Содержание
- Оценка основных средств в налоговом учете
- Кадастровая оценка
- Определение кадастровой стоимости
- Изменение кадастровой стоимости
- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
- ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
- Порядок налогового учета основных средств в 2017-2018 годах
- Какое имущество признается амортизируемым для налоговых целей в 2017–2018 годах
- Что нового в правилах налогового учета основных средств в 2017–2018 годах
- Как быть с НДС по приобретенному ОС
- Первоначальная стоимость ОС в учете
- Что важно помнить, чтобы корректно определить срок полезного использования по ОС
- Нюансы применения амортизационной премии
- Как продажа ОС влияет на налоговый учет
- Отражение ликвидации ОС в налоговом учете
- Итоги
- Налоговый учет основных средств
- Отражение в учетной политике
- Ремонт основных средств: особенности налогового учета
Оценка основных средств в налоговом учете
Основные средства, для целей налогового учета, как и в бухгалтерском учете, оцениваются по первоначальной, восстановительной или остаточной стоимости.
При отнесении приобретаемого имущества к числу амортизируемых основных средств, организациям следует ориентироваться на его первоначальную стоимость, так как, в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в состав амортизируемого имущества не включаются объекты основных средств, первоначальная стоимость которых менее 10 000 рублей.
Под основными средствами согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Обратите внимание!
С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом №58-ФЗ вышеуказанный пункт статьи 257 НК РФ имеет новую редакцию:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
Как видим из новой редакции статьи 257 НК РФ, законодатель изменил порядок оценки основных средств: начиная с 1 января 2006 года в первоначальную стоимость основного средства разрешается включать любые налоги и сборы, за исключением НДС и акцизов, которые принимаются к вычету.
Первоначальная стоимость, по которой основное средство принимается к бухгалтерскому учету, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.
Существуют особенности определения первоначальной стоимости основных средств для целей налогового учета, зависящие от того, каким способом приобретено имущество.
В случае приобретения основного средства за плату, первоначальная стоимость основного средства определяется в общем порядке. При этом, налоговые органы в фискальных целях, установили то, что «Расходы, для учета которых в целях исчисления прибыли установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта основных средств не включаются. Например, расходы по страхованию имущества (статья 263 НК РФ), проценты по кредитам банка, полученного на приобретение основного средства, суммовые разницы (внереализационные расходы)».
Первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
В случае сооружения объекта основных средств собственными силами организации, первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 319 НК РФ, увеличенная на сумму акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
Основные средства, полученные в счет взноса в уставный капитал, принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости основного средства, определяемой по данным налогового учета у передающей стороны (Письмо Минфина Российской Федерации от 4 мая 2005 года №03-03-01-04/1/210 «О передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации»).
Обратите внимание!
Изменения, внесенные Федеральным законом №58-ФЗ в статью 277 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, подпункт 2 пункта 1 статьи 277 НК РФ имеет новую редакцию:
«При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю».
В новой редакции статьи 277 НК РФ закреплено, что у налогоплательщика получающего имущество в качестве вклада в уставный капитал, должен быть документ, подтверждающий стоимость переданного имущества по данным налогового учета. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость полученного имущества, то стоимость этого имущества признается равной нулю. Изменения в статью 277 НК РФ вносятся с 1 января 2005 года, то есть задним числом.
При безвозмездном поступлении основных средств первоначальная стоимость определяется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости, если это амортизируемое имущество, и не ниже затрат на приобретение или изготовление, если это не амортизируемое имущество.
В некоторых случаях первоначальная стоимость основных средств может быть изменена. В соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ основанием для изменения первоначальной стоимости основных средств являются случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов и по иным аналогичным обстоятельствам.
Достройка, дооборудование и модернизация объектов основных средств связаны с изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Реконструкция связана с переустройством объектов основных средств или их отдельных частей в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры изделий.
Техническое перевооружение представляет собой комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
При определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года. В целях налогообложения прибыли данная переоценка принимается в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году).
Если налогоплательщик будет проводить переоценку объектов основных средств после 1 января 2002 года, ему следует помнить, что положительная сумма переоценки не признается доходом, а отрицательная расходом, учитываемым в целях налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 257 НК РФ предусмотрены различные способы определения остаточной стоимости для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года, и после этой даты.
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 года, определяется как разница между восстановительной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации с учетом переоценки этих сумм, проведенной по состоянию на 1 января 2002 года и отраженный в бухгалтерском учете после 1 января 2002 года.
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2002 года, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
Остаточная стоимость основного средства используется, в частности, при расчете сумм амортизации.
Мы уже отмечали, что с 1 января 2006 года Федеральным законом №58-ФЗ уточнен порядок определения стоимости амортизируемого имущества. При определении первоначальной стоимости ОС в их стоимости не учитываются суммы налога на добавленную стоимость и акцизов.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей учета основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Основные средства».
Начиная с 2014 года часть объектов недвижимости облагается налогом на имущество юридических лиц в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса, а с 2015 года исходя из кадастровой стоимости будет определяться налоговая база и для налога на имущество физических лиц в соответствии с 32 главой НК РФ*.
*В соответствии с поправками, внесенными в НК РФ законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. 32 глава НК РФ предусматривает новый порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц – начиная с 2015 года сумма налога будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше
До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» — исходя из инвентаризационной стоимости объектов.
Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости в соответствии с положениями ст.390 НК РФ.
Налогообложение объектов недвижимости исходя из рыночной стоимости является одним из важнейших вопросов налоговой реформы в нашей стране. Однако кадастровая оценка недвижимости далеко не всегда совпадает с реальной рыночной ценой (и нередко кадастровая стоимость вовсе не занижена, а серьезно завышена). За счет налога на имущества и налога на землю пополняются местные бюджеты, и они чрезвычайно в таком пополнении заинтересованы.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются следующими нормативными актами:
Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010г. №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)»
- И т.д.
В нашей статье мы расскажем о том, что такое кадастровая оценка недвижимости, а так же поговорим о возможности оспаривания кадастровой цены имущества и проблемах с этим связанных.
Кадастровая оценка
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через интернет – на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request. Поиск проводится по кадастровому номеру (в том числе – условному или устаревшему), либо по адресу, либо по номеру права/ограничения.
Нередко, узнав кадастровую стоимость объекта имущества, владелец имущества удивляется – в некоторых случаях удивляется и успокаивается – кадастровая стоимость намного ниже реальной цены имущества, а в некоторых удивляется и расстраивается – кадастровая стоимость значительно превышает реальную цену объекта.
Отчего-же могут возникать значительные разницы между кадастровой и рыночной стоимостью?
Ответ прост. При проведении кадастровой оценки кадастровая стоимость, в большинстве своем, устанавливается с использованием методов массовой оценки.
Массовая оценка это систематизированный метод получения оценок рыночных стоимостных показателей большой группы однородных объектов недвижимости, расположенных на обширной географической территории, с использованием методов статистической обработки информации на основе сравнительного анализа большого количества аналогов с использованием минимального набора объективно измеряемых ценообразующих факторов, являющихся общими для всех аналогов.
Массовая оценка используется для оценки большого количества объектов, которые различаются между собой, поэтому вынужденным инструментом ее является применение стандартных методов к группам и классам объектов, что требует определенной работы по классификации видов и подвидов объектов недвижимости.
Соответственно, при использовании такого метода оценки выбираются определяющие факторы, влияющие на цену объекта*, оценивается степень их влияния и на основании этого вычисляется единая «справедливая» цена за квадратный метр объекта недвижимости определенной группы.
*Например, удаленность от дороги, наличие инфраструктуры, близость к центру города, наличие либо отсутствие водопровода и газоснабжения и т.д. и т.п.
Дальше все просто – цена метра умножается на количество этих метров. И неважно, владеете ли Вы «хрущевкой» или элитным жильем. Если они попали в одну группу объектов, то и кадастровая стоимость метра у них будет одинаковой.
Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственную кадастровую оценку регулирует Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4).
По ФСО №4 группировка объектов оценки происходит по следующим правилам:
1. При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне, разбиваются на группы объектов на основании:
- анализа информации о рынке таких объектов,
- обоснования модели оценки кадастровой стоимости,
- состава ценообразующих факторов и сведений о значениях этих факторов для каждого исследуемого вида объектов оценки.
2. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов и могут быть достоверно определены и объективно измерены.
3. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.
4. Объекты недвижимости, строительство которых не завершено, не могут быть отнесены в одну группу с объектами недвижимости, строительство которых завершено.
5. Для каждой группы объектов оценки оценщиком должна быть выбрана модель оценки, позволяющая на основе информации о ценообразующих факторах рассчитать кадастровую стоимость любого объекта оценки, входящего в данную группу.
Определение кадастровой стоимости
ФСО №4 предъявляет следующие требования к определению кадастровой стоимости:
- Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования Перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
- Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) либо без него.
- При применении методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничения (обременения) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативным правовым актом РФ субъекта РФ, органа местного самоуправления, (в случае отсутствия у оценщика такой информации).
Оценка кадастровой стоимости происходит путем построения моделей оценки. Для построения модели оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.
При построении модели оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, осуществляется оценщиком.
При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные:
- в фонд данных государственной кадастровой оценки,
- государственный кадастр недвижимости,
- фонд данных землеустроительной документации,
- фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта РФ и муниципальных образований.
Также допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения.
Для незастроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается тот вид разрешенного использования, который обеспечивает такому земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования.
Для застроенного земельного участка в указанных обстоятельствах принимается вид разрешенного использования исходя из назначения объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных в пределах данного земельного участка.
Для построения модели оценки в соответствии с положениями ФСО №4 может быть использована методология любого из подходов к оценке:
- затратного,
- сравнительного,
- доходного.
Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется оценщиком исходя из особенностей вида разрешенного использования или назначения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации.
Выбор модели оценки состоит из следующих этапов:
- выбор структуры моделей оценки (формы связи кадастровой стоимости и ценообразующих факторов);
- выбор окончательного вида модели оценки, в том числе на основе анализа достоверности использованной информации и точности моделей оценки.
При наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.
В соответствии с ФСО расчет кадастровой стоимости объектов оценки, должен вестись с соблюдением следующих правил:
- При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту, в модель выбранную оценщиком.
- Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
- В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.
- Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованны. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
- По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.
- Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки.
В течение 30 дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, СРО оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
В течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения, составляют фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.02.2011г. №53 утвержден Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.
Согласно Порядку, ведение фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой:
- сбор,
- обработку,
- внесение,
- учет,
- систематизацию
и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения.
Фонд данных государственной кадастровой оценки ведется на электронных носителях с применением стандартизированных технических и программных средств, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ о защите информации и обеспечивающих автоматизированный ввод сведений в указанный фонд данных.
В состав фонда данных включены отчеты:
- об определении кадастровой стоимости,
- об оценке рыночной стоимости,
на основании которых были оспорены результаты определения кадастровой стоимости.
Так же в нем содержатся цифровые тематические карты, сформированные для определения ценообразующих факторов, а также систематизированные сведения об объектах оценки, в том числе:
- наименование субъекта РФ (муниципального образования);
- сведения о договоре на проведение оценки (номер и дата, информация о заказчике и исполнителе работ по определению кадастровой стоимости, содержащаяся в договоре на проведение оценки, предмет договора на проведение оценки, сроки проведения работ);
- реквизиты акта, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости;
- кадастровые номера, количественные и качественные характеристики объектов оценки, использовавшиеся при определении кадастровой стоимости;
- сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки и источниках сведений о них;
- о результате группировки объектов оценки;
- о результате построения выбранной исполнителем работ по определению кадастровой стоимости модели оценки;
- о результате расчета кадастровой стоимости объектов оценки;
- о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен, использованной оценщиком при построении модели оценки;
- об информации, полученной в результате мониторинга рынка недвижимости.
Изменение кадастровой стоимости
Если кадастровая стоимость значительно отличается от рыночной в большую сторону, перед налогоплательщиками стоит выбор – либо платить налоги с завышенной суммы, либо оспаривать кадастровую стоимость имущества.
Однако необходимо понимать, что оспаривание кадастровой стоимости во-первых процесс не быстрый, а во-вторых – весьма дорогостоящий.
Согласно положениям ст.66 Земельного кодекса, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Для подтверждения такой рыночной стоимости потребуются:
- Отчет оценщика,
- Заключение СРО*.
*Которое может стоить дороже самой оценки имущества. При этом возмещение затрат, понесенных на оспаривание кадастровой стоимости пока никак не регламентировано.
В соответствии с положениями ст. 24.18 закона №135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:
- юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,
- органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).
- физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Соответственно, юридическое лицо, оспаривающее кадастровую стоимость в обязательном порядке обращается в комиссию до того, как подать документы в суд. А вот физические лица могут обращаться в комиссию, а могут и сразу идти в суд.
Для справки – процент положительных решений комиссии в столице составляет около 2% от общего количества обращений.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
И тут тоже может возникнуть проблема – далеко не всегда данные о дате, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта, находятся в открытом доступе.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии, заявители обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
1. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4. Отчет оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5. Положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и другим законодательным актам.
Обратите внимание:Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
Таким образом, прежде чем заняться оформлением документов для оспаривания кадастровой стоимости, разумным представляется сбор информации о стоимости услуг, которые необходимо будет оплатить для получения необходимого комплекта документов (и это не учитывая временные и моральные потери). Вполне возможно, дешевле будет уплачивать завышенные суммы налогов в местный бюджет.
>Налог на имущество организаций в 2016 году
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:
- налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога.
Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.
Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:
- переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
- внесенное в совместную деятельность;
- полученное по концессионному соглашению.
Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.
Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:
- находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
- полученное по концессионному соглашению.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:
- земельные участки;
- участки недр;
- все, что прямо связано с землей;
- здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
- подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.
Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).
ЭТО ВАЖНО
Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.
В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).
Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.
Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.
Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).
Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).
Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.
Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.
НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).
В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества
Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт) рассчитывается следующим образом:
СргСт = (ОС1 + ОС2 + ОС3 + ОС4 + … + ОС12 + ОС13) / (12 + 1), (1)
где ОС1, ОС2, ОС3, …, ОС12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;
ОС13 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря);
12 — число месяцев налогового периода.
В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.
ПРИМЕР 1
В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:
- на 1 января — 200 000 руб.;
- на 1 февраля — 190 000 руб.;
- на 1 марта — 180 000 руб.;
- на 1 апреля — 170 000 руб.;
- на 1 мая — 160 000 руб.;
- на 1 июня — 150 000 руб.;
- на 1 июля — 140 000 руб.;
- на 1 августа — 130 000 руб.;
- на 1 сентября — 120 000 руб.;
- на 1 октября — 110 000 руб.;
- на 1 ноября — 100 000 руб.;
- на 1 декабря — 90 000 руб.
Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.
Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества:
(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб.).
По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт):
СрСт = (ОС1 + ОС2) / (К + 1), (2)
где ОС1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;
ОС2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;
К — количество месяцев отчетного периода.
ПРИМЕР 2
Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.
Средняя стоимость имущества:
- за первый квартал:
(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);
- за первое полугодие:
(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);
- за девять месяцев:
(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций, необходимо знать налоговую ставку.
Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.
Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.
ПРИМЕР 3
На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.
Авансовые платежи за отчетные периоды:
- за первый квартал:
1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;
- за первое полугодие:
1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;
- за девять месяцев:
1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.
Сума налога за налоговый период:
140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб.
По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 – 1017,5 – 935 – 852,5).
Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы
Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
- нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».
Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:
- фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий:
1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;
2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.
Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.
По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@ «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:
- данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
- имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.
Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.
Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).
Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.
Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:
- из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
- по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.
Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно. В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К) рассчитывается следующим образом:
К = К1 / К2, (3)
где К1 — количество полных месяцев владения объектом;
К2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014–2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).
По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/8853@ «О налоге на имущество организаций»).
Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, можно получить на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru). Для целей налогообложения желательна официальная информация о кадастровой стоимости имущества или справка по состоянию на 1-е число налогового периода.
В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.
Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).
Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы. Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:
- для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
- для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.
НА ЗАМЕТКУ
Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016–2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.
Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:
- расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
- используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
- расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.
Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.
ПРИМЕР 4
По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 %.
Сумма налога на имущество за 2015 г. составит:
50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб.
Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.
Авансовые платежи на отчетные периоды:
- за первый квартал:
1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;
- за первое полугодие:
1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;
- за девять месяцев:
1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.
Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:
150 000 руб. × 3 = 450 000 руб.
По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб. (600 000 руб. – 450 000 руб.).
ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
По имуществу, которое находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.
Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
ЭТО ВАЖНО
Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).
В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.
Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.
Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.
Порядок налогового учета основных средств в 2017-2018 годах
Налоговый учет основных средств в 2017-2018 годах компании должны осуществлять с учетом актуальных изменений законодательства. Несмотря на то что базовые подходы и принципы изменений не претерпели, некоторые нюансы фирмам следует принять во внимание. Тому, на чем специалистам важно сосредоточиться в первую очередь, чтобы корректно вести учет ОС, посвящена данная статья.
Какое имущество признается амортизируемым для налоговых целей в 2017–2018 годах
Что нового в правилах налогового учета основных средств в 2017–2018 годах
Как быть с НДС по приобретенному ОС
Первоначальная стоимость ОС в учете
Что важно помнить, чтобы корректно определить срок полезного использования по ОС
Нюансы применения амортизационной премии
Как продажа ОС влияет на налоговый учет
Отражение ликвидации ОС в налоговом учете
Итоги
Какое имущество признается амортизируемым для налоговых целей в 2017–2018 годах
В 2017–2018 годах по-прежнему амортизируемым следует считать такое имущество, которое используется фирмой для целей извлечения дохода и которое принадлежит компании на праве собственности. При этом срок полезного использования такого имущества должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость превышать 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Стоимостной лимит должен применяться только к тем основным средствам, которые фирма ввела в эксплуатацию после 01.01.2016 (п. 7 ст. 5 закона «О внесении изменений в НК РФ» от 08.06.2015 № 150-ФЗ).
Если фирма планирует использовать имущество в своей основной деятельности в течение более чем 12 месяцев, возможны следующие варианты:
- если компания ввела имущество в эксплуатацию до 01.01.2016, оно признается ОС, если его стоимость более 40 000 руб.;
- если имущество было введено в эксплуатацию после 01.01.2016, то как ОС его можно учитывать, только если его стоимость превышает 100 000 руб.
О порядке учета основных средств стоимостью до 100 000 руб. можно прочитать в статье «Учет основных средств стоимостью до 100 000 рублей».
Что нового в правилах налогового учета основных средств в 2017–2018 годах
Нововведением 2017 года является новая классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, основанная на новом ОКОФ (приказ Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в редакции постановления Правительства от 07.07.2016 № 640).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Новая классификация основных средств, применяемая с 2017 года, предназначена только для определения сроков полезного использования основных средств в целях исчисления налога на прибыль. Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, предусматривающий, что классификация основных средств может использоваться для целей бухгалтерского учета, исключен.
В новой классификации основные средства сгруппированы иначе:
- изменились коды и наименования основных средств;
- добавлены объекты, которых не было в старой классификации;
- некоторые позиции перемещены из одной амортизационной группы в другую.
Например, грузовые автомобили грузоподъемностью от 3,5 до 5 тонн в старом ОКОФ входили в 4-ю амортизационную группу (СПИ — от 5 до 7 лет), а в новой они относятся к 5-й амортизационной группе (СПИ — от 7 до 10 лет).
Естественно, что в подобной ситуации бухгалтеры задавались вопросами: какой СПИ применяется для объектов ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017 и нужно ли пересчитывать налог на прибыль по объектам, СПИ которых изменился? Ответы на данные вопросы бухгалтеры смогли увидеть в письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124, в котором было разъяснено, что в отношении ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется СПИ, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию (письмо Минфина РФ от 08.11.2016 № 03-03-РЗ/65124).
В 2018 году у компаний появилась возможность уменьшить налог на прибыль (или авансовые платежи по этому налогу) на инвестиционный налоговый вычет. Компания может выбрать способ списания стоимости ОС:
- начислять амортизацию;
- или применить инвестиционный вычет.
Подробности узнайте из публикаций:
- «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль»;
- «Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль с 2018 года».
Как быть с НДС по приобретенному ОС
НК РФ устанавливает 2 возможных способа учета величины входного НДС по вновь купленным ОС:
- принять к вычету в налоговой базе по НДС (как и для большинства сырья и материалов, используемых предприятием на производстве);
- включить сумму НДС в стоимость ОС, по которой такое ОС будет принято к учету как в бухгалтерских, так и в налоговых целях.
Выбор конкретного способа учета зависит от выполнения некоторых критериев, прописанных в п. 2 ст. 171 НК РФ.
В частности, фирма может принять к вычету входной НДС, если соблюдаются следующие условия:
- фирма намерена использовать ОС только для облагаемой НДС деятельности;
- ОС было принято к учету компанией;
- имеется счет-фактура, из которого можно установить размер входного НДС по ОС.
ВАЖНО! Вычет по ОС можно заявить в рамках 3 лет, следующих за периодом принятия ОС к учету. Если же срок пропущен, вычетом пользоваться нельзя (письмо Минфина России от 05.02.2016 № 03-07-11/5851).
Еще один нюанс вычета по ОС ищите в статье «Можно ли вычет по одному счету-фактуре “растянуть” на несколько кварталов?».
Если фирма купила ОС, которое будет использоваться в не облагаемой НДС деятельности, то НДС компания включает в учетную стоимость ОС.
Если же ОС на предприятии может служить целям как облагаемой НДС деятельности, так и не облагаемой, то часть входного НДС уменьшает базу по НДС, а оставшаяся часть должна быть учтена в стоимости ОС (п. 4 ст. 170 НК РФ) исходя из пропорции выручки от соответствующих видов деятельности в общем объеме оборота фирмы за налоговый период.
Первоначальная стоимость ОС в учете
Если фирма получает/приобретает ОС, первостепенная задача для специалиста по ведению учета — рассчитать стоимость ОС, по которой оно будет принято к учету.
Как следует из п. 1 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость ОС исчисляется как сумма всех затрат, которые фирма понесла в связи с приобретением такого ОС.
Такую стоимость в налоговом учете могут формировать:
- сумма, уплаченная продавцу ОС;
- входной НДС, если такое ОС будет служить целям не облагаемой НДС деятельности компании, как было рассмотрено выше;
- затраты на доставку ОС до фирмы-покупателя;
- иные расходы, сопутствующие приготовлению ОС к работе (при этом важно, чтобы без таких работ фирма не могла использовать ОС в своей деятельности, иначе указанные затраты не будут формировать первоначальную стоимость ОС);
- таможенные пошлины, сборы, госпошлина и т. д.;
- некоторые иные затраты, которые непосредственно сопряжены с приобретением фирмой ОС (перечень открыт).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Следует помнить, что в налоговых целях в первоначальную стоимость не включаются проценты по кредиту, который компания взяла для покупки ОС. В бухгалтерском учете подход иной: проценты формируют первоначальную стоимость ОС.
О том, в какой ситуации в состав ОС может попасть имущество с первоначальной стоимостью, меньшей, чем лимит, установленный для отнесения к амортизируемому имуществу, читайте в материале «Как учитывать актив, если за него заплатили менее 100 тыс. рублей, а затем реконструировали на 1 млн?».
Что важно помнить, чтобы корректно определить срок полезного использования по ОС
Определение срока полезного использования ОС часто вызывает у специалистов налогового учета трудности.
Рассмотрим примерный алгоритм действий по определению СПИ по ОС.
Шаг 1. Определяем, к какой из групп ОС относится приобретенный фирмой объект. Для этого изучаем классификацию ОС, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в редакции постановления Правительства от 07.07.2016 № 640 (далее — классификация 1), и соотносим конкретное ОС с соответствующими группами. При этом важно обращать внимание не только на наименования в классификации 1, но и на примечания, поскольку в них законодатель мог исключить какие-либо ОС из состава группы или, напротив, добавить иные.
ВАЖНО! Если в классификации 1 поименована группа ОС, то для выяснения, входит ли в такую группу объект ОС фирмы, нужно использовать ОКОФ.
После того как соответствие установить удалось, фирма берет рамки СПИ, прописанные в классификации 1 для амортизационной группы, и устанавливает для своего ОС любой СПИ, соответствующий интервальным значениям классификации 1. Об этом сказано в письме Минфина России от 31.03.2016 № 03-03-06/1/18112.
Шаг 2. Если с помощью ОКОФ СПИ определить не получилось, компания должна сделать это путем собственных расчетов, основанных на технических документах производителей ОС (п. 6 ст. 258 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если приобретенное ОС ранее уже использовалось другой фирмой, новый владелец может отразить у себя в учете СПИ за минусом периода использования данного ОС прежним собственником. Подробнее об этом читайте .
Нюансы применения амортизационной премии
Амортизационная премия — следующий момент, четкое представление о котором также должно быть у любого специалиста по учету ОС в организации.
ВАЖНО! Амортизационная премия может быть использована только в целях налогового учета. На бухгалтерской отчетности ее применение никак не отражается.
Суть амортизационной премии сводится к следующему: в момент приобретения ОС фирма может сразу списать до 30% от первоначальной стоимости ОС на расходы, значительно уменьшив таким образом налоговую базу по налогу на прибыль.
При этом не следует забывать, что такую премию можно применять не только в отношении новых ОС, но и по уже имевшимся, прошедшим модернизацию.
Подробнее о модернизации см. в статье «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Фирме, решившей применять амортизационную премию, важно закрепить соответствующее положение в учетной политике, расписав порядок ее применения (к каким группам ОС применяется, каков размер премии и т. д.).
Однако компании следует отдавать себе отчет, что амортизационная премия может уменьшить первоначальную стоимость ОС сразу на 30%, а значит, амортизация по объекту в последующие налоговые периоды будет начисляться в значительно меньшем размере. Несмотря на налоговую экономию в 1-м налоговом периоде (когда ОС было принято к учету), в последующих использование такой премии увеличит налоговые издержки фирмы.
О методах амортизации ОС см. в статье «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
Как продажа ОС влияет на налоговый учет
При продаже ОС у фирмы могут возникнуть налоговые последствия как в части НДС, так и в отношении налога на прибыль.
В части НДС организации должны в первую очередь понимать, что ранее принятый к вычету входной НДС по продаваемому ОС восстанавливать к уплате не нужно. Даже если ОС продано по цене меньшей, чем его остаточная стоимость (п. 3 ст. 170 НК РФ).
Однако из этого правила есть исключение: если фирма не продала, а передала свое ОС в уставный капитал другой компании, она должна будет восстановить ранее принятый к вычету входной НДС по переданному ОС в пропорции к его остаточной стоимости (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Остаточная стоимость исчисляется по данным бухгалтерского учета как первоначальная стоимость за минусом начисленной совокупной амортизации.
Когда компания продает ОС, по-разному может быть применена и налоговая ставка. Так, возможны следующие варианты:
- Фирма учитывала ОС без входного НДС. Тогда поверх цены продажи НДС начисляется по стандартной ставке 18%.
- В учетную стоимость ОС был включен входной НДС. В данном случае величина НДС определяется по расчетной ставке (18/118) применительно к разнице между ценой продажи и остаточной стоимостью ОС по данным бухучета фирмы-продавца (п. 3 ст. 154 НК РФ).
В части налога на прибыль продажа ОС влечет за собой следующие последствия:
- у фирмы образуется налогооблагаемый доход в размере цены реализации ОС (без НДС);
- в составе расходов фирма указывает остаточную стоимость ОС;
- если в результате операции образуется убыток, фирма начинает списывать его равномерно в течение оставшегося СПИ по проданному объекту (п. 3 ст. 268 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В случае реализации взаимозависимому лицу основных средств, по которым был применен механизм амортизационной премии, ранее чем по истечении 5 лет с момента их введения в эксплуатацию, суммы амортизационной премии подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 9 ст. 259 НК РФ).
Отражение ликвидации ОС в налоговом учете
ОС на предприятии может выбыть не только по причине продажи, но и в результате, скажем, ликвидации.
Если основное средство ликвидируется, то актуальным становится вопрос о необходимости восстановления НДС. Несмотря на то что ликвидация объектов до того, как истечет срок их полезного использования, не включена в перечень случаев, когда нужно восстановить НДС, Минфин РФ считает, что НДС должен быть восстановлен (письма Минфина России от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 18.03.2011 № 03-07-11/61, от 29.01.2009 № 03-07-11/22).
Однако в судах данная точка зрения поддержки не находит (см. определение ВАС РФ от 15.07.2010 № ВАС-9903/09 по делу № А32-26937/2008-19/491, постановление АС Северо-Кавказского округа от 29.10.2014 № Ф08-7499/2014 по делу № А53-17381/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 по делу № А32-36919/2011, ФАС Московского округа от 23.03.2012 по делу № А40-51601/11-129-222, ФАС Поволжского округа от 27.01.2011 по делу № А55-7952/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.12.2009 по делу № А45-4004/2009, ФАС Центрального округа от 10.03.2010 по делу № А35-8336\08-С8).
При этом НДС по работам, связанным с процессом ликвидации, фирма может принять к вычету, но только после того, как будет подписан акт о приемке соответствующих работ и получен счет-фактура на эти работы (п. 6 ст. 171, п.1 ст.172 НК РФ).
В части налога на прибыль при ликвидации ОС возникают определенные последствия:
- остаточная стоимость по ОС и расходы на ликвидацию включаются во внереализационные расходы (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- рыночная стоимость материалов, которые фирма получила в результате ликвидации ОС, учитывается как внереализационные доходы (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Если предприятие по вопросу восстановления НДС по ликвидированным основным средствам придерживается вышеприведенной позиции Минфина РФ, то восстановленный НДС подлежит включению в прочие расходы (п. 3 ст. 170, ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-11/25579).
Итоги
Механизм учета ОС в 2017–2018 годах в основе своей остался прежним. С 01.01.2017 изменилась классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы.
С 01.01.2018 компании вправе выбрать, как учитывать стоимость ОС при расчете налога на прибыль: начислять амортизацию или применять инвестиционный налоговый вычет.
Для корректного отражения в отчетности операций по учету ОС важно понимать, как определяется СПИ объекта, как исчисляется его первоначальная и остаточная стоимость, как операции приобретения и продажи влияют на механизм обложения НДС и налогом на прибыль. Кроме того, большое значение имеют вопросы исчисления амортизации по ОС.
Налоговый учет основных средств
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Отражение в учетной политике
Каждая организация должна иметь учетную политику в целях налогообложения, в которой отражаются те положения по налоговому учету, которыми будет следовать организация в тех случаях, когда законодательство предоставляет налогоплательщику возможность самому сделать выбор методов, способов учета и т.п.
Напомним, что учетная политика не представляется в налоговую инспекцию при представлении бухгалтерской или налоговой отчетности. Однако, если ИФНС потребует представить учетную политику в ходе проверки, то это надо будет сделать в установленный срок, а именно:
1. 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ) в случаях:
- при проведении камеральной или выездной проверки другого налогоплательщика;
- вне рамок проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки.
2. 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ):
- при проведении камеральной или выездной проверки организации.
Порядок учета основных средств также находят свое отражение в налоговой учетной политике. Какие моменты в этой связи найдут отражение в налоговой учетной политике, на что стоит обратить внимание?
1. Метод начисления амортизации: линейный, нелинейный. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259).
2. Создание резерва на ремонт ОС и норматив ежеквартальных (ежемесячных) отчислений в него. Резерв можно создать (п. 3 ст. 260 НК РФ):
- на «текущий» ремонт ОС;
- на дорогостоящий и сложный капитальный ремонт ОС. Его создают, если на ремонт надо копить более года и такой или аналогичный ремонт любого ОС не проводился в предыдущие три года (Письмо МФ РФ от 29.11.2005 № 03-03-04/1/386).
3. Определение срока полезного использования подержанного ОС: с учетом срока его эксплуатации предыдущим собственником или нет, т.е. по Классификации ОС в пределах сроков, предусмотренных для амортизационной группы, установленной прежним собственником или группы, к которой относится ОС. При этом, данные о сроке фактического использования основного средства у предыдущих собственников должны быть подтверждены документально. Это право на льготу предусмотрено п. 7 ст. 258 НК РФ. При этом, организация — покупатель вправе уменьшить СПИ на весь срок эксплуатации объекта ОС предыдущим собственником, а не на его часть.
4. Применение повышающих коэффициентов 2 или 3 при расчете суммы амортизации по некоторым ОС (например, по лизинговому ОС), что приводит к ускоренному списанию первоначальной стоимости ОС на расходы.
5. Решение о применении пониженных коэффициентов к основной норме амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).
6. Применение амортизационной премии, которую можно применять выборочно к некоторым объектам основных средств. Кроме того, размер амортизационной премии организация определяет сама и фиксирует это в УП. Однако, размер амортизационной премии не может быть больше максимального, который зависит от амортизационной группы, к которой относится ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ):
Амортизационная группа |
Максимальный размер АП |
---|---|
1, 2 (СПИ ОС от 1 года до 3 включительно) |
10% |
8 — 10 (СПИ — свыше 20 лет) |
|
3 — 7 (СПИ — свыше 3 до 20 лет включительно) |
30% |
Ремонт основных средств: особенности налогового учета
Затраты на ремонт основных средств могут быть произведены за счет резерва, если организацией принято решение создавать резерв, или нет. Кстати, в бухгалтерском учете такой резерв не создается.
Если резерв на ремонт ОС в налоговом учете не создается, то порядок учета расходов следующий:
1. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС своими силами, то
- амортизация, начисленная по ОС, используемым для ремонта, включается в прочие расходы на последнее число месяца, за который она начислена;
- стоимость сырья и материалов включается в прочие расходы на дату акта на списание материалов;
- зарплата рабочих, выполняющих ремонтные работы, и начисленные на нее страховые взносы включаются в прочие расходы на последнее число месяца, за который они начислены;
- НДС по материалам и инструментам, приобретенным для ремонта, принимается к вычету, после того как материалы и инструменты будут приняты к учету и будет получен счет-фактура поставщика.
2. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС с помощью подрядчика, то:
- стоимость ремонтных работ по договору включается в прочие расходы на дату подписания акта о выполнении работ;
- НДС, предъявленный подрядчиком, принимается к вычету, после подписания акта о выполнении работ и получении счета-фактуры подрядчика.
Если налогоплательщиком принято решение о создании резерва, то затраты на ремонт относятся за счет резерва.
Рассмотрим порядок создания резерва на ремонт основных средств.
В налоговом учете резерв можно создавать:
- на текущий ремонт ОС;
- на капитальный ремонт ОС (т.е. на дорогой и сложный ремонт ОС) – создают в том случае, если на ремонт надо копить более года и такой ремонт не проводился в предыдущие три года.
Резервы создаются исходя из сметы расходов на ремонт за отчетный период (квартал или месяц) начиная с первого отчетного периода года.
Основные шаги создания резервов следующие:
Резерв на текущий ремонт |
Резерв на капитальный ремонт |
---|---|
|
|