Нормы обязательных резервов

Обязательные резервы коммерческих банков

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

Обязательное резервирование решает две задачи.

Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

— денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

— облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;

— обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);

— обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

ЦБ изменит нормы резервирования для банков

ЦБ снизит нормативы резервов по рублевым средствам клиентов. Так регулятор компенсирует расширение перечня обязательств, нуждающихся в резервировании. Меры ЦБ увеличат отчисления по банковской системе на 30 млрд руб., или 1% Фото: Андрей Любимов / РБК

ЦБ решил с 1 апреля снизить для банков на 0,25 п.п., до 4,75%, норматив обязательных резервов по рублевым депозитам и расчетным счетам физических и юридических лиц, а также по иным обязательствам банков в рублях. Соответствующие изменения внесены в указание ЦБ «Об обязательных резервных требованиях». От норматива зависит объем отчислений банков в Фонд обязательного резервирования (ФОР), который нужен для гарантирования обязательств банков по средствам клиентов и используется для управления общей ликвидностью.

Решение снизить нормативы было принято для того, чтобы компенсировать увеличение объемов обязательных резервов из-за расширения с 1 апреля списка резервируемых обязательств банков, объясняет ЦБ. В этот список Центробанк включил все долгосрочные обязательства банков (за исключением обязательств по субординированным инструментам), обязательства перед международными финансовыми организациями, а также перед госкорпорацией развития «ВЭБ.РФ».

С разных обязательств банк производит определенный процент отчислений на счет в ЦБ, но с тех обязательств, которые регулятор внес в перечень, банки пока отчислений не делали, а теперь будут, поясняет старший аналитик Fitch Александр Данилов. Само по себе расширение перечня негативно сказалось бы на ликвидности сектора, но, поскольку одновременно с этим ЦБ снижает ставки отчислений по некоторым обязательствам, общий эффект будет, скорее всего, незначительным, говорит эксперт.

Влияние, с одной стороны, расширения перечня резервируемых обязательств, а с другой — снижение нормативов обязательных резервов будут зависеть от структуры пассивов каждого конкретного банка, указывает старший менеджер департамента управления рисками Deloitte Сергей Гришунин. В среднем по сектору это может компенсировать расширение резервируемых обязательств, но ситуация неоднородна от банка к банку, поясняет он.

Возможное увеличение резервов в масштабах всей системы составит около 30 млрд руб., и это не так много по сравнению с общим объемом требований ЦБ в рамках объема ФОР (около 2,8 трлн руб.), то есть около 1%, подсчитали в Сбербанке. «Данное изменение в целом нейтрально для объема ФОР банковской системы, но для отдельных банков эффект будет зависеть от их структуры обязательств», — отметили в банке.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

НОР = обязательные резервы банка/обязательства по бессрочным вкладам

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

Автор статьи Дмитрий Тачков Привет, я автор этой статьи. Имею высшее образование. Специалист по финансам и банкам. Более 3-х лет работал в коммерческих банках РФ. Пишу про финансы более 5 лет. Всегда в теме по лучшим вкладам и картам. Делаю выгодные вклады и получаю высокий кешбек по картам. Поставьте пожалуйста оценку моей статье, это поможет улучшить ее. Написано статей 761 Бесполезно 0 Занятно 4 Помогло 3

Норма обязательных резервов

Субтитры

В предыдущем ролике я привел пример с банком, продолжим его обсуждать. В этом примере мы собирались выдавать золото в виде займов для реализации проектов, по завершении которых, золото вкладывается повторно, а затем вновь выдается в виде займов. Мы увидели в этом примере, что каждый раз, когда банк выдает заем, это создает актив и соответствующий пассив, и этот пассив представлен либо в виде чекового счета на имя предпринимателя, либо в виде банкнот — иными словами, наличных денег, которые предприниматель может использовать для оплаты труда работников, покупки земли или для чего-то еще. Очевидный вопрос состоит в том, как долго банк может это проделывать. Когда процесс остановится? Может ли банк продолжать увеличивать левую и правую стороны баланса? Для ответа на этот вопрос мы выдвинули идею о норме резервов. Итак, немного вспомним, просто чтобы убедиться, чтобы не возникло трудностей с балансом. Давайте я сделаю пометки. Помните, это активы. Все вот это — активы. И я проведу здесь жирную линию. Все это — активы моего банка, включая само здание и хранилище внизу. А это — пассивы. Я отмечу их красным. Это пассивы. Вот здесь, красным цветом. И собственный капитал. Не важно, кто владеет банком, акционеры или, может быть, частное лицо. Допустим, он принадлежит мне. Вот этот остаток. Пусть будет отмечено нейтральным цветом. Это собственный капитал. Это пассивы. Итак, вопрос в том, как долго банк может продолжать выдавать займы и наращивать свои активы и свои пассивы? Помните, каждый раз, когда банк выдавал Предпринимателю D заем, эквивалентный 100 золотым монетам, то вместо того, чтобы выдать Предпринимателю D 100 золотых монет, скажем, вот отсюда, он просто открывал на его имя чековый счет, деньги с которого Предприниматель D позднее перевел Горожанину A, поэтому здесь отмечено «A». Давайте я заново помечу золото другим цветом, чтобы вам было видно. Это «золотая» часть активов. Давайте выделим очень четко. Вот здесь у нас золото. Закрасим его золотым. Все это золото, и здесь 500 золотых монет. Итак, давайте введем понятие нормы резервов. Понятие нормы резервов. Давайте немного подумаем о том, что такое резерв. Резерв — это то, что вы откладываете про запас, так как однажды это может вам понадобиться. И в нашей ситуации все эти пассивы, будь то выпущенные банкноты в нашем примере, расчетные чековые счета, счета до востребования. Все это — пассивы, обязательства по отношению к тем, кто может однажды вернуться в банк и потребовать свое золото. И не важно, по какой причине. Возможно, вкладчику нужно уехать из города. А может быть, он больше не доверяет банкам. Не имеет значения, по какой причине. Возможно, он просто хочет купить какие-нибудь драгоценности. Не имеет значения, по какой причине человек хочет забрать свое золото. Это счета до востребования. Чековые расчетные счета — это счета до востребования, а эти банкноты — это то, что можно обменять на золото в любой момент времени. Мы немного говорили об этом ранее, когда начинали наше обсуждение банковской деятельности. При этом, однако, вам необходимо оставлять немного золота про запас, на случай, если кто-то захочет вернуть свое золото. Итак, то количество золота, которое вам нужно оставить в резерве — относительно общего количества ваших обязательств по этому золоту — и будет нормой резерва. В нашей ситуации, в нашем воображаемом мире, резервом сохранения ценности является золото. Позже, когда мы избавимся от такой системы с золотом, резервом сохранения ценности станут наличные деньги, но пока давайте говорить о золоте. Норма резерва для моего банка — это объем золотых активов. Вы нигде не увидите такого формального определения, поскольку в настоящее время большинство людей отошли от золотого стандарта. Но здесь будет объем золотых активов, деленный на… Не хочу говорить «общий объем обязательств», так как банк может выдавать не только займы до востребования. Все пассивы в данный момент представлены займами до востребования, и это означает, что тот, кто владеет этим пассивом, может прийти и обменять его на золото в любой момент, но банк может выдать обычный заем. А обычный заем может быть и не до востребования. Обычный заем может быть таким, что банк будет вправе не погашать его в течение 10 лет, и в таком случае нет причин, по которым банку нужно откладывать в резерв золото для выплат по обязательствам. Так что давайте в нашем определении скажем не «общий объем обязательств», а «общий объем обязательств до востребования». Общий объем обязательств до востребования. Итак, каков общий объем бессрочных обязательств? В нашем случае он будет равен общему объему банкнот. Позднее мы уйдем от ситуации, где каждый банк выпускает свои банкноты. Я просто хочу дать вам некий исторический контекст, рассказать, как банкноты появились в принципе. Итак, объем бессрочных обязательств будет равен общему объему банкнот и счетов до востребования, чековых счетов или счетов до востребования. Чековых счетов или счетов до востребования. Давайте посмотрим, чему он равен в нашем банке. Общая сумма наших золотых активов составляет 500. А сколько всего у нас на счетах до востребования? 100 плюс 100 плюс 100… 100, 200, 300, 400… 600… и еще 100… итого — 700. Общий объем бессрочных обязательств, как я посчитал, равен 700, а золотые активы нашего банка составляют 500. Итак, сейчас норма резерва этого банка довольно высока — 5/7. Давайте посчитаем. 5/7. Получится что-то около… 7 на 57… около 71%. Правильно. 7 умножить на 7 будет 49, 71%. Итак, это наша норма резерва. И от дальнейшего наращивания активов и долгов для расширения своих балансов, банки удерживают нормативные резервы. Конечно, в настоящее время в Соединенных Штатах мы не используем золотой стандарт, но вы можете представить это в нашем вымышленном мире. При этом регуляторы банковской системы могут сказать… Я поменяю цвет чтобы избавиться от однообразия. Нормативный резерв составит… Нормативный резерв составит, допустим, 20%. В США в настоящее время рассматриваемый резерв составляет 10%, хотя золото больше не используется как резервный ресурс. Допустим, наш нормативный резерв составляет 20%. Это означает, что пока более 20% вот этих людей не потребуют вернуть свои деньги, банк будет сохранять ликвидность. Банк сохранит способность обеспечить свои обязательства. Поскольку все эти люди думают, что в любой момент они могут прийти в банк и получить свое золото. Для того, чтобы эта система работала, необходимо доверие, а для того, чтобы появилось доверие, банк должен поступать порядочно каждый раз, когда кто-либо требует деньги. Так, банк может сохранить ликвидность. По сути дела, норма резерва подразумевает, что, по мнению регуляторов банки нуждаются в поддержке для сохранения ликвидности. Наш банк в настоящий момент имеет норму резерва в 71%. А некоторые из рассматриваемых займов могут быть выданы на год или на два. Итак, до тех пор, пока, в течение года или двух, на которые выданы эти займы, более 71% этих людей не потребуют свое золото, наш банк будет в порядке. Если вдруг по какой-то странной причине 80% этих людей, владеющих бессрочными вкладами или банкнотами, придут и потребуют обменять их деньги на золото, наш банк израсходует запас золота и обанкротится. Есть две причины почему это действительно плохо. Первая — все эти бессрочные депозитные счета внезапно перестают казаться такими привлекательными, поскольку вы не выдаете золото по требованию из-за того, что люди требуют больше золота, нежели у вас есть. А вот другая проблема в том, что внезапно все потеряют доверие к системе и подумают: а может быть, все эти банки не так уж и безопасны, как я думал. И все начнут забирать свои деньги. Это называется банкротством. В нашем примере, если вот этот заем действительно стоит 300 золотых монет, и он действительно будет погашен, а вот этот заем действительно стоит 100 золотых монет и также будет погашен, то наш банк будет платежеспособным. У него будет больше активов, нежели пассивов. И если будет достаточно времени, он будет способен исполнить все свои обязательства. Но если все эти люди вдруг придут и захотят не 500, а 600 золотых монет, ведь банк должен им на самом деле 700, если они захотят 600 золотых монет, то все потеряют доверие к системе. Если эти люди не смогут получить это, возможно, они захотят забрать все свои деньги, и все обязательства необходимо будет исполнить. Затем банк, возможно, попытается продать эти займы кому-либо еще или, может быть, попытается взыскать долг с кого-либо, но, как вы можете себе представить, это вызовет большую неразбериху, и вся система, основанная на доверии, начнет рушиться. Но, как бы то ни было, изначальный вопрос состоял в том, каков предел наращивания активов и пассивов в балансе при выдаче этих займов и открытии этих депозитных счетов? Такой предел определяется с учетом нормы резерва, которую установили регуляторы. До встречи в следующем ролике! Subtitles by the Amara.org community

Изменение нормы обязательных резервов.

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение ключевой ставки. Ключевая процентная ставка, или основная процентная ставка, – это ставка по кредитам и депозитам, определяемая Центральным банком страны на определённый период. Она играет роль при установлении процентных ставок коммерческих учреждений в стране, а также она оказывает прямое влияние на уровень инфляции и на котировки на рынке Форекс. Повышение Центральным банком ключевой процентной ставки, ведёт за собой, как правило, подорожание национальной валюты и снижение инфляции.

Механизм воздействия изменения ключевой ставки следующий. Повышение ключевой ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение ключевой ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента.

В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.

Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено.

Для этого используются следующие приемы:

— покупки на открытом рынке;

— снижение нормы обязательного резервирования;

— снижение ключевой ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег.

Применяются следующие меры:

— продажи на открытом рынке;

— повышение нормы обязательного резервирования;

— повышение ключевой ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП.

Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *