Перевозка домашнего вина

Сколько немаркированного самогона или домашнего вина можно перевезти без штрафа

© JoyReactor.cc

В письме от 27 февраля 2018 г. N 03-14-11/12347 Минфин сообщил, что оборудование для производства алкогольной продукции в домашних условиях для собственного потребления не требует госрегистрации в едином госреестре мощностей основного технологического оборудования.

Кроме того, ведомство проинформировало, что «алкогольным» законом установлен запрет на перемещение по территории РФ (с использованием транспортных средств или без них, в том числе при перемещении через госграницу РФ) физлицами алкогольной продукции, не маркированной в соответствии с законодательством, в том числе продукции, являющейся товаром ЕАЭС, за исключением перемещения по территории РФ указанной продукции в объеме не более 10 литров на одного человека.

Соответственно, в случае перемещения физлицом на личном автомобиле алкогольной продукции собственного изготовления в объеме более 10 литров на человека физлицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 14.17.2 КоАП (штраф от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции).

Наверное, не ошибусь, если скажу, что вряд ли сегодня можно найти машину, в которой не перевозили хотя бы одну бутылку спиртного. И в этом нет ничего особенного. Даже если в ней будет не один ящик горячительных напитков, никакого криминала в этом нет, но при условии, что куплен весь этот товар в магазине и имеет на таре акцизную марку.

Собравшись же перевезти с дачи партию выгнанного к празднику самогона или любой самодельной настойки, есть риск нарваться на штраф, а то и на уголовное наказание. Всё зависит, сколько этой продукции загружено в багажник машины. Как оказывается, существует закон, который разрешает перевозить гражданам не более 10 литров алкоголя неизвестного происхождения. Всё, что свыше попадает под статью 14.17.2. КоАП, запрещающую безнаказанно перемещать данную продукцию и карается штрафом в размере от 3 до 5тысяч рублей с конфискацией подозрительного напитка.

Данная статья действует не более двух лет и не все, включая и отдельных сотрудников ГИБДД, о ней знают. Но нарвавшись на «продвинутого» сотрудника ДПС, можно лишиться всей перевозимой партии, даже не алкогольной продукции, но похожей по цвету и таре на неё, по меньшей мере, на период проведения экспертизы изъятой продукции.

Транспортировка алкоголя: требования, документы, юридические аспекты

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • С чем связаны сложности транспортировки алкоголя
  • Какие требования предъявляются к транспорту, осуществляющему перевозку алкогольной продукции
  • Какие документы необходимы для транспортировки алкоголя
  • Как осуществляется международная транспортировка алкоголя

Транспортировка алкоголя – сложный процесс, который требует соблюдения перевозчиком определенных норм. Продукция, содержащая спирт в высокой концентрации, относится к опасным грузам 3-го класса. К транспортировке спиртовых напитков предъявляются строгие требования безопасности. Более подробно об организации перевозок алкоголя мы расскажем ниже.

Особенности транспортировки алкоголя

В сегменте услуг по перевозке грузов транспортировка алкоголя считается одним из наиболее популярных и перспективных направлений. Когда мы видим широкий выбор спиртных напитков на полках супермаркета, то даже и не догадываемся, какой сложный путь проделала алкогольная продукция, чтобы стать доступной покупателям. Перевозка вина, пива, ликеров, водки и другого алкоголя – сложный процесс, который требует наличия специализированного транспорта и строгого соблюдения технологических нормативов проведения погрузочных и разгрузочных работ.

Доставка спиртных напитков должна осуществляться с учетом интересов покупателей, продавцов, собственников складских комплексов и производителей. Удовлетворить требования всех вышеперечисленных сторон очень сложно. Их интересы могут противоречить друг другу. Так, продавцу важно, чтобы алкоголь был доставлен строго по графику, с учетом времени пика продаж (праздничные дни и т. д.). Реализатор стремится полностью заполнить свои витрины широким ассортиментом продукции к наступлению периодов повышенного спроса на алкоголь.

Рекомендуем к прочтению:

  • Секреты квартирного переезда
  • Как упаковать одежду для переезда
  • Переезд в Москву

Собственники складов заинтересованы в том, чтобы спиртные напитки своевременно вывозились с территории комплексов дистрибьюторами. Главная задача производителя состоит в получении максимальной прибыли от продаж алкоголя, а потребитель хочет купить нужный напиток в ближайшем магазине по минимальной цене.

Чтобы максимально удовлетворить интересы всех участников процесса, транспортная компания должна иметь соответствующую техническую базу и квалифицированных сотрудников, обладающих опытом в составлении схем доставок алкогольной продукции. Организация транспортировки алкоголя осуществляется с учетом фактора сезонности продаж. В предпраздничные дни объемы перевозимой продукции значительно увеличиваются в сравнении с обычным временем.

Алкогольная продукция как перевозимый груз имеет свою специфику. Организация транспортировки в этом случае должна осуществляться с учетом ряда довольно высоких (порой даже жестких) требований. Доставка алкоголя сопровождается повышенным риском, поэтому необходимо строго соблюдать нормы безопасности. Кроме того, стоит учитывать, что спиртные напитки входят в сегмент пищевых продуктов, а их доставка осуществляется с учетом определенных санитарно-гигиенических требований.

После транспортировки алкоголя к месту реализации нужно в обязательном порядке убедиться в сохранности всех бутылок, а также в том, что уровень жидкости в таре соответствует требуемому. Хранение спиртных напитков осуществляется в темном помещении. После производства некоторые виды алкоголя должны храниться минимум несколько недель, а есть и такие выдержанные вина, для которых этот срок составляет несколько месяцев.

Читайте также: Температурные перевозки: виртуозная доставка грузов «с характером»

Правила транспортировки алкоголя транспортной компанией

Как было отмечено ранее, доставка спиртных напитков осуществляется с учетом специфических требований, которые должен неукоснительно соблюдать перевозчик.

Чтобы более эффективно сотрудничать с транспортной компанией, владельцам груза будет полезно разобраться в особенностях транспортировки алкоголя.

  • Температурный режим при транспортировке алкоголя

Транспортировка спиртных напитков должна осуществляться с учетом недопустимости нарушения температурного режима. Выбирая транспортное средство для перевозки такого груза, нужно учитывать погодные условия, дальность доставки, объемы продукции и диапазон температур, при которой она должна храниться.

К примеру, в процессе перевозки вина на автомобилях или с помощью железнодорожного транспорта нужно обеспечить стабильную температуру в диапазоне от +10 до 12 °C. Чтобы удовлетворить таким условиям, для транспортировки алкоголя используют автомобили-рефрижераторы, ЖД рефрижераторные секции и контейнеры.

Для некоторых спиртных напитков температурный режим транспортировки может иметь более широкий диапазон.

Если температура хранения/перевозки алкогольной продукции соответствует погодным условиям, то такая продукция на небольшие расстояния может доставляться обычными фургонами или тентованными фурами.

  • Чистота транспортного средства

Спиртные напитки быстро напитываются посторонними запахами, что снижает их качество. Кроме того, вино может получить другой вкус через корковые пробки.

Чтобы избежать ухудшения качественных характеристики алкоголя, транспорт, использующийся для его транспортировки, должен быть чистым, без резких запахов.

  • Крепление и хранение груза

Различают два способа перевозки спиртных напитков: тарный и бестарный.

В первом случае продукция разливается в стеклянную, пластиковую или другую тару. При транспортировке таких грузов нужно обеспечить условия, при которых тара (особенно стеклянная) сохранит свою целостность. Стеклянные, пластиковые и другие бутылки могут разбиться или деформироваться из-за неаккуратной загрузки/выгрузки, укладки или крепления груза во время перевозки.

Для каждого варианта упаковки используются отдельные технологии складирования и выгрузки, обеспечивающие сохранность тары и содержащейся в ней продукции при динамических нагрузках в процессе доставки.

К примеру, бутылки укладывают в специальные ящики с отдельными ячейками и в коробки из гофрированного картона, обтянутые специальной упаковочной лентой. При таком варианте упаковки нужно соблюдать максимально допустимую высоту штабелирования. При этом груз должен надежно крепиться с помощью ремней, специальных растяжек и других приспособлений.

  1. При загрузке в кузов или формировании груза на палете коробки устанавливают согласно маркировке «Верх, не кантовать».
  2. Запрещается при транспортировке алкоголя располагать его поверх грузов, чувствительных к намоканию.
  3. Виная продукция для перевозки на большие расстояния укладывается горизонтально. Вино должно касаться пробки.
  4. В холодное время года ящики с вином и слабоалкогольной продукцией накрывают утеплителем из войлока, стружки, сухой соломы и т. д.
  5. На картонные ящики с алкоголем запрещается класть груз, который может повредить тару.

В какой бы таре ни перевозились спиртные напитки, необходимо обеспечить надежное крепление груза.

Если алкоголь транспортируется без тары (наливным способом), необходимо использовать специальные термоизоляционные емкости.

  • Темнота и герметичность грузового отсека

Ультрафиолетовые лучи оказывают негативное влияние на качество спиртных напитков. В связи с этим транспортировка продукции в прозрачной таре должна осуществляться в закрытых транспортных средствах.

Отдельно стоит отметить требования к перевозке вина. Этот продукт нуждается в соблюдении определенного температурного режима и исключении резких запахов.

Важным условием для сохранения вкусовых характеристик винной продукции является обеспечение темноты при транспортировке.

Доставка алкоголя сопровождается определенным пакетом документации: счет-фактура, товарно-транспортная накладная (ТТН), сертификаты соответствия и т. д. Спиртные напитки, изготовленные в России, должны иметь специальные марки. Пиво, медовуха, сидр и другие слабоалкогольные напитки освобождаются от этого требования. Для алкоголя импортного производства используются акцизные марки, выданные Федеральной таможней.

Читайте также: Все виды грузового транспорта на службе человека

Документы для транспортировки алкоголя

Для передачи груза отправитель должен предоставить следующую документацию:

  • ТТН по форме 1-Т;
  • справка к таможенной декларации (для ввоза этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, кроме продукции из Таможенного Союза) *;
  • справка к ТТН (для этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, которые изготовлены на территории РФ, и для этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, поставляемых из стран Таможенного Союза) *;
  • уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованного алкоголя с содержанием этилового спирта более 25 % объема готового продукта) **.

Все указанные выше документы следует предоставить в оригиналах.

* Из указанного перечня справок нужно предоставить только один документ в соответствии со страной выпуска (Россия или иные страны), который оформляется согласно Порядку, утвержденному Правительством России (включая предоставление копий отдельных разделов справки).

** Не предоставляется для фасованного (разлитого в тару) алкоголя.

Если хоть один документ из приведенного здесь перечня отсутствует, продукция может быть не принята к транспортировке. Кроме того, на алкоголе должна присутствовать маркировка федеральными и акцизными марками (кроме пива, сидра, пуаре, медовухи).

Перевозимая алкогольная продукция может сопровождаться экспедитором (чаще всего, если это элитные спиртные напитки). При этом вся документация, заверенная печатью, должна находиться у такого лица.

Читайте также: Особенности маркировки грузов при их перевозке

Юридические аспекты транспортировки алкоголя

Для неспециалистов может оказаться неожиданностью, что транспортировку алкоголя контролируют две разные структуры – Ространснадзор и Росалкоголь.

Какие требования к перевозкам алкоголя предъявляет Росалкоголь? В 3-м пункте статьи 9З от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» сказано, что транспортировка этилового спирта (этанола № ООН 1170) или его растворов свыше 25 % может выполняться лицензированными компаниями.

Процедура предоставления лицензии регламентируется Постановлением Правительства от 28.06.12 № 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции». Этот документ указывает, что транспортировка спирта может осуществляться автомобилями, ЖД и авиатранспортом.

Транспорт, который используется для перевозки спиртосодержащих напитков, должен удовлетворять таким требованиям:

  1. Транспортные средства (ТС) необходимо оборудовать цистернами, которые неразрывным образом соединены с ТС.
  2. Цистерны для перевозки алкоголя должны пломбироваться и оснащаться автоматическими спецсредствами регистрации движения, которые могут передавать информацию о движении ТС на территории России (включая сведения о текущем местонахождении, пройденном маршруте, времени и координатах стоянок) по спутниковым системам навигации в автоматизированную систему, контролирующую транспортировку этилового спирта и спиртосодержащих напитков.

Технические средства регистрации перевозок должны иметь сертификаты и декларации, подтверждающие соответствие установленным требованиям.

Перечень устройств для учета спирта:

  • оборудование для замера объема налива/слива;
  • бортовой контролер, который может считывать и обрабатывать данные измерений;
  • уровнемеры;
  • спецсредства регистрации движения, которые могут передавать информацию о движении ТС на территории России (включая сведения о текущем местонахождении, пройденном маршруте, времени и координатах стоянок) по спутниковым системам навигации в автоматизированную систему, контролирующую транспортировку этилового спирта и спиртосодержащих напитков.

Стоимость лицензии на транспортировку алкоголя составляет 800 тыс. руб. на 5 лет. Чтобы оборудовать ТС соответствующим образом, понадобится не менее 2,5 млн. руб.

Ответственность в случае перевозки спирта и спиртосодержащих продуктов компанией, которая не имеет лицензии, возлагается на отправителя груза. Законом предусмотрено лишение в судебном порядке лицензии на выпуск и оборот алкоголя. Разрыв цепочки производство – перевозка – переработка – продажа, который выявлен спецсредствами контроля, послужит поводом для возбуждения административного дела.

Спирт этиловый и его раствор № ООН 1170 относят к 3-му классу опасности, код F1, номер опасности 30 либо 33, группа упаковки II или III. Транспортировка такой продукции выполняется с использованием цистерны. При этом доставка цистерной небольших объемов продукции может быть экономически нецелесообразной.

Для выполнения транспортировки необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Для перевозки алкоголя объемами более 3 тыс. литров требуется разрешение от Ространснадзора. В этом документе указывается транспортное средство перевозчика, грузоотправитель, получатель, маршрут транспортировки, название опасного груза.
  2. Для перевозки необходимо использовать ТС типа FL.
  3. Водитель ТС должен иметь действительное свидетельство ДОПОГ.
  4. В ТС, осуществляющем транспортировку алкоголя, должна находиться документация, которая оформлена в соответствии с требованиями ДОПОГ и Росалкогольрегулирования.
  5. ТС должно иметь соответствующую маркировку по типу перевозимого груза.
  6. ТС необходимо оснастить дополнительным оборудованием и спецсредствами пожаротушения в соответствии с требованиями ДОПОГ и РФ.
  7. В ходе транспортировки алкоголя необходимо строго соблюдать требования к условиям загрузки, положения и запреты, действующие в отношении груза, исходя из степени опасности.

Каждая доставка опасной продукции – это штучная услуга, так как на особенности оформления перевозки и оснащения транспорта влияют характеристики продукции, тип тары, вид упаковки, объем груза, вариант погрузки и т. д. Все этапы транспортировки алкоголя должны контролироваться грузоотправителем, транспортной компанией и получателем. Особая ответственность возлагается на специалиста по перевозке опасного груза из компании перевозчика.

Читайте также: Ответственность транспортных компаний за груз

География транспортировки алкоголя

Транспортировка алкоголя по России и в другие страны производится из регионов, где сосредоточено производство определенных видов спиртных напитков. Наиболее крупные винодельческие предприятия России находятся в Южном федеральном округе. Заводы Ставрополья и Краснодарского края осуществляют производство сухих, полусладких и игристых вин. Из Дербента (Дагестан) поставляют виноградные бренди. Самые большие объемы отечественных вин экспортируются в Украину и Китай. Несколько меньше российского алкоголя закупают Казахстан, Эстония и Латвия.

Наиболее крупные заводы по производству крепких алкогольных напитков работают в Приволжском федеральном округе. Местные предприятия выпускают тысячи декалитров водки (около половины общего объема РФ). Много предприятий расположено и в Центральном федеральном округе. Лидерами отрасли являются торговые марки «Синергия» и «Русский алкоголь». Транспортировка экспортной продукции в бутылках осуществляется в Германию, Великобританию, Армению и Украину.

По объемам выпуска пива лидером является Приволжский федеральный округ, которому несколько уступает Центральный федеральный округ. В этом регионе работают наиболее крупные российские производители – «Балтика», «САН ИнБев», «Эфес Рус». Отсюда осуществляется транспортировка пива в стеклянных бутылках, алюминиевых банках и ПЭТ-бутылках по России и в другие страны. Больше всего «пенного» экспортируется в Украину, Казахстан и Беларусь.

Несмотря на устоявшийся стереотип о любви наших соотечественников к водке, объемы реализации пива значительно выше. Мощные пивные бренды выпускают продукцию в среднем и в дешевом сегменте. Цены на пенный напиток российских пивоваров в 2 раза ниже стоимости импортных аналогов. Конечно, такая продукция пользуется высоким спросом.

В последнее время наблюдается ежегодный рост объемов импорта алкоголя. Особенно это относится к виноградному вину и пиву. Из Европы транспортировка алкоголя осуществляется преимущественно автомобильным транспортом. В перечне импортеров пива лидируют такие страны, как Чехия, Германия, Бельгия. Крепкий алкоголь ввозится из Беларуси, Финляндии. Швеции. Ведущими импортерами виноградных вин являются Испания, Грузия, Франция, Италия, Абхазия. Все чаще на прилавках отечественных магазинов встречается винная продукция из Аргентины, Чили, ЮАР, Австралии.

Читайте также: Грузоперевозки фурами в 20 тонн: чем больше объем, тем больше экономия

Нюансы транспортировки алкоголя из-за границы

В соответствии с правовыми нормами государств СНГ алкоголь может ввозиться в страну назначения только с наклеенными акцизными марками. Процедура оклейки тары со спиртными напитками является достаточно трудоемкой. Многие предприятия производителей спиртных напитков не оснащены специальным оборудованием или не имеют трудовых ресурсов для выполнения такой операции. Такая ситуация приводит к тому, что наклеивание акцизных марок и контрэтикеток осуществляется на специальных акцизных и таможенных складах.

Данная услуга пользуется высокой популярностью. Дело в том, что акцизные марки относятся к документам строгой отчетности. ИХ нельзя портить или перепутывать при наклеивании, поэтому производители должны ответственно относиться к выбору исполнителя для такой задачи. Чтобы избежать неприятностей, стоит пользоваться услугами только надежных таможенных складов.

Акцизные марки Беларуси и Украины отличаются от российских. В этих странах марки крепятся с помощью специального клея, а в РФ в РФ используют самоклеящиеся образцы. Такое отличие отражается на стоимости услуг по оклейке для алкоголя, транспортируемого в Россию, Беларусь, Украину.

После того как акцизные марки нанесены на спиртные напитки, необходимо оформить пакет документов для вывоза из ЕС: экспортная декларация EX или транзитная декларация Т1. Ввоз алкоголя в СНГ осуществляется только через специализированные пограничные переходы, в которых таможенными службами государства-импортера разрешен транзит акцизных товаров.

Стоит отметить, что при ввозе в Россию алкоголя, согласно постановлению ФТС в РФ, не принимаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей карнеты ТИР. В связи с этим необходимо оформлять гарантийный сертификат в банке или согласовать с транспортной компанией оформление страховки на границе.

Некоторые перевозчики предлагают дистанционное оформление банковской гарантии, поэтому их клиенты могут быть уверены, что к моменту пересечения границы на продукцию будет оформлено таможенное обеспечение и груз без задержек въедет в Россию. В Беларуси и в Украине давно действует система предварительного декларирования. Алкоголь из этих стран ввозится исключительно через пограничный переход, куда получатель продукции передал оригиналы обеспечения уплаты таможенных сборов.

При экспорте алкоголя из СНГ акцизные марки не требуются, так как законодательства других государств позволяют наклеивать их после ввоза или вообще допускает отсутствие таких фискальных элементов. В этом случае может понадобиться оформление конвоя, который обязателен для транзитной транспортировки алкоголя по территории Беларуси, и гарантии Т1 (необходима для перевозки груза от границы ЕС до места назначения). Такие формальности также берут на себя перевозчики, использующие имеющееся гарантийное обеспечение и не прибегающие к услугам фирм-посредников.

Для транспортировки алкоголя морским транспортом используются рефрижераторные контейнеры или многооборотные средства перевозки с изоляцией. В последнем случае для защиты спиртных напитков от температурных колебаний применяют специальные одноразовые термоодеяла. Этот вариант обходится намного дешевле, чем рефрижераторные контейнеры. Способ перевозки с использованием термоодеял пока мало используется в Украине и Беларуси, но наиболее крупные импортеры России уже достаточно активно применяют такой вид транспортировки.

Для предотвращения длительных задержек с поставками и финансовых потерь договор перевозки спиртных напитков следует заключать с субъектами, которые имеют большой опыт практической деятельности именно в этой сфере. Узкая специализация таких перевозчиков способствует партнерским отношениям с поставщиками алкоголя и акцизными складами. У таких компаний есть отлаженные схемы транспортировки алкоголя из Евросоюза в СНГ и в обратном направлении.

Что будет за перевозку спиртосодержащей жидкости

Добрый вечер, Евгений.

Для того, чтобы привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ, необходимо, чтобы был состав преступления. В Вашем случае очень важен размер ущерба. Так как речь идет о спирте, то в данном случае речь идет о ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, НО размер ущерба должен быть БОЛЕЕ 100 000 РУБЛЕЙ. (Если стоимость перевозимого Вами спирта более 100 000 руб, тогда Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности, если меньше 100 000 р. — состава преступления не будет, следовательно, производство по делу должны прекратить). Поэтому для правильного ответа нужно знать стоимость спирта.

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Что касается данных Вами показаний, то, конечно, Вы имеете полное право их изменить, только вот пользы от этого не будет, так как при противоречии в показаниях суд может поверить первым показаниям, а все последующие оценить таким образом, что Вы солгали, желая уйти от ответственности.

Связаться с юристом

Чечеткина Ксения Владимировна, город Ярославль
E-mail: moxankevich@mail.ru
Skype: chechetkinvgeni

18 февраля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 11-П/2019 по делу о проверке конституционности подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.

Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Орхана Довлатли, сотрудника ООО «Партнер». В марте 2018 г. общество было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ (оборот алкогольной продукции без маркировки) и оштрафовано на 200 тыс. руб. с изъятием продукции. В рамках производства по делу был также изъят автомобиль, принадлежащий Орхану Довлатли. При этом собственник машины к ответственности за указанное нарушение не привлекался.

Кроме того, суд постановил реализовать изъятый автомобиль в установленном порядке, мотивируя тем, что он использовался для перевозки алкогольной продукции, находившейся в незаконном обороте, и не может быть возвращен собственнику по ходатайству стороны защиты в соответствии с подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта. Решение устояло в вышестоящей инстанции и далее не обжаловалось.

В августе того же года производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Орхана Довлатли по тем же основаниям, что и дело в отношении общества, было прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с решениями судов, Довлатли обратился в КС РФ. В жалобе он указал, что подп. 6 п. 1 и п. 4 ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта не соответствуют ст. 35, 46, 54 и 55 Конституции РФ в той мере, в которой допускают реализацию в пользу государства орудия совершения административного правонарушения – транспортного средства, принадлежащего лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд напомнил, что в соответствии со ст. 55 Конституции права собственности, как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть ограничены только в случае необходимости защиты, в том числе, прав и законных интересов других лиц, а также отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (постановления от 16 июля 2008 г. 9-П; от 31 января 2011 г. № 1-П и др.).

Данные правовые позиции, указал Суд, в полной мере распространяются на лишение лица имущества как в качестве санкции за совершенное правонарушение, так и в качестве специальной публично-правовой меры.

КС подчеркнул, что ч. 4 ст. 15.12 КоАП не предполагает возможности назначения за оборот алкогольной продукции без маркировки административного наказания в виде конфискации транспортных средств, используемых для перевозки такой продукции. При этом на данный состав распространяется правило о недопустимости конфискации орудия правонарушения, принадлежащего собственнику, не привлеченному к ответственности за него.

Вместе с тем ч. 1 ст. 27.10 КоАП устанавливает, что по делу может производиться изъятие вещей, являвшихся орудиями правонарушения, не связывая возможность изъятия с тем, находятся ли эти вещи в собственности лица, в отношении которого ведется производство, или принадлежат другому.

Как указано в постановлении, при производстве по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 15.12 КоАП подлежат применению как положения ст. 27.10 КоАП, так и ст. 25 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, предусматривающие изъятие из незаконного оборота алкогольной продукции, а также используемых для этого предметов, включая автотранспорт, что требует решения вопроса о судьбе изъятых предметов.

Согласно указанному закону изъятый автотранспорт подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством РФ. В свою очередь, изъятый и конфискованный автотранспорт по решению суда подлежит реализации в порядке, установленном Правительством РФ (до настоящего времени соответствующее постановление не принято).

По буквальному смыслу, указал КС, реализации по решению суда подлежит как изъятый, так и конфискованный автотранспорт, используемый для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Как свидетельствуют материалы дела, в ряде случаев оспариваемым нормам придается смысл, согласно которому изъятый в рамках производства по делу об административном правонарушении транспорт не подлежит возврату собственнику, поскольку должен быть реализован.

Как подчеркнул Суд, несмотря на то, что ст. 25 закона в ее буквальном понимании содержит указание на изъятие указанного автотранспорта, очевидно, что сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась и перевозилась продукция, произведенная и находившаяся в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возврату собственнику.

При таком подходе единственным обстоятельством лишения лица принадлежащего ему автотранспорта, отмечается в постановлении, выступает его использование для совершения правонарушения, превращая, таким образом, лишение в санкцию. Даже если собственник знал, с какой целью используется его транспорт, он не может рассматриваться как правонарушитель в рамках административного дела в отношении другого лица.

Суд добавил, что собственник орудия совершения правонарушения, не являющийся лицом, привлеченным к ответственности, лишен возможности полноценной судебной защиты своих прав: КоАП не только не требует привлекать его к участию в производстве по делу, но и лишает такое участие смысла, поскольку выяснение отношения данного лица к совершенному правонарушению не предполагается.

В этой связи, отмечается в документе, лишение собственника принадлежащего ему средства транспорта, на котором перевозилась нелегальная алкогольная продукция, приводило бы к несоразмерному ограничению конституционных прав такого лица и противоречило принципам равенства и справедливости. «При этом федеральный законодатель не лишен возможности установить административную ответственность собственника транспортного средства за предоставление его другому лицу для заведомо противоправной деятельности, включая конфискацию такого транспортного средства, применительно к сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как к особой сфере государственного регулирования», – резюмируется в постановлении.

Таким образом, оспариваемые нормы КС признал не противоречащими Конституции, поскольку по смыслу в системе правового регулирования они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юрлица автотранспорта, принадлежащего лицу, не привлеченному к ответственности за данное нарушение и не признанному судом виновным в его совершении. Судебные решения по делу, касающемуся вопроса об изъятом автомобиле заявителя, в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом постановления, признаны подлежащими пересмотру.

Комментируя «АГ» позицию КС, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Анатолий Кузнецов отметил, что подобные решения играют ключевую роль в изменении правоприменительной практики и укрепляют ее единообразие в данной сфере правового регулирования. «В самом постановлении обращается внимание на отсутствие в ряде случаев правильного применения судами оснований применения административной ответственности. Данное решение позволяет исключить факты незаконных и необоснованных ограничений прав граждан, не признанных виновными в совершении административных правонарушений», – считает он.

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев подчеркнул, что выводы КС логичны и обоснованы действующим законодательством. Однако, по его мнению, резолютивная часть постановления несколько необычна, поскольку Суд хотя и признает оспариваемую норму не противоречащей Конституции, но при этом указывает на необходимость пересмотра судебных решений по делу. «Это обусловлено исключительно ошибочным толкованием и применением судами, рассматривающими дело по существу, норм материального права, – пояснил эксперт. – При этом интересно отметить, что нарушенное право заявителя вполне могло быть восстановлено путем обращения в суд вышестоящей инстанции, чего, исходя из текста постановления, он не сделал. Вместо этого заявитель решил обратиться в КС, который, в свою очередь, выполнил роль суда кассационной (надзорной) инстанции и указал судам на допущенные ошибки».

Такой интересный тактический ход заявителя и постановление КС, считает Илья Прокофьев, могут повлиять на правоприменительную практику не лучшим образом, поскольку открывают «лазейку» для совершения правонарушений, используя которую организации, осуществляющие перевозку алкогольной продукции в нарушение закона, смогут использовать транспорт, зарегистрированный на неких физлиц, и в таком случае он никогда не сможет быть конфискован, так как указанные собственники не будут являться фигурантами дел об административных правонарушениях.

Перевозка спиртосодержащей продукции без акциза

Здравствуйте! Алкогольная продукция должна обязательно маркироваться в соответствии со статьей 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в «порядке», определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции)»

«»2. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется «федеральными специальными марками». Указанные марки приобретаются в государственном органе, «уполномоченном» Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется «акцизными марками», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в «таможенных органах» организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками, не допускается.

В соответствии с УК РФ Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

1.1. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая четыреста тысяч рублей, а особо крупным — один миллион пятьсот тысяч рублей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.

Данная ситуация «грозит» уголовным делом, с последующим обвинительным приговором.

Нарушение порядка перевозки алкогольной продукции — не повод для уничтожения многооборотной тары

Если порядок обращения алкогольной продукции нарушен, подлежит уничтожению только алкогольная продукция и суд не вправе постановить об изъятии и утилизации многооборотной алкогольной тары.

Судебный акт:

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.08.2019 № 308-ЭС19-10715 по делу № А32-4807/2018

Фабула дела: Автотранспортное средство, перевозившее алкогольную продукцию, было остановлено сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов. По результатам проверки было обнаружено, что алкогольная продукция перевозилась в кеглях – многооборотной таре, без документов, подтверждающих ее легальность производства и оборота. Кроме того, представленные накладные, а также соответствующие сведения об обороте алкогольной продукции не были зафиксированы в ЕГАИС на момент остановки. Суды трех инстанций постановили о необходимости уничтожения алкогольной продукции, а также многооборотной тары – кеглей.

FAQ: как обезопасить работу с потребителями

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ разобралась в деле и указала, что уничтожать многооборотную тару не нужно, поскольку такого рода ответственность представляет собой явна несоразмерную меру наказания.

Вывод: В случае если порядок обращения алкогольной продукции нарушен, подлежит уничтожению только алкогольная продукция и суд не вправе постановить об изъятии и утилизации многооборотной алкогольной тары.

Выдержка из судебного акта:

Как следует из судебных актов и материалов дела, 19.12.2017 в ходе проведения совместных мероприятий административного органа и сотрудников полиции на 209 км автодороги «Кавказ» остановлено транспортное средство – грузовой рефрижератор, которое осуществляло перевозку алкогольной продукции (пиво светлое «Чешское», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 12 металлических кег, емкостью 50 литров каждая; пиво светлое «Пражское», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 12 металлических кег, емкостью 50 литров каждая; пиво светлое «Мюнхен», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 10 металлических кег, емкостью 50 литров каждая; пиво светлое «Ессентукское», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 12 металлических кег, емкостью 30 литров каждая; пиво светлое «Чешское», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 10 металлических кег, емкостью 30 литров каждая; пиво светлое нефильтрованное «Ессентукское», крепость 4,5 %, дата розлива 19.12.2017, в количестве 11 металлических кег, емкостью 30 литров каждая) без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота. На указанную алкогольную продукцию водителем транспортного средства представлены товарно–транспортные накладные, согласно которым перевозка алкогольной продукции (пиво) осуществляется от ООО «Ессентукский Пивзавод» в адрес ООО «КС-Сервис». При этом указанные накладные, объем отгруженной продукции на момент остановки транспортного средства не зафиксированы в ЕГАИС.

Суды, принимая оспариваемые судебные акты в части передачи на уничтожение алкогольной продукции в многооборотной таре – 67 металлических кегах, руководствовались, в том числе, положениями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, КоАП РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», учли разъяснения, данные в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018). Разрешая вопрос о судьбе алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, суды исходили из того, что при установленных по настоящему делу обстоятельствах и правовом регулировании металлические емкости (кеги) являются не просто тарой для транспортировки алкогольной продукции, а единым целым с алкогольной продукцией, реализуемой без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота, что позволяет индивидуализировать ее в качестве самостоятельного товара.

Между тем, судами не учтено следующее:

В соответствии с резолютивной частью Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 № 11-П, положения подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно–правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу о предусмотренном частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ административном правонарушении в отношении юридического лица автомобильного транспорта, используемого для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в случае, когда собственником этого транспортного средства является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.

ООО «КС-Сервис», являясь собственником спорных 67 кег, не было привлечено к административной ответственности в рамках настоящего дела. Доказательств причастности ООО «КС-Сервис» к совершению ООО «Пивоваренная компания «Келлер» вмененного административного правонарушения в деле не имеется.

Кеги (бочонки) применяют в качестве потребительской и/или транспортной упаковки пива и других алкогольных и безалкогольных напитков, газированных или негазированных, упакованных под давлением (пункт 3.1). Исходя из материалов дела и позиции ООО «КС-Сервис», не опровергнутой административным органом, спорные 67 кег являлись транспортной многооборотной тарой (упаковкой). Имеющиеся в общедоступных источниках сведения позволяют заключить, что стоимость металлических кег сравнима со стоимостью пива, которое может в них транспортироваться. При таких обстоятельствах уничтожение спорных 67 металлических кег, принадлежащих ООО «КС-Сервис», не соответствовало бы вышеуказанным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и представляло бы собой явно несоразмерную (непропорциональную) меру.

Не пустили в метро с перцовым баллончиком, ссылаясь на пункт 9.12

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОРУЖИИ

Статья 1.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

газовое оружие — оружие, предназначенное для временного химического поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;

Гражданское оружие подразделяется на:

1) оружие самообороны:

газовое оружие:

механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами,

Статья 6. Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия

На территории Российской Федерации запрещаются:

1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия:

газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из чего следует, если аэрозольный баллончик и газ в нем соответствуют разрешенным стандартам, не являются просроченными, вы достигли возраста 18 лет, то вы вправе носить в целях самообороны это оружие.

Именно это и хотят проверить в полиции.

О лицензиях я не писала.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *