Общая характеристика страховых взносов

Содержание

Сущность страхового взноса. Виды страховых премий.

Страховой взнос (страховая премия) может быть рассмотрен с экономической, юридической и математической точек зрения. Экономическая сущность страхового взноса проявляется в том, что он представляет собой часть национального дохода, которая выделяется страхователем с целью гарантии его интересов от вредоносного воздействия неблагоприятных событий. С юридической точки зрения, страховой взнос может быть определен как денежное выражение страхового обязательства, которое оговорено и подтверждено путем заключения договора страхования между его участниками. В математическом смысле страховой взнос – это периодически повторяющийся платеж страхователя страховщику.

Виды страховой премии

По своему предназначению страховой взнос подразделяется на

  1. Рисковая премия —означает часть страхового взноса в денежной форме, предназначенную на покрытие риска.

  2. Сберегательный (накопительный) взнос присутствует в договорах страхования жизни. Он предназначен для покрытия платежей страхователя при истечении срока страхования.

  3. Нетто-премия имущественного страхования состоит из рисковой премии и стабилизационной надбавки. В актуарных расчетах личного страхования нетто-премия состоит из рисковой премии и сберегательного (накопительного) взноса. Иногда к ним еще добавляется стабилизирующая надбавка.

  4. Достаточный взнос равен сумме нетто-премии и нагрузки, включенной в издержки страховщика. Достаточный взнос можно рассматривать как брутто-премию, или тарифную ставку.

  5. Брутто-премия – тарифная ставка страховщика. Состоит из достаточного взноса и надбавок на покрытие расходов, связанных с проведением предупредительных мероприятий, рекламы и пропаганды, с расходами на покрытие убыточных видов страхования и др. Каждый надбавочный элемент, включенный в брутто-премию, ведет к увеличению всей тарифной ставки (страхового тарифа).

По форме уплаты страховые взносы подразделяются на

  1. Единовременный взнос — страховая премия, которую страхователь сразу уплачивает страховщику за весь период страхования вперед.

  2. Текущий взнос представляет собой часть общих обязательств страхователя по отношению к страховщику, т.е. является частью единовременной премии.

  3. Годичный взнос (премия). Единовременный страховой взнос обычно вносится по договорам, имеющим годичный срок действия.

  4. Перестраховочная премия – премия, которую страховщик передает перестраховщику по условиям заключенного между ними договора перестрахования.

По величине различают необходимую, справедливую и конкурентную премию.

Необходимая премия означает величину страхового взноса, который будет достаточным и позволит страховщику произвести выплаты страховых сумм и возмещений. Справедливая премия отражает принцип справедливой игры и теории вероятностей. Конкурентная премия — это такая премия, которая позволяет страховщику в условиях рынка привлечь максимально возможное число потенциальных страхователей.

  1. Средства страховых компаний. Понятие финансовой устойчивости.

Страховые компании — это инвестиционный институт на финансовом рынке. Деятельность страховых компаний основывается на лицензии.

Законодательство РФ не устанавливает каких-либо изъятий по поводу организационно-правовых форм страховых компаний. Единственное требование состоит в том, чтобы это было юридическое лицо.

Денежный оборот страховой компании состоит из: денежных потоков от страховой деятельности — обеспечивает страховую защиту; денежный поток от организации страхового дела – заработная плата, аренда, коммунальные услуги.

Оборот средств, связанных с обеспечением страховой защиты имеет определенную вероятность, так как в его основе лежит вероятность наступления страхового случая. Поэтому формирование страх фонда компании имеет вероятностный характер.

В основе его формирования лежит страховой тариф (тарифная ставка), то есть цена страховой услуги. Она определяется из несоответствия ожидаемого и фактического ущерба. Тарифная политика имеет цель – при минимальных тарифных ставках обеспечить максимальный объем страховой ответственности.

Экономико-финансовые основы деятельности страховой компании отличаются от других видов коммерческой деятельности. Отличия касаются, прежде всего, вопросов формирования финансового потенциала и поддержания финансовой устойчивости страховщика.

Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования страховых тарифов и другими факторами.

Основными источниками формирования финансов страховой компании являются: страховая премия доход от инвестиционной деятельности

Собственные средства страховой компании формируются из двух источников: за счет взносов учредителей и за счет получаемой прибыли. Характерным для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. Минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн. руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн. руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн. руб. для профессиональных перестраховщиков.

Во всех случаях максимальная ответственность по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика.

Одним из главных критериев оценки финансовой устойчивости страховщиков является соответствие размеров их собственных капиталов объему принятых обязательств. Страховщики обязаны соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность или свободные активы страховщика. Активы — это имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами. Обязательства включают в себя страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность.

Теоретические основы формирования налогооблагаемых показателей по страховым взносам

Основные элементы страховых взносов

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

  • 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
    • а) организации;
    • б) индивидуальные предприниматели;
    • в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  • 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения по:

  • · трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг,
  • · по договорам авторского заказа,
  • · договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,
  • · издательским лицензионным договорам,
  • · лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, выплачиваемые в пользу физических лиц.

Не признаются объектом обложения для указанных плательщиков страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в пользу:

  • 1) иностранных граждан и лиц без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ;
  • 2) физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Не относятся к объекту обложения выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества, за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Страховой взнос как обязательный платеж по социальному страхованию рассчитывается всегда исходя из страхового тарифа с облагаемой базы, который работодатель (страхователь) обязан внести в государственный социальный внебюджетный фонд (страховщику).

Ставки страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) граждан, подлежащих пенсионному, социальному, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и территориальному Фонду обязательного медицинского страхования указаны в таблице 1.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Все лица уплачиваемые взносы в Пенсионный фонд РФ делятся на две возрастные группы:

  • 1) лица 1966 года рождения и старше;
  • 2) лица 1967 года рождения и моложе.

Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, выступающих в качестве работодателей, составляют для первой группы — 20%; для второй группы — 14%. Тарифы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии году составляют для второй группы 6%. Страхователи, не производящие выплаты физическим лицам, применяют следующие тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии: для первой группы — 20%; для второй группы — 14%. Тарифы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии для второй группы составляют 6%.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой не производящие выплат физическим лицам начисляют и уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет соответствующего фонда в течение одного финансового года.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд увеличенное в 12 раз.

Если плательщики начинают осуществлять деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производящие выплаты физическим лицам производят исчисление ежемесячных обязательных платежей с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, за вычетом сумм платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей до 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам взносы исчисляются и уплачиваются отдельно в каждый внебюджетный фонд.

Плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам расчёт сумм, подлежащих уплате за расчетный период (год) производится плательщиками самостоятельно. В ФСС взносы не начисляются и не уплачиваются.

Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года календарного.

Страховые взносы: кто, когда, сколько

Начислять страховые взносы обязаны организации и ИП, которые привлекают работников на основании трудового договора или договора ГПХ. Предприниматели также платят взносы «за себя» по фиксированным ставкам. Правильно исчисленные и вовремя уплаченные страховые взносы защитят от претензий налоговой службы.

Зачем нужны страховые отчисления

Цель социального страхования — защита и содержание лиц, которые не принимают участия в общественном труде. Принцип работы механизма страхования прост: плательщики регулярно перечисляют взносы в соответствующие фонды, а когда происходит страховой случай, фонды выплачивают предусмотренные законом суммы. Так, ФСС оплачивает часть больничного, ПФР начисляет пенсионные выплаты и т.д.

Виды обязательных страховых платежей

Обязательные страховые взносы включают 4 вида платежей:

  • Пенсионные взносы (ОПС) – состоят из 2 частей: страховой и накопительной;
  • Медицинские взносы (ОМС);
  • Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) – идут на выплату пособий по болезни, уходу в декрет и т.п.;
  • Взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (НСиПЗ).

С 2017 года отчисления на ОПС, ОМС и ВНиМ контролируются налоговыми органами и регулируются гл. 34 НК РФ. Взносы от НСиПЗ утверждены в Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ и перечисляются в ФСС.

Плательщики страховых отчислений

Согласно ст. 419 НК РФ, страховые взносы обязаны платить категории лиц, перечисленные ниже. Если человек соответствует сразу нескольким категориям, страховые взносы платятся по каждому основанию отдельно: ИП-работодатель перечисляет взносы отдельно за сотрудников и отдельно за себя.

  • Организации и ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам по трудовому договору и ГПД;
  • ИП и иные лица, которые работают «на себя» (нотариусы, оценщики, адвокаты и т.п.);
  • Физические лица, не зарегистрированные как ИП, которые платят вознаграждения физическим лицам.

На какие суммы начисляются страховые взносы

Организации и ИП, которые имеют штат наемных работников, начисляют взносы на выплачиваемые по трудовым договорам суммы: зарплату, доплаты, надбавки, отпускные, премии по итогам работы и компенсацию за неиспользованный отпуск.

По авторским договорам и ГПД с выплат в пользу физлиц платятся взносы на ОПС и ОМС, а также от НСиПЗ, если договор предусматривает уплату этого вида взносов. На выплаты по ГПД взносы на ВНиМ не начисляются.

Важно! Начислять взносы не нужно, если подрядчик — индивидуальный предприниматель и перечисляет взносы «за себя». Также взносы не платятся с выплат за купленное или арендованное имущество, за исключением прав на интеллектуальную деятельность (п. 4 ст. 420 НК РФ).

На выплаты в пользу иностранцев взносы начисляются в зависимости от правового статуса и заключенного договора.

По трудовому договору По договору ГПХ
Временно пребывающие в РФ ОПС, ВНиМ, НСиПЗ ОПС и НСиПЗ, если предусмотрено договором
Временно или постоянно проживающие в РФ Все виды взносов ОПС, ОМС и НСиПЗ, если предусмотрено договором

Отдельно выделяются высококвалифицированные специалисты-иностранцы. Если такому специалисту присвоен статус временно пребывающего, никакие взносы не начисляются, если временно или постоянно проживает в РФ, — взносы платятся на ОПС и ВНиМ.

На какие суммы взносы начислять не нужно

В ст. 422 НК РФ указан перечень сумм, не облагаемых взносами на ВНиМ, ОМС и ОПС: государственные пособия, все виды компенсаций, командировочные расходы в пределах установленных норм и т.д. Список выплат, освобожденных от обложения взносами от НСиПЗ, указан в Законе № 125-ФЗ.

Выплаты, которые не перечислены в упомянутых перечнях и не относятся к трудовым (премии к юбилею, санаторные путевки за счет работодателя и т.п.), служат причиной споров между страхователями и контролирующими органами. Работодатели считают, что на подобные суммы не нужно начислять взносы, но сотрудники налоговой службы и фондов придерживаются противоположной позиции. Свою правоту приходится отстаивать в суде, судебная практика по вопросу противоречива.

База для исчисления взносов

База, на которую начисляются страховые взносы, определяется нарастающим итогом в течение года и рассчитывается по окончании каждого месяца. Итоговая сумма взносов равна произведению облагаемой базы и соответствующего тарифа взносов.

Для начисления взносов на ВНиМ Правительством РФ установлена предельная величина, которая индексируется каждый год. В 2019 году ее размер 865 000 рублей, следовательно, взносы на ВНиМ начисляются, пока облагаемая база сотрудника не достигнет предельной величины.

Для взносов на ОПС лимит не установлен, но с выплат сверх предельной величины, которая в 2019 году составила 1 150 000 рублей, взносы платятся по пониженному тарифу — 10% или 0% для льготных категорий.

По взносам на ОМС и от НСиПЗ предельная база не ограничена, пониженных тарифов не предусмотрено.

Тарифные ставки по взносам

До 2020 года плательщики, для которых ст. 427 НК РФ не устанавливает пониженные тарифы, начисляют взносы по указанным в ст. 425 НК РФ ставкам (см. таблицу).

База ОПС ОМС ВНиМ Итого
не превышает предельной величины 22% 5,1% 2,9% 30%
сверх предельной величины 10% 5,1% 0% 15,1%

Тарифы по взносам от НСиПЗ устанавливаются в границах 0,2 — 8,5 процентов. Ставка назначается ФСС, ее размер зависит от присвоенного предприятию класса профессионального риска. Здесь мы рассказываем, как определить класс профессионального риска.

Фиксированные ставки по взносам для ИП

Порядок уплаты взносов «за себя» отличается от правил для работодателей. Обязательные платежи ИП установлены в фиксированной сумме по взносам на ОПС и ОМС. Взносы от НСиПЗ начислять не нужно, а по ВНиМ — по желанию ИП. Если предприниматель решил перечислять взносы на ВНиМ, он регистрируется в ФСС и платит по фиксированной ставке: в 2019 году — 3 925,44 руб.

Сумма отчислений на ОПС различается в зависимости от дохода предпринимателя в 2019 году:

  • до 300 000 руб. – ставка 29 354 руб.;
  • больше 300 000 руб. – платеж рассчитывается как 29 354 + 1% от дохода свыше 300 000 руб. и ограничен 234 832руб.

На ОМС в 2019 году предприниматели заплатят 6 884 руб.

Если ИП отработал не полный календарный год, размер фиксированных платежей исчисляется по фактически отработанному времени. Считайте суммы страховых взносов «за себя» для ИП с помощью нашего бесплатного онлайн-калькулятора.

Как посчитать сумму страховых взносов

Работодатели обязаны ежемесячно рассчитывать и платить страховые взносы, размер которых определяется по формуле:

Текущий платеж по взносам = Облагаемая база с начала года по отчетный месяц включительно × Тарифная ставка Платежи по взносам с начала года по месяц, предшествующий отчетному, включительно

Из суммы ежемесячного платежа по ВНиМ работодатель вычитает пособия, выплаченные в течение месяца, которые должны оплачиваться ФСС (три дня больничных и т.п.). Если размер пособия превышает взносы, образуется переплата, которую возвращается плательщику или зачитывается в счет будущих платежей.

Когда перечислять страховые платежи

Согласно п.3 ст. 431 НК РФ, работодатели платят взносы до 15 числа месяца, который идет за месяцем начисления платежа, включительно. Страховые взносы за июнь перечисляются до 15 июля, за июнь — 15 августа и т.д. Стоит учитывать, что если 15-е число выпадает на выходной, то срок переносится на следующий ближайший рабочий день. На каждый вид взносов формируется отдельная платежка с указанием КБК соответствующего платежа.

Индивидуальные предприниматели платят взносы на ОПС по фиксированной ставке до 31 декабря отчетного года. Платеж по 1%-м взносам перечисляется не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Взносы на ОМС предприниматели должны заплатить до 31 декабря отчетного года, такой же срок предусмотрен для взносов на ВНиМ.

В какой отчетности отражаются страховые платежи

Ежемесячно работодатели сдают в ПФР персонифицированный отчет формы СЗВ-М в срок до 15 числа следующего за отчетным месяца. Сведения до 25 человек разрешается подать на бумаге, от 25 и выше — в электронном виде по ТКС.

К ежеквартальной отчетности относятся форма 4-ФСС и Расчет по страховым взносам. Расчет по страховым взносам подается в налоговую службу до 30 числа месяца, который следует за I-м кварталом, полугодием, 9-ю месяцами, годом. Он отражает сведения по взносам на ВНиМ, ОМС и ОПС. Работодатели, среднесписочная численность персонала которых более 25 человек, сдают отчет в электронной форме по ТКС, менее 25 — на бумаге.

Отчет по взносам от НСиПЗ по форме 4-ФСС подается в ФСС до 20 числа месяца, который следует за I-м кв-м, полугодием, 9-ю месяцами и годом на бумажном носителе. Если отчет отправляется по ТКС, срок сдачи переносится на 5 дней, т.е. до 25 числа.

Годовая отчетность по взносам состоит из формы СЗВ-СТАЖ, которая сдается до 1 марта следующего за отчетным года и реестра застрахованных лиц, если за них платились дополнительные взносы.

Автор статьи: Ирина Смирнова

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия для малого бизнеса автоматически рассчитает взносы и сформирует платежные поручения, а еще напомнит об уплате заранее. В сервисе вы можете легко вести учет, начислять зарплату, отправлять отчеты через интернет и пользоваться другими возможностями. Протестируйте сервис в течение 14 дней бесплатно.

Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, его доходы, расходы, источники финансирования дефицита

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Доходы

Средства Фонда социального страхования формируются за счет:

− страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

− страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

− страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

− доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

− добровольных взносов граждан и юридических лиц;

− ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

− прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы. Страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого устанавливается федеральным законом.

Плательщиками взносов являются:

− организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно — правовых форм, в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

− граждане, в том числе иностранные, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

− расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов;

− суммы по возмещению пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям;

− пени, штрафы;

− сокрытая сумма оплаты труда;

− частичная оплата за путевки.

Доходы Фонда социального страхования зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие доходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.

Средства государственного социального страхования направляются на:

1) выплату пособий:

− по временной нетрудоспособности;

− по беременности и родам;

− единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

− единовременного пособия при рождении ребенка;

− ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

− социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством:

− частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

− лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие;

3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

5) финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства фонда могут использоваться только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального страхования Российской Федерации занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.

Фонды обязательного медицинского страхования — это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие выполнение Закона о медицинском страховании и реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан.

В настоящее время в Российской модели финансирование здравоохранения сочетает бюджетное финансирование и страховое функционирование следующих фондов медицинского страхования: добровольного и обязательного.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование является дополнением к обязательному, осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.

Средствами, включенными в систему ОМС, управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

— части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

— ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

— добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от использования временно свободных финансовых средств;

— нормированного страхового запаса Федерального фонда;

— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Также финансовые средства федерального фонда образуются за счет:

— поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц;

— доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;

— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Участниками ОМС являются:

1) страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти, для работающего населения — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);

2) застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;

3) территориальные и федеральные фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

4) страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;

5) медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, входящей в программы ОМС.

Источниками средств ОМС являются:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) иные поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Финансовые средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — территориальные фонды) образуются за счет:

1) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

2) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

3) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

4) иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основными функциями ФФОМС являются:

1) осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) разработка и в установленном порядке внесение предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществление в соответствии с установленным порядком аккумулирования финансовых средств Федерального фонда;

4) выделение в установленном порядке средств территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Федеральной налоговой службы контроля за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6) осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществление в пределах своей компетенции организационно-методической деятельности по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9) участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

10) осуществление сбора и анализа информации в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования и представление соответствующих материалов в Правительство РФ;

11) организация в порядке, установленном Правительством РФ, подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12) изучение и обобщение практики применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13) обеспечивание в порядке, установленном Правительством РФ, организации научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14) участие в порядке, установленном Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15) ежегодно в установленном порядке представление в Правительство РФ проектов федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении

Территориальный фонд осуществляет:

1) финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;

2) оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);

3) финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;

4) формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ;

5) формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

ЛЕКЦИЯ № 7

Внебюджетные фонды

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.

Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.

Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. А в соответствии с уровнем управления на:

1) государственные;

2) региональные.

С помощью внебюджетных фондов можно:

1) влиять на процесс производства путем субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, стипендий и др.;

4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

Централизованные государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные – формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 г. для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.

Средства фонда формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) ассигнований из федерального бюджета на выплату государственной пенсии и пособий военнослужащим;

4) добровольных взносов физических и юридических лиц. Размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями,

гражданами в пенсионный фонд, определяется Государственной думой.

Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в пенсионный фонд взносы в размере 20 % от фонда оплаты труда на предприятии.

Средства пенсионного фонда направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законом государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше 1,5 года;

3) оказание органами социальной защиты материальной помощи пострадавшим и нетрудоспособным гражданам.

Фонд социального страхования

Обязательное социальное страхование – это создаваемая государством система правовых и экономических мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменяемого материального положения граждан.

Тарифы страховых взносов по каждому виду социального страхования устанавливаются Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

ФСС был создан 25 декабря 1990 г.

Основными задачами фонда являются:

1) обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 года, на погребение и т. д.;

2) участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников. Средства фонда образуются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью;

3) доходов от инвестирования временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги;

4) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

5) ассигнований из федерального бюджета.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Был создан 28 июня 1991 г. Его цель – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам РФ.

Фонд медицинского страхования формируется за счет средств, полученных от страховых взносов. Эти фонды созданы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми формами собственности, обладающими необходимым для осуществления медицинского страхования установленным фондом.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

1) страховых взносов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности;

2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда.

Плательщики страховых взносов – федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования – производят страховые взносы в установленных РФ размерах по отношению к фонду оплаты труда на предприятии. Взносы уплачиваются один раз в месяц.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *