Оплата электроэнергии по договору

Содержание

Коммунальные платежи по арендованным помещениям

Налоговый учет расходов по договорам аренды имущества вызывает у бухгалтеров много вопросов. Например, может ли арендатор, напрямую заключив договоры со снабжающими организациями, уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость коммунальных услуг? Как быть, если все расчеты с коммунальными службами производит арендодатель, а арендатор лишь компенсирует ему эти затраты? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правовые основы арендных отношений

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Это определено ст. 606 ГК РФ.

В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые в процессе использования не теряют своих натуральных свойств.

Договор аренды на срок более года (а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо — независимо от срока) заключается в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества, к которому относятся, в частности, здания, подлежит государственной регистрации. Об этом сказано в ст. 609 ГК РФ.

В договоре аренды приводятся данные, которые позволяют однозначно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Если эти данные отсутствуют, договор не считается заключенным.

Один из наиболее сложных вопросов, связанных с расчетами по договору аренды, — учет расходов на коммунальные услуги. Прежде всего это касается платы за потребляемую арендатором электрическую и тепловую энергию, а также воду. Сложности возникают из-за необходимости учитывать особенности договора энергоснабжения, предусмотренные ст. ст. 539 — 548 ГК РФ.

В соответствии со ст. 545 Гражданского кодекса потребитель (абонент) может передавать принятую им энергию через присоединенную сеть другому лицу (субабоненту) за соответствующую плату. Для этого необходимо, чтобы были выполнены следующие условия:

  • получено согласие энергоснабжающей организации;
  • субабонент получает энергию посредством специального оборудования и подключен к энергосетям абонента.

Кроме названных, других ограничений для осуществления энергоснабжения субабонента Гражданский кодекс не устанавливает. Это позволяет субабоненту выбирать различные способы оформления правоотношений по получению энергии и ее последующей оплате.

Взаимоотношения арендатора и арендодателя по оплате коммунальных услуг

Существует несколько способов оплаты коммунальных услуг, связанных с содержанием арендованного помещения. Их может оплачивать:

  1. арендатор. При этом арендатор напрямую заключил отдельные договоры со снабжающими организациями;
  2. арендодатель. При этом сумма коммунальных расходов по договору аренды включается в состав арендной платы в качестве фиксированного платежа;
  3. арендодатель. При этом арендатор компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей в сумме фактических затрат.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных способов.

Арендатор напрямую заключает договоры со снабжающими организациями

В этом случае арендатор заключает отдельные договоры: договор аренды помещения и договор с коммунальными службами на оплату коммунальных услуг.

Заключая отдельный договор с коммунальными службами, арендатор должен учитывать особенности, связанные прежде всего с энергоснабжением. В данном случае складывается следующая ситуация. Субабонент (арендатор), который получил доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это, в свою очередь, позволяет арендатору заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору, так как он сам может провести необходимые расчеты с энергоснабжающей организацией.

Складывающаяся арбитражная практика по данному вопросу далеко не однозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, мотивируя это тем, что для целей возникновения правоотношений между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией не важно, посредством каких именно сетей — собственных или принадлежащих другим лицам — арендатор-субабонент может потреблять отпускаемую электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, в частности, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 13.11.2002 по делу N А35-1883/02С9 и ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2003 по делу N А05-9978/02-263/24.

Однако согласно нормам Гражданского кодекса именно с абонентом, обладающим правом собственности на энергопринимающие устройства, у субабонента связано возникновение правоотношений в получении и потреблении энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента и энергоснабжающей организации. Следовательно, арендодатель-абонент, чтобы его права не были нарушены, должен одобрить способ взаиморасчетов между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией. Об этом говорится в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2002 по делу N А12-1988/2002-18 и ФАС Центрального округа от 21.01.2003 по делу N А36-138/8-02.

В налоговом учете арендодателя доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) учитываются в составе внереализационных доходов, если они не определяются налогоплательщиком как доходы от реализации (п. 4 ст. 250 НК РФ).

В налоговом учете арендатора сумма арендной платы включается в состав прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Арендатор вправе отнести к материальным расходам затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. Основание — пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Кроме того, к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг связи (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример 1. ООО «Магнит» (арендатор) и ООО «Вектор» (арендодатель) заключили договор аренды помещения. Сумма арендной платы по договору — 130 000 руб. в месяц. При этом арендатор с согласия арендодателя заключил также договоры с организациями, предоставляющими ему коммунальные услуги. Общая стоимость услуг по этим договорам — 15 000 руб. в месяц.

Кроме того, арендатор заключил договор с организацией связи. Стоимость ежемесячно предоставляемых услуг связи — 5000 руб. Стоимость всех услуг здесь и далее приведена без учета НДС.

Арендодатель отражает в налоговом учете всю сумму полученной арендной платы — 130 000 руб. в составе внереализационных доходов (п. 4 ст. 250 НК РФ).

Арендатор в налоговом учете ежемесячно отражает сумму арендной платы — 130 000 руб. в составе прочих расходов (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, в составе прочих расходов арендатор ежемесячно отражает и затраты на услуги связи в сумме 5000 руб. (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). А затраты по коммунальным услугам — 15 000 руб. включаются в состав материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату в размере фиксированного платежа

В данном случае арендатор не заключает отдельных договоров на оплату коммунальных услуг. При этом он компенсирует арендодателю стоимость потребленных им коммунальных услуг. Она включается в состав арендной платы, установленной соглашением сторон. Подобный вариант компенсации затрат арендодателя (абонента), обусловленных деятельностью арендатора (субабонента), прямо вытекает из правоотношений, сложившихся между контрагентами на основании договора аренды. Так, в соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии и нести расходы на его содержание, если иное не установлено законом или договором. При этом законодательство не устанавливает для арендатора обязанности оплачивать услуги коммунальных организаций и предприятий связи непосредственно этим организациям.

В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями и получать от него не только арендную плату, но и денежные суммы, компенсирующие затраты арендодателя на оплату потребленных арендатором коммунальных услуг в принадлежащем арендодателю помещении. При этом арендодатель (абонент) и арендатор (субабонент) должны выполнить все необходимые действия, чтобы получить согласие энергоснабжающей организации (коммунальных служб) на подключение арендатора к сетям арендодателя.

Обратите внимание: соглашение между арендодателем и арендатором устанавливает порядок участия арендатора в расходах за потребленную энергию и не может быть квалифицировано как договор электроснабжения. Дело в том, что арендодатель не отвечает признакам энергоснабжающей организации, поскольку получает электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользуется получаемой арендодателем энергией, арендуя помещение. Соглашения подобного рода являются лишь установлением особого порядка формирования стоимости аренды помещения, в состав которой включаются платежи за электроэнергию, потребленную арендатором (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

Однако, несмотря на удобство и достаточную распространенность в хозяйственной практике, конструкция взаимоотношений между арендодателем и арендатором, при которой оплата за потребленные коммунальные услуги включается в состав арендной платы, далеко не безупречна с правовой точки зрения. В соответствии со ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» энергия, поставляемая коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежит государственному регулированию. Электрическая энергия должна поставляться потребителям исключительно по тарифам, утвержденным в установленном порядке. Если же рассматривать соглашения о порядке возмещения затрат арендодателя по оплате потребленной энергии как составную часть договора аренды, то следует признать, что цена потребляемой энергии может быть установлена произвольно (исходя из диспозитивной природы договора аренды). А это не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

В налоговом учете арендодателя в составе внереализационных доходов признаются доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если указанные доходы не определяются им как доходы от реализации. Значит, единая сумма арендной платы вместе с включаемыми в нее платежами арендатора за коммунальные услуги признается доходом арендодателя. Основанием служит п. 4 ст. 250 НК РФ.

В налоговом учете арендатора сумма арендной платы признается в составе прочих расходов в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пример 2. ООО «Магнит» (арендатор) и ООО «Вектор» (арендодатель) заключили договор аренды помещения. Сумма арендной платы по договору — 130 000 руб. в месяц. Доходы от сдачи имущества в аренду для ООО «Вектор» являются внереализационными. В состав арендной платы включена сумма оплаты потребляемых арендатором коммунальных услуг и услуг связи — 20 000 руб. в месяц. Сумма оплаты коммунальных платежей определена соглашением сторон исходя из стоимости потребляемых коммунальных услуг и примерного объема их потребления.

В налоговом учете арендодателя ежемесячно отражается вся сумма полученной арендной платы — 130 000 руб. в составе внереализационных доходов (п. 4 ст. 250 НК РФ).

Арендатор в налоговом учете относит всю сумму арендной платы — 130 000 руб. к прочим расходам (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Арендатор отдельным платежом компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в сумме фактических затрат

Это ситуация, при которой сумма коммунальных платежей выделена отдельной строкой в договоре аренды. По договору арендодатель производит за арендатора расчеты с коммунальными службами, а арендатор компенсирует расходы, понесенные арендодателем.

Налоговый учет расходов на коммунальные платежи в данном случае выглядит так. Арендодатель учитывает в составе материальных расходов суммы, перечисляемые организациям, которые оказывают коммунальные услуги, в том числе и суммы, уплачиваемые за помещения, сдаваемые в аренду. Суммы, возмещенные арендодателю арендатором за потребленные им коммунальные услуги, учитываются у арендодателя в составе внереализационных доходов.

В свою очередь, арендатор признает в составе расходов затраты, возмещенные арендодателю за фактически потребленные коммунальные услуги в той части, в которой они относятся к занимаемой арендатором площади помещений. Напомним, что подобные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для деятельности, направленной на получение дохода.

Пример 3. ООО «Магнит» (арендатор) заключило договор аренды с ООО «Вектор» (арендодателем). Сумма арендной платы по договору — 130 000 руб. в месяц. ООО «Магнит» обязуется компенсировать арендодателю расходы по оплате коммунальных услуг в размере фактического потребления. По итогам месяца сумма платы арендодателя за фактически потребленные арендатором коммунальные услуги составила 25 000 руб.

Арендодатель в налоговом учете отражает сумму полученной арендной платы — 130 000 руб. в составе доходов от реализации, а компенсированные арендатором 25 000 руб. — в составе внереализационных доходов (п. 4 ст. 250 НК РФ).

Арендатор для целей налогового учета включает всю сумму, перечисленную арендодателю (арендная плата плюс компенсация за потребленные коммунальные услуги), — 155 000 руб. (130 000 руб. + 25 000 руб.) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Следует отметить, что арендодатель отражает в составе расходов суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, с учетом стоимости той части услуг, которые фактически потребил арендатор (25 000 руб.).

При любом варианте учета коммунальных платежей не следует забывать о требованиях ст. 252 НК РФ, а именно все произведенные расходы должны быть обоснованы технологическим процессом потребителя. В случае перерасхода электрической и тепловой энергии, превышения норм потребления воды, не обусловленных технологическим процессом, произведенные затраты считаются экономически неоправданными.

Кроме того, организация-арендатор имеет право относить на расходы для целей налогообложения прибыли затраты по возмещению арендодателю коммунальных платежей (на основании ранее заключенного соглашения) только при наличии соответствующих первичных документов. Такими документами могут быть счета арендодателя, которые составлены на основании аналогичных документов, выставленных энерго-, тепло- и водоснабжающими организациями, а также предприятиями связи в отношении ресурсов, фактически используемых арендатором по субагентским договорам.

А.В.Трунов

Ведущий специалист

Управление администрирования

налога на прибыль

ФНС России

>Заключение договоров собственниками помещений

Вопрос

В соответствии с договором Аренды Арендатор хочет заключить прямой договор поставки тепла и горячей воды напрямую с РСО, но при этом ответственным за все инженерные сети и тепловые установки остается Собственник Арендодатель. В соответствии с условиями договора теплоснабжения ответственный Потребитель, а именно Арендатор. Каким образом тогда в данном случае заключить договор, или отказать в заключении Арендатору и заключить договор с Арендодателем, несмотря на то, что в соответствии с договором Аренды Арендатор должен заключить прямой договор с РСО. Не будет же РСО заключать два договора с по поставкам с Арендатором, а по ответственности с Арендодателем.

Ответ

Стороны вправе заключить такой договор.

Ранее соглашение противоречило п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, которые ограничивали заключение договоров собственниками помещений.

На данный момент таких ограничений нет. То есть, РСО вправе заключить договор поставки энергоресурсов с арендатором напрямую. Учитывая наличие инженерных сетей, речь может идти об одном договоре, со множественностью сторон на стороне потребителя энергоресурсов. Как следствие, к таким отношениям применимы положения статей 322-326 ГК РФ о солидарных должниках и кредиторах, что автоматически дает РСО возможность требовать оплату с любого лица, если тот же арендатор допустит просрочку. Ответственным за оборудование можно оставить только арендодателя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух».

1. Рекомендация. Как организовать и оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.)

Да, может, но только на услуги электроснабжения* и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений* (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.

2. Рекомендация. Что необходимо проверить арендатору в проекте договора аренды недвижимости

В договоре аренды указано, что арендатор обязан заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. Арендатор договор не заключил. Может ли ресурсоснабжающая компания потребовать с арендатора оплатить стоимость оказанных коммунальных услуг

Нет, не может. Ответчиком по такому иску будет арендодатель. А затем арендодатель сможет взыскать с арендатора убытки.

Если арендатор, вопреки условиям договора аренды, не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, то оплатить стоимость оказанных коммунальных услуг по требованию коммунальных служб должен будет именно арендодатель как собственник арендованного помещения.* Такая правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 20 февраля 2017 г. № 303-ЭС16-14807 и от 10 ноября 2014 г. № 305-ЭС14-1452, а также в постановлении Президиума ВАС РФ от 4 марта 2014 г. № 17462/13.

Блог

Наверняка, многие из уважаемых читателей нашего блога знакомы с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016г. по делу № 305-ЭС16-41338 (далее — Определение), в котором рассматривался спор между сетевой организацией ОАО «РСП» и ООО «Управляющая компания «Шишкин лес» о взыскании задолженности по Акту о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Для тех, кто не знаком с указанным судебным разбирательством – мы решили опубликовать данную статью.

Вместо введения…

Нормы, предусматривающие понятие бездоговорного потребления электроэнергии, а также порядок и последствия установления данного факта, содержатся в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ПП № 442).

В пункте 2 Основных положений ПП № 442 приводится нормативное определение бездоговорного потребления как самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам которой присоединены объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии (далее – Акт). Данный Акт, в дальнейшем, и будет являться основанием для расчета и взыскания с потребителя платы за бездоговорное потребление.

Самым неприятным моментом для потребителя в такой ситуации является применение к нему санкций, выражающихся в определении объема бездоговорного потребления электроэнергии с применением расчетного способа исходя из Приложения № 3 к ПП № 442, что приводит к необходимости оплаты астрономических объемов, которые не представляется возможным потребить физически в нормальной жизни.

Благодаря решительности одной управляющей организации идти до конца, не смотря на отрицательные для нее решения судов апелляционной и кассационной инстанций, удалось отбить значительную сумму, которая могла бы стать значительной дырой в бюджете организации.

Итак, установив и заактировав факт неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии от сетей сетевая организация ОАО «РСП» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности с управляющей организации.

Ответчик с иском не согласился, указав на то, что у ответчика отсутствовали намерения производить бездоговорное потребление и представил доказательства к заключению договора с РСО ОАО «Мосэнергосбыт».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 39, 84, 167 и 196 Основных положений № 442, и признав, что период, за который взыскивается задолженность, не может считаться бездоговорным ввиду наличия заключенного между компанией и обществом договора № 83958890, обеспечивающего подачу электроэнергии на МКД, находящийся в управлении компании, а предприятие не является собственником электрической энергии, потребленной компанией, пришел к выводу о выборе истцом неправильного способа защиты.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договорные отношения между компанией и обществом были оформлены только 03.03.2014 и заявленный предприятием период (с 01.10.2013 по 20.02.2014) отвечает признакам бездоговорного потребления, зафиксированного в акте от 14.03.2014 № 252. При этом суд согласился с позицией предприятия, определившего начало бездоговорного потребления с момента передачи МКД в управление компании (01.10.2013), а не с момента подписания между сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (14.11.2013), как настаивала компания. Указанные выводы поддержаны судом округа.

С позицией апелляционного и окружного судов Верховный Суд РФ не согласился, указав следующее:

«…судами не учтено, что электрическая энергия, оплаты которой предприятие требует в качестве бездоговорно потребленной, поставлялась обществом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса компании (как управляющей организации) в находящийся в ее управлении МКД в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг.

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее — ЖК). Следовательно, положения пункта 84 Основных положений № 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК…

Приведенные законоположения (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как ко внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды».

Верховным судом Российской Федерации высказана правовая позиция, согласно которой — поскольку актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами — потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений № 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что ввиду невозможности бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД в целях оказания коммунальных услуг гражданам, сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса. Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии, собственник сетей пытался оспорить рассматриваемое Определение ВС РФ в порядке надзора, но определением ВС РФ от 29.12.2016г. № 580-ПЭК16 в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ ему было отказано.

Несмотря на полное фиаско, сетевая организация предъявила к управляющей организации иски о возмещении убытков, понесенных в результате оплаты Истцом в рамках заключенного договора с ПАО «Мосэнергосбыт» фактических потерь электроэнергии, возникших в результате потребления электроэнергии управляющей организацией (г/д № А40-205208/16-14-1804, № А40-146984/2016). Но в удовлетворении требований Истцу также было отказано.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .

Объявление

Сообщение от Анатолий59 Посмотреть сообщение Знакомый бухгалтер говорит что электроэнергию запрещено перепродавать и соответственно счёт не имею права выставлять , нарушение. Если смотреть очень формально, Ваш знакомый(ая) — прав(а).
В соответствии с несколькими ФЗ продавать электроэнергию может не каждая организация. Более того, в соответствии со ст. 539 ГК РФ, некоторые вещи очень строго регламентированы, и установленный техническим требования счетчик поставить без ведома энергоснабжающей организации невозможно. При этом абонентом является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.
То есть субабонентский договор, в рамках которого субабонент обязуется оплачивать энергию, полученную от абонента, может быть признан ничтожным, как противоречащий закону (Ваш случай).
Но если подходить не совсем формально, то согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ установлено: арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. То есть, если в договоре аренды установлено, что оплата за электроэнергию производится отдельно, то это не противоречит ГК РФ.
И можно обратить внимание на со ст. 545 ГК РФ, согласно которой абонент может с согласия энергоснабжающей организации передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту).
Сообщение от Анатолий59 Посмотреть сообщение Как правильно оформлять документы от арендодателя за коммунальные платежи для арендатора ? Тут нужно обратиться к юристу, чтобы правильно указать все тонкости.
Также следует обратиться к своей энергоснабжающей организации и получить согласие. Эти организации довольно коррумпированы, но часто идут навстречу и все оформляют (правда счетчики будут ставить они и за Ваш счет). В вашем случае налоговых рисков нет, если Вы просто будете платить 6% с этих платежей. Чтобы не платить (включить в расходы, зачесть НДС и т.п., Вас не касающееся) требуется очень правильный договор с энегоснабжающей организацией на эту тему и правильно все прописать в договоре аренды. При этом все эти моменты должны быть согласованы заранее с Вашей налоговой инспекцией. Но вот риск того, что арендатор захочет вернуть все выплаченные суммы за электроэнергию — есть. И кто-нибудь особо умный когда-нибудь этим воспользуется. Тем более у них будут свои проблемы при включении этих сумм в расходы.
ЗЫ: в связи с такими сложностями многие предпочитают просто внести суммы примерно потребленной энергии просто в договор аренды (или иной договор). Так называемое «все включено». Просто смотрят сколько примерно будет потреблять компания, прибавляют 6% — 10% — и в включают в арендную плату.

>Может ли организация продавать электроэнергию

Может ли организация продавать электроэнергию, т.е. поставлять электроэнергию третьим лицам, при этом в договоре с «Мосэнергосбыт» не предусмотрено право последующей продажи (поставки) электрической энергии иным лицам. Какая при этом предусмотрена ответственность.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить субъектный состав розничного рынка электроэнергии.

В п. 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05. 2012 г. № 442, определены субъекты РРЭ. Таким субъектами являются потребители, ГП, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации. При этом установлено, что на РРЭ одновременно и покупателями и продавцами электроэнергии могут быть только ГП и энергоснабжающий (энергосбытовые) организации. Потребители не могут быть продавцами электроэнергии на РРЭ. Таким образом, покупая электроэнергию у Мосэнергосбыта, организация не может перепродавать ее иной организации. Результатом этого может быть расторжение договора между потребителем и Мосэнергосбытом.

Однако необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, потребитель может выступить в роли сетевой организации, если он предоставляет принадлежащие ему сети иной организации для опосредованного подключения.

Во-вторых, потребитель может заключить субабонентский договор, однако для этого требуется согласия энергоснабжающей организации.

В-третьих, потребитель может перераспределить максимальную мощность иному лицу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

«3. Субъектами розничных рынков являются:

  • потребители;
  • исполнители коммунальной услуги;
  • гарантирующие поставщики;
  • энергосбытовые, энергоснабжающие организации;
  • производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;
  • сетевые организации;

субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

«ЭнергосбыТ Плюс» информирует об изменении правил оплаты квитанций

#Информация

С 01 января 2020 года банки и другие платёжные агенты при приёме платежей за коммунальные услуги будут брать комиссию по установленным платежными организациями тарифам.
Удмуртский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» информирует своих клиентов об изменении с 01 января 2020 года правил оплаты счетов-квитанций компании через платежные сервисы банков и Почты России. Комиссию за свои услуги при приеме платы платёжные агенты будут брать с плательщика. Это связано с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019г. №1164, согласно которым не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги. Сотрудники банков и Почты России при приеме платежей за коммунальные услуги до проведения оплаты должны предупреждать клиентов о взимании комиссии и ее размере.
Сервис «Личный кабинет» позволяет видеть свои счета и оплачивать услуги в удобное время из любой точки мира при наличии интернета, а также произвести оплату без комиссии. Для регистрации достаточно иметь e-mail и указать номер своего лицевого счета. Кроме удобства оплаты клиенты получают возможность передавать показания приборов учета электрической энергии и ГВС, в удобное время просматривать состояние счета, историю оплат, а также оставлять обращения и оперативно получать ответы от специалистов компании. Подключиться к сервису можно на сайте.

Электроэнергия МОП в квитанции ЖКХ

В рамках реформы коммунальных услуг все многоквартирные дома оснащаются общедомовыми приборами учета электрической энергии. Это необходимо для определения количества киловатт, потребленных в общих целях. Жители многоэтажек не перестают спорить о правильности расчетов и отсутствии учета доли потребленного электричества.

Нормативная база

Ответственность за содержание имущества, находящегося в совместном пользовании, регламентирована ст. 30 п. 4 Жилищного законодательства, а также ст. 209—210 Гражданского кодекса. Законность, обоснованность и правомерность включения в общую платежку ЖКХ электроэнергии МОП на общие нужды дома определяется Постановлением Правительства № 354, принятом 06 мая 2011 г., описывающем порядок предоставления коммунальных услуг.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.


Требование о внесении платежа за электроэнергию МОП, потраченную на общие нужды многоквартирного дома, также оговорено:

  • в ФЗ № 261, датированном 23 ноября 2009 г. и определяющем способы энергосбережения и повышения эффективности существующей энергетической системы;
  • в Постановлении Правительства № 491 от 13 августа 2006 г., утверждающем правила содержания общего пространства и изменения оплаты в связи с нештатными ситуациями.

ПП № 354 гласит, что сумма платежа в квитанции ЖКХ за электричество МОП зависит от разницы между данными коллективного счетчика и показаниями индивидуальных приборов. Полученное значение распределяется между всеми жильцами многоэтажки.

Что такое электроэнергия МОП в квитанции ЖКХ?

Электроэнергия МОП (понятие применимо только к многоквартирным строениям) является жилищной коммунальной услугой предоставления электроэнергии к местам общего пользования. Раньше этот расход «прятался» в статье «содержание и ремонт жилья», но после издания Постановления Правительства № 354 освещение мест общего назначения стало отдельной услугой.

Что входит в электроэнергию МОП?

Статья 36 ЖК РФ включает в места общего пользования (МОП): лифт, коридоры, площадки, чердаки, подвалы и пр. нежилые помещения, в которых используется электричество. В соответствии со ст. 158 жилищного законодательства, каждый владелец квартиры в многоэтажном доме должен регулярно оплачивать квитанции ЖКХ, связанные с коммунальными услугами и содержанием своего собственного жилья, а также принимать долевое участие в уходе за общедомовым пространством.

Электричество, расходуемое лампочками на площадках и в подвалах, всегда оплачивалось, но за счет строки «содержание жилья». Дома, оснащенные общими приборами учета, не испытывают трудностей с расчетом платежей за МОП, так как речь идет о фактическом расходе. А жители старых построек, в которых в большинстве случаев отсутствуют счетчики, возмущены слишком большими платежами. Практически во всех регионах действует норматив 7 кВт в месяц на МОП в доме, не оснащенного лифтом и примерно 14 кВт, если этажность здания требует наличия подъемного механизма.

Входит ли в оплату электроэнергии МОП замена лампочек в подъезде?

Оплата содержания мест общего назначения включает в себя только электроэнергию, используемую в местах общего пользования. Замена лампочек на площадках и в подъездах является обязанностью электрика. Наличие специалиста должно обеспечиваться председателем ТСЖ или управляющей компании, ответственной за обслуживание дома.

Расчет стоимости

Плата за электроэнергию МОП в квитанции ЖКХ определяется разными способами:

  1. Если в доме отсутствует общий счетчик, то по формуле:

VМОП = НМОП * Пл. нежил.* Пл.кв./Пл. общ. кв.

где,

НМОП — ежемесячное нормативное значение расхода электроэнергии на каждого члена семьи, определенное ПП РФ № 306 в 2006 г.,

Пл. нежил. — размер общедомовых помещений,

Пл.кв — площадь занимаемого жилого пространства,

Пл.общ — площадь всего многоквартирного строения без учета нежилых помещений.

Плата рассчитывается следующим образом:

Pмес. = VМОП * Т

где,

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.


VМОП— общий размер электроэнергии МОП;

Т — тариф, действующий в отношении коммунального ресурса.

Местом расположения многоквартирного дома является регион, определивший норматив расхода электроэнергии равным 2 кВт на 1 м2. Площадь общественного нежилого пространства равна 200 м2, собственного жилья — 40 м2, а все жилые помещения занимают 1600 м2. Тариф примем равным 3,72 руб./кВт*ч.

Получается: 2 * 200 * 40/1600 = 10 * 3,72 = 37,20 рублей.

  1. Если многоквартирное строение оснащено общедомовым счетчиком:

VМОП = (Vобщ. — ∑ Vнежил. — ∑ Vжил. необ.— ∑ Vжил. об. — Vкр.) * Пл.кв./Пл. общ.

где Vобщ. — объем электроэнергии, учтенный общедомовым прибором;

∑ Vнежил. — количество киловатт, использованных в нежилом пространстве;

∑ Vжил. необ. — общее квартирное потребление без счетчика;

∑ Vжил. об.— общее число киловатт, использованное в жилых квартирах, оборудованных приборами учета;

Vкр. — количество электроэнергии, израсходованное исполнителем на отопление и нагрев воды (если дом не подключен к централизованной системе).

Пл.кв. — количество квадратных метров отдельной квартиры;

Пл. общ.— общая площадь всего строения.

Ежемесячная сумма равна:

Pмес. = VМОП * Т

Общедомовой счетчик показал 16000 кВт. При этом все жилые квартиры, в которых установлены приборы учета, израсходовали 10000 кВт. Объем общего количества киловатт в жилом пространстве, не оснащенном счетчиками, составляет 5000 кВт. Сумма жилых квадратных метров во всем доме равняется 5000 м2. Габариты отдельно взятой квартиры — 40 кв.м. Тариф прежний — 3,72 руб./кВт*ч.

(16000-10000-5000)*40/5000 = 8 кВт * 3,72 = 29,76 рублей.

Что влияет на сумму оплаты?

Жильцы многоквартирного строения, не оснащенного коллективным счетчиком, оплачивают электроэнергию за МОП в соответствии с действующими нормативами путем распределения между квартирами в долевом соотношении. Сумма платежа в квитанции ЖКХ напрямую зависит от количества персональных квадратных метров, а не от потребления электричества на индивидуальные нужды.

Если дом оборудован прибором учета, то на размер начислений оказывают влияние различные факторы:

  • техническое состояние общедомовой электрической системы;
  • синхронность показаний, получаемых с общего и персональных счетчиков электроэнергии;
  • процент оснащенности квартир персональными приборами учета и т.д.

Сумма платежа в квитанции ЖКХ за электроэнергию МОП может быть слишком велика, если дом оборудован общим счетчиком, но основная часть нежилого пространства распределена между офисами, магазинами, медицинскими центрами, парикмахерскими, арендующими площадь, но не заключившими договора энергоснабжения. Отсутствие документа говорит о том, что электроэнергия, потребляемая на коммерческие нужды, распределяется между владельцами квартир.

Оплата электроэнергии МОП

В соответствии с действующими нормативными актами (ст. 36, 39 и 158 ЖК РФ, ПП № 491 от 13 августа 2006 г.), собственники жилых квадратных метрах обязаны принимать участие в погашении общедомового расхода электроэнергии.

Сумма платы за общие киловатты МОП в квитанции ЖКХ рассчитывается на основании Постановления № 354, принятого 06 мая 2011 г.

Действия, если сумма за электроэнергию МОП превышает оплату электричества за индивидуальное пользование

Расчеты за блага цивилизации на основании показаний прибора учета считаются самыми достоверными, но с электрической энергией так получается не всегда. Показатель зависит от наличия в доме коммерческих объектов — магазинов, медицинских центров, частных детских садов и пр. Не каждый предприниматель отличается добросовестностью, поэтому оплата световых и рекламных вывесок иногда «растворяется» в эелектроэнергию МОП.

Чтобы быть уверенным в том, что в квитанции ЖКХ оплачивается только фактически потраченная электроэнергия МОП, владельцы жилья в многоквартирном доме (ТСЖ, управляющая компания и т.д.) должны пригласить специалиста, который сможет провести инвентаризацию оборудования и определить схему подключения коммерческих соседей.

Возможные проблемы и оптимальные варианты поведения представлены в таблице.

Проблема Возможное поведение
Работа энергооборудования никем не контролируется (лампочки горят в общественных местах в круглосуточном режиме) Бороться с проблемой можно:

  • механическим путем — выключать лампочки;
  • оборудовать общедомовые помещения датчиками движения;
  • пользоваться энергосберегающими лампочками.
Высокая изношенность внутридомовой проводки. Коллективное заявление в управляющую компанию или другую обслуживающую организацию, отражающее требование о проведении ремонта электрической сети.
Незаконное поведение предпринимателей — владельцев магазинов, парикмахерских и т.д. Подать жалобу о «незванных» соседях в филиал энергосетей или в отделение полиции.
Часто неплательщики, отключенные от энергоснабжения за неуплату, вместо того, чтобы погашать долги, включаются во внутридомовую сеть самостоятельно. При этом следует придерживаться следующего порядка:

  • вызов представителя энергосбыта для повторного отключения;
  • установка замка на электрощитовой шкаф.
Отсутствие персональных счетчиков в квартирах. Если количество киловатт, ежемесячно расходуемых таким жильцом, превышает нормативный показатель, то разница распределяется между соседями. Требовать установить индивидуальные приборы учета.

Возможен ли отказ от оплаты?

В соответствии с правилами предоставления коммунальных благ владельцам и пользователям в многоквартирных строения и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06 мая 2011 г., оплата расхода электроэнергии на МОП в квитанции ЖКХ при наличии общедомового прибора учета распределяется между владельцами, пропорционально занимаемым квадратным метрам. Если многоэтажное здание не оснащено коллективным счетчиком, то электроэнергия МОП рассчитывается на основании норматива, установленного в регионе.

Правила требуют, чтобы оплата за киловатты, израсходованные в общих помещениях, производилась даже в том случае, если персональные квадратные метры пустовали длительное время, ведь формула основывается на площади квартиры.

Последствия неуплаты

Управляющие компании и ТСЖ несут ответственность за своевременное внесение платежей на основании договоров с коммунальными компаниями. Игнорирование требований позволяет поставщику энергоресурса МОП решать проблему в судебном порядке. Служители Фемиды обычно удовлетворяют подобного рода иски. Обслуживающие организации аналогичным образом утрясают вопрос с владельцами жилья.

Жилищно-коммунальная сфера постоянно обновляется, а собственники квартир не всегда знают об этих новшествах. Так и строка «электроэнергия МОП» в квитанции ЖКХ для многих стала неприятным сюрпризом. Несвоевременное погашение счетов за коммунальные услуги, в том числе в местах общего пользования, может обернуться штрафами, пенями и судебными разбирательствами.

Нюансы

Собственник квартиры в многоэтажном доме обязан принимать участие в платежах за общедомовые расходы электроэнергии в соответствии с долей своего жилого помещения. То есть величина платежа напрямую зависит от площади квартиры. Этого порядка можно придерживаться, если строение оборудовано коллективным счетчиком. В доме, не оснащенном прибором учета, расчеты за электроэнергию МОП производятся на основании нормативов, установленных в регионе.

До сентября 2012 г. действовали иные правила: доля расхода на МОП была пропорциональна личным тратам. Но, это вызывало серьезные споры между соседями, проживающими на аналогичных квадратных метрах, но тратящих разное количество киловатт на собственные цели.

Владельцы недвижимости, возмущенные большими общедомовыми расходами, должны инициировать собрание и определиться с оптимальными способами борьбы: установить персональные приборы учета, своевременно предоставлять показания, исключить незаконные подключения и воровство со стороны владельцев квартир и предпринимательских объектов. Бороться с большим расходом электроэнергии на МОП можно при помощи установки энергосберегающего оборудования, датчиков движения и прочих устройств, позволяющих автоматически включать и отключать лампочки.


Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *