НК ст 78

Содержание

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2017 г. по делу N 44г-25
Судья 1-й инстанции: Самороковская Н.В.
Судьи 2-й инстанции: Горнова М.В. — предс., докл.
Андреева И.Ю.,
Целищев А.А.
Президиум Московского городского суда в составе
Председателя Президиума Егоровой О.А.
и членов Президиума: Панарина М.М., Ишмуратовой Л.Ю., Курциньш С.Э., Базьковой Е.М., Пильгуна А.С.
при секретаре Ф.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. гражданское дело по иску О.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве о признании незаконными решений, взыскании денежных средств
по кассационной жалобе О.И., подписанной также в ее интересах адвокатом П.В., поступившей в суд кассационной инстанции 18 января 2017 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года,
установил:
О.И. обратилась в суд с иском, просила признать незаконными решение ИФНС России N 29 по г. Москве, оформленное письмом от 21 сентября 2015 года, об отказе в возврате ей излишне уплаченного налога на доходы физических лиц и решение УФНС России по г. Москве, оформленное письмом от 11 ноября 2015 года, об отказе в удовлетворении ее жалобы; устранить допущенные нарушения и взыскать с ИФНС России N 29 по г. Москве и УФНС России по г. Москве в ее пользу денежные средства в размере руб.
В обоснование заявленных требований О.И. указывала на то, что в июле 2015 года от сотрудников ИФНС N 29 по г. Москве ей стало известно о наличии переплаты по налогу на доходы физических лиц в размере более руб. 22 июля 2015 года О.И. для подтверждения указанной информации и возврата излишне уплаченного налога обратилась с соответствующим требованием в ИФНС N 29 г. Москвы. Письмом от 21 сентября 2015 года Инспекция ИФНС N 29 г. Москвы подтвердила факт переплаты по налогу на доходы физических лиц со стороны О.И. в размере 1 589 495 руб., однако в удовлетворении заявления отказала, сославшись на факт пропуска трехлетнего срока на подачу заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога.
16 октября 2015 года О.И., не согласившись с отказом, обратилась с жалобой в УФНС России по г. Москве. Решением УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2015 года О.И. в удовлетворении жалобы было отказано.
Решением Никулинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года исковые требования О.И. удовлетворены, постановлено:
признать незаконным решение ИФНС России N 29 по г. Москве от 21 сентября 2015 года об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы,
признать незаконным решение УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2015 года об отказе в удовлетворении жалобы о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы,
обязать ИФНС России N 29 по г. Москве возвратить О.И. сумму излишне уплаченного налога на доходы в размере рублей,
взыскать с ИФНС России N 29 по г. Москве в пользу О.И. расходы по уплате госпошлины в размере рублей,
взыскать с УФНС России по г. Москве в пользу О.И. расходы по уплате госпошлины в размере рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований О.И. отказано.
В кассационной жалобе О.И. ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения судебной коллегии, полагая его незаконным.
6 февраля 2017 года данное дело было истребовано из Никулинского районного суда г. Москвы, 9 февраля 2017 года поступило в Московский городской суд и определением судьи Московского городского суда от 21 марта 2017 года кассационная жалоба О.И. с гражданским делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения адвоката П.В. в интересах О.И., представителя ИФНС России N 29 по г. Москве по доверенности М.Н., представителя УФНС России по г. Москве Е.Г., обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Московского городского суда приходит к следующему.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (пункт 3).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 года N 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В.А. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации», оспариваемая норма, содержащая положение о праве налогоплательщика подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2015 года О.И. обратилась с заявлением в ИФНС России N 29 по г. Москве, в котором указала, что от сотрудника Инспекции ей стало известно, что с 2008 года за ней числится излишне уплаченная сумма по налогу на доходы физических лиц в размере около рублей, в связи с чем просила предоставить ей официальную информацию о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, а также вернуть излишне уплаченную сумму.
Письмом от 21 сентября 2015 года ИФНС России N 29 по г. Москве сообщила О.И. о невозможности произвести возврат/зачет денежных средств, так как переплата по налогу на доходы в сумме руб., образовавшаяся до 10 июля 2008 года, не подлежит зачету/возврату в связи с истечением трехлетнего срока согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ.
16 октября 2015 года О.И., не согласившись с данным ответом, обратилась с жалобой в УФНС России по г. Москве.
Письмом, датированным 11 ноября 2015 года, УФНС России по г. Москве в удовлетворении жалобы О.И. было отказано.
4 марта 2016 года О.И. обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из того, что о нарушении своих прав О.И. узнала в июле 2015 года, при этом доказательств, подтверждающих, что налоговый орган известил О.И. о выявлении факта переплаты налога, суду не представлено, в связи с чем срок для предъявления ею требований о возврате излишне уплаченной суммы налога ею не пропущен.
Проверяя законность постановленного судом решения, судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласилась, указав на то, что сумма налога в размере руб. за период 2006 — 2008 годов, вопрос о возврате которой как излишне уплаченной был поставлен О.И., была уплачена ею самостоятельно платежными поручениями от 14 июля 2006 года, 30 января 2008 года, 10 июля 2008 года.
Таким образом, уплачивая налоги самостоятельно, О.И. должна была знать о переплате в период, когда денежные средства были перечислены по платежным поручениям в 2006 и 2008 годах, тогда как с указанными требованиями она обратилась в суд только в 2016 году, что свидетельствует о пропуске ею срока исковой давности.
С учетом изложенного, судебная коллегия отменила решение суда и вынесла по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных О.И. требований.
Между тем, судебной коллегией не учтено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности связано с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о реальном нарушении его прав.
В силу статьи 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
При этом действующее налоговое законодательство предусматривает исчисление и уплату налога на доходы физических лиц непосредственно у источника получения такого дохода на дату его фактического получения (статья 226 Налогового кодекса РФ), вместе с тем, общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (статья 225 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства О.И., производя 14 июля 2006 года, 30 января 2008 года, 10 июля 2008 года уплату денежных средств в счет налога на доходы физических лиц, о нарушении своих прав непосредственно в момент такого платежа знать не могла, поскольку добросовестно полагала, что исполняет установленную законом обязанность по уплате налогов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в распоряжении налоговых органов имелись сведения о полученных О.И. за период с 2006 по 2008 год доходах и уплаченных ею через налоговых агентов суммах налога на доходы физических лиц, о чем свидетельствуют справки О.И. по форме 2-НДФЛ за 2006, 2007, 2008 годы, представленные суду ИФНС России N 29 по г. Москве вместе с возражениями против заявленных истцом требований (л.д. 41 — 59).
При таких обстоятельствах налоговый орган располагал как сведениями об уплате О.И. за 2006 — 2008 годы налога на доходы физических лиц через налоговых агентов, так и сведениями о самостоятельной уплате ею в 2006 — 2008 годах денежных средств в счет налога на доходы физических лиц, вместе с тем, несмотря на наличие фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, в нарушение положений статьи 82, пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ каких-либо мер к выяснению оснований для исчисления и уплаты О.И. налога на доходы физических лиц в размере руб. налоговый орган не принял, совместную с налогоплательщиком сверку расчетов по налогу на доходы физического лица не произвел, а о факте излишней уплаты налога налогоплательщику сообщил только в июле 2015 года.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что до июля 2015 года О.И., добросовестно заблуждаясь, полагала себя исполнившей обязанность по уплате налога на доходы физических лиц в размере, установленном законом, а налоговым органом требования закона в части осуществления налогового контроля и выявления фактов излишней уплаты налога выполнены не были, О.И., обратившись в суд в марте 2016 года, не может быть признана пропустившей срок исковой давности по заявленным ею требованиям.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав О.И., в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой инстанции были полно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 386, 387 — 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2016 года отменить, оставить в силе решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 апреля 2016 года.
Председатель Президиума
Московского городского суда
О.А.ЕГОРОВА

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога

Актуально на: 27 марта 2019 г.

Излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу, в счет погашения недоимки по налогам (задолженности по пеням, штрафам) или же возвращен налогоплательщику (п. 1 ст.78 НК РФ). Как вернуть излишне уплаченный налог, и каков срок возврата излишне уплаченного налога физическим лицом расскажем в данной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога

Для того чтобы вернуть переплату по налогам, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с заявлением об этом, в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 6, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о возврате налога может быть представлено в ИФНС лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Заявление на возврат налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога .

О том, как заполнить заявление на возврат налоговой переплаты, а также образец заявления на возврат излишне уплаченного налога можно посмотреть в отдельной консультации.

Возврат излишне уплаченного налога: сроки возврата

Решение о возврате излишне уплаченного налога принимается налоговой инспекцией в течение 10-ти рабочих дней со дня получения заявления на возврат переплаты по налогу (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Далее в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения инспекция обязана сообщить налогоплательщику о принятом решении о возврате переплаты по налогу либо об отказе в возврате переплаты (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Налоговая не возвращает излишне уплаченный налог, если у налогоплательщика имеется задолженность по другим налогам (пеням, штрафам) того же вида. При этом налоговая переплата будет возвращена только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такого долга (п. 6 ст. 78 НК РФ).

В общем случае возврат суммы излишне уплаченного налога налоговым органом производится в течение 1-го месяца со дня получения заявления о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Зачет излишне уплаченного налога

Помимо возврата излишне уплаченный налог можно зачесть в счет предстоящих платежей по этому или другому налогу (п. 1 ст. 78 НК РФ). Для этого также необходимо подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение 3-х лет со дня излишней уплаты налога (п. 2, п. 4, п. 7 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете налога может быть представлено в ИФНС в том же порядке, что заявление на возврат налога: лично в письменном виде, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или направлено через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление на зачет налоговой переплаты подается по форме, утвержденной Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Скачать бланк заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога .

Возврат и зачет переплаты физическими лицами

Как вернуть излишне уплаченный налог ИП? В том же порядке, что описан выше. К слову сказать, и на обычных физлиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, распространяется весь вышеописанный порядок возврата и зачета налога.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

Порядок зачета, а также действующие правила и сроки, устанавливает налоговое законодательство.

Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Уплатой налога будет считаться как прямое перечисление денежных средств в определенном размере на бюджетный счет государства, так и проведение зачета лишней суммы уполномоченным налоговым органом.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам – механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик – зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление – налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Датой отсчета необходимо считать день подачи письменного заявления о возврате в соответствующий орган.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.

Возврат переплаты по налогам можно выполнить только при согласии с этим фактом налоговой службы.

В НК РФ есть информация, что ИФНС обязана в десятидневный срок с момента выявления поступления лишних денежных средств уведомить об этом плательщика. Но в реальности подобные случаи редкость. Но сам субъект, обнаруживший переплату, вправе написать заявление с просьбой вернуть сумму переплаты. Перед этим ему рекомендуется сверить расчеты с ИФНС. Это не обязательно, но если у работников ИФНС возникнут вопросы, они попросят предъявить пакет бумаг, подтверждающих переплату.

Внимание! Субъект, уплачивающий налоги, должен знать, что вернуть излишнюю сумму взноса можно только в тех случаях, когда с момента переплаты прошло не более трех лет. Если виновником излишней выплаты стала налоговая, то возврат можно сделать в течение 30 дней, считая с того момента, когда налогоплательщику стало об этом известно либо с даты, когда в силу вступило решение, вынесенное судом.

Но ИФНС вправе три месяца проверять факт переплаты, после чего вынести вердикт о возврате.

Именно таков срок возврата суммы излишне уплаченного налога.

В каких ситуациях возврат денег невозможен

Бывает и так, что ИФНС отвечает отказом на запрос вернуть налоговую переплату. В большинстве случаев это связано с тем, что плательщики налогов пропускают отведенные законом для выполнения этой процедуры сроки. Если виновником переплаты выступает предприятие – временной отрезок составляет три года. Когда виновна налоговая – один месяц.

В таких ситуациях огромную роль играет доказательство времени выявления налоговой переплаты. Если у субъекта имеется возможность их предоставления, и они укладываются в рамки положенных по закону сроков, то через суд можно получить возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Важно! Предприятию может быть отказано в возврате переплате, если у него имеются долги перед бюджетом. При таком раскладе ИФНС вправе списать денежные средства без распоряжения владельца.

Возврат или зачет – что предпочтительнее?

У налогоплательщика, перечислившего на счет ИФНС лишнюю сумму, есть право не только попросить ее возврата, но и выполнить зачет переплаты в счет обязательств, которые предприятие имеет перед бюджетом. Но, в отношении зачета излишнего платежа, присутствует ограничение. Его можно выполнять исключительно по налоговым взносам в границах одного бюджета, например, федерального.

Выбор между возвратом и зачетом обычно делает налогоплательщик (если у него нет задолженности перед ИФНС). Решение о том, какой вариант предпочтительнее каждый принимает сам. Предварительно нужно оценить сложившуюся ситуацию в определённых обстоятельствах и объем переплаты.

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов требует обращения в налоговую инстанцию, сбора пакета документов.

Важно! Налоговики всегда выбирают зачет, ведь это дает им возможность избежать возврата. В связи с этим зачетная процедура занимает гораздо меньше времени. Документов для ее проведения требуется не так много, как при возврате.

Этот момент должны принимать во внимание налогоплательщики на стадии принятия решения. И не забывать о том, что есть срок возврата переплаты налога по заявлению, если он истечет, деньги вернуть не получится.

Помимо этого, роль играет и статус возникновения переплаты. Если лишние деньги переведены налоговым агентом, то засчитать ему данную сумму по обстоятельствам, где он выступает в качестве налогоплательщика, не удастся.

В таких случаях есть только один вариант – возврат.

Способы выявления переплаченных налоговых сумм

Налоговая переплата может появиться в силу разных причин и обнаружить ее могут представители ФНС или сам плательщик.

Немало налогов предусматривают авансовые взносы: квартальные или ежемесячные. Учитывая это обстоятельство, переплату по таким платежам можно обнаружить после составления годовой отчетности. В большинстве деклараций указываются размеры платежей, перечисленных авансом и годовой суммы, т.е. отражается объем переплаты, если таковая имеется.

Аналогичные ситуации имеют место, если уточняется отчетность, вследствие чего из-за льготы или другого обстоятельства (например, неверного обозначения налоговой базы) размер платежа уменьшается.

Нередко при перечислении взносов они уходят не по назначению, такое случается из-за недостоверных данных в платежных поручениях. Если причина в этом, переплата выявляется после взаиморасчеты сверок с бюджетом. Представители налоговой могут проинформировать об излишках (в письменной форме или по телефону). Факт переплаты можно выявить и самостоятельно.

Если представитель ФНС уведомляет звонком необходимо записать, откуда звонят, по какому платежу и какой размер имеет переплата.

В некоторых случаях налоговая может потребовать дополнительную документацию, чтобы удостовериться, что перечисленная сумма действительно превышает положенное значение. В предоставлении документов отказывать не рекомендуется.

На практике налоговики в редких случаях уведомляют об обнаруженной переплате. При появлении сомнений нужно зайти в личный кабинет на официальном интернет портале налоговой. При наличии у предприятия или индивидуального предпринимателя квалифицированной ЭЦП открытие личного кабинета не потребует никаких расходов. Через него удобнее всего контролировать переводы: именно здесь появляются сведения о недоплатах и лишних суммах.

Как вернуть излишне уплаченный налог

Если предприятие или ИП обнаружили факт налоговой переплаты, то есть 2 возможных варианта дальнейших действий:

  1. Возврат денежных средств к себе на р/c.
  2. Зачет излишков на другой налоговый взнос.

Инструкция как вернуть переплату по налогам ИП или организации.

Если предприятие решает вернуть деньги на свой счет, а не произвести зачет, то оформляет специальное заявление. Оно формируется по форме 1150058. Последнее обновление этого образца было в 2017 году. Сейчас оно больше похоже на декларацию. В заявке должны быть следующие данные:

  • название организации;
  • КБК по налоговому взносу;
  • размер переплаты;
  • номер расчетного счета субъекта.

Оформленное заявление можно передать в налоговую разными способами.

Одни предпочитают личный визит в ФНС, другие отправку почтой, а третьи электронную. В случае с почтовым отправлением требуется уведомление о вручении. При использовании интернета задействуют электронную цифровую подпись.

Как получить переплату по налогам физических лиц? Процедура возврата проходит в несколько стадий.

На первом этапе определяется факт переплаты. Это можно выяснить, например, при помощи запроса у налоговиков сверочного акта. Из этой бумаги будет ясно, по какому взносу, и в каком размере имело место лишнее зачисление денег.

Следующий шаг – оформление письменной заявки на возврат. В ней указываются данные организации, размер переплаты и номер счета в банке, на который требуется перевести деньги.

Заявление можно отдать в налоговую не только лично, но и через представителя. Воспользоваться почтой или интернетом.

Именно таков порядок возврата излишне уплаченных налогов.
Представители ФНС должны рассмотреть запрос в десятидневный срок.
Если налоговики без веских оснований откажут в возврате, необходимо собрать документы, чтобы передать дело на судебное рассмотрение.
ФНС обязана завершить процедуру возврата в тридцатидневный срок с момента получения запроса. Срок возврата переплаты по налогам из бюджета четко регламентируется законом, если он не соблюдается, налогоплательщик вправе жаловаться в вышестоящий орган, обратиться в суд.

Процедура зачета излишне уплаченного налога

Если субъект решает не возвращать излишне уплаченный налог, он может воспользоваться зачетом. Деньги пойдут в счет последующей оплаты данного налогового взноса либо погашения задолженности по другому не оплаченному в ФНС платежу.

При проведении зачета действует одно важное условие – взнос можно зачесть исключительно в рамках бюджета на том же уровне. Это значит, что излишки по федеральному налогу не могут быть зачтены в оплату регионального.

У ФНС есть право при выявлении переплаты самостоятельно осуществить зачет по другому взносу. Налоговикам не нужно согласие организации.

Чтобы произвести зачет следует подать соответствующее заявление. Для его заполнения используется форма КНД 1150057. Отправить его почтой, по интернету (через специальные сервисы) или посетить ФНС лично.

Существует также возможность действовать через представителя.

Важно! Осуществить зачет можно в трехлетний срок с того момента, когда произошла переплата.

Если компания хочет засчитать лишнюю сумму в счет дальнейших взносов нужно подать заявление в ФНС. Представители налоговой должны рассмотреть его за 10 дней и в пятидневный срок уведомить налогоплательщика о вынесенном решении.

Если ФНС решает самостоятельно сделать зачет переплаченных средств по одному взносу в счет долга по другому, сотрудник обязан выполнить эту процедуру в десятидневный срок с момента обнаружения переплаты. На уведомление о принятом решении отводится 5 дней.

В случаях, когда размер переплаты превышает недоплат, налоговики делают зачет и в течение одного месяца возвращают оставшиеся деньги на банковский счет. Нарушение указанного срока подразумевает начисление процентов, которые полагаются налогоплательщику.

Тем, кто не знает, как вернуть переплату по налогам физических лиц, стоит ознакомиться с положениями законодательства, регламентирующими этот вопрос.

Когда речь идет о возврате налоговой переплаты, подается заявление, заполненное в соответствии со специальной формой. Сроки его рассмотрения ФНС такие же, как и в случае с возвратом. Налоговая обязана вернуть деньги в течение месяца.

При несоблюдении временных рамок налогоплательщик может обратиться в суд, чтобы потребовать помимо возврата переплаченной суммы еще и процентов. Обращение в судебные органы возможно в течение трех лет.

Регламентирует возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78. Именно на ее основе суд выносит решение.

Как быть, если списание налога произошло по ошибке

У ФНС есть право списывать со счетом налогоплательщиков не оплаченные своевременно налоги, штрафы и пени. Одобрение субъекта для этого не требуется. В некоторых случаях такое происходит по ошибке. Например, в ФНС не пришло платежное поручение или сам плательщик из-за невнимательности указал ошибочные реквизиты. Если подобное случилось, налоговики обязаны вернуть незаконно удержанные деньги.

Если у организации имеются задолженности по другим налоговым платежам, из этого взноса часть может пойти на возведение недоимки, а остаток вернут налогоплательщику.

Излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату таков закон. Чтобы осуществить эту процедуру нужно направить в налоговую службу заявление в письменном виде. В нем излагается ситуация, прилагается подтверждающая документация (квитанция с перечисленным платежом).

Также указывается номер счета для возврата.

Внимание! На подачу заявления отводится срок в 1 месяц. Он отсчитывается с момента незаконного удержания денежных средств. Просрочка указанного временного отрезка приведет к тому, что вернуть деньги можно будет только в судебном порядке. 78 статья на возврат излишне уплаченного налога через суд отводит 3 года.

Налоговая не желает осуществлять возврат – что предпринять

Налоговики могут затянуть рассмотрение поданного запроса и не делать возврат. В таких ситуациях ожидание ничего не даст, нужно активно действовать.

Первым делом следует проверить, правильность реквизитов, которые указаны в заявлении, написанном для возврата денег. Удостовериться в этом можно, изучив копию, оставшуюся у подавателя.

Если представитель налоговой отказывает в приеме заявления – это неправомерное деяние. Для отправки документа стоит воспользоваться заказным письмом или специальным сервисом в интернете.

Во время общения с сотрудником ФНС следует ссылаться, что возврат излишне уплаченного налога статья налогового кодекса №78 – это право любого налогоплательщика. Закон отводит на выполнение этой процедуры один месяц. За это время заявление должно быть обработано, а деньги возвращены. По истечении обозначенного срока в случае бездействия представителей ФНС налогоплательщик может сформировать письменную жалобу. Ответ дается такой же форме. Звонками и разговорами в устной форме решать проблему не рекомендуется. Подобные обращения не будут зафиксированы, а по телефону можно дать любые обещания и заверения, если дело окажется на рассмотрение в суде потребуются доказательства.

Почти все судебные разбирательства в подобных ситуациях завершаются в пользу налогоплательщика. Суд принимает сторону ФНС только при наличии нарушений, допущенных на стадии оформления и подачи документов.

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Комментарий к Ст. 78 НК РФ

Статья 78 НК РФ устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченных налогов, штрафов, пеней.

Исходя из толкования ст. 78 НК РФ суммой излишне уплаченного налога, пени, штрафа признается сумма, которая уплачена налогоплательщиком (налоговым агентом) при отсутствии у него обязанности по ее уплате (Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. N Ф09-14160/13).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом в п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

То есть из положений п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что они применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

Таким образом, в силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ зачет федеральных налогов производится в счет федеральных налогов, региональных — в счет региональных, местных — в счет местных.

Например, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 14 НК РФ НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций — региональным, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Хотя при этом на основании п. 6 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС (Письмо Минфина России от 30 декабря 2011 г. N 03-07-11/362).

При этом налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Налоговым кодексом РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

То есть для целей законодательства о налогах и сборах налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются (Письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. N 03-08-13/26324).

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, укажем, что порядок возврата предусмотрен п. п. 7 — 10 ст. 78 НК РФ, это будет рассмотрено ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

Зачет или возврат налогов производит налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете.

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (Приложение N 6).

Прежде чем произвести зачет или возврат, проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано: может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.

Исходя из п. п. 2, 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):

по тому виду налога, по которому имела место переплата;

на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного налога, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение 10 дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлены сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога — 10 дней.

При этом согласно п. 4 ст. 78 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Однако из этих правил есть и исключения. Так, если в счет переплаты по налогу погашается недоимка — сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 78 НК РФ), то зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.

В таком случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:

обнаружения факта излишней уплаты налога;

либо со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;

либо со дня вступления в силу решения суда.

Вышеуказанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога регулирует п. 6 комментируемой статьи.

Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Подать его можно в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом следует учесть, что 3 летний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение одного месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

При этом отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 7 статьи 78 Налогового кодекса России норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 НК РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования (Письмо Минфина от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10, направленное для использования в работе Письмом ФНС России от 4 апреля 2006 г. N ММ-6-19/357@ «О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога»).

Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам. Так как возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Отметим, что с 1 июля 2015 г. положение о том, что сообщение должно быть осуществлено в письменной форме, из п. 9 ст. 78 НК РФ исключается.

До истечения 10 дневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налогового органа, направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

При этом ФНС России обращает внимание, что действующая редакция ст. 78 НК РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней — 360, 365 или 366 — производится расчет соответствующих процентов.

Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что судебная практика свидетельствует о том, что суды находят возможным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования в соответствии с п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

В связи с изложенным ФНС России полагает целесообразным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) налога.

Вышеуказанные разъяснения даны ФНС России в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога».

Аналогичные выводы были даны также и в Письме Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7.

Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 78 НК РФ, а также разъяснений ФНС России, изложенных в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога», расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафов, может быть представлен в следующем виде:

Проценты

за нарушение Сумма излишне Количество Ставка

срока возврата уплаченного календарных рефинансирования

излишне = налога (сбора, x дней нарушения x Банка России, : 360

уплаченного пеней, штрафов) срока возврата действовавшая

налога (сбора, в дни нарушения

пеней, штрафов) срока возврата

При этом следует иметь в виду, что при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (Письмо Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7).

В заключение отметим, что согласно абз. 3 п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п. 11.1 ст. 176 НК РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *