Содержание
- Отчет ф. 0503738-НП по национальным проектам
- Формирование номера счета рабочего плана счетов бухучета бюджетных (автономных) учреждений в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
- Формирование Отчета Ф. 0503738-НП в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
- Новые правила заполнения отчета (ф. 0503738)
- Отражение дебиторской и кредиторской задолженностей в отчете (ф. 0503738)
- ОБНОВЛЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- ОБНОВЛЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Отчет ф. 0503738-НП по национальным проектам
Приказом Минфина России от 16.10.2019 № 166н в дополнение к Отчету об обязательствах учреждения (ф. 0503738) введена форма 0503738-НП, содержащая данные о принятии и исполнении бюджетным (автономным) учреждением обязательств в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов).
Периодичность представления Отчета (ф. 0503738-НП) – месячная. Впервые сдать форму нужно в составе отчетности на 1 января 2020 года (п. 2 Приказа Минфина России от 16.10.2019 № 166н).
Отчет (ф. 0503738-НП) составляется раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности):
- субсидии на иные цели (КФО 5),
- субсидии на цели осуществления капитальных вложений (КФО 6).
Согласно пункту 48.1, введенному приказом Минфина России от 16.10.2019 № 166н в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н), Отчет (ф. 0503738-НП) формируется по разделам «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам», «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом».
Показатели граф 5–11 раздела «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета (ф. 0503738-НП) формируются в порядке, аналогичном порядку формирования Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738).
В отличие от Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738), в графе 3 которого указываются коды вида расходов (выплат) учреждения, по которым в отчетный период принимались и (или) исполнялись обязательства учреждения, в графе 3 Отчета (ф. 0503738-НП) указываются коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, целевых статей, содержащих в 4–5 разрядах кода целевой статьи коды основных мероприятий целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, без формирования промежуточных итогов по группировочным кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Порядок формирования, разрядность и структура целевых статей расходов бюджетной классификации Российской Федерации определены Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н. Структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета состоит из десяти разрядов (разряды 8-17 классификации расходов бюджетной классификации РФ).
В соответствии с пунктом 30 Порядка № 132н: «четвертый разряд кода целевой статьи федерального бюджета (11 разряд кода классификации расходов бюджетов) при кодировании национальных проектов (программы), Комплексного плана, федеральных проектов содержат буквы латинского алфавита; шестой разряд кода целевой статьи федерального бюджета (13 разряд кода классификации расходов бюджетов) при кодировании направлений расходов на реализацию национальных проектов, Комплексного плана содержат цифры и буквы латинского алфавита; десятый разряд кода целевой федерального бюджета (17 разряд кода классификации расходов бюджетов) содержит цифры и буквы латинского алфавита; не указанные выше разряды кода целевой статьи федерального бюджета содержат цифровые значения.»
Согласно пункту 36.1 Порядка № 132н группировка расходов федерального бюджета по целевым статьям расходов на реализацию национальных проектов (программ), федеральных проектов, а также Комплексного плана осуществляется на уровне основных мероприятий государственных программ Российской Федерации (4-5 разряды кода целевой статьи расходов).
«Четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000), отражающий расходы на национальный проект (программу), Комплексный план, соответствует буквенному значению:
- A — национальный проект «Культура»;
- D — национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- E — национальный проект «Образование»;
- F — национальный проект «Жилье и городская среда»;
- G — национальный проект «Экология»;
- I — национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
- L — национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»;
- N — национальный проект «Здравоохранение»;
- P — национальный проект «Демография»;
- R — национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;
- S — национальный проект «Наука»;
- T — национальный проект «Международная кооперация и экспорт»;
- V — Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Пятый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 XY 00000) определяет номер федерального проекта, входящего в состав национального проекта (программы), Комплексного плана.»
Вместе с тем согласно пункту 2.1 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н): «При ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах Рабочего плана счетов, утвержденного бюджетным учреждением в рамках формирования учетной политики, отражаются:
- в 1-4 разрядах номера счета — аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
- в 5-14 разрядах номера счета — отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- в 15-17 разрядах номера счета — аналитический код вида поступлений от доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) или аналитический код вида выбытий по расходам, иным выплатам, в том числе по погашению заимствований, соответствующий коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации (аналитической группе подвида доходов бюджетов, коду вида расходов, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов)».
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).
Таким образом, ранее на законодательном уровне не требовалось в разрядах 5 — 14 номера счета рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений указывать коды бюджетной классификации.
Формирование номера счета рабочего плана счетов бухучета бюджетных (автономных) учреждений в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» разряды 1-17 номера счета рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений формируются по элементам справочника Классификационные признаки счетов (КПС) с видом показателя АУ и БУ, коды которых являются составными. Для формирования разрядов 5-14 КПС с видом показателя АУ и БУ и соответственно номера счета применяются элементы справочника Аналитические коды КПС.
В отличие от справочников Разделы, подразделы КРБ, Виды расходов КРБ раздела Бюджетная классификация, которые поставляются заполненными кодами бюджетной классификации в соответствии с федеральным законодательством, элементы справочника Аналитические коды КПС пользователь заполняет самостоятельно, указывая их код и наименование.
Размерность кода элемента справочника Аналитические коды КПС — 10 разрядов, что соответствует размерности целевой статьи классификации расходов бюджетов БК РФ. Начиная с версии 2.0.66 редакции 2 программы «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» в элементе справочника Аналитические коды КПС предусмотрено формирование кода элемента выбором из справочника Целевые статьи расходов бюджетов (по кнопке с пиктограммой нацпроектов ), что позволяет исключить ошибки заполнения кода, при этом поле Наименование заполняется наименованием выбранной целевой статьи расходов.
Как было отмечено ранее, четвертый разряд кода целевой статьи расходов федерального бюджета (00 0 X0 00000), отражающий расходы на национальный проект (программу), Комплексный план, содержит буквы латинского алфавита (п. 36.1 Порядка № 132н). Соответствующие элементы справочника Целевые статьи расходов бюджетов отмечены пиктограммой нацпроектов.
Элемент справочника Классификационные признаки счетов (КПС) с видом показателя АУ и БУ и аналитическим кодом КПС, содержащим код целевой статьи расходов на реализацию национальных проектов (программ), федеральных проектов, Комплексного плана, также отмечается пиктограммой нацпроектов.
Поскольку последние годы бюджетные и автономные учреждения не применяли в учете коды бюджетной классификации, отметим, что предварительно следует загрузить в справочники группы Бюджетная классификация актуальные классификаторы. Классификаторы можно загрузить из файлов в соответствующие справочники с помощью Помощника обновления бюджетной классификации (раздел Планирование и санкционирование, команда Помощник обновления бюджетной классификации).
Актуальные бюджетные классификаторы:
- Разделы, подразделы КРБ, Виды расходов КРБ, Коды экономической классификации (КЭК) – включены в типовую конфигурацию. Автоматически актуализируются при обновлении релиза конфигурации;
- остальные актуальные бюджетные классификаторы размещаются на пользовательском сайте фирмы «1С», на на странице актуальной версии.
Формирование Отчета Ф. 0503738-НП в редакции 2 программы «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Для формирования Отчета (ф. 0503738-НП), начиная с версии 2.В.3.1, в состав комплекта отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по приказу Минфина №33н (staterep33N.repx) включен регламентированный Отчет об обязательствах Ф. 0503738-НП (комплект размещен на ).
Заполнение Отчета Ф. 0503738-НП вручную
В графе 3 таблицы Отчета Ф. 0503738-НП предусмотрено заполнение кодов бюджетной классификации выбором из справочника Классификационные признаки счетов (КПС).
Если в течение 2019 года бухгалтерские записи по нацпроектам обособлялись в учете без указания целевой статьи расходов бюджетов, а иным образом, показатели Отчета Ф. 0503738-НП можно заполнить вручную, указав в графе 3 Код бюджетной классификации соответствующие коды выбором из справочника КПС.
При ручном вводе данных в списке КПС доступны все КПС учреждения, при этом КПС, относящиеся к национальным проектам (программам), отмечаются пиктограммой, что упрощает выбор нужного элемента.
При отключенном механизме выбора аналитики из КПС
коды бюджетной классификации можно заполнить вручную выбором из справочников Разделы и подразделы КРБ, Аналитические коды КПС, Виды расходов КРБ.
Формирование Отчета Ф. 0503738-НП автоматически
Если в течение 2019 года данные по национальным проектам обособлялись по КПС и соответственно элементам справочника Аналитические коды КПС, в которых указывались целевые статьи расходов бюджетов, Отчет Ф. 0503738-НП можно заполнить автоматически.
При автоматическом заполнении Отчета Ф. 0503738-НП по правилу заполнения Правило 738-НП выполняется отбор по КПС, относящимся к национальным проектам (программам), в форму отчета попадают данные только по кодам бюджетной классификации, содержащим в разряде 4 кода целевой статьи буквы латинского алфавита, указанные в пункте 36.1 Порядка № 132н.
Для автоматического формирования Отчета Ф. 0503738-НП необходимо выполнить следующие действия:
- Ввести в справочник Аналитические коды КПС (раздел Учет и отчетность – План счетов) целевые статьи по нацпроектам.
- Ввести в справочник Классификационные признаки счетов (КПС) соответствующие элементы вида АУ и БУ с уточнением показателя КРБ, включающие вновь введенные позиции справочника Аналитические коды КПС с целевыми статьями по нацпроектам.
- Операции по нацпроектам формировать с применением соответствующих КПС.
Если в учете в течение 2019 года для операций по нацпроектам уже применялись отдельные КПС с указанием кода целевой статьи классификации расходов, после обновления программы на релиз 2.0.66 в справочнике Классификационные признаки счетов (КПС) соответствующие позиции будут отмечены пиктограммой нацпроектов.
Если пиктограммы нет, следовательно, код элемента справочника Аналитические коды КПС указан неверно, например, вместо латинской буквы указана похожая русская. В этом случае необходимо в соответствующем элементе справочника Аналитические коды КПС выбрать нужный код из справочника Целевые статьи расходов бюджетов. После сохранения изменений данный элемент справочника Аналитические коды КПС следует перевыбрать в соответствующем КПС (элементе справочника Классификационные признаки счетов (КПС)).
Важно, что после таких изменений перепроведение документов (переформирование проводок) не требуется.
Новые правила заполнения отчета (ф. 0503738)
Правила заполнения отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738)приведены в п. 46 – 49 Инструкции № 33н. Эта отчетная форма составляется и представляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).
В разделах 1 «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» и 2 «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения» отражаются показатели (п. 48 Инструкции № 33н):
Номер графы |
Показатель, отражающийся в графе |
Графа 5 |
Данные по счету 0 502 17 000 в сумме кредитовых остатков по счету |
Графа 6 |
Данные по счету 0 502 11 000 в сумме кредитовых оборотов по счету |
Графа 7 |
Данные по счету 0 502 17 000 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 11 000 |
Графа 8 |
Данные по счету 0 502 12 000 в сумме показателя по кредиту счета |
Графа 9 |
Данные по исполнению принятых денежных обязательств текущего финансового года, отраженных по забалансовым счетам 18, открытым к счетам 0 201 00 000, 0 210 03000, в разрезе видов расходов (выплат), без учета выплат учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков. Также по графе 9 отражается информация по исполнению денежных обязательств без движения средств учреждения (некассовыми операциями). При этом показатели восстановленных расходов прошлых лет в графе 9 отчета не отражаются |
Графа 10 |
Разность графы 6 и 9 |
Графа 11 |
Разность граф 8 и 9 |
Формирование раздела 3 формы «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам:
– 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
– 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
– 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;
– 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
Графы 3, 9 не заполняются.
Показатели граф 5 – 8 формируются в порядке, аналогичном порядку, описанному выше для граф 5 – 8. При этом показатель строки 900 равен сумме показателей строк 910 и 920, а по строке 999 отражается сумма показателей строк 200, 510, 900.
Приказами Минфина РФ от 29.12.2014 № 172н, от 20.03.2015 № 43н в Инструкцию № 33н внесены изменения. Новые положения, часть которых начала применяться при составлении годовых отчетных форм на 1 января 2015 года, а другая часть при составлении отчетности за 2015 год, вызывают затруднения у бухгалтеров при заполнении отчетных форм. Это связано с тем, что не было достаточно времени ни привести в соответствие с новыми требованиями программный продукт, при помощи которого составляются отчетные формы, ни должным образом изучить данные изменения. Минфин и Федеральное казначейство, видя, как сдавались годовые и квартальные отчетные формы для государственных (муниципальных) учреждений, создали разъяснения по заполнению отчета (ф. 0503737, 0503769, 0503128, 0503161, 0503164, 0503169) (письма Минфина РФ от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 06.04.2015 № 02-07-07/19181).
Отчет (ф. 0503738) формируется в порядке, аналогичном порядку формирования отчета (ф. 0503128), предусмотренному Письмом Минфина РФ от 06.04.2015 № 02-07-07/19181 (Письмо Минфина РФ № 02-07-07/21402). Бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут воспользоваться примером заполнения отчета (ф. 0503128), приведенном в названном выше письме, и на основании него заполнить свою отчетную форму.
Предлагаем рассмотреть на примере порядок заполнения отчета (ф. 0503738), руководствуясь при этом положениями п. 46 – 49 Инструкции № 33н и Письмом Минфина РФ № 02-07-07/19181.
Пример.
Годовой объем утвержденных сметных назначений по расходам (выплатам) по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ на 2015 год составил 1 000 000 руб. Объем принимаемых, принятых и исполненных обязательств, денежных обязательств в отчетном периоде соответствует описанному в вопросе.
Операции по принятию и исполнению обязательств на счетах бухгалтерского учета отразятся следующим образом:
|
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Утверждены плановые назначения на 2015 год по подстатье 226 «Прочие услуги» КОСГУ |
4 504 10 226 |
4 506 10 226 |
1 000 000 |
Размещено извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе в сумме начальной (максимальной) цене контракта, объявленной в конкурсной документации |
4 506 10 226 |
4 502 17 226 |
200 000 |
Приняты обязательства согласно условиям контракта, заключенного по результатам закупки с использованием конкурентных способов |
4 502 17 226 |
4 502 11 226 |
150 000 |
Скорректирован размер принятых обязательств |
4 502 17 226 |
4 506 10 226 |
50 000 |
Принято денежное обязательство в части оплаты этапа работ |
4 502 11 226 |
4 502 12 226 |
70 000 |
Произведена оплата выполненного этапа работ |
4 206 26 560 |
4 201 11 610 |
70 000 |
В отчете (ф. 0507738), составляемом на 1 апреля 2015 года, описанные в примере операции отразятся так:
Наименование показателя |
Код строки |
Код видов расходов |
Утверждено плановых назначений на 2015 год |
Обязательства |
Исполнено денежных обязательств |
Не исполнено |
||||
Принимаемые обязательства |
Принятые обязательства |
Денежные обязательства |
||||||||
всего |
из них с применение конкурентных способов |
Принятых обязательств |
Принятых денежных обязательств |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам, всего |
200 |
Х |
1 000 000 |
200 000 |
150 000 |
150 000 |
70 000 |
70 000 |
80 000 |
– |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расходы по прочим услугам |
|
226 |
1 000 000 |
200 000 |
150 000 |
150 000 |
70 000 |
70 000 |
80 000 |
|
2. Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения, всего |
510 |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего |
900 |
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе по расходам |
910 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по выплатам источников финансирования дефицита учреждения |
920 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
999 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: электронная система «Госфинансы»
Отчет (ф. 0503738) составляется и представляется учреждением (обособленным подразделением) по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом).
Показатели по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503738) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря, и до переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов». Рассмотрим Нажмите для запуска.
Важно
В описании порядка заполнения Отчета (ф. 0503738) неоднократно используется термин «расходные обязательства». В то же время понятие «расходные обязательства» определено только для казенных учреждений в рамках Бюджетного кодекса РФ. Также используется термин «сметные назначения», в то время как с 1 января 2012 г. бюджетными учреждениями смета расходов не формируется, а формируется план финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД), т. е. назначения правильнее называть «плановыми» а не «сметными», как и указано в заголовках граф Отчета (ф. 0503738). В настоящем описании используются более корректные термины.
📌 Реклама Отключить
В Отчете (ф. 0503738) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения отражаются:
в графе 1 – наименование расходов (выплат), по которым утвержденным на текущий (отчетный) финансовый год планом ФХД (сметой доходов и расходов) учреждения предусмотрено принятие за счет соответствующего вида финансового обеспечения (деятельности) обязательств учреждения;
в графе 4 – годовые объемы утвержденных сметных (плановых) назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года» (0 504 10 200, 0 504 10 300, 0 504 10 500, 0 504 10 800);
📌 Реклама Отключить
в графах 5–11 – показатели объема принятых, исполненных и неисполненных обязательств (денежных обязательств):
в графе 5 – принятые учреждением обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (0 502 11 211–0 502 11 213, 0 502 11 221–0 502 11 226, 0 502 11 241, 0 502 11 242, 0 502 11 252, 0 502 11 253, 0 502 11 262, 0 502 11 263, 0 502 11 290, 0 502 11 310–0 502 11 340) в сумме кредитовых оборотов по счету, а также принятых и не исполненных обязательств на начало отчетного периода;
Важно
Согласно порядку заполнения Отчета (ф. 0503738)не предусмотрено отражение в графах 5 и 7 объемов принятых и денежных обязательств (коды 510–550, 810–820 КОСГУ).
в графе 6 отражается сумма принятых на отчетную дату обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 5 над показателем графы 4;
📌 Реклама Отключить
в графе 7 отражаются принятые учреждением денежные обязательства. Графа заполняется на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» (0 502 12 211–0 502 12 213, 0 502 12 221–0 502 12 226, 0 502 12 241, 0 502 12 242, 0 502 12 252, 0 502 12 253, 0 502 12 262, 0 502 12 263, 0 502 12 290, 0 502 12 310–0 502 12 340) в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода;
в графе 8 отражается сумма принятых на отчетную дату денежных обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема плановых назначений по расходам. Данный показатель определяется расчетным путем как превышение показателя в графе 7 над показателем графы 4;
в графе 9 – на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовому счету 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения», открытому к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период, в разрезе видов расходов (выплат).
📌 Реклама Отключить
Важно
Инструкцией № 33нпредусмотрено отражение исполнения обязательств только путем безналичной оплаты. В то же время бюджетные учреждения могут исполнять обязательства и наличными (без сдачи на лицевой счет), и неденежным путем. Такие способы исполнения предусмотрены в Отчете (ф. 0503737).
органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).
В целях осуществления учета принятых обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия:
обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного или автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
📌 Реклама Отключить
денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Т. о., обязательства учреждения – это те суммы, которые до конца года должны быть уплачены. Денежные обязательства – это те суммы, которые учреждение уже обязано оплачивать на текущий момент. Следовательно, денежное обязательство всегда меньше либо равно обязательству учреждения.
В соответствии с положениями п. 318 Инструкции № 157н:
перечень первичных документов, на основании которых учреждение принимает обязательства и денежные обязательства, устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики;
📌 Реклама Отключить
при формировании перечня первичных документов учреждение должно соблюдать требования финансового органа о порядке санкционирования обязательств.
На основании этих положений выстраивается система учета обязательств учреждения и денежных обязательств из трех уровней:
на уровне федерального законодательства об учете определены общие понятия об обязательствах учреждения и денежных обязательствах;
на уровне финансового органа публично-правового образования могут быть определены дополнительные требования к порядку санкционирования расходов бюджетных учреждений;
на уровне учетной политики полностью регламентируются все вопросы по учету обязательств учреждения и денежных обязательств, не решенные на предыдущих уровнях, виды первичных документов, подтверждающих принятие и изменение обязательств по всем видам расходов.
📌 Реклама Отключить
Т. о., учреждение обязано иметь установленный порядок учета обязательств (далее – Порядок) и соответствующие первичные документы. Учреждению следует установить такой Порядок самостоятельно в рамках учетной политики. Порядок должен охватывать все аспекты хозяйственной деятельности учреждения (все коды КОСГУ).
Если на начало года на счетах числится кредиторская задолженность, которую планируется погасить в текущем году, то учреждению следует заблокировать часть прав на принятие обязательств по соответствующим кодам КОСГУ, что отражается в Порядке. Суммы кредиторской задолженности должны быть отражены, с одной стороны, в главной книге и акте инвентаризации расчетов, с другой – в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), входящих в состав Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) за предыдущий год и, по возможности, подтверждены актами сверки расчетов с кредиторами.
📌 Реклама Отключить
Разрабатывая Порядок, для каждой категории хозяйственных операций следует предусмотреть:
первичный документ, на основании которого будет приниматься обязательство;
порядок определения даты обязательства;
порядок определения суммы обязательства;
порядок изменения обязательства (первичный документ, на основании которого может быть изменено обязательство соответствующей категории).
В частности, следует установить порядок определения суммы обязательства учреждения и денежного обязательства при наличии аванса (дебетового сальдо) на начало года, который заведомо не будет истребован и пойдет в зачет расчетов текущего года.
Также следует уделить внимание определению порядка принятия обязательств учреждения и денежных обязательств по выдаче денежных средств подотчет и ситуации возврата подотчетных сумм, что особенно актуально для учреждений, где часто производится командирование сотрудников или закупки за наличный расчет.
📌 Реклама Отключить
Обязательство учреждения – это, по сути, обещание заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Денежное обязательство – это обязанность бюджетного учреждения заплатить деньги юридическому или физическому лицу. Часто обязательство учреждения и денежное обязательство возникают одновременно в одной сумме, но возможны и различия. Разницу между этими понятиями проще понять на примерах:
Пример
Учреждение заключило на год договор на консультационные услуги на сумму 50 000 руб. с условием оплаты по факту выставленных счетов (оказанных услуг). Обязательство учреждения уже принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 226 КОСГУ. Соответственно, объем прав на принятие обязательств должен быть заблокирован на 50 000 руб. Но денежного обязательства в данном случае нет, пока нет акцептованных счетов.
📌 Реклама Отключить
Пример
Учреждение заключило договор поставки основных средств на сумму 50 000 руб. с условием авансирования в размере 30%, что составляет 15 000 руб.
Обязательство учреждения принято в сумме 50 000 руб. и отнесено на код 310 КОСГУ. Денежное обязательство принято в сумме тех денег, которые учреждение обязано оплатить в установленный срок после подписания договора, – 15 000 руб., хотя поставки основных средств еще нет.
Пример
В соответствии с принятой учетной политикой учреждение приняло обязательство по оплате труда по коду 211 КОСГУ в сумме годовых сметных назначений на дату первого рабочего дня текущего года. Но до тех пор, пока не будет произведено начисление, денежного обязательства не будет.
📌 Реклама Отключить
Обычно операции, приводящие к возникновению денежных обязательств, отражаются соответствующими кредитовыми оборотами по счетам 0 301 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Но есть ряд ситуаций, в которых возникновение денежного обязательства может быть не отражено в учете бухгалтерскими проводками (кроме записей по кредиту соответствующих счетов 0 502 12 000). Это ситуации разного рода авансовых платежей:
заключение договора с условием авансового платежа – денежное обязательство есть, а начисления еще нет, оно будет произведено после поступления документов, подтверждающих исполнение договора;
начисление оплаты работникам за первую половину месяца – денежное обязательство есть, а начисления нет, оно будет произведено в конце месяца в полной сумме;
выдача денежных средств подотчет авансом – денежное обязательство уже было, раз была выплата, а начисление будет только после принятия авансового отчета.
Отражение дебиторской и кредиторской задолженностей в отчете (ф. 0503738)
Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2017
О том, как в отчете (ф. 0503738) отразить сумму дебиторской задолженности, образовавшейся на отчетную дату у учреждения по счету 4 303 02 000, читайте в этой рубрике.
У учреждения на отчетную дату (1 апреля 2017 года) по счету 4 303 02 000 имеется дебиторская задолженность, образовавшаяся в результате превышения суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности в I квартале 2017 года над суммой начисленных страховых взносов. Как отразить сумму задолженности в отчете (ф. 0503738)?
Сумма превышения принятых и исполненных денежных обязательств над суммой принятых обязательств будет отражаться в графе 10 отчета (ф. 0503738) со знаком минус. Из положений п. 1.7.6 Письма Минфина РФ от 02.02.2017 № 02-07-07/5669 следует, что превышение показателя графы 9 над показателем графы 7 допустимо только в случае наличия на отчетную дату дебетового остатка по счету 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Причины, приведшие к превышению суммы исполненных денежных обязательств над суммой принятых обязательств, подлежат отражению в пояснительной записке (ф. 0503760). Разъяснения, приведенные в письме, касаются составления бюджетной отчетности, но, по нашему мнению, вполне могут применяться и в данном случае.
Обоснование. Отчет (ф. 0503738) заполняется в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения (п. 47 Инструкции № 33н). Форма включает в себя три раздела:
- «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам»;
- «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по выплатам источников финансирования дефицита учреждения»;
- «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом».
Операции, описанные в вопросе, будут отражаться в разд. 1 формы.
Предлагаем рассмотреть порядок заполнения отчета (ф. 0503738) и применения положений п. 48 Инструкции № 33н на примере.
Пример
Размер плановых назначений по начислениям на выплаты по оплате труда на 2017 год (утвержден планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения) утвержден в сумме 2 100 720 руб. Бюджетное учреждение в I квартале 2017 года начислило страховые взносы в сумме 525 180 руб. За январь – февраль 2017 года учреждением были начислены и перечислены в бюджет суммы страховые взносы в размере 350 000 руб. В марте 2017 года была начислена сумма страховых взносов, равная 175 180 руб. В этом же месяце размер пособий, начисленных работникам учреждения, составил 178 000 руб. Поскольку сумма выплат превышает размер начисленных страховых взносов, на отчетную дату (на 1 апреля 2017 года) образовались дебиторская задолженность по счету 4 303 02 830 в сумме 2 820 руб.
Ниже приведем бухгалтерские операции по ситуации, описанной в примере. При этом укажем лишь те бухгалтерские записи, которые необходимы для заполнения отчета (ф. 0503738), фактически корреспонденция счетов по начислению и выплате сумм страховых взносов, сумм пособий шире:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
|
Отражена сумма утвержденных плановых назначений по начислениям на выплаты по оплате труда |
4 504 10 213 |
4 506 10 213 |
2 100 720 |
Приняты расходные обязательства в отношении начисленных сумм страховых взносов в I квартале 2017 года |
4 506 10 213 |
4 502 11 213 |
525 180 |
Приняты денежные обязательства по оплате сумм страховых взносов |
4 502 11 213 |
4 502 12 213 |
350 000 |
Исполнены денежные обязательства |
4 502 12 213 |
4 502 12 213 |
350 000 |
Перечислена сумма начисленных страховых взносов за январь – февраль 2017 года |
4 303 00 000 |
4 201 11 610 18 (213) |
350 000 350 000 |
Приняты денежные обязательства по оплате пособий |
4 502 11 213 |
4 502 12 213 |
178 000 |
Исполнены денежные обязательства |
4 502 12 213 |
4 502 12 213 |
178 000 |
Списаны денежные средства с лицевого счета учреждения для выплаты застрахованным лицам – работникам учреждения |
4 210 03 560 4 201 34 510 |
4 201 11 610 18 (213) 4 210 03 660 |
178 000 178 000 178 000 |
В рассматриваемой в вопросе ситуации принятие и исполнение учреждением обязательств по начислению сумм страховых взносов, начислению и выплате пособий по временной нетрудоспособности в отчетном периоде будут отражаться в разд. 1 формы следующим образом:
Номер графы |
Информация, отражаемая в графе согласно нормам п. 48 Инструкции № 33н |
Комментарий по заполнению граф |
Наименование показателя (расходов (выплат) учреждения) |
Отражаются начисления на выплаты по оплате труда |
|
Код вида расходов (выбытий) |
Проставляется код вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»* |
|
Утвержденные плановые назначения на соответствующий год |
Указываются показатели, отраженные по дебету счета 119 4 504 10 213 |
* Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, установлено, что оплата пособия по временной нетрудоспособности, за исключением пособия за первые три дня временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя (в том числе перечисление налога на доходы физических лиц в случае его удержания с доходов физического лица в виде пособий по временной нетрудоспособности, за исключением части пособий за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемой за счет средств работодателя) относится на код вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений».
Исходя из отраженных в примере данных другие графы отчета (ф. 0503738) будут заполнены так:
Номер графы |
Информация, отражаемая в графе согласно нормам п. 48 Инструкции № 33н |
Наши рекомендации по заполнению |
Кредитовый остаток по счету 0 502 17 000 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» |
В отношении страховых взносов у учреждения не возникают принимаемых обязательств, поэтому в нашем примере показатель по этой графе будут отсутствовать |
|
Кредитовый оборот по счету 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» |
525 180 руб. |
|
Дебетовый оборот по счету 0 502 17 000 «Принимаемые обязательства» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» |
Поскольку в рассматриваемом нами примере отсутствуют принимаемые обязательства, то эта графа не заполняется |
|
Показатель по кредиту счета 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» |
528 000 руб. (350 000 + 178 000) |
|
Указываются данные по исполнению принятых денежных обязательств текущего финансового года, отраженных по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств», открытым к соответствующим счетам счетов 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», в разрезе видов расходов (выплат), без учета выплат учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков. Также в этой графе отражается информация по исполнению денежных обязательств без движения средств учреждения (некассовыми операциями) |
528 000 руб. (350 000 + 178 000) |
|
Показатель определяется как разность графы 6 и графы 9 |
— 2 820 |
|
Показатель определяется как разность графы 8 и графы 9 |
В отчете (ф. 0503738) операции, рассмотренные в примере, отразятся так:
Наименование показателя | Код строки | КВР | Обязательства | Исполнено денежных обязательств | Не исполнено | |||
Принимаемые | Принятые обязательства | Денежные обязательства | ||||||
всего | Принятых | Принятых денежных обязательств | ||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам всего | 200 | 525 180 | 528 000 | 528 000 | -2 820 | |||
Начисления на выплаты по оплате труда | 119 | 525 180 | 528 000 | 528 000 | — 2 820 |
Получатели бюджетных средств в отношении операций по принятым и исполненным бюджетным обязательствам заполняют отчет (ф. 0503128). Совсем недавно на сайте Минфина было размещено весьма занятное Письмо от 02.02.2017 № 02-07-07/5669, в котором даются разъяснения по формированию получателями бюджетных средств форм бюджетной отчетности, в частности формы 0503128. Мы не случайно обратили на него внимание. Дело в том, что показатели отчетных форм бюджетных и автономных учреждений включаются в консолидированную отчетность главного распорядителя, поэтому должны соблюдаться единые требования к составлению форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Анализ норм инструкций № 191н и 33н, а также писем Минфина, разъясняющих составление и представление форм бюджетной отчетности, показывает, что правила заполнения многих показателей форм бухгалтерской и бюджетной отчетности перекликаются. В некоторых случаях Минфин, давая в своих письмах разъяснения по заполнению отдельных форм бюджетной отчетности, прямо указывает на возможность использования таких разъяснений при заполнении бюджетными и автономными учреждениями форм, составляемых в рамках Инструкции № 33н. Поскольку Инструкция № 33н не содержит разъяснений по отражению в отчете (ф. 0503728) превышения суммы исполненных обязательств над суммой принятых обязательств, мы обратились к Письму Минфина РФ № 02-07-07/5669, чтобы посмотреть, как подобная ситуация будет отражаться в отчете (ф. 0503128).
В пункте 1.7 данного письма сказано, что в графах 5 – 12 отчета (ф. 0503128) отражение показателей со знаком минус недопустимо. В то же время Минфин считает возможным наличие превышения показателей графы 9 над показателем графы 7 в случае наличия на отчетную дату дебетового остатка по счету 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Поскольку Минфин допускает возможность превышения графы 9 над графой 7 в отчете (ф. 0503128) у получателей бюджетных средств, в отчете (ф. 0503738) бюджетных учреждений такое превышение тоже допустимо, если у учреждения на отчетную дату имеется дебиторская задолженность по счету 4 303 02 000. Превышение суммы исполненных обязательств над суммой принятых обязательств отражается в графе 10 со знаком минус. Причины, приведшие к превышению суммы исполненных денежных обязательств над суммой принятых обязательств, указываются в пояснительной записке (ф. 0503760).
ОБНОВЛЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ОБНОВЛЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОТЧЕТНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора
Приказом Минфина России от 16.10.2019 № 166н внесены изменения в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н; далее — Инструкция № 33н).
В материале рассмотрим основные положения изменений.
Новые термины и ужесточение ответственности
Следует отметить, что поправки, внесенные в Инструкцию № 33н, аналогичны изменениям в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (приказ Минфина России от 20.08.2019 № 131н).
При составлении отчета в 2019 году следует учесть письмо Федерального казначейства от 03.07.2019 № 07-04-05/08-13926.
Введен аналогичный термин — «периметр консолидации», под которым понимается перечень субъектов бухгалтерской отчетности, бухгалтерская отчетность которых подлежит включению в консолидированную бухгалтерскую отчетность, например учреждения, подведомственные одному учредителю.