Переход на НДС 20

Содержание

Повышение ставки НДС до 20 процентов:как подготовиться к изменениям?

Исчисление НДС, если в договор не будут внесены изменения

Определение стоимости услуг (товаров, работ) со ставкой НДС 20%, зависит от условий договора.

Вариант 1: если стоимость товаров (работ, услуг) установлена в договоре с учетом НДС.

Например, указано, что стоимость услуг составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%, то в этой ситуации, по мнению автора, продавцу придется уплатить «лишние» 2% НДС за свой счет, т.е. вырастут расходы продавца. Если он готов вступить в споры с покупателем, то при определенных условиях договор может быть расторгнут или изменен судом (но это, по мнению автора, маловероятно).

Поясним нашу позицию. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пп. 1, 2 ст. 424 ГК РФ).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

В Законе о повышении ставки НДС до 20%, прямо не установлено, что его действие распространяется на договоры, заключенные до 01.01.2019 г. И, по мнению автора, трактовать уточнение о том, что «новая ставка применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 01.01.2019 г» — как указание на то, что новые нормы применяются и к «старым» договорам, нельзя (п.4 ст.5 Закона № 303-ФЗ). Иными словами, по мнению автора, в целях исчисления НДС продавец обязан рассчитать сумму налога по ставке 20%, но в соответствии с нормами ГК РФ у продавца нет оснований для автоматического увеличения стоимости товаров (работ, услуг), установленных договором, заключенным до 1 января 2019 года, на 2% НДС, т.е. общая стоимость, указанная в договоре с учетом НДС, должна остаться неизменной.

Кроме того, изменение ставки НДС можно квалифицировать как существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), но, если говорить упрощенно, то расторгнуть или изменить договор можно при определенных обстоятельствах только в том случае, если увеличение ставки НДС, о котором стороны не предполагали при заключении договора приведет к значительному ущербу для продавца, если он исполнит договор на прежних условиях.

Дело в том, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Но изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п.1 ст.451 ГК РФ).

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Причем, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4 ст.451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий (п.2 ст.451 ГК РФ):

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (т.е. речь может идти только о договорах, заключенных до опубликования Закона № 303-ФЗ- до 03.08.2018 г.);
  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  4. из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условия (п.4 ст.451 ГК РФ).

По мнению автора, в большинстве случаев в суде будет непросто доказать, что увеличение НДС на 2 % может привести к значительному ущербу.

В аналогичной ситуации, когда с 2004 года ставка НДС менялась с 20% на 18% суды также указывали, что изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон. Например: лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога. Но ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.07.2008 г. N Ф09-4928/08-С5 указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС — «120, в т.ч. НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон.

Таким образом, еще раз приходим к выводу, что в одностороннем порядке изменить договорную стоимость товаров (работ, услуг), установленную с учетом НДС, продавец не может. Но с 1 января 2019 года продавец должен выполнить требования НК РФ о предъявлении покупателю НДС по ставке 20%, а не 18% (п.1 ст.168 НК РФ, и п.3 ст.164 НК РФ в ред. с 01.01.2019 г.), а значит ему придется сделать это за счет своей прибыли и данная позиция согласуется п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам

Так, по общему правилу (п.1 ст.168 НК РФ) продавец должен предъявить НДС покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) по прямой ставке. Но если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п.4 ст.164 НК РФ) (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Поэтому в случае, когда по условиям договора НДС уже включен в стоимость товаров (работ, услуг) (т.е. указано «в т.ч. НДС» или «в т.ч. НДС 18%»), при их отгрузке с 01.01.2019 г. продавцу придется исчислить НДС по ставке 20/120 от общей стоимости с учетом НДС.

Пример 3. Стоимость услуг в соответствии с условиями договора составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%. Значит при оказании услуг в 2019 году продавец предъявит заказчику НДС по ставке 20%, рассчитав его так: 118 руб.*20/120=19, 67 руб. В счете-фактуре он укажет стоимость услуг без НДС-98,33 руб., НДС по ставке 20% −19.67 руб., стоимость с НДС-118 руб.

Таким образом, если стоимость товаров (работ, услуг) установлена договором с учетом НДС («в т. ч. НДС» или «в т. ч. НДС 18%»), во избежание разногласий сторон и споров о цене лучше заранее оговорить стоимость товаров (работ, услуг) с новой ставкой НДС в дополнительном соглашении к договору.

Вариант 2: стоимость товаров (работ, услуг) указана в договоре без учета НДС.

Пример 4. В договоре предусмотрено, что стоимость услуг составляет 100 руб. без учета НДС и НДС предъявляется дополнительно (в т. ч. по ставке 18%), то с 01.01.2019 г. продавец предъявит покупателю 20% НДС сверх цены без налога (п.1 ст.168 НК РФ, п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В нашем примере стоимость услуг составит 120 руб. (в т. ч. НДС 20%).

Иными словами, при таких условиях договора порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) (условие о цене (цена + НДС)), не изменится, но стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки НДС в 2019 году автоматически вырастет.

Официальных разъяснений Минфина РФ о порядке исчисления НДС в «переходный период» пока нет. Поэтому автор выражает лишь свое мнение по данному вопросу и вопросам заключения договоров.

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, зам. рук. отдела консалтинга, гл. эксперт по налогам Получите
консультацию
эксперта Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта. Задать вопрос Задать вопрос

Новая ставка НДС: сложности переходного периода

В связи с изменением ставки НДС в зону риска попадают сделки, обязательства по которым на 1 января 2019 года будут не исполнены или исполнены не полностью. Помимо ситуаций, когда получение денег и отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) приходятся на разные годы, сложности могут возникнуть и с теми договорами, которые подписаны в текущем году, а исполняться полностью или частично будут только в следующем.

Нормативные документы:

Отгрузка 18, деньги 20

Когда реализация прошла в текущем году, а деньги пришли в следующем, налоговая база будет окончательно определена уже на день отгрузки и в дальнейшем на дату оплаты корректироваться не должна (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Такие операции облагаются НДС по ставке 18 % и никаких сложностей в связи с изменением ставки бухгалтеру не доставят.

Однако если в текущем году отгружен не весь товар (работы, услуги), предусмотренный договором, ставку НДС надо будет определять по каждой отгрузке отдельно, исходя из даты реализации. Следовательно, по товарам (работам, услугам), отгруженным после 01.01.2019, будет применяться новая ставка налога (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Допустим, стороны заключили договор поставки, предусматривающий отгрузку первой партии товара в ноябре 2018, а второй — в марте 2019. Тогда при составлении документов по первой отгрузке нужно будет указать ставку НДС 18 %, а по второй — 20 %. Налог начисляется на стоимость фактически отгруженных товаров в каждой партии (п. 1 ст. 154 и пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Деньги 18, отгрузка 20

Куда сложнее ситуация с исчислением НДС, когда обязательства сторон распределяются между годами в обратном порядке. Если деньги за товар (работу, услугу) поступили в 2018 году, а отгрузка произойдет только после 01.01.2019, получателю денег придется исчислить и уплатить с них НДС по ставке, которая действует на дату получения (пп. 2 п. 1 ст. 167 и п. 4 ст. 164 НК РФ, п. 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ). Поэтому налог будет рассчитан по ставке 18/118, а определенная таким образом сумма налога будет отражена в счете-фактуре, переданном покупателю (заказчику), и в декларации. А значит, определенный по этой ставке НДС будет перечислен продавцом (исполнителем) в бюджет, а покупателем (заказчиком) принят к вычету.

В 2019 году после отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) обе стороны должны будут произвести обратную операцию — принять к вычету и восстановить авансовый НДС. И тут надо помнить, что к вычету и восстановлению принимается та сумма, которая была исчислена. Поэтому увеличение ставки на момент отгрузки на эту часть операции по исчислению налога не влияет. Поскольку 303-ФЗ не установил никаких специальных правил в этой части, руководствуемся общими правилами: п. 8 ст. 171, п. 3 ст. 170 НК РФ.

Причем описанный выше порядок применяется как при полной, так и при частичной предоплате. Если договором предусмотрено, что в 2018 году перечисляется только часть денег, а остальное — после нового года, то деньги, полученные в текущем году, будут облагаться налогом по ставке 18/118, а те, которые поступят после праздников, — по ставке 20/120. И здесь бухгалтеру важно четко развести финансовые потоки, чтобы не возникло путаницы с суммами НДС, восстанавливаемыми и принимаемыми к вычету, — во всех случаях речь идет об исчисленных суммах, пусть и по разным ставкам.

XVI Контур.Конференция «Бухгалтерские новшества 2018–2019»: одна из ключевых тем — изменение НДС в 2019 году. Пройдет в Москве 21–22 ноября, онлайн-трансляция и записи некоторых докладов будут доступны из любого региона.

Узнать больше

Рассмотрим ситуацию на примере. Предположим, заключен договор подряда, согласно которому заказчик перечисляет оплату частями: в декабре 2018 года и январе 2019 по 10 000 ₽. Акт по выполненным работам будет подписан в марте 2019 года. В этом случае подрядчик в декабре исчислит НДС с полученной предоплаты в размере 1 525 ₽ (10 000 × 18/118) и укажет эту сумму в авансовом счете-фактуре. Заказчик на основании данного документа примет к вычету 1 525 ₽. Со второй части оплаты подрядчик исчислит НДС уже по новой ставке: 1 667 ₽ (10 000 × 20/120) и отразит эту сумму в счете-фактуре, выданном заказчику. Заказчик примет ее к вычету. В марте после подписания акта подрядчик примет к вычету весь исчисленный ранее авансовый НДС в размере 3 192 ₽ (1 525 + 1 667). Заказчик восстановит такую же сумму НДС.

Даже в ситуации, когда отгрузка осуществляется частями и приходится на разные годы, это правило останется неизменным, поскольку при восстановлении и вычете налога по предоплате в расчет принимаются только суммы, которые зачтены в счет отгруженного товара, выполненной работы или оказанной услуги (п. 6 ст. 172 НК РФ и п. 3 ст. 170 НК РФ). Частичная отгрузка товара приведет к дроблению суммы предоплаты для целей НДС, но в расчет будут приниматься исчисленные суммы налога.

Например, заключен договор поставки, по которому оплата осуществляется в ноябре 2018 года и феврале 2019 по 10 000 ₽. Товар отгружается партиями: в декабре 2018 на сумму 5 000 ₽ (в том числе НДС по ставке 18 % — 763 ₽) и в марте 2019 года на оставшуюся сумму. Поставщик, получив в ноябре первую предоплату, исчислит НДС в размере 1 525 ₽ (10 000 × 18/118) — покупатель примет эту сумму к вычету. После поставки первой партии товара поставщик примет к вычету 763 ₽, а покупатель эту сумму восстановит.

В 2019 году в части второго платежа обе стороны проведут схожую операцию, но уже по новой ставке: поставщик исчислит НДС в размере 1 667 ₽ (10 000 × 20/120), а покупатель примет его к вычету на основании второго «авансового» счета-фактуры. После отгрузки второй партии в марте поставщик примет к вычету авансовый НДС в размере 2 429 ₽ (1 525 — 763 + 1 667). Эту же сумму восстановит покупатель.

Когда все деньги по договору получены в 2018 году, а реализация товара пройдет в 2019 году, разницу в 2 % между прежним и нынешним НДС можно восполнить, если договориться с контрагентом об уменьшении стоимости единицы товара, чтобы сумма товара, увеличенная на новую ставку НДС, стала равна предоплате.

Ищем источник

Особенно остро стоит вопрос уплаты дополнительных 2 % налога, если все деньги по договору были получены в 2018 году, а реализация пройдет уже в 2019 году. Тогда в предоплате «сидит» НДС по ставке 18 %, а уплатить его надо уже по повышенной ставке. Есть два варианта, как можно решить эту проблему.

1. За счет продавца

Можно договориться с контрагентом об уменьшении стоимости единицы товара, чтобы сумма товара, увеличенная на новую ставку НДС, стала равна предоплате. К примеру, если цена договора составляла 118 000 ₽ (НДС по ставке 18 % — 18 000 ₽, стоимость без НДС — 100 000 ₽), можно согласовать уменьшение цены до 98 333,3 ₽. Общая стоимость не изменится и составит те же 118 000 ₽ (НДС по ставке 20 % — 19 666,7 ₽). Полученных в качестве предоплаты 118 000 ₽ хватит на уплату налога по новой ставке.

2. За счет покупателя

Предъявить дополнительную сумму НДС покупателю разрешает п. 1 ст. 168 НК РФ. Причем осуществить это можно именно при реализации. Таким образом, если на дату реализации ставка налога выросла, продавец обязан допредъявить дополнительный НДС покупателю.

Однако корреспондирующей обязанности покупателя доплатить НДС продавцу ни НК РФ, ни ГК РФ не установили. Поэтому увеличение суммы НДС желательно согласовать отдельно, оформив дополнительное соглашение к договору, с момента подписания которого у покупателя возникнет обязанность по уплате соответствующей суммы. Если же заключить допсоглашение не получается, нужно официально уведомить контрагента об изменении обязательств по НДС еще до исполнения договора. Предъявление требования о доплате НДС незаконно, если обе стороны неверно определили обязательства по НДС в период заключения и исполнения сделок (определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015).

Отдельного внимания заслуживают государственные и муниципальные контракты. Цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением (письмо Минфина от 28.08.2018 № 24-03-07/61247). Это означает, что поставщики (исполнители) по таким контрактам не смогут ни уменьшить стоимость единицы товара, ни допредъявить 2 % покупателю (заказчику). Это значит, что им придется фактически уплатить этот налог за свой счет, «накинув» его сверху на стоимость товара.

Чтобы избежать лишних трений с контрагентами и налоговиками из-за того, что в документах указан НДС по старой ставке, нужно заблаговременно переделать договоры и счета по тем отгрузкам, которые произойдут в будущем году, и указать в них новую ставку НДС.

Гражданско-правовая сторона

Поскольку ставка НДС указана и в договорах, и в счетах, выставляемых контрагентам, мы рекомендуем по тем отгрузкам, которые произойдут в следующем году, переделать договоры и счета с указанием в них НДС по новой ставке. Такой подход не только полностью соответствует п. 1 ст. 168 НК РФ, который требует добавлять НДС к цене реализуемого товара, но и позволит избежать лишних трений как с контрагентами, так и с налоговыми органами из-за того, что в документах НДС указан по старой ставке. Обратите внимание, что вносить изменения в договор можно только в том случае, если на дату подписания допсоглашения он еще полностью не исполнен обеими сторонами, значит, озаботиться правками нужно заблаговременно (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

При оформлении в 2018 году договоров, которые будут исполняться в новом году, стороны уже сейчас могут включить в текст договора НДС по новой ставке ссылку на п. 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ, указав, что отгрузка произойдет в 2019 году, когда ставка НДС будет равна 20 % (письмо Минфина России от 18.09.2018 № 03-07-11/66752). Аналогично можно формулировать условия договоров и тогда, когда отгрузка производится частями в 2018 и в 2019 годах. В этом случае стороны вправе отдельно указать цены для каждой партии товаров (этапа работ, услуг), заложив туда соответствующую ставку НДС.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

С 01.01.2019 ставка НДС увеличится до 20 %. Какие нюансы следует учесть при переходе с 18 % на 20 %, сообщается в письме ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, которое согласовано с Минфином.

С 18 % на 20 %

Налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

При этом исключений по договорам, заключенным в этом году и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, не предусмотрено.

Следовательно, в отношении отгрузок начиная с 1 января 2019 года, применяется ставка НДС в 20 %, независимо от даты и условий заключения договоров. При этом продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога, исчисленную по ставке 20 %. 📌 Реклама Отключить

В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.

Также необходимо учитывать, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

Аванс получен в 2018, а отгрузка — в 2019

При получении до 01.01.2019 предоплаты в счет предстоящих поставок с 01.01.2019 исчисление НДС с аванса производится по ставке 18/118 %.

При отгрузке с 01.01.2019 вышеуказанных товаров (работ, услуг) в счет поступившей ранее предоплаты, налогообложение НДС производится по ставке 20 %.

Вычеты сумм НДС, исчисленных по налоговой ставке в размере 18/118 % с предоплаты, полученной до 01.01.2019, производятся продавцом в 2019 году с даты отгрузки в размере налога, ранее исчисленного по налоговой ставке 18/118 %.

📌 Реклама Отключить

При этом суммы налога, принятые к вычету покупателем при перечислении аванса продавцу до 01.01.2019, подлежат восстановлению покупателем в размере налога, исчисленного исходя из ставки 18/118 %.

В случае, если до даты отгрузки покупатель дополнительно доплатит продавцу сумму НДС в размере 2-х процентных пунктов в связи с изменением ставки НДС, то ФНС России рекомендует руководствоваться следующим:

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем с 01.01.2019, то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20/120, а следует рассматривать в качестве доплаты суммы налога. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога следует выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателем суммы налога по счету-фактуре, составленному ранее с применением налоговой ставки в размере 18/118 процента, и показателем суммы налога, рассчитанной с учетом размера доплаты налога (пример 1).

📌 Реклама Отключить В случае, если доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов осуществляется с 01.01.2019 лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, то отражение в книге продаж сумм доплаты налога осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные о всех случаях доплат налога, полученных продавцом от указанных лиц в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний ККТ.

В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем до 31.12.2018 включительно, то в связи с отсутствием оснований в 2018 году рассматривать указанную доплату в качестве доплаты суммы НДС в размере 2-х процентных пунктов (поскольку действующая ставка НДС в 2018 году — 18 %), такую доплату следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 18/118. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога возможно выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателями счета-фактуры, составленного при получении предоплаты по ставки 18/118 %, и показателями после изменения стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговой ставки в размере 18/118 % (пример 2).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, в указанных случаях, если продавцом получена доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов, и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, то при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019 исчисление НДС производится по ставке 20 %, а сумма НДС, исчисленная на основании вышеуказанных корректировочных счетов-фактур, подлежит вычету с даты отгрузки указанных товаров (работ, услуг).

Налогоплательщик вправе также составить единый корректировочный счет-фактуру к двум и более счетам-фактурам, составленным этим налогоплательщиком ранее.

Разница между суммами налога, указанная в корректировочных счетах-фактурах, отражается по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и подлежит учету при расчете общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС указывается цифра «0».

📌 Реклама Отключить

В случае, если до 01.01.2019 налогоплательщиком получена предоплата с учетом налога по ставке 20 %, то исчисление НДС с предоплаты производится по ставке в размере 18/118 %. В этом случае корректировочные счета-фактуры не составляются. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019, исчисление НДС производится по ставке 20 %.

В 2019 меняется стоимость товаров, отгруженных ранее

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), в том числе в случае изменения цены или уточнения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру.

В том случае, если товары (работы, услуги) отгружены до 01.01.2019, то при изменении их стоимости в сторону увеличения или уменьшения с 01.01.2019, применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи), в связи с чем в графе 7 корректировочного счета-фактуры указывается та налоговая ставка по НДС, которая была указана в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура.

📌 Реклама Отключить

Исправление счета-фактуры по отгрузкам до 2019

Исправления в счета-фактуры вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур.

В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей (номера и даты), указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления.

В связи с этим в случае внесения исправлений в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (работ, услуг) до 01.01.2019, в графе 7 исправленного счета-фактуры указывается ставка, действовавшая на дату отгрузки указанных товаров (работ, услуг) и отраженная в графе 7 счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Возврат товаров в 2019. Учет у продавца

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. 📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 4 статьи 172 НК вычет НДС производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее 1 года с момента возврата или отказа.

На основании положений пункта 13 статьи 171 и пункта 10 статьи 172 НК при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества отгруженных товаров, основанием для принятия к вычету НДС у продавца является выставленный продавцом корректировочный счет-фактура.

В связи с изложенным, при возврате с 01.01.2019 всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями рекомендуется продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

📌 Реклама Отключить

При этом, если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 %, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 %.

При возврате с 01.01.2019 товаров, оплаченных лицами, не являющимися плательщиками НДС, которым счета-фактуры не выставляются, и отгруженных указанным лицам до 01.01.2019, в книге покупок регистрируется корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний ККТ.

Возврат товаров в 2019. Учет у покупателя

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 НК суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены или уменьшения количества отгруженных товаров (работ, услуг). 📌 Реклама Отключить

Учитывая изложенное, в случае, если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учет товарам, то восстановление сумм НДС производится им на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

Налоговые агенты при покупках у инофирм

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 161 НК при реализации налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, который исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица. 📌 Реклама Отключить

Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Таким образом, исчисление суммы налога налоговым агентом, указанным в пункте 2 статьи 161 НК, производится при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент перечисления предоплаты, либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет оплаты, ранее перечисленной налоговым агентом, момент определения налоговой базы у такого налогового агента не возникает.

Учитывая изложенное, если оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), отгружаемых с 01.01.2019, перечислена иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, до 01.01.2019, то исчисление НДС налоговым агентом производится на дату перечисления указанной оплаты с применением налоговой ставки 18/118 %. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг) в счет перечисленной ранее оплаты исчисление НДС налоговым агентом не производится.

📌 Реклама Отключить

Если оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, производится налоговым агентом с 01.01.2019, то учитывая, что налоговая ставка по НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных начиная с 1 января 2019 года, исчисление НДС производится налоговым агентом с применением налоговой ставки 18/118 %.

Аналогичный порядок исчисления НДС производится налоговым агентом, указанным в пункте 3 статьи 161 НК.

Электронные услуги инофирм

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена на налогового агента, то есть иностранную организацию-посредника, осуществляющую предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями. Вышеуказанная норма вступает в силу с 1 января 2019 года. 📌 Реклама Отключить

Таким образом, при оказании начиная с 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг, физическое или юридическое лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 НК при оказании иностранными организациями ряда услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

📌 Реклама Отключить

На основании пункта 5 статьи 174.2 НК сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 % процентная доля налоговой базы.

Учитывая изложенное, в случае, если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила начиная с 01.01.2019, то налогообложение таких услуг производится иностранными организациями с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %.
  • если услуги в электронной форме оказаны начиная с 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае, если оплата получена иностранными организациями до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме начиная с указанной даты, исчисление НДС иностранными организациями не производится. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом.

Изменение ставок НДС в 2019 году: разъяснения ФНС о переходном периоде

С 1 января 2019 года вступает в силу одна из важных поправок в НК РФ, касающаяся НДС, — повышение ставок налога (об изменениях по НДС, действующих как с 01.10.2018, так и с 01.01.2019, читайте в статье «Повышение НДС и другие новации по налогу»).

Размер основной ставки НДС составит 20 % вместо действующей в настоящее время ставки 18 %. Однако нормами Налогового кодекса не предусмотрены правила уплаты НДС в так называемый переходный период. Например, когда оплата поступила до повышения ставки (в 2018 году), а отгрузка произошла уже после повышения (в 2019 году). ФНС России выпустила письмо, в котором разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

ФНС России в письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ разъяснила порядок применения НДС в переходном периоде.

Основная ставка НДС 20 %

В пункте 1 Письма налоговая служба напомнила, что новая ставка 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с 01.01.2019 независимо от даты и условий заключения договоров. Причем, по мнению ФНС России, изменение ставки НДС не требует внесения изменений в договоры, заключенные до 01.01.2019. В то же время стороны вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом Письме налоговый орган ничего не говорит о возможности доплаты суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %) за счет собственных средств продавца. По всей видимости, это связано с тем, что НДС — косвенный налог, обязывающий продавца предъявлять начисленную сумму НДС к уплате покупателю (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пункт 1.1 Письма содержит методические рекомендации по применению НДС для случаев, когда с 01.01.2019 отгружаются товары (работы, услуги, имущественные права) в счет предварительной оплаты, полученной до 01.01.2019. Так, продавец с полученной суммы предоплаты исчисляет НДС по ставке 18/118. После отгрузки соответствующих товаров с 01.01.2019 продавец начисляет НДС по ставке 20 % и заявляет налоговый вычет суммы НДС, ранее исчисленной с суммы предоплаты по налоговой ставке 18/118.

Зеркальные действия производит и покупатель. С перечисленной до 01.01.2019 суммы предоплаты он может предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную продавцом по ставке 18/118. После приобретения товаров покупатель вправе заявить к вычету предъявленную продавцом сумму НДС, начисленную по ставке 20 %, с одновременным восстановлением ранее заявленной к вычету с предоплаты суммы НДС, исчисленной по ставке 18/118.

Пример 1

В декабре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118). В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС с предоплаты в размере 18 000,00 руб.

Покупатель, перечисливший в декабре 2018 года сумму предоплаты заявил налоговый вычет на сумму 18 000,00 руб. После приобретения товаров в январе 2019 года предъявил к вычету 20 000,00 руб. с одновременным восстановлением 18 000,00 руб. по предоплате.

Очевидно, что произведенная после отгрузки товаров доплата в размере 2 % на применение НДС никак не повлияет. Сложнее выглядит ситуация, когда такая доплата в размере 2 % производится покупателем до момента отгрузки товаров.

Если покупатель производит доплату в 2019 году, но до отгрузки товаров, то ФНС России предлагает рассматривать эту сумму не как дополнительную оплату стоимости с исчислением НДС по расчетной ставке 20/120, а как доплату именно суммы НДС в размере 2 % (20 % — 18 %). Из этого следует, что всю полученную доплату налога продавец должен перечислить в бюджет.

Для отражения в налоговых отчетах поступившей суммы доплаты налога в размере 2 % налоговый орган рекомендует использовать специальный счет-фактуру — корректировочный счет-фактуру на сумму доплаты НДС, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предварительной оплаты, полученной в 2018 году.

Однако, напомним, что согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ корректировочный счет-фактура (форма и порядок заполнения которого приведены в Приложении № 2 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — Постановление № 1137) выставляется при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в случае изменения их цены (тарифа) или уточнения количества (объема). Теперь же этот вид счета-фактуры приобретает новые, не установленные законодательством функции. Именно в отсутствии нормативного регулирования ФНС России в Приложении № 1 к Письму привела вариант заполнения такого корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты НДС.

Таким образом, для отражения доплаты НДС в размере 2 % продавец будет регистрировать этот корректировочный счет-фактуру в книге продаж. Разница между суммами налога, указанная в таком корректировочном счете-фактуре, будет отражена по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и учтена при расчете общей суммы налога за налоговый период. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС необходимо указывать цифру «0» (ноль).

После отгрузки соответствующих товаров с применением ставки 20 % для заявления налогового вычета продавец будет регистрировать в книге покупок и авансовый счет-фактуру, выставленный на сумму предоплаты, полученную в 2018 году, с которой исчисление НДС производилось по ставке 18/118, и корректировочный счет-фактуру на доплату налога, выставленный в 2019 году.

Если такую доплату производят неплательщики НДС и (или) налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, которым счета-фактуры не выставлялись, то отражение суммы доплаты налога в книге продаж осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные обо всех случаях доплат налога, полученных продавцом в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Наверное, такой порядок понятен и применим, если в платежном поручении при перечислении доплаты налога покупатель в назначении платежа сделает соответствующую отметку о том, что он перечисляет именно «доплату НДС в размере 2 %».

Однако крайне сложно представить порядок действий продавца, если он получит в 2019 году некий платеж от покупателя, включающий, возможно, как сумму доплаты НДС, так и сумму предоплаты по договору.

Пример 2

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 472 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму частичной предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 руб. х 18/118).

По взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением в 2019 году ставки НДС цена договора была увеличена до 480 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В январе 2019 года продавец получил еще одну часть предварительной оплаты по договору в размере 240 000,00 руб.

Как, руководствуясь разъяснениями ФНС России, следует рассматривать полученную сумму:

а) как предварительную оплату с исчислением НДС по ставке 20/120 в размере 40 000,00 руб. (240 000,00 руб. х 20/120);

б) как сумму, включающую и доплату НДС к предварительной оплате 2018 года, и следующую часть предварительной оплаты. При таком подходе продавцу необходимо:

— перечислить в бюджет НДС в размере 2 000,00 руб., составив корректировочный счет-фактуру на доплату НДС;

— исчислить с оставшейся суммы в размере 238 000,00 руб. (240 000,00 руб. — 2 000,00 руб.) НДС по ставке 20/120 в размере 39 666,67 руб. (238 000,00 руб. х 20/120).

Согласитесь, что вариант «б» порождает много проблем и чисто арифметических, и нормативных.

Поэтому, на наш взгляд, использование корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты может быть оправдано, если производится очевидная доплата 2 % суммы НДС на основании отдельного платежного поручения, содержащего соответствующую отметку в назначении платежа.

Далее ФНС России рассматривает ситуацию, когда покупатель доплачивает продавцу 2 % НДС в счет отгрузок 2019 года, но еще до 01.01.2019.

Совершенно справедливо в этом случае ФНС России называет эту сумму именно суммой дополнительной оплаты стоимости и предлагает исчислять с нее налог с применением ставки 18/118.

Пример 3

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 118 000,00 руб. (в т. ч. НДС 18 %).

В ноябре 2018 года продавец получил сумму предоплаты в размере 118 000,00 руб. и исчислил НДС по ставке 18/118 в размере 18 000,00 руб. (118 000,00 х 18/118).

В декабре 2018 года по взаимному согласию сторон сделки в связи с увеличением ставки НДС цена договора была увеличена до 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %).

В декабре 2018 года продавец получил доплату по договору в размере 2 000,00 руб. (120 000,00 руб. — 118 000,00 руб.) и исчислил с полученной суммы НДС в размере 305,09 руб. с применением расчетной ставки 18/118 (2 000,00 руб. х 18/118).

Такой способ отражения начисления НДС в налоговых отчетах кажется несколько странным, но он полностью соответствует налоговому законодательству. Вместо стандартного механизма выставления «авансового» счета-фактуры на полученную сумму доплаты по договору и в этой ситуации налоговый орган предлагает использовать также корректировочный счет-фактуру, который составляется к счету-фактуре, выставленному на сумму предоплаты 2018 года.

Порядок заполнения такого неординарного корректировочного счета-фактуры приведен в Приложении № 2 к Письму.

Применение корректировочного счета-фактуры кажется еще менее логичным на фоне дальнейших разъяснений ФНС России. Так в случае, если покупатель в 2018 году под отгрузку 2019 года сразу перечисляет предоплату с учетом повышенной ставки НДС, то в отношении такой предоплаты налоговый орган рекомендует общий порядок исчисления НДС с применением ставки в размере 18/118 на основании обычного «авансового» счета-фактуры (т. е. без применения корректировочного счета-фактуры).

Пример 4

В 2018 году продавец и покупатель заключили договор поставки товаров в 2019 году на сумму 120 000,00 руб. (в т. ч. НДС 20 %) на условиях 100 % предоплаты.

В декабре 2018 года продавец получил сумму предварительной оплаты в размере 120 000,00 руб. и исчислил с этой суммы НДС по ставке 18/118 в размере 18 305,08 руб. (120 000,00 руб. х 18/118).

В январе 2019 года продавец отгрузил товары на сумму 100 000,00 руб., начислил НДС по ставке 20 % в размере 20 000,00 руб. (100 000,00 руб. х 20 %) и произвел налоговый вычет суммы НДС, исчисленной с предоплаты, в размере 18 305,08 руб.

Пункты 1.2 и 1.3 Письма содержат разъяснения по применению ставки НДС при выставлении в 2019 году корректировочных и исправленных счетов-фактур к счетам-фактурам, выставленным при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав в 2018 году.

Как совершенно справедливо указано в этих пунктах Письма, в корректировочных и исправленных счетах-фактурах должна указываться та ставка НДС, которая применялась в счетах-фактурах, выставленных при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Значит, если при отгрузке товаров до 01.01.2019 указывалась ставка НДС в размере 18 % (18/118), то исправленный или корректировочный счет-фактура, составленный после 01.01.2019, также будет содержать ставку НДС в размере 18 % (18/118).

К сожалению, это утверждение не стыкуется с порядком заполнения корректировочного счета-фактуры на сумму доплаты налога по пункту 1.1 Письма, поскольку в Приложении № 1 к Письму предлагается указывать в графе 7 «Ставка налога» в строке «А (до изменения)» ставку 18/118, а в строке «Б (после изменения)» — ставку 20/120.

Пункт 1.4 Письма изменяет порядок применения НДС при возврате товаров.

Напомним, что до 01.01.2019 механизм применения НДС зависел от нескольких факторов: является или нет покупатель плательщиком НДС; были ли возвращаемые товары приняты к учету; возвращается часть товаров или вся партия.

С 01.01.2019, согласно рекомендациям ФНС России, во всех случаях возврата будет применяться единый механизм, при котором продавец, выставивший покупателю счет-фактуру при отгрузке, всегда будет выставлять корректировочный счет-фактуру. Этот корректировочный счет-фактура будет служить основанием для заявления налогового вычета продавцом (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ) и восстановления НДС покупателем, если покупатель принял к вычету НДС по принятым на учет товарам (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Причем предлагаемый порядок будет применяться вне зависимости от того, когда были отгружены возвращаемые товары — до 01.01.2019 или после.

Напомним, до 01.01.2019 аналогичный порядок применялся только в тех случаях, когда:

  • плательщик НДС возвращал часть не принятого к учету товара;
  • неплательщик НДС возвращал часть товаров, как принятых, так не принятых к учету.

Если же покупатель являлся плательщиком НДС и возвращал товар, принятый к учету (часть или всю партию), то сам покупатель оформлял счет-фактуру на возвращаемые товары, как при их реализации.

А если возвращалась вся партия товара неплательщиком НДС либо плательщиком НДС, но до принятия к учету, то продавец заявлял вычет на основании собственного счета-фактуры, выставленного при отгрузке.

Единообразие в применении НДС при возврате товара, безусловно, является прогрессивным шагом, только пока не согласуется с действующими положениями Постановления № 1137.

К тому же будет необходимо привыкнуть к корректировочным счетам-фактурам, в которых в строке «Б (после изменения)» будет проставляться цифра «0» (ноль).

Следует также учесть, что с 01.01.2019 при возврате товаров лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, которым счета-фактуры не выставляются, в книге покупок продавец будет регистрировать корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

В пункте 2 Письма ФНС России разъяснила порядок применения НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, пункт 2.1 Письма посвящен налоговым агентам, поименованным в ст. 161 НК РФ.

Если обязанность налогового агента возникает у покупателя в связи с приобретением товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), или в связи с арендой федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ), то в переходный период, согласно рекомендациям ФНС России, порядок действий налогового агента должен быть следующим:

  • если до 01.01.2019 перечисляется предварительная оплата за товары (работы, услуги), которые будут отгружены с 01.01.2019 по ставке 20 %, то исчисление НДС производится на дату предоплаты с применением ставки 18/118;
  • если после 01.01.2019 перечисляется оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, то исчисление НДС производится налоговым агентом на дату оплаты также с применением ставки 18/118.

При этом налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК РФ исчисление НДС производят в порядке, предусмотренном в пунктах 1, 1.1-1.4 Письма ФНС России.

Расчетная ставка НДС 16,67 %

Пункт 2.2 Письма посвящен изменениям налогового законодательства в части оказания иностранными организациями услуг в электронной форме.

До 01.01.2019 в случае оказания иностранными организациями российским организациям или ИП услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, такие организации (ИП) признаются налоговыми агентами. Начиная с 01.01.2019 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг — физическое или юридическое лицо.

Кроме того, с 01.01.2019 в пункте 5 статьи 174.2 НК РФ расчетная ставка 15,25 % изменяется на 16,67 %.

Учитывая изменение норм законодательства РФ, ФНС России рекомендует следующий порядок применения НДС.

Если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила после 01.01.2019, то налогообложение таких услуг иностранная организация производит с учетом следующих особенностей:

  • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 %;
  • если услуги в электронной форме оказаны после 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 %.

В случае если оплата (частичная оплата) получена иностранной организацией до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме после 01.01.2019, исчисление НДС иностранные организации не производят. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя — организацию (ИП), являющуюся налоговым агентом (п. 9 ст. 174.2 НК РФ).

Повышение ставки НДС до 20 %. Что делать с контрактом?

Разъяснения Минфина по ставке НДС 20 %

С 01.01.2019 ставка НДС вырастет до 20 %. Такой закон был принят в августе этого года. В связи с этим возник вопрос, как быть с заключенными контрактами до 01.01.2019 г., но которые будут исполняться в 2019 году. Нужно ли вносить в контракты изменения и какие? Эти вопросы адресовали Минфину. Ниже приведен ответ.

Письмо Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент) рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта в связи с увеличением налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 7.7 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2012 г. № 24894) Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки НДС с 18 до 20 процентов.

При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов, указанным законом не предусмотрено.

Департамент отмечает, что начальная максимальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Директор Департамента

Т.П. Демидова

Комментарий к Письму Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

К сожалению, Министерство по сути ничего не ответило, отослав к положениям закона, регулирующие изменение условий контракта. Вместе с тем, вопрос может вызвать определенные затруднения на практике в части контрактов, в цене которых указана ставка НДС 18 %, но которые исполняются после 01.01.2019 г. Это, прежде всего, будет касаться долгосрочных контрактов, которые заключены на несколько лет, задолго до внесенных изменений в налоговое законодательство.

Полагаем, что в такой ситуации стороны вправе изменить данное условие контракта, указав актуальную ставку НДС, действующую с начала 2019 года. Полагаем, что такое изменение не противоречит положениям ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как данное условие (о ставке НДС) не является существенным. Более того, соответствует действующему с 2019 года налоговому законодательству. При этом цена контракта должна остаться неизменной.

Вместе с тем, официальной позиции по этому поводу от регулятора или контролера по этому вопросу пока, у сожалению, нет. Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Письмо Минфина об авансе, уплаченном до 2019 года

Еще одни разъяснения от Министерства появились по вопросу уплаты НДС в случае, когда по договору до 01.01.19 был перечислен аванс. Согласно данным разъяснениям, если аванс был выплачен в 2018 году, а товар, работы, услуги приняты в 2019 году, должен быть уплачен НДС по ставке, действующей с 2019 года, то есть в размере 20 % со всей стоимости товара, работы, услуги.

Например, в 2018 году заключен контракт на поставку товара в 2019 году. Цена контракта 1180 р., в том числе НДС 18 %. Условиями предусмотрена выплата аванса — 30 % (1180 / 100 х 30 = 354 руб).

Аванс перечислен в 2018 году, при этом в бюджет перечислен НДС в размере 18 % (354 / 118 х 18 = 54 руб.).

Товар принят в 2019 году. В счете-фактуре или УПД должна быть указана та же цена 1180 р., но НДС по ставке 20 % (1180 / 120 х 20). Разницу в НДС, исчисленным по ставке 20 % со всей цены контракта и уплаченным по ставке 18 % с аванса, нужно будет доплатить в бюджет.

Письмо Минфина от 28.08.18 N 24-03-07/61247

Минфин России в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 303-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) до вступления в силу Закона N 303-ФЗ, сообщает следующее.

Законом N 303-ФЗ предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) с 18 до 20 процентов.

При этом Законом N 303-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов.

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

Отмечаем также, что в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Учитывая изложенное, в случае если исполнитель (подрядчик, поставщик) оказал услуги (выполнил работу, поставил товар), предусмотренные контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС.

Так, пунктами 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (далее — постановление N 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Так, постановлением N 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации;

1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

A.M. Лавров

Письмо ФНС от 23.10.18: нужно ли менять договор, если в договоре не та ставка

ФНС 23.10.18 выпустила разъяснения, в которых разъяснила многие вопросы, касающиеся НДС по переходным договорам. В частности, ФНС сообщило, что менять ставку НДС в договоре, заключенном до 01.01.2019 г. не обязательно.

Письмо Минфина России от 08.11.2018 о возможности изменения ставки НДС

В данном письме Министерство сообщило, что изменение ставки НДС с 18 на 20 % в контрактах на 2019 год не противоречит закону № 44-ФЗ, так как не является изменением существенных условий контракта.

Цену контракта можно будет увеличить в связи с изменением ставки НДС

Цену контракта можно будет увеличивать, чтобы компенсировать участнику закупки изменение ставки НДС. Такие изменения скоро будут внесены в закон № 44-ФЗ.

Закон об изменении цены контракта в связи с изменением ставки НДС вступил в силу

27.12.2018 года опубликован закон № 502-ФЗ, согласно которому у заказчиков и участников закупки появится возможность менять цену контракта в связи с изменением ставки НДС. Закон в этой части вступает в силу со дня опубликования.

12) статью 112 дополнить частью 54 следующего содержания:

«54. До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.».

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *