Обязательный аудит предприятия

Основные права аудируемых лиц

Права и обязанности аудируемых лиц описаны в Законе об аудиторской деятельности Российской Федерации.

Рассмотрим основные права аудируемых лиц. При заключении договора проведения аудита аудируемое лицо вправе:

  • получить от аудиторской компании всю необходимую информацию, касаемо замечаний и заключения аудиторской компании, либо независимого аудитора;
  • получить информацию, состоит ли аудиторская компания, либо индивидуальный независимый аудитор в саморегулируемой компании аудиторов;
  • запросить заключение аудиторской компании ровно в срок, согласованный ранее в договоре оказания аудиторских услуг;
  • определять другие права, не противоречащие законодательству РФ, и указанные в заключенном договоре об оказании аудиторских услуг.

Аудируемое лицо вправе самостоятельно выбрать аудитора или аудиторскую компанию для проведения аудиторской проверки своего предприятия. Главное, осуществление аудита в установленные сроки.

Замечание 1

В случае фактов нарушения аудитором норм законодательства РФ об аудиторской деятельности, аудируемое лицо вправе проинформировать об этом федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, соответствующие саморегулируемые профессиональные компании, центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Основные обязанности аудируемого лица

Помимо прав аудируемое лицо также имеет ряд обязанностей. Рассмотрим некоторые из них.

Аудируемое лицо, после заключения договора на оказание аудиторских обязано:

  • всячески помогать аудиторской компании в проведение аудита, создать все необходимые условия;
  • предоставить всю запрашиваемую информацию для осуществления аудиторской проверки;
  • предоставить исчерпывающие разъяснения по интересующим аудитора вопросам;
  • не препятствовать получению аудитора или аудиторской организации всей необходимой информации;
  • не предпринимать никаких мер для сужения круга вопросов, необходимых для проведения аудита;
  • производить своевременную оплату аудита в количестве и порядке, указанном в согласованном договоре. Если аудируемое лицо не согласно с заключением аудитора, это не является показанием к неоплате проделанной работы;
  • исполнить иные обязанности, указанные в согласованном договоре оказания аудиторских услуг.

Замечание 2

В случае если аудиторская компания в ходе проведения аудиторской проверки запрашивает документацию, в которой содержится коммерческая тайна, аудируемое лицо обязано предоставить необходимую информацию.

Также следует отметить, что компании, которым необходимо пройти аудиторскую проверку, в обязательном порядке должны заключать договоры с исполнителем на проведение обязательного аудита. В случае незаключения или заключения не вовремя договора на оказание аудиторских услуг компанией, которой необходимо пройти обязательную аудиторскую проверку, этот факт может рассматриваться как действие, при помощи которого экономический субъект пытается избежать проведения обязательной аудиторской проверки своего предприятия.

Замечание 3

Данные права и обязанности аудируемого лица могут быть расширены ФСАД, либо оговорены индивидуально при составлении и согласовании договора об оказании аудиторских услуг.

Аудиторская тайна

При осуществлении любой аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская компания или частный аудитор обязан обеспечить сохранность тайны о всех финансовых операциях заказчика.

Помимо этого аудиторские компании обязаны гарантировать неразглашении информации, указанной во всей используемой во время аудита документации. Также аудиторская компания не может осуществить передачу полученной информации третьим лицам, либо распространять ее, не получив на это письменное разрешение аудируемой компании. Исключением являются ситуации, указанные в Законе об аудиторской деятельности и других федеральных законах.

Если же аудиторская компания, частный аудитор, уполномоченный федеральным органом, либо другими лицами, у которых имелся доступ к секретной информации аудируемого лица, согласно Закону об аудиторской деятельности и иных нормативных актов РФ, все-таки осуществил несогласованное распространение секретной информации, заказчик (экономический субъект) вправе требовать возмещение причиненных убытков.

Документы, рассматриваемые в ходе аудиторской проверки и содержащие информацию о финансовых делах компании, а также партнерах организации, которые находятся на рассмотрении аудиторской компании или частного аудитора, могут быть предоставлены третьему лицу исключительно согласно решению суда. В качестве третьего лица могут выступить объекты, уполномоченные данным решением, либо органы государственной власти РФ в случае, исключительно предусмотренном действующим законодательством РФ.

Рассмотрим виды информации, полученной в ходе проведения аудиторской проверки, которые не являются аудиторской тайной:

  • информация, которой поделился непосредственно сам экономический субъект, либо информация, на разглашение которой дал согласие заказчик;
  • информация, которая используется при заключении с аудируемым лицом при подготовке договора о проведении обязательного аудита;
  • информация о сумме и порядке оплаты услуг аудиторской компании.

В случае передачи информации, которая является аудиторской тайной, уполномоченным федеральным органам, саморегулируемым компаниям аудиторов не подразумевает письменного согласия компании, аудиторская проверка которой осуществляется.

Распространение аудиторского заключения также можно отнести к понятию аудиторской тайны. Часть 4 статьи 6 Закона об аудиторской деятельности определяет предоставление аудиторского заключения исключительно аудируемому лицу или лицу, которое заключило договор оказания аудиторских услуг.

Субъекты подлежащие обязательной аудиторской проверке

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

4.1) страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в Федеральном законе и других федеральных законах. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Независимость аудиторских организаций, аудиторов.

Аудит не может осуществляться:

· аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями, участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями, участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями, участниками, в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями, участниками, в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей, участников;

· аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;

· аудиторами, являющимися учредителями, участниками аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· аудиторами, состоящими с учредителями, участниками аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.

Понятие независимости подразумевает независимость мышления и независимость поведения.

Независимость мышления — это образ мышления, который позволяет выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать его, и позволяет аудитору действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм.

Независимость поведения — это линия поведения, которая позволяет избежать фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, в том числе и о применяемых мерах предосторожности, может обоснованно посчитать, что честность, порядочность или профессиональный скептицизм аудиторской организации или члена проверяющей группы были скомпрометированы.

Особенности аудита малых предприятий

Актуально на: 11 мая 2018 г.

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили .

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Правила проведения аудиторских проверок касаются и аудита малых предприятий. Конечно, учитываются специфические особенности, а именно:

  • как правило, на малом предприятии у сотрудника нет отдельных полномочий вести учет и подготавливать отчетность;
  • сильное влияние владельца на деятельность предприятия;
  • допущение возможности того, что руководитель может обходить средства контроля, либо слабый контроль в организации.

Факторы риска аудита на малом предприятии

Определение 1

Аудит на малом предприятии – это проверка с повышенным риском по объективным причинам.

Обозначим факторы риска, на которые следует обратить внимание:

  • не последовательное ведение бухгалтерских документов;
  • наличие ошибок по причине человеческого фактора;
  • возможность искажения отчетности;
  • неверное понимание назначения аудита;
  • игнорирование требований восстановления учета, исправления ошибок;
  • слабый внутренний контроль;
  • наличие контакта сотрудников, осуществляющих учет с материальными ценностями;
  • использование наличности при расчетах;
  • возможность использования нелегальных налоговых схем;
  • возможность скрывать выручку;
  • формальное проведение инвентаризаций и других контрольных процедур.

При наличии таких факторов риска возникает необходимость серьезного планирования и документального оформления аудита малых предприятий. На стадии планирования эффективным является метод устного и письменного опроса руководящего состава и сотрудников бухгалтерии. При помощи данного метода можно определить характер хозяйственных операций, как распределяется ответственность за отчетные документы и ведение учета.

Особенности аудита малого бизнеса

Определение 2

Аудит малого бизнеса прежде всего предполагает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета. Это позволяет дать полную оценку налоговых рисков, который важно учитывать при проведении аудита, так как иногда они ставят под угрозу непрерывность деятельности организации.

Если итогом проверки будет аудиторское заключение, необходимо соблюдать все правила и стандарты аудиторской деятельности.

Аудиторские проверки малых предприятий имеют упрощенную документацию. В проверке задействовано меньшее количество сотрудников, расходы на аудит соответственно меньше, чем у крупного экономического субъекта.

Деятельность малых предприятий отличается небольшим ассортиментом товаров и услуг, деятельностью на локальных рынках. Это дает возможность аудитору быстро разобраться в специфических особенностях работы компании, ее системе учета и оборота документов.

Замечание 1

Аудиторские процедуры документируются упрощенно, их применение можно использовать широко, поскольку объем их невелик и выполнение не занимает много времени.

При проведении данного вида аудита не стоит пренебрегать аналитическими процедурами. Во – первых, это сэкономит время, так как не потребуется проведения других процедур проверки по существу. Во- вторых, аналитика позволяет получить приемлемые аудиторские доказательства.

Аналитические процедуры малоэффективны при наличии на предприятии ручного учета, но в последнее время ручной учет – редкое явление. Препятствием для осуществления аналитических процедур может стать отсутствие финансовой информации за месяц или квартал.

Обзорная краткая проверка Главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам используется вместо аналитических процедур.

Зачастую аудитор сталкивается с отсутствием документов. Например, коллективный договор, положение по персоналу, маркетинговая политика могут не разрабатываться. Бывали случаи, когда у субъектов малого предпринимательства отсутствовали штатное расписание, график отпусков, учетная политика. Тогда аудиторы вынуждены запрашивать эту информацию у руководства.

Определение 3

Аудиторская выборка – еще один метод проверки. Необходимо обеспечить репрезентативность выборки по отношению ко всему объему исследуемого материала. На малых предприятиях можно применять проверку 100% совокупности операций. Другой способ – сортировка всех операций и их тестирование.

Выявление связанных сторон – очень важный момент в аудите. Эта связь прослеживается между предприятием и собственником, между предприятием и субъектами, связанными с собственником, посредством чего, совершаются существенные сделки.

Если руководство не понимает важности полноты, раскрываемой информации, аудитор должен разъяснить это положение.

Аудитор должен отражать ход проверки в письменной форме, зафиксировать все аудиторские доказательства и оформлять документы рабочего порядка.

Документация на базовом уровне – большая помощь аудитору при планировании и выполнении аудита, так как документирование:

  • дает возможность легче контролировать и анализировать работу ассистентов;
  • позволяет производить действия по оценке аудиторских доказательств;
  • облегчает работу по формированию выводов для аудиторского отчета;
  • обеспечивает последующий контроль качества аудита.

Планирование аудита на следующий отчетный период, также значительно облегчается. Обоснованность выводов аудитора гораздо качественнее, когда он пользуется задокументированными данными, отражающими важные вопросы для заключения.

В обязательном порядке отражаются аудитором:

  • планирование;
  • программа, куда входят характер, объем процедур, сроки;
  • результаты процедур;
  • выводы на основе аудиторских доказательств;
  • выводы, подкрепленные профессиональным суждением аудитора.

Аудит малого предприятия подчиняется аудиторским стандартам, действующим в РФ, отдельного стандарта для аудита малых предприятий нет. При аудите на малом предприятии руководствуются стандартами аудиторской деятельности:

  • планирование – ФПСАД № 1,3,4,8,11,12,20;
  • основной этап – ФПСАД № 2,5,9,10,13,14/16-19,28,29,32;
  • заключительный этап – ФПСАД № 1,2,3.

Положение о международной аудиторской практике (ПМАП)

В международной практике существует специальное Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) 1005 «Особенности аудита малых предприятий». Здесь подробно рассматриваются характеристики малых предприятий и степень их воздействия на применение международных стандартов аудита. Положение содержит:

  • базовые критерии, по которым определяется категория «малое предприятие»;
  • указания методического характера по применению международных стандартов;
  • рекомендации по аудиторским проверкам в случаях, когда аудитор оказывает услуги по бухучету предприятия.

Определение 4

В разделе «Характеристика малых предприятий» дается определение: малым предприятием может считаться любая компания, право собственности и управление которой сконцентрировано в руках узкого круга лиц (или одного лица) и которая соответствует хотя бы одному из критериев:

  • ограниченное число источников дохода;
  • упрощенная схема ведения бухучета;
  • ограниченные средства внутреннего контроля.

Перечисленные ниже рубрики комментируют, как может применяться МСА:

  • «Обязанности: МСА 200-299»;
  • «Планирование: МСА 300-399»;
  • «Система внутреннего контроля: МСА 400-499»;
  • «Аудиторские доказательства: МСА 500-599»;
  • «Аудиторские выводы и заключения: МСА 700-799».

Эти комментарии являются только дополнением, а не заменой Положения, в них учтены особенности аудита малых предприятий.

Иногда аудитор не в состоянии получить доказательства для формирования мнения о финансовой отчетности из-за недостатков в работе предприятия. При таких условиях аудитор вправе отказаться от проведения проверки или продолжить проверку и выразить условно-положительное мнение, а может отказаться от выражения мнения. Об этом говорится в МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».

Замечание 2

Аудитор может не принять условия договоренностей об аудите, если они влекут за собой отказ от выражения мнения. Об этом говорится в п. 41 МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности».

На малых предприятиях компьютерная обработка данных может вызвать дополнительный риск. Это могут быть: упрощенная программа учета, один компьютер у одного бухгалтера, тогда возможно менять программную оболочку и базы данных и вносить несогласованные данные операций.

Если владелец влияет на деятельность предприятия, он может оказывать как благотворное, так и негативное воздействие на систему внутреннего контроля и систему бухучета.

С одной стороны, руководитель, контролирующий процесс, способствует тому, чтобы учет в организации был надежным и прозрачным. С другой стороны, влияние руководителя может явится причиной нарушений и искажений в бухучете. Аудитору в ходе проверки лучше отталкиваться от низкой оценки внутреннего контроля, если нет явных доказательств обратного.

Особенности аудита малых предприятий учтены и в российских, и в зарубежных стандартах. Разница только в том, все особенности учтены в одном документе в международной практике, в российской же, такого стандарта нет.

Выводы

  1. Проведение аудита основано на применении федеральных правил аудиторской деятельности.
  2. Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательным нормам.
  3. При проведении аудита необходимо учитывать особенности деятельности субъектов малого предпринимательства. А именно: ведение учета малым числом работников, совмещение обязанностей. Аудитор не может требовать разделения ответственности и полномочий сотрудников, так как эта норма разрешена законом.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *