Отсрочка уплаты госпошлины

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

Госпошлина — это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора.Дмитрий Самигуллин, специально для ИА «Клерк.Ру»

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Нововведения при уплате госпошлины

1. Уплата госпошлины представителем.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов — постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Автор — генеральный директор консалтинговой компании «РосБизнесЛегис»(www.rbl-samara.ru ), к.ю.н., налоговый консультант

Отсрочка уплаты госпошлины

Андрей Бакулин, председатель арбитражного суда Республики Марий Эл.

Ася Петухова, помощник судьи.

Отсрочка уплаты государственной пошлины не может осуществляться по произвольному или инициативному усмотрению арбитражного суда. Она предоставляется арбитражным судом только после изучения оценки и удовлетворения письменного ходатайства истца, обоснованного совокупностью документов о тяжелом финансовом и имущественном положении.

Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины может быть изложено как непосредственно в тексте искового заявления, так и в отдельном документе, приложенном к иску. Отдельно оформленное ходатайство, поданное самостоятельно до направления искового заявления, не рассматривается арбитражным судом и возвращается истцу.

Наличие в исковых материалах мотивированного ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины обязывает арбитражный суд рассмотреть его по существу и занять четкую позицию: либо предоставить отсрочку уплаты госпошлины и принять иск к производству, либо отклонить ходатайство и немедленно возвратить исковое заявление в соответствии с ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

В исключительных случаях, когда неполнота представленных истцом документов не позволяет объективно и всесторонне разрешить ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу обосновать ходатайство дополнительными доказательствами.

Обоснование ходатайства надлежащими доказательствами

По смыслу ст. 333.22 НК РФ, ст. 65 АПК РФ, арбитражный суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату госпошлины только при условии, если истец (заявитель) подтвердит достаточными и убедительными доказательствами такое имущественное положение, которое свидетельствует об отсутствии на день предъявления иска денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины.

Все юридические лица обязаны иметь банковский (расчетный) счет и сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии каждого счета в каком-либо банке. Поэтому оценка имущественного положения юрлица при решении вопроса об отсрочке уплаты госпошлины зависит от доказанности длительного отсутствия денежных средств на его банковских счетах либо от значительного количества предъявленных к счету требований (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Впредь до принятия нового обобщающего акта высшей судебной инстанцией при исследовании вопроса об обоснованности ходатайства об уплате госпошлины следует руководствоваться исчерпывающим перечнем доказательств об имущественном положении истца, приведенным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине». К документам, устанавливающим имущественное положение истца, относятся:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты, включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны;
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.

Организации

Оценка имущественного положения не зависит от отнесения истца к коммерческой организации или к некоммерческой организации, поскольку налоговым законодательством не установлен особый порядок рассмотрения ходатайств об отсрочке уплаты госпошлины юрлиц различной организационно-правовой формы. Общественные организации или финансируемые публичным собственником учреждения не могут обосновывать обязательность предоставления им отсрочки уплаты госпошлины лишь выпиской из учредительного документа о некоммерческих целях их деятельности.

Организации, в отношении которых осуществляется процедура добровольной ликвидации или введена одна из процедур банкротства, также должны подтверждать обоснованность своего заявления об отсрочке уплаты госпошлины надлежащими доказательствами. Приложение к ходатайству одного решения учредителей о добровольной ликвидации, решения арбитражного суда о принудительной ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или судебного акта по делу о банкротстве юрлица без документов о денежных средствах на банковском счете позволяет арбитражному суду отказать в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины.

Индивидуальные предприниматели

Гражданское и арбитражное процессуальное законодательство исходят из равного регулирования правоотношений с участием коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 43 АПК РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности (процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми организациями и гражданами, обладающими согласно федеральному закону правом на судебную защиту в арбитражном суде своих прав и законных интересов.

Для совершения расчетных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель вправе использовать расчетный счет, открываемый в банке на основании договора банковского счета.

Следовательно, к ходатайству о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины индивидуальный предприниматель обязан приложить документы об отсутствии денежных средств на открытых им банковских счетах по перечню, установленному для коммерческих организаций (справка налогового органа о расчетных и иных банковских счетах индивидуального предпринимателя и выданные банком (банками) выписки или справки об отсутствии на счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины).

Если индивидуальный предприниматель приложил к ходатайству документы о закрытии банковского счета или заявил об отсутствии у него открытых банковских счетов, то за ним сохраняется процессуальная обязанность по доказыванию тяжелого имущественного положения, не позволяющего уплатить госпошлину при подаче искового заявления в арбитражный суд. В этом случае основания для отсрочки уплаты госпошлины могут подтверждаться декларацией о доходах, данными налогового органа о неуплаченных налогах, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных требованиях и т.п.

Физические лица

К физическому лицу, обратившемуся в арбитражный суд с исковым заявлением по спору, вытекающему из законодательства о хозяйственных обществах, должны применяться общие положения ст. 333.21 НК РФ о возможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины исходя из имущественного положения истца.

Гражданин вправе обосновать отсутствие денежных средств для уплаты госпошлины любыми документами, в том числе справкой о заработной плате, копиями исполнительных листов и иных документов о предъявленных к нему денежных требованиях, данными об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и т.п. При отсутствии данных документов арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить гражданину представить доказательства, подтверждающие достоверность его тяжелого имущественного положения.

Ходатайство физического лица о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины может быть немедленно отклонено арбитражным судом с возвращением ему искового заявления, если истец ограничился общим сообщением о тяжелом материальном положении без приложения каких-либо документов, а размер госпошлины по делу не превышает 2 тысяч руб.

Справки из банков

В случае, когда к ходатайству не приложена справка налогового органа об открытых налогоплательщиком банковских счетах, несмотря на приобщение нескольких выписок из лицевых расчетных счетов о непроведении банковских операций, правовых причин для предоставления отсрочки уплаты госпошлины не возникает, исковое заявление возвращается истцу в связи с отклонением бездоказательного ходатайства.

Ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины должно быть подтверждено справками из всех без исключения коммерческих банков, в которых, по данным налоговых органов, имеются банковские расчетные счета истца. Проверке подлежит наличие достаточных денежных средств именно на расчетных и валютных банковских счетах, открытых истцом.

Иные (ссудные, текущие, особые, казначейские) счета по своей правовой природе не касаются обязательственных прав истца на безналичные денежные средства, включаемые в состав имущества коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, поэтому для разрешения ходатайства они значения не приобретают и сведения о них не препятствуют предоставлению отсрочки уплаты госпошлины.

Если предъявленное от имени юрлица исковое заявление связано с деятельностью его обособленного подразделения и подписано руководителем филиала, то в подтверждение обоснованности ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины к нему должны быть приложены не только справка того банка, в котором проводятся банковские операции по счету филиала юрлица, но и справка налогового органа о количестве всех банковских счетов самого юрлица, а также документы банков об отсутствии на каждом из них денежных сумм.

В противном случае при представлении истцом лишь одной справки о недостатке для уплаты госпошлины денежных средств на счете филиала (обособленного подразделения) организации ходатайство признается необоснованным, а исковое заявление может быть возвращено истцу на основании ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

Проверка достоверности документов

Если из регистрационных отметок на справке налогового органа и на выписках из банковских счетов усматривается, что они были получены в налоговом органе и коммерческих банках за несколько месяцев до дня направления искового заявления в арбитражный суд, то по вине истца при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины арбитражный суд лишен надлежащих сведений о его истинном имущественном положении на день предъявления иска, с которым законодательство связывает момент уплаты госпошлины. В течение срока, превышающего один месяц, оно может существенно измениться.

Исходя из неубедительности документов, выданных банком или налоговым органом давностью от одного до шести месяцев, арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без движения и предложить истцу представить достоверные документы. Более того, суд вправе отклонить ходатайство об отсрочке уплаты госпошлины и возвратить исковое заявление, если истцом собраны справки об отсутствии денежных средств, выданные коммерческими банками в срок более шести месяцев до дня направления иска в арбитражный суд.

Невключение в банковскую справку информации о картотеке или об общей сумме предъявленных к счету и неоплаченных требований не позволяет достоверно установить отсутствие у истца в течение длительного времени достаточных денежных средств для уплаты госпошлины, объективно оценить его реальную платежеспособность. Сам по себе нулевой остаток денежных средств на расчетных счетах на дату подачи искового заявления не может служить безусловным доказательством тяжелого имущественного положения истца и невозможности уплатить госпошлину при последующем поступлении денежных средств на расчетный банковский счет, открытый коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.

Наличие на расчетном счете незначительной денежной суммы на день выдачи банком соответствующего документа означает, что истцом беспрепятственно и регулярно осуществляются текущие расчетные операции и на банковский счет могли поступить денежные средства, достаточные для уплаты государственной пошлины. Более того, имеющаяся денежная сумма могла быть уплачена истцом и стать причиной для заявления ходатайства об уменьшении госпошлины до ее размера.

Таким образом, непредставление истцом документальных сведений о размере неуплаченной задолженности по исполнительным листам и платежным документам является достаточным основанием для отклонения его ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины. Поэтому арбитражный суд возвращает истцу исковое заявление в соответствии с ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

В порядке исключения с целью проверки имущественного положения истца и полноты содержания банковских документов арбитражный суд вправе оставить заявление без движения и предложить истцу дополнительно представить выписку о проведенных по банковскому счету операциях за месяц, предшествовавший предъявлению иска.

Если истец (заявитель) допустил арифметическую ошибку в исчислении размера госпошлины или не назвал в своем заявлении конкретную сумму госпошлины, уплату которой предлагает отсрочить, то арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения и указывает в определении на невозможность разрешения вопроса об отсрочке и на обязанность истца правильно рассчитать размер госпошлины.

Длительность отсрочки

В соответствии с п. 1 ст. 333.41 и п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок от одного месяца до одного года.

Законом не предусмотрено обязательное вынесение отдельного определения об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины. Поэтому результаты его разрешения могут отражаться самостоятельным пунктом в тексте определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству.

Поскольку законодательство о госпошлине связывает длительность предоставления отсрочки с конкретным временным периодом, то такой срок не может ставиться в зависимость от неопределенного момента вынесения по делу судебного акта или наступления иного события, связанного с процессом разбирательства дела. Поэтому не подлежит применению п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине», позволявший предоставлять отсрочку уплаты госпошлины до дня заседания арбитражного суда или дня вынесения решения по делу.

Арбитражный суд вправе установить длительность отсрочки указанием на конкретное количество месяцев от одного до шести. Однако, чтобы избежать возникновения дополнительных вопросов о правилах исчисления начала и окончания срока, выраженного в нескольких месяцах, в определении суда должна указываться точная календарная дата, до наступления которой предоставляется отсрочка и по прошествии которой истец обязан представить в суд документ о ее уплате.

Началом течения срока отсрочки уплаты госпошлины следует считать следующий день после календарной даты вынесения определения о принятии искового заявления к производству и о подготовке дела к судебному разбирательству. Следовательно, предельный срок отсрочки по конкретному делу не может превышать шести месяцев, исчисленных от даты принятия судебного акта.

Арбитражный суд вправе по своему усмотрению учитывать любые обстоятельства, влияющие на срок предоставления отсрочки уплаты госпошлины, в том числе размер госпошлины, сумму задолженности владельца счета по исполнительным и другим платежным документам и реальную возможность восстановления платежеспособности, сложность доказывания размера исковых требований и т.п.

При установлении периода отсрочки на незначительный срок от одного до трех месяцев могут возникнуть сложные вопросы о немедленном принятии определения о взыскании с истца неуплаченной госпошлины с выдачей исполнительного листа. По этой причине арбитражный суд может предоставлять отсрочку уплаты госпошлины на максимальный шестимесячный срок, с тем чтобы оценивать вопрос о взыскании с соответствующей стороны госпошлины только в итоговом судебном акте.

Приостановление производства по делу, как и иные обстоятельства, повлекшие рассмотрение дела свыше срока отсрочки уплаты госпошлины, не может прерывать его течение. Истец обязан уплатить госпошлину в срок, указанный в том определении арбитражного суда, согласно которому была предоставлена отсрочка ее уплаты.

Арбитражный суд вправе продлить срок отсрочки уплаты госпошлины по окончании того периода, на который она была предоставлена. Данное продление, как и повторное предоставление отсрочки уплаты госпошлины, не запрещено законодательством и возможно при условии заявления истцом нового ходатайства с приложением новых документов, подтверждающих его обоснованность и сохранение тяжелого имущественного положения истца. При этом длительность каждой отсрочки не может превышать одного года.

Принятие искового заявления к производству без рассмотрения вопроса об уплате госпошлины противоречит требованиям ст. 127 АПК РФ и является незаконным. Однако процессуальные последствия такого правонарушения не предусмотрены АПК РФ.

Если арбитражным судом не было своевременно разрешено ходатайство о предоставлении отсрочки госпошлины, то оно может быть рассмотрено в предварительном судебном заседании с предоставлением отсрочки на длительный срок. При этом в удовлетворении ходатайства не может быть отказано, поскольку возвращение искового заявления после его принятия не допускается законом.

В тех случаях, когда в принятых арбитражным судом исковых материалах не имеется документа об уплате госпошлины или ходатайства о ее отсрочке с необходимыми документами об имущественном положении истца, то арбитражный суд в предварительном судебном заседании вправе предложить истцу уплатить госпошлину.

При уклонении истца от исполнения указанной обязанности вопрос о взыскании с соответствующей стороны госпошлины решается судом при принятии итогового судебного акта. Если суд удовлетворил исковые требования, то госпошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований госпошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка в ее уплате.

Уменьшение госпошлины

НК РФ в отличие от порядка предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины (ст. 333.40 НК РФ) специально не регулирует процедуру уменьшения госпошлины по заявлению плательщика. Поэтому при разрешении подобных ходатайств в неурегулированной части подлежат применению сходные положения о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины.

Ходатайство об уменьшении размера госпошлины должно иметь письменную форму с указанием денежной суммы, до величины которой истец предлагает уменьшить госпошлину. При этом имущественное положение плательщика оценивается на основании документов, аналогичных тем, которыми обосновывается отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано, исковое заявление возвращается истцу.

Арбитражный суд не вправе по собственной инициативе при отсутствии ходатайства или документов об имущественном положении истца (заявителя) уменьшить госпошлину при решении вопроса о принятии искового заявления.

Уменьшение госпошлины производится арбитражным судом до размера, определяемого по его усмотрению, исходя из сведений об имущественном положении плательщика, а также характера и количества исковых требований.

Арбитражный суд не наделен процессуальным правом по собственной инициативе заменить отсрочку уплаты госпошлины на уменьшение ее размера или рассрочку, поскольку каждое ходатайство в отношении порядка уплаты госпошлины является самостоятельным, имеет конкретный предмет и рассматривается в пределах изложенного в нем требования.

Недопустимо и предоставление отсрочки уплаты госпошлины по результатам разрешения ходатайства об уменьшении ее размера.

Согласно ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, минимальный размер госпошлины составляет 500 руб.; по неимущественным требованиям ее размер установлен в твердой денежной сумме.

Закон не содержит прямого запрета на уменьшение госпошлины ниже того предела, который установлен ст. 333.21 НК РФ в отношении имущественных или неимущественных требований. Поэтому уменьшение госпошлины суд вправе осуществить как при принятии искового заявления, так и при вынесении судебного акта.

Как добиться отсрочки уплаты госпошлины в арбитражный суд

Обязательным документом, который в числе других подается в суд вместе с исковым заявлением, должна быть квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины. Ее сумма рассчитывается согласно ст.333.21 НК РФ и может достигать значительных размеров в зависимости от вида и стороны обращения. А это в результате может повлечь ситуацию, когда у заявителя не будет средств ее заплатить. Поэтому чтобы обеспечить соблюдение конституционных прав заявителя, ему предоставляется отсрочка уплаты госпошлины в арбитражный суд.

Правовые основания отсрочки

Арбитражный суд – это государственный орган судебной власти, который осуществляет правовую деятельность в сфере финансово-хозяйственных операций. То есть в его прерогативе разбирательства, связанные с нарушением условий договора между сторонами (отказ от оплаты за товар или услуги, отсутствие поставки материалов, непогашение кредита и т. п.).

Госпошлина – это сбор, который взимается с заинтересованных лиц (граждан, частных предпринимателей, организаций) при их обращении в судебные органы для инициирования определенных юридических действий.

Размер госпошлины напрямую зависит от предмета обращения и величины иска, при этом самые большие суммы платежа возникают при рассмотрении хозяйственных споров:

  • до 100 тысяч рублей включительно – 4% от оценки иска, но не меньше 2 тыс. р.;
  • больше 100 тысяч и до 200 тысяч рублей включительно – 4 тыс. р. плюс 3% от суммы, что превышает 100 тыс. рублей;
  • больше 200 тысяч до 1 млн рублей включительно – 7 тысяч плюс 2% от суммы, которая больше 200 тыс. р.;
  • от 1 млн до 2 млн рублей включительно: размер платежа 23 тыс. р. плюс 1% от суммы, большей 1 млн р.;
  • свыше 2 млн рублей: заплатить нужно будет 33 тыс. р. плюс 0,5% от суммы больше 2 млн, но в сумме не более 200 тысяч рублей.

Подача иска по признанию договора недействительным или о признании должника банкротом, а также другие виды обращений в суд не превышают суммы 6 тысяч рублей, что, как видим, значительно ниже стоимости имущественных споров.

В соответствии со ст. 333.41 НК РФ, заявителям может предоставляться отсрочка или рассрочка для уплаты госпошлины.

Как получить рассрочку или отсрочку

Отсрочка оплаты госпошлины в арбитражный суд, согласно ст.64 НК РФ, может предоставляться на срок не больше 1 года, в течение которого заинтересованное лицо обязано единовременно или по отдельному графику осуществить полную оплату сбора.

Для того чтобы получить более лояльные условия оплаты, заявителю необходимо обосновать свою финансовую несостоятельность, но при этом показать, что он имеет реальную возможность погасить нужную сумму в течение срока отсрочки или рассрочки.

Основанием для предоставления льготного периода оплаты госпошлины является:

  • невозможность оплатить всю сумму сразу в результате получения убытков от стихийного бедствия или технологической катастрофы;
  • повышение риска возникновения признаков банкротства в результате одновременной оплаты госпошлины;
  • если деятельность заявителя носит сезонный характер и в данный момент у него спад производства;
  • задержка и несвоевременность бюджетных выплат, в результате которых ухудшилось финансовое состояние заинтересованного лица;
  • если заявителю положена отсрочка или рассрочка уплаты в связи с осуществлением им экспортно-импортных операций.

Для подтверждения неплатежеспособности заинтересованному лицу необходимо будет, кроме заявления об отсрочке и рассрочке, предоставить:

  • справку из налоговой с указанием его финансовых оборотов и списком всех банковских счетов;
  • выписки из банков по всем его счетам с расшифровкой оборотов за последние 6 месяцев и указанием остатков;
  • справки от финансовых учреждений с указанием расчетных документов, которые были помещены в картотеку в связи с отсутствием средств для их оплаты;
  • список всех дебиторов с описанием условий договоров: предмет, способы расчета, стоимость продукции.

Кто освобожден от уплаты

Существует определенная категория лиц, которым предоставляется освобождение от уплаты госпошлины в арбитражный суд. Их список приведен в ст. 333.37 НК РФ, он включает:

  • прокуроров или других лиц, предметом обращения которых является защита государственных интересов;
  • обращение лиц, предметом иска которых является нарушение прав ребенка;
  • иски, поданные обществами инвалидов или же непосредственно инвалидами 1 и 2 группы.

Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в арбитражный суд

ХОДАТАЙСТВО

Об отсрочке уплаты государственной пошлины и приобщении дополнительных документов

20 мая 2015 года в Арбитражный суд города Москвы истцом было направлено исковое заявление о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в сумме 2500 тыс. руб.

В соответствии со ст.333.22 Налогового кодекса РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 г. N 6 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине” суд не может отказать в удовлетворении ходатайства истца об отсрочке уплаты государственной пошлины, если тот доказал недостаточность у него средств для ее уплаты.

В соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса РФ отсрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 102 АПК РФ и ст. ст. 64, 333.22, 333.41 НК РФ, пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.1997 г. N 6 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине”,

ПРОШУ СУД:

  1. Предоставить истцу отсрочку по уплате государственной пошлины.
  2. Приобщить к делу в качестве дополнительного документа справку ИФНС по г.Москве об открытых счетах истца.
  3. Приобщить к делу в качестве дополнительного документа справку банка об остатках по счетам истца.

Обратите внимание! Ходатайство по отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении размера государственной пошлины предоставляется в суд заинтересованной стороной, причем оно должно быть представлено в письменной форме. Данное ходатайство может быть изложено как в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе, так и в отдельном заявлении, которое прилагается к соответствующему заявлению, либо жалобе. Если ходатайство подано до обращения в суд с исковым заявлением, либо жалобой, то суд возвращает его без рассмотрения (ст. 333.22 НК РФ, ст. 65 АПК РФ).

В ходатайстве об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, а также уменьшении ее размера должны быть указаны обоснования и приложения документов, которые свидетельствуют, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, либо апелляционной или кассационной жалобы (пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.03.97 N 6 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине»).

Документами, свидетельствующими об имущественном положении заинтересованной стороны, являются:

  1. Перечень расчетных и других счетов, который подтвержден налоговым органом, а также названия и адреса банков и кредитных учреждений, где размещены эти счета ( в том числе филиалы и представительства данного заинтересованного юридического лица);
  2. Данные, подтвержденные банком, о том, что на соответствующем счете (счетах) нет денежных средств, необходимых для уплаты государственной пошлины в нужном размере, данные, свидетельствующие о задолженности владельца счета (счетов) по платежным документам и исполнительным листам, а также данные о наличии денежных средств на этом счете (счетах).

При этом не требуется представление документов, которые подтверждают, что истец обращался в банки и другие организации за заемными средствами, а также которые свидетельствуют об отсутствии у истца ликвидного имущества, за счет которых может быть получена денежная сумма для оплаты государственной пошлины.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства должно быть отказано. Однако суд не может отказать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, если на то имеются объективные причины. При наличии такого ходатайства суд не может вернуть исковое заявление по причине неуплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 1 ст. 333.41 и п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок от одного месяца до одного года.

Правомерно ли уменьшение исковых требований?

Екатерина, добрый день!

А что делать с госпошлиной? ее тоже просить уменьшить? или суд сам уменьшит? как быть

Вам заявлять об уменьшении гос пошлины не нужно.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении суда.

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 НК РФ:

1. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
2. К заявлению о возврате частично излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются копии платежных документов.
3. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
4. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
5. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
6. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов.
7.Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
8. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *