О разделе продукции

Соглашение о разделе продукции

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (сокр. СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором о разделе природных ресурсов, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement). Существуют также отдельные специфические разновидности. СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими.

История

Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока, Азии, Африки, Южной Америки, стран Карибского бассейна и Канады.

Субъекты

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации, где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго.

В остальных случаях Великобритания и США сами не являются субъектами СРП, договаривающейся стороной выступают базирующиеся там штаб-квартиры или головные офисы транснациональных корпораций. Более того, парадоксальным образом существуют СРП, заключённые между базирующимися в Великобритании, США, Канаде, ФРГ, КНР транснациональными корпорациями с одной стороны, с правительством Великобритании, федеральным правительством США и законодательными органами отдельных штатов, правительством Канады, федеральным правительством ФРГ с другой стороны. Единственным исключением в этом плане являлся Советский Союз, у которого не было СРП с внутренними субъектами правоотношений, поскольку в СССР отсутствовали корпорации.

Арбитраж

Разрешением хозяйственных споров, возникающих в ходе реализации прав сторон, почти всегда занимается международный арбитраж, реже национальные судебные органы (по месту регистрации субъектов хозяйственной деятельности). Типичным примером первой категории, является реализация СРП в России — высшим органом в разрешении споров относительно реализации СРП в России по взаимной договорённости сторон является Стокгольмский арбитражный суд (SCC). Примером второй категории является реализация СРП в Соединённом Королевстве. Спорные вопросы освоения Британского континентального шельфа решаются в судах Англии и Уэльса.

По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи.

Случаи расторжения

Случаи одностороннего разрыва СРП:

  • 1985 — Катар. Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
  • 2008 — Украина. Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International. 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

СРП в СССР

Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху, где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей. В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 — 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, — советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской — Министерство внешней торговли и промышленности Японии. СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине. Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной Читинского месторождения меди, Гаринского месторождения железной руды, Тюменских нефтяных месторождений, а также трубопровода «Иркутск-Находка». В 1975 г. было подписано генеральное соглашение между СССР и Японией о сотрудничестве в области разведки и добычи нефти и газа из шельфа Сахалина.

Основная статья: Соглашение о разделе продукции (Россия)

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

Перечень СРП

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Полномочия государственной стороны

Полномочия государственной стороны основываются:

  • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
  • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

Система налогообложения при выполнении соглашения

Основная статья: Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

Разновидности

Помимо соглашений о разделе природных ресурсов существуют:

  • Соглашение о разделе рынка — Market-Sharing Agreement.
  • Соглашение о разделе военной продукции — Defence Production Sharing Arrangement (DPSA).
  • Соглашение об обмене в ядерной сфере — Nuclear-Sharing Agreement.

> Примечания

См. также

  • Сахалинские шельфовые проекты
  • «Сахалин Энерджи»

по передаче имущества
в собственность
по передаче имущества
в пользование
по выполнению работ
об оказании услуг фактические юридические финансовые
связанные с правом на ИС
о совместной деятельности
иные

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — специальный тип договора об организации совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

Полномочия государственной стороны основываются:

  • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
  • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

СРП в России

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются 3 проекта:

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — Total),
  • «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil),
  • «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около $686 млн, к началу 2010 — $5,6 млрд, а к началу 2012 года — более $10,9 млрд.

Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 миллиарда рублей, по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза.; только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 миллиардов долларов; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по переработке сжиженного газа.

  • Сахалинские шельфовые проекты

Нефтегазовый комплекс

Геофизическая разведка

Нефтепромысловое дело (Моделирование пласта-коллектора) | Геология нефти | Сейсмология | Петрофизика

Методы добычи нефти и газа

Бурение | Вскрытие (нефтяного пласта) | Каротаж | Пробоотборник | Механизированная (насосно-компрессорная) добыча (Погружной насос | Газлифт) | Подземный ремонт скважины | Плазменно-импульсное воздействие | Третичный метод нефтедобычи (Нагнетание пара в пласт | Закачка химических реагентов)

Типы буровых установок

Буровая вышка | Станок-качалка | Нефтяная платформа (Стационарная нефтяная платформа | Морская нефтяная платформа, свободно закреплённая ко дну | Полупогружная нефтяная буровая платформа | Мобильная морская платформа с выдвижными опорами | Буровое судно | Нефтяная платформа с растянутыми опорами | Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти)

Транспортировка и переработка

Нефтехранилище | Трубопровод ( Нефтепровод | Газопровод) | Нефтеперерабатывающий завод | (Основные стадии технологии переработки нефти | Многократное испарение | Нефтехимический синтез | Сухая перегонка | Нефтехимия | Висбрекинг | Гидрокрекинг | Каталитический крекинг | Каталитический риформинг | Крекинг | Процесс Клауса | Термолиз) | Коксование

Юридический аспект

Соглашение о разделе продукции | Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции | концессионное соглашение | Сервисное соглашение | Лицензия на добычу нефти и газа | Роялти

Крупные ТНК и
международные организации

ExxonMobil | Royal Dutch Shell | BP |Chevron Corporation | ConocoPhillips | Total S.A. | ОАПЕК | ОПЕК | (Корзина ОПЕК)

Сорта товарной нефти
(Классификация нефтей)

Brent | Dubai Crude | ESPO | REBCO | Sokol | Tengiz | Urals | West Texas Intermediate

Типы сырья

Нефть | Газовый конденсат | Нефтяные газы | Природный газ | Сжиженный нефтяной газ | Битуминозные пески | Мальта | Нефтяные воды | Озокерит | Природный битум | Природный асфальт

Нефтепродукты и газпродукты

JP-8 | HCNG | Авиакеросин | Асфальт | Асфальтены | Бензин | Галоша | Бензол | Битумы нефтяные | Вазелин | Газойль | Газолин | Гексадекан | Генераторный газ | Горюче-смазочные материалы | Гудрон | Дизельное топливо | Диметилбензолы | Керосин | Креолин | Лигроин | Мазут | Метан | Метан угольных пластов | Метил-трет-бутиловый эфир | Моторные масла | Нефтяной кокс | Нефтяные масла | Парафин | Петролейный эфир | Полипропилен | Присадка | Пропан | Пропилен | Свалочный газ | Синтез-газ | Технический углерод | Толуол | Уайт-спирит | Церезин | Этилен

История

Эмбарго нефти 1967 года | Нефтяной кризис 1973 года | Энергетический кризис 1979 года | Перепроизводство нефти в 1980-х годах | Энергетический кризис 2000х | Основатели нефтегазовой индустрии | История нефтегазовой индустрии | Национализация нефтедобычи | Семь сестёр | Standard Oil

Некоторые числовые параметры

Объёмный коэффициент нефти | Коэффициент теплового расширения | Глубина переработки нефти

См. также

Пик нефти | Банк качества нефти | Баррель (американский нефтяной) | Дебит скважин | Нефтеотдача | Энергетический кризис

Гражданско-правовые договоры
Сделка • Недействительность сделки • Договор • Оферта • Акцепт • Квазиконтракт
по передаче имущества
в собственность
купли-продажи (розничной • поставки • поставки для государственных и муниципальных нужд • контрактации • энергоснабжения • продажи недвижимости • продажи предприятия) • мены • дарения • ренты (постоянной • пожизненной • пожизненного содержания с иждивением) • приватизации жилья
по передаче имущества
в пользование
аренды (транспортных средств • предприятия • зданий и сооружений • проката • лизинга) • найма жилого помещения • ссуды
по выполнению работ подряда (бытового • строительного • на выполнение проектных и изыскательских работ • на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд) • участия в долевом строительстве • НИОКР
об оказании услуг
фактические возмездного оказания услуг • хранения • перевозки (фрахтования) • транспортной экспедиции • доверительного управления имуществом
юридические поручения • комиссии • агентский
финансовые факторинга • займа • кредитный • банковского вклада • банковского счёта • страхования • обязательства по безналичным расчётам (платёжное поручение • аккредитив • инкассо • чек)
по реализации результатов
интеллектуальной деятельности
отчуждения исключительных прав • лицензионный • авторский • коммерческой концессии
о совместной деятельности простого товарищества • учредительный • об учреждении общества с ограниченной ответственностью • о создании акционерного общества
иные действие в чужом интересе без поручения • уступки права требования • о залоге (ипотеке) • сделка РЕПО • внешнеторговый • о разделе продукции

1. Общая характеристика закона о соглашениях о разделе продукции

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», принятый 30 декабря 1995 года, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в сферу недропользования. Закон предоставляет государственные гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности на весь период действия соглашения о разделе продукции.

В соответствии с соглашением о разделе продукции РФ предоставляет иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Инвестор со своей стороны обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все условия, связанные с пользованием недр. В том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения.

Четкой тенденцией последних десятилетий является, как свидетельствует мировая практика, развитие договорных форм прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в особо крупных размерах. Такими капиталовложениями являются следующие формы инвестиций, как договоры об обслуживании и управлении, договоры целевого долгосрочного займа, соглашения о франшизе, лицензионные договоры, лизинг, соглашения о разделе продукции. Общее для этих договоров — доход инвестора напрямую зависит от производственных показателей предприятия.

В российском законодательстве применяется лишь соглашения о разделе продукции и соглашения о финансовой аренде (лизинг).

Итак, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» регулирует отношения, связанные с крупнейшими капиталовложениями в российскую экономику.

Рассматриваемый закон позволяет использовать для расчетов с инвесторами, т. е. для возмещения их затрат, часть производимой продукции, которая называется «компенсационной продукцией».

Данный Закон вступил в силу 11 января 1996 года. 14 января 1999 года вступил в действие Федеральный закон от 7 января 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «О соглашениях о разделе продукции».

На данном этапе развития России инвестиции требуются в нефтеперерабатывающую, нефтехимическую и горнодобывающую промышленность, строительство. Успешного опыта применения идеи раздела продукции при пользовании недрами в области горной добычи нет. Многие эксперты полагают, что модель раздела продукции непригодна к горной добычи, а лишь к нефтяной, которой свойственна значительно большая прибыльность.

Соглашение о разделе продукции, заключаемое между инвестором и государством, определяется в законе как гражданско-правовой договор, который обладает некоторыми особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не является обычным, общераспространенным товаром или вещью.

Еще одной особенностью Закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции, другая же поступает в собственность государства.

Отсюда следует, что соглашения о разделе продукции — это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.

Одной из важных характеристик Закона служит то, что он отошел от принципа раздельного и установил единое правовое регулирование для иностранных и национальных инвестиций.

Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в РФ. Суть их сводится к следующему: по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат за разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами по условиям соглашения о разделе продукции. Инвестор обязан платить налог со своей доли прибыльной продукции.

Это регулируется ст. 2 и ст. 3 главы 1 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СОГЛАШЕНИЮ

Все программы, проекты и сметы, в соответствии с которыми ведутся работы, утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Все операции и работы по соглашению о разделе продукции производятся только в соответствии с российским законодательством, включая российские стандарты и технические нормы. Все международные стандарты должны быть одобрены российскими органами власти.

Соглашение определяет порядок, условия и сроки возврата участков, переданных в пользование инвестору, на которых он завершил поиски и разведку минерального сырья. Вся информация должна быть представлена на государственную экспертизу.

Организация выполнения работ включает ведение учета и отчетности, осуществляемое по поручению инвестора операторами соглашения, которыми могут быть юридические лица. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные.

В результате принятия Федерального закона » О соглашениях о разделе продукции» вступили в действие соглашения о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Соглашения предусматривают освоение пяти крупных нефтеконденсатных месторождений на шельфе о.Сахалин. На основании технико-экономических расчетов ориентировочный объем инвестиций по проектам составляет 27 млрд. Долл. США. Чистый доход российского государства оценивается 35-40 млрд.долл. США Кроме того будет создано 20 тыс. Новых рабочих мест. Реализация проектов гарантирует полное обеспечение Дальневосточного региона собственным топливом и нефтепродуктами, газификацию Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей.

Организация работ по соглашению регулируется ст. 6 и ст. 7 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

РАЗДЕЛ ПРОДУКЦИИ

Суть соглашения, его особенности и новизна сосредоточены в механизме расчетов, а именно в разделе произведенной продукции.

В российском законодательстве используется индонезийская модель соглашения, которая реализуется в большинстве нефтедобывающих стран.

Разделу между государством и инвестором подлежит «прибыльная продукция», под которой понимается произведенная продукция за вычетом компенсационной, а также продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами. В соглашении устанавливаются условия и порядок раздела «прибыльной продукции» между государством и инвестором.

Как следует из схемы 1, раздел продукции происходит в два этапа:

Первый — вся произведенная продукция делится на две части: одна поступает государству в счет выплат за пользование недрами, а другая — инвестору, который делит свою часть на две: компенсационную и прибыльную.

Второй — «прибыльная» продукция делится на валовую долю инвестора в разделе прибыли и на долю государства в разделе прибыли в пропорции, определяемой в соглашении. Из своей доли инвестор выплачивает налоги государству, а оставшаяся часть составляет его чистую долю в разделе прибыли.

Доля продукции государства по соглашению о разделе продукции дополнительно перераспределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ в месте проведения работ. Пропорция в разделении продукции устанавливается отдельными договорами между федеральными властями и исполнительной властью субъекта РФ (без участия инвестора).

Процедура раздела продукции между инвестором и государством регулируется ст. 8 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года.

Соглашение о разделе продукции

Соглашения о разделе продукции являются наряду с концессионными соглашениями наиболее распространенными договорами, заключаемыми между инвесторами и государством в лице Правительства РФ или его уполномоченных органов. Соглашения о разделе продукции регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

В соответствии со ст. 2 Закона соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Анализ данного определения позволяет выделить особенности соглашения о разделе продукции. Прежде всего, объектом соглашения являются исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья. Права могут предоставляться либо только на геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, либо только на их разведку и добычу, в том числе на использование отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (например, подземных резервуаров для хранения газа) и на некоторые другие работы. Но недра могут предоставляться в пользование и для геологического изучения и для добычи полезных ископаемых одновременно. Причем добыча может производиться как непосредственно по завершению геологического изучения, так и параллельно с ним. Такие права пользования называются совмещенными. Однако в любом случае в результате предоставления прав на пользование недрами в хозяйственный оборот включаются природные ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что правовой режим использования природных ресурсов, в том числе недр земли, существенно отличается от режима использования другого имущества. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики полезные ископаемые, принадлежат государству. Они неотчуждаемы и неотъемлемы, к ним не применимы сроки давности, на них не может быть обращено судебное взыскание. Эксплуатация недр, извлечение из них минерального сырья и другие виды использования являются монополией государства, т.е. его исключительным правом. В России статус недр в принципе аналогичен. Так, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В свою очередь ГК РФ в ст. 214 устанавливает, что природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. А ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусматривает, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Зарубежный опыт

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» не раскрывается понятие исключительных прав и не поясняется, к какому виду имущественных прав (вещно-правовому или обязательственному) они принадлежат. В некоторых зарубежных странах право пользования недрами именуется арендой недр, а аренда, как известно, относится к обязательственным правам. В других же странах нрава пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Вместе с гем, несмотря на различия в трактовке исключительных прав, зарубежное законодательство и мировая практика недропользования свидетельствуют о том, что предоставление исключительных прав предполагает обязанность государства на срок действия таких прав воздерживаться от какой-либо деятельности на предоставленном инвестору участке недр, а также не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц. Но исключительные права распространяются только на те минералы, которые указаны в инвестиционном соглашении. Поиск, разведка, добыча других ископаемых, залегающих в недрах предоставленного инвестору участка, могут стать объектом новых исключительных или обычных прав для самого государства или третьих лиц при условии, что осуществление новых прав не создаст помех в деятельности первоначального инвестора, осуществляемой на участке недр, указанном в инвестиционном соглашении.

При этом Закон РФ «О недрах» в ст. 7 определяет участок недр как геометризированный блок недр, предоставленный пользователю в виде горного отвода. Это участок земной поверхности, ограниченный определенными географическими или иными координатами. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Однако в пользование на условиях раздела продукции может быть предоставлен только участок недр, входящий в перечень, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции».

Следующая существенная особенность соглашения о разделе продукции – особый субъектный состав: с одной стороны – частные инвесторы, с другой – государство. В качестве инвесторов в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» могут выступать юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (ст. 3 Закона). При этом следует отметить, что Закон несколько по-иному трактует понятие инвесторов по сравнению с общим инвестиционным законодательством. Во-первых, в ст. 3 Закона ничего не говорится о том, что соглашения о разделе продукции могут заключаться с международными организациями и иностранными государствами, которые являются иностранными инвесторами по Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Кроме того, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает еще одну специфическую категорию инвесторов – создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не обладающие статусом юридического лица объединения юридических лиц. В зарубежной практике такие объединения получили название консорциумов.

Консорциум – чрезвычайно распространенная форма объединения инвесторов в сфере недропользования, особенно в случаях реализации очень крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой и горнорудной промышленности. Хотя консорциум не является юридическим лицом, в отношениях с государством он выступает как единый, групповой инвестор – обладатель исключительных прав пользования участком недр. В нашей стране в настоящее время отношения двух или нескольких лиц, соединивших свои вклады и совместно действующих без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели, регулируются нормами гл. 55 ГК РФ о простом товариществе.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению . Согласие государства необходимо, поскольку в такой ситуации одновременно происходят переход прав кредитора к другому лицу и перевод долга на это же лицо. А в соответствии со ст. 391 ГК РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. В связи с тем, что права и обязанности могут быть переданы только лицу, располагающему достаточными ресурсами и опытом, государственный орган, рассматривающий этот вопрос, должен тщательно изучить информацию о потенциальном инвесторе, а также выяснить причины и обстоятельства, побудившие инвестора пойти на уступку прав пользования по сделке.

Права кредитора по обязательству могут перейти к другому лицу не только по сделке в порядке уступки требования предшествующим кредитором, но и в силу закона либо при наличии указанных в законе обстоятельств. К таким обстоятельствам ст. 387 ГК РФ относит универсальное правопреемство в правах кредитора. Данные обстоятельства имеют место при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования, выделения или разделения. Именно эти случаи перехода прав пользования недрами и переоформления действующей лицензии закреплены в ст. 17.1 Закона РФ «О недрах». Далее эта же статья устанавливает, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Современное российское законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, в каком качестве выступает государство в инвестиционном соглашении. Так, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» получила воплощение концепция государства как равноправного участника гражданско-правовых отношений, впервые закрепленная в ст. 25 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., а в настоящее время подтвержденная положениями ст. 124–127 ГК РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования стали участвовать в гражданском обороте на общих основаниях, принимать на себя имущественные обязательства и нести по ним ответственность.

Однако в то же время в российском законодательстве существует иная концепция, которая основывается на представлении, что в сфере недропользования государство не может передавать права пользования частным лицам, а поскольку такие права имеют исключительно государственную принадлежность и монопольное происхождение, они не могут предоставляться на договорной основе. Поэтому отношения государства с пользователями строятся по вертикали и являются административно-распорядительными.

Вторая концепция воплощена в Законе РФ «О недрах». Несмотря на то что постепенно с 1995 г. административно-правовая основа этого Закона несколько смягчалась за счет признания возможности существования договорных отношений в сфере недропользования и прямого включения в текст Закона отдельных гражданско-правовых положений (например, о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом концепция Закона осталась неизменной. В частности, Закон предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая по существу является документом, не подлежащим обсуждению.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом. Следовательно, воля сторон в соглашении ограничивается условиями лицензии, поскольку Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» определяет, что лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении.

В настоящее время условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»), т.е. именно соглашение признается основной формой осуществления прав недропользования. Этот же подход закреплен теперь и в Законе РФ «О недрах»: лицензия удостоверяет право пользования участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами (ч. 2 ст. 11). Иными словами, лицензия является документом, как бы подчиненным условиям соглашения о разделе продукции, так как он должна соответствовать соглашению.

Научная дискуссия

Неопределенность правового положения государства как стороны инвестиционного соглашения влечет за собой неоднозначность в определении правовой природы такого соглашения. В литературе существует точка зрения, согласно которой инвестиционное соглашение следует квалифицировать как гражданский договор. Так, по мнению Н. Н. Вознесенской, государство вступает в гражданско-правовые отношения как равноправный партнер субъектов частного нрава, не проявляя при этом своих властных полномочий. «Обычно там, где государство – субъект частного права, оно не является органом властвования» .

Безусловно, основу данного соглашения составляют нормы гражданского права. Однако отождествлять его полностью с обычными гражданско-правовыми договорами было бы неправильно. В частности, в нем предусматриваются условия, касающиеся публичных прав, которые не могут быть включены в обычные договоры (например, о льготах в области налогообложения, о гарантиях стабильности правового режима и др.). Но административные акты нельзя сводить лишь к односторонним административным сделкам. Так, по мнению М. И. Кулагина «в настоящее время договорная форма широко используется не только в области частного права, но и… в сфере публичного права. Договор давно уже перестал быть монополией гражданского права» .

Наиболее точный ответ на вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений между государством и инвестором дает Н. Н. Вознесенская: «При заключении соглашения с иностранным инвестором государство-реципиент выступает и как орган властвования, и как субъект частного права, однако, это происходит не одновременно и не по одной линии правовых связей. Выдавая разрешение иностранному инвестору, государство в лице своих органов властвования совершает административный акт. Заключая на основе этого акта инвестиционное соглашение, оно выступает уже как субъект частного права, являясь стороной гражданско-правовых отношений. Соглашение предполагает равенство сторон. При таких разных субъектах, какими являются суверенные государства, с одной стороны, и частная фирма – с другой, равенство возможно в том случае, если государство устанавливает для себя определенные рамки применительно к данным взаимоотношениям. Оно как бы приравнивает себя по характеру прав и обязанностей к конкретному контрагенту. Выступая партнером частного капитала, государство не может принять на себя больше прав или обязанностей, чем установлено соглашением. Если же возникает вопрос, который выходит за установленные гражданско-правовые рамки, он будет решаться государством, но уже не как стороной в договоре, а как органом властвования» . Таким образом, инвестиционное соглашение иностранного инвестора с государством в лице его органов обладает одновременно чертами публично-правового акта и гражданско-правового договора, что позволяет признать его хозяйственным (предпринимательским) договором, на основе которого возникают хозяйственно-управленческие обязательства. Этого же мнения придерживается и С. А. Сосна; «Положение о том, что инвестор осуществляет поиск, разведку и добычу минерального сырья, а также проведение связанных с этим работ за свой счет и на свой риск, является одним из ключевых условий соглашений о разделе продукции. Рисковый характер соглашения и намерение сторон получить прибыль от пользования недрами делают соглашение типичным предпринимательским договором, хотя риск несет только одна сторона. Государство как другая сторона в соглашении никаких расходов и рисков не несет (если на этот счет у сторон нет иных договоренностей)» .

К существенным особенностям инвестиционных соглашений о разделе продукции можно отнести порядок их заключения. В соответствии с общим правилом, изложенным в п. 1 ст. 6 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», такое соглашение заключается с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством РФ, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, которой осуществляется разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются Правительством РФ, относительно участков недр местного значения – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, относительно остальных участков недр – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона. В состав конкурсных или аукционных комиссий, создаваемых федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае если объявленный конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.

Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов. Объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте не менее чем за 90 дней до дня проведения конкурса на право пользования участками недр или не менее чем за 45 дней до дня проведения аукциона на право пользования участками недр.

Порядок и условия проведения конкурса или аукциона на право пользования участками недр для заключения соглашения о разделе продукции определяются в соответствии с законодательством РФ (ст. 13.1 Закона РФ «О недрах»).

Ранее в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» содержались исключения из правила о проведении аукциона или торгов для заключения договора. Сейчас же они исключены. Эта позиция законодателя представляется правильной, поскольку конкурсно-аукционный порядок определения инвестора на данный момент является наиболее справедливым и демократичным. Хотя злоупотребления не исключены, но они поставлены вне закона. Определенные сомнения вызывала возможность заключения соглашения с единственным участником аукциона или конкурса, по сейчас она также исключена из закона. Кроме того, поскольку на аукционе стартовые цены обычно бывают минимальными, вызывает недоумение предоставление возможности заключения соглашения с единственным участником аукциона «на условиях аукциона», т.е. по самой низкой цене.

Итак, состояние российского законодательства о соглашениях о разделе продукции, а в широком смысле – о договорных отношениях государства с иностранными инвесторами – характеризуется наличием ряда проблем, решение которых будет непосредственно влиять на выход нашей страны из экономического кризиса.

  • Аналогично решался этот вопрос и в государственных концессиях 1920– 1930-х гг.: передача концессии осуществлялась только с согласия правительства.
  • Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М.: Наука. 1975. С. 55.
  • Кулагин М. И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами. Политические и правовые системы стран Азии, Африки. М.: УДН, 1983. С. 83.
  • Вознесенская Н. Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. М.: Наука, 1989. С. 85.
  • Сосна С. А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». М.; Юристъ, 1997. С. 35–36.

Соглашение о разделе продукции (Россия)

Основная статья: Соглашение о разделе продукции

О соглашениях о разделе продукции

Отрасль права

Хозяйственное право (вопросы права собственности на недра, месторождения и добываемые полезные ископаемые)

Вид

Федеральный закон

Государство

Россия

Номер

225-ФЗ

Принятие

Государственной думой в первом чтении 6 декабря 1995 года в 11:40

Голосование нижней палаты

Голосовало 285 чел. (283 карточкой, 2 без карточки), не голосовало 167 чел.
За 241+1 (53,6%), Против 27+1 (6,0%),
Воздержались 15 (3,3%)

Подписание

Президентом России 30 декабря 1995 года

Первая публикация

СЗ РФ, 1996, № 1, Ст. 18; Российская газета, 11 января 1996 года, № 5, Ст. 22, Стр. 4, с послед. изм.

Электронная версия

Текст в Викитеке

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» — нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы добычи полезных ископаемых иностранными субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, а также затрагивающий вопросы права собственности на недра, месторождения и добываемые полезные ископаемые. Высшим органом в разрешении споров относительно реализации СРП в России по взаимной договорённости сторон является Стокгольмский арбитражный суд.

Непосредственным автором, разработчиком и инициатором рассмотрения законопроекта о разделе продукции является член партии «Яблоко» А. Ю. Мельников. В ходе заседания 6 декабря 1995 года возникли противоречия между двумя группами депутатов по вопросу дальнейшего рассмотрения законопроекта, утверждающего СРП. Сопредседатель согласительной комиссии от Совета Федерации Ю. Ю. Болдырев настаивал на необходимости принятия закона о СРП незамедлительно, в первом чтении, без дальнейшей доработки, — в этом его поддержали фракция «Яблоко», фракция ЛДПР и фракция Аграрной партии России. Из приглашавшихся на слушания представителей органов местной власти позиция Болдырева была поддержана губернатором Сахалинской области И. П. Фархутдиновым и председателем Хабаровской краевой думы В. А. Озеровым. Группа противников принятия закона о СРП в первом чтении возглавлялась В. С. Медведевым, их позиция не нашла широкой поддержки. На базе составленного Мельниковым исходника было разработано несколько вариантов текста законопроекта:

  • 1. Варианты согласительной комиссии (12 участников) под председательством Ю. Ю. Болдырева
    • вариант проголосованный большинством депутатов от Государственной Думы
    • вариант проголосованный депутатами Государственной Думы и депутатами Совета Федерации
      • текст закона с поправками (принят 6 декабря 1995 г.)
    • вариант проголосованный депутатами Совета Федерации
  • 2. Вариант депутатской группы «Новая региональная политика» под председательством В. С. Медведева, разработан в инициативном порядке (согласованная редакция предлагалась к рассмотрению 8 декабря, не рассматривалась, поскольку состоялось голосование в варианте, подготовленном согласительной комиссией, — вопрос о рассмотрении отклонён по решению председательствовавшего на заседании спикера Думы И. Рыбкина).

Хронология событий

  • 8 июля 1997 г. — для более эффективной реализации положений соглашения был издан Указ Президента Российской Федерации № 694 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
  • 18 июня 2001 г. — дополнение закона «О СРП» схемой «прямого раздела»: вступил в силу Федеральный закон № 75-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».
  • 30 августа 2001 г. — выходит Распоряжение Правительства РФ № 1155-р, которым был введен институт «уполномоченных организаций («Роснефть» и «Зарубежнефть»).

В 2006 в России в рамках СРП разрабатываются 3 проекта, которые не регулируются федеральным законом № 225-ФЗ. Поскольку СРП по этим проектам были заключены отдельно на правительственно-областном уровне.

  • Харьягинское нефтяное месторождение (оператор — ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»),
  • «Сахалин-1» (оператор — ExxonMobil),
  • «Сахалин-2» (оператор — Sakhalin Energy).

Общая сумма дохода, полученного российским государством от данных проектов, составила к началу 2006 года около $686 млн, к началу 2010 — 5,6 млрд $, а к началу 2012 года — более $10,9 млрд.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение положений СРП по проектам «Сахалин-1» и «Харьягинское СРП» имущество, созданное при реализации СРП, стоимость которого составила 16,3 млрд $ и полностью возмещена государством, на момент 2012 года не передано Российской Федерации.

Сахалинская область

Благодаря реализации проектов СРП, Сахалинская область находится на пятой строчке российского рейтинга по сводному индексу социально-экономического положения; по развитию реального сектора экономики регион занимает третье место; по показателям инвестиционной привлекательности — шестое место; 12-е место по доходам и занятости населения; выработка валового регионального продукта в Сахалинской области в два раза выше, чем в среднем по Дальневосточному федеральному округу, а доходы — в 1,5 раза; с 1996 года валовой региональный продукт вырос с 9,6 до 455,2 млрд р., по объёму валового регионального продукта на душу населения область занимает третье место в целом по России; с 1996 года добыча нефти на Сахалине выросла почти в 9 раз, газа — в 13,2 раза.; только в нефтегазовом секторе экономики Сахалинской области накоплено иностранных инвестиций на сумму в 32,6 млрд $; построен первый в России и один из крупнейших в мире завод по сжижению природного газа.

Ненецкий автономный округ

ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ–добыча Харьяга» является оператором Харьягинского проекта в Ненецком автономном округе. Компания ведет разработку 2 и 3 объектов Харьягинского месторождения на условиях Соглашения о разделе продукции. Харьягинское СРП — это один из трех действующих в России проектов, реализуемых на основе соглашения о разделе продукции. Соглашение вступило в силу в январе 1999 года. С 1 августа 2016 года доли участников распределились следующим образом: АО «Зарубежнефть» — 20%, ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» — 20%, «Статойл Свериге Харьяга А.Б.» — 30%, «Тоталь Разведка Разработка Россия» — 20%, АО «Ненецкая нефтяная компания» — 10%.

«Сахалин Энерджи»

Компания «Сахалин Энерджи» подписала Соглашение о разделе продукции с российской стороной в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области в 1994 году. Это соглашение стало первым СРП в России.

Целью СРП по проекту «Сахалин-2» является определение условий разведки, разработки, добычи, переработки и транспортировки углеводородов — при замене существующих налоговых и лицензионных режимов организацией на контрактной основе, действующей в течение всего срока проекта. В соответствии с условиями СРП, Российская Федерация оставляет за собой право собственности на нефтяные и газовые месторождения, а компания «Сахалин Энерджи» вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений.

Соглашение предусматривает полную прозрачность экономики проекта «Сахалин-2». Государство (Российская Федерация) утверждает сметы расходов и имеет возможность осуществлять проверку расходов инвестора. Кроме того, стороны несут взаимную ответственность за соблюдение требований СРП.

СРП по проекту «Сахалин-2» предусматривает особый налоговый режим, согласно которому большая часть налогов и таможенных сборов заменяется разделом продукции. Это означает, что вместо НДС, налога на полезные ископаемые и других сборов компания «Сахалин Энерджи» платит 6 процентов роялти, начиная с момента добычи первой нефти. C началом раздела продукции, то есть после возмещения затрат на реализацию проекта, компания «Сахалин Энерджи» выплачивает налог на прибыль по ставке 32 процента и передает российской стороне часть продукции в виде природного газа. Фактический раздел продукции начался с 2012 года, на несколько месяцев ранее первоначально запланированного срока.

С начала реализации проекта выплаты Российской Федерации уже превысили 5 миллиардов долларов США.

Примечания

  1. Депутат Пискунов проголосовал за без карточки
  2. Депутат Заславский проголосовал против без карточки
  3. Hiroshi Oda. Russian Commercial Law. — 2nd ed. — Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2007. — P. 396 — 490 p. — ISBN 978-90-04-16253-2.
  4. Стенограмма заседания 6 декабря 1995 г. (электронный ресурс). Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: Официальный сайт, 2018. (Проверено 26 апреля 2018)
  5. «Ведомости», № 167 (1694), «Сколько стоит СРП», 7 сентября 2006
  6. Доклад Правительства РФ «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции» за 2009 год. (Упоминается здесь: )
  7. Новости Минэнерго России (от 29.12.11)
  8. Проверка эффективности реализации действующих СРП Счетной палатой РФ от 28 ноября 2012 г.
  9. «Российская газета», № 214 от 26 сентября 2011 года, стр. A5.
  • Сахалинские шельфовые проекты

Нефтегазовый комплекс

Геофизическая разведка

Нефтепромысловое дело (Моделирование пласта-коллектора) | Геология нефти | Сейсмология | Петрофизика

Методы добычи нефти и газа

Бурение | Вскрытие (нефтяного пласта) | Каротаж | Пробоотборник | Механизированная (насосно-компрессорная) добыча (Погружной насос | Газлифт) | Подземный ремонт скважины | Плазменно-импульсное воздействие | Третичный метод нефтедобычи (Нагнетание пара в пласт | Закачка химических реагентов)

Типы буровых установок

Буровая вышка | Станок-качалка | Нефтяная платформа (Стационарная нефтяная платформа | Морская нефтяная платформа, свободно закреплённая ко дну | Полупогружная нефтяная буровая платформа | Мобильная морская платформа с выдвижными опорами | Буровое судно | Нефтяная платформа с растянутыми опорами | Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти)

Транспортировка и переработка

Нефтехранилище | Трубопровод ( Нефтепровод | Газопровод) | Нефтеперерабатывающий завод | (Основные стадии технологии переработки нефти | Многократное испарение | Нефтехимический синтез | Сухая перегонка | Нефтехимия | Висбрекинг | Гидрокрекинг | Каталитический крекинг | Каталитический риформинг | Крекинг | Процесс Клауса | Термолиз) | Коксование

Юридический аспект

Соглашение о разделе продукции | Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции | концессионное соглашение | Сервисное соглашение | Лицензия на добычу нефти и газа | Роялти

Крупные ТНК и
международные организации

ExxonMobil | Royal Dutch Shell | BP |Chevron Corporation | ConocoPhillips | Total S.A. | ОАПЕК | ОПЕК | (Корзина ОПЕК)

Сорта товарной нефти
(Классификация нефтей)

Brent | Dubai Crude | ESPO | REBCO | Sokol | Tengiz | Urals | West Texas Intermediate

Типы сырья

Нефть | Газовый конденсат | Нефтяные газы | Природный газ | Сжиженный нефтяной газ | Битуминозные пески | Мальта | Нефтяные воды | Озокерит | Природный битум | Природный асфальт

Нефтепродукты и газпродукты

JP-8 | HCNG | Авиакеросин | Асфальт | Асфальтены | Бензин | Галоша | Бензол | Битумы нефтяные | Вазелин | Газойль | Газолин | Гексадекан | Генераторный газ | Горюче-смазочные материалы | Гудрон | Дизельное топливо | Диметилбензолы | Керосин | Креолин | Лигроин | Мазут | Метан | Метан угольных пластов | Метил-трет-бутиловый эфир | Моторные масла | Нефтяной кокс | Нефтяные масла | Парафин | Петролейный эфир | Полипропилен | Присадка | Пропан | Пропилен | Свалочный газ | Синтез-газ | Технический углерод | Толуол | Уайт-спирит | Церезин | Этилен

История

Эмбарго нефти 1967 года | Нефтяной кризис 1973 года | Энергетический кризис 1979 года | Перепроизводство нефти в 1980-х годах | Энергетический кризис 2000х | Основатели нефтегазовой индустрии | История нефтегазовой индустрии | Национализация нефтедобычи | Семь сестёр | Standard Oil

Некоторые числовые параметры

Объёмный коэффициент нефти | Коэффициент теплового расширения | Глубина переработки нефти

См. также

Пик нефти | Банк качества нефти | Баррель (американский нефтяной) | Дебит скважин | Нефтеотдача | Энергетический кризис

Гражданско-правовые договоры
Сделка • Недействительность сделки • Договор • Оферта • Акцепт • Квазиконтракт
по передаче имущества
в собственность
купли-продажи (розничной • поставки • поставки для государственных и муниципальных нужд • контрактации • энергоснабжения • продажи недвижимости • продажи предприятия) • мены • дарения • ренты (постоянной • пожизненной • пожизненного содержания с иждивением) • приватизации жилья
по передаче имущества
в пользование
аренды (транспортных средств • предприятия • зданий и сооружений • проката • лизинга) • найма жилого помещения • ссуды
по выполнению работ подряда (бытового • строительного • на выполнение проектных и изыскательских работ • на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд) • участия в долевом строительстве • НИОКР
об оказании услуг
фактические возмездного оказания услуг • хранения • перевозки (фрахтования) • транспортной экспедиции • доверительного управления имуществом
юридические поручения • комиссии • агентский
финансовые факторинга • займа • кредитный • банковского вклада • банковского счёта • страхования • обязательства по безналичным расчётам (платёжное поручение • аккредитив • инкассо • чек)
по реализации результатов
интеллектуальной деятельности
отчуждения исключительных прав • лицензионный • авторский • коммерческой концессии
о совместной деятельности простого товарищества • учредительный • об учреждении общества с ограниченной ответственностью • о создании акционерного общества
иные действие в чужом интересе без поручения • уступки права требования • о залоге (ипотеке) • сделка РЕПО • внешнеторговый • о разделе продукции

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *