Обязательный аудит индивидуальный аудитор

Содержание

Аудит: кому, когда и зачем нужен

Аудит в широком смысле – это проверка деятельности компании. Рассмотрим, кто обязан проходить аудит, кто делает это добровольно, и зачем все это нужно бизнесменам.

Виды аудита

В начале статьи было сказано про аудит в широком смысле. Из этого можно сделать вывод, что бывает и «в узком». Речь идет об обязательном аудите, который касается только бухгалтерской отчетности.

Кроме того, предприятия, на которых обязанность проходить аудит не распространяется, могут пройти проверку добровольно. Такая форма контроля называется инициативным аудитом.

Оба перечисленных выше вида проверок производят «внешние» контролеры, т.е. представители сторонних для организации компаний. Но иногда бизнесмены проверяют сами себя, т.е. проводят внутренний аудит.

Обязательный аудит

Статья 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет, категории компаний, финансовая отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке:

  1. Акционерные общества.
  2. Компании, акции которых торгуются на бирже.
  3. Организации, формирующие консолидированную отчетность.
  4. Компании, достигшие определенных масштабов бизнеса:

— выручка за год – более 400 млн руб.

— активы баланса – более 60 млн руб.

  1. Организации, работающие в определенных сферах. Они перечислены в пп. 3 п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ, а также в ряде других нормативных актов, регулирующих отдельные области деятельности. В частности, обязательный аудит распространяется на:

— финансовые организации (банки, страховые компании, МФО, фонды, профучастники рынка ценных бумаг и т.п.);

— застройщиков и жилищные кооперативы;

— саморегулируемые организации;

— организаторов азартных игр.

Все бизнесмены, подпадающие под перечисленные критерии, обязаны ежегодно проводить аудит финансовой отчетности.

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Непосредственно за непрохождение аудиторской проверки штрафные санкции законом не предусмотрены.

Однако бизнесмена могут наказать за непредставление обязательного аудиторского заключения в органы статистики. Сумма штрафа составит для юридического лица от 3 до 5 тыс. руб., а для виновного должностного лица – от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ)

Кроме того, при отсутствии обязательного аудиторского заключения в составе отчетности налоговики могут наказать должностное лицо за грубое нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф может (при повторном нарушении) достигнуть 20 тыс. руб. Также данная статья предусматривает дисквалификацию на срок до 2 лет.

Также аудиторское заключение относится к обязательной информации, которую должны публиковать эмитенты и профессиональные участники рынка ценных бумаг, в частности – акционерные общества и различные инвестиционные фонды.

Если установленная законом информация не будет опубликована, то наказание будет весьма суровым. Компанию могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб., а должностное лицо – на сумму до 50 тыс. руб. (ст. 15.19 КоАП РФ).

Инициативный аудит

Обязательный аудит – это весьма «специфическая» проверка. По сути он просто отвечает на вопрос: стоит ли доверять сведениям, изложенным в бухгалтерской отчетности, или нет.

А если владельцы бизнеса хотят, чтобы их компанию изучили более подробно, то они должны инициировать проверку самостоятельно.

Аудит, который проводится по инициативе самого предприятия – гораздо шире по охвату. Область проверки часто выходит за пределы не только бухгалтерской отчетности, но и финансов вообще. Существует аудит промышленный и кадровый, аудит безопасности и т.п.

Причины, по которым бизнесмены идут на дополнительные расходы, связанные с добровольным аудитом могут быть самыми разными:

  1. Смена собственников, руководителя или главного бухгалтера.
  2. Подготовка бизнеса к продаже.
  3. Сомнения в достоверности отчетных данных.
  4. Подготовка к налоговой или другой проверке.

Также аудит могут инициировать и «внешние» заказчики, естественно, согласовав это с владельцами бизнеса. Это могут быть, например, банки или другие потенциальные инвесторы.

Период, который охватывает добровольная аудиторская проверка, может быть самым различным – от одного месяца до нескольких лет, в зависимости от поставленных задач.

Внутренний аудит

Средние и крупные компании часто проверяют «сами себя». Для этого в их составе организуются службы внутреннего аудита.

Задача этих структур – постоянный мониторинг всех ключевых бизнес-процессов в компании. Здесь, как и при добровольном внешнем аудите «охват» проверки может быть самым широким. Контролю подлежат не только финансы, но и производство, логистика, кадры, охрана труда и т.п.

Важным отличием внутреннего аудита от рассмотренных выше вариантов является его направленность и предоставление информации по результатам проверки.

Заключение по итогам обязательного аудита – это неотъемлемая часть бухгалтерской отчетности. Т.е. оно «по умолчанию» ориентировано на внешних пользователей.

Инициативный аудит, проводимый внешней компанией, тоже нередко производится для предоставления результатов «на сторону»: банкам, инвесторам и т.п.

А вот внутренний аудит используется в первую очередь для нужд управления. Основные пользователи отчетов служб внутреннего контроля – это руководство и собственники бизнеса.

Хотя в некоторых случаях уже упомянутые банки или инвесторы могут запросить у компании и внутренний аудиторский отчет. Предоставлять эти данные, или нет — остается на усмотрение руководства и собственников бизнеса.

Период каждой «внутренней» проверки определяется регламентами, принятыми в организации. Т.к. штатные аудиторские службы работают на постоянной основе, то обычно они последовательно контролируют всю деятельность компании без пропусков.

Вывод

Ряд категорий организаций обязаны ежегодно проводить аудит. Это акционерные общества, крупные компании, а также бизнесмены, занятые в отдельных сферах деятельности, например – в финансах.

Аудиторская проверка в данном случае касается только подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Заключение аудиторов прилагается к отчету и является его неотъемлемой частью. За отсутствие этого документа на компанию и ответственных должностных лиц могут быть наложены штрафы.

Если владельцы бизнеса хотят, чтобы их организацию проверили более подробно – они могут провести инициативный аудит.

Также представители среднего и крупного бизнеса часто создают собственные службы внутреннего аудита.

При проведении инициативного и внутреннего аудита проверяется не только достоверность учета, но и другие бизнес-процессы в компании.

>Объем обязательного аудита

Сущность и стадии аудиторской проверки

Международные стандарты аудита и российские федеральные правила аудиторской деятельности формируют необходимый объем аудита. Также объем аудита определяется федеральными стандартами, другими нормативными правовыми актами.

Замечание 1

Понятие «объем аудита» принадлежит к аудиторским процедурам, необходимые для достижения цели аудита со всеми обязательствами по проверке.

У аудиторских организаций существуют следующие полномочия:

  • принятие решений о видах, количестве и глубине процедур по аудиторской проверке;
  • принятие решений о затратах времени, а также количестве специалистов и их составе, которые занимаются аудиторской проверкой и подготовкой заключения аудитора.

Рассмотрим основные действия аудиторской проверки:

  • планирование аудиторской проверки для организации эффективной и экономически оправданной проверки, на данном этапе определяются стратегия, тактика аудита, его сроки, а также разрабатывается общий план и программа аудита;
  • сбор аудиторских доказательств – необходимо получить такие доказательства, которые станут основой для формирования мнения, содержащее информацию о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;
  • сотрудничество с руководителем экономического субъекта и другими лицами, такими как ассистенты аудитора, привлеченные эксперты, внутренние аудиторы – на данном этапе необходимо обязательное рассмотрение результатов выполненной работы, а также оценка возможностей использования результатов их деятельность, как достоверные аудиторские доказательства;
  • документальное оформление аудита – необходима фиксация основных аспектов проведенной работы, сделанных выводов, которые имеют значение для формирования заключения аудитора;
  • формирование выводов и мнения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности предприятия — заключение аудитора должно содержать мнение, в котором содержится информация о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Обязательной аудиторской проверке подлежат:

  • акционерные общества;
  • предприятия, действующие на рынке ценных бумаг;
  • страховые и кредитные предприятия;
  • пенсионный фонд Российской Федерации.

До 2 декабря 2014 обязательную аудиторскую проверку должны были проходить предприятия, имеющие статус открытого акционерного общества. Но с 2 декабря 2014 года вышли поправки в Федеральный закон №307 «Об аудиторской деятельности». Данные поправки гласили, что акционерные общества теперь могут быть только публичными или не публичными. Но вне зависимости от формы, такие предприятия подлежат обязательному аудиту.

Объем обязательного аудита

Объем работы аудитора по обязательного аудиту включает следующие процедуры:

  • проверка правильности оформления всех операций в документации предприятия и тех элементов, которые находятся под сомнением;
  • организация инвентаризации на предприятии;
  • проверка финансовой ситуации на предприятии, ориентируясь на данные баланса и отчетностей;
  • оценка степени эффективности учетной политики на предприятии;
  • при наличии консолидированной отчетности, осуществляется ее проверка.

Замечание 2

Необходимо отметить, что если проходит обязательный аудит акционерных предприятий, то в объем аудиторской проверки дополнительными пунктами включаются обстоятельства и данные, служащие характеристикой:

  • акционерного капитал (по видам вложений);
  • числа акций — которые разрешены, выпущены и не оплачены;
  • стоимости акций, которые не выкуплены;
  • номинальной стоимости и дохода с каждой акции;
  • движения по счетам акционерного капитала в течение проверяемого периода;
  • прав, преимуществ и ограничений, в условиях которых распределяются дивиденды;
  • задолженности по кумулятивным накопленным дивидендам на акции, имеющие статус привилегированных;
  • полученной выручки от реализации ценных бумаг;
  • акций в резерве для продажи по опционам и контрактам.

Ранее отчетность организации (ООО) не подлежала обязательному аудиту. Превышение объема выручки, установленного п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», будет допущено по итогам 2018 года.
Каков порядок выбора и привлечения независимого аудитора? Каковы сроки и порядок представления аудиторского заключения?

18 декабря 2018

Привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ, ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ)).
Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, установлены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ), а также в иных федеральных законах. При этом законодательные нормы связывают необходимость проведения обязательного аудита с организационно-правовой формой организаций, видом деятельности организации, наличием определенных финансовых показателей, составлением организацией консолидированной отчетности*(1).
В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ)*(2).
В рассматриваемом случае превышение показателей будет допущено в этом году. Тогда с учетом положений Закона N 307-ФЗ и разъяснений финансового ведомства получается, что обязательному аудиту подлежит отчетность организации за 2019 год.

Порядок привлечения независимого аудитора

Обязательный аудит отчетности организации может быть проведен:
— аудиторской организацией, внесенной в реестр аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр), членом которой такая организация является (ст. 3 Закона N 307-ФЗ),
или
— аудитором — физическим лицом, получившим квалификационный аттестат аудитора и являющимся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (ст. 4 Закона N 307-ФЗ).
Актуальный реестр аудиторских организаций и аудиторов размещен на официальном сайте Минфина России*(3).
При этом аудиторская организация (индивидуальный аудитор) (далее — аудитор), привлекаемая для проведения ежегодного аудита, не должна быть связана имущественными интересами с обществом или его участниками (п. 4 ст. 67.1 ГК РФ).
Решение о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг принимается общим собранием большинством от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом ООО (пп. 10 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).
При формировании в ООО совета директоров (наблюдательного совета) решение указанных вопросов может быть отнесено к его компетенции. Решения принимаются советом директоров в порядке, определенном уставом ООО (абзац четвертый п. 2 и пп. 5 п. 2.1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ)*(4).

Срок проведения аудита

Законодательство не содержит конкретного срока, до которого должна быть проведена аудиторская проверка финансовой отчетности в случае ее обязательного проведения.
Исходя из положений ч. 2 ст. 34, п.п. 3 и 4 ст. 36, ст. 48 Закона N 14-ФЗ, ООО обязано обеспечить своим участникам возможность ознакомиться с аудиторским заключением до проведения общего собрания, которое должно быть проведено в период между 1 марта и 30 апреля каждого года.
В связи с этим полагаем, что дата аудиторского заключения должна быть более ранней, чем дата утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку в силу п.п. 3 и 4 ст. 36 Закона N 14-ФЗ утверждение отчетности на общем собрании должно происходить уже после ознакомления участников ООО, в том числе с аудиторским заключением*(5).
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 307-ФЗ аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита (далее — МСА). Одним из таких стандартов предусмотрено, что в случае если запасы существенны для финансовой отчетности, то аудитор может принять решение о необходимости присутствия при проведении инвентаризации запасов. В связи с чем если договор с аудиторами будет заключен после проведения инвентаризации, проводимой в целях подготовки годовой отчетности, то аудитор должен произвести пересчет некоторого количества запасов или понаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени (п.п. 6, 7 MCA 501).
В связи с чем (в случае значительного количества запасов в организации) рекомендуем привлекать аудитора заранее, чтобы у него была возможность присутствовать при проведении инвентаризации, а у организации не было необходимости организовывать еще одну (выборочную) проверку запасов.

Срок и адресаты представления аудиторского заключения

Аудиторское заключение в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а нормами НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) закреплена обязанность экономического субъекта представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации организации.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении в орган государственной статистики обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:
— вместе с такой отчетностью либо
— не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (смотрите дополнительно приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Отметим также, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 307-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ) заказчиком аудита с указанием в сообщении сведений, перечисленных в этой норме.
Сведения об обязательном аудите в ЕФРСФДЮЛ нужно внести не позже трех рабочих дней с даты аудиторского заключения (абзац 2 п. 9 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)*(6).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— Энциклопедия решений. Адреса и сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
— Энциклопедия решений. Аудиторская проверка ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Информацию о том, в каких случаях должен проводиться обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, ежегодно публикует Минфин России:
— за 2016 год — в информации Минфина России от 10.01.2017;
— за 2017 год — в информации Минфина России от 12.01.2018.
За 2018 года пока нет информации от финансового ведомства.
*(2) Обращаем Ваше внимание, что решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит (п. 8 Информационного сообщения Минфина России от 09.11.2009 N 3). При этом, исходя из буквального прочтения данной нормы, критерием для проведения обязательного аудита является сумма активов баланса без какого-либо уменьшения. То есть сумма активов бухгалтерского баланса будет равна сумме оборотных и внеоборотных активов. В форме бухгалтерского баланса сумма активов организации отражается по строке 1600 «Баланс».
*(3) https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/reestr_audit/auditor_org/.
*(4) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Аудитор ООО.
*(5) Отметим, что в постановлении Третьего ААС от 06.02.2018 N 03АП-7648/17 судьи пришли к выводу, что утверждение годовой отчетности ООО в отсутствие аудиторского заключения является существенным нарушением порядка организации общего собрания участников.
Результаты общего собрания участников могут оспариваться участником, если, по его мнению, отсутствие аудиторского заключения финансовой отчетности общества вызвало нарушение его прав и интересов или причинение ему убытков, наступление иных неблагоприятных последствий (смотрите также п. 108 постановления Пленума ВС Российской Федерации от 23.06.2015 N 25). Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 27.05.2011 N ВАС-6214/11 по делу N А46-20739/2009 (смотрите также постановление АС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2018 N Ф02-834/18 по делу N А33-6761/2017).
*(6) Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Есть ли обязанность сообщать результаты аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и какая ответственность предусмотрена за нарушение этой обязанности (проведение аудита для ООО является обязательным в силу того, что сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн. руб.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)

Может ли индивидуальный аудитор осуществлять обязательный аудит

  • О нас
    • Наша команда
    • Аттестаты аудиторов
    • Сертификаты оценщиков
    • Сертификаты 1С
    • Рекомендательные письма
    • Отчеты по итогам деятельности компании
    • Наши проекты в области аудита и консалтинга
    • Наши проекты в области оценки
    • Наши проекты в области автоматизации предприятий
    • Решения комиссии и судов по оспариванию кадастровой стоимости
    • Лицензии
    • Опыт работы по судебным экспертизам в рамках судопроизводства по вопросам определения рыночной стоимости имущества
  • Аудиторские услуги
    • Обязательный аудит
    • Инициативный аудит
    • Налоговый аудит
    • Аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый Due diligence
    • Трансформация и аудит отчетности по МСФО
    • Финансовый аудит
    • Аудит внешнеэкономической деятельности
    • Аудит бюджетных организаций
    • Аудит дебиторской и кредиторской задолженности
    • Производственный аудит
    • Аудит отдела продаж
    • Аудит расходов
    • Риск-ориентированный подход
    • Аудит финансовой отчетности
    • Аудит учета материально производственных запасов
    • Аудит и консалтинг ООО
    • Аудит организации
    • Аудит фирмы
    • Аудит поставщика
    • Строительныий аудит организаций
    • Аудит вуза: когда он действительно необходим?
    • Аудит коммерческих организаций
    • Аудит налогового учета готовой продукции
    • Аудит налоговых обязательств
    • Аудит налоговых расчетов
    • Аудит налоговых рисков
    • Аудит налогообложения
    • Аудит отложенных налоговых активов и обязательств
    • Деловой аудит
    • Аудит импортных операций
    • Профессиональный аудит издержек основных типов
    • Аудит исо 9005
    • Аудит исо 9001
    • Аудит прочих расходов
    • Аудит расчетов с кредиторами
    • Аудит расчетов с покупателями
    • Аудит эффективности бюджетных средств
    • Аудит финансово-хозяйственной деятельности
    • Аудит финансового состояния
    • Аудит экспортных операций
    • Аудит ценных бумаг
    • Аудит собственного капитала
    • Аудит резервов
    • Аудит себестоимости
    • Аудит учетной политики
    • Аудит финансового положения
    • Аудит издержек
    • Аудит ISO
    • ISO 9001 аудит
    • Аудит ФЗ 307
    • Закон об аудите 307
    • Закон об аудите 307 ФЗ
    • Аудит рекламы
    • Маркетинговый аудит
    • Аудиторская проверка
    • Бухгалтерские и аудиторские услуги
    • Аудиторская консультация
    • Договор на аудиторские услуги
    • Аудит финансовой отчетности
    • Нормативные документы аудита
    • Независимая аудиторская проверка
    • Принципы стандартов аудита
    • Отличие контроля от аудита
    • Письмо обязательство аудит
    • Правовой аудит
    • Прочие аудиторские услуги
    • Обязательный аудит организации
    • Обязательный аудит ФЗ
    • Роль аудита в экономике
    • Розничный аудит
    • Этика аудита
    • Ценовой аудит
    • Специальный аудит
    • Уровень существенности в аудите
    • Страховой аудит
    • Стоимость аудиторских услуг
    • Список аудиторских компаний москвы
    • Финансовый аудит в казенном учреждении
    • Финансовый контроль и аудит
    • Финансовый и налоговый аудит
    • Расходы организации – сущность, классификация
    • Процедуры аудита расчетов с подотчетными лицами
    • Аудит собственного капитала и его особенности
    • Юридический аудит предприятия
    • Стандарты аудиторской деятельности. Их классификация
    • Публичный аудит крупных инвестиционных проектов: технологический и ценовой
  • IT консалтинг
    • Сопровождение программного обеспечения
    • Полное сопровождение 1С
    • Внедрение системы ERP на платформе 1С
    • Внедрение системы 1С: Документооборот
    • Автоматизация продаж с внедрением 1С Управление торговлей
    • Внедрение программы 1С Бухгалтерия для автоматизации бизнеса
    • Внедрение 1С УПП на предприятии
    • Внедрение 1С Зарплата и управление персоналом
    • Управление торговлей с внедрением 1С Производство
    • Разработка в системе 1С
    • Внедрение 1С на предприятии
    • Внедрения систем бухгалтерского и налогового учета
    • Внедрение 1С: Розница
    • Внедрение 1С: УТ
    • Внедрение 1С: CRM
    • Внедрение 1С Управление Складом
    • Внедрение 1С:Управление переработкой отходов и вторсырья 8.3
  • Оценочная деятельность
    • Оспаривание кадастровой стоимости земли и недвижимости
    • Оценка недвижимости
    • Оценка бизнеса
    • Оценка нематериальных активов предприятия
    • Оценка оборудования в городе Москва
    • Независимая оценка транспортных средств
    • Оценка имущественных комплексов
    • Оценка рыночной стоимости квартиры
    • Оценка недвижимости для ипотеки
    • Оценка недвижимости для нотариуса
    • Оценка недвижимости для наследства
    • Оценка недвижимости для суда
    • Кадастровая оценка недвижимости
    • Оценка загородной недвижимости
    • Оценка квартиры
    • Оценка доли в квартире
    • Оценка кадастровой стоимости квартиры
    • Оценка квартиры для ипотеки
    • Оценка квартиры для оформления закладной
    • Оценка квартиры для наследства
    • Оценка квартиры для органов опеки
    • Оценка стоимости квартиры для суда
    • Оценка дома
    • Оценка загородного дома
    • Оценка дачного дома
    • Оценка стоимости коммерческой недвижимости
    • Оценка офисной недвижимости
    • Оценка промышленной недвижимости
    • Оценка дома с земельным участком
    • Оценка грузового автомобиля
    • Оценка автомобиля для суда
    • Оценка автомобиля для нотариуса в наследство
    • Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
    • Оценка автомобиля для наследства в городе Москва
    • Услуги по оценке имущества
    • Оценка имущества при вступлении в наследство
    • Оценка движимого имущества
    • Оценка для оспаривания кадастровой стоимости в городе Москва
    • Оценка интеллектуальной собственности (ОИС)
  • Цены
    • Стоимость оценочных услуг
    • Стоимость услуг в области 1С
  • Информация
    • Новости
    • Об аудиторской деятельности
    • Необходимость аудита
    • Об оценочной деятельности
    • Этапы внедрения автоматизированной системы
    • Вопросы клиентов
    • Публикации по вопросам аудита «Холд-инвест-аудит»
    • Статьи
  • Контакты

Субъекты обязанного аудита. Вправе ли индивидуальный аудитор проводить обязательный аудит?

В соответствии со ст. 7 «Обязательный аудит» Закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ бухгалтерская.(финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей) деятельности:

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта.

Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества открытого типа.

2. Вид деятельности экономического субъекта.

По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

банки и другие кредитные учреждения;

страховые организации и общества взаимного страхования;

товарные и фондовые биржи;

инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

внебюджетные фонды, источниками образования средств которых
являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

благотворительные и иные [неинвестиционные) фонды, источниками
образования средств которых являются добровольные отчисления
юридических и физических лиц;

другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации,

3. Финансовые показатели деятельности экономического субъекта.
Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год.
превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством
Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, то финансовые показатели могут быть понижены законом субъекта Российской Федерации.

Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

Обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, обязательные аудиторские проверки могут проводиться по поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

Субъекты, попадающие под обязательный аудит:

– открытее акционерные общества;

– инвестиционные фонды;

–страховые организации и общества взаимного страхования;

–внебюджетные фонды;

–товарные и фондовые биржи;

–банки и другие кредитные организации;

– благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды;

– прочие экономические субъекты (за исключением находящихся в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей;

В настоящее время законодательство содержит всего лишь два вида ответственности, к которой могут быть привлечены предприятия и организации за отсутствие аудиторского заключения в составе годовой – бухгалтерской отчетности.

Административная ответственность (в соответствии со ст. 15.6. Кодекса об административных правонарушениях)

Налоговая ответственность (ст. 126 НК РФ) –за непредставление в установленные срок документов, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах, — в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, индивидуальный аудитор не вправе проводить обязательный аудит.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Ограничения, присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:

сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;

подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;

признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

3.14. Аудиторская проверка формирования и использования финансовых результатов

Детальная аудиторская проверка правильности определения финансовых результатов хозяйственной деятельности организации существенно отличается от проверки балансовых статей активов и обязательств организации.

Цель аудита финансовых результатов и распределения, прибыли -установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Это необходимо для установления достоверности конечного финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Основными задачами данного вида аудита являются:

оценка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета составляющих конечного финансового результата;

подтверждение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству в области бухгалтерского учета;

проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от продаж;

проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от прочих доходов;

проверка правильности налогообложения прибыли;

проверка текущего использования прибыли, ее распределения и проверка прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фондов и резервов;

проверка и подтверждение отчетности о финансовых результатах.

Источниками информации для проверки являются: Положение об учетной политике организации, учредительные документы, протоколы собраний учредителей; приказы, распоряжения, унифицированные документы, служащие основанием для отражения в учете операций по продаже (оказанию) услуг, по учету затрат на производство (оказание) услуг (утвержденные постановлениями Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71А и от 28.11.97 г. № 78), и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций, связанных с формированием и использованием финансовых результатов; отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51, 76, 84, 90, 91, 96, 99, 68 и др. Главная книга, бухгалтерская отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»), декларации по налогу на прибыль, декларации по налогу на имущество и др.

В процессе аудиторской проверки финансовых результатов деятельности организации используются следующие нормативные акты:

  1. Гражданский Кодекс РФ, ч. 1 и 2.
  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
    отчетности в РФ (Приказ МФ РФ № 34н от 29.07.98 г.)
  3. Налоговый Кодекс РФ, ч. 1 и 2.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ
    9/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. № 32н
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ
    10/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 № ЗЗн
  6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея
    тельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом
    МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
    организации» (ПБУ 4/99) , утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. № 43н.
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств,
    стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утв.
    Приказом МФ РФ от 10.01.2000 г. № 2н
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 30.12.99 г. № 107н).
  10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от
    21.03.2000 г. № 29н «Об утверждении Методических рекомендаций по
    раскрытию информации о прибыли, приходящейся На одну акцию.
  11. Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бух
    галтерской отчетности организаций»

    12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом МФ РФ от 19,11.2002 г. и др.

    При планировании аудиторской проверки определяют аудиторский риск м уровень существенности, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность аудируемой организации достоверной.

    На этапе планирования производился разработка общего плана, на основе которого составляется рабочая программа аудита. О. М. Гусарова1 рекомендует в программу аудита финансовых результатов и использования прибыли включите, следующие основные направления:

  12. аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
  13. аудит оформления первичных документов;

    3) аудит правильности формирования прибыли (убытка) от продаж;

    4) аудит правильности отражения в учете операционных доходов;

    5) аудит правильности отражения в учете прочих операционных расходов

    6 аудит правильности отражения в учете внереализационных доходов;

    7) аудит правильности отражения в учете внереализационных расходов;

    8) аудит правильности определения прибыли (убытка) до налогообложения;

    9) аудит правильности определения налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей;

  14. аудит правильности определения прибыли (убытка) от обычной деятельности;
  15. аудит правильности отражения в учете чрезвычайных доходов;
  16. аудит правильности отражения в учете чрезвычайных расходов;
  17. аудит правильности определения и отражения в учете чистой при
    были (нераспределенной прибыли (убытка) отчетного периода);
  18. аудит обоснованности образования и правильности отражения в учете

    резервов по сомнительным долгам на счете 63;

    15) аудит обоснованности образований и правильности отражения в учете резервов под обесценение финансовых вложений на счете 59;

    16) аудит правильности отражения в учете доходов будущих периодов на счете 98;

  19. аудит правильности отражения 8 учете целевых поступлений » их
    использования на счете 86;
  20. аудит правомерности и правильности произведенных отчислений в
    резервные фонда в соответствии с учредительными документами и
    учетной политикой.

    Аудит финансовых результатов и их использования подразумевает проведение следующих аудиторских процедур.

    1. Нормативная проверка достоверности отраженна финансовых результатов бухгалтерской отчетности,, в том числе по видам прибылей (убытков) валовой прибыли; прибыли (убытка) от продаж; прибыли (убытка) до налогообложения; прибыли (убытка) от обычной деятельности; чистой прибыли (непокрытого убытка).

  21. Арифметическая проверка достоверности отражения финансовых
    результатов в бухгалтерской отчетности, в том числе по видам прибылей (убытков).
  22. Встречная проверка достоверности отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности, в том числе по видам прибылей (убытков).
  23. Нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль
    в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.
  24. Арифметическая проверка правильности отражения налога на при
    быль в бухгалтерской отчетности.
  25. Нормативная проверка правильности отражения в бухгалтерской
    отчетности операций по использованию финансовых результатов.
  26. Нормативная проверка правильности бухгалтерского учета налога
    на прибыль.
  27. Нормативная проверка правильности бухгалтерского учета использования финансовых результатов, в том числе: начисления дивидендов;
    формирования резервного фонда.
  28. Аналитические процедуры оценки структуры и динамики финансовых результатов организации; расчета и оценки показателей рентабельности продукции и капитала,

    В ходе аудиторской проверки аудитор применяет различные методы получения аудиторских доказательств. К ним относятся: проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; инспектирование подтверждение; наблюдение; запрос; пересчет; аналитические процедуры.

    В ходе проверки формирования финансовых результатов и налогообложения прибыли аудиторы должны решить следующие задачи:

  • установить правильность определения и отражения в учете прибыли
    (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
  • проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов
    (внереализационных, операционных, чрезвычайных);
  • оценить ведение налогового учета доходов и расходов и правильность формирования налоговой базы по налогу на прибыль;
  • выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой при
    были.

    Финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг).

    На счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются все операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов, а также расходов по уплате налога на прибыль).

    По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со сче
    тов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносится на
    счет 99 «Прибыли и убытки». Непосредственно на счете 99 «Прибыли
    и убытки» находят отражение доходы и расходы,: связанные с чрезвы
    чайными обстоятельствами в деятельности организации. Прямо на счет
    99 «Прибыли и убытки» также относятся суммы платежей налога на
    прибыль. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчет
    ный период показывает конечный финансовый результата отчётного
    периода, .

    В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Эта величина заключительными записями декабря переносится на счет, 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

    Распределение прибыли подразумевает начисление дивидендов, отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет. Все эти операции отражаются, в учете по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 «Расчеты с учредителями» (на сумму начисленных дивидендов) и 82 «Резервный/капитал» (на сумму отчислений в резервные фонды). После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.

    Аудитору необходимо проверить:

    наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ и услуг);

    правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;

    правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;

    правильность определения прибыли от реализации основных фондов
    и иного имущества предприятия;

    правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;

    правильность отражения в учете финансовых санкций;

    правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в
    аренду;

    законность и обоснованность создания резервов по сомнительным долгам;

    правильность отражения в учете выручки от реализации продукции
    подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;

    правильность отражения в учете выручки от реализации продукции
    при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

    правильность ведения аналитического к синтетического учета по
    счетам 99 «Прибыли и убытки», 59 «Резерв под обесценивание вложений в ценные бумаги», 63 «Резервы по сомнительным долгам»,
    84 «Нераспределенная прибыль (непокрытой убыток)».

    При проверке своевременности отражения продаж аудитор проверяет данные о реализации, которые должны учитываются по мере совершения операции (оказания, отгрузки, выполнения) с отнесением к соответствующим периодам.

    Аудитору необходимо проверить правильность формирования финансового результата. Аудитор проверяет правильность классификации доходов и расходов для целей финансового и налогового учета. Классификация доходов м расходов организации для целей финансового учета регламентируется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) . Для целей налогового учета следует руководствоваться 25 главой НК РФ.

    Задача № 4

    ООО «Омега» решило создать резерв на ремонт основных средств. График производства ремонтных работ на 2003 – 2004гг. представлен ниже.

    Наименование

    Инв.

    Объем ремонтных

    Дата

    Сметная

    Вид

    объекта ОС

    номер

    работ

    проведения

    стоимость

    ремонта

    работ

    Административное здание

    0123

    Замена изношенных

    июль

    1174200

    Капиталь-

    (передано за плату во вре-

    конструкций,обшив-

    2004г.

    ный

    менное пользование другой

    ка стен,покраска

    организации)

    Автомобиль»Газель»

    0477

    Развал схождений,

    август

    26000

    Текущий

    замена частей

    2003г.

    Производственной

    0369

    Замена изношенных

    декабрь

    720000

    Средний

    оборудование

    деталей и узлов

    2003г.

    Итого

    1920200

    Ежемесячные отчисления в резерв на ремонт основных средств определены в сумме:

    — на ремонт административного здания — 61 800 р.;

    — на ремонт автомобиля — 3 250 р.;

    — на ремонт производственного оборудования — 60 000 р.

    Ежемесячно в 2003 г. в учете делались записи:

    Январь-август

    Произведены отчисления

    23

    96

    3 250

    в резерв на ремонт

    автомобиля

    Январь-декабрь

    Произведены отчисления

    25

    96

    61 800

    в резерв на ремонт

    административного здания

    Январь-декабрь

    Произведены отчисления

    23

    96

    60 000

    в резерв на ремонт

    производственного

    оборудования

    Согласно утвержденному графику в августе был осуществлен ремонт автомобиля подрядным способом, при этом фактические затраты составили 24 000 р., в т.ч. НДС — 3 661,02р.

    В декабре был произведен ремонт производственного оборудования, при этом фактически израсходовано 631 600, в т.ч.:

    — стоимость деталей, узлов и расходных материалов 520 000 р.;

    — заработная плата рабочих 80 000 р.;

    — единый социальный налог — 29 200 р.;

    — страховые взносы на обязательное соц.страх. от несчаст. случаев — 2 400 р.

    август

    Списаны расходы на ремонт

    96

    60

    24 000

    автомобиля в пределах сум-

    мы созданного резерва

    декабрь

    Списана стоимость материа-

    96

    10

    520 000

    лов

    Начислена заработная плата

    96

    70

    80 000

    ремонтным рабочим

    Начислен ЕСН и взносы в

    96

    69

    31 600

    ФСС от несчаст.случаев

    После инвентаризации резерва перед составлением годовой бухгалтерской отчетности остаток резерва в сумме 832 000 р. был перенесен на 2004 год.

    Требуется:

    1. Оценить правильность формирования и использования резерва на ремонт основных средств.

    2. Оценить количественное влияние выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности.

    Р Е Ш Е Н И Е

    1) Оценка правильности формирования резерва на ремонт основных средств

    По данным ООО «Омега»

    По данным проверки

    Январь-август

    Произведены отчисления

    23

    96

    3 250

    23

    96

    3 250

    в резерв на ремонт

    автомобиля

    Январь-декабрь

    Произведены отчисления

    25

    96

    61 800

    26

    96

    61 800

    в резерв на ремонт

    административного здания

    Январь-декабрь

    Произведены отчисления

    23

    96

    60 000

    23

    96

    60 000

    в резерв на ремонт

    производственного

    оборудования

    2) Оценка правильности использования резерва на ремонт основных средств

    По данным ООО «Омега»

    По данным проверки

    август

    Списаны расходы на ремонт

    96

    60

    24 000

    96

    60

    20 339

    автомобиля в пределах сум-

    мы созданного резерва

    декабрь

    Списана стоимость материа-

    96

    10

    520 000

    96

    10

    520 000

    лов

    Начислена заработная плата

    96

    70

    80 000

    96

    70

    80 000

    ремонтным рабочим

    Начислен ЕСН и взносы в

    96

    69

    31 600

    96

    69

    31 600

    ФСС от несчаст.случаев

  1. Влияние выявленных нарушений на показатели бухгалтерской отчетности

    Начислено

    Использовано

    Остаток

    по дан.

    по дан.

    по дан.

    по дан.

    по дан.

    по дан.

    «Омега»

    провер.

    «Омега»

    провер.

    «Омега»

    провер.

    Резерв на ремонт автомобия

    26000

    26000

    24000

    20339

    2000

    Резерв на ремонт административного здания

    741600

    741600

    741600

    741600

    Резерв на ремонт производственного

    720000

    720000

    631 600

    631600

    88 400

    оборудования

    Итого:

    1487600

    1487600

    655600

    651939

    832000

    741600

    После инвентаризации излишне начисленные суммы резервов сторнируются, кроме резерва на

    ремонт административного здания,т.к. ремонт рассчитан на длительный срок.

    Исправительные проводки:

    Д-т К-т Сумма

    96 60 -24 000

    96 60 20 339

    23 96 -5 661

    23 96 -88 400

    В результате нарушений,сумма расходов,включаемых в затраты на производство завышена на

    Список литературы

  2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности / Комментарий н.А. Ремизова.–М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
  4. Гусарова ОМ. Аудит финансовых результатов промышленного предприятия // Аудиторские ведомости. 2004 г. янв. № 1.
  5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Все 38 стандартов / Составитель и автор комментариев Н.А. Ремизов. –М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.
  6. Аудит / Под ред. В.И. Подольского.–М.: Экономистъ, 2005.
  7. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит.–Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.–М.: ИНФРА-М, 2005.

В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.

Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка

Новые поправки

С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.

В части 4 статьи 5 ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.

Часть 7 статьи 10 ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.

Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:

  1. В отношении аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 закона — не чаще раза в год и не реже одного раза в три года;
  2. Проверка индивидуальных аудиторов и профильных компаний — также не чаще раза в год и не реже одного раза в 5 лет.

Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».

Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополнен статьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию. Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.

Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд. К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 настоящего закона.

Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».

Пункт 4 части 5 статьи 16 ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.

Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».

Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен. К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.

Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2. Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст. 20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения. Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.

Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.

Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.

Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.

Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:

  • Акционерное общество;
  • Ценные бумаги участвуют в организованных торгах;
  • Кредитные, страховые, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные и иные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов (кроме государственных внебюджетных);
  • Компании, выручка которых от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг за предыдущий год превысила 400 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года составила более 60 млн. руб. Исключением являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также сельскохозяйственные кооперативы и их союзы;
  • Если компания представляет (раскрывает) годовую сводную бухгалтерскую отчетность. Исключениями также являются органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения;
  • Иные организации. Подробнее в справочной информации по обязательному аудиту (ст. 5 307 ФЗ).

Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.

Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации. Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%. Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.

Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд. руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.

В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:

  • Наименования, ФИО;
  • Идентифицирующие данные (ИНН, ОГРН для юрлиц, СНИЛС при их наличии);
  • Перечень бухгалтерской отчетности, по которой проводился аудит и период, за который она была составлена;
  • Мнение исполнителя аудита о достоверности финансовой отчетности с указанием существенных обстоятельств, если таким образом не будут раскрыты государственные или коммерческие тайны.

В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит — аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный. Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.

Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:

  • При каких обстоятельствах не может проводиться аудит;
  • Каким образом определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в т. ч. обязательного);
  • Прописана функция СРО аудиторов по принятию одобренных советом правил независимости аудиторов, а также право включать при этом собственные дополнительные требования;
  • Запрет на действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие потенциальный риск такой ситуации. Говоря кратко, у аудитора не должно существовать заинтересованности, которая способна повлиять на мнение и заключение.

Скачать последнюю редакцию закона

В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.

Однако чтобы разобраться в основных нормативно-правовых нюансах данной сферы, предлагаем скачать Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности».

Обязательный аудит

Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита с 2017 года.

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Если автономное учреждение решило провести аудит

Автор И. Е. Иванова

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 11/2016

Может ли АУ заключить договор на проведение инициативного аудита с индивидуальным аудитором? Будет ли выдано аудиторское заключение, если АУ намерено провести аудит только налоговой отчетности?

Вопрос

Может ли автономное учреждение заключить договор на оказание аудиторских услуг (проведение инициативного аудита) с индивидуальным аудитором? Если да, то вправе ли последний подписывать аудиторское заключение?

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ)). Часть 3 его ст. 5 предусматривает лишь одно исключение относительно круга лиц, осуществляющих подобные независимые проверки: если необходимо провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности, в этих случаях аудит проводится только аудиторскими организациями.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (ч. 3 ст. 6 Закона № 307-ФЗ). В частности, в п. 22 ФСАД 1/2010 сказано, что заключение подписывается:

  • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего данное заключение;
  • индивидуальным аудитором – подпись должна включать его фамилию и инициалы.

Таким образом, автономное учреждение может заключить договор на оказание аудиторских услуг с индивидуальным аудитором, который и подпишет аудиторское заключение для АУ. При этом при заключении указанного договора учреждению целесообразно проверить, является ли аудиторская организация, индивидуальный аудитор членом саморегулируемой организации аудиторов (на дату заключения договора). Соответствующий реестр опубликован на сайте Минфина.

Вопрос

Можно ли затраты на проведение инициативного аудита включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль?

Из анализа норм Закона № 307-ФЗ следует, что наряду с обязательным аудитом (проводится в случаях, указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ) субъекты хозяйственной деятельности вправе проводить аудит по своей инициативе (инициативный аудит).

В свою очередь, согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на аудиторские услуги. То есть АУ вправе включить в состав расходов при определении облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на проведение инициативного аудита – при условии, что такие затраты экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Вопрос

Автономное учреждение решило провести аудит налоговой отчетности за 2016 год. Будет ли выдано аудиторское заключение по этой отчетности?

Требования к порядку проведения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию с соответствующими пояснениями и раскрытием наиболее важных способов ее составления, определены ФСАД 8/2011. В силу пп. «а» его п. 2 данный стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по специальным правилам, в частности, по правилам налогового учета.

В ходе независимой проверки аудитор должен выявить, не противоречат ли специальные правила составления отчетности установленным правилам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если аудитор обнаруживает такое противоречие, ему необходимо определить, раскрыто ли оно должным образом в отчетности, составленной по специальным правилам. Если же указанное противоречие должным образом не раскрыто, аудитору нужно модифицировать свое мнение в аудиторском заключении (п. 4 ФСАД 8/2011).

К сведению

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности отчетности. Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что отчетность отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами составления отчетности.

Иными словами, аудируемое лицо (в данном случае автономное учреждение) вправе получить от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг.

Отметим, что в такое заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, должна входить привлекающая внимание часть, содержащая указание на то, что отчетность составлена в соответствии со специальными правилами и, следовательно, может быть неприменима для использования в иных целях (п. 10 ФСАД 8/2011).

Вопрос

В силу ч. 6 ст. 5 Закона № 307-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ) сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в ЕФРСФД ЮЛ заказчиком аудита. При этом в сообщении должны быть указаны:

  • аудируемое лицо и идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
  • наименование (фамилия, имя, отчество) аудитора, идентифицирующие его данные (ИНН, ОГРН (для юридических лиц), СНИЛС при их наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Исключение из этого правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным законом.

Данная поправка вступила в силу 1 октября 2016 года и ее действие распространяется на все организации, подлежащие обязательному аудиту. Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, утвержден ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Что касается аудита бухгалтерской отчетности автономного учреждения, действующим законодательством такая обязанность не предусмотрена.

В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения. В силу п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) наблюдательный совет АУ рассматривает вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. Данные решения совета обязательны для исполнения руководителем АУ.

Однако проведение обязательного аудита в соответствии с Законом № 307-ФЗ и на основании Закона № 174-ФЗ – не одно и то же. Поэтому с учетом сказанного считаем, что у заказчика аудиторских услуг (автономного учреждения) не возникает обязанность по регистрации названного действия в ЕФРСФД ЮЛ.

Вопрос

Каков срок хранения аудиторского заключения?

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В силу п. 408 данного перечня аудиторское заключение по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит постоянному хранению.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *