – наблюдение проводится в естественных условиях в сочетании с принятием ряда мер по сохранению их стабильности в течение некоторого времени
      Регулярность проведения наблюдения – систематическое – проводится на регулярной основе с использованием регламентированного графика выполнения процедуры наблюдения
      – эпизодическое – не имеет четко установленного регламента фиксации событий
      – однократное – исследование проводится в течение запланированного времени в соответствии с целями единовременно, в последующем разработанная процедура наблюдения не используется
      – случайное – незапланированное наблюдение факта, явления, действия или поведения, результаты которого зачастую применяются для пересмотра маркетинговых решений хозяйствующего субъекта
      Способ восприя­тия объекта наблюдения – персональное (личное (человеком)) – наблюдаемые события фиксируются лично специально обученным исследователем, который заполняет листы регистрации наблюдений за феноменом
      – механическое (неперсональное, при помощи технических средств) – наблюдаемые события фиксируются с помощью технических средств, которые самостоятельно осуществляют необходимые записи

      анализа ситуации). Например, проведение инвентаризации запасов в розничном магазине. Для этого используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.

      Как правило, эта форма используется при проведении дескриптивных исследований как основной метод сбора информации для точного описания поведения объекта исследования и/или проверки определенных рабочих гипотез и/или проверки результатов, полученных другими методами, их уточнения.

      Достоинства: сокращает потенциальную возможность искажения и повышает достоверность результатов наблюдения.

      Недостатки: выделенное время наблюдения может оказаться недостаточным для обоснования его результатов.

      2. Нестандартизированное наблюдение (неструктурированное, неформализованное, свободное) применяется, когда проблема исследования только формируется и необходима определенная гибкость наблюдения. Основным достоинством метода является возможность получения информации, которую люди не могут запомнить или не в состоянии выразить словесно свое отношение к исследуемому процессу, явлению, ситуации. Например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками. Вместе с тем, у этой формы имеется существенный недостаток – она обладает высокой степенью искажения результатов наблюдения. Поэтому неструктурированное наблюдение используется при проведении поисковых исследований как источник глубокого понимания различных аспектов поведения потребителей, а его результаты трактуются как рабочая гипотеза и подлежат последующей проверке.

      По степени скрытости и характеру наблюдаемых событий различают следующие формы:

      1. Открытое наблюдение – при его проведении раскрывать цели исследования необязательно. Исключение составляют наблюдения, касающиеся изучения стиля жизни потребителей. В этом случае по этическим соображениям, чтобы участники не испытывали опасений в отношении намерений исследователей, цели наблюдения раскрываются. Например, при изучении продуктов питания, находящихся в домашнем холодильнике потребителя. Основным недостатком открытого наблюдения является тот факт, что присутствие наблюдателей может повлиять на поведение наблюдаемых, поэтому следует стремиться свести его к минимуму.

      2. Скрытое наблюдение – его основным достоинством является то, что респонденты ведут себя естественно (если не заметят, что за ними наблюдают). Скрытый характер достигается за счет использования затемненных стекол, скрытых камер или незаметных механических устройств, а также маскировкой исследователя под работника магазина, покупателя, официанта и т.п. Скрытое наблюдение может быть прямым или косвенным. Первое предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей. Например, кассир супермаркета, подсчитывающий, сколько штук каждой марки шампуня было приобретено. При косвенном (непрямом) наблюдении изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. В данном случае используются архивные данные и могут изучаться физические доказательства свершения некоторых событий. Например, проводится учет остатков каждой марки шампуня на складе в конце дня и сравнивается остаток с накладными на полученный товар; или изучается содержимое мусорных баков для выявления предпочтений потребителей в отношении марки шампуня. К числу недостатков этой формы наблюдения относятся трудность полного сокрытия факта происходящего наблюдения; возникновение этической проблемы, касающейся вторжения в личную жизнь участника наблюдения.

      По характеру условий проведения (окружающей обстановки) наблюдение классифицируется на:

      1. Искусственное (лабораторное, контролируемое) наблюдение – искусственно созданная обстановка позволяет исследователю использовать специальную аппаратуру, полностью контролировать наблюдение, сокращать сроки и стоимость его проведения. Вместе с тем, приглашение участников наблюдения в специально отведенное помещение может повлиять на естественность их поведения, на достоверность и объективность полученной информации.

      2. Естественное (полевое) наблюдение – его основным достоинством является отсутствие искажений. К числу недостатков относится более высокая стоимость его проведения и возможность воздействия на участников исследования различных внешних факторов, включая случайный характер, не имеющий к изучаемому процессу прямого отношения. К примеру, при наблюдении за покупателями в супермаркете в какой-то момент может не оказаться того товара, в отношении которого изучается поведение потребителей. Или наплыв посетителей в супермаркете в часы пик может помешать покупателям изучить все варианты предложения товара, рассмотреть упаковку новой марки товара.

      Для снижения влияния недостатков искусственного и естественного наблюдений можно использовать комбинированный вариант – лабораторно-полевое наблюдение. При его использовании исследователю необходимо заручиться поддержкой администрации супермаркета, чтобы обеспечить наличие необходимого количества товара в торговом зале или другими способами поддерживать неизменность условий наблюдения /5, с. 182/.

      По регулярности проведения наблюдение подразделяется на:

      1. Систематическое наблюдение позволяет выявить тенденции изучаемых процессов. Например, фиксация аудиметром информации о просматриваемых телепередачах каждым из членов наблюдаемой семьи.

      2. Эпизодическое наблюдение не имеет четко установленного регламента фиксации событий. Например, для оценки качества обслуживания официантами администрация ресторана может проводить эпизодическое наблюдение их деятельности один-два раза в месяц.

      3. Однократное наблюдение – исследование проводится единовременно в течение запланированного времени, в последующем разработанная процедура наблюдения не используется.

      4. Случайное наблюдение – незапланированное наблюдение факта, явления, действия или поведения. Часто применяется для пересмотра маркетинговых решений хозяйствующего субъекта.

      По способам проведения методы наблюдения классифицируются на личное, механическое, аудит, контент-анализ и анализ следов (рис. 1).

      Рис. 1. Классификация методов наблюдения

      1. Личное наблюдение– исследовательская стратегия, в которой осуществляется наблюдение за объектом (феноменом), при этом записываются все происходящие с ним события по мере их поступления.

      При проведении личного наблюдения разрабатывается форма (карточка) для регистрации, в которой указывается, какой вид поведения наблюдается и как он должен быть зафиксирован. В шапке листа записи указываются фамилия исследователя, дата и время наблюдения (табл. 2).

      При личном наблюдении исследователь не должен пытаться контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения. От него требуется лишь запись всех наблюдаемых событий и фиксация ключевых элементов поведения потребителя в процессе покупки или при использовании товара/услуги: что, сколько, как, где, когда, в какой ситуации, кто. К примеру, наблюдатель может записать число посещений магазина и наблюдать за покупателями бытовой техники. Эта информация может пригодиться при разработке мерчендайзинга.

      Таблица 2– Карточка для регистрации наблюдения

      Наблюдатель ____________________ Место наблюдения ________________
      Дата____________________________ Время ___________________________
      Регистрация поведения потребителей бытовой техники
      Поведение потребителей Телевизоры Музыкальные центры Стиральные машины Холодильники
      Проход мимо товара
      Сравнение разных типов товара
      Выбор определенной марки
      Внимательное рассмотрение выбранной марки
      Обсуждение с другими участниками группы
      Другие особенности выбора покупки

      2. Механическое наблюдение– исследовательская стратегия, в которой наблюдение за объектом (феноменом) и запись его результатов осуществляют механические устройства. Они классифицируются на нетребующие и требующие участия респондентов в проведении наблюдения (табл. 3). Представленные в данной таблице механические устройства не исчерпывают весь их перечень.

      Рассмотрим действия некоторых механических устройств:

      а) тахистоскоп помогает исследователю осуществлять контроль над временем при использовании визуальных стимуляторов (например, рекламных материалов). Это достигается путем освещения рекламы глазами испытуемого в импульсном режиме, при этом интервал освещения может изменяться от сотых долей секунды до промежутка в несколько секунд, затем его(ее) просят описать все то, что он(-а) увидел(-а) и объяснить, что бы это могло значить.

      Таблица 3 – Механические устройства, применяемые при наблюдении
      /1, с. 249–250; 6, с. 283–286/

      Название и краткое описание
      1. Технические средства, не требующие участия респондентов в проведении наблюдения 1.1. Аудиметр А. Нильсена
      Присоединяется к телевизору и постоянно регистрирует, какой канал включен. Усовершенствованной моделью являются «счетчики людей», которые не только регистрируют, какой канал включен, но и сколько человек смотрят передачу
      1.2. Турникеты
      Регистрируют количество человек, входящих и выходящих из помещения
      1.3. Регистраторы движения
      Располагаются вдоль дорог для подсчета количества автомобилей, проезжающих в определенном месте
      1.4. Камеры на рабочих местах (кино- или видеокамеры)
      Чаще используют розничные торговцы для контроля за размещением товаров, привлекательности упаковки и маршрутами движения покупателей
      1.5. Оптические сканеры
      Создают широкие возможности для автоматизированного сбора информации о потребительских покупках в разрезе категорий товаров, марок, типов магазинов, цены и количества
      2. Технические средства, требующие участия респондентов в проведении наблюдения 2.1. Анализаторы движений глаза
      Тахистоскоп, окулометры, глазные камеры записывают движения человеческого глаза, они используются для изучения механизма восприятия респондентом рекламы или рекламных телевизионных роликов, а также длительности фиксации взгляда на ее отдельных элементах. Результаты наблюдения используются для повышения эффективности рекламы
      2.2. Глазные регистраторы
      Фиксируют изменения в диаметре зрачков глаза. Респондентов просят смотреть на экран, где демонстрируется реклама или другой анализируемый объект. Яркость изображения и расстояние до глаз зрителей поддерживаются неизменными. Изменения диаметра зрачков интерпретируются как изменения в когнитивной (мыслительной) активности мозга под влиянием просматриваемого изображения. В основе метода лежит предположение о том, что увеличившийся диаметр зрачка свидетельствует о заинтересованности и положительном отношении к просматриваемому материалу
      2.3. Гальванометр
      Регистрирует гальваническую реакцию кожи респондента
      2.4. Частотный анализатор голоса
      Проверяет изменения силы эмоциональных реакций относительно изменения высоты голоса респондента
      2.5. Устройства для измерения задержки ответа
      Фиксирует промежуток времени, необходимый респонденту для обдумывания ответа на вопрос

      Систематически изменяя длительность освещения, исследователь может измерить, насколько быстро и правильно конкретный стимул – в данном случае реклама – может быть воспринят и истолкован;

      б) глазная камера – механическое приспособление, которое исследователь использует для изучения движений глазного яблока человека во время чтения рекламного материала, а также анализа дизайна упаковки и демонстрационных стендов в проходах супермаркетов.

      Некоторые из современных видеокамер весят всего несколько унций и настолько маленькие, что могут размещаться в очках респондента. Видеозапись процесса просмотра рекламных материалов позволяет исследователю в подробностях изучать поведение испытуемого. Полученная информация помогает определить ту часть рекламного объявления, на которую респондент обращает внимание в первую очередь, сколько времени его(ее) глаза задерживаются на отдельном участке и читает ли он(она) все объявление целиком или только какую-то его часть;

      в) гальванометр – механическое устройство, определяющее уровень вызванных какими-либо побудительными причинами эмоций. Регистрирует изменения электрического сопротивления кожи, связанные с изменением степени потливости, возникающего из-за эмоционального возбуждения (действует по тому же принципу, что и «детектор лжи»).

      Субъекту исследования на ладони и предплечья прикрепляют небольшие электроды, измеряющие электрическое сопротивление, и демонстрируют образцы рекламы, упаковки и рекламные лозунги. Метод основан на теоретическом предположении о том, что физиологические изменения в организме, усиленное потовыделение, изменения кровяного давления или частота сердечных сокращений вызываются эмоциональными реакциями под воздействием внутренних или внешних стимулов.

      Волнение увеличивает потоотделение, которое в свою очередь увеличивает электрическое сопротивление кожи. По силе реакции наблюдатель оценивает интерес респондента и его отношение к демонстрируемому объекту. Например, измерение непроизвольных реакций или реакций неконтролируемых сознательно подопытным человеком в результате просмотра специально отобранных рекламных материалов.

      3. Аудит – метод наблюдения, включающий два вида:

      Аудит потребительских запасов – исследователь изучает и регистрирует товары, их марку, упаковку и расфасовку непосредственно на дому у респондента.

      Наблюдатель собирает информацию непосредственно с исследованием имеющихся запасов либо с использованием записей об их поступлении и расходовании. В этой связи можно
      выделить две особенности аудита потребительских запасов:
      1) информацию собирает лично исследователь, 2) получение информации обычно связано с подсчетом каких-либо физических объектов. При проведении аудита потребительских запасов исследователь осуществляет инвентаризацию продуктов (по количеству, марке, расфасовке) в сочетании с личным опросом. Например, он просит потребителя показать, какие продукты питания имеются в холодильнике, и объяснить, чем обоснован их выбор.

      Основным достоинством данного метода является возможность значительного снижения риска в отношении неправдивых ответов респондентов и других потенциальных источников ошибок. Вместе с тем, возникают трудности, связанные с получением согласия опрашиваемых на ревизию товаров в домашних условиях, т.е. сложности доступа к такой информации и, следовательно, дороговизна метода. При получении одобрения участника на проведение аудита, фиксация определенных марок не обязательно является показателем, характеризирующим наиболее предпочитаемые или приобретаемые чаще всего товары. В этой связи в зарубежной практике проводится аудит предприятий розничной и оптовой торговли.

      Аудит предприятий розничной и оптовой торговли – исследователь извлекает и анализирует данные из различных документов, проводя инвентаризацию наличия и движения товаров на рынке промежуточных продавцов.

      4. Контент-анализ (анализ содержания)– объективное и систематическое описание процесса коммуникации. Он применяется, если объектом наблюдения является коммуникативная связь, а не поведение потребителей или материальные объекты. При этом замеряется не подтекст, а внешняя сторона содержания (к примеру, использование определенных слов или словосочетаний). Объектами анализа могут быть такие параметры коммуникативной связи, как:

      – слова – употребление различных слов или словосочетаний в сообщении;

      – характерные признаки – индивидов или объектов;

      – тематика высказываний;

      – параметры места и времени – длина и продолжительность сообщения;

      – темы – предмет сообщения.

      Таким образом, контент-анализ проводится при описании содержания рекламных сообщений, статей в газетах, теле- радиопрограмм и т.п. Например, частота появления в передачах радио- и телевидения мультипликационных персонажей или молодых женщин.

      5. Анализ следов (трейс-анализ) – метод наблюдения, при котором сбор информации основывается на изучении физических следов прошлого поведения или свидетельства прошедших событий. Они могут быть оставлены респондентами как намеренно (умышлено), так и непреднамеренно (случайно). Анализ следов применяется в зарубежной практике в следующих маркетинговых исследованиях:

      – подсчет количества отпечатков пальцев на страницах журналов для оценки читабельности различных рекламных объявлений в журналах;

      – фиксация настроек радиоприемников в автомобилях, поставленных на техобслуживание, для определения процента водителей, предпочитающих слушать те или иные радиостанции. Информация использовалась рекламодателями для определения наиболее подходящих каналов для размещения рекламы;

      – год выпуска и состояние автомобилей в местах парковки возле торговых центров для оценки уровня дохода покупателей /1, с. 252–253/;

      – изучение содержания мусорных пакетов (ящиков) для оценки объема потребления семьей тех или иных упакованных товаров.

      Анализ следов при условии творческого подхода не требует больших затрат на его проведение, однако полученная информация может оказаться неполной, что потребует некоторых допущений для последующего анализа. Трейс-анализ применяется тогда, когда применение любого другого метода наблюдения невозможно.

      Процесс подготовки и проведения наблюдения включает следующие этапы сбора информации:

      1. Подготовительный этап:

      – определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;

      – выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения;

      – выбор формы и метода наблюдения;

      – разработка процедуры наблюдения на основе определения его единиц и рамок;

      – подготовка и апробация технических документов (бланка карточек, протоколов, дневников наблюдений; инструкций для наблюдателей) и механических устройств;

      – подготовка и инструктаж наблюдателей.

      2. Полевой этап:

      – сбор и фиксация результатов наблюдений;

      – контроль работы наблюдателей (проведение беседы с участниками ситуации; анализ рабочих документов наблюдения; сравнение результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанного другим; проведение повторного наблюдения).

      3. Аналитический этап:

      – обработка результатов наблюдения;

      – подготовка отчета о наблюдении по следующим разделам:

      а) время, место и обстоятельства наблюдения;

      б) форма и метод наблюдения, роль наблюдателя;

      в) характеристика наблюдаемых лиц, физических признаков или событий;

      г) анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;

      д) оценка надежности полученных результатов.

      Для оценки надежности применяют один из трех коэффициентов:

      – согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается одновременно различными наблюдателями);

      – устойчивости (один и тот же наблюдатель производит наблюдение в разное время);

      – надежности (различные наблюдатели проводят на­блюдение в разное время) /7, с. 154/.

      Как провести инструктаж на рабочем месте

      Понятие и виды

      Инструктирование на рабочем месте предполагает изложение основных требований по способам, порядку и последовательности совершения действий в производственном процессе, где главное требование — их безопасность.

      Инструктажи бывают:

      • вводные;
      • первичные;
      • повторные;
      • внеплановые;
      • целевые.

      Процедура обязательна для обеих сторон: работодатель не может не провести, а работник не может проигнорировать. Работник при непрохождении (пропуске) отстраняется от деятельности на рабочем месте и даже может быть уволен. А работодатель привлекается к ответственности, обычно к административной. Штраф внушительный: от 20 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц, и от 130 000 до 150 000 рублей — для фирм. Санкции установлены частью 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ.

      Сроки проведения

      Вводный инструктаж проводится в тот день, когда сотрудник фактически принят на работу в организацию. Важно понимать, что человек, претендующий на назначение на должность, сотрудником не является, поэтому в отношении такой категории процедура не проводится.

      Первичный инструктаж на рабочем месте проводится однократно — до начала трудовой деятельности или практики, если речь идет о студентах-практикантах. Они не исключение. Не подвергаются такой проверке только те, кто напрямую не задействован в производственном процессе. Перечень таких лиц утверждается на локальном уровне.

      Повторный инструктаж по охране труда отличается регулярностью, так как его цель — поддерживать и обновлять ранее полученные знания. Периодичность — один раз в шесть месяцев. Шестимесячный интервал меняется для части персонала, когда речь идет о случаях повышенных требований ОТ.

      Внеплановый — по факту наступления каких-то обстоятельств, чаще негативных, например аварии или смерти на производстве.

      Целевой не имеет установленного срока проведения. Как и внеплановый, сопряжен с обстоятельствами, но чаще положительными, например монтаж современного оборудования или проведение массового мероприятия.

      Кто проходит инструктаж

      Вводные инструктажи в первый рабочий день нужно проводить для тех, кто:

      • впервые принят на работу;
      • приехал в организацию в командировку;
      • является работником иной организации, но трудится на территории в данный период времени;
      • является стажером.

      Первичные на рабочем месте следует проводить для сотрудников, которые:

      • вновь приняты на работу;
      • относятся к категории сезонных;
      • имеют временный договор на период до 2 месяцев;
      • являются командированными;
      • являются практикантами;
      • выполняют по поручению новую для себя функцию.

      Освобождению в данном случае подлежат сотрудники при условии, что их деятельность не относится к опасной, то есть функционал не связан:

      • с обеспечением работоспособности оборудования;
      • использованием электрических инструментов;
      • деятельностью по хранению различного сырья.

      Руководитель должен приказом утвердить перечень профессий и должностей, по которым сотрудники могут не проходить процедуру инструктажа.

      Повторный инструктаж на рабочем месте, закрепляющий ранее приобретенные знания, необходимо проводить для работников, которые уже прошли процедуру первичного и включены в такие категории:

      • вновь принятые на работу;
      • сезонные;
      • работающие на срочном договоре;
      • находящиеся в командировке;
      • выполняющие новую для себя функцию;
      • практиканты.

      Внеплановый инструктаж надо проводить для категорий сотрудников, если:

      • они работают в новых условиях при изменении нормативов, процессов, обновлении оборудования;
      • нарушили нормы охраны труда и произошел несчастный случай;
      • есть требование контрольных органов;
      • у них произошел перерыв в трудовой деятельности (свыше 30 дней — для вредных и опасных условий, свыше 60 — в иных случаях);
      • есть решение руководителя.

      Целевой инструктаж нужно проводить для тех работников, которые:

      • исполняют однократные работы;
      • устраняют последствия ЧС;
      • работают по направлениям, для которых нужен допуск, разрешение;
      • участвуют в мероприятии массового формата, проводимом в организации.

      Кто проводит инструктаж на рабочем месте

      Все зависит от вида. Вводный может провести сам руководитель, специалист по ОТ или любой другой уполномоченный работник. Полномочия возлагаются приказом.

      Чтобы провести целевой, издается приказ, которым назначается ответственный. Как уже было сказано, его часто проводят при введении в эксплуатацию нового оборудования. Соответственно, рассказать другим о нововведениях сможет тот, кто сам вник в суть технологических новшеств.

      Провести остальные виды на рабочем месте могут доверить руководителю подразделения (начальник цеха, прораб, мастер).

      О чем рассказывать

      Инструктажи, в том числе на рабочем месте, проходят по программам. Разрабатывая программы, следует ориентироваться на ГОСТ 12.0.004-2015. Как указано в самом документе, он является стандартом или образцом организации обучения на производстве.

      Программа включает вопросы, касающиеся:

      • условий труда;
      • опасных или вредных факторов;
      • требований безопасности и ОТ;
      • технической и эксплуатационной документации;
      • безопасных методов труда;
      • оказания первой помощи пострадавшему.

      Программа по вводному инструктажу должна содержать сведения:

      • о предприятии и тех лицах, которые в нем числятся в штате;
      • особенностях деятельности;
      • требованиях действующего законодательства по ОТ;
      • ПВТР и дисциплине труда, ответственности за их нарушение;
      • организации деятельности в сфере ОТ;
      • условиях труда, включая имеющиеся вредные и опасные факторы;
      • способах профилактики несчастных случаев;
      • обязанностях сотрудника общего характера в части ОТ;
      • СИЗ, их выдаче;
      • алгоритме действий сотрудника при наступлении несчастного случая;
      • процедуре расследования несчастий;
      • оказании первой помощи.

      Программа по первичному инструктажу на месте работы должна включать вопросы:

      • об условиях работы сотрудника на месте;
      • конкретном процессе производства;
      • оборудовании и инструментах в зоне выполнения функций;
      • имеющихся вредных и опасных факторах;
      • коллективных защитных средствах;
      • СИЗ на месте работы;
      • действующих требованиях по безопасной работе на оборудовании;
      • процедурах подготовки к выполнению функционала;
      • установленных требованиях к специальной форме одежды, обуви;
      • тестировании оборудования на исправность;
      • маршрутах движения сотрудников по территории организации;
      • ситуациях аварийного характера;
      • их причинах;
      • алгоритмах действий при аварии;
      • точек расположения средств аварийной защиты, первой медпомощи;
      • ознакомлении сотрудника со всеми документами по ОТ.

      Программа оказания первой помощи

      Оказание первой помощи — та часть обучения, которая должна быть включена во все программы.

      Работодатель обязан проводить его и принимая нового сотрудника, в дальнейшем каждый год. В данном случае наниматель может привлекать такого стороннего сотрудника или организацию, кто вправе оказывать такого вида услуги. Программа по оказанию первой помощи обширная, состоит из ряда разделов и включена в качестве приложения в ГОСТ 12.0.004-2015.

      Раздел Описание

      Раздел 1.

      Информирует об:

      • общих понятиях по травмам на производстве;
      • основных факторах опасности;
      • видах получаемых травм;
      • профилактических мероприятиях.

      Раздел 2.

      Дает понятие основ строения человеческого организма, кратко информирует о системах жизнедеятельности.

      Раздел 3.

      Содержит сведения об оказании первой помощи на месте ЧП. В том числе:

      • о вызове скорой;
      • приостановке воздействия травмирующего фактора;
      • анализе ситуации и оценке тяжести причиненного вреда;
      • перевозке того пострадавшего в больницу;
      • списке действий по первой помощи, которые нужно провести на месте ЧП;
      • видах и способах перевязок;
      • способах обездвиживания того лица, которое пострадало, для дальнейшей перевозки к месту оказания помощи.

      Раздел 4.

      Информирует об определении необходимости и механизмах проведения сердечно-легочной реанимации.

      Раздел 5.

      Дает сведения:

      • о нарушениях в системе дыхания;
      • их причинах и признаках;
      • вариантах оказания помощи.

      Раздел 6.

      Информирует о потерях сознания, включая:

      • их виды;
      • причины;
      • осложнения;
      • алгоритмы оказания помощи.

      Раздел 7.

      Рассказывает о характеристиках поверхностей ран, первой помощи при их получении.

      Раздел 8.

      Содержит информацию о травмах живота, их видах, первой помощи.

      Раздел 9.

      Содержит информацию о травмах груди, их видах, первой помощи.

      Раздел 10.

      Содержит информацию о травмах головы, их видах, первой помощи.

      Раздел 11.

      Содержит информацию о травмах позвоночника, их видах, первой помощи.

      Раздел 12.

      Содержит информацию о травмах таза, их характеристиках, первой помощи.

      Раздел 13.

      Содержит информацию о травмах конечностей, их видах, первой помощи.

      Раздел 14.

      Эта часть программы касается действий при синдроме сдавливания конечности длительного характера, его причинах, помощи.

      Раздел 15.

      Рассказывает о термических травмах, их видах, первой помощи.

      Раздел 16.

      Содержит информацию о химических ожогах, их видах, первой помощи.

      Раздел 17 и 18.

      Посвящены отравлениям и электротравмам.

      Инструктаж по пожарной безопасности

      Наниматель обязан научить работников соблюдать меры пожарбезопасности — такое положение закреплено в ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ, то есть проводить инструктаж по этой теме.

      Тем сотрудникам, кто не прошел такой инструктаж, работать запрещено.

      Программа состоит из:

      • нормативов и правил содержания помещений, территорий организации;
      • перечня установок по пожарбезопасности, относящихся к деятельности организации;
      • алгоритмов действий во время пожароопасных работ;
      • установленных правил использования открытого огня;
      • перечня процессов, которые реализуются сотрудниками во время пожара.

      Факт того, что наниматель закончил проводить инструктаж, фиксируется в журнале по учету инструктажей, удостоверяется подписями инструктора и работника.

      Кто должен проводить

      В зависимости от вида инструктажа по пожарбезопасности его проводят разные лица:

  1. Первичный инструктаж — работник, определенный локальным распорядительным актом ответственным за ПБ на предприятии.
  2. Повторный инструктаж — начальник подразделения или ответственный по ПБ 1 раз в год, если объект опасный — 1 раз в полугодие.
  3. Внеплановый инструктаж — ответственный по ПБ.
  4. Целевой инструктаж — ответственный по ПБ.

Разница между инструктажем по ПБ и обучением по ПТМ

Наименование позиции

Инструктаж по ПБ

Обучение по ПТМ

Цель

Проинформировать об имеющихся в учреждении:

  • требованиях к ПБ;
  • пожароопасных процессах, оборудовании;
  • средствах для тушения огня;
  • алгоритмах действия в условиях ЧС.

Предоставить специальные сведения и знания начальникам предприятий, а также работникам, отвечающим за ПБ.

Участвующие сотрудники

Все работники.

Руководитель или ответственное лицо.

Журнал по регистрации результатов инструктажей

Факт проведения инструктажа нужно обязательно фиксировать в специальном журнале и удостоверять подписями инструктора и самого сотрудника.

Поскольку существуют различные виды инструктажей, форма журнала зависит от вида обучения.

Скачать

Зачем нужен

Журнал инструктажа необходим для подтверждения нанимателем факта:

  • соблюдения требования законодательства об обязательном проведении инструктажей;
  • регулярности проведения;
  • реальности и периодичности;
  • фиксации проверки полученных знаний;
  • ответственного отношения к работникам.

Как оформить

Журнал инструктажа — это книга формата А4. Ее страницы нумеруются, прошиваются и заверяются подписью начальника организации и ее печатью (если таковая есть).

Оформление титульного листа включает название учреждения, даты начала и окончания заполнения.

Журнал инструктажа содержит табличную часть, включающую сведения, касающиеся:

После оформления записи об инструктаже ее надо удостоверить подписями сотрудника и инструктора.

Скачать

Кто отвечает и сколько хранить

Ответственным за оформление журнала является наниматель или специалист по ОТ.

Журнал инструктажа хранится у ответственного в организации в течение 10 лет.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *