Организация охраны труда в компании

Содержание

Охрана труда: что важно знать работодателю?

Ануш Согомонян

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. «О применении профессиональных стандартов в сфере труда».

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право»
Оставить заявку

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

1

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

2

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

3

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

4

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

5

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»);
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»
  • Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»
  • Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Охрана труда

В статье расскажем, как организовать работу по охране труда на предприятии, какие документы разработать, и как реализовать мероприятия по сохранению жизни и здоровья работников. Дадим 3 готовых шаблона документов, без которых не обойтись в работе.

Читайте в статье:

  • Охрана труда на предприятии: служба или специалист по ОТ
  • Какие документы по охране труда должны быть у работодателя: перечень и образцы
  • Охрана труда 2019 новые правила
  • Деятельность в области охраны труда на предприятии
  • Охрана труда на предприятии: с чего начать
  • Ответственность работодателя по охране труда

Скачайте готовые образцы документов:

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Приказ об утверждении Положения о СУОТ

Приказ о назначении ответственного за охрану труда

Охрана труда на предприятии: служба или специалист по ОТ

Требования к наличию специалиста по ОТ или к организации службы охраны труда указаны в 217 статье Трудового Кодекса. Нынешняя редакция Трудового кодекса требует вводить штатную единицу специалиста по ОТ при численности работников на предприятии более 50. Этот специалист должен отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда от 4.08.2014 года № 524н. При большей численности работников, а также при наличии отдаленных подразделений, работодатель должен создать службу ОТ.

Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Как создать службу ОТ на предприятии: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Обосновать создание службы в штатном расписании. Для этого нужно рассчитать численность службы.

Шаг 2. Включить в положение о СУОТ раздел, регламентирующий работу службы ОТ, ее структуру, обязанности каждого работника этой службы.

Шаг 3. Разработать должностную инструкцию на каждого специалиста по ОТ, исходя из индивидуально поставленных перед ним задач.

Примерную структуру службы охраны труда на производственном предприятии с численностью 300 работающих можно представить в виде схемы:

На нашей схеме каждый специалист по ОТ выполняет свой функционал. Если работник уходит в отпуск, его обязанности выполняет один из сотрудников службы, а кто конкретно — прописывают в должностной инструкции.

В службе 2 ведущих специалиста (квалификационный уровень 7). Один из них методолог, а другой — специализируется на безопасности технологических процессов.

Методолог отвечает за разработку обучающих средств, согласование инструкций и программ, составление планов, контроль бюджета ОТ, возмещение средств ФСС, сдачу отчетов в Росстат, проведение спецоценки, разработку и контроль выполнения положений СУОТ

Специалист, отвечающий за безопасность технологических процессов инспектирует электроустановок свыше 1 кВ, проверяет подразделения по ОТ, занимается производственным санитарным контролем, расследованием НС и профзаболеваний, работает с государственными надзорными органами.

Специалист по ОТ с 6 квалификационным уровнем занимается проведением основных процедур: организацией медосмотров, выдачи СИЗ, ведет договорный процесс.

Руководитель службы (7 квалификационный уровень), возглавляет работу службы, если один из ведущих специалистов уходит в отпуск, берет на себя решение его вопросов.

★ Типовые нормы выдачи СИЗ в 2019 году

Служба ОТ, как правило, подчиняется главному инженеру предприятия. Нельзя, чтобы служба ОТ подчинялась руководителю одного из подразделений (например, начальнику цеха), в этом случае эффективный контроль такого подразделения организовать невозможно. Если на предприятии нет главного инженера, службу охраны труда может курировать один из технических директоров или заместителей директора, или сам генеральный директор.

Специалиста, которого назначили ответственным за охрану труда на предприятии, нужно обучить по 40-часовой программе обучения в учебном центре. Это требование второго абзаца пункта 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29. Пройти обучение вы можете в нашем центре уже сейчас >>>

Руководитель службы ОТ несет ответственность за выполнение всех должностных обязанностей сотрудников, а также за своевременное выполнение плана работы, разрабатываемого ежегодно, и за исполнение бюджета по ОТ. Для этого он должен вовремя ставить задачи перед своими подчиненными, и требовать их выполнения.

Если же специалист по ОТ на предприятии один, он вынужден решать все задачи, которые обязан выполнять руководитель службы охраны труда, перечисленные в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Из таких специалистов в дальнейшем получаются хорошие руководители службы охраны труда, и в резюме на эту должность необходимо указывать, что работа велась в единственном числе.

Скачать таблицу
Количество сотрудников службы определяют с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10. Обратите внимание на то, что эти нормативы не проходили регистрацию в Минюсте, и их исполнение работодателем не является обязательным. Это лишь методическая рекомендация.

Какие документы по охране труда должны быть у работодателя: перечень и образцы

Любое мероприятие по охране труда должно быть документировано. Можно проводить эффективные действия, но без должного оформления и учета не сохранятся результаты на будущее, и инспектор ГИТ верит не только делам, но и документам. Еще хуже, если вместо дел на предприятии только документы. Это происходит в том случае, если специалист по ОТ не знает, как оптимизировать документооборот по охране труда.

Перечень документов по охране труда в небольшой организации

Если на предприятии нет службы охраны труда, и нет специалиста по ОТ, возглавлять работу по ОТ может сам руководитель. Но такая ситуация возможна только в организациях до 50 человек. В этом случае не требуется составлять должностную инструкцию для специалиста по ОТ, и разрабатывать положение о службе ОТ. Но остальные документы должны быть в наличии.

Самому руководителю в этом случае профессиональная переподготовка по охране труда не требуется, достаточно обучиться в УЦ по 40-часовой программе. Поэтому не пишите в приказе о назначении себя ответственным по охране труда фразы «возложить обязанности специалиста по ОТ». Напишите «возложить обязанности по ОТ».

Примерный перечень документов по ОТ, если в организации нет специалиста по ОТ

  1. Положение о системе управления охраной труда
  2. Приказ о назначении ответственных по охране труда
  3. Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
  4. Журнал регистрации вводного инструктажа
  5. Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте
  6. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте
  7. Приказ об утверждении инструкций по охране труда
  8. Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки
  9. Приказ (распоряжение) руководителя организации о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда
  10. Программа производственного санитарного контроля
  11. Программы обучения по охране труда по должностям, профессиям
  12. Список контингента работников, подлежащих медицинским осмотрам
  13. Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств
  14. Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работникам
  15. Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка работников, для которых обеспечивается постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом
  16. Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность
  17. Перечень профессий и должностей, которым выдаются бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты
  18. Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты
  19. Копии сертификатов и деклараций соответствия на СИЗ и смывающие
  20. Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты
  21. Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки
  22. Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  23. Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов
  24. Журнал регистрации НС
  25. Программа действий по улучшению условий и охраны труда
  26. Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
  27. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности
  28. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  29. Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности
  30. Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Внимание! Этот список не исчерпывающий. Но его достаточно, чтобы начать работу по охране труда.

★ Если на предприятии больше 50 работающих, то необходимо принять на работу специалиста по охране труда, или создать службу ОТ (ст. 217 ТК РФ). Значит, к указанным выше документов нужно добавить должностную инструкцию специалиста по охране труда. Положение о службе разрабатывать отдельно не нужно, потому что обязанности руководителя и специалиста по ОТ можно регламентировать в Положении о системе управления ОТ.
Должностная инструкция специалиста по охране труда

Скачать документ

Охрана труда 2019 новые правила

В 2019 году продолжается процедура внедрения современных правил по охране труда, которые заменили собой правила по ОТ, изданные в 1990-1999 годы и уже не отвечающим техническим требованиям. Новые правила прошли регистрацию в Минюсте России, поэтому являются обязательными для работодателей.

  1. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (вступили в силу 9 апреля 2019 года).

Эти правила утвердил приказ Минтруда от 27.08.2018 № 553н.Их обязаны соблюдать работодатели, которые эксплуатируют, обслуживают, ремонтируют промышленный внутризаводской транспорт. К такому транспорту относят: автопогрузчики, электропогрузчики, ричтраки, электротележки, автокары, электрокары, грузовые тележки, вагонетки, конвейеры всех типов, транспортеры, трубопроводы, пневмопроводы.

  1. Правила по охране труда в морских и речных портах (вступают в силу 3 июля 2019 года).

С момента вступления новых правил, работодателю нужно подготовиться и провести внеочередные мероприятия — внеплановый инструктаж, внеочередную проверку знаний, замену инструкций по ОТ и разработку новых программ обучения и инструктажа.

★ Все о проведении внепланового инструктажа читайте в статье

Новые правила обязаны соблюдать предприятия, которые организуют и выполняют погрузочно-разгрузочные работы в морских и речных портах (приказ Минтруда от 21.01.2019 № 30н). Также требования относятся к работодателям, которые обеспечивают перегрузочные процессы, перевозку работников по территории портов и акватории судами портового флота.

Минруд ужесточит Правила по охране труда при работе на высоте

Федеральный закон о промышленной безопасности кардинально изменят

Внимание! 1 июня вступили в силу новые стандарты безопасности труда

Деятельность в области охраны труда на предприятии

Деятельность в области охраны труда можно представить в виде схемы:

Рассмотрим подробно каждое из этих мероприятий, и дадим рекомендации, как лучше их организовать.

  1. Правовые мероприятия
  • государственная политика в области ОТ
  • подготовка специалистов по ОТ в ВУЗах, профпереподготовка в УЦ
  • разработка нормативных правовых актов и надзор за соблюдением силами инспекций Роструда
  1. Социально-экономические
  • дифференциация тарифов на обязательное социальное страхование и пенсионное страхование
  • налогообложение прибыли
  • возмещение затрат за счет средств ФСС

Затраты работодателя на охрану труда должны быть отнесены на себестоимость услуги или товара, и тем самым снижать налог на прибыль. Каждый расход на охрану труда должен быть обоснован нормативными правовыми актами и подтвержден документально.

Например, если работодатель проведет медицинский осмотр для работников, которые не подвергаются воздействию вредных факторов и не выполняют виды работ, указанные в приложениях 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития № 302н от 12 апреля 2011 года, то его расходы не снизят налоги. Такие расходы работодатель провести может только за счет прибыли, оставшейся за вычетом налогов. То же самое касается и выдачи специальной одежды.

Если работодатель разработал план работы по снижению вредных факторов, и согласовал затраты в этом плане в ФСС, он может возместить свои расходы по охране труда. Но для этого у компании не должно быть долгов по уплате взносов за несколько лет. А также работодатель должен предъявить в ФСС вместе с заявлением подтверждающие документы — в том числе приказы, результаты спецоценки, выписки из протоколов собраний представительных органов работников, копии договоров с организациями, а также копии сертификатов, деклараций, лицензий и других документов, подтверждающих полномочия. Возместить можно не все расходы, а только те, которые указаны в приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

Все вышеуказанные мероприятия стимулируют работодателя соблюдать требования нормативных правовых актов по охране труда, улучшать условия и охрану труда на рабочих местах, и самое главное — снижать риск получения травмы или профзаболевания. Таким образом реализуется государственная политика в области охраны труда.

  1. Организационно-технические

Если правовые и социально-экономические мероприятия осуществляет Правительство и федеральные органы исполнительной власти, то организационно-технические мероприятия реализует работодатель.

  1. Санитарно-гигиенические
  • Производственный контроль за соблюдением гигиенических нормативов
  • Лабораторно-инструментальные исследования факторов производственной среды
  • Вакцинация групп риска

Производственный контроль должен быть организован на каждом предприятии, а вот лабораторно-инструментальные исследования обязательны для производственных предприятий. Офисным организациям достаточно измерений, проводимых в рамках спецоценки. Но программа должна быть разработана и утверждена. Согласовывать ее в Роспотребнадзоре не нужно.

Вакцинация проводится за счет работодателя. Группы риска перечислены в национальном календаре, утв. приказом Минздрава от 21.03.2014 № 125н. Не каждая вакцинация должна быть оплачена работодателем. Если в национальном календаре указан возраст, то такая вакцинация организуется органами здравоохранения. А вот если указан вид трудовой деятельности, то эти обязанности и расходы должен брать на себя работодатель.

  1. Лечебно-профилактические
  • Проведение предварительных и периодических медосмотров
  • Выдача лечебно-профилактического питания

Предварительный медосмотр проводите до заключения трудового договора. Спустя срок, указанный в самом факторе, нужно провести уже периодический медосмотр. Поэтому, если предварительный медосмотр был проведен, например, по пункту 3.2.2.4 в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, 7 июня 2019 года, следующий уже периодический медосмотр для этого работника должен быть завершен не позже этой же даты 2021 года. Дата при этом будет отсчитываться от даты в медицинском заключении, выданном работнику.

Медосмотры проводите в медицинской организации, с которой у вас заключен договор. В направлении на медосмотр вы обязаны указать реквизиты этой организации.

Бесплатное лечебно-профилактическое питание предоставляют работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда (ч. 2 ст. 222 ТК РФ). Работодатель должен составить для работников инструкцию по порядку выдачи ЛПП. В пункте 11 правил, утвержденных приказом от 16 февраля 2009 г. № 46н запрещена выдача денежной компенсации вместо лечебно-профилактического питания.

  1. Реабилитационные
  • Гарантии и компенсации по результатам спецоценки
  • Перевод на легкий труд
  • Санаторно-курортное лечение и другие расходы по НС и профзаболеваниям.

К реабилитационным мероприятиям, указанным в 212 статье ТК РФ, относятся выплата компенсаций и предоставление гарантий за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы предоставляются исключительно по результатам СОУТ. Поэтому, если вы захотите продолжить предоставлять дополнительный отпуск сварщику при допустимых условиях труда, вы можете это сделать только за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, а не из расходов на охрану труда.

Если после спецоценки ваш предшественник не поставил перед руководством вопрос об обеспечении работников молоком, не выдавайте работникам это молоко за все прошлые месяцы или годы. То же самое касается и смывающих средств. Это — гарантия. Но если работник писал в свое время заявление о замене молока на денежную компенсацию, то выплатите компенсацию за все месяцы с даты утверждения СОУТ, и не забудьте проиндексировать.

Если работник в соответствии с медицинским заключением нуждается в переводе (временном или постоянном), то согласно ч. 1 ст. 73 ТК РФ работодатель обязан перевести его на другую, не противопоказанную работнику работу. Такой перевод возможен только с письменного согласия работника. Если же такой работы в организации нет, работодатель не обязан создавать новое рабочее место, и работника можно уволить.
Работники, получившие травмы или профессиональное заболевание, получают право на возмещение затрат на лечение и реабилитацию, на оплату больничного листа. Если же работник погибнет, его семья получит возмещение единовременно 1 млн. рублей, а несовершеннолетние или нетрудоспособные члены семьи получат ежемесячные выплаты по случаю смерти кормильца согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Все расходы, кроме оплаты больничного, производит ФСС, но работодатель помогает пострадавшему или доверенным лицам подготовить документы.

Охрана труда на предприятии: с чего начать

Первоочередными действиями работодателя по ОТ являются:

Шаг 1. Разработка Положения о системе управления охраной труда, а также политики в области ОТ. Составьте эти документы сами.

При любой численности работающих, работодатель обязан обеспечить не только разработку, но и функционирование системы управления охраной труда. Это требование содержится в 212 статье Трудового Кодекса РФ. Поэтому основным документом, регламентирующим организацию работы по ОТ на предприятии является Положение о системе управления охраной труда.

В этом локальном нормативном акте, обязательном для выполнения работодателем и всеми работниками предприятия, должно быть прописано, каким образом распределены полномочия и ответственность руководителя организации, функциональных руководителей, и каждого члена бригады по ОТ.

Также в Положении о СУОТ должна быть предоставлена Политика предприятия в области охраны труда. Немаловажным разделом в Положении является регламент проведения оценки профессиональных рисков. Ставьте в Положении реальные задачи. Включите в положение все разделы из Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, но подстройте под свою организацию.

Пропишите в положении о СУОТ, как информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В этом положении укажите, как будет реализована система управления охраной труда:

  • с какой периодичностью и каким образом будут проводиться проверки подразделений
  • кто из руководителей и специалистов будет нести персональную ответственность за выдачу СИЗ, и их стирку
  • ответственных за выдачу направлений на медосмотр и психиатрическое освидетельствование
  • в каком составе формируется комиссия по проведению спецоценки и т.д.

Не пишите пространные фразы из интернета, пишите только то, что реально достижимо. После того, как положение о СУОТ будет разработано, а Политика — принята руководством, нужно издать приказ об утверждении этих документов.

Шаг 2. Проведите оценку профессиональных рисков.

Также организуйте этот процесс сами, он не требует сложных расчетов или аккредитации и лицензирования. Если будут затруднения, прочитайте нашу статью «Профессиональные риски в охране труда: алгоритм оценки и готовые образцы»

Шаг 3. Закупите только сертифицированные и декларированные средства индивидуальной защиты и смывающих, применяйте в работе машины и оборудования, инструменты и сырье, прошедшие сертификацию или декларацию на соответствие техническим регламентам.

Если вам кажется, что некоторым работникам СИЗ можно не выдавать, несмотря на то, что в типовых нормах их профессия указана, придется выдавать их, но разрешается продлевать их срок носки неограниченное количество раз. Такое решение принимается комиссией по ОТ, а если такой комиссии нет, осмотр СИЗ и принятие решение о проценте его износа может назначенный приказом ответственный за осмотр. Не забудьте его обучить в УЦ, а также повышайте квалификацию по осмотру и оценке качества СИЗ.

★ Типовые нормы выдачи СИЗ в 2019 году

Шаг 4. Организуйте своевременный осмотр и обслуживание машин и оборудования, зданий и сооружений, частичное и полное техническое освидетельствование, текущий и капитальный ремонт.

Контролируйте, как исполняют график планово-предупредительного ремонта руководители цехов и других подразделений.

Шаг 5. Проведите спецоценку на каждом рабочем месте.

Управляйте процессом сами, и не доверяйте принятие управленческих решений экспертной организации. Спецоценка должна быть завершена в ту дату, которая указана в договоре, и не позже.

Шаг 6. Организуйте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Проводите инструктажи по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда организуйте сами. Не нужно передавать этот функционал в учебный центр.

В учебный центр направьте только руководителя организации, главного инженера, начальников подразделений, которые выдают наряды, проводят инструктажи, являются прорабами и т.п. Не направляйте в учебный центр главного бухгалтера или начальника юридического отдела, если они не проводят инструктажи и не назначены ответственными по охране труда. Обучайте их по ОТ внутри своей организации.

Для этого создайте комиссию из 3-5 человек, назначьте ее председателем руководителя организации, заместителем — главного инженера, секретарем — специалиста по охране труда, также включите туда главного энергетика и начальника производственно-технического отдела. Если на предприятии есть профсоюз или другой представительный орган, назначьте членом комиссии его председателя. Самое главное — чтобы все члены комиссии прошли обучение в лицензированном и аккредитованном учебном центре.

Шаг 7. Обучение по первой помощи также проведите в своей организации, для этого подготовьте в обучающей организации своего инструктора из числа руководящих высококвалифицированных работников.

Ему выдадут бессрочное удостоверение, оборудуйте для него помещение для обучения, купите тренажер, на котором он будет учить ваших работников выполнять непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Без такого тренажера этому не научиться. установите посты первой помощи, в них разместите аптечку, а также обеспечьте инструкцией по применению. Обязательно оборудуйте помещение для оказания первой медицинской помощи — не путайте ее с первой помощью пострадавшим. Помещение для первой медицинской помощи требуется оборудовать максимально близко к выходу, это позволит бригаде скорой помощи быстрее приступить к оказанию неотложной помощи по приезду на ваше предприятие. Никакой лицензии для работодателя не требуется — ведь помощь будут оказывать работники скорой помощи, а они имеют право выполнять лицензированные виды медпомощи на всей территории субъекта РФ.

Обучайте руководителей и специалистов каждые три года, а рабочих — лучше обучать раз в год, вместе с обучением по первой помощи. Каждому выдайте удостоверение, образец которого указан в приложении к Порядку обучения и проверки знаний требований охраны труда № 1/29 от 13 января 2003 года. В каждой инструкции по охране труда, в программах первичного инструктажа и обучения по ОТ труда включите вопросы по принятию работником мер при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.

Шаг 8. Вовремя отвечайте на вопросы контролирующих органов, выполняйте все предписания, если какое-то из мероприятий по ОТ требует значительных финансовых вложений, обращайтесь в ГИТ о продлении срока, при этом обоснуйте такую отсрочку.

Шаг 9. Сформируйте в каждом подразделении комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Шаг 10. Вовремя проводите все периодические мероприятия, своевременно сдавайте отчетность по ОТ.

Ответственность работодателя по охране труда

В настоящее время государственная политика в области охраны труда переходит от реагирования на произошедшие несчастные случаи и профзаболевания на профилактику таких событий. И первым шагом в этом направлении было введение статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях и повышение ответственности за нарушение

Часть 3 статьи 5.72.1 КоАП РФ установила ответственность за не проведение медосмотра или обучения за каждого работника, чье трудовое право было нарушено. Это в прямом смысле послужило экономической розгой — если работодатель не обучил пять человек за 15 тысяч, пусть будет готов заплатить в бюджет государства сумму, большую в 43 раза — 650 тысяч рулей, а после этого еще проведет обучение в указанный срок, или предприятие закроют на 90 суток, а самого руководителя дисквалифицируют.

Если преступное действие или бездействие, выраженное в безразличном или небрежном отношении к проблемам в охране труда на своем предприятии приведет к тому, что работники погибнут или станут инвалидами, виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности по 143, 216 или 217 статьям УК РФ. Не только первые лица предприятия могут лишиться свободы, но и специалисты по охране труда, которые по роду своей деятельности, своей профессиональной подготовки обязаны предотвращать производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Может ли организация численностью менее 50 человек обойтись без специалиста по охране труда?

Вопросы создания у работодателей служб охраны труда урегулированы ст. 217 Трудового кодекса. Согласно указанной статье каждый осуществляющий производственную деятельность работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (Обзор законодательства и судебной практики Ивановского областного суда за первый квартал 2019 года).

Если же численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. Если работодатель отказывается от создания такой службы и введения такой должности, то их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Иными словами, закон, казалось бы, прямо предусматривает возможность для руководителя организации численностью не более 50 человек заниматься вопросами охраны труда самостоятельно, без приема на работу специалиста по охране труда. Тем не менее, работодателей, решивших воспользоваться этим своим правом, могут ждать неожиданные трудности.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца

Интересный прецедент описан в обзоре практики Ивановского областного суда. Работодатель был привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП в том числе за невключение в состав комиссии при проведении специальной оценки условий труда специалиста по охране труда.

Работодатель обжаловал действия государственного инспектора труда в суде, ссылаясь на то, что численность его работников была менее 50 человек и он в принципе не имел специалиста по охране труда в штате. Функции специалиста по охране труда в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ осуществлял руководитель организации, прошедший обучение по программе в области охраны труда в объеме 40 часов.

Суду первой инстанции эти аргументы показались весомыми, и он отменил наложенный на работодателя штраф. Но у Ивановского областного суда на этот счет оказалось иное мнение. Суд посчитал, что норма ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой в состав комиссии по проведению СОУТ включается специалист по охране труда, является специальной по отношению к норме ст. 217 ТК РФ. А значит, специалист по охране труда в любом случае должен быть включен работодателем в комиссию. Что же касается самого руководителя, то его 40-часовое обучение суд признал недостаточным для того, чтобы выступать в качестве специалиста по охране труда в составе комиссии. Такой специалист, по мнению суда, должен пройти 256-часовое обучение по дополнительной образовательной программе «Техносферная безопасность и охрана труда».

Охрана труда в организации с численностью менее 50 человек

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

Жалоба Отмена

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Если такая служба или штатный специалист отсутствуют, то их функции осуществляет (ч. 3 ст. 217 ТК РФ):

— работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);

— руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;

— оказывающие услуги в области охраны труда организация или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Организация, оказывающая услуги в области охраны труда, должна быть аккредитована в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Сведения об организациях, которые оказывают услуги в области охраны труда, в частности услуги по осуществлению функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), содержатся в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, который размещен на официальном сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Согласно ст. 217 ТК РФ специалист по охране труда должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Профстандарт устанавливает следующие требования к образованию и опыту работы указанных специалистов:

— высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки;

— либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда без требований к стажу работы;

— либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда со стажем работы не менее трех лет в области охраны труда.

На практике надзорные органы, контролируя выполнение работодателем обязанностей по охране труда, редко интересуются образованием специалистов.

Наиболее распространены такие требования при поиске специалиста по охране труда: работник, имеющий высшее образование и дополнительное профессиональное образование либо опыт работы в сфере охраны труда. При этом высшее образование может быть самым разным. Профессиональная переподготовка специалистов проводится, как правило, на базе высшего или среднего профессионального образования.

Примечание. Из ст. 217 ТК РФ видно, что допускается отсутствие у специалиста по охране труда специального образования при наличии переподготовки или необходимого опыта.

Можно обучать руководителей и специалистов по охране труда непосредственно на предприятии, а можно привлечь к этому процессу стороннюю организацию — при условии, что у нее имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности, преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, и соответствующая материально-техническая база. Примерная программа обучения по охране труда утверждена Минтрудом 17.05.2004. После обучения проводится проверка знаний и слушателям выдаются удостоверения установленного образца.

Руководители и специалисты должны проходить обучение и проверку знаний по охране труда не реже одного раза в три года.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *