ПБУ учетная политика

Содержание

Учетная политика — 2018: обзор изменений

Изменения в ПБУ 1/2008 внесены с 06.08.2017 Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Дополнительно Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором перечислены изменения и даны пояснения по их применению. С текстом документа, на наш взгляд, полезно ознакомиться бухгалтерам и аудиторам.

Независимость учетной политики относительна

В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.

Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.

Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2018 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь

Узнать больше

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил. Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации. Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Если отчетность составляется по правилам МСФО

Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Требование рациональности уточнено

Учетная политика организации должна гарантировать рациональность при ведении бухучета. Этот критерий основывается на хозяйственной деятельности компании, на ее размерах, на соотношении ее расходов, понесенных при формировании данных о том или ином объекте бухучета, и ценности таких сведений, а теперь еще и на соотношении затрат на формирование информации и полезности этой информации. Такое дополнение появилось в новой редакции п. 6 ПБУ 1/2008.

Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено

В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно. Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда.

Досрочное применение ФСБУ

Ранее необходимо было раскрыть неприменение опубликованного, но не вступившего в силу нормативного акта, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Когда нормативный документ по бухучету допускает свое досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности (обновленный п. 23 ПБУ 1/2008).

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Узнать больше

Учетку можно закрепить стандартами

Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.

Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2017 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».

Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.

Людмила Фомина, аттестованный аудитор

Что изменилось в ПБУ «Учетная политика организации» в 2020 году

С 06 августа 2020 года вступили в силу изменения ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». В статье будут подробно рассмотрены все изменения усовершенствованного ПБУ 1/2008.

Приказом от 28.04.2017 N 69н внесены изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Изменения вступили в силу 6 августа 2020.

Напомним, Положение 1/2008 действует с 01.01.2009, ранее действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Изменения в основном коснулись порядка утверждения собственных стандартов организации. Появился новый пункт 5.1, в котором указано, что, в случае утверждения своих стандартов дочернее общество применяет способы ведения бухучета исходя из указанных стандартов.

В новом прочтении ПБУ «Учетная политика организации» 2020 обеспечивает рациональное ведение учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на бухучет по конкретному вопросу и полезности (ценности) соответствующей информации (абзац 7 п. 6 ПБУ 1/2008).

Юридические лица, на которые распространяются правила ведения упрощенного бухучета, по тем вопросам, которые не урегулированы ФСБУ, вправе руководствоваться только требованиями рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

Пункт 7 теперь появился в новой форме, но не утратил предыдущей трактовки. Теперь, если по конкретному вопросу федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, организация выбирает один из них, руководствуясь правилами, изложенными в п. 5, 5.1 и 6 указанного положения.

Если предприятие добровольно применяет нормативные акты до наступления срока их обязательного применения, то этот факт необходимо раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения в учетной политике, утвержденной на следующий год, теперь можно не раскрывать в пояснительной записке, т.к. пункт 25 исключен из новой редакции Положения 1/2008.

Отклонение от ФСБУ

В исключительных случаях, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному формированию финансового результата или финансового положения, юридическое лицо вправе отступить от правил ПБУ 1/2008. В этом случае соблюдаются условия, предусмотренные в новом пункте 7.3.

Информация в отношении указанного выше отклонения раскрывается в учетной политике — в последовательности, описанной в новом пункте 20.2.

Нововведения в части МСФО

Появились некоторые послабления для предприятий, которые раскрывают отчетность в соответствии с МСФО. В новом пункте 7 закреплено право руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Разрешено не применять способ ведения бухучета, установленный федеральным стандартом, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

Информация в отношении каждого не применяемого способа ведения учета раскрывается в учетной политике. При этом необходимо показать соответствующие требования МСФО, с описанием способа, как это требование будет нарушено в случае применения способа ведения учета в соответствии с ФСБУ (п. 20.1 ПБУ 1/2008).

При этом, основываясь на допущениях и требованиях пп. 5 и 6, используются последовательно следующие документы:

  1. МСФО.
  2. Положения федеральных стандартов по аналогичным и (или) связанным вопросам.
  3. Рекомендации в области бухгалтерского учета.

ГОСТ 12.3.008-75 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Производство покрытий металлических и неметаллических неорганических. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.008-75
Группа Т58

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ПРОИЗВОДСТВО ПОКРЫТИЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ И НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Metal and non-metal inorganic coating.
General safety requirements

Дата введения 1976-07-01

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 4 сентября 1975 г. N 2328
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2000 г.
Настоящий стандарт распространяется на процессы производства металлических и неметаллических неорганических покрытий, наносимых способами: электрохимическим, химическим, анодного окисления, горячим и металлизационным.
Стандарт устанавливает общие требования безопасности для всех стадий производства покрытий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Производство всех видов покрытий должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.3.002-75; должны соблюдаться строительные нормы и правила, санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, утвержденные Госстроем СССР, санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

1.2. Производство покрытий должно обеспечивать:
автоматизацию и герметизацию процессов, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
механизацию и автоматизацию ручного труда;
замену токсичных и горючих веществ менее токсичными, нетоксичными и негорючим веществами.

1.3. Оборудование, применяемое при производстве покрытий, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91.

1.4. Качество приборов, инструментов, приспособлений должно соответствовать эргономическим показателям РД 50-149-79.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ

2.1. Требования безопасности следует предъявлять:
при подготовке поверхности перед нанесением покрытий;
при приготовлении электролитов и растворов;
при нанесении покрытий;
при обработке покрытий.

2.2. При применении абразивного инструмента необходимо руководствоваться правилами и нормами безопасной работы по ГОСТ 12.3.028-82.

2.3. Процессы загрузки и возврата дроби в установках для дробеструйной и гидропескоструйной очистки, включение и выключение подачи сжатого воздуха, песка и пульпы должны бы механизированы.
Применение сухого кварцевого песка для очистки деталей не допускается.

2.4. Полировальные и шлифовальные станки должны быть оборудованы защитными экранами, местными отсосами, сблокированными с механизмом пуска станка. Не допускается применение полировальных кругов, состоящих из секций, изготовленных из различных материалов. Смена и переналадка кругов на ходу станка не допускается.

2.5. Чистка и ремонт оборудования, содержащего остатки органических растворителей, необходимо производить только после продувания его воздухом или паром до полного удаления паров растворителей. При продувке должны быть включены вентиляционные устройства, предотвращающие загрязнение воздуха помещения парами органических растворителей.

2.6. Приспособления в виде подвесок и корзин для загрузки и выгрузки деталей при их травлении должны быть кислотостойкими. Для уменьшения выделения водорода и вредных газов при травлении деталей из черных металлов следует применять специальные присадки.

2.7. В дробеструйных и гидропескоструйных камерах должна быть блокировка пусковых устройств с загрузочными. Открывание ворот гидроочистных камер должно быть сблокировано с работой насосов высокого давления.

2.8. При работе всех видов ультразвукового оборудования должен быть полностью исключен непосредственный контакт работающих с рабочей жидкостью, ультразвуковым инструментом и обрабатываемыми деталями.

2.9. При приготовлении растворов из смеси кислот следует вводить кислоты в порядке возрастания их плотности. Разбавляя кислоты, необходимо вливать их только в холодную воду тонкой струей и одновременно перемешивать.
Растворение щелочи и цианистых солей при массовом и крупносерийном производстве необходимо производить в механизированных установках.

2.10. Не допускается контакт хромового ангидрида с уксусной кислотой, спиртом, керосином и другими горючими жидкостями.

2.11. Отработанные электролиты перед спуском в сточные воды должны быть нейтрализованы.
Шлам, содержащий токсичные вещества, должен подвергаться обезвреживанию. Полнота нейтрализации и обезвреживания подтверждается анализом.

2.12. Раствор электролита перед добавлением щелочи в ванну оксидирования должен быть охлажден до температуры не выше 100 °С.
Для предупреждения выброса раствора из ванн оксидирования во время корректировки растворов и наполнения ванн должны применяться специальные приспособления (перфорированные ведра для растворения щелочи, трубки для подачи горячей воды, доходящие до дна ванн).

2.13. Ванны для горячего фосфатирования и оксидирования должны быть оборудованы автоматическими или ручными регуляторами температуры нагрева ванн.

2.14. При работе с расплавами металлов приспособления для загрузки ванн, погружаемые изделия, металл, добавляемый в ванну, должны быть сухими и нагретыми до 70-80 °С.

2.15. Загрузка в ванны и выгрузка их них крупногабаритных и тяжелых изделий массой более 20 кг должны производиться грузоподъемными устройствами (кранами, тельферами).

2.16. Очистку оборудования, штанг, контактов, анодных крючков и анодов необходимо производить влажным способом.

2.17. Для извлечения упавших деталей из ванн необходимо пользоваться специальными приспособлениями.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

3.1. Помещения для производства покрытий должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР.

3.2. При производстве покрытий уровни опасных и вредных факторов в производственных помещениях и на рабочих местах не должны превышать величин, установленных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, утвержденными Госстроем СССР.

3.3. Устройства для приготовления растворов, ванны, шлифовальные, полировальные станки и другое оборудование, размещенное в помещениях, при эксплуатации которого могут выделяться вещества с опасными и вредными свойствами, должны иметь местные отсосы.

3.4. Не допускается соединение в одну систему воздуховодов местных отсосов от ванн с кислыми и цианистыми электролитами, а также от ванн обезжиривания органическими растворителями, шлифовальных и полировальных станков.

3.5. Помещения и воздуховоды от местных отсосов должны систематически очищаться от пыли по мере необходимости, чтобы количество взвешенной в воздухе и осевшей пыли не могло образовать взрывоопасную пылевоздушную смесь в объеме более 1% объема помещений.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

4.1. Расположение оборудования в цехах (участках) производства покрытий должно отвечать нормам технологического проектирования, согласованным с Госстроем СССР.

4.2. Высота стационарных ванн от уровня площадки обслуживания должна находиться в пределах 0,85-1,00 м.

4.3. Ультразвуковые установки, которые генерируют шум, превышающий установленные предельно допустимые уровни, должны быть изолированы. Уровни звукового давления на рабочих местах — по ГОСТ 12.1.001-89.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

5.1. Места хранения химических веществ должны быть оборудованы стеллажами и шкафами и снабжены инвентарем, приспособлениями, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для безопасного обращения с химическими веществами.

5.2. Химические вещества должны поступать в исправной таре или упаковке с полным комплектом сопроводительной документации, оформленной в установленном порядке.

5.3. Наполнение цистерн, контейнеров и других больших емкостей агрессивными веществами и опорожнение их должны быть механизированы.

5.4. Транспортирование химических веществ должно производиться в исправной чистой таре. Транспортирование бутылей с кислотами и жидкими щелочами на специальных тележках должно производиться двумя рабочими со скоростью не более 5 км/ч.

5.5. Транспортирование легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должно осуществляться централизованно по трубопроводам. При сменной потребности в этих жидкостях до 200 кг каждого наименования допускается их подача к рабочему месту в плотно закрытой небьющейся таре.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ

6.1. Рабочие и инженерно-технический персонал должны проходить медицинский осмотр как при поступлении на работу, так и периодически. Периодичность профессиональных осмотров устанавливается в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения СССР

6.2. Все рабочие, служащие и инженерно-технические работники должны проходить инструктаж по безопасности труда:
вводный — при поступлении на работу;
первичный — на рабочем месте;
повторный — не реже одного раза в три месяца;
внеплановый — при изменении технологического процесса, смене оборудования, нарушениях требований безопасности и несчастных случаях.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРВДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

7.1. Средства индивидуальной защиты работающих, применяемые при процессах производств покрытий, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-89.

7.2. Работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми им в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.

7.3. Вся спецодежда работающих, занятых в производстве металлопокрытий, должна периодически подвергаться стирке, а спецодежда работающих с ядовитыми веществами и растворами дополнительно должна предварительно обезвреживаться.

7.4. При выполнении работ по растворению хромового ангидрида необходимо пользоваться шланговыми противогазами или фильтрующими респираторами.

7.5. Персонал, участвующий в приготовлении и применении электролитов и растворов, должен пользоваться защитными пастами и мазями.

7.6. При работе с металлизаторами обязательно применение очков со светофильтрами для защиты глаз от потока ультрафиолетовых лучей.

8. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

8.1. Контроль за составом воздуха рабочей зоны на содержание пыли и вредных веществ должен проводиться путем систематических анализов.
Периодичность проведения анализов должна устанавливаться администрацией предприятия в зависимости от местных условий.

8.2. При любом изменении в технологических процессах (смена оборудования, изменение режимов работы, введение новых компонентов в составе электролита и т.д.) следует производить внеочередной анализ воздуха. В случае содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации, работа должна быть приостановлена и приняты меры по дегазации помещений и устранению причин, вызвавших загазованность воздушной среды.

8.3. Контроль за технологическим оборудованием, создающим шум в воздушной среде, должен проводиться по ГОСТ 23941-79.

8.4. При контроле оборудования, создающего при эксплуатации вибрацию, должны соблюдаться требования ГОСТ 18778-80, ГОСТ 12.1.012-90.

8.5. Контроль электробезопасности проводится в соответствии с требованиями “Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей” и “Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей”, утвержденных Госэнергонадзором СССР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Перечень физических и химических опасных и вредных факторов производства покрытий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Условные обозначения:

“+” — фактор существует;

“-“ — фактор отсутствует

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). Перечень основных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность труда при производстве покрытий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Условные обозначения:

“+” — указанное мероприятие для обеспечения безопасности обязательно;

“0” — мероприятие желательно;

“-“ — указанное мероприятие проводить не требуется.

Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда:

Сб. ГОСТов —
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000

Новая редакция ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина России от 06.11.2008 N 106н, в ред.-28.04.2017 № 69н)

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 06.10.2008 N 106н
(в ред.-28.04.2017 № 69н)

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (нюансы)

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Что такое учетная политика

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

Итоги

Что такое ПБУ «Учетная политика»

Для начала вспомним, что нормативно-правовое регулирование бухучета (далее — БУ) в РФ представлено несколькими уровнями:

Ст. 21 закона № 402-ФЗ определяет следующую структуру нормативной документации БУ:

До составления федеральных и отраслевых стандартов БУ и придания им законодательной силы действует нормативно-правовая база, разработанная до начала действия закона № 402-ФЗ (информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 01.01.2013 закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухучете”»).

ПБУ «Учетная политика» относится к числу положений по БУ, регламентирующих порядок составления и применения в организации учетной политики. Данное ПБУ имеет порядковый номер 1, первая редакция ПБУ «Учетная политика» (ПБУ 1/98) была утверждена приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н. В настоящее время действует ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Нормы ПБУ «Учетная политика организации» распространяются на всех юрлиц, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений — они составляют учетную политику по иным НПА (п. 1 ПБУ 1/2008).

Что такое учетная политика

Учетная политика (далее — УП) — совокупность способов ведения организацией БУ (п. 1 ст. 8 закона № 402-ФЗ). УП обязаны составлять все экономические субъекты, кроме освобожденных от обязанности вести БУ: ИП, филиалы или представительства иностранной компании — при условии, что они ведут учет доходов и расходов в соответствии с иными НПА РФ (п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В отличие от бухгалтерского, налоговый учет (НУ) является обязательным для всех налогоплательщиков — как юрлиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Поэтому УП для целей НУ составляют все экономические субъекты (п. 2 ст. 11, ст. 313 НК РФ). Предприниматели могут составлять УП для целей БУ по собственному желанию, но не обязаны этого делать. В дальнейшем в статье мы рассматриваем вопросы составления и оформления УП только для целей БУ.

Учетная политика составляется не только для целей БУ и НУ, но и для нужд управленческого учета — примерную структуру такой УП вы найдете в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Экономические субъекты составляют свою УП самостоятельно на основе НПА по БУ. Способы ведения учета компания выбирает из установленных федеральными стандартами, а если возникает ситуация, которую не регламентирует федеральный стандарт, то допускается разработать способ учета самостоятельно.

Последние изменения, внесенные в текст ПБУ 1/2008 (приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н), установили порядок предпочтений в выборе образца для самостоятельно разрабатываемого способа учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008):

  • правила, содержащиеся в стандартах МСФО;
  • аналогии, имеющиеся в российских стандартах;
  • рекомендации, дававшиеся по этому вопросу.

УП применяется последовательно из года в год. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Менять УП среди года разрешено в исключительных случаях:

  • изменение законодательства РФ;
  • использование иных способов ведения БУ в целях формирования наиболее достоверной информации об объектах учета;
  • изменение условий деятельности фирмы (п. 5 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

ВАЖНО! На практике изменения и дополнения УП бывают 2 видов:

  • собственно изменения УП (например, в связи с изменением законодательства), последствия которых отражаются в БУ и отчетности в соответствии с требованием законодательства, а при отсутствии таких требований — ретроспективно;
  • дополнения, вносимые в УП (например, при развитии нового направления бизнеса) — они вносятся и действуют с того момента, как это стало нужно. А в учете и отчетности отражаются перспективно.

Подробнее о процедуре внесений изменений в УП читайте в статье «Когда и как должно вводиться изменение учетной политики?».

Содержание ПБУ «Учетная политика организации»

ПБУ 1/2008 состоит из 4 разделов.

Раздел I посвящен общим сведениям о самом нормативном акте и используемой далее терминологии.

На что обратить внимание:

  • ПБУ распространяется только на юрлиц, за исключением кредитных и бюджетных организаций. Соблюдать нормы положения в части формирования УП должны все компании, на которые распространяется ПБУ; в части раскрытия информации о положениях УП, ее изменении и прочих аспектах, предусмотренных разделом IV ПБУ 1/2008 — только фирмы, публикующие бухотчетность.
  • Филиалы и подразделения иностранных юрлиц на территории РФ могут составлять УП либо по правилам ПБУ 1/2008, либо по правилам страны происхождения, но тогда они не должны противоречить МСФО (п. 1 ПБУ 1/2008).
  • К способам ведения БУ относятся способы группировки, оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота и обработки информации, инвентаризации, использования счетов и регистров БУ (п. 2 ПБУ 1/2008).

Раздел II содержит детальную инструкцию по формированию УП и чек-лист того, что должно быть в УП.

На что обратить внимание:

  • УП составляет главбух либо ответственный за ведение БУ в компании, а утверждает руководитель приказом или распоряжением (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • УП опирается на следующие допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения УП и временной определенности хозопераций (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • к УП предъявляются требования: полноты, своевременности, осмотрительности, непротиворечивости, рациональности отражения хозопераций, приоритета содержания над формой (п. 5 ПБУ 1/2008);
  • компании, которым разрешено применять упрощенные способы БУ, могут вести учет без двойной записи (п. 6.1 ПБУ 1/2008) и руководствоваться при самостоятельном выборе способа учета только требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • если вы только недавно создали компанию или реорганизовали уже существующую, то УП для БУ следует сформировать в течение 90 дней со дня госрегистрации, при этом после утверждения УП считается действующей с момента госрегистрации фирмы;
  • способы ведения БУ, зафиксированные в УП, применяются с начала календарного года, следующего за годом утверждения УП, всеми подразделениями юрлица, даже если они выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Раздел III посвящен изменениям в УП.

На что обратить внимание:

  • изменения УП вступают в силу с начала следующего отчетного года либо в исключительных случаях, которые были разобраны в разделе «Что такое учетная политика?»;
  • изменения в УП вносятся распоряжениями или приказами руководителя;
  • не считается изменением УП утверждение способов ведения БУ по новым хозоперациям, существенно отличающимся от тех, которые осуществляла организация ранее, либо возникшим впервые в деятельности компании (п. 10 ПБУ 1/2008);
  • результаты изменения УП выражаются в денежной оценке, а в учете отражаются в соответствии с законодательством РФ. Если УП поменялась не из-за изменений в законодательстве, то отражать последствия изменения УП следует ретроспективно, то есть корректируя входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период и представляя связанные статьи отчетности так, как если бы новая УП применялась ранее (пп. 13, 14 ПБУ 1/2008);
  • фирмы, применяющие упрощенные способы ведения БУ, отражают в бухотчетности последствия изменения УП без ретроспективного пересчета, если иное не установлено законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Раздел IV ПБУ 1/2008 информирует бухгалтера о необходимости раскрытия положений УП в бухотчетности.

На что обратить внимание:

  • Раскрывать информацию об УП следует в пояснительной записке (приложение 3 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н).
  • Если УП сформирована с учетом допущений из п. 5 ПБУ 1/2008, то такие допущения могут не озвучиваться в бухотчетности. В остальных случаях состав и объем информации об УП, подлежащей раскрытию в бухочетности, определяется в соответствии с другими ПБУ. Если есть сомнения в применимости допущения непрерывности — на них нужно обязательно указать и привести причины возникновения таких сомнений (пп. 19, 20 ПБУ 1/2008).
  • Раскрываются существенные способы ведения БУ, принятые в организации (п. 17 ПБУ 1/2008).
  • При изменении УП в пояснительной записке фиксируются причины изменений, их суть, порядок отражения результатов изменения в бухотчетности и суммы корректировок по статьям отчетности (п. 21 ПБУ 1/2008).
  • Если организация планирует поменять какие-то положения УП на следующий отчетный год, то этот факт нужно задокументировать в пояснениях к бухотчетности за текущий период (п. 25 ПБУ 1/2008).

Отличия ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» от ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

Как уже было сказано выше, в настоящий момент действует ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Ниже в таблице мы привели ключевые отличия ПБУ 1/2008 от ПБУ 1/98, действовавшего ранее:

ПБУ 1/98

(утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, утратило силу на основании приказа Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н)

ПБУ 1/2008

(утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н в редакции от 28.04.2017)

Отсутствует

5.1. Способы учета фирма выбирает независимо от других организаций, но установленная ею УП обязательна для ее дочерних обществ

5. УП формируется главбухом

4. УП формируется главбухом или иным лицом, ведущим БУ в организации

5. Утверждаются нетиповые формы первички, регистров и документов внутренней бухотчетности

4. Утверждаются формы первички, регистров, документов внутренней бухотчетности

Отсутствует

6.1. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, могут вести его без двойной записи

8. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с ПБУ 1/98 и другими ПБУ

7. При формировании УП происходит выбор из способов БУ, допускаемых законодательством по БУ. Если способ отсутствует, то компания может разработать его сама в соответствии с правилами, установленными ПБУ 1/2008. Организации, создающие отчетность по МСФО, при несоответствии способов, содержащихся в стандартах РСБУ, требованиям МСФО вправе предпочесть в УП применение способов, установленных для МСФО

Отсутствует

7.1. При самостоятельной разработке способов бухучета устанавливается следующая последовательность приоритетов в выборе образцов для подражания: стандарты МСФО – аналоги в стандартах РСБУ – рекомендации в области бухучета

Отсутствует

7.2. Фирмы, имеющие право вести БУ в упрощенной форме, вправе при самостоятельном выборе способа бухучета руководствоваться исключительно требованием рациональности

Отсутствует

7.3. Если применение установленных РСБУ способов бухучета приводит к формированию недостоверной информации, допустимо отступление от них

7.4. В отношении информации, расцениваемой как несущественная для принятия экономических решений, при выборе способа бухучета также допустимо ориентироваться только на требование рациональности

12. К способам ведения БУ, принятым при формировании УП и подлежащим раскрытию в бухотчетности, относятся способы амортизации ОС, НМА, оценки ТМЦ, признания прибыли и другие способы, отвечающие требованиям п. 11 ПБУ 1/98

2. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов БУ, организации регистров БУ, обработки информации

21. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий не может быть достаточно надежной. Бухгалтеру следует исходить из предположения, что измененный способ ведения БУ применялся с первого момента возникновения случая, для которого способ предназначен. Отражение последствий изменения УП заключается в корректировке только бухотчетности — по данным за периоды, предшествующие отчетному. В БУ записи не производятся

15. Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финположение или финрезультаты, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть достаточно надежной

Отсутствует

15.1. Фирмам, применяющим упрощенные способы ведения БУ, разрешено отражать в бухотчетности существенные последствия изменения УП, перспективно, если иной порядок не указан в законодательстве

Отсутствуют

20.1 и 20.2. Отступления от стандартов РСБУ должны раскрываться с объяснением причин этого в пояснениях к бухотчетности. Это касается как предпочтений в пользу стандартов МСФО (20.1), так и замененного альтернативным способа РСБУ (20.2)

Отсутствует

21. В случае изменения УП следует раскрывать причину, содержание изменений, порядок отражения последствий изменения в бухотчетности и суммы корректировок. Если организация обязана показывать данные о прибыли, приходящейся на одну акцию, то следует отражать корректировку по сведениям о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию. Кроме того, следует указывать сумму корректировки за периоды, предшествующие указанным в бухочетности

Отсутствует

22. В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 данного ПБУ, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухотчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, невозможно, этот факт следует отразить в отчетности вместе с указанием отчетного периода, в котором будет применено изменение УП

Отсутствует

23. Если НПА по БУ может быть применен добровольно до его официального вступления в силу, компания должна раскрыть этот факт в бухотчетности

Есть ли нововведения в ПБУ «Учетная политика организации» в 2019-2020 годах

В 2019 году поправки в ПБУ 1/2008 не вносились. Информации о корректировке положения в 2020 году пока нет.

Последние нововведения в ПБУ 1/2008 вступили в силу с 06.08.2017, утв. приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Ряд пунктов ПБУ в результате этих изменений подвергся редакционным правкам, уточнившим формулировки (пп. 1, 6, 7, 8, 10, 15, 17, 18, 24), но появились и новые положения, дополнившие текст ПБУ. К числу последних относятся такие моменты:

  • Организация выбирает способы ведения БУ автономно от других юрлиц (п. 5.1). Исключение сделано для дочерних компаний — они должны использовать те же способы БУ, что и материнская компания.
  • Если компания формирует отчетность по МСФО, то она пользуется федеральными стандартами БУ в соответствии с требованиями МСФО (п. 7). Однако если способ БУ, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
  • Выбор образца для самостоятельной разработки способа учета, отсутствующего в федеральных или отраслевых стандартах, осуществляется в определенной последовательности (п. 7.1): МСФО – аналогии в РСБУ – рекомендации по бухучету. Фирмы, имеющие право применять упрощенные способы БУ, в такой ситуации могут исходить только из принципа рациональности (п. 7.2).
  • В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 ведет к получению недостоверной информации о финположении компании, разрешено отступать от норм ПБУ (п. 7.3) при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей его недостоверности.
  • В отношении организации учета информации, являющейся несущественной для понимания финансового положения, возможен выбор способа учета по принципу рациональности (п. 7.4).
  • В пояснениях к отчетности фирма должна раскрыть причины и следствия замены способов, содержащихся в РСБУ, положениями МСФО (п. 20.1), а также причины отступления от норм РСБУ (п. 20.2) с пояснениями образующихся в учете разниц.
  • Если законодательство по БУ поменялось, а нововведения можно добровольно применять до наступления срока обязательного применения, то компания, применившая новый НПА досрочно, отражает этот факт в бухотчетности (п. 23).

Исключенным из текста ПБУ оказалось требование о раскрытии в пояснениях к бухотчетности положений УП на следующий за отчетным год (п. 25).

Составляем учетную политику — ПБУ 1/2008

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 в состав УП организации должны входить следующие документы:

  • рабочий план счетов;
  • формы первички, регистров БУ и документов внутренней бухотчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и обработки информации;
  • механизм контроля хозопераций;
  • иные необходимые для организации БУ документы.

Все эти документы, а также образцы составления УП для разных компаний и систем налогообложения вы найдете в нашем разделе «Учетная политика-2020».

Итоги

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» не зря имеет первый порядковый номер среди всех ПБУ, поскольку УП — важнейший документ для организации БУ экономического субъекта. Положение содержит правила составления, утверждения и изменения УП, а также описывает порядок выбора способов ведения БУ.

Учетная политика 2020: вносим изменения и готовимся к предельной открытости

Учетная политика организации — неотъемлемая часть ее жизни, в ней прописаны все правила игры, по которым компания ведет учет. Учетная политика регламентирована государством, которое вносит все новые и новые изменения в налоговые и бухгалтерские процедуры. Налицо стремление государства сделать отчетность компаний предельно полной и открытой. По некоторым смелым прогнозам, ситуация может прийти к тому, что налоговый учет полностью уйдет под крыло фискальных органов, то есть ФНС будет не только контролировать и собирать налоги, но и вести расчет налоговой базы предприятия. Что такое учетная политика организации и какие грядут ключевые изменения в учетную политику на 2020 год? Подробности в нашей статье.

Учетная политика (УП) – это своего рода перечень правил, по которым ведется учет на предприятии. Согласно определению, данному в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ, учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

У каждого предприятия своя учетная политика, включающая набор выбранных способов и инструментов ведения учета. Учетная политика утверждается при создании компании, развивается вместе с компанией и прекращает существовать только в случае ее ликвидации.

Для чего нужна учетная политика

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета (БУ).
  2. Данная учетная политика представляет собой отражение способов ведения бухгалтерского учета, основных инструментов отчетности, сроков и т.п. Учетную политику БУ прописывают все организации, кроме индивидуальных предпринимателей (ИП), освобожденных от обязанности ведения бухучета, а также ряда организаций, попадающих в исключения, в частности, иностранные компании, ведущие учет по иным, чем принятым в РФ, правилам.

  3. Учетная политика для целей налогового учета (НУ).
  4. Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского учета, является обязательным для всех налогоплательщиков — как юридических лиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Учетную политику для целей налогового учета регламентирует статья 313 НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. В УП для целей налогообложения организация самостоятельного устанавливает порядок ведения налогового учета.

  5. Учетная политика для целей управленческого учета.
  6. Управленческий учет — собственная «вотчина» каждой компании. Он не подлежит никакой обязательной формализации, регламентируется внутренними нормами и правилами. Собственники и управленцы каждой организации разрабатывают свою политику ведения управленческого учета, диктуемую целями и задачами предприятия. В каждом случае, когда компания действительно заинтересована в глубинном понимании процессов, ее управленческая учетная политика – это творческий продукт, разработанный с учетом бизнес-процессов конкретной компании. Под управленческим учетом в организации понимают систему сбора, обработки, накопления и предоставления учетной информации, используемой управленческим персоналом для планирования, контроля и принятия решений по дальнейшему развитию компании.

УП БУ: учет бухгалтерии строго регламентирован

Учетная политика бухгалтерского учета организации регламентирована положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008, которое устанавливает правила ее формирования. Первое положение было утверждено в 1998 году, актуальным на текущий момент является положение, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 г. №106н.

Компании самостоятельно составляют учетную политику. Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании. Руководитель несет ответственность за организацию бухучета. За содержание же отчетности несет ответственность главный бухгалтер. Однако 2019 год привнес в этот вопрос изменения. А именно: с 9 июня 2019 года главбух, как должностное лицо, может избежать административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности, если эти искажения допущены другими сотрудниками. Но безапелляционно переложить ответственность на другого сотрудника нельзя, закон предусматривает, что факт ошибки нужно доказать.

Как главбух может снять с себя ответственность за чужую ошибку?

26 июля 2019 года главные бухгалтеры получили право требовать от всех сотрудников четкого выполнения требований, если требования предъявлены в письменной форме. А лучшим доказательством невиновности главбуха может послужить как раз письменное требование об устранении соответствующего нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений. Нововведение прописано в новой редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ, установленной Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

Данное нововведение потребует внесения вышеуказанного дополнения в учетную политику организации. Исходя из содержания внесенных изменений, необходимо в учетной политике отразить форму письменного требования главного бухгалтера к сотруднику, а также прописать ситуации и порядок предъявления письменного требования, условия, сроки и т.п. их выполнения. На момент написания статьи (ноябрь 2019 года), утвержденные формы данных документов отсутствуют.

Документальный состав учетной политики бухучета

Содержание учетной политики (УП) организации регламентирует пункт 4 ПБУ 1/2008. В нем обозначен перечень документов, которые должны быть описаны в УП.

Какие документы должны быть отражены в учетной политике:

  • рабочий план счетов,
  • формы первичных бланков, регистров БУ, документов внутренней бухгалтерской отчетности,
  • график документооборота,
  • порядок учета имущества,
  • порядок проведения аудита,
  • способы определения доходов и расходов организации,
  • способы оценки имущества, а также других активов организации,
  • способ контроля хозяйственных операций,
  • другие документы, используемые организацией для ведения бухгалтерского учета.

Как часто корректировать учетную политику?

Если компания хочет что-то поменять в своем учете, она должна позаботиться об этом заранее и прежде внести описание изменений в документ Учетная политика. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Вносить поправки посередине календарного года возможно только при условии серьезных изменений в учете или деятельности фирмы, а также при корректировке государством законодательной базы, касающейся вопросов учета.

3 причины внеплановой корректировки УП:

  • изменение законодательства РФ в вопросе учета,
  • изменение способа ведения учета организацией,
  • существенное изменение условий работы организации.

УП госсектора: изменения в бюджетной сфере

Корректировка учетной политики в последнее время активно коснулась организаций бюджетной сферы. Для бюджетников 2019 год принес нововведения: автономные, бюджетные и казенные учреждения прописывали учетную политику согласно введенного федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора.

Также с начала 2019 года бюджетные организации должны были «раскрыть» свою учетную политику, сделать ее публичной и общедоступной – у них появилась обязанность размещать учетную политику на сайте организации.

2020 год привнесет в отчетность бюджетников новые изменения. Остановимся подробнее на нескольких из них. С 1 января 2020 года будут введены новые объекты учета, которые потребуют отражения в отчетности данных о них. Это новые для госсектора объекты учета.

Объекты учета, которые нужно отразить в учетной политике на 2020 год бюджетным учреждениям:

  • стандарт «Непроизведенные активы», (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 28.02.2018 № 34н). К непроизводственным активам отнесены земельные участки, недра, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы (животные, растения, лес и т.п.) и прочие непроизводственные активы.
  • стандарт «Резервы» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.05.2018 № 124н). Подразумевает раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах: по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по убыточным обязательствам, по реструктуризации и т.п.
  • стандарт «Связанные стороны» (утвержден приказом Министра финансов РФ А.Г. Силуанова от 30.12.2017 № 277н). Согласно стандарту с полным названием «Информация о связанных сторонах», организации потребуется указывать перечень юрлиц и физлиц, которые могут оказать влияние на ее деятельность. Это могут быть аффилированные лица, заинтересованные лица, лица, импеющие право влиять на решения организации и т.п. Кроме сведений о связанных сторонах необходимо указать и данные об операциях со связанными сторонами.

Новое в УП для бизнеса на 2020 год

Что касается изменений в учетную политику для коммерческих организаций, то их «спускается» государством великое множество. Они появляются ежегодно. 2019 год был богат на нововведения в учетную политику налогового учета: здесь и многочисленные изменения по имущественным налогам, и продление ограничения срока на возможность изменить метод расчета амортизации ОС, увеличение ставки НДС и многое другое. Что касается бухотчетности, важно учесть, что с 2020 года вводятся изменения в порядок сдачи отчетности.

С 2020 года отчетность организаций будет находиться на едином открытом ресурсе ГИР БО — Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности. За него будет отвечать ФНС. В ГИРе будет отчетность всех организаций, кроме предприятий госсектора, религиозных организаций, организаций с гостайной, Центробанка и отчитывающихся напрямую Центробанку, а также организаций, попавших в исключительные на основе решения Правительства РФ. В ресурс уже будет включена отчетность за 2019 год.

Какая информация станет общедоступной:

  • бухгалтерская отчетность,
  • пояснения к бухгалтерской отчетности,
  • аудиторские заключения,
  • отчетность кредитных и финансовых организаций, контролируемых ЦБ РФ.

Ожидается, что с мая 2020 года ресурс станет общедоступным и любой желающий сможет без всякой платы получить информацию о бухотчетности любой компании. А за деньги можно будет получить доступ ко всему массиву данных, поступающему в налоговую службу.

Отчетность станет «как на ладони», а значит самое время навести порядок в своей учетной политике и спокойно отчитываться, не боясь оказаться «под лупой» общественного внимания. Как привести в порядок учетную политику 2020?

Сделать это проще с помощью электронных сервисов. СБИС Бухгалтерия и учет – это универсальный инструмент приведения в порядок всех профильных процессов в компании. Это не только ведение бухучета, этот и расчет зарплаты и кадровые документы, контроль за финансовыми потоками и многое другое, так как сервис СБИС — это своего рода платформа, в нем сразу несколько электронных помощников. СБИС Электронная отчетность и Электронный документооборот — надежные помощники по сдаче отчетности и взаимодействиям с контрагентами и госорганами.

Обо всех возможностях СБИС Бухгалтерия и учет вам готовы рассказать наши специалисты. Наведите порядок в учете одним решением!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *