Обязательный аудит

Содержание

Обязательный аудит в 2019 году: кто обязан пройти, как проходит

Содержание статьи:

  • Критерии обязательного аудита в 2019 году
  • Как проходит проверка
  • Какие штрафы грозят тем, кто откажется

Для кого аудит является обязательным

Аудиторская проверка – мероприятие, позволяющее компании оценить, насколько правильно составляется ее бухгалтерская отчетность, рассчитываются налоги и т.д. Кроме того, она позволяет руководству оценить финансовое положение дел его фирмы. В некоторых случаях руководители сами назначают внутреннюю или внешнюю проверку. Например, перед реструктуризацией, продажей, слиянием фирмы, иногда это может быть требованием кредитной организации). Часто провести аудит требуют иностранные фирмы у своих российских подразделений. Но есть и организации, попадающие под обязательный аудит согласно законодательству.

Критерии обязательного аудита в 2019 году

Какие же фирмы не вправе увильнуть от ока аудиторов? Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 №307, аудит является обязательным, для:

  1. Акционерных обществ.
  2. Фирм, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.
  3. Кредитных, страховых организаций и инвестфондов (в том числе пенсионных) и их УК.
  4. Крупных компаний (кроме государственных учреждений и т.п.). Это фирмы, чья выручка за год до отчетного превысила 400 млн рублей или чьи активы на конец того же периода оказались более 60 млн рублей.
  5. Организации (кроме государственных либо муниципальных органов и иных госучреждений), представляющие (раскрывающие) годовую консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.
  6. Некоторые другие организации (согласно прочим действующим законам).

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности можно скачать по ссылке ниже. Там содержится таблица с условиями для обязательного аудита в 2019 году.

Скачайте и возьмите в работу:

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Отчет о результатах подготовки к аудиторской проверке

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль»

Таблица Минфина является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения необходимости проведения обязательного аудита финансовой и бухгалтерской отчетности.

Как выбрать компанию, которая проведет обязательный аудит

Минфин в перечне случаев указывает, кто имеет право осуществить аудит для тех или иных организаций. В некоторых случаях выбор у компании довольно велик: это может быть и индивидуальный аудитор, входящий в одну из саморегулируемых организаций аудиторов, и соответствующая фирма. Правда, такое право выбора есть лишь у фирм из пункта 4 (т.е. крупных), некоторых клиринговых фирм и участников рынка ценных бумаг, организаторов лотерей и застройщиков (долевое строительство), крупных туроператоров и некоторых УК из указанного списка. В остальных случаях нанимать для проверки ИП компания права не имеет. Более того, большинству организаций, подлежащих аудиту, придется выбирать из поставщиков услуг, имеющих хотя бы одного штатного специалиста с аттестатом, полученным после 1 января 2011 г.

Впрочем, выбор и сама его процедура зависит и от того, кому принадлежит аудируемая фирма.

Комментарий юриста

Юлия Семенова, старший юрист CAF Group

Поскольку аудиту подлежат как коммерческие, так и государственные компании, то и решение принимают их собственники. Для государственных компаний и компаний с государственным капиталом обязанность проведения открытых конкурсов на выбор аудитора устанавливается законодательством. Чисто коммерческие компании сами вправе устанавливать процедуры выбора и заключения сделок с аудиторами, как правило такой порядок установлен в уставных документах компаний.

Ограничение, касающееся аттестата, полученного после 1 января 2011 г., было введено Минфином в связи с тем, что с этого времени прекратил действие упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора. Таким образом, были установлены новые требования к аудиторам, при этом полномочия тех аудиторов, которые получили аттестат ранее, были сокращены.

Итак, с формальными характеристиками все ясно. Как же дальше выбрать из большого числа предложений? В первую очередь это касается коммерческих компаний.

Есть, конечно, общие рекомендации. Как и при оказании любых других услуг – от продажи одежды до юридических консультаций – сначала необходимо изучить информацию на сайте аудиторов. Большой срок существования фирмы, наличие крупных, солидных клиентов и их отзывы на сайте, разнообразие аудиторских и консалтинговых услуг, добротно сделанный сайт говорят сами за себя.

Одно немаловажное условие, которое желательно соблюдать: аудиторская фирма должна быть застрахована. Речь идет о профессиональной ответственности специалистов. Ведь даже и самые компетентные эксперты с огромным опытом могут допустить небрежность, невнимательность, дать в связи с этим неверные рекомендации или пропустить ошибку. А это, в свою очередь, может привести к финансовым тратам: например, из-за санкций налоговиков или из-за восстановления утерянного либо испорченного документа.

И, конечно, немаловажную роль играет цена. Очевидно, что не все фирмы способны нанять для обязательного независимого аудита «звезд» аудиторской отрасли, способных провести проверку максимально дотошно, дать оптимальные рекомендации, да еще и, при необходимости, в сравнительно короткие сроки. Поэтому при выборе специалистов очень важно учесть методику расчета ими стоимости своих услуг (эта информация не всегда есть на сайте).

Этапы проведения обязательного аудита

Подготовительный этап. После заключения договора об оказании услуг аудиторам нужно понять, какова специфика деятельности фирмы, определить объемы и сроки работ, а также количество необходимых для проверки специалистов.

Что проверить в договоре с аудиторами

Заключая договор на аудит финансовой отчетности компании, убедитесь в том, что все его положения трактуются однозначно и вопросов не вызывают. Читайте, как определить основные контрольные точки, требующие особого внимания при согласовании контракта с аудиторами, избежать неоправданного роста расходов на их услуги и получить аудиторское заключение в оговоренный срок.

Проверить договор с аудиторами

Этап проверки. лучаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетностиНа этом этапе проверяющий изучает саму отчетность и другие необходимые документы, при необходимости запрашивает пояснения у финансового отдела/бухгалтерии.

Подготовка заключения. Аудитор составляет заключение, в котором указывает на обнаруженные недостатки, дает рекомендации руководству и финансовому отделу компании. Затем заключение необходимо сброшюровать и заверить подписью и печатью.

При проведении проверки и написании заключения необходимо руководствоваться Международными стандартами аудита (МС, которые можно прочитать на сайте Минфина (действуют с 1 января 2017 года). В дополнение ним применяются также правила, разработанные саморегулируемой организацией. Важно помнить, что они не должны противоречить МСА и их соблюдение является обязательным для всех членов организации.

Новшество, появившееся в 2016 году: результаты обязательной проверки заказчик должен зарегистрировать в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Структура заключения

Законодательство подробно описывает обязательные составные части заключения.

Итак, в начале идет название «Аудиторское заключение». Затем указывается адресат (это могут быть акционеры, участники ООО, а также другие лица).

Обязательно приводится нформации о компании: ее наименование, государственный регистрационный номер, а также место нахождения.

Необходимыми являются и сведения о самих аудиторах: регистрационные данные, наименование саморегулируемой организации аудиторов, в которую входит аудиторская фирма или аудитор.

Далее идут данные об аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности: ее список, период, за который она составлена, распределение ответственности в ее отношении между заказчиком и аудиторской организацией (либо ИП).

Обязательной частью являются ведения о проверке, выполненной аудиторами.

Весьма важная часть заключения отражает мнение экспертов о достоверности изученной ими отчетности. При этом указываются обстоятельства, которые могут существенно повлиять на ее достоверность.

Заключение может быть немодифицированным и модифицированным. Первый вариант составляется, если специалист не обнаружил никаких значительных несоответствий отчетности правилам, то есть все данные отражены в ней надлежащим образом. Второй вариант подразумевает три возможности.

  1. Мнение с оговоркой. Возможно лишь в том случае, если обнаруженные (или возможные, но не доказанные) расхождения хоть и являются существенными, но не затрагивают самые значимые элементы отчетности.
  2. Отрицательное мнение. Его вписывают, если эксперт нашел доказательства того, что искажения все вместе или по отдельности существенно влияют на достоверность отчетности.
  3. Отказ от выражения мнения. Такой вариант возможен при недостатке доказательств у проверяющего, позволяющих прийти к какому-либо мнению касательно отчетности. При этом он может считать, что возможные искажения могут в существенной степени негативно влиять на нее.

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль

После введения МСА мнение теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица.

Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнением аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.

Аудиторское заключение дополнилось новым разделом – Ключевые вопросы аудита. Он призван повысить информационную ценность заключения путем большей прозрачности проведенного аудита. Ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую аудитор подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации. Впрочем, данный раздел обязателен только для компаний, чьи ценные бумаги участвуют в торгах.

Обязательно должна быть указана дата составления заключения. Если даты нет, то в случае претензий к аудиторам со стороны заказчика или к заказчику со стороны, например, налоговых органов, будет неясно, какие сведения аудитор был обязан учесть, а какие были указаны в бухгалтерских документах уже после составления отчета. Иными словами, дата помогает ограничить сферу ответственности аудитора.

Как изменить договор с аудиторами, чтобы они не рассказали лишнего налоговикам

С 2019 года налоговики получили доступ к аудиторской тайне. Узнайте, как пересмотреть договор, чтобы обезопасить компанию.

Изменить договор с аудиторами

Штрафы за обязательный аудит в 2019 году

Ответственность за отсутствие обязательного аудита обязательного аудита, а также за уклонение от проведения обязательного аудита пока не предусмотрена законодательством. Однако есть серьезные штрафы, связанные с аудиторским заключением.

Штрафы за нарушение правил раскрытия аудиторского заключения

Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином реестре. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:

  • на 30–50 тыс. руб. (должностные лица),
  • на 700–1000 тыс.руб. (общество).

Штрафы за непредставление заключения в Росстат

Если организация должна проводить обязательный аудит годовой отчетности, значит, она должна подавать в Росстат аудиторское заключение вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности. Иначе ей придется заплатить штрафные санкции за обязательный аудит (ст. 19.7 КоАП РФ).

Комментарий аудитора

Дарья Перковская, директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль

Непредоставление заключения в Росстат чревато несущественными санкциями в сумме 3–5 тыс.руб. на организацию и 300–500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).

Комментарий юриста

Юлия Семенова, старший юрист CAF Group
Одной из мер дисциплинарного наказания аудитора, допустившего нарушение законодательства об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов является штраф, который накладывается на аудитора саморегулируемой организацией, членом которой он является. Размер штрафа устанавливается саморегулируемой организацией, на практике он в зависимости от всех обстоятельств нарушения варьируется от 1500 до 10000 рублей.

Итак, обязательный аудит — это аудиторская проверка отчетности компаний, указанных законодателем. Минфин определил, кто имеет право оказывать обязательные аудиторские услуги и каким заказчикам. Такая проверка имеет четкую структуру и регулируется МСА. При составлении, принятии и регистрации заключения необходимо учитывать некоторые законодательные новшества, появившиеся в последнее время (в 2016 и 2017 годах), а также возможные штрафные санкции.

Гость, уже успели прочесть в свежем номере?

Кто должен пройти аудит за 2018 год

Близится срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ

Так, обязательному аудиту подлежат:

  • все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО);

  • кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ);

  • компании с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей;

  • компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения;

  • компании в иных случаях, установленных федеральными законами.


Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

  • государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);

  • микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);

  • операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);

  • организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);

  • управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);

  • жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
    №215-ФЗ);

  • кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);

  • организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

  • организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    (за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);

  • туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);

  • прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

Статус субъекта малого предпринимательства не всегда спасает от аудита

Напомним, что еще 20 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минфина России от 16.05.2016 г. №64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухучета для малых и некоммерческих организаций. Это означает, что малые компании смогут составлять отчетность за 2018 г. по упрощенным формам. Упрощенный порядок составления отчетности может применяться организациями, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

К таким организациям относятся (ст.7 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):

  • субъекты малого предпринимательства;

  • НКО;

  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».


Критерии, по которым компании относят к субъектам малого бизнеса, установлены Федеральным законом от 29.06.2015 г. №156-ФЗ:

  • размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн. руб.;

  • средняя численность работников не более 100 человек;

  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Такие малые компании могут вести бухгалтерский учет упрощенным способом. От выбранного способа ведения учета зависит и показатели статей бухгалтерской отчетности.

Но ситуация кардинально меняется, если малая компания подлежит обязательному аудиту. В этом случае компания сталкивается с необходимостью формировать полный комплект бухгалтерской отчетности, обеспечить ведение на счетах различий между бухгалтерским и налоговым учетом (т.е. применять ПБУ 18/02*, утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), формировать резерв на оплату отпусков (т.е. применять ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 г. №167) и т.п.

Примечание*

Отказаться от применения ПБУ 18/02 можно, только если малое предприятие вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. А «малыши», подлежащие обязательному аудиту, сделать это не вправе (пп.1 п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Если компания применяет специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, единый сельхозналог), то ПБУ 18/02 можно не применять, прописав об этом в учетной политике.

Как правило, таких упрощенных льгот лишается малое предприятие с организационно-правовой формой АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее по тексту – Закон №307-ФЗ). При этом законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

У «малыша» может объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному году составить более 400 млн рублей либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года — более 60 млн рублей (пп.5 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ). И в этом случае малое предприятие подлежит обязательному аудиту и об упрощенных формах бухгалтерской отчетности можно забыть.

КОНСУЛЬТАЦИЯ АУДИТОРА

А если вопреки законодательству компания сдаст отчетность по упрощенным формам?

В случае представление бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по упрощенным формам вместо общеустановленных (полных) форм или непредставление отдельных форм отчетов (приложений) может повлечь привлечение компании и ее должностных лиц к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ, ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

А согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Как рассчитывается сумма штрафа?

При расчете штрафа принимается во внимание полный перечень документов, которые должна представлять компания (письма ФНС РФ от 16.11.2012 г. №АС-4-2/19309, Минфина РФ от 23.05.2013 г. №03-02-07/2/18285).

Так, в составе бухгалтерской отчетности за 2018 год компания должна сдать:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • отчет об изменениях капитала;

  • отчет о движении денежных средств;

  • пояснения в табличной и текстовой формах.

Если компания не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1 000 рублей (200 рублей × 5).

Если же сдать в Росстат РФ бухгалтерскую отчетность не в полном объеме, то будет взыскан административный штраф.

Руководителю компании грозит штраф от 300 до 500 рублей, а саму компанию могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 5 000 рублей (ст.19.7 КоАП, письмо Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ).

АУДИТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (АО)

Штрафы за отсутствие аудиторского заключения

Штрафы для организаций, подлежащих обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита законодательством не предусмотрены. Штрафы могут быть за непредставление аудиторского заключения.

1) Штрафы со стороны налоговиков

Аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (Постановление АС Поволжского округа от 25.07.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №13-11/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

2) Штрафы со стороны Росстата

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ, письма Росстата РФ от 16.02.2016 г. №13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 г. №1578/ОГ ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

3) Штрафы со стороны Банка России

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

  • от 30 тыс.рублей до 50 тыс.рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

  • от 700 тыс.рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс. рублей (Постановления АС Северо-Западного округа от 10.02.2016 г. №А56-30455/2015, КС РФ от 25.02.2014 г. №4-П).

Важно! Аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности компаний за 2018 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2019 года.

Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

ИА ГАРАНТ

Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены.

Вместе с тем за непредставление в органы государственной статистики аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей.

Срок давности привлечения по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца после наступления последнего дня срока представления аудиторского заключения. В рассматриваемой ситуации последний день срока представления обязательного экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2019 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрена.

Налоговые органы при проведении камеральной проверки могут привлечь организацию к ответственности за отсутствие аудиторского заключения (в течение установленных сроков хранения). Должностные лица организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут быть оштрафованы на сумму от 5 000 до 10 000 рублей (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ)*(1).

Обоснование позиции:

Аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности (или её части) аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», далее — Закон об аудиторской деятельности).

В силу п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) аудиторская проверка ООО является обязательной, проводимой ежегодно в случаях, установленных законами (ч. 2 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности), в частности, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности)*(2).

В рассматриваемой ситуации аудиторы в рамках проведения ежегодного обязательного аудита будут исследовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации за 2018 год.

По результатам аудиторской проверки составляется аудиторское заключение. Официальный документ содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО. Аудиторское заключение должно храниться ООО не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 6 Закона об аудиторской деятельности, п. 1 ст. 50 Закона об ООО, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Действующим законодательством ответственность за непроведение обязательного аудита в настоящее время не предусмотрена, при этом установлена административная ответственность за отсутствие (непредставление, неопубликование) аудиторского заключения*(3).

В частности, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным, отсутствие у экономического субъекта аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения (пять лет после отчетного года) таких документов в соответствии с ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей. Повторное правонарушение может обернуться штрафом на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или повлечь дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).

Протоколы об административном нарушении, предусмотренном ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Давность привлечения к ответственности за нарушения законодательства в области бухгалтерского учета — два года с момента совершения либо обнаружения правонарушения, если оно будет признано длящимся (части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Из писем Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 N 13-11/030545, от 20.01.2014 N 16-15/003855 следует, что в налоговые органы аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности организации представлять не обязаны.

Следует отметить, что вступивший в силу с 01.01.2013 Закон N 402-ФЗ не устанавливал обязанности представления аудиторского заключения по итогам отчетного периода ни для одной организации. Только для обществ, публикующих свою отчетность, была предусмотрена обязанность публикации аудиторского заключения вместе с бухгалтерской отчетностью (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ были внесены поправки, в соответствии с которыми отчетность, подлежащая обязательной публикации, а также обязательному аудиту, должна не только публиковаться вместе с аудиторским заключением, но и представляться вместе с ним. Однако Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ (далее — Закон N 357-ФЗ) эти поправки исключены. С 1 января 2014 года ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ вернулась в прежнюю редакцию. Одновременно Законом N 357-ФЗ с 1 января 2014 года ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнена нормой, предусматривающей, что при представлении в органы государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой подписания аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Напомним, что отчетным годом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).

То есть в рассматриваемом случае аудиторское заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности организации за 2018 год должно быть представлено в орган государственной статистики не позднее 31 декабря 2019 года.

В связи с непредставлением в установленный срок аудиторского заключения организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (смотрите письма Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ, от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 N 12-824/2012).

Санкция указанной выше статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. рублей.

При этом несвоевременное представление (непредставление) бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения к ней — это два отдельных нарушения, и штраф может быть взыскан за каждое из них (письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ составляет три месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (абзац 3 п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Поэтому привлекать по этой статье можно только в течение трех месяцев после наступления последнего дня срока представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности (аудиторского заключения). В рассматриваемой ситуации последний день срока представления экземпляра аудиторского заключения — 31 декабря 2019 года.

Обязанность представлять аудиторское заключение иным государственным органам Закон N 402-ФЗ не предусматривает.

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это должен заказчик аудита, т.е. организация.

Несвоевременное представление сведений, а также непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Реестр в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, может явиться основанием для привлечения к административной ответственности по ч.ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет).

Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, функцию которого на настоящий момент осуществляет ЗАО «Интерфакс» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов», п. 2 приказа Минэкономразвития России от 21.03.2011 N 121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве»).

С порядком внесения сведений в Реестр Вы можете ознакомиться в материале: Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Относительно штрафных санкций в размере семидесяти тысяч рублей отметим следующее.

Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 70 тыс. рублей (при повторном нарушении — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 до 150 тыс. рублей) предусмотрено ст. 13.19 КоАП РФ. Такое наказание может быть применено к организации за непредоставление первичных статистических данных в органы статистики (или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных данных).

Первичные статистические данные — это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»). Обязанность респондентов по предоставлению первичных статистических данных установлена в ст. 8 Закона N 282-ФЗ.

Заметим, что с 28 ноября 2018 г. вступили в силу поправки в Закон N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Большинство поправок вступает в силу с 1 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке, а за 2019 год — уже по новым правилам. Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений (АЗ) в электронном виде будут утверждаться ФНС. Налоговое ведомство также будет обеспечивать доступ заинтересованных лиц к государственному информационному ресурсу.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, наряду с бухгалтерской отчетностью должны будут представлять в налоговый орган аудиторское заключение. Его нужно будет представлять тоже в виде электронного документа в те же сроки:

  • вместе с годовой отчетностью;

  • либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Одновременно с Законом N 444-ФЗ также был принят Федеральный закон от 28.11.2018 N 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой НК РФ», также вступающий в силу с 1 января 2020 г.

Ныне действующий пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ законодатель указанным Законом N 447-ФЗ разделил на две части. Пункт 1 дополнен подпунктом 5.1 с 1 января 2020 г. В нем обособленно закреплены требования к организациям, у которых отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс в соответствии с Законом N 402-ФЗ (в редакции закона N 444-ФЗ). Это организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне, а также другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. Они должны подавать годовую бухотчетность как в территориальные органы статистики, так и в ИФНС по месту нахождения организации. При этом сведения из их отчетности налоговики не будут учитывать при формировании государственного информационного ресурса.

Минфин России 28.11.2018 разработал законопроект «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней» (ID N 02/04/06-18/00081866, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/06-18/00081866&npa=), который содержит положения, изменяющие штрафные санкции.

Проектом закона предусмотрено дополнить главу 15 КоАП РФ статьей 15.11.1. Размер штрафа по данному проекту будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита. Если да — то штраф существенно больше (досье проекта в интернет-версии системы ГАРАНТ смотрите на странице https://base.garant.ru/56774776/). Так, согласно данному проекту несвоевременное представление юрлицом отчетности, а равно представление ее в неполном составе может повлечь наложение штрафа до 200 тыс. руб.; до 500 тыс. руб. — если такая отчетность подлежит обязательному аудиту.

В случае непредставления отчетности размер штрафа для юрлиц в отношении отчетности, подлежащей обязательному аудиту, может составить до 700 тыс. рублей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО;

— Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы статистики;

— Энциклопедия решений. Аудиторское заключение;

— Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

— Вопрос: ООО на общей системе налогообложения, выручка за 2018 год составила более 800 млн. руб., численность работников — менее 100 человек. Какая предусмотрена ответственность за непроведение обязательного аудита с 2019 года? Что подразумевает обязательный аудит: проверку бухгалтерской отчетности или налоговой отчетности? Какие документы исследуются в ходе обязательного аудита? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.)

— Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность: порядок представления по принципу одного окна (Т. Маслова, журнал «Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)», N 1, январь 2019 г.);

— Комментарий к Федеральному закону от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (Б.Л. Сваин, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 1, январь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

21 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Статья 15.11 КоАП дополнена примечанием 1.1 с 9 июня 2019 г. (Федеральный закон от 29.05.2019 N 113-ФЗ):

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

*(2) Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г. приведен в Информации Минфина России от 15.01.2019 «Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год (согласно законодательству Российской Федерации)». В Перечне обобщены предусмотренные законодательством РФ случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. Для каждого случая указано, каким законом установлена обязательность аудита, виды аудируемой отчетности, а также лица, которые вправе провести аудит (смотрите также Информационное сообщение Минфина России от 16.01.2019 N ИС-аудит-27 «О перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 г.»).

*(3) По общему правилу общество с ограниченной ответственностью, в отличие, например, от акционерных обществ, не обязано публиковать отчетность о своей деятельности (п. 1 ст. 49 Закона об ООО). Смотрите Энциклопедию решений. Публичная отчетность ООО.

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…
В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%.

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

Важно!

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

17. Права и обязанности аудитора и аудируемого лица. Ответственность в аудите

Аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется следующими законодательными документами:

1. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с аудируемым лицом;

б) проверять у аудируемого лица в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать устные и письменные разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

в) получать по письменному запросу аудируемых лиц необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке индивидуальных аудиторов, аудиторские организации, а также иных специалистов, за исключением лиц, указанных в статье «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» проекта данного федерального закона;

д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым аудируемым лицом всей необходимой информации.

2. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства РФ;

б) немедленно сообщать лицу, с которым заключен договор, о проведении аудиторской проверки: о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного лица вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим федеральным законом и исключающих возможность проведения аудита; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора;

в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги;

г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

д) предоставлять аудируемому лицу по запросу информацию о требованиях нормативных актов и общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности относительно проведения аудиторской проверки.

В правах и обязанностях аудируемых лиц при проведении аудиторской проверки определить, что:

1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо имеет право:

а) получать от индивидуального аудитора (аудиторской организации) полную информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудиторской проверки;

б) после ознакомления с заключением индивидуального аудитора (аудиторской организации) получать информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы индивидуального аудитора (аудиторской организации).

2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо обязано:

а) создавать индивидуальному аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу индивидуального аудитора (аудиторской организации) разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) оказывать содействие аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторской проверки;

г) предоставлять по устному или письменному запросу аудиторских организаций разъяснения и подтверждения, в том числе письменные;

д) аудируемое лицо, подлежащее обязательному аудиту, не вправе уклоняться либо препятствовать его проведению и обязано заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ.

3. Запрещается предпринимать любые действия в отношении аудиторской организации или индивидуального аудитора с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Ответственность в аудите

Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Согласно ст. 20 Закона № 307-ФЗ предусмотрены меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов.

При этом аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность

В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, СОА, а также иными лицами, получившими на основании федеральных законов доступ к аудиторской тайне, лицо, которому оказывались аудиторские услуги вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством ГК РФ.

СОА может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена СОА устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену СОА предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена СОА;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов СОА;

6) применить иные меры, установленные внутренними документами СОА.

Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не имеет права:

1) участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;

2) давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов;

3) участвовать в работе выборных и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в СОА, в течение всего срока действия такого решения не вправе:

1) заключать договоры оказания аудиторских услуг;

2) вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия саморегулируемой организацией аудиторов указанного решения.

Не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в СОА, СОА принимает решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СОА либо об их исключении из членов СОА.

В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, Минфин РФ может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства об аудиторской деятельности;

3) направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в СОА;

4) направить СОА, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении аудиторской организации из СОА.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *